Виды политических систем

Виды политических систем

Политические системы классифицируют по различным основаниям. Исторически наиболее авторитетной считается классификация систем правления (о политических системах тогда речь не шла), которую разработал Аристотель. Материалом для нее стали 158 греческих полисов. Аристотель разделил их на 6 типов по двум основания: «кто правит» и «в чьих интересах». Править может один, меньшинство, большинство в своих интересах. Этому соответствует тирания, олигархия, демократия. Если же эти правители защищают интересы всех граждан, то имеет место монархия, аристократия, полития. В дальнейшем классификация Аристотеля была развита Т. Гоббсом, Ж. Боденом, Дж. Локком, Ш. Монтескье и другими мыслителями.

В 20 веке, особенно с 50-х годов популярность приобрела концепция «трех миров». Весь мир делился на три политических блока:

· Капиталистический «первый мир»;

· Коммунистический «второй мир»;

· Развивающийся «третий мир».

У этой классификации помимо идеологического измерения было и экономическое. Страны Азии, Африки и Латинской Америки объявлялись «третьим миром» из тех соображений, что они экономически зависимы и поражены массовой бедностью.

Параллельно с ней в странах, где господствовала коммунистическая идеология, пропагандировалась классификация, в основу которой был положен классовый принцип, т. е. признак господства какого-то класса в политической системе. Эта типология разработана в марксизме, который рассматривал систему правления в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, фео­дальная, буржуазная и коммунистическая политические системы.

Однако с конца 1970-х годов эти классификации становились все менее адекватными, так как многие страны «третьего мира» осуществили прорыв к процветанию. Но самый сокрушительный удар по ним нанес крах коммунизма в СССР и других странах бывшего социалистического лагеря.

Наиболее распространенной в настоящее время является классификация политических систем по политическому режиму, то есть по характеру и способам взаимодействия органов власти, личности и общества. Существуют и другие классификации политических систем.

Вопросы для повторения:

1. каково содержание понятия «политическая система»?

2. какова типология политических систем?

3. каковы функции системы правления?

4. в чем заключаются требования к органам политической власти?

5. в чем заключается поддержка органов политической власти?

6. каковы возможные основания классификации политических систем?

Тема 1.7. Типы политических режимов.

В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Их политические системы различны. Однако существуют схожие черты, по которым выделяют типовые политические системы. Основным признаком, по которому происходит классификация, выступает характер реализации политической власти. Этот характер определяется понятием политический режим. В западной литературе данное понятие часто трактуют широко, отождествляя его с понятием «система правления» и понятием «политическая система». Такой подход порождает опасность дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. В отечественной политологической литературе закрепился более узкий объем понятия «политический режим», который фиксирует лишь функциональный аспект политической системы. Содержание понятия отражает характер политического курса распорядителей политической власти.

Политический режим – это совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Принципами, по которым разделяется функционирование политических систем, являются: во-первых, способ принятия властных решений; во-вторых, пределы вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

В истории известны следующие способы осуществления власти. По способу принятия властных решений можно выделить авторитарные и демократические политические системы .

Демократия – это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим себя большинством граждан.

Такой режим осуществления власти известен в истории очень давно. Государственные формы демократии были распространены в античном мире. В средние века существовали демократические города-государства в Голландии, Венеции, Женеве, Новгороде и других местах. Демократия проходит свой исторический путь через ряд определённых этапов, которые зафиксированы соответствующими теориями. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

По Платону демократия – это власть завистливых бедняков. Не жаловал демо­кратию и Аристотель. Он рассматривал её как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно этого большинства. Это худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей демократия превращалась в охлократию, т.е. власть толпы.

С Великой Французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В 18-19 веках демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод. Сюда включались: участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки. Этот режим означал гарантирование естественных прав человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и т.п. Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, согласно их взглядам, это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает этот вопрос иначе. Базовыми принципами демократии являются:

· Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им;

· Свободные выборы представителей в органы власти на ограниченный срок;

· Гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

· Контроль представительных институтов за работой правительства;

· Устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную формы.

Прямая демократия – это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, предприятиях и т.п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации. Плебисцитная демократия – это вид прямой демократии,который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Её суть – опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Противоположностью демократии является авторитаризм. Авторитаризм – политическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте. В этой системе допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях. От населения не требуется демонстрация преданности лицам, представляющим органы власти, однако исключается его участие в принятии важнейших решений по вопросам жизни общества. Представители органов власти беспощадны к реальным политическим конкурентам.

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотизм и олигархии, абсолютные монархии и другие формы. Существенные черты авторитаризма:

· Монополия на государственную власть одной группы или партии;

· Полный или частичный запрет на действия оппозиции;

· Жестко централизованная структура власти;

· Наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления;

· Использование силовых органов для удержания власти;

· Для граждан исключается возможность участия в управлении обществом.

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления не всегда оказывается удачным. К причинам его воспроизводства относятся: 1) сохранение ориентации населения на традиционные формы социальной жизни и авторитеты; 2) сохранение патриархального типа политической культуры; 3) значительное влияние религиозных норм на политическую ориентацию населения; 4) экономическая отсталость; 5) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах. В зависимости от характера господствующей политической силы, в рамках авторитарных различают военные, олигархические, религиозные и бюрократические режимы.

В современной западной политологии введено понятие «новая демократия» или «полудемократия». Так квалифицируется посткоммунистические режимы и переходные режимы от военных диктатур. Считается, что при таком режиме демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу.

Другой признак деления политических систем – пределы вмешательства органов власти в общественную и частную жизнь. По данному критерию выделяют либеральные и тоталитарные политические режимы.

Либерализм – это политическая система, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Либеральное содержание общественных отношений проявляется в наличии системы «сдержек» давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах.

Сочетание либеральных и демократических принципов общественных отношений позволяет выделить политическую систему под названием «либеральная демократия». Современные западные политологи считают, что понятие «либеральной демократии» обозначает еще не осуществленный идеал. Поэтому режимы развитых в демократическом отношении стран предлагают обозначать понятием «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуется либерально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Тоталитаризм – это политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Жизнь всех граждан государство включает в сферу своего принудительного регулирования, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия. Эту систему отличают следующие основные признаки:

· Официальная идеология, которую обязаны поддерживать все граждане; все стороны жизни общества подчинены идеологии;

· За всем обществом осуществляется тотальный полицейский контроль с целью выявить «врагов народа»; отношения в обществе основаны на принципе: «Разрешено только то, что признано органами власти, все остальное запрещено»;

· Партийный контроль за СМИ; жесткая цензура любой информации;

· Бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества;

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо все находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка. Тоталитаризм – это явление ХХ века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считает, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и возникает стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти. От этой власти ждут установления жёсткого порядка и гарантию быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопия о построении нового прогрессивного общества.

К тоталитарным системам традиционно относят страны, где государственной идеологией выступают коммунизм и фашизм. Сам термин ввел в оборот лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, который взял за основу политических отношений принцип: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Этот принцип реализации политической власти сочетается как с элементами демократизма, так и с авторитаризмом. Тоталитарная демократия имела место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в компанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Во множестве проводились собрания общественности с осуждением «врагов народа», то есть этой форме общественных отношений придавался демократический характер. Многие люди искренне участвовали в этих акциях. Когда органы власти уже не хотят или не могут опираться на широкие массы при проведении тотального контроля, имеет место тоталитарный авторитаризм. Примерами таких политических систем могут выступать различные военные диктатуры.

Вопросы для повторения:

1. каково содержание понятия «политический режим»?

2. каковы принципы, по которым разделяется функционирование политических систем?

3. что такое демократия и каковы ее базовые принципы?

4. каковы формы демократии как политического режима?

5. что такое «авторитаризм», каковы виды авторитарных политических режимов?

6. что такое «тоталитаризм», каковы его отличительные признаки?

Тема 1.8. Государство в политике.

Виды политических систем
Главная | О нас | Обратная связь

Виды политических систем. Каждое общество характеризуется собственной полити­ческий системой

Каждое общество характеризуется собственной полити­ческий системой, обладающей своими уникальными чертами. Это позволяет отграничивать одни политические системы от других. С другой стороны, многие политические системы об­ладают сходными чертами в своих существенных проявлениях, что позволяет их объединять в группы одноимённых полити­ческих систем.

Многообразие политических систем, существующих в совре­менном мире, указывает на то, что процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зре­лость гражданского общества, геополитические условия и т.д.

Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особен­ности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функ­ционирования.

Практическое значение классификаций полити­ческих систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функциони­ровать и успешно выполнять свои политические роли

1. На основе формационного критерия с учётом историчес­кой ретроспективы можно выделить следующие политические системы: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и соци­алистические.

2. В последнее время наиболее распространено рассмотре­ние видов политических систем с социологической точки зре­ния, в зависимости от системообразующей социальной среды. Например, А. Б. Венгеров в этой связи выделяет распредели­тельные, либерально-демократические и конвергенционные по­литические системы.

Распределительная политическая система характери­зуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отно­шений. Социальным отношениям присуща уравнительность. В сфере идеологии господствует одна система ценностей. Граж­дане имеют минимум политических прав.Как правило, роль государства в таких системах чрезмер­на. Государственный аппарат вмешивается не только в экономи­ческую, но даже в личную жизнь членов общества.

Либерально-демократическая политическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равно­правии форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях. Для социальных отношений характерно неравенс­тво, основанное на экономическом неравенстве. Идеология та­кой системы характеризуется многообразием. Индивид здесь наделяется многочисленными политическими правами.

Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как охранитель прав и свобод граждан, оно призвано обеспечивать правопорядок и создавать условия для развития рыночной экономики, прямое вмешательство в которую со сто­роны государства допускается лишь с целью обеспечения соци­альной защиты малоимущих слоев.

Конвергенционными политическими системами Вен­геров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, и, в качестве примера подобной системы, приводит политическую систему России. Подобные системы являются следствием пе­реходов от одной социальной среды к другой. Они очень неус­тойчивы. Именно в силу этого их выделение наравне с двумя другими видами является неверным, так как они ещё не прояви­ли свои существенные и устойчивые признаки, отражающие их суть.

3. По распределению политической власти в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные политические системы и автори­тарные .

Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет своей предпосылкой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют9quot; за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако, отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках.

Политическая партия, получившая большинство голосов, приобретает большинство мест в высшем представительном органе государственной власти — парламенте и соответствующее количество министерских портфелей в правительстве после чего, обеспечивая взаимодействие законодательной и исполнительной власти, может реально проводить политику по осуществлению тех программ, за которые голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую или парламентскую оппозицию. Аналогичная ситуация складывается и в случае победы на выборах того или иного лидера, который, став президентом или премьер-министром, получает возможность в пределах своих полномочий пытаться реализовать свою предвыборную программу.

Стало быть, элементами политической системы демократического типа являются народ, партии, политические лидеры и государство. При этом представляется, что последнее слово принадлежит народу, вольному избрать или не избрать своих депутатов и политических лидеров.

Совсем иной является политическая система тоталитарного типа . Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая, как правило, вождём. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цель партии — мобилизация населения на выполнение принятых ею политических решений. Свою волю партия (вождь) осуществляет через подчинённые ей государство, общественные учреждения, призванные лишь организационно, материально или идеологически обеспечивать выполнение партийных программ. Партия господствует полностью и в политике, и в идеологии, и, как правило, в экономике. Инакомыслие, иные формы общественной и хозяйственной жизни, если они противоречат партийной идеологии, беспощадно подавляются. Гражданское общество оказывается поглощённым государственными структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Государство, скрепляемый его властью в единое целое народ объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата — бюрократии, являющейся истинной хозяйкой государства, страны.

Элементами политической системы тоталитарного типа выступают партия (вождь), государство, подчинённые им общественные организации (например, профсоюзы, комсомол в советской политической системе) и население («народ9quot;), которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.

Если политическая система демократического типа предполагает существование гражданского общества, то тоталитарная система служит политической формой такого общества, в котором индивиды, потеряв свою автономию и самостоятельность, выступают лишь частицами поглотивших их социальных образований — нации (например, немецкий фашизм), общественного класса.

4. В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресур­сами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства За­пада представляют собой пример открытых политических систем.

5. Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные системы .

Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных9quot; становятся «участниками9quot;. Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход9quot; системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: 1) демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»); 2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия9quot; (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

Какие виды политической системы наиболее популярны сегодня?

September 22, 2013

Понятие политической системы возникло в политологии еще в середине XX века и подразумевает совокупный комплекс институциональных органов и правовых норм, определяющих жизнь общества. В первую очередь, разумеется, в политической сфере (кроме нее существует культурная, социальная и экономическая), то есть Виды политических системотношение между властью и народом, передача властных полномочий, их осуществление и так далее. Тогда же были выделены и виды политических систем общества, каждый из которых имел характерные особенности в осуществлении власти. Разнообразные государства и страны прошли совершенно уникальные исторические пути. Неудивительно, что специфический опыт обществ в разных частях планеты подарил им совершенно различные виды политической системы. Так, например, демократия не могла зародиться в недрах восточных тираний и стала логичным результатом развития капитализма.

Политическая система. Понятие и виды

Современные политологи выделяют три основных типа, существующие в мире на сегодняшний день.

Виды политической системы: демократия

В основе этой системы лежит принцип коллективных решений. Когда-то она родилась в античных греческих полисах и характеризовалась собранием всех граждан города Виды политических систем(эклессия) для принятия важных решений, а также для избрания совета архонтов – своеобразного органа правления. Однако сегодня государства, как правило, весьма масштабны для такого простого единого собрания. И все же основные принципы демократии сохранились. Более того, она развилась посредством опыта государственного строительства и теоретических трудов мыслителей Нового и Новейшего времени. Современное демократическое устройство предполагает обязательное разделение ветвей власти во избежание ее узурпации, регулярную перевыборность каждой из этих ветвей и правительственных должностей, равенство всех перед законом вне зависимости от имущественного и должностного положения. Главное в этой концепции — народ признается высшим носителем власти, в то время как любой орган правительства – лишь его слугой. Это предполагает право народных масс на ответное восстание в случае выхода правительства за рамки закона.

Виды политической системы: авторитаризм

Виды политических систем

Несмотря на механизмы в демократических системах защиты от узурпации власти, последняя иногда случается. Она может быть, например, результатом военного переворота, а может и вовсе не быть результатом демократии, сформировавшись в государстве на месте архаичных форм (например, монархия, сохранившая свои позиции до наших дней). Авторитаризм характеризуется сосредоточением всех правительственных полномочий в руках одного человека или группы единомышленников. Часто он сопровождается нарушением человеческих и гражданских прав, отсутствием в стране реальной оппозиции и так далее.

Виды политической системы: тоталитаризм

На первый взгляд, эта система весьма схожа с авторитаризмом. Однако если тот держится силой военных штыков и подавления политических свобод, то тоталитаризм отличает глубочайший контроль над общественной и духовной жизнью общества. Человек здесь с ранних лет посредством различных государственных организаций воспитывается в убеждении, что эта власть и этот путь единственно верные. Потому, как ни парадоксально, часто тоталитарные системы характеризуются большей легитимностью, чем авторитарные.

Виды политических систем

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Виды политических систем

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Виды политических систем

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Виды политических систем

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Виды политических систем

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Виды политических систем

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

33. Виды политических систем.

Каждое общество характеризуется собственной полити­ческий системой, обладающей своими уникальными чертами. Это позволяет отграничивать одни политические системы от других. С другой стороны, многие политические системы об­ладают сходными чертами в своих существенных проявлениях, что позволяет их объединять в группы одноимённых полити­ческих систем.

Многообразие политических систем, существующих в совре­менном мире, указывает на то, что процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зре­лость гражданского общества, геополитические условия и т.д.

Преобладание тех или иных факторов обусловливает их особен­ности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функ­ционирования.

Практическое значение классификаций полити­ческих систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функциони­ровать и успешно выполнять свои политические роли

1.На основе формационного критерия с учётом историчес­кой ретроспективы можно выделить следующие политические системы: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и соци­алистические.

2. В последнее время наиболее распространено рассмотре­ние видов политических систем с социологической точки зре­ния, в зависимости от системообразующей социальной среды. Например, А. Б. Венгеров в этой связи выделяет распредели­тельные, либерально-демократические и конвергенционные по­литические системы.

Распределительная политическая система характери­зуется в экономической сфере господством государственной собственности, распределительных товарно-денежных отно­шений. Социальным отношениям присуща уравнительность. В сфере идеологии господствует одна система ценностей. Граж­дане имеют минимум политических прав.Как правило, роль государства в таких системах чрезмер­на. Государственный аппарат вмешивается не только в экономи­ческую, но даже в личную жизнь членов общества.

Либерально-демократическая политическая система в экономической сфере основывается на многообразии и равно­правии форм собственности, на рыночных товарно-денежных отношениях. Для социальных отношений характерно неравенс­тво, основанное на экономическом неравенстве. Идеология та­кой системы характеризуется многообразием. Индивид здесь наделяется многочисленными политическими правами.

Государство в этой системе рассматривается в первую очередь как охранитель прав и свобод граждан, оно призвано обеспечивать правопорядок и создавать условия для развития рыночной экономики, прямое вмешательство в которую со сто­роны государства допускается лишь с целью обеспечения соци­альной защиты малоимущих слоев.

Конвергенционными политическими системами Вен­геров называет системы, сочетающие черты вышеназванных, и, в качестве примера подобной системы, приводит политическую систему России. Подобные системы являются следствием пе­реходов от одной социальной среды к другой. Они очень неус­тойчивы. Именно в силу этого их выделение наравне с двумя другими видами является неверным, так как они ещё не прояви­ли свои существенные и устойчивые признаки, отражающие их суть.

3. По распределению политической власти в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные политические системы и автори­тарные .

Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет своей предпосылкой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако, отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках.

Политическая партия, получившая большинство голосов, приобретает большинство мест в высшем представительном органе государственной власти — парламенте и соответствующее количество министерских портфелей в правительстве после чего, обеспечивая взаимодействие законодательной и исполнительной власти, может реально проводить политику по осуществлению тех программ, за которые голосовал избиратель. Проигравшие партии образуют в этом случае политическую или парламентскую оппозицию. Аналогичная ситуация складывается и в случае победы на выборах того или иного лидера, который, став президентом или премьер-министром, получает возможность в пределах своих полномочий пытаться реализовать свою предвыборную программу.

Стало быть, элементами политической системы демократического типа являются народ, партии, политические лидеры и государство. При этом представляется, что последнее слово принадлежит народу, вольному избрать или не избрать своих депутатов и политических лидеров.

Совсем иной является политическая система тоталитарного типа . Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая, как правило, вождём. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цель партии — мобилизация населения на выполнение принятых ею политических решений. Свою волю партия (вождь) осуществляет через подчинённые ей государство, общественные учреждения, призванные лишь организационно, материально или идеологически обеспечивать выполнение партийных программ. Партия господствует полностью и в политике, и в идеологии, и, как правило, в экономике. Инакомыслие, иные формы общественной и хозяйственной жизни, если они противоречат партийной идеологии, беспощадно подавляются. Гражданское общество оказывается поглощённым государственными структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Государство, скрепляемый его властью в единое целое народ объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата — бюрократии, являющейся истинной хозяйкой государства, страны.

Элементами политической системы тоталитарного типа выступают партия (вождь), государство, подчинённые им общественные организации (например, профсоюзы, комсомол в советской политической системе) и население («народ»), которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.

Если политическая система демократического типа предполагает существование гражданского общества, то тоталитарная система служит политической формой такого общества, в котором индивиды, потеряв свою автономию и самостоятельность, выступают лишь частицами поглотивших их социальных образований — нации (например, немецкий фашизм), общественного класса.

4. В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т. е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресур­сами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства За­пада представляют собой пример открытых политических систем.

5. Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это:примитивные, традиционные и современные системы.

Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованныебюрократические (империя инков Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направить и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся: 1) демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»); 2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система).

Виды политических систем общества

В классификации политических систем могут использоваться следующие основания:

общественно-экономическая формация. По этому критерию выделяют: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социали­стические политические системы общества;

положение личности в обществе (политический режим). По данному критерию выделяют демократические и недемократические (авторитарные) политические системы;

способ управления обществом: командная, социоприменительная, соревновательная политические системы;

форма правления: президентские, парламентские, смешанные политические системы;

направления развития: прогрессивные и реакционные, реформаторские и консервативные политические системы;

политическая культура: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный типы политической системы (В.В. Лазарев, С.В. Липень);

партийный состав: однопартийные, двухпартийные, многопар­тийные и одной доминирующей партии;

географический и территориальный фактор: европейские, азиатские, североамериканские и иные политические системы;

религиозный критерий: арабские, индуистские, мусульманские и другие.

Встречается классификация политических систем по характеру социальной сферы:

тоталитарные политические системы закрытого типа (социальная среда распределительного типа),

либерально-демократические политические системы (социальная среда распределительного типа),

переходные политические системы (смешанная социальная среда).

По способу управления обществом различают три главных модели политических систем:

социоприменительную (В.Е. Чиркиин).

Особенности командной политической системы:

командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение;

интегральный характер – все ее звенья объединены на основе бюрократического централизма «сверху», а не путем естественно сложившихся отношений борьбы и сотрудничества;

отрицание саморегуляции общественного организма, ставка на силовые принудительные методы.

Соревновательная политическая система. Для нее характерно:

противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе;

наличие саморегуляции общества в сферах экономики, социальных отношений, духовной жизни.

Для социоприменительной политической системы характерно:

выдвижение на первый план социального аспекта;

это система компромиссов, главное – консенсуса;

воспитание гражданской ответственности связывается с идеей социальной справедливости, служение ей.

Тема 7. Правовое государство

Соотношение государства и права.

Понятие правового государства.

Соотношение государства и права

Соотношение государства и права рассматривается в трех аспектах: единстве, различии и взаимодействии.

Единство государства и права состоит в том, что государство и право:

возникают и развиваются совместно;

имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

выступают средствами управления, инструментами власти;

призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т. п.

Различия между государством и правом состоят в том, что:

государство есть особая организация политической власти, а право – социальный регулятор;

государство выражает силу, а право – волю;

первичным элементом государства является государственный орган, а права – норма права;

они также не совпадают по формам, функциям и т. д.

Взаимодействие государства и права. Государство воздействует на право в форме:

правотворчества – государство формирует, изменяет, отменяет право;

правоприменения – государство реализует и охраняет право.

Право воздействует на государство в форме:

упорядочивания деятельности государственного аппарата, устанавливая его компетенцию;

легализации государственной власти.

Типы взаимоотношений между государством и правом. Выделяют:

этатический тип – когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

естественно-правовой – когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств);

дуалистический – когда между государством и правом существует функциональная связь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *