Жанры художественной литературы

Жанры художественной литературы

Художественная литература является выражением художественной (эстетической) формы и вида общественного сознания в искусстве слова. От других типов литературы художественная литература отличается большей ролью художественного образа как средства создания литературно-художественных произведений. Художественный образ — сложная катего­рия эстетики: «результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека», «способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов» 1 .

Произведения художественной литературы построены на словесном (вербальном) материале, как и любые другие текстовые (литературные) документы. Но их специфика настолько велика, что многие не только рядовые читатели, но и научные работники не видят общих черт художественной литературы и других текстовых документов, вообще не считают возможным называть произведения художественной литературы документами. На такой подход, безусловно, повлияли устаревшие, недокументоведческие представления о том, что такое документ. Если не вкладывать в понятия «документ9quot; и «литература9quot; никаких оценочных моментов, а руководствоваться только сформулированными выше дефинициями, то понятия «художественная литература», «произведение художественной литературы», «литературно-художественный документ» можно считать равнозначными.

Литературное произведение в об’ективированной форме, за­фиксированное на материальном носителе, — это документ. Если это произведение относится к типу художественной литературы, то данный документ — литературно-художественный. Документоведение не может обойти вниманием такой важный и обширный класс документов, как художественная литература, невзирая на то, что изучению художественной

литературы (не только ее истории, но и теории) посвящена особая научная дисциплина — литературоведение.

Итак, литературно-художественные документы — это вербальные (текстовые) документы, являющиеся результатом литературно-художественного творчества, выражающие эстетическую форму общественного сознания и формирующие ее, отражающие действительность в художественных образах, а также эстетические, моральные, философские, социальные ценности общества, мировоззрение и эстетические идеалы оп­ределенных социальных групп, наций, эпох. Содержание произведений художественной литературы воспринимается человеком на уровне чувств, влияет на эмоциональное состояние человека.

Специфической для литературно-художественных документов является эстетическая функция, то есть отражение мира в художественных образах, оценка окружающей действительности с точки зрения эстетического идеала, формирование и распространение художественных ценностей. Среди изобразительных средств художественной литературы можно отметить такие специфические черты, как наличие вымысла, художественного обобщения и типизации явлений действительности, ярко выраженный субъективный стиль изложения текста. Автор произведения художественной литературы — это художник, который не только подражает определенным образцам, но и создает новейшие формы. Впечатления от действительности он пропускает через собственное индивидуальное сознание, через свое сердце и душу, что и придает произведениям художественной литературы неповторимые черты и особенности.

Понятие «жанр9quot; употребляется в различных видах искусства то в значении рода, то вида, то подвида художественных произведений 1. Жанры могут различаться по предмету отра-ясения, познавательной емкости произведения, идейно-психологической оценочной позиции художника, способу построения художественного образа и другим признакам.

Художественная литература — это огромная динамичная система литературных родов (эпос, лирика, драма), прозаических и стихотворных форм (проза и поэзия), языковых средств. Понятие «жанр художественной литературы» определяется на основании принадлежности произведения к определенному литературному роду, объема произведения и способа построения художественного образа. Причем жанрами называют как большие подразделы художественной литературы, то есть то же самое, что роды: эпический, лирический, драматический жанры; так и их деление на разновидности произведений: эпический — на героическую поэму, роман, рассказ; лирический — на оду, элегию, стихотворение, песню; драматический — на трагедию, комедию, драму. Последующие, еще более детальные деления, преимущественно по особенностям тематики, тоже называют жанрами. Например, различают такие жанры романа, как бытовой роман, психологический роман и т. п. Существующие жанры постоянно развиваются, дополняются новыми вариантами.

Невзирая на такую неопределенность и мобильность, понятие «жанр9quot; трактуется как исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; как тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания 1 .

Для практических целей анализа и изучения литературно-художественных документов в документоведении можно предложить такое их деление на жанры:

— прозаические произведения (рассказ, очерк, повесть, новелла,
роман);

— поэтические произведения (стихотворение, басня, поэма);

— драматические произведения (пьеса, сценарий);

— фольклорные произведения (сказка, загадка, пословица, поговорка, песня и т. п.).

Образность, характерная для произведений художественной литературы, легко проникает в произведения других типов литературы, создавая пограничные жанры: художественно-публицистические (очерк, эссе и т. п.), научно-художественные или научно-познавательные (художественная биография научного работника или описание процесса научного открытия), мемуарные. Частично художественная литература пересекается с развлекательной (анекдоты, шутки, тосты и т. п.).

Образность противоположна логике как способу мировосприятия и отражения действительности в научно-исследовательской литературе и других типах литературы, являющихся воплощением научного сознания. Однако логичность уступает образности в рекламной литературе.

Обратим особое внимание на понятие «документальная литература». Оно трактуется как «очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характерные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение» 1. Согласно этой характеристике произведения так называемой «документальной литературы» должны были бы относиться одновременно к художественной и публицистической литературе. Исходя из содержания таких произведений и учитывая разные значения понятия «документ9quot;, можно назвать этот промежуточный тип литературы документально-художественной, или художественно-документальной, имея в виду значение Документа V, то есть документа как исторического ис­точника, приближенного к тем событиям, которые изучаются историком. Документально-художественная литература имеет такие разновидности: 1) литература, основанная на изображении реальных событий или людей (так называемая «литература факта»); 2) литература, основанная на изучении исторических документов, их использовании в тексте художественного произведения. Разновидностью (одним из жанров) документально-ху-357

дожественной литературы является научно-художественное произведение, в основу которого положен научный факт.

12.8. Жанры публицистической литературы

Публицистическая литература (публицистика) с точки зрения структуры общественного сознания соответствует уровню (сфере) идеологии. Это значит, что в публицистической литературе находят отражение актуальные вопросы современной общественно-политической жизни, ставятся задачи формирования общественного мнения по тем или иным вопросам. Тип публицистической литературы по отраслевому признаку более всего присущий обществоведческой (или общественно-политической) литературе, потому что публицисты выступают именно по актуальным проблемам общественной жизни. Но такие проблемы могут возникать и в науке, и в производстве, и в культурной жизни и т. п. Следовательно, публицистика может касаться разных тем и разных отраслей народного хозяйства, поэтому не может быть определена как литература, относящаяся к одной отрасли, но как тип литературы, характерный для любой отрасли знания.

Публицистическая литература возникает и развивается, главным образом, в виде публикаций в периодических изданиях: газетах и журналах, преимущественно общественно-политического содержания, но может присутствовать и в научных, производственных, научно-популярных периодических изданиях. Иногда публицистические произведения после опубликования в периодических изданиях переиздаются в непериодических сборниках или в собраниях сочинений их авторов. Некоторые публицистические произведения с самого начала создаются и ориентируются на существование в виде непериодических изданий.

Для публицистической литературы характерно наличие в их содержании таких составляющих, как:

— фактический, конкретный материал, отражающий социальные и психологические аспекты общественного бытия;

— публицистический анализ и синтез, обобщение фактического материала;

— выводы и предложения относительно последующего решения проблемы;

— постановка новых проблем.
Изобразительные средства публицистики включают как логику,

характерную для научного знания, так и образность, присущую художественному сознанию, а также элементы эмоционального отношения к фактам или явлениям. Язык публицистической литературы, как правило, логичный, образный, яркий и доходчивый.

Построение публицистических произведений может быть разным: в соответствии с последовательностью событий; от частных фактов к их интерпретации и обобщениям; от общих положений — к анализу отдельных фактов.

Авторами публицистических произведений являются, как правило, журналисты, это — их профессиональный долг. «Профессия журналиста привлекает возможностью влиять на формирование общественного сознания, общественного мнения. Работник масс медиа, информируя читателей о событиях в регионе и в мире, выражая свое мнение о них, втягивает в поле своего влияния аудиторию, оплодотворяет ее своим видением действительности и ее проблем. Не писатель, а журналист претендует сегодня на роль «властелина умов», его имя чаще всего встречается рядовому гражданину под репортажами, комментариями, аналитическими статьями или очерками; именно журналист играет сегодня роль политического центра, к которому тянется за авторитетным словом политически активная аудитория», — так представляет профессию журналиста Игорь Леонидович Михайлин 1 .

Жанры публицистической литературы относятся к аналитическим жанрам журналистики. «Аналитические жанры отличаются глубокой, детальной проработкой причинно-следственных связей, оценочных отношений предмета, основательностью аргументации и т. д. Предметным основанием таких жанров выступают социальные ситуации, проблемы, конфликты. В сферу исследования действительности вовлечены методы обобщения, анализа, синтеза. Основное требование к аналитическим жанрам — взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция» 1. Некоторые авторы выделяют среди аналитических жанров художественно-публицистические и рассматривают их отдельно 2 .

Перечень жанров публицистической литературы не устоялся. Разные авторы называют разное их количество и дают характеристику отдельным жанрам. Сделаем обобщение на основании этих характеристик.

Корреспонденция — это анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Корреспонденция сообщает о событии, носящем, как правило, конфликтный характер. Анализ ситуации предусматривает беседу с людьми, сопоставление их мыслей, знакомство с документами и формулировку выводов на основе анализа 3 .

Публицистическая статья — «это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях». Статья представляет отдельную ситуацию как часть более широкого явления, прослеживает ее связь с социальными проблемами. Факты используются для того, чтобы поставить важную и актуальную общественную проблему, проанализировать тенденции общественного развития. Различают такие виды пуб­лицистических статей: передовая, фоновая, редакционная (вводная), теоретико-популяризаторская, проблемно-постановочная, теоретическая, критическая, публицистический комментарий 4 .

Рецензия трактуется как «один из основных жанров критики, содержащий оценку, анализ и интерпретацию, определение сильных сторон и

изъянов, замечания и предложения относительно улучшения литературного, художественного или научного произведения» 1. Заметим, что рецензия может рассматриваться и как жанр научно-информационной литературы, если в ней преобладает направленность на информирование о факте издания определенного документа.

Комментарий — «разъясняющие или критические рассуждения либо истолкования определенных событий и фактов общественной, научной, культурной жизни. Комментарий объясняет содержание определенного события, политического или исторического документа, непонятные места литературного или публицистического произведения» 2 .

Интервью, беседа — публикация в виде вопросов и ответов. Интервью может быть жанром не публицистической, а массово-информационной литературы, если оно ограничивается короткими, некомментированными вопросами и ответами. Аналитическое интервью предусматривает активную роль журналиста, принуждающего собеседника обнаружить причины и последствия определенного явления, дать ему оценку, сформулировать прогноз развития, привести необходимые аргументы.

Обозрение — «аналитический жанр, знакомящий читателей с важнейшими событиями жизни страны, области, города, предприятия за определенный период (неделю, месяц)» 3. Задача обозревателя — не только наблюдать, но и осмысливать события общественной жизни. Обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, отстаивать передовые взгляды, обнаруживать в явлениях их сущность, прогнозировать ход общественного развития, способствовать практическому решению проблем 4. По тематике различают обозрения: экономическое, коммерческое, научное, внутреннее, внешнеполитическое, международное, иностранное, кинообозрение, телевизионное обозрение, радиообозрение, книжное обозрение, журнальное обозрение, газетное обозрение, спортивное обозрение, обзор писем.

Обзор печати — это жанр, рецензирующий прессу, обобщающий опыт работы средств массовой информации. Различают обзоры печати общие и тематические, аналитические и информационные 1 .

Зарисовка — художественно-публицистический жанр, отражающий, главным образом, внешние стороны описываемых событий или явлений; излагающий факты и эмоции по их поводу 2 .

Очерк — художественно-публицистический жанр, отражающий конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, выразительные детали, напряженные диалоги, портреты, философские рассуждения. Жанр очерка предусматривает не только точное отражение действительности, реальных событий или лиц, но и обобщение, художественное моделирование, допускающее творческий домысел. Разновидности очерка: физиологический или этнографический (описы­вающий быт и нравы людей), портретный, раскрывающий духовный мир человека (в том числе юбилейный портретный очерк), путевой (публицистические заметки о каком-либо путешествии) 3 .

Эссе — «жанр художественно-публицистического или научно-популярного творчества, где свободно, не обязательно исчерпывающе, но выразительно индивидуально трактуется определенное событие, явление, проблема или тема. Для эссе свойственен неожиданный, нетрадиционный взгляд на явления жизни, искусства, науки, свободная раскованная компо­зиция, ассоциативность, смещение временных и пространственных планов, сочетание значительных элементов художественной образности с научными рассуждениями» 4 .

Фельетон — разновидность эссе, построенная на юморе, иронии. Предмет фельетона — все комическое, бессмысленное, несообразное, противоречивое и парадоксальное в социальной действительности. Смех выступает как средство осмеяния зла, порожденного халатностью, эгоизмом, пренебрежением, проявляющимися в действиях одних людей по отношению

к другим. В фельетоне представляют факты, содержащие в гипер­трофированном виде типичные черты, характеризующие зло 1 .

Памфлет — «один из самых главных жанров социальной критики, злободневное остросатирическое произведение, обличительный пафос которого направлен на беспощадное осмеяние вредных для общества явлений, организаций и известных лиц. В памфлетах широко используется художественно-образное и научно-понятийное мышление, идейно уничтожается объект критики, комбинируются разнообразные проявления комического: сарказм, ирония, используются гиперболы, контрасты, уничижительная лексика» 2 .

Житейская история — художественно-публицистический жанр, аналогичный рассказу в художественной литературе. Житейская история описывает определенные эпизоды из жизни людей, их отношения, жизненные коллизии. Основой «житейской истории» может быть как реальный факт, так и художественный вымысел автора. В отличие от произведения художественной литературы житейская история больше похо­жа на другие журнально-газетные публикации по характеру языковых и выразительных средств 3 .

К публицистическим жанрам считаем возможным отнести также текст речи (доклада или выступления) на общественно-политическом собрании или ином форуме. В такой речи докладчик, как правило, пользуется арсеналом изобразительных средств, характерных для публицистики.

Публицистическая монография — жанр публицистической литературы, содержащий всестороннее публицистическое исследование одной проблемы или темы. Это жанр, характерный не для газетных или журнальных публикаций, а для отдельных непериодических изданий. Публицистическая монография подобна научной монографии тем, что всесторонне освещает одну тему (проблему), но отличается популярным, художественно-образным, эмоциональным стилем изложения материала,

необязательностью документального подтверждения каждого тезиса. Публицистическая монография по своим жанровым особенностям близка к публицистическому очерку, а отличается от него значительным объемом материала.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

/ Жанры литературы

Литературные жанры — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы».

Роды, виды и жанры литературы не существуют как нечто неизменное, от века данное и вечно существующее. Они рождаются, теоретически осознаются, исторически развиваются, видоизменяются, доминируют, замирают или отступают на периферию в зависимости от эволюции художественного мышления как такового. Самым стабильным, фундаментальным является, конечно, предельно общее понятие «род», самым динамичным и изменчивым — значительно более конкретное понятие «жанр».

Первые попытки теоретического обоснования рода дают о себе знать в античном учении о мимезисе (подражании). Платон в «Государстве», а затем и Аристотель в «Поэтике» при­шли к выводу, что поэзия бывает троякого рода в зависимости от того, чему, как и какими средствами, она подражает. Иными словами, родовое деление художественной литературы зиждется на предмете, средствах и способах подражания.

Отдельные замечания о способах организации художественного времени и пространства (хронотопа), разбросанные в «Поэтике», составляют предпосылки для дальнейшего деления на виды и жанры литературы.

Представление Аристотеля о родовых признаках традиционно именуется формальным. Его продолжатели — представители немецкой эстетики XVIII—XIX вв. Гёте, Шиллер, Авг. Шлегель, Шеллинг. Примерно в это же время были заложены принципы противоположного — содержательного подхода к родовому делению художественной литературы. Его инициатором стал Гегель, исходивший из гносеологического принципа: предметом художественного познания в эпосе служит объект, в лирике — субъект, в драме — их синтез. Соответственно содержание эпического произведения составляет бытие в его целостности, господствующее над волей людей, по­этому в нем преобладает событийный план; содержание лири­ческого произведения — душевное состояние, настроение лирического героя, поэтому событийность в нем отступает на второй план; содержание драматического произведения — устремленность к цели, волевая активность человека, прояв­ляющаяся в действии.

Производными от категории рода или, вернее, уточняющими, конкретизирующими его понятиями являются понятия «вид» и «жанр». Видом мы по традиции называем устойчивые структурные образования внутри литературного рода, группирующие еще более мелкие жанровые модификации. Например, эпос состоит из малых, средних и больших видов, таких, как рассказ, очерк, новелла, повесть, роман, поэма, эпопея. Впрочем, нередко они называются жанрами, которые в строгом терминологическом значении конкретизируют виды или в историческом, или в тематическом, или в структурном аспекте: античный роман, новелла эпохи Воз­рождения, психологический или производственный очерк или роман, лирическая повесть, рассказ — эпопея («Судьба человека» М. Шолохова). Некоторые структурные формы соединяют в себе видовые и жанровые признаки, т.е. виды жанровых разновидностей не имеют (таковы, например, виды и одновременно жанры средневекового театра соти и моралитэ). Однако наряду с синонимическим словоупотреблением актуальна иерархическая дифференциация обоих терминов. Соответственно виды подразделяются на жанры по целому ряду разнообразных признаков: тематическому, стилистическому, структурному, объему, по отношению к эстетическому идеалу, реальной действительности или вымыслу, основным эстетическим категориям и пр.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Фентези — поджанр фантастической литературы. Произведения этого поджанра написаны в эпической сказочной манере, используют мотивы древних мифов и легенд. Сюжет обычно построен на магии, героических приключениях и путешествиях; в сюжете обычно присутствуют волшебные существа; действие происходит в сказочном мире, напоминающем Средневековье.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня, или песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Утопия — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Драма – (в узком смысле) один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Виды (жанры) литературы

Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца9raquo; в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

Песня. или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

Послание (э пистолярная литература ) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем9raquo; или «посланий9raquo; (эпистол).

Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

Сказка — это жанр литературного творчества, ч аще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения.

Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Жанры художественной литературы

Жанры художественной литературы

Как мы приступаем к чтению новой книги? Конечно же, обращаем внимание на название, на имя автора. Нас
интересуют и другие её особенности: мы намеренно выбираем для чтения рассказы или повести, басни или стихотворения. От сказки мы ждём увлекательного сюжета и чудодейственного волшебства; от басни — смешной истории, яркой аллегории, мудрого поучения. Приступая к чтению рассказа. мы знаем, что это небольшое произведение о каких-то интересных событиях из жизни человека (или животного).

Стихотворения привлекают нас чаще всего своим лирическим содержанием, погружая в мир чувств и переживаний поэта. Жанр литературный (от франц. gerne — род, вид) — это проявление в более или менее обширной группе произведений общих признаков изображения действительности. По этим наиболее характерным признакам мы и отличаем басню, например, от рассказа, а рассказ от повести.

Понятие «жанр» в литературе соответствует понятию «вид», однако термин «жанр» является наиболее употребительным. Если бы нам самим захотелось сочинить что-нибудь своё, собственное, то вы, конечно же, в первую очередь, определили бы для себя жанр будущего произведения — стихотворения, басни или, может быть, поэмы.

Обращение к тому или иному жанру во многом зависит от особенностей таланта писателя. Выдающиеся писатели могут быть одинаково велики во многих видах (жанрах) искусства слова — в повестях, романах, рассказах и сказках, стихотворениях и песнях, поэмах и драмах. У русских поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова есть произведения всех названных жанров. Каждый литературный жанр уникален по своим возможностям изображать действительность с помощью художественного слова. Поэтому нельзя возвышать одни жанры над другими. Ещё в XVIII веке выдающийся французский философ и писатель Вольтер по поводу разнообразия литературных жанров говорил, что все жанры хороши, кроме скучного. Никакие жанры не уходят в прошлое безвозвратно, как никогда не умирают хорошие книги. Они живут и в первых изданиях, и в современных, которые собирают широкий круг новых читателей. И сегодня нас пленяет и музыка стиха, и увлекательная проза — «Повести Белкина» Пушкина. «Записки охотника» Тургенева. рассказы Чехова и многие другие замечательные произведения русской и мировой литературы.

Давайте побеседуем
1. Что такое жанр литературного произведения?
2. Каким жанрам вы отдаёте предпочтение в своём чтении?
3. Назовите имена известных вам баснописцев и сказочников мировой литературы (русской, украинской и др.). Какие их произведения вы помните?
4. Назовите полюбившиеся вам художественные произведения, изученные в школе. Определите их жанр.
5. Какие жанры (виды) произиедений устного народного творчества вы знаете?

Ciмaкoвa Л. А. Література. Підручник для 7 кл. загальноосвітніх навчальних закладів з російською мовою навчання. — К. Вежа, 2007. 288 с. іл. — Мова російська.

Прислано читателями из интернет-сайта

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Жанр литературного произведения

Зачем автору нужно разбираться в жанрах?

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы — с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, — это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет и, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление — расследование — изобличение преступника.

Любовный роман. герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью — возникает угроза — герой пытается спастись — герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «что происходит в романе?» и «где происходит?» Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик — это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями — либо авторскими, либо общими.

В мейнстриме (от англ. mainstream — основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима — такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» — это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, — это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку кроме «хорошая книга».

При указании жанра в романах-мэйнстрим обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866 — 1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени, The Atlantic Monthly. он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли «мейнстримом». Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В отличие от мейнстрима, который должен аппелировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересуют искусство ради искусства и возможность поделиться с миром чем-то наболевшим.

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр — чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров как их понимают в издательствах и книжных магазинах:

Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.

Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п.

Детектив. Основная сюжетная линия — раскрытие преступления.

Исторический роман. Время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.

Любовный роман. Герои обретают любовь.

Мистика. Основа сюжета — сверхъестественные события.

Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.

Триллер / ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.

Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история.

Фэнтези / Сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

В категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, биографии, публицистика и пр. То есть все книги, которые описывают жизнь как она есть.

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типажу книги (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшен как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги. Например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

• Автобиографии, биографии и мемуары

• Архитектура и искусство

• Астрология и эзотерика

• Бизнес и финансы

• Воспитание и образование

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *