Задачи правоохранительных органов

Тема №1. Основные понятия, предмет и система курса (1 ч.).

1. Предмет, значение, система курса «Правоохранительные органы». Ее соотношение с другими юридическими дисциплинами.

2. Правоохранительные органы: понятие, виды, задачи, функции.

Вопрос 1. Предмет, значение, система курса «Правоохранительные органы». Ее соотношение с другими юридическими дисциплинами

Те темы и вопросы. что студенты изучают. Весь предмет записан в учебной программке по дисциплине «Правоохранительные органы».

Без знаний об указанных правовых институтах трудно усвоить материал, касающийся деятельности правоохранительных органов, а значит изучить такие дисциплины как уголовный, гражданский, арбитражный процесс. Курс «Правоохранительные органы» подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Базируется на положениях конституционного права.

Тесно связана с такими дисциплинами как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право, а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудиеосуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины «Правоохранительные органы», наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Ряд институтов курса «Правоохранительные органы» в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины Уголовный процесс.

В рамках курса «Правоохранительные органы» изучается система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов осуществляющих правосудие, прокурорский надзор и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяется система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия. Административная же юрисдикция — часть предмета дисциплины административного права.

Вопрос 2. Правоохранительные органы: понятие, виды, задачи, функции

Правоохранительный орган — это учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований . государства в целом обеспечивать безопасность, законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

1) правовая регламентация его статуса и деятельности;

2) стоящие перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;

3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Виды правоохранительных органов:

1) суды (общей юрисдикции, арбитражные и др.);

3) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

4) Органы юстиции РФ;

5) Судебный департамент при Верховном суде РФ;

6) органы предварительного следствия (следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);

7) органы дознания (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции РФ, органы по контролю за оборотом наркотиков, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, органы внешней разведки Министерстав обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководителей геологоразведочных партий и зимовок и глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);

9) адвокатура (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

10) некоторые иные правоохранительные органы.

Задачи правоохранительных органов:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида органов подразделяются на два вида:

1) обеспечение и защита (охрана):

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— общественного строя Российской Федерации;

— установленных системы хозяйства и собственности;

— порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Функции правоохранительных органов:

Правоохранительные органы реализуют следующие основные функции:

1) конституционный контроль,

3) организационное обеспечение деятельности судов;

4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

5) выявление и расследование преступлений;

6) уголовно-исполнительная деятельность;

7) нотариальная деятельность;

8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг);

9) иные направления деятельности.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов

Тема № 1. Понятие, цели и задачи правоохранительной деятельности

Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов

Система и функции (направления) правоохранительных органов

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека (глава 2 Конституции) – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

1) обеспечение и защита (охрана):

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— общественного строя Российской Федерации;

— установленных системы хозяйства и собственности;

— порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ­водстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при­влечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Что же следует считать правоохранительными органами?

Прежде всего, рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Что она подразумевает?

1) восстановление нарушенного права;

2) наказание правонарушителя;

3) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя, то есть охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. Нельзя никого осудить до совершения им преступления. Для гражданина важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно было восстановлено, а нарушитель его прав преследовался законом и восстановлена была бы справедливость, но прежде всего, чтобы права его никогда не нарушались. Поэтому в суть охраны права следует добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. К ним относятся, например, законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации» «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Таким образом, признаками правоохранительных органов являются:

1) цель деятельности правоохранительных органов – охрана и защита прав граждан, предупредительные (профилактические) меры для предотвращения правонарушений;

2) правоохранительные органы – это государственные органы;

3) деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе и в соответствии с законом;

4) применение мер принуждения.

Это признаки первой очереди – основные признаки.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Но есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Правоохранительная деятельность – это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Но Адвокатура по роду своей деятельности способствует деятельности правоохранительных органов в осуществлении и защите прав и законных интересов граждан.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Задачи правоохранительных органов

Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:

· восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);

· наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например при убийстве);

· восстановление на­рушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государст­ва, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфи­ческими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, все­сторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

· начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод — сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или дру­гое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранитель­ные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

· правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях — и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недо­пустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохра­нительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответст­венность;

· правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специ­альную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими ли­цами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступ­ление;

· решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия, основанными на законе и соответствую­щими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

· законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными ор­ганами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

· все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

С учетом определения правоохранительной деятель­ности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранитель­ным органам можно относить :

1. суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрис­дикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Фе­дерации);

2. учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Мини­стерства, а также другие органы и должностные лица);

4. некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.

Перечисленные органы (учреждения, должностные лица):

· наделяют­ся соответствующими полномочиями государством;

· содержатся за счет государственного бюджета;

· выполняют свои функции от имени госу­дарства и должны действовать в интересах как граждан, так и обще­ства в целом.

В силу этого их нередко именуют правоохранительными органами государства или государственными правоохранительными органами.

Такая функция правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи осуществляется, как правило, негосударственными организациями либо обладающими соответствующими полномочия­ми (лицензиями) частными лицами-профессионалами. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и неко­торые другие структуры.
Их можно называть правоохранительными органами лишь с боль­шой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не вхо­дят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с ис­пользованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьба­ми об обжаловании действий и решений государственных учрежде­ний и должностных лиц.
Соответствующие негосударственные организа­ции и частнопрактикующие профессионалы вносят существенный вклад в надлежащую реализацию государственной функции — право­охранительной деятельности.

В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из назван­ныхгосударственных органов и соответству­ющих должностных лиц, которые уполномо­чены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должнос­тных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:

· следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);

· органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной проти­вопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внеш­ней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной служ­бы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказа­ний, а также командиры воинских частей);

· должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологораз­ведочных партий, главы российских дипломатических представи­тельств и консульских учреждений).

Вряд ли будет логично все эти и некоторые другие органы (и со­ответствующих должностных лиц) относить полностью к числу пра­воохранительных только потому, что на них возлагается осуществле­ние какой-то одной из правоохранительных функций (участие в выяв­лении и расследовании преступлений). Причем эта функция для ряда из них не считается главной или даже одной из основных.
Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция— крайне незначитель­ная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранитель­ным.
Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать пре­ступления,полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля, для которых борьба с преступлени­ями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подав­ляющим большинством преступлений, административных и иных пра­вонарушений.

В связи с характеристикой правоохранительных органов, их сис­темы требует особого комментария и вопрос о допусти­мости отнесения к числу такихорганов судов .
В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается. Выс­казывается мнение, что суды не следует относить к правоохранитель­ным органам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” со всеми правоохранительными органа­ми, в том числе с прокуратурой, органами внутренних дел, юстиции, службой судебных приставов и т. д. Суды должны быть независимы­ми от них, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судебная власть должна быть независимой и от законодательной, и от исполни­тельной властей. Кое-кто из тех, кто не видит разницы между право­охранительной деятельностью и деятельностью по борьбе с преступ­ностью, добавляет к доводам такого рода еще и ссылку на то, что суд— орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном и беспристрастном разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то не­гативными явлениями; ему, якобы, нужно не “бороться”, а принимать справедливые решения.
В рассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду по крайней мере четыре существенных обстоятель­ства:

1. отнесение того или иного органа к числу право­охранительных отнюдь не означает лишения его независимости и под­чинения другим однородным органам;

2. исключение судов из числа правоохранительных неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены и дол­жны заниматься охраной права. Отрицание того, что суды являются правоохранительными органа­ми, т. е. органами, охраняющими (защищающими) право, элементарно противоречит широко признаваемому положению о том, что суд — лучшее средство защиты прав и свобод человека и гражданина;

3. стремление исключить суды из числа правоохра­нительных органов вполне можно расценивать как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохрани­тельной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в обще­ственных местах и т. п.

Однако правоохранительная деятельность — это многое другое из области охраны права с помощью юридических средств, реально осу­ществимых, как правило, судами и только ими.

При характеристике круга и системы правоохранительных орга­нов следовало бы иметь в виду и предусмотренное п. “е” ч. 1 ст. 103Конституции РФ особое должностное лицо — Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституцион­ным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 г. эта должность учреждена “в целях обеспечениягарантий государственной защиты прав и свобод граж­дан, их соблюдения и уважения государственными органами, органа­ми местного самоуправления и должностными лицами”. В Законе так­же отмечено, что его деятельность “дополняет существующие сред­ства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пере­смотра компетенции государственных органов, обеспечивающих за­щиту и восстановление нарушенных прав и свобод”. Его главная функция — рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на ее территории иностранцев или лиц без гражданства после того, как эти лица обращались со своими жалобами в россий­ские суды или иные компетентные органы, но не получили там соот­ветствующей защиты. Самостоятельно он правоохранительную дея­тельность не осуществляет .

8. Каковы задачи правоохранительных органов России?

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:

1) либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений;

2) либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);

3) либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания[3] .

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

К указанным задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.

Итак, в общем представлении правоохранительные органы мы можем определить как государственные органы, специальной функцией которых является противодействие правонарушениям и обеспечение законности. Более развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме[4] .

9. Раскройте функции и основные направления деятельности правоохранительных органов

Функция и назначение правоохранительных органов выражается через их непосредственные задачи. Выше мы обозначили их в общем; рассмотрению их конкретнее, применительно к каждому органу будут посвящены соответствующие параграфы работы. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности государства пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных функций, из которых она слагается. К числу таких функций следовало бы относить:

— организационное обеспечение деятельности судов;

— выявление и расследование преступлений;

— оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение своих результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг. Достижение таких результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1.Правоохранительная деятельность (признаки, задачи, основные направления). 2. Понятие и система правоохранительных органов. 3. Признаки правоохранительных органов. 4. Понятие и основные черты судебной власти. Система органов судебной власти. 5. Понятие судебной компетенции, инстанции, звена судебной системы. Подсудность. 6. Правосудие (понятие, признаки и основные принципы организации). 7. Принцип осуществления правосудия только судом. 8. Коллегиальность рассмотрения дел в суде. Составы суда. 9. Самостоятельность судов и независимость судей. Гарантии независимости. 10. Гласность судопроизводства. 11. Язык судопроизводства и делопроизводства в суде. 12.Участие граждан в осуществлении правосудия. 13.Военные суды (законодательство, порядок образования и компетенция). 14.Районный суд (законодательство, порядок образования и компетенция). 15.Областной (краевой) и равные суды (законодательство, порядок образования и компетенция). 16.Верховный Суд РФ (законодательство, порядок образования и компетенция). 17.Судебный департамент при Верховном Суде РФ (функции, система и структура). 18.Специализированные суды. 19.Суд присяжных. 20.Конституционный Суд РФ (законодательство, порядок образования и компетенция). 21.Система арбитражных судов (законодательство, порядок образования и компетенция). 22.Суды субъектов РФ: конституционные (уставные) и мировые судьи (законодательство, порядок образования и компетенция). 23.Правовой статус судей, присяжных заседателей. 24.Органы судейского сообщества (законодательство, порядок образования и компетенция). 25.Понятие, цели, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры. 26.Принципы организации деятельности прокуратуры. 27.Понятие прокурорского надзора и его правовые средства. 28.Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). 29.Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 30.Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, дознание и ОРД. 31.Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 32.Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. 33.Участие прокурора при рассмотрении дел судами. 34.Порядок прохождения службы в органах прокуратуры. 35.Понятие безопасности и ее обеспечение в РФ. 36.Органы обеспечения безопасности (система и полномочия). 37.Полиция в РФ (законодательство, задачи). 38. Применение физической силы, спецсредств и оружия сотрудниками полиции. 39.Права и обязанности сотрудников полиции. 40.Таможенные органы (понятие, система, задачи, полномочия). 41 .Система органов предварительного следствия. 42.Понятие и система органов дознания. 43.Адвокатура. 44.Виды юридической помощи, оказываемой адвокатурой. 45.Правовой статус адвокатов. 46. Профессиональные объединения адвокатов. Руководящие органы адвокатуры.

1. Правоохранительная деятельность (признаки, задачи, основные направления

Правоохранительная деят-ть -это деят-ть гос-ва в лице его спец.уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и защищаемых интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, в борьбе с преступностью и др.правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.

Цель – охрана гос. конституцион. Строя, целостности, суверенитета.

Признаки правоохранительной деят-ти:

1. Вид гос деятельности (цель-охрана самого права)

2. Осуществляется не всеми гос органами, а только спец уполномоченными, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности.

3. Решение и действие правоохр органов и должностных лиц, осуществляющих правоохр деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательные для граждан, органов и организаций, которым они адресованы.

4. Является особым видом правовой деятельности

5. Осуществляется в правовых нормах, в порядке, установленным законом

6. Осуществляется посредством применения мер гос принуждения

— осуществление охраны жизни и здоровья личности

— защита чести и достоинства каждого гражданина

— обеспечение личной свободы и неприкосновенности

— обеспечение права на благоприятную окружающую среду

— обеспечение права частной собственности

— обеспечение общественной безопасности

— защита материальных и духовых ценностей общества

— охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и гос безопасности

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности:

Правоохранительные функции – основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

1. Обеспечение правопорядка и безопасности

2. Выявление и расследование преступлений и правонарушений

3. Организационное обеспечение деятельности судов

4. Исполнение судебных решений (мин юстиций, фссп)

5. Оказание юридической помощи

6. Предупреждение преступлений и правонарушений

7. Прокурорский надзор

8. Конституционный надзор

9. Отправление правосудия

2. Понятие и система правоохранительных органов.

Правоохранительный орган – спец гос или негос орган, осуществляющий на основании и в порядке, определенном законом, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативно-розыскные, административные, правозащитные, профилактические (превентивные) и иные функции в строгом соответствии с законом и применяющий при этом методы принуждения и убеждения.

Система правоохранительных органов – единая система спец гос органов и негос организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов ф.л. и юр.л. защиты матер и духовн ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

К гос правоохр органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также федеральная служба по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негос организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся: адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах мсу, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах мсу.

К правоохранительным органам относится Конституционный суд, конституц-уставные суды субъектов РФ, система судов общей юрисдикции, судебный департамент при верховном суде РФ, фед служба суд приставов, прокуратура, фсб, следственный комитет, адвокатура, органы дознания, предварительного следствия.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *