Защита конкуренции

Защита конкуренции

Наряду с развитием конкуренции необходима ее право­вая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конститу­ции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а так­же злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринима­ется как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпри­нимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельности на то­варных рынках» (далее — Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными опреде­ленные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявле­ние запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглаше­ний (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми дос­тигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокуп­ности долю на рынке определенного товара более 35%, на­правленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновремен­но на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета при­нятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправле­ния, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполни­тельной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправле­ния принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В част­ности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хо­зяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимуще­ственное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на са­мом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим по­следствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повыше­ние или поддержание цен и иные монополистические дей­ствия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необхо­димо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкурен­ции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в част­ности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некоррект­ное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих то­варных знаков и способов индивидуализации чужого това­ра, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не форми­рованию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его терри­ториальные органы вправе давать хозяйствующим субъек­там предписания о прекращении нарушений антимоно­польного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рас­сматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заме­стители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в эко­номике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формирова­нию конкурентной среды на товарных рынках.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать дру­гие государственные органы исполнительной власти: феде­ральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законо­дательные решения.

1. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М. 2000.

2. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запа­да. М. 1992.

3. Луцкая Е.Я. Государственное регулирование монополии и конкуренции в примышлено развитых странах. М. 1992.

4. Олейник ОМ. Запреты, пределы и санкции в антимоно­польном законодательстве // Закон. 1995. № 4.

5. Паращук С.А. Конкурентное право. М. 2002.

6. Юданов А.В. Конкуренция. Теория и практика. М. 1996.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» с изменениями, вступившими в силу с 04.07.2016 года (ред 35). Действующая редакция. Последние изменения в закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)

Понятие «конкуренция» в законе является ключевым, его содержание раскрывается в п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции:

конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Предмет регулирования закона о конкуренции. организационные и правовые основы защиты конкуренции, включающей в себя предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения и устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, госфондами.

Цели закона о конкуренции. 1) обеспечение единства экономического пространства; 2) обеспечение свободного перемещения товаров; 3) обеспечение свободы экономической деятельности в РФ; 4) защита конкуренции; 5) создание условий для эффективного функционирования товарных рынков

Субъектный состав отношений, регулируемых законом о защиты конкуренции весьма широк: физические лица, российские и иностранные юридические лица, Президент и Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, ЦБ РФ, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы и организации, осуществляющие функции вышеназванных органов власти, государственные внебюджетные фонды.

Первоначальный текст закона был опубликован в «Российской газете» (N 162, 27.07.2006) и «Собрании законодательства РФ» (31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434).

Некоторые разъяснения о применении положений закона о конкуренции содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», а также в «Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

26 июля 2006 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Монополистическая деятельность

Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция

Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты,
действия (бездействие), соглашения, согласованные действия
федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, иных осуществляющих
функции указанных органов органов или организаций,
организаций, участвующих в предоставлении государственных
или муниципальных услуг, а также государственных
внебюджетных фондов, Центрального банка
Российской Федерации

Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу
котировок цен на товары, запросу предложений, Особенности
заключения договоров с финансовыми организациями, порядка
заключения договоров в отношении государственного и
муниципального имущества, порядка рассмотрения
антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры
торгов и порядка заключения договоров, порядка
осуществления процедур, включенных в исчерпывающие
перечни процедур в сферах строительства

Глава 5. Предоставление государственных
или муниципальных преференций

Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Глава 7. Государственный контроль
за экономической концентрацией

Глава 8. Ответственность за нарушение
антимонопольного законодательства

Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении
антимонопольного законодательства

Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу
настоящего Федерального закона

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
26 июля 2006 года
N 135-ФЗ

Закон о защите конкуренции

В данный момент на территории большинства развитых стран действует рыночная экономика. Основное условие для обеспечения ее эффективного функционирования – это свобода конкуренции. Эта задача решается на государственном уровне.

Конкуренция – это соперничество между субъектами, при котором исключается возможность того, что один из них будет в одностороннем порядке влиять на условия товарооборота на соответствующем уровне рынка.

Для того чтобы организации получили необходимые возможности для своего функционирования, их права и обязанности закреплены в юридических документах. Закон о защите конкуренции сосредоточен на предотвращении монополистической деятельности. Кроме того, в нем содержатся пункты, пресекающие недобросовестную конкуренцию и противодействие соперничеству между организациями со стороны органов управления и власти.

Рассматриваемая область экономической деятельности строго регламентируется законодательством. Важнейшим и основным правовым документом является Федеральный закон о защите конкуренции. Добросовестное соперничество между субъектами также обговаривается в законе об акционерных обществах, о предпринимательстве.

Закон о защите конкуренции включает в себя 10 глав, которые подразделяются на 54 статьи. Попробуем рассмотреть основные моменты этого правового документа. В первой главе указаны общие положения закона. То есть в ней содержатся основные понятия (к примеру, «финансовая организация», «товар9raquo; и многое другое), определения цели и предмета закона. В первой главе также оговаривается согласованность действий организаций и хозяйствующих субъектов.

Закон о защите конкуренции включает в себя вторую главу, которая направлена на регулирование недобросовестного соперничества и монополистической деятельности. В частности, в ней содержатся статьи, исключающие возможность злоупотребления доминирующим положением. Также вторая глава закона регламентирует допустимость «вертикальных9raquo; сделок и соглашений.

В третьей главе содержится запрет на ограничение здоровой конкуренции со стороны органов исполнительной власти, а также местного самоуправления. В ней также излагаются антимонопольные требования к запросу котировок цен на продукцию, а также на торги. Третья глава регулирует особенности заключения сделок и договоров с различными финансовыми организациями.

Пятая глава указывает правовые ограничения муниципальных и государственных преференций. Шестая глава регулирует полномочия и функции антимонопольных органов. Седьмая глава указывает на обязательность государственного влияния на экономическую концентрацию, возникающую в области защиты соперничества между субъектами.

Закон о защите конкуренции включает в себя восьмую главу, являющуюся важнейшей в этом правовом документе. Она фиксирует обязательность исполнения предписаний и решений антимонопольных органов. Также в главе указана ответственность за нарушение пунктов рассматриваемого правового документа и условия принудительного разделения организаций.

В девятой главе указывается порядок рассмотрения дел, связанных с полным или частичным нарушением антимонопольного законодательства. Десятая глава правового документа содержит в себе заключительные положения закона. Также она регулирует сроки вступления рассматриваемого документа в силу.

Подведем итоги. Закон 135 ФЗ о защите конкуренции направлен, в первую очередь, на предотвращение монопольной деятельности организаций. Его главы также регулируют условия соперничества между хозяйствующими субъектами. При рыночной экономике этот правовой документ является очень важным и значимым.

Защита конкуренции

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Защита конкуренции

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Защита конкуренции

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Защита конкуренции

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Защита конкуренции

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Защита конкуренции

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изменениями и дополнениями)

  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 1. Общие положения
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 5. Доминирующее положение
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 2.1
      • Часть 2.2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 6.1 (утратила силу)
      • Часть 6.2 (утратила силу)
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 6. Монопольно высокая цена товара
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 7. Монопольно низкая цена товара
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 9. Группа лиц
      • Часть 1
      • Часть 2
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 2. Монополистическая деятельность
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 12. Допустимость соглашений
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий
      • Часть 1
      • Часть 1.1 (утратила силу)
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Статья 14. Запрет на недобросовестную конкуренцию (утратила силу)
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 2.1. Недобросовестная конкуренция
    • Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации
    • Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение
    • Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения
    • Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
    • Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 4. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, порядка рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 3.1
      • Часть 3.2
      • Часть 4 (утратила силу)
      • Часть 5
      • Часть 5.1
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 2.1
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 5.1
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
      • Часть 12
      • Часть 13
      • Часть 14
      • Часть 14.1
      • Часть 15
      • Часть 15.1
      • Часть 15.2
      • Часть 16
      • Часть 17
      • Часть 18
      • Часть 19
      • Часть 20
      • Часть 21
      • Часть 22
      • Часть 23
      • Часть 24
      • Часть 25
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 5. Предоставление государственных или муниципальных преференций
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 19. Государственные или муниципальные преференции
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
    • Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа
    • Статья 22. Функции антимонопольного органа
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 23. Полномочия антимонопольного органа
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
      • Часть 12
      • Часть 13
      • Часть 14
      • Часть 15
      • Часть 16
    • Статья 24. Права работников антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 5.1
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
      • Часть 12
      • Часть 13
      • Часть 14
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.3. Осмотр
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.6. Оформление результатов проверки
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 2.1
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 7. Государственный контроль за экономической концентрацией
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3 (утратила силу)
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Статья 30 (утратила силу)
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 3.1
      • Часть 4
      • Часть 4.1
      • Часть 5
      • Часть 5.1
      • Часть 5.2
      • Часть 5.3 (утратила силу)
      • Часть 5.4
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 9.1
      • Часть 10
      • Часть 11
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3 (утратила силу)
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 3.1
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10 (утратила силу)
      • Часть 11 (утратила силу)
      • Часть 12 (утратила силу)
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
    • Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 9. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4 (утратила силу)
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 6.1
      • Часть 7
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 41. Акты, принимаемые комиссией
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 3.1
      • Часть 3.2
      • Часть 3.3
      • Часть 3.4
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
    • Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4 (утратила силу)
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
      • Часть 12
      • Часть 13
      • Часть 14
      • Часть 15
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 2.1
      • Часть 3
      • Часть 3.1
      • Часть 3.2
      • Часть 3.3
      • Часть 3.4
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 5.1
      • Часть 6
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 46. Перерыв в заседании комиссии
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 1.1
      • Часть 1.2
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
    • Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства
      • Часть 1
      • Часть 2
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4
      • Часть 5
      • Часть 6
      • Часть 7
      • Часть 8
      • Часть 9
      • Часть 10
      • Часть 11
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа
      • Часть 1
      • Часть 1.1
      • Часть 2
  • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Глава 10. Заключительные положения и вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Защита конкуренцииЗащита конкуренции Статья 53. Заключительные положения
      • Часть 1
      • Часть 2
      • Часть 3
      • Часть 4 (утратила силу)
      • Часть 4.1
      • Часть 5
      • Часть 6
    • Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Закон направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Впервые действие закона распространено на соглашения, заключенные за рубежом, при одновременном выполнении следующих условий: предметом соглашений выступают активы, находящиеся на территории РФ, либо акции российских АО и права в отношении российских коммерческих организаций; соглашение приводит (может привести) к ограничению конкуренции в РФ.

Закон содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства в России и за рубежом. Изменен подход к таким базовым понятиям, как товар, товарный рынок, координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, ограничивающие конкуренцию согласованные действия, доминирующее положение хозяйствующего субъекта. С 65 до 50 процентов снижено значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое является признаком его доминирующего положения. Ранее хозяйствующий субъект с долей рынка менее 35 процентов не являлся монополистом. Закон предусматривает возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта и с меньшей долей рынка.

Введены критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности могут быть признаны правомерными. Таковы случаи, когда соответствующие действия хозяйствующих субъектов: имеют или могут иметь своим результатом содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; имеют своим результатом получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются соответствующими лицами от совершения ограничивающих конкуренцию действий; не налагают на третьих лиц или участников таких действий ограничений, не являющихся крайне необходимыми для достижения целей таких действий; не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.

Одной из существенных новелл закона является определение понятия государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления, введение запрета на ее предоставление, а также определение отдельных исключений из такого запрета и процедуры предоставления государственной помощи в исключительных случаях.

Закреплен статус федерального антимонопольного органа и порядок осуществления государственного контроля за экономической концентрацией.

Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа, и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган. Расширен перечень случаев, когда требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Ранее необходимость такого согласия устанавливалась только для слияния и присоединения коммерческих организаций и определялась на базе только балансовой стоимости активов (30 миллионов МРОТ). Закон вводит новые критерии, согласно которым для данных случаев необходимость получения предварительного согласия определяется исходя из балансовой стоимости активов (3 миллиарда рублей) или суммарной выручки (6 миллиардов рублей). Предварительное согласие антимонопольного органа при слиянии финансовых организаций необходимо, если суммарная стоимость их активов превышает величину, установленную Правительством РФ. Также требуется предварительное согласие на создание коммерческой организации, когда оплата ее уставного капитала осуществляется акциями (долями) хозяйственного общества, на увеличение уставного капитала финансовых организаций, приобретение акций (долей) хозяйствующих субъектов (финансовых организаций), если такое приобретение приводит к переходу к приобретателю прав на 25, 50 или 75 % акций (50 % и две трети долей) хозяйственного общества.

Изменен подход к определению случаев, когда хозяйствующие субъекты обязаны уведомлять антимонопольный орган. Законодатель отказался от антимонопольного контроля в отношении создания, слияния, присоединения некоммерческих организаций, а также изменения состава участников таких организаций. Одновременно пересмотрены критерии, по которым о создании, слиянии, присоединении коммерческих организаций должен уведомляться антимонопольный орган: суммарная стоимость активов должна превышать 200 миллионов рублей (вместо 2 миллионов МРОТ), также в качестве критерия используется сумма выручки (равная 200 миллионам рублей). Отдельно введено требование уведомлять антимонопольный орган при приобретении акций (долей), прав и имущества организации при соблюдении ряда условий.

Закон содержит принципиально новый раздел, посвященный детальному регулированию процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом. Вводится порядок, в соответствии с которым устанавливается обязанность по требованию антимонопольного органа перечислять в бюджет доход от недопустимой монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (в соответствии с ранее действовавшим порядком указанное перечисление осуществлялось на основании судебного решения).

Со дня вступления закона в силу утрачивает силу большинство норм Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и законы, вносящие в него изменения, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», а также отдельные положения ряда других федеральных законов.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2006 г. N 162, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434

С 1 января 2012 г. на единой таможенной территории государств — участников Таможенного союза действует Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Москва, 9 декабря 2010 г.)

Государства — участники Таможенного Союза в течение 18 месяцев с даты вступления в силу названного Соглашения должны привести свое законодательство в соответствие с установленными им едиными правилами конкуренции

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»

Судебная практика и законодательство — 135-ФЗ О защите конкуренции

5.4. В соответствии с планами и поручениями Федеральной антимонопольной службы, а также в рамках рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации проводит анализы конкурентной среды, направленные на выявление административных барьеров и иных препятствий для входа новых участников на стратегически важные и приоритетные товарные рынки Приморского края в целях выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства. В любом случае при наличии жалобы, в том числе поданной в соответствии с Законом о защите конкуренции, на проведение закупки объективность и обоснованность установления остаточного срока годности определяется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе с учетом обстоятельств и условий определенной закупки.

В таком случае, действия органа государственной власти (органа местного самоуправления), выразившиеся в предоставлении субсидии бюджетному учреждению на оказание (выполнение) услуг (работ), относящихся к государственным (муниципальным) нуждам, без осуществления конкурсных процедур, могут быть квалифицированы как нарушение Закона о защите конкуренции.

В целях настоящих разъяснений обращаем внимание на то, что понятия «оказание поддержки» и «предоставление преференций» по смыслу Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) не тождественны. Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференции — это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Соответствующие изменения положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) были подготовлены в рамках правительственного плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию градостроительной деятельности в целях избавления отрасли от административных барьеров.

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Настоящие разъяснения определяют порядок применения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) с учетом Правил технологического присоединения, Правил недискриминационного доступа, Правил подключения и законодательства о теплоснабжении, критерии применения статей 9.21 и 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также основания выдачи представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Таким образом, в случае, если выбор органом местного управления (или иным публично-правовым образованием, в собственности которого находится более чем пятьдесят процентов в праве общей собственности на общее имущество в МКД) управляющей организации был произведен без проведения торгов, то данное действие, по сути, является предоставлением государственной или муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту, в отсутствие на то законного основания, что не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции (см. Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 305-КГ16-7957 по делу N А40-108228/2015).

— Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

— п. 7 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *