Виды налогов и сборов в рф

1. Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)

Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения.

Следует отметить, что под налоговой системой в Российской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 НК РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом.

Налоговым кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.

2. Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

3. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные)

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено законом.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Виды налогов и сборов в Российской Федерации. полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса России (НК РФ).

Перечень налогов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13-15 НК РФ. Кроме того, с состав налоговой системы России включаются Страховые взносы. а также Специальные налоговые режимы .

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда. До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению. Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), налог на милицию, налог на образование, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, все более четко — НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджета — федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

Особенности местных налогов регулируются п. 4 ст. 12 НК РФ:

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов). Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

Страховые взносы регулируются с 1 января 2017 года главой 34 «Страховые взносы» НК РФ.

До 1 января 2017 года формально, страховые взносы не входили в налоговую систему и регулировались отдельным законом — Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Но по сути, это самый настоящий налог. Тем более, что они по сути представляют собой скорректированный Единый социальный налог, который применялся до 1 января 2010 года, регулировался главой 24 НК РФ и был отменен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

Специальные налоговые режимы

НК РФ предусматривает также специальные налоговые режимы. которые могут применяться теми, кто подпадает под их условия. В случае применения специальных налоговых режимов. вместо некоторых федеральных, региональных и местных налогов и сборов может уплачиваться налог, определенный специальным налоговым режимом. Традиционная система налогов, указанных выше, именуется как Общая система налогообложения (ОСН).

Перечень специальных налоговых режимов определен в статье 18 НК РФ:

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

В России применялись, но были отменены следующие федеральные налоги:

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения — регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Отменен с 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ.

В России применялись, но были отменены следующие региональные налоги:

Налог с продаж — применялся в 2002 и 2003 годах. Отменен с 2004 года Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ

Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц — региональный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие местные налоги:

Налог на рекламу — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2004 гг. Отменен с 2005 года.

Сбор на содержание милиции — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

Сбор на благоустройство территорий — местный налог, который применялся в России с 1992 по 2003 гг. Отменен с 2004 года.

В России применялись, но были отменены следующие сборы:

Налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) — налог, который взимался в России с реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) и зачислялся в дорожные фонды России с 1991 по 2000 годы.

Налог на пользователей автомобильных дорог — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог с владельцев транспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2002 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налог на приобретение автотранспортных средств — налог, который применялся в России с 1992 по 2000 гг. и поступал в Дорожные фонды.

Налоговый бенчмаркинг — сравнение налоговых показателей организации (налогоплательщика) с показателями других компаний отрасли или соответствующего рынка. Закажите корпоративный тренинг «Налоговый бенчмаркинг» от Джаарбекова Станислава

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов органами управления юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), отдельных видов предпринимательской деятельности.

Для целей налогообложения — правовая формула (конструкция) применяемая в законодательстве, чтобы обозначить, что соответствующая норма права имеет отношение исключительно к правоотношениям в сфере налогообложения.

Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС). Акциз.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

Федеральные налоги и сборы — перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 налогового кодекса Российской Федерации.

Региональные налоги — перечень региональных налогов установлен ст. 14 налогового кодекса Российской Федерации.

Местные налоги и сборы — перечень местных налогов и сборов установлен ст. 15 налогового кодекса Российской Федерации.

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Налоговая система — система общественных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоги и налогообложение

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов — стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Виды налогов и сборов в рф

Виды налогов и сборов современной России

Совокупность налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992 г. изначально стремилась быть адаптированной к новому федеративному устройству страны. Она строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устройство страны. Поэтому основным и в настоящее время единственным закрепленным в Налоговом кодексе РФ классифицирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принадлежность к соответствующему уровню управления.

В соответствии со ст. 13—15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

  1. федеральные налоги и сборы;
  2. региональные налоги;
  3. местные налоги.

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате.

Так, в соответствии со ст. 12 НК:

  • федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ;
  • региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;
  • местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и администрируемые налоговыми органами, представлены на рисунке. Следует отметить, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

К неналоговым обязательным платежам, в добавление к представленным на рисунке, относятся также плата за лесопользование, регулярные и разовые платежи за пользование недрами. Содержательное отличие неналоговых от налоговых платежей не в добровольности — как те, так и другие обязательны к уплате, а в признаке возмездности: у налогов проявляется индивидуальная безвозмездность, в то время как у неналоговых платежей обнаруживается противоположный признак — индивидуальная возмездность. Формальное отличие их также в различных источниках права и в разных субъектах администрирования. Налоговые платежи регулируются законодательством о налогах и сборах, и администрируются налоговыми органами, а неналоговые платежи регулируются иным законодательством и администрируются иными органами.

Рассмотрим, какова степень свободы законотворческой инициативы различных уровней правления при определении обязательных элементов установленных налогов.

Установление обязательных элементов налогов (сборов) законодательными или нормативными правовыми актами

Примечание. НК РФ — установление исключительно Налоговым кодексом РФ; закон субъекта РФ — установление законами субъектов РФ в порядке и пределах, установленных НК РФ; норм.прав. акт МО — установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке и пределах, установленных НК РФ.

Устанавливая региональный налог, представительные власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы регионального налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Кодексом. Устанавливая местный налог, представленные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы местного налога и круг налогоплательщиков устанавливаются только Кодексом.

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главами 26 1 —26 4 НК установлены также специальные налоговые режимы. Следует заметить, что эти режимы являются достаточно новым институтом налогового права, теоретические исследования которых масштабно не проводились. По этой причине остаются нерешенными некоторые вопросы. Их размещение в составе налогов и сборов у нас не вызывает сомнения. Однако при этом возникают некоторые методологические проблемы.

Законодатель не приводит в Налоговом кодексе РФ четкого определения специальных налоговых режимов. Косвенное определение все же представлено в ст. 18 НК, однако оно страдает существенными неточностями. По всей видимости, законодатель это прекрасно понимает, ведь не случайно оно было видоизменено в 2004 г.

Если ранее под такими режимами понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, то теперь в контексте восприятия нового смысла ст. 18 НК специальные налоговые режимы можно охарактеризовать как особый порядок определения элементов налогообложения, в том числе предусматривающий освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Можно заметить, что изменение понятийного смысла здесь не простая рокировка. В методологическом плане это переход от существовавшего восприятия специальных режимов как особого порядка исчисления всей совокупности налогов, уплачиваемых предприятиями, перешедшими на такие режимы, к представлению этих режимов как особого порядка определения элементов налогообложения. Очевидно, что новое определение характеризуется существенной недосказанностью: об элементах какого налога идет речь?

Эта трактовка приобретет смысловую завершенность, если специальные налоговые режимы охарактеризовать как особые виды налогов, а в определенных случаях — и особый порядок налогообложения, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате некоторых других налогов и сборов.

Возможность восприятия таких режимов как особых налогов подтверждает наличие у них всех обязательных признаков налогов, а также положения п. 7 ст. 12 НК, где сказано, что эти режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в обозначенном ст. 13 НК перечне федеральных налогов, а также определять порядок установления таких налогов. По-видимому, в данном контексте речь идет о трех дополнительных федеральных налогах, установленных соответствующими специальными режимами: едином сельскохозяйственном налоге, едином налоге при упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Четвертый специальный режим не вводит нового налога, он предусматривает особый порядок налогообложения.

Таким образом, обоснованным, на наш взгляд, будет следующее развернутое определение. Специальные налоговые режимы — это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Некоторую спорность может вызвать также характеристика этих специальных режимов (налогов) как федеральных по той причине, что нижестоящим уровням правления здесь в отдельных налогах предоставлены значительные полномочия по установлению их различных элементов. Однако логика построения НК РФ, представляющая специальные режимы в качестве подраздела (VIII 1 ) федеральных налогов и сборов, устраняет эти сомнения. Кроме того, если эти режимы определить как региональные, то возникли бы существенные проблемы с возможностью нижестоящему уровню правления предусматривать освобождение от уплаты налогов, устанавливаемых вышестоящим уровнем.

Перечень специальных режимов, представленный в НК РФ в связи с императивным характером определяющих их норм, характеризуется как исчерпывающий. Данный перечень может быть расширен исключительно путем внесения соответствующих изменений в Кодекс. Следует также отметить, что специальные режимы, безусловно, отличаются от общего режима налогообложения, так как, во-первых, не должны устанавливать более жесткие условия налогообложения, а во-вторых, предусматривают возможность освобождения от обязанности по уплате ряда налогов. Ни один налог из перечня федеральных, региональных и местных налогов, образующих общий режим налогообложения, не предоставляет такого освобождения. Исключение составляет налог на игорный бизнес, который предусматривает освобождение, аналогичное специальным режимам. По этой причине данный налог следовало бы вводить именно как специальный налоговый режим.

При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения. Возможность установления налоговых льгот для специальных режимов НК РФ не предусмотрена, так как логика разработки этих режимов и применения их отдельными категориями налогоплательщиков уже продиктована определенными налоговыми преференциями, адресованными этим категориям.

Установление обязательных элементов специальных режимов (налогов) законодательными или нормативными правовыми актами

Главная Документы НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.07.2017)

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы. которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

особенности определения налоговой базы;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

Виды налогов и сборов в рфНалог является обязательным индивидуальным платежом, взимание которого может производиться как с организации, так и с физического лица путем отчуждения денежных средств, которые являются их собственностью, находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Осуществление данной процедуры необходимо для того, чтобы обеспечить финансами деятельность государства и (или) муниципального образования.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Группы взносов

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • прямого и косвенного характера;
  • федерального, регионального, муниципального и местного значения;
  • только для юридических или физических лиц;
  • в отношении товара или услуги, дохода, прибыли и других объектов налогообложения;
  • общие и специальные.

Виды налогов и сборов в рфГлавная цель общих налоговых платежей — это пополнение государственного или местного бюджета вне зависимости от какого-либо определенного вида расходов. Задачей же специальных является обеспечение конкретной цели: социальные нужды, дорожный фонд, транспортный налог и т. д.

Прямой налог зависит непосредственно от результата, который дает финансово-хозяйственная деятельность. Между такими взносами и платежеспособностью можно отметить прямую пропорциональность. Косвенный же — это надбавка к цене. На его величину влияет добавленная стоимость и оборот товара.

Сборы, взимаемые с физических лиц

В зависимости от взимающего и использующего их органа они бывают:

Рассмотрим подробнее примеры таких платежей.

Подоходный налог с физического лица (НДФЛ)

Федеральный платеж. Его можно смело отнести к основному сбору, который физическое лицо должно уплачивать с любого вида полученного им в течение года дохода.

Срок уплаты установлен законодательством, а для расчета применяется метод нарастающего итога и учет ранее оплаченных сумм.

Заработную плату работник получает уже с учетом удержанного сбора (обязанность по его уплате возлагается на работодателя). Если гражданин в течение года выполнял другие трудовые и приравненные к ним обязанности где-то в другой организации, не имеющей отношения к основному месту работы, то он должен подать в налоговую инспекцию соответствующую декларацию.

К плательщикам относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если в течение 1 календарного года человек провел более 183 дней в РФ, то он должен оплатить налог в соответствии с любым источником дохода вне зависимости от пределов государства, а если менее 183 дней, то только с дохода, полученного в России.

Объектом налогообложения называют величину совокупного дохода, полученного в течение 1 календарного года, а именно: денежная и натуральная форма, а также материальная выгода.

Начисление налога осуществляет налоговый орган в соответствии с поданными декларациями. Внесение авансовых платежей производится до 15 мая, 15 августа и 15 ноября в виде равных долей от 75% суммы налогового обязательства (основанием является предоставленная декларация ).

Произвести доплату за отчетный период (год) необходимо в течение 1 месяца с того момента, как было получено платежное извещение от государственного органа.

Налог на имущество граждан

Виды налогов и сборов в рфОтносится к категории местных. Объектом является: жилье (дом, квартира), любая постройка (сарай, мастерская, навес), моторная лодка, вертолет, самолет и какие-либо другие транспортные средства (кроме автомобиля, мотоцикла и т. п.).

Оплата производится 1 раз в год в соответствии с оценочными данными бюро, производящего техническую инвентаризацию. Начисление платежа на какое-либо строение производится следующим образом: инвентаризационная стоимость * 0,1%, а если инвентаризационная оценка не осуществлялась, то при расчете учитывается сумма обязательной государственной страховки. Оплачивать сумму можно в равных частях: до 15 сентября и до 15 ноября .

Транспортный налог

Виды налогов и сборов в рфПлательщиком автомобильного сбора (один из видов региональных платежей) является любой человек, в собственности которого имеется автомобиль, мотоцикл, автобус или любая другая самоходная машина, обутая в шины.

Посчитать взнос может и сам налогоплательщик: для этого понадобится мощность двигателя и минимальный размер оплаты труда в отношении единицы мощности. Оплачивать его следует ежегодно перед прохождением техосмотра.

Налог на дарение

Виды налогов и сборов в рфОбъектом налогообложения является любое подаренное или унаследованное имущество. Если имеет место процедура наследования, то оплачивать сбор нужно только в том случае, если стоимость имущества больше, чем 850 МРОТ (минимальная месячная оплата труда ), а если дарения, то если цена больше 80 МРОТ.

Обязанность по уплате ложится на гражданина, наследующего или принимающего в дар то или иное имущество.

Земельный налог

Объектом налогообложения может быть: сельскохозяйственное угодье, земельный участок, предоставленный гражданину для того, чтобы он мог завести личное подсобное хозяйство, садоводческий кооператив или земля, необходимая для строительства жилья, гаража или дачи.

На сумму земельного сбора влияет площадь участка и утвержденная ставка. Для сельскохозяйственного участка предусматривается ставка от 0,1 до 2%, а для земли, на которой построено жилье — 3% или не менее 60 руб. за 1 кв.м.

Всю сумму платежа можно разделить на 2 части и оплатить до 15 сентября и до 15 ноября .

Сборы для ИП

Виды налогов и сборов в рфДля предпринимателя предусмотрено несколько видов систем налогообложения — ОСНО. ЕСХН. УСН. ЕНВД. ПСН. Самая большая популярность досталась упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Каждый из этих видов таит в себе ряд достоинств, способных снизить налоговую нагрузку предпринимателя, а также упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.

Каждый вид налогообложения отличается от другого сроками уплаты, формами отчетности и прочими особенностями. Для выбора оптимального вида, подходящего тому или иному предпринимателю, нужно тщательно оценить будущую деятельность, а также рассчитать примерную величину дохода и расхода.

Для того чтобы применять УСН, предприниматель должен соблюдать ограничение, касающееся численности принятых работников. Дополнительными требованиями являются остаточная стоимость основных средств и величина дохода. В качестве объекта налогообложения можно использовать как доход (6% — налоговая ставка), так и разницу между доходом и расходом (15%).

Переход можно осуществить с 1 января любого года, а вновь зарегистрированному предпринимателю разрешено сразу применять УСН (если он подал заявление в течение 30 дней).

Виды налогов и сборов в рфЗдесь расчет отталкивается не от реального дохода бизнесмена, а от предполагаемого. В Налоговом кодексе РФ приведен полный перечень видов деятельности, на которые распространяет свое действие ЕНВД.

Если бизнесмен занимается сразу несколькими видами, то ему необходимо обеспечить ведение раздельного учета в отношении имущества, обязательств и направлений деятельности. Ведение раздельного учета необходимо и в том случае, если «вменёнка» совмещается с другим видом налогообложения.

Виды налогов и сборов в рфИндивидуальные предприниматели, для которых свойственен большой оборот денежной массы, должны пользоваться основной системой налогообложения, которая одновременно таит в себе и сложность, и гибкость.

Большинство ИП, применяющих ОСН, обязаны уплачивать в бюджет налог на доход физического лица, НДС и страховые взносы в ряд государственных внебюджетных фондов. Любой другой вид сбора подлежит оплате, если имеет место быть объект налогообложения.

Если предприниматель занимается теми видами деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, то он вправе полностью перейти на нее или использовать параллельно с другой системой.

Налоговая ставка для данного налога составляет 6% от потенциального дохода (установлением этой величины занимается каждый субъект РФ).

Налоговым периодом является 1 календарный год, а если применение патента осуществлялось менее 12 месяцев, то сумма платежа меняется в зависимости от срока его использования.

Страховые взносы

Кроме того, ИП оплачивает фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. Если доход равен менее, чем 300 тыс. руб. в год, то расчет платежа следует производить следующим образом:

  • МРОТ — величина минимального размера оплаты труда (для 2016 года — 6204 руб.; хотя с 1 июля сумма увеличилась до 7500 рублей, расчет идет по старому показателю);
  • СТ — размер страхового тарифа (26%);
  • КМ — календарные месяцы.

ПФР=6204*0,26*12 = 19356,48 руб .

Величина взноса, подлежащего уплате в ФФОМС в 2016 году, при сумме дохода менее 300 тыс. руб.:

ФФОМС = МРОТ*СТ*КМ (ставка тарифа — 5,1%). ФФОМС = 6204*0,051*12 = 3796,85 руб .

В общем, сумма общего фиксированного взноса (ОФВ) для ИП в 2016 году при доходе менее 300 тыс. руб. равняется:

Если сумма дохода превышает 300 тыс. руб за год, то кроме суммы ОФВ должен оплачиваться взнос в ПФР — 1% от суммы, превысившей доход 300 тыс. руб.

Подробно о том, какой вид системы налогообложения лучше всего выбрать, вы узнаете из следующего видео:

Сборы для ООО

В качестве основных налоговых режимов ООО можно выделить:

Общая система налогообложения предполагает оплату:

  • налога на прибыль организации (20%);
  • налога на имущество фирмы;
  • НДС;
  • «зарплатных» сборов за работников (НДФЛ, страховых взносов, взносов на страхование от несчастного случая и профессионального заболевания).

Виды налогов и сборов в рфЕНВД, как режим налогообложения, создает некоторые преимущества для организаций — освобождает от уплаты некоторых сборов. При начислении данного платежа учитывается не реальный, а предполагаемый (вмененный) доход, установление которого производится индивидуально для того или иного вида деятельности. Оплачивать его следует в конце квартала. При этом обязанность по оплате «зарплатных» взносов с компании не снимается.

УСН — это налоговый режим, предусмотренный для организаций, относящихся к малому бизнесу. Применение «упрощенки» несомненно имеет ряд преимуществ:

  • нет необходимости уплачивать налог на прибыль, на имущество и НДС;
  • значительно уменьшается отчетность;
  • имеют место быть некоторые налоговые льготы.

Чтобы перейти на данный налоговый режим, нужно подать заявление до 31 декабря. Объектом налогообложения является доход или доход, уменьшенный на расход.

ООО также имеет право перейти на применение ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога). Для этого нужно просто подать заявление в налоговую инспекцию в период с 20.10 по 20.12 любого года .

При этом доход организации от реализации сельскохозяйственной продукции, для произведения которой использовались собственные силы, должен составлять не менее 70%.

Расчет суммы ЕСХН производится в соответствии со следующей формулой:

Авансовый платеж в соответствии с данной системой налогообложения необходимо произвести до 25 июля. а окончательный расчет — до 31 марта следующего года .

Прочие сборы

Прочими видами являются:

  • экологический платеж;
  • сборы лицензионного характера.

Экологическими налогами считаются платежи за пользование восполняемыми природными ресурсами. В качестве основных можно выделить землю и воду:

  • Оплачивать водный налог обязаны любые организации или физические лица, осуществляющее водопользование. Объект налогообложения — это забор воды из водного объекта или пользование его акваторией. Оплачивать данный взнос нужно ежеквартально. Налоговая ставка устанавливается в зависимости от бассейна реки, озера, моря и экономического уровня района.
  • Объект налогообложения для земельного налога — это земельный участок, являющийся составной частью муниципального образования, территория которого предусматривает уплату этого платежа. Налоговой базой признают кадастровую стоимость земельного участка, а оплата начисленной суммы должна производиться 1 раз в год. Размер налоговой ставки варьируется от 0,3% до 1,5%.

Также существуют: сбор за использование объектов животного мира, за пользование водными биологическими ресурсами и нормативная плата за выброс в атмосферу веществ загрязняющего характера.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *