Виды орфограмм

Орфография и орфограммы. Типы и виды орфограмм

Орфография — система правил правописания.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфограмма — это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило — это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Орфография состоит из нескольких разделов:

1) написание значимых частей слова (морфем ) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Принципы русской орфографии:

  1. Ведущий принцип русской орфографии — морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.
  2. Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (бездарный — беспокойный. разбить – распить). правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись, ) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория ).
  3. Существует также дифференцирующее написание (ср. ожог (сущ.) — ожёг (глаг.)) корней с чередованиями (слагать – сложить) традиционное написание ().
  4. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека или буква и И после букв Ж, Ш, Ц — жить, шить), т.е. предполагает запоминание слов. Как правило, это иноязычные слова и слова-исключения.

Рассмотрим другие виды орфограмм

Слитное, раздельное и дефисное написание

Слитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем ) и некоторых наречий (в обнимку ), части слов – слитно или через дефис (ср. по моему мнению и по-моему ).

Употребление прописных и строчных букв

Употребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет ), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.

Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются: кас-са.

Правила графических сокращений слов

Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах :

1) может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова

(лит-ра – литература, в/о – высшее образование);

2) при сокращении слова опускается не менее двух букв;

3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;

4) сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Виды орфограмм
Главная | О нас | Обратная связь

Орфограмма. Типы и виды орфограмм

Принципы русской орфографии

Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.

Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).

В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограмм по графическому обликупринято относить следующие:

· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);

· пробел (раздельное написание);

· контакт (слитное написание);

· чёрточка (знак переноса).

Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.

Безударность Шипящие и Ц перед гласными

Конец слова Стечение согласных Н перед окончанием и суффиксом

Мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных Звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Шипящие на конце слова [цъ] на конце глаголов

Начало предложения или текста Наличие собственных имён и собственных наименований

Сложные слова Приставки кое-; в-, по- в наречиях Суффиксы -нибудь, -либо, -то Частицы -то, -ка

Частицыи приставки не, ни, частицы бы, же, ли Предлоги

Орфограммы объединяются в группы на основании определённых общих признаков: по месту нахождения в слове (орфограммы в приставках), близости условий выбора написания (суффиксы -то, -либо, -нибудь, приставка кое- в наречиях и местоимениях), одинаковым опознавательным признакам (О – Е после шипящих в разных частях речи), графическому совпадению (НЕ приставка и частица).

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.

Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И ), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов ), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения ). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов ).

Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический ,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим. потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [&#&23;], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.

На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.

Наряду с фонематическим, действует и фонетический принцип: буква выбирается в соответствии с произношением. Правил, основанных на данном принципе, немного: буквы з – с на конце приставок (разбудить, расписание. фонема <з9gt;, звуки [з], [с]; в слове пишется та буква, которая обозначает произносимый звук), гласные а – о в приставках раз- (роз-), рас- (рос-);и – ыв корне после приставок на согласный (предыстория, предыюльский ). Влиянием этого принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср. клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т. п.

Действует в нашей орфографии также исторический. илитрадиционный. принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Например, гласные и, а, упосле шипящих – это отражение изменений фонетической системы древнерусского языка. В соответствии с этим же принципом пишутся словарные, а также заимствованные слова, окончание -ого прилагательных мужского рода в родительном падеже единственного числа и др. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка.

Существует в современной орфографии и принципдифференцированного ,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср. компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).

ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАММЕ. ВИДЫ ОРФОГРАММ

Основной орфографической единицей, принятой в современ­ной методике, является орфограмма.

Орфограмма это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде­ляют следующие признаки орфограммы:

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор­фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло­ва при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков,

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со­
става морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания,

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограм­мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при­вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут — бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра­вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу­чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог­рафическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна­ка в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, на­правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор­фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран­ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор­фограммы. Например:

1) для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу, кото­рые являются традиционным написанием;

2) при проверке безударного гласного в корне слова весна ми­нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи­ческое поле), — это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;

3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла­гола тает в предложении Быстро тает снег необходимое поле для проверки — словосочетание снег тает, которое позволяет опреде­лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;

4) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк­скурсию в Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна­вательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени­ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы* и буквосочета­ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик­товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может во всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

а) гласные о—а, и—-е;

б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

г) сочетания ста, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые
могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче­таний-(букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за­поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог­раммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над пер­вой группой опознавательных признаков орфограмм — это фоне­тический уровень орфофафической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй фуппой опознавательных признаков в боль­шей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше­нии орфофамм.

Работая над третьей группой опознавательных признаков ор­фофамм, учащиеся подготавливаются к использованию фаммати-ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три фуппы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфофамм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфофамм.

Приведем характеристики важнейших орфофамм, изучаемых в начальной школе.

Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм. Структура орфографического действия. Формирование умения ставить орфографические задачи.

Теоретические основы работы по орфографии (2 часа)

1. Значение изучения раздела «Орфография» в начальной школе.

2. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм.

3. О структуре орфографического действия.

4. Условия формирования орфографического навыка.

1. Орфография – это 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая реализуется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, которые обеспечивают единообразие написаний.

Орфография обеспечивает смысловое разграничение слов, их сочетаний.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих случаях:

1) при обозначении звуков буквами в словах – это правила правописания гласных и согласных в слабых позициях (безударные гласные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные), в корнях, приставках, суффиксах и окончаниях;

2) при выборе слитного или раздельного написания слов;

3) при употреблении прописных букв (сигнала начала предложения и собственных имен);

4) при переносе частей слова с одной строки на другую;

5) в написании аббревиатур.

В начальных классах изучается более половины важнейших правил орфографии. К типичным трудностям, которые младшие школьники встречают в орфографической работе, можно отнести:

— случаи, написания, не регулируемые правилами;

— случаи написания, особенно в сочинениях учащихся, не изучаемые в начальных классах;

— неумение учащимся заметить все орфограммы, осуществить проверку орфограммы одновременно с ее написанием (неумение распределить внимание).

Орфография, в отличие от графики, тесным образом связана со значением слов, морфем, словоформ, сочетаний, предложений и даже текста.

Решение орфографической задачи, т.е. проверка орфограммы, опирается на понимание языковых значений.

Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений. Современная методика обучения орфографии ориентирована на эти принципы.

Младших школьников не знакомят с самими принципами, лишь с правилами и их применением, но учителю необходимо знание принципов и умение применять их на практике проверки и в методике обучения этому учащихся.

2. Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. Таким образом, орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы :

— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Сущность орфограммы не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью вначале найти сильную позицию(фонему) или опереться на специальное правило (например, имя собственное и т. п. ), а потом уже писать.

Схематично представить состав русских орфограмм можно следующим образом:

связанные с обозначением не связанные с обозначением

звуков (фонем) буквами звукового (фонемного) состава морфем

на месте слабых отдельные прописная слитно- перенос сокращения

позиций звуков случаи обозначения буква раздельные слов

(фонем) звуков (фонем) в сильных написания

3. Для обучения правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм. Каждый вид орфограмм имеет собственные опознавательные признаки.

Общими опознавательными признаками являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. В орфографическом действии выделяют две ступени :

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:

— при проверке безударного гласного в корне слова «весна» минимальное пространс тво, необходимое для проверки (орфографическое поле) – это корень — весн -;

— при проверке строчной или заглавной буквы в слове орёл/Орёл необходим весь объем предложения, без чего непонятно, о чем идет речь: о городе или о птице.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм учащиеся постоянно пользуются полем, не осознавая этого.

Указывая на своеобразие орфографической задачи, М.Р. Львов выделяет шесть ступеней, которые должен пройти младший школьник для ее решения:

1. Найти орфограмму.

2. Определить ее тип.

3. Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.

4. Определить последовательность «шагов» решения задачи.

5. выполнить намеченную последовательность действий.

6. Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Соответственно, у учащегося необходимо сформировать следующие орфографические умения:

а) ставить орфографические задачи (находить орфограммы);

б) устанавливать тип орфограммы и относить ее к определенному правилу (выбирать правило);

в) применять правило (правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи);

г) осуществлять орфографический самоконтроль.

4. В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков.Орфографический навык – это совокупность автоматизированных компонентов орфографических действий учащихся, автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь).

Группы орфографических навыков:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как:

— умение анализировать слово с фонетической стороны;

— умение устанавливать морфемный состав слова;

— умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

— умение подвести орфограмму под соответствующее правило;

— умение подобрать проверочные слова и др.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:

1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.

5. Повторное многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл не завершается в начальных классах.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Фонематический слух – это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков».

Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:

а) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

б) синтетические упражнения на этих же уровнях;

в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;

г) специальные упражнения, в словоизменении: пи&#76&;́л, пила&#76&;́, пи́ли .

д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник ;

е) выразительное чтение, декламация;

ж) специальные упражнения в проговаривании;

з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание – это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущими. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений . т.е. понимание содержания целых высказываний, смысла отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении. Рекомендуется много списывать. Списывание – один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор . навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Что такое орфограмма для школьников?

January 20, 2014

Один из самых сложных языков — это русский. Большинство его слов пишется не так, как произносится. Поэтому трудности в правописании испытывают не только иностранцы, изучающие русский язык, но и люди, говорящие на нем с детства. Как только ребенок начинает учиться писать, он сразу сталкивается с необходимостью учить разные правила правописания, то есть орфограммы. Только при их применении возможно грамотно писать на русском языке. Поэтому с понятием, что такое орфограмма, школьник встречается уже в первом классе.

Признаки орфограмм

Виды орфограммДля того чтобы писать грамотно, мало знать, что такое орфограмма, нужно уметь ее находить в словах и правильно применять. Для этого школьника нужно научить узнавать ее признаки. Ведь орфограммы есть не во всех словах, а только в тех, где звук находится в слабой позиции. Это место на конце слова, в стечении согласных, безударная позиция гласного звука или гласный после шипящих, сложные слова и некоторые другие случаи. Например, «во да», «зуб «, «сч астье», «желтый» или «само лет».

Виды орфограмм

После того как найдена в слове позиция орфограммы, нужно определить условия выбора правильного написания. Обычно это зависит от части речи, места звука в слове или от значения самого слова. В соответствии с этим выделяются разные виды орфограмм. Например, правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, окончаниях, после шипящих, правописание согласных, слитное и раздельное написание «не» и ни» и многие другие. Всего в школе изучается 70 орфограмм. Но даже выучив их все наизусть, не каждый ребенок может их применять и писать грамотно.

Самую большую трудность вызывает правописание гласных в корне слов. Очень сложно определить на слух, что в этом месте присутствует орфограмма. Слова, Виды орфограммкоторые нужно запомнить, собраны в орфографический словарь. Их очень много, и редко кто знает их все. Кроме того, в русском языке постоянно появляются новые слова, правописание которых тоже нужно запоминать. Очень сложно запомнить также правильное написание терминов и слов иностранного происхождения. Например, «хоккей», «коалиция», «легитимный» и многие другие.

Трудность в изучении русского языка еще и в том, что из большинства правил есть исключения. Поэтому их все желательно учить наизусть. Например, правописание гласных после шипящих, «н» и «нн» в суффиксах или словарные слова. Не поддаются правилам написания слов «парашют», «ветреный» или «заря».

Как применять орфограммы при написании

Поэтому, даже если ученик знает, что такое орфограмма, и выучил их все, это еще не гарантирует того, что он будет грамотно писать. Труднее всего иностранцам, изучающим русский язык. Ведь для правильного применения орфограмм нужно разбираться в тонкостях лексического значения слов, уметь выделять в них морфемы, определять часть речи, к которой относится слово. Например, от значения слова зависит выбор гласной в таких сочетаниях: «запевать песню» или «запивать лекарство». Кроме того, очень важно Виды орфограммправильно произносить слово. Часто именно от этого зависит выбор нужной буквы при написании. Например, после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется «о» — так, как и произносится: «крючок», «пушок», «кумачовый».

Почему же большинство учеников, окончив школу, допускают ошибки в словах? Ведь они знают, что такое орфограмма, могут рассказать правила, но у них не получается их применять. Многие просто не видят место, в котором можно сделать ошибку. Ведь чтобы определить место орфограммы в слове, нужно знать правила русского языка: уметь различать части речи, определять грамматическое и лексическое значение слов и разбирать слова по составу. Кроме того, нужно развивать у школьников фонетический слух, чтобы они смогли сразу услышать, в какой позиции находится звук, куда падает ударение, и есть ли в слове разделительные «ъ» и «ь».

Виды орфограмм

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Виды орфограмм

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Виды орфограмм

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Виды орфограмм

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Виды орфограмм

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Виды орфограмм

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *