Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Цель познания – в достижении истины, в правильном, достоверном знаний об окружающей действительности.

Ощущение – это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств.

Представление – это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления.

Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий.

Умозаключение – это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.

Субъект познания – это человек или общество в целом, а объект познания – это отдельный предмет или весь окружающий мир.Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель). Правда – это истина в соотношении между людьми. (Истина = правда)

Т. е. существует независимо от человека (от людей)

Т. е. всегда относятся к определённой, конкретной области действительности в конкретные время

носителем истины является субъект

Т. е. налицо неполное, ограниченное знание

Т. е. полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания

Критерии истины – это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания. «Знание – сила» (Ф. Бэкон) Чем больше знаю, тем больше область незнания (парадокс); «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно» (П. Лаплас); «Меня желание вечное томит, чем больше познаю, тем меньше знаю» (Т. Кампанелла).

Познавательная деятельность – это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.

Научное познание: Теория – это логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.Гипотеза – это предположение, догадка.Закон – это наиболее существенные связи между отдельными свойствами и сторонами явлений.Способы получения научных знаний:

Научное наблюдение – это целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т. е. такими, какие они есть в действительности); Эксперимент – это исследование в специально созданных, искусственных условиях; Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичному ему); Анализ – это расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное; Синтез – это вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности; Индукция – это движение мысли от единичных явлений к общим выводам; Дедукция – это движение мысли от общего к частному; Ненаучное познание:

Народная мудрость и здравый смысл

Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь. Мифология – это основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Рассказ о богах и героях, об их делах

Обыденное познание – это накопление знаний в процессе жизни конкретного человека.

Практическая деятельность( Знания, Нормы поведения) Жизненная практика. или опыт повседневной жизни, — это знание, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни. Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок. Здравый смысл – это неосознанные, опирающиеся на жизненный опыт, способы объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.

Паранаука – это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства. или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени. Социальное познание: Социальное познание – это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

Самопознание – это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. Особенности формирования самооценки: 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ <-9gt; идеальный образ); 2. Самооценка себя, через оценку других; 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. Успех – это достижение чего-либо. Притязание – это цели и требования, проставленные человеком пред собой

«Познай самого себя» (Изречение, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, приписываемое «семи мудрецам»); «Познай самого себя, и через это познаёшь мир» (Н. А. Бердяев)

Культура духовная и материальная.Культура — Это всё, что создано человеком (обществом) в результате физического и умственного труда. Это нравственное состояние человека (общества), определяемое материальными условиями жизни и выражаемое в его быте, воспитание, в достижениях науки, искусства, литературы

Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком.Формы культуры:

Сложная по содержанию и трудная для восприятия; адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества

Создаётся неизвестными творцами – непрофессионалами; адресована народу

Адресована всем, без различия классов, наций, пола, т. е. массам в обществе потребителя

Картина Пикассо, фильмы Тарковского

Частушки, танцы, сказки

Духовная культура:Результат духовной деятельности (духовного творчества) людей; Существует в сознании человека; Связана с материальной культурой. Духовная деятельность – это сочетание производства и потребления духовных ценностей.

Духовные ценности: картины, музыка, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания, обычаи, традиции, язык, навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные идеи, ценностные ориентации. Духовные ценности производиться для потребления, т. е. удовлетворения духовных потребностей.

Искусство Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира. Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта.

Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.

Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир

Вера в душу и в духов и их влияние на людей

Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями

Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами

Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними

Религия – это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Ядром религии является вера.

Свобода совести – это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Виды познавательной деятельности
Главная | О нас | Обратная связь

Вопрос 4. Разнообразие видов познавательной деятельности человека

Виды познавательной деятельности: обыденно-практическое, мифическое религиозное художественное философское познание. Наука один из множества видов познаний. Каждый вид познавательной деятельности имеет свое толкование истины свой способ раскрытия истины и свое специфическое знание. Обыденно-практическое познание. Этот вид познавательной деятельности основывается на опыте который человек приобретает осуществляется разного рода деятельностью. Результатом выступают привычки убеждения верования. Способность раскрытия истины- трудовой процесс. Осуществление какого-либо действия человеку раскрывается истина. Через обыденно-практическое человек усваевывает язык, ценности, обычаи. У него складывается нравственность. Религиозные политические убеждения. На почве обыденно-практического познания возникли все другие виды познавательной деятельности. Человек познают о мире наибольшее количество знаний формируется из обыденно-практического познания. Мифическое познание. Особенности своеобразие мифического мировосприятия. природа с точки зрения мифа арена усилий действие борющихся сил. Схватка этих сил проявляется в природных явлениях. Мифы придания. Совершение обрядов ритуалов. В обряде, ритуалах человек имитирует действие мира. Через повторение имитации мифические действия человеку раскрывается истина. Религиозное познание. Истина бог. Способ раскрытия истины откровение. Откровение момент раскрытия истины которая с одной стороны результат напряженного самоуглубления человека с другой стороны божья благодать. Цель практического религиозного познания внутренне преображение человека открывающего ему доступ к истине к богу, т.е. нужно прийти к вере. Художественное познание. Проявляет себя через предметы искусства, т.е. через результат познавательной деятельности. Искусство заключает в себе познание мира и самопознания. Искусство овеществление души. Истина отождествляется с красотой. Своеобразие художественного познания кроется и в особенности языка искусства. Язык художественных образов выступает нестолько как средство общения сколько как творческая игра смыслов. Философское познание как и в науке в философии используется строгий язык понятий. Однако истина философского познания имеет этическую составляющую. Истинное справедливое. Философия не ограничевается только решением познавательных задач. Одна из главнейших функций философии духовное преображение человека. Способ раскрытия это не только разум а также переживания нравственные искания тревоги эмоции.

Процесс познания представляет собой решение различного рода задач, которое достигается путем использования особых приемов, позволяющих перейти от того, что уже известно к новому знанию. Такая система приемов называется методом. Метод есть совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности на всеобщие, общенаучные и частнонаучные.

Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизи-ческий. При метафизическом методе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга. Диалектический метод предполагает изучение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвязи.

Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые широко применяются в самых различных областях науки. Это такие, например, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, описание и т.д. В отличие от всеобщих общенаучные методы используются не на всех этапах познавательного процесса, а только на определенных. Если взять, например, анализ, то он применяется преимущественно на нач стадиях познания, а синтез – завершает опр этап познав процесса.

Частнонаучные методы применяются только в рамках отдельных наук. Поскольку каждая наука имеет свой особый предмет, она неизбежно создает свой метод исследования, в требованиях которого отражается специфика ее предмета, а значит и свою методологию. Специальные методы органически входят в содержание этой науки и разрабатываются представителями данной области знания. К частнонаучным методам относятся, например, методы качественного анализа в химии, метод определения жаро-стойких сплавов в металлургии, метод радиоактивного распада в космологии,

В науке различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых явлениях и объектах и производится первичная систематизация полученных результатов. Теоретический уровень осуществляется на рациональной ступени познания. Здесь происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей и закономерностей, присущих изучаемым явлениям. Результатом теоретического познания становятся гипотезы и теории.

Важнейшими методами эмпирического познания являются наблюдение и экспе-римент. Наблюдение – это целенаправленный процесс чувственного восприятия предметов действительности. Наблюдение применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент. Одно из главных требований к наблюдению — не вносить самим процессом наблюдения каких либо изменений в наблюдаемую реальность.

Эксперимент, напротив, предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. В рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия с целью выявить существенные характеристики. В теоретических исследованиях широко используются такие методы как идеализация и формализация. Идеализация – это процесс мысленного создания таких абстракций, которые не просто фиксируют имеющиеся существенные свойства объекта, а предполагают фантазию, воображение. В результате идеализации создается объект, который по содержанию значительно отличается от реального. Это, например, математическая точка, не имеющая измерений, линия, не имеющая толщины, абсолютно твердое или абсолютно черное тело, идеальный газ в физике модель-сильно разреженный реальный газ). Формализация – это способ фиксации содержания путем выделения его формы. Этот метод исследования предполагает замещение изучаемого объекта знаковой моделью и позволяет оперировать информацией в рамках данной модели по определенному шаблону, алгоритму. Все рассуждения об изучаемом объекте, об его свойствах и харак-теристиках переносится в плоскость оперирования со знаками. Моделирование представляет собой воспроизведение опреде-ленных свойств и связей исследуемого объекта в другом, специально созданном объекте – в модели. Моделирование используется тогда, когда непосредственное исследование объекта затруднено или экономически не выгодно. В основе моделирования лежит аналогия, соответствие между объектом и его моделью. Но это соответствие не является абсолютным. Модель воспроизводит лишь некоторые, важные в данном исследовании стороны оригинала, отвлекаясь от других его сторон. Пользуясь различными методами, способами и приемами исследования ученый осуществляет познание в различных формах. Высшей формой познания, в которой происходит синтез всей его познавательной деятельности, является научная теория. На пути к созданию теории субъект познания использует такую форму научного познания как гипотезу. Гипотеза – это научное предположение, основывающееся на опыте и предшествующих знаниях. В отличие от теории гипотеза содержит знание не достоверное, а вероятное, предположительное.

Виды и формы познавательной деятельности.

Основные виды познавательной деятельности:

Если обобщить основные формы – духовных видов деятельности общества, то можно выделить виды позициями:

— обыденное познание (оно первое) его особенность: происходит как сознательно, так и бессознательно; стихийно; оно базируется повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом.

В своей повседневной деятельности человек имеет дело с единственными предметами и т.д. т.о. предмет обыденного – единичное познание.

Формой обыденного познания выступает чувственно наглядные образцы; человек при этом обобщает опыт других, т.е. использует понятийную форму информации. Важная особенность обыденного познания – огромная информационная емкость. Причина в том, что в обыденном познании доминирует сенсорная форма.

— научное познание. предмет – общее свойство, общие аспекты классов объектов, законы. Не исследуем единичное, проблема – в поиске единичного, в котором отражается общее. Предметом является общее, доминирующая форма – логическое мышление. Вырабатываются специальные методы познания. Эти методы качественно различны, т.к. существует 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический, т.к. эмпирический имеет несколько ступеней то разрабатываются методы, которые и применяют. Аналогично и теоретический. Если главная цель – создание материальных систем, то в научном познании цель – создание идеальной системы.

— художественное познание. занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное является формой выражения художественного отражения действительности, но единичное является предметом обыденного познания Þ сходства. В нём присутствует и общее. Каждый художник обобщает, а общее – предмет научного познания. Проблема – поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Важная особенность – одиночный характер, т.е. творцы стремятся дать оценку соответствующему единичному, соответствию ситуации. Наиболее обобщенно эта оценка выражается как прекрасное или безобразное. Когда мы сталкиваемся с произведениями ученых, в них отражается не только действительность, но и оценка. Например в портретах покидаем внутренний мир, т.к. в художественных произведениях представлено и общее, то произведения дают иногда больше значения об этом, чем исследования специалистов.

– религиозное познание. предметом этого познания является человек. Но в процессе этого познания происходит переворачивание отношений, которые имеют место в действительности. Естественные, земные силы принимают сверх естественный характер. Центральным понятием в религии является БОГ, но это сверхъестественное явление. По представлению современных верующих людей БОГ есть совершенство совершенств. Фома Аквинский – «совершенство совершенств существует – БОГ существует», но этим качеством обладает каждый из нас. Характерной чертой является вера. История развития религиозного познания показывает, свидетельствует, что в ранних религиях (они вырастают из мифологии). Боги – естественные существа, очень сильные, обладают бессмертием, но человек мог перехитрить бога и победить. Лишь на определённом этапе формирования человеческого сознания, формируется представление о боге, как о духовном начале. Большую роль в становлении христианства сыграла философия, в основном философия Платон, согласно которому существует мир идей, а мир вещей нечто производное и зависимое. В религиозном познании большое внимание уделяется нравственным проблемам. Так, согласно православию, православным является тот человек, который трудится. Разумеется, что нравственно этот аспект оказывает большое влияние на человека и нормы поведения человека выражают мудрость народа.

1. Познавательная деятельность является начальным этапом в историческом смысле: разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый тип деятельности – сравнительно поздний этан истории, которому предшествует длительный период развития познавательного опыта людей в процессе совокупной, еще не расчлененной материально-практической деятельности.

2. Познавательная деятельность является начальной в том смысле, что на её основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Она – предпосылка, без которой другие формы познавательной деятельности не могут существовать.

Познание делится на:

1.Чувственное -> сенсуализм (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания);

2.Рациональное -> рационализм (философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека).

Виды познавательной деятельности

Цель: познакомить обучающихся с деятельностью человека по познанию окружающего мира.

Существует четыре вида познания мира[12,19.23, 29,30, 42] человеком: обыденное, научное, художественное и религиозное.

Наиболее объективные знания добываются путем научного исследования. Так как в учебном процессе речь идет о формировании умений исследователя, то в данной теме целесообразно рассмотрим именно исследовательский метод добывания знаний.

Теоретические основы познавательной деятельности.

3.1.Теория познания — это раздел философии, в котором изучаются проблемы познания и его возможностей; отношения знания и реальности; выявляются условия достоверности и истинности знания (19,28.29,42.).

3.2.Познание -есть процесс постижения истины.

Абсолютная истина формируется из множества относительных истин.

3.3.При познавательной /исследовательской/ деятельности следует учи

тывать основные законы диалектики — законы развития природы и общества.

Таких закона три. Первый закон — закон единства и борьбы противоположностей. Он заключается в том, что развитие объективного мира и его познания идут путем раздвоения единого на взаимоисключающие элементы /стороны, тенденции/ и их борьбу. Поэтому, изучение противоречий в рассматриваемом объекте, раскрытие их природы — важнейший элемент деятельности при любом научном исследовании (28, 29).

К закону единства и борьбы противоположностей имеет отношение категория «взаимодействие». Она указывает на связь предметов и процессов, отражающую их взаимное изменение.

3.4.Суть второго закона сводится к следующему. Всем предметам и явлениям свойственны количественные и качественные определенности — количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. Причем, в процессе развития незаметные, постепенные количественные изменения переходят в коренные качественные. Этот переход реализуется в форме скачка. Примерами к закону могут служить переходы жидкости в газы /при изменении температуры/ и наоборот ( 29).

3.5.Третий закон — “закон отрицания”: развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные стороны, постольку развитие носит прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных признаков низших.

3.6.При исследовании надо помнить о категориях «причины и следствия». Явление, предшествующее другому и вызывающее его, называется причиной. То же явление, которое вызывается действием причины, называется следствием (18).

3.7.При исследовании вопросов жизни человека и общества необходимо

учитывать следующее философское положение: «Не сознание определяет

жизнь, а жизнь в основном определяет сознание людей».При этом под «жизнью» следует понимать: взаимодействие людей с природой в процессе производства материальных благ, и взаимоотношения между собой самих людей (19).

3.8. В дополнение к изложенному выше, необходимо учитывать и такое положение: «Экономический базис страны /формы собственности, производственные отношения людей и система распределения материальных благ/ является основанием, на котором формируется надстройка /политические, правовые, философские, этические, художественные, религиозные взгляды общества и соответствующие им учреждения/.

3.9.В познании мира большую роль играет «принцип отражения». Принцип отражения является краеугольным камнем теории познания. Человеческое отражение действительности реализуется в виде сознания и самосознания. Оно предполагает не просто «зеркальное отражение», а активные действия человека. Человек анализирует воспринятое, делает выводы, принимает решение и может начать действовать по преобразованию действительности /или информации о ней/.

3.10. В познавательной деятельности необходимо следить за соблюдением «принципа соответствия». Этот принцип выдвинут известным физиком Н.Бором. Смысл его заключается в том, что вновь открытые знания не должны противоречить проверенным практикой законам и теориям /например, новые знания должны соответствовать закону сохранения энергии, закону всемирного тяготения и т.д./.

3.11.В познавательной деятельности необходимо учитывать следующие положения:

3.11.1.Пользуясь какой-либо теорией в исследовании, надо знать границы ее применимости.

3.11.2.В основе познания должны лежать факты, добытые из опыта или взятые из авторитетного литературного источника.

3.113.Наши знания всегда ограничены, т.е. в большинстве случаев они не являются абсолютной истиной.

3.11.4.В исследовании очень важно правильно оценить истинность и значимость полученных результатов.

3.12.Научное познание представляет собой деятельность с идеализированными объектами. Эта деятельность нацелена на выяснение внутренних и внешних свойств, связей частей, законов отношений между предметами и явлениями окружающей действительности.

Итальянский ученый средневековья Галилей определил четыре стадии познавательной деятельности:

Чувственный опыт, привлекающий внимание к изучению определенной группы явлений.

Поиск аксиомы, рабочей гипотезы, объясняющей закономерности этой частной группы явлений /событий, фактов/ — центральный момент познания, дающий ключ к решению проблемы.

Математическое развитие рабочей гипотезы, или нахождение логических следствий из нее.

Эксперимент — опытная проверка теоретических выводов, которая необходима, поскольку гипотеза есть лишь догадка о сущности изучаемых объектов.

3.13.Научное познание может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Диалектика взаимоотношения эмпирического и теоретического уровней познания заключается в том, что само познание, функционируя на базе эмпирического материала, проникает в сущность последнего и тем самым позволяет подняться до уровня объяснения его.

3.14.Эмпирический и теоретический — относительно самостоятельные методы познания. Граница между ними условна. Дело в том, что теоретические знания на одном этапе науки, дают возможность познать эмпирически на следующем более высоком уровне развития науки.

3.15.Знания, добытые эмпирическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать индуктивные и дедуктивные построения.

3.16.Знания, полученные теоретическим путем, дают возможность разработать теорию, в основе которой будут лежать аксиоматические и логико-математические построения.

3.17.Необходимые элементы теории любого уровня познания — понятия, законы, идеи, принципы, правила должны отражать и отражают свойства объектов /явлений, процессов, предметов и т.п./.

3.18.На основе анализа фактов, идей, показателей и т.п. ученик в своем мозгу строит абстрактную модель изучаемого объекта. Модель — это абстрактный /иногда и материальный/ образ, воспроизводящий некоторые свойства и характеристики реально существующих вещей. Модель не может быть полностью адекватной реальному объекту. Она может быть только теоретической посредницей между исследователем и изучаемым объектом. Но все же модель должна соответствовать изучаемому объекту в основной его сути.

3.19.Для исследования объекта обычно используются несколько моделей. Вообще модель строится интуитивно, путем догадки. Догадка при этом основывается на предполагаемых свойствах, возможных взаимосвязях, предполагаемой структуре и т.д. По сути дела предполагается, что изучаемый объект является таким-то. Получается, что выстраивается гипотеза. Гипотезой, как известно, называют предположение о свойствах, структуре и связях изучаемых объектов. При этом не известно является эта гипотеза истинной или ложной.

3.20.Абстрактные модели делятся на модели представления и знаковые. К моделям — представлениям относятся модели идеального газа, планетарная модель атома и другие. К знаковым моделям относятся: система уравнений, описывающих процесс; математические формулы, изображающие физические или химические законы /процессы/ и т.п.

3.21.В процессе исследования модель изучаемого объекта выступает первоначально как догадка — гипотеза, как правдоподобное решение проблемы. Верная гипотеза несет в себе большой эвристический заряд, ее логическое развитие дает возможность предвидеть истину. Вообще познание развивается циклически: от анализа и обобщения совокупности фактов и постановки проблемы — к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам; от выводов к их интерпретации, экспериментальной проверке и практическому применению. В переходе от теории к практике много общего с переходом от эмпирических фактов к гипотезе — и то и другое требует интуиции и фантазии. То и другое происходит на основе мысленного моделирования. При этом теоретик чаще использует модель-аналогию, совпадающую с исследуемым объектом лишь только в существенном.

Модель экспериментатора, реализующего теоретический подход, напротив, всегда конкретна — представлена в виде приборов и стендов.

3.22.Таким образом, можно заключить, что познать объект /предмет, вещество, процесс, явление, событие и т.д./ — это значит:

-изучить его свойства, /характеристики, факты/ в целом и отдельных его частей /элементов/;

-выявить функции его частей и их взаимосвязь;

-описать свойства и функции;

-объяснить свойства, функции и взаимосвязи объекта, сформулировать закон его существования;

— составить предложения по управлению рассматриваемым объектом /или по его практическому использованию/.

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Обществознание

Познавательная деятельность – особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Познавательная деятельность – особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познавательной деятельности

Научное познание

Задача научного познания – раскрыть внутреннюю природу, сущность предметов и явлений, законы их функционирования и развития.
Виды познавательной деятельности

Научное наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности).

Научное наблюдение – целенаправленное созерцание, восприятие предметов и явлений в их естественном виде (т.е. такими, какие они в действительности).

Эксперимент – исследование в специально созданных, искусственных явлениях.

Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого (аналогичного ему).

Анализ (от греч. «разложение», «расчленение») – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место. выделить главное.

Виды познавательной деятельности

Синтез (от греч. «соединение» – вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

Синтез (от греч. «соединение» – вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.

Индукция – движение мысли от единичных явлений к общим выводам.

Дедукция – движение мысли от общего к единичному.

Теория — логически обоснованная система знаний о целой группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.

Виды познавательной деятельности

Ненаучное познание

Миф не сказка, а образ мышления, объясняющий реальную жизнь.

Мифология – основной способ понимания мира на ранних стадиях общественного развития.

Виды познавательной деятельности

Мифология объясняет природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил.

Мифология объясняет природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил.

Виды познавательной деятельности

Обыденное познание – это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности.

Обыденное познание – это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности.

Виды познавательной деятельности

Жизненная практика, или опыт повседневной жизни – это знания, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.

Жизненная практика, или опыт повседневной жизни – это знания, умения, навыки, образцы поведения, накопленные в процессе осмысления жизни.

Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет, загадок.

Виды познавательной деятельности

Паранаука– обозначение гипотез и представлений, объяснение не имеет научного обоснования.

Паранаука– обозначение гипотез и представлений, объяснение не имеет научного обоснования.

Познание средствами искусства, или художественное познание, дает эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.

Виды познавательной деятельности

Социальное познание

Социальное познание – познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Самопознание

Самопознание – познание собственного «я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости.

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Самоузнавание – обнаружение себя в окружающем мире.

Самоузнавание – обнаружение себя в окружающем мире.

Создание образа – активное восприятие себя.

Самосознание – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Самонаблюдение – наблюдение собственного психического состояния и собственных действий.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Виды познавательной деятельности

Успех – достижение чего-либо.

Успех – достижение чего-либо.

Притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой.

Виды познавательной деятельности

Деформация самооценки

Деформация самооценки
Виды познавательной деятельности

Самовосприятие – восприятие, понимание и оценка субъектом самого себя.

Самоотчет – целостное описание самого себя в психических и личностных проявлениях.

Самоисповедь – полный внутренний отчет перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов.

Виды познавательной деятельности

Я-концепция – целостный образ собственного «я»

Виды познавательной деятельности

Структура личности, по З. Фрейду (австр. психол.)

Моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.

Для приспособления к реальности воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения.

Сосредоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности.

Виды познавательной деятельности

Структура личности, по Э Берну (амер.психотер.)

Существо в голове человека, которое говорит ему, что он должен делать, как он должен себя вести, насколько он хорош или плох и насколько лучше или хуже других люди.

Голос разума. Он работает как компьютер, собирая информацию из внешнего мира и принимая решения на основании разумно рассмотренных вероятностей того, как пойдут дела и что следует предпринять и когда.

Д (дитя) показывает, что у каждого мужчины внутри маленький мальчик, а у каждой женщины маленькая девочка. Это детская часть личности, тот ребенок, которым он или она были когда-то. Это лучшая часть личности, та часть, которая может быть творческой, умной и любящей.

Виды познавательной деятельности

Виды познавательной деятельности

Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Семенова Нижегородской области
Виды познавательной деятельности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *