Возникновение права

2.2 Возникновение права

Причины генезиса права во многом сходны с причинами зарождения государственности. В первобытном обществе роль права исполняли обычаи. Проверенные многовековым опытом предков, честные и справедливые, на них смотрели как на нечто божественное, данное свыше. Основные и важнейшие стали предпосылками для появления обычного права и были приняты государством.

В возникновении права нет ничего необычного, это естественное последствие взросления общества, усложнение внутренних связей и противоречий в обществе. Обычаи уже не могли контролировать порядок в обществе, а, следовательно, требовались новые регуляторы общественных отношений.

Развитие права разделилось на два пути. В странах где собственность была национализирована, главным источником права становятся сборники нравственных правил, зачастую с религиозной подоплекой, такие как индийские Законы Ману или Коран в мусульманских странах. Нормы, изложенные в них, носили казуальный характер.

В странах где общества основывались на частной собственности, право развивалось более формально и обширно. В первую очередь формируется гражданское законодательство, регулирующее имущественные отношения, в частности римское право.

Вопросы генезиса государства и права связывает между собой кроме параллельного развития так же и обсуждаемость их до сих пор в научном сообществе. Так же как не найден консенсус в споре о происхождении государства, так и в вопросах генезиса права ученые мужи не могут прийти к общему мнению.

Обобщая сказанное в научной литературе мнения, можно выделить три основные теории появления права. Первая категория теоретиков государства и права, вторя советским исследователям связывают генезис права и государства, причем причину возникновения государства они видят не в расслоении общества, а в развитии производства и острой необходимости регулировать складывающиеся в связи с этим отношения. Вторая категория исследователей считает, что право возникло раньше государства, в момент появления рынка, поскольку торговля требует правового вмешательства. Причем возникновение государства они связывают с возникновением необходимости организации рыночных отношений и такой силой должно было стать государство. Ученые придерживающиеся третьей точки зрения высказывают свое мнение так – право возникает там, где возникает общество, то есть понятие общества неразрывно связано с понятием права.

Не будем подробно останавливаться на анализе всех трех точек зрения.

Прежде всего стоит разделить понятие права на естественное и позитивное право.

Позитивное право — официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право — это право, сведенное исключительно к закону. 4

Естественное право — понятие, отображающее совокупность принципов, правил и ценностей, обусловленных природой человека и вследствие этого не связанные признанием их конкретным государством. Естественное право существует и оказывает свое действие наряду с позитивным. Веками человечество вырабатывало наиболее разумные и полезные стандарты поведения и деятельности, фиксируя их в мифологии, религиозных текстах, моральных принципах и воззрениях. Такие стандарты, или нормы, воплощали представления о высшей справедливости, правде, являлись масштабом свободы и равенства, и воспринимались как «естественное», «природное» право 5

Естественное и позитивное право связаны между собой, однако они не тождественны друг-друг и возникли не единовременно. Естественно, что исторически первым возникает естественное право, получая свое закрепление в обычаях первобытного общества.

Не имея письменного воплощения, на протяжении веков эти обычаи жили в умах людей, в отдельных случаях становясь обрядами и ритуалами.

Понятие права и обычая не тождественно и поставить между ними знак равенства можно лишь в том случае если под правом понимается естественное право, да и в этом случае это не совсем правильно, так как в первобытных обычаях так же можно усмотреть и первобытную религию, и моральные ценности.

Развитие рыночных отношений вызывает появление новых традиций и обычаев, зарождаются обычаи с именно правовыми предпосылками. Новое право уже различает права и обязанности, таким образом возникает обычное право, пришедшее на смену обычаям.

Но можно ли назвать его правом в юридическом смысле слова? Пока нет, ведь право устанавливает государство, а на тот момент имел место быть лишь протогосударственный период, поэтому и обычаи того времени можно с полной уверенностью назвать протоправом, то есть оно по-прежнему носит естественный характер, но получает юридическую окраску, что мы можем наблюдать в выделении прав и обязанностей.

Позитивное право появляется позже, с возникновением государства. Теперь оно обеспечивается и охраняется государством, придает четкий смысл законам, окончательно разграничивает права и обязанности.

Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев – ранний способ возникновения права. Он выразился прежде всего в судах, где судьи выносили вердикт по делу основывая его на обычаях. С течением времени обычаи стали систематизироваться и принимать конкретную форму. В результате возникли первые источники права.

Создание юридических прецедентов – один из ранних способов воплощения права. В отдельных государствах, (яркий пример – Англия), решения, данные по делу становились канонами, письменно оформлялись и применялись при последующих судебных заседаниях. Таким образом сформировалась прецедентное право, судебный прецедент стал судебной системой и приобрел название по месту появления – англо-саксонской.

Самым поздним их способов появления права считается установление нормативно-правовых актов. Этот способ выразился в издании специальными органами документов, регулирующих общественные отношения. Поводом для появления подобного рода документов стало недостаточное уже влияние на общественную жизнь судебных правовых прецедентов и обычаев. К тому же государство все активнее старалось воздействовать на жизнь общества. Такой тип особенно характерен для современных государств.

Возникновение права

Общество представляет собой совокупность индивидов, складывающаяся на основе поиска компромисса между личными и коллективными интересами. Поэтому организованность общества определяется гармоничным сочетанием общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни.

Исходя из этого, под социальной личностью может пониматься индивид, усвоивший характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедший в соответствии с ними своё место в существующей системе связей.

Взаимодействие человека и человека, человека и природы в период присваивающей экономики характеризуется самоорганизацией.

Право появляется в мире в силу тех же причин, что и государство, и под воздействием тех же экономических, социальных и политических процессов изменяется.

До появления имущественного разделения и социального неравенства населения общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью других социальных норм. Положение изменилось с появлением частной собственности, социального неравенства и эксплуатации человека человеком.

Прежние обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, в новых условиях оказались бессильными. Возникла необходимость в нормах, подкрепленных принудительной силой государственного аппарата, выражающего интересы имущих классов.

Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворять их делало индивида свободным. Однако эта свобода была относительной.

Столкновение индивидуальных интересов вызывает необходимость их согласования, достижения компромисса. Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества[11].

Процессы образования классов, возникновения государства и формирования права протекали параллельно, подкрепляя друг друга.

Существуют различные точки зрения на историю возникновения права:

— право существовало до возникновения государства;

— право возникает одновременно с государством, является результатом деятельности соответствующих государственных органов.

Расхождения опосредуются различными подходами к правопониманию. Первая точка зрения в большей степени присуща историкам и этнографам. Правоведы, несомненно, придерживаются второй позиции. И это вполне оправдано. В строго юридическом смысле слова право тем и отличается от других социальных регуляторов, что оно устанавливается от имени государства и обеспечивается его принудительной силой. Поэтому оно может возникнуть только одновременно с государством. Таким образом, в основе возникновения права лежат те же причины, что и в основе возникновения государства.

Но право появляется не на пустом месте. Для его возникновения имелась достаточно широкая нормативная база. На завершающем этапе развития первобытного общества, к моменту возникновения государства, сложилась достаточно эффективная система социальных норм. Именно эту систему историки, этнографы и называют правом. Социальные нормы доправовой культуры и явились основным источником права в идеальном смысле.

Основные способы образования права:

— государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемых им законодательных актах (Законы Солона, Альфреда и Кошта, Салический закон). При этом соблюдалась преемственность догосударственных социальных норм. Но в связи с повышением темпов развития общества с появлением государства, правовые обычаи не в состоянии обеспечить регулирование новых социальных связей. Они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития;

— создание юридических прецедентов, когда в процессе разрешения конкретных дел выяснялось, что отсутствуют установленные государством нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае на основании социальной нормы аналогий выносилось юридически значимое решение, которое становилось правилом для всех подобных случаев, возникающих в будущем;

— в случае возникновения новых общественных отношений, не урегулированных социальными нормами, государство было вынуждено само разрабатывать правовые нормы и закреплять их во вновь принимаемых законодательных актах.

Признаки, отличающие право от социальных норм первобытногообщества:

— право устанавливается от имени государства, а прежние социальные нормы исходили от всего рода или племени и складывались в основном бессознательно, в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения;

— право охраняется специальными государственными органами,
а социальные нормы – мерами общественного воздействия, т. е. мерами,
исходившими от всего рода (изгнание из рода, побитие камнями
и т. д.);

— право закрепляется в определенных формах, а социальные нормы в основном живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению;

— право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как социальные нормы консервативны, не подвержены быстрому и произвольному изменению;

— для права характерна предельно четкая различимость между
правами и обязанностями, а в социальных нормах эти границы размы-
ты

— в праве кроме запретов используются и такие способы регулятивного воздействия, как дозволение и обязывание;

— основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний.

§ 1. Возникновение права

Обратимся к выяснению вопроса о возникновении права как особого регулятора социальной жизни, отличного от морали, религии, нравов и т. д. Для этого рассмотрим, каким путем выделилось право из первоначальных нераздельных, слитных велений и запретов первобытного общества. I.

Авторитарная теория выводит право из простого повеления бога, жрецов или вождя, требовавших известного поведения от членов группы; за неисполнение веления устанавливается кара, за доблестное исполнение — награда. Но это ничего не объясняет: из какого источника возникают эти повеления? Не поверяют ли они того, что уже до них существовало, как представление о должном? Каково содержание этого должного, в отличие от морали, религии и т. д. На эти вопросы ответа нет. II.

Договорная теория (школы естественного права) объясняла возникновение права из соглашения между членами общества. В «естественном», т. е. договорном, состоянии каждый делает все, что может: если сила его велика, он отнимает у другого то, что ему нужно. Но это ведет к «войне всех против всех», которую надо прекратить, иначе совместная жизнь людей была бы невозможна. Люди и договорились об известных ограничениях своей свободы; они ограничили друг друга известными нормами, и каждый обязался соблюдать их при условии соблюдения их другими (Гоббс, Руссо).

Но, во-первых, существование такого договора никогда никто не мог историгески установить. Во-вторых, он был и логигески невозможен, ибо понятие договора предполагает представление о его правовой обязательности, а пока права нет, нет и понятия правовой обязанности. Наконец, в-третьих, право есть продукт долгого развития людей, уже живущих в обществе, а представление об обществе исключает понятие естественного состояния, где люди будто бы живут в одиночку и каждый в отдельности приходит к мысли об искусственном создании общества по договору, путем отречения от одних прав и получения, в обмен, прав других. III.

Историческая школа учила, что право возникло путем медленного постепенного раскрытия «народного духа», в котором право было заложено, как в семени — плод. Подобно развитию языка, развитие права совершалось не по произволу людей, а исторически, стихийно, бессознательно, путем мирного саморазвития народного духа; поэтому право будто бы так же неизменно в существе, как из цветка розы не может вырасти сирень. Задача законодательства — только выражать и закреплять народное правосознание (Савиньи, Пухта, Шталь). IV.

Органическая школа так же, как историческая, подчеркивает органический, т. е. естественный и непроизвольный путь образования права. Сравнивая общество с организмом, неизбежно приходят к выводу, что как медленно и постепенно развиваются и вырастают органы, так же медленно путем роста складываются органы общества и регуляторы его поведения в виде права, нравственности и т. д. (Шефле).

В обеих этих теориях, исторической и органической, нет, собственно, указания на то, откуда возникло право. Что оно сложилось постепенно, стихийно, без участия воли и сознания людей, т. е. исключительно из самого себя, — также не доказано. Если допустить, что жизнь первобытного общества подвержена действию многообразных и изменгивых сил, способных нарушить ход его мирного и «естественного» развития, повернуть его на новые пути путем потрясений и перестроек, то и мысль о предрешенности этого пути задатками «народного духа» окажется сомнительной. Политический консерватизм создал эти теории; важны были выводы из этих теорий: как не может измениться цветок в процессе роста, так не могут измениться основы общества путем революционных усилий (но этому противоречат глубокие изменения обществ после революций и завоеваний), и как не может желудок выполнить функций мозга, так не может один класс отнять функции у другого (но этому противоречит смена аристократии буржуазией у кормила государственного управления). Право возникает и изменяется не только постепенно, но и скатками: например, рецепция (заимствование) римского права в Западной Европе в средние века или рецепция французского права в Европе при Наполеоне I.1 «Правовые отношения, — говорит Маркс, — не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития геловегеского духа». V.

Возникновение права. Чтобы наметить общий путь возникновения права, рассмотрим в основных чертах, как возникло наиболее законченное и изученное право — римское, имеющее много типических черт, характерных для всякого права. Несомненно, что правила поведения, которые мы теперь различаем как нормы права, морали, религии и пр. в первобытном, догосударст- венном обществе неразлигались, а были слиты в одну общую массу велений и запретов, которая стихийно сложилась как результат едва осознанного опыта многих поколений. Здесь можно наметить только две основные расцветки человеческих поступков: «можно» и «нельзя» по преимуществу под знаком религии, окрашивавшей в свой цвет все правила общения. Исполнения этих правил требует божество, нарушитель этих правил оскорбляет божество, которое за нарушение этих правил карает не только нарушителя, но и все племя нарушителя; отсюда — требование всего племени — не нарушать этих правил. Например, нарушитель клятвы подвергался тяжелому имущественному и личному наказанию, чтобы очиститься перед оскорбленными богами.

Вся масса правил должного поведения была поставлена под защиту божества и составляла fas, т. е. то, что можно; все, что нельзя, было nefas. Поэтому в религиозный цвет была окрашена и чисто правовая, с современной точки зрения, жизнь Рима (это еще более верно для Египта и Индии). Общественные учреждения неизменимы без согласия богов; международные сношения требовали особых религиозных церемоний; запрет преступлений исходил от богов; важнейшие гражданско-правовые акты требовали участия в них «представителей» божества — жрецов; например, брак заключался в религиозной форме; перед всяким государственным актом обязательны были гадания о том, благоприятствуют ли боги этому акту (этим занималась особая жреческая коллегия авгуров), и т. д. Поэтому и право считалось внушением богов, а его создание и толкование считалось делом жрецов (коллегии понтификов).

Лишь постепенно из общей сферы fas выделяет jus (право), т. е. божественному праву противопоставляется светское. То, чего требуют боги, это — fas; то, чего требуют органы власти и частные лица, это — jus. Вся остальная масса правил общежития, включая требования морали, поставлена была сперва под защиту семейных советов при домовладыке, т. е. главе семьи (pater familias), причем домовладыка мог налагать взыскания за преступления и проступки вплоть до лишения жизни. Затем все эти правила (общежития и морали) отданы были под охрану особых цензоров (censores morum), которые могли налагать наказания от умаления гражданской чести (ignominia) до лишения политических прав (tribu movere).

Так дифференцировались религия, право и нравственность. Из требований божества в лице его жрецов (fas) выделяются требования органов власти и граждан (jus), а требования всего общества, недостаточно оформленные, индивидуально изменчивые, допускающие разные формы исполнения или еще только складывающиеся и вследствие всего этого не допускающие строго оформленной управомогенности тех лиц, в пользу кого эти требования предъявляются, — все эти требования не закрепляются за этими лицами, а предоставлены дискреционной власти домовладык и цензоров нравственности (paters familias и censores morum).

К какому же моменту относится выделение права?

В первобытном коммунистическом обществе при имущественном равенстве и кровном родстве его членов не могло создаться такое противоречие личных интересов, которое постоянно побуждало бы одного нарушать чужие интересы, а другого оставляло бы в одиночестве лицом к лицу с нарушителем.

Нарушение было редко, а когда бывало, становилось делом всего общества против нарушителя. Но по мере развития частной собственности и неравенства из противоречия интересов возникала борьба, из борьбы — нарушение установленного порядка; родовые органы не были приспособлены к предупреждению и устранению этих нарушений, а новых, государственных органов еще не было,2

В этот переходный период, когда начало развиваться право, каждый сам защищал себя от всякого рода «неправды», т. е. от такого нарушения общих правил, которое поражало его интересы. Первоначальная форма защиты права есть «самосуд», т. е. самоуправство. В основе его лежало чувство мести за нарушенное благо; это — личная расправа с нарушителем.3 Но тот, кто был слабит самозащиты, неизбежно должен был искать помощи у авторитетной общественной власти, которая имеется во всяком и догосударственном общении: это — старейшины или жрецы, хранители опыта племени, которые являются зародышем суда как государственного установления. И этот и последующий, государственный, суд вначале очень слаб: истец сам призывает в суд ответчика, и суд только выслушивает их спор, а приговор его не всегда был нужен; даже решение суда исполнялось в силу особого соглашения спорящих/

«Собственно говоря, в первобытном праве нет ни судьи, ни решения. Между членами одной семьи глава ее занимается, скорее, полицейской расправой, чем судом». Между гужими же споры могут быть разрешены только третейским судом. «Вообще посредники выбирались каждой стороной в равном числе, и нередко нужно было избирать их из членов ученой или религиозной корпорации. Таковы брегоны в Ирландии, брамины в Индии, и понтифы у римлян. У других народов, германцев и славян, посредников брали прямо из старейшин, которые на своем веку больше видели и, следовательно, лучше знали обычай».

«По мере того, как государство устраивается и растет, эти посредники преобразуются в постоянных судей. Создаются смешанные суды, в которых посредники играют роль заседателей при председателе, назначаемом главой государства. Таковы, например, суды, о которых говорит салигеский закон и в которых графы заседают, будучи окружены рахимбургами».5

Так было и на Кавказе у осетин времен русского завоевания, и у других народов. Например, у евреев иск «предъявлялся судьям, т. е. старейшинам, которые заседали у ворот каждого города. Решение исполнялось посредством ареста имущества, но кредитор не мог проникнуть в жилище должника для наложения ареста. «Вы останетесь на дворе, — говорит закон, — он сам отдаст вам, что у него есть». Это, без сомнения, представляет след древнего обычая воздержания, о котором говорят кодекс Ману и ирландские законы».6

На основе работ Фразера и Мэна, а также собственных исследований быта кавказских горцев М. М. Ковалевский также устанавливает возникновение права из «посреднигескихрешений». Таковы сборники решений брегонов, «вышедших из рядов жреческого класса» Ирландии; сборники эти впоследствии обрастали рядом толкований, далеко уходивших от первоначальных решений. То же нашел М. М. Ковалевский на Кавказе. В Дагестане, задолго до власти русских, уже зародилась государственная класть. Представителем этой власти был уцмия, т. е. судья, разбиратель тяжб. Источником его власти был сборник судебных решений, составленный одним из его предков, Рустем-ханом, завещавшим хранить этот сборник, как тайну. Так как только потомки Рустема были обладателями этого сборника, то судьи выбирались исключительно из этой семьи.7

Там, где суд был религиозным судом, например в Древней Греции, его авторитет был сильнее, и там судьи выступали как посредники или только объявляли ответ оракула. Что касается мер взыскания за нарушение «мира», то древний «суд не знал никаких материальных наказаний. Его карательные меры сводились к отлугению, изгнанию и проклятию».8 Судебный путь возникновения права был, по-видимому, всеобщим. «У всех народов раньше, чем развилось определение правовых норм путем законодательства, эти нормы отыскивались, а иногда творились путем судебных решений».9

По мере возникновения и укрепления государственных органов — князя, его советников и правителей — прежний добровольный суд сменя- ется судом более авторитетным и сильным, к которому имущие обращаются, чтобы упрочить свои блага, а неимущие — чтобы положить предел посягательствам имущих. Здесь сталкиваются недифференцированная масса правил старого порядка с новым, возникающим, специальным регулятором нового порядка, с правом, которое вырастает из стихийно складывающихся новых обыкновений, фиксируемых судом — в своих решениях и новой княжеской властью — в своей административно-судебной практике.

Медленно вырастает новый фактор общественности — княжое право, глубоко отлигное от общенародных обыкновений и проникнутое напряженной борьбой сталкивающихся враждебных интересов, разрешаемых княжеским судом.10 «Внутренние отношения «княжого общества» (т. е. князя, его дружины, его семьи, слуг и работников) и его взаимоотношения с другими общественными группами Древней Руси формально определяются властью князей, их уставной, административной судебной практикой, которая, если и связана в известной мере с обыгным правом и строем самого этого общества, то, по существу, не зависит от обыгно-правового уклада народных общин. Поэтому эту сферу отношений можно и удобно обозначить особым термином: область «княжого права»»/1

Те же явления, что и в древнерусском праве, мы находим в праве древ- негерманском, где «новшества» королевского суда и уставно-администра- тивной практики создали новое, королевское право, в отличие от народного. Эти нововведения частью восполняют народное право, частью ему противорегат, частью конкурируют первоначально с соответствующими установлениями, чтобы их в конце концов вытеснить. Дальше всего ушло развитие королевского права в королевском суде, где путем исключительной власти короля а здан был ряд учреждений, которые остались недоступными для народных судов.12

Право, создававшееся в судебных решениях, укреплялось и развивалось путем постановлений народных собраний в результате ожесточенной борьбы между враждебными частями нового общества. Но наиболее решающий и первичный источник права, выделившегося из обычая, есть судебный акт, как ответ на споры, возникавшие и разгоравшиеся от растущего общественного неравенства, и из того же неравенства возникло государство. Поэтому едва ли правильно сказать, что право возникло до государства или что государство возникло до права: право как таковое, как специальный регулятор общественности, дифференцировав- шийся от морали, религии, нравов и пр. возникло одновременно и параллельно с государством, в тесной связи с ним, под давлением потребностей нового возникающего общественного уклада, выросшего из частной собственности и неравенства, которое вызывали резкое противоположение «моего» и «твоего», властителей и подвластных, а также необходимость точно разгранигитъ их интересы и поставить под особую правовую и государственную охрану.

Поэтому прежде всего выделяется из религии уголовное право, которое занимает господствующее место в древнейших сборниках права, в так называемых варварских законах. Особенно охраняется личность князя, его дружины и жрецов, а также новый государственный порядок, обязанности подвластных и их повинности (такова, например, усиленная защита «княжих мужей» в старой Руси).13 Порядок судопроизводства и важнейшие имущественные отношения также подробно регулируются как основа нового порядка и организация охраны его судом.

Все это приводит нас к вопросу, тесно связанному с возникновением права, к вопросу о том, как возникло и сложилось государство. Вопрос этот мы рассмотрим отдельно.

История появления права и пути его формирования

Ключевые слова: история, появления, права, пути, формирования

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством. поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права — без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить».

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи. ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями.

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства . которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право . состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием.

Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). читать далее.

Возникновение права и его отличительные признаки

December 8, 2016

Возникновение права – один из самых сложных вопросов юридической теории. Он являлся предметом дискуссий, как несколько сот лет назад, так и на сегодняшний день. В любом случае каждое из мнений имеет право на существование. Наиболее популярные причины возникновения права вы сможете узнать, прочитав статью.Возникновение права

Первобытный строй

Одной из самых популярных точек зрения является то, что возникновение права произошло ещё в древнюю эпоху первобытнообщинного строя. Считается, что именно в те времена возникли примитивные нормы.

Профессор Малиновский и Сабо считают, что в роли законодателей в данный период был старейшины или вожди. Позже основания возникновения прав доверили церкви, которая и занималась регулированием законодательства.Возникновение права

Научные основы первобытного строя

Возникновение права неразрывно связано с мифами, обрядами, ритуалами — именно здесь прослеживается плавный переход от мононорм, которые представлены в простейшем смысле, к нормам экономики, морали и права.

Уже в период первобытнообщинного строя назревала неолитическая революция в качестве отсекающего рубежа. Благодаря данному понятию начал формироваться принцип историзма. Постулат является основой познания мира человеческого во многих науках, например, в философии, управлении, социологии, и так далее. Данный принцип используется, в том числе, и для изучения права, освещения аспектов его происхождения, выявления новых теорий и так далее.

Основания возникновения прав скрываются в формировании различных объединений, а именно кланов, общин. В связи с эти возникает вполне закономерный вопрос: всегда ли существовало право? Влияет ли наличие общества на его развитие, если сравнивать эту тенденцию с государственным развитием? Ответ кроется в многочисленных теориях, которые имеют место даже сейчас.Возникновение права

Теологическая теория

Возникновение права объясняет теологическая теория. Её последователями являются Фома Аквинский и Аврелий Августин. Данная теория является наиболее древней, а также служит основанием и развитием для других обоснований происхождения норм.

В основу теологической теории положен божественный закон, который был порождён Создателем. Последователи данной теории считают, что нормы права подарил человечеству Господь, как одно из явлений мира. В качестве аргументации авторы используют положения Библии, которые являются законами для всего народа. Кроме того, считается, что возникновение права обусловлено теми заповедями, которые Бог передал Моисею.

Последователи утверждают, что в основе права лежит божественное послание и божественный разум, который управляет миром. На втором месте в теологической теории находится естественный закон, то есть система общественных отношений, которые сложились в результате взаимодействия между людьми.

Разумеется, данная теория не подвергается научной оценке, так как опирается исключительно на факты религии и веры. Достоверных доказательств вышеприведённой теории авторы не смогли привести. Как показывает практика, приверженцами такого мнения являются мусульманские правоведы и учёные западных католических университетов.Возникновение права

Историческая школа

Теории возникновения права представлены огромным разнообразием, среди которых особое место занимает историческая концепция происхождения правовых норм. Последователями мысли являются Савиньи и Гуго. Историческая школа является своеобразным антиподом естественно-правовой теории. Концепция возникла в начале 19 века.

Сущность её заключается в том, что право не является чем-то навязанным, а также не создаётся законодателем, а складывается, исходя из исторического развития. Возникновение и развитие права, исходя из исторической теории, зависит от 2-х категорий лиц: законодателей и правоведов. Задача 1 группы заключается в правильной переработке правовых норм, а также своевременного доведения его до законодателя. Что касается правоведов, то их задача заключается в том, чтобы уловить и выразить настроения народа, изложить мнение в юридических формулах. Кроме того, право считается действенным только тогда, когда оно полностью соответствует общественному развитию.Возникновение права

Стоит отметить, что данная теория обладает определёнными достоинствами и недостатками. С одной стороны, указывается на историческое развитие, которое заложено в формировании всего живого на земле. А с другой, неполно рассматриваются иные аспекты становления юридических норм.

Естественно-правовая теория права

Гуго Гроций и Жан-Жак Руссо являются последователями естественно-правовой теории возникновения права. Они говорят о том, что помимо норм, установленных государством, существует неотъемлемая и естественная часть права, которую породила природа. Естественная теория говорит о том, что присуще каждому человеку от рождения. Даже сейчас современные правоведы разделяют право на две группы: позитивные и естественные права. Эта классификация носит официальный статус благодаря Гроцию и Руссо.

Авторы отмечают, что естественные права обладают приоритетом перед позитивными, так как возникают с рождения, независимо от установленных государством норм. Кроме того, основания возникновения прав теория не объясняет, так как считается, что каждый человек с момента рождения становится обладателем неотъемлемых привилегий.Возникновение права

Регулятивная теория

Причины возникновения права объясняет другая теория – регулятивная. Она характеризуется жесткостью, так как регулятивное направление возникло в азиатских странах, где по сей день установлены жёсткие правовые нормы.

Стоит обратить внимание на то, что жесткие климатические и географические условия, а также необходимая организация военной деятельности породили тоталитарный строй государства. Суть теории заключается в необходимости установления жёсткого порядка всех сфер государственной и общественной жизни.

Как показывает историческая практика, регулирующие нормы необходимы на любом этапе развития человечества, однако возникновение права собственности граждан, государства, личные неимущественные права, уголовное право, а также иные институты и отрасли регулируются исключительно официальной властью страны.Возникновение права

Примирительная теория происхождения

Создателями примирительной концепции считаются Берман и Аннерс. Авторы говорят преимущественно о предназначении права. Берман и Аннерс придерживались мнения относительно того, что юридические нормы имеют место быть только в случае возникновения конфликтных ситуаций. Таким образом, внутри родовой общины право необходимо не для урегулирования общественных отношений, а для разрешения споров.

Марксистская теория происхождения права

Возникновение гражданского права, уголовного, а также ряда иных отраслей вполне объясняется марксисткой теорией. Её пропаганда активно велась в Советском Союзе, так как авторами, как можно догадаться, являлись Маркс, Энгельс, Ленин и другие советские правоведы.

Сущность теории заключается в том, что юридические нормы выражают классовый характер и волю господствующего класса. Причём необходимым компонентом здесь является социальный статус и экономическое положение. Стоит отметить, что данная школа обладает большим количеством преимуществ, а именно:

  1. Предоставляет возможность тщательного анализа роли экономических отношений в обществе и их зависимости от правовых норм.
  2. Теория говорит о том, что сложность общественных структур требует наиболее усовершенствованных нормативных регуляторов.
  3. Многие памятники права посвящены отражению воли господствующего класса, а значит, роль данного принципа практически невозможно оспорить.

Однако здесь присутствуют и определённые недостатки: чрезмерное возвышение роли экономики в свете рассмотрения юридических норм, недооценка особенностей культуры, религии государства, а также отсутствие учёта внешнеполитических взаимосвязей с иностранными государствами.

Возникновение права

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Возникновение права

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Возникновение права

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Возникновение права

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Возникновение права

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Возникновение права

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *