Виды наблюдений

Виды наблюдения

1. В зависимости от элементов контроля:

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, которое проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. В ходе данного вида наблюдения осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Применяется при необходимости проведения оперативного наблюдения. Основными особенностями данного вида являются: отсутствие строгого плана и заранее подготовленной документации; опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.

Контролируемое наблюдение – целенаправленный сбор первичной информации по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверных сведений об изучаемом объекте и проверки гипотез. Основной особенностью является контроль, который, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

2. В зависимости от регламентированности времени:

Систематическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Особенностями данного вида наблюдения является то, что он позволяет выявить динамику процессов, повысить достоверность экстраполяции их развития; регламентирует выбор времени наблюдения (каждый день, каждую неделю, раз в месяц и т.д.)

Эпизодическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется отсутствием заданной регулярности в течение определенного периода времени. Особенностью данного вида является наблюдение за событиями и процессами, возникающими во времени нерегулярно, т.е. по мере возникновения события или процесса.

Случайное наблюдение – это наблюдение за заранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией. Например, проводя наблюдение за учебной деятельностью класса, можно столкнуться с обострением социально-психологических отношений в коллективе.

3. По условиям организации наблюдения:

Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.

Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.

Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.

4. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта:

Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Особенностью данного вида является более объективное описание ситуации (чем во включенном наблюдении), но меньшие возможности интерпретации причинно-следственных связей.

Невключенное наблюдение часто применяется в монографическом исследовании, на «разведывательном» его этапе, а также в исследовании экспериментального плана.

Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Применяется в основном в монографических исследованиях, т.к. такая методика исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению.

Особенностью данного вида является опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

Включенное и невключенное наблюдение бывают следующих видов:

· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.

· Закрытое («инкогнито») – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым не сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.

· Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемый сам регистрирует собственные действия, состояния. Особенностью данного вида является то, что исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Виды (разновидности) метода наблюдения

Можно выделить несколько оснований для классификации видов метода наблюдения.

1. Направленность. В зависимости от направленности метода на познание психики через ее объективные проявления или через внутренние ощущения выделяют объективное наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и др. Результатом самонаблюдения является в ряде случаев самоотчет — описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете.

Объективное наблюдение появилось в начале XX века, представляет собой наблюдение, направленное на познание психики через ее объективные характеристики, т.е. позволяет изучить психику другого человека через внешние, объективные проявления. Как самостоятельный способ исследований применяется практически во всех разделах психологии, особенно широко — в социальной психологии, психологии развития, в педагогической психологии, в большинстве отраслевых психологических дисциплин (медицинской, политической, спортивной психологии и т.д.).

В объективном наблюдении можно выделить виды наблюдения по следующим критериям:

2. По виду записи (полнота) . сплошное и выборочное. Данные виды наблюдения выбираются в зависимости от его цели.

При сплошном наблюдении исследователь (или группа) наблюдает и фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного восприятия. Обычно применяется при краткосрочном изучении объекта или при необходимости получить наиболее полную информацию о динамике изучаемых явлений.

При выборочном наблюдении фиксируются лишь определенные параметры поведения, т.е. то, что соответствует предмету наблюдения (например, частота проявления агрессии в период общения). Выборочное наблюдение проводится в отдельные промежутки времени, выбираемые исследователем по своему усмотрению.

3. В зависимости от положения наблюдателя наблюдение бывает включенным и не включенным.

Включенное наблюдение, где исследователь сам является членом группы, которую исследует, может быть двух вариантов:

а) наблюдаемые знают, что являются объектом наблюдения и их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения экипажа подводной лодки);

б) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла: группа заключенных в одной камере).

Иногда включенное наблюдение является единственно возможным видом наблюдения, т.к. в остальных случаях испытуемые не адаптируются к присутствию постороннего человека, не ведут себя естественно.

При не включенном наблюдении исследователь играет роль стороннего наблюдателя, он свидетель, при котором что-то происходит.

Иногда можно выделить виды наблюдения в зависимости от формызаписи . Это может быть фотографическая, обобщенная, интерпретационная запись или же их разное сочетание. В современных методиках наблюдения чаще всего применяются особые бланки, в которых обозначены объекты, и исследователь помечает особыми знаками наличие или отсутствие наблюдаемого признака.

В зависимости от структуры и организации наблюдения можно выделить несистематическое и систематическое наблюдение.

Несистематическое (случайное) наблюдение может проводиться в ходе полевого исследования. Чаше всего используются в психологии развития или социальной психологии. В этом виде наблюдения важны не фиксация и строгое описание, а создание некой обобщенной картины индивида или группы в определенных условиях. Несистематическое наблюдение — это нестрогое наблюдение без определенного плана. Наблюдения, такого вида носят случайный характер, происходят либо в повседневной жизни, либо в профессиональной деятельности. (Например, Павлов И.П. изучая физиологию пищеварения, открыл условный рефлекс). Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

Систематическое наблюдение проводится по определенному плану, и, как правило, по заранее составленному графику; выделяются регистрируемые особенности поведения и определенные условия среды (такое наблюдение всегда структурированное, контролируемое). Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Виды наблюдения существуют во взаимосвязи и могут быть сразу оценены по нескольким критериям. Помимо этого можно выделить следующие виды наблюдения: полевое и лабораторное, коллективное и индивидуальное и т. д.

Полевое(естественное) наблюдение — наблюдение, осуществляемое в естественных для испытуемых условиях жизни и деятельности (на работе, в походе, парке и т.д.)

Лабораторное(экспериментальное) наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности испытуемых. Степень искусственности данного вида наблюдения может быть различной: от минимума в непринужденной беседе в привычной обстановке до максимума в эксперименте с использованием специальных технических средств, инструкций.

Коллективное наблюдение проводится совместно группой наблюдателей. При этом совместность определяется общностью исследования (единый план, цель, методика).

Индивидуальное наблюдение осуществляется одним наблюдателем.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.

Виды наблюдений
Главная | О нас | Обратная связь

Характеристика видов наблюдения

Любое наблюдение в психологии предполагает наличие:

— исследователя (человека, который использует метод наблюдения в своей исследовательской деятельности);

— наблюдателя (человека непосредственно ведущего наблюдение и фиксирующего его результаты);

— объекта наблюдения (того человека или той группы людей, за которыми ведется наблюдение);

В зависимости от того, как соотносится между собой выделенные группы лиц, участвующих в наблюдении, выделяется два основных вида наблюдения:

1. внутреннее наблюдение (самонаблюдение);

2. внешнее наблюдение.

В зависи­мости от положения наблюдателя различают:

1. простое (или невключенное) наблюдение;

2. соучаству­ющее (или включенное) наблюдение.

Простое (обычное) наблюдение — вид наблюдения, когда события регистрируются исследователем со стороны.

Соучаствующее (включенное) наблюдение — вид наблюдения, когда исследователь включается в определенную социальную ситу­ацию и анализирует события как бы “изнут­ри”.

Самонаблюдение (внутреннее наблюдение) – наблюдение, при котором исследователь является и наблюдателем, и объектом наблюдения. В этом случае исследователь изучает особенности психических явлений путем наблюдения за особенностями своего собственного поведения, своими мыслями, переживаниями и за всем тем, что происходит в его внутреннем мире.

Используя знак равенства «=», схематично это можно представить следующим образом:

исследователь = наблюдатель = объект исследования

Для того чтобы наблюдать и затем описывать проявления собственной психики, человеку нужно как бы раздвоиться: одно его «Я» («Я-деятель») активно действует, мыслит, радуется, страдает, а другое «Я» («Я-наблюдатель») в это же время оценивает, анализирует, контролирует, иными словами подсматривает за первым.

В определенной степени так раздваивается каждый человек, начиная где-то с 3-летнего возраста, когда происходит осознание себя, выделение себя из окружающей действительности. Но далеко не все собственные психические процессы мы способны наблюдать. Наше внимание обычно направлено на то, что мы делаем, а не на то, как это происходит. Многие проявления психики, например, механизмы памяти, мышления, воображения осознается лишь частично и поэтому не доступны самонаблюдению.

Кроме того, в психике человека есть довольно обширная область познавательных неосознаваемых процессов. Человек может и не подозревать о некоторых своих чувствах, стремлениях, мотивах поведения. Ярким примером этого могут служить эффекты постгипнотического внушения. Например, загипнотизированному человеку внушают, что через определенное время после выхода из состояния гипноза, он должен надеть плащ (хотя на улице тепло), сходить в киоск за сигаретами (хотя он не курит) и вернуться обратно. После сеанса гипноза он действительно все это проделывает. Если спросить его почему он так поступил, то он, конечно, как-то попытается обосновать свои действия, но его объяснения не будут соответствовать действительной причине его поступков.

Не осознаваться могут и другие элементы нашей психической жизни. Трудности нашего самонаблюдения, кроме того, связаны с бедностью нашего психологического словаря. Человеку порой не хватает слов для описания собственного внутреннего мира, не хватает психологических знаний, чтобы квалифицированно выразить свои чувства, ощущения, переживания.

Е.М. Иванова в учебном пособии «Основы психологического изучения профессиональной деятельности» (М. Изд-во Московского ун-та, 1987) описывает наблюдение как один из основных методов исследования деятельности.

Наблюдение — метод изучения трудового поведения работника и организации его деятельности, который позволяет выявить характер протекания профессиональной деятельности. В результате наблюдения трудовой процесс разбивается на отдельные операции для осуществления пооперационного анализа деятельности, который является основанием для психологической “расшифровки” операций.

В зависимости от задачи исследования наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное наблюдение проводится в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его протекания. Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т. п.

Метод наблюдения включает непосредственное и опосредствованное наблюдения. Любому опосредствованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

Непосредственное наблюдение — вид наблюдения, которое проводит сам исследовате­ль. Непосредственное наблюдение проводится по заранее подготовленным схемам (таблицам), составленным на основе данных технологической и технической документации для наблюдения за исполнением технологических операций. Графы данных таблиц включают технологическое название операций, сгруппированных по назначению в подготовительные, исполнительные и контрольные, способы их исполнения, приемы работы и помехи, возникающие в процессе труда.

На основании документации по оборудованию составляются схемы-таблицы для наблюдения за использованием индикаторов, органов управления и описания индивидуальной организации рабочих мест. Каждая таблица дополняется графой “примечание”, в которую вносятся данные, не предусмотренные в таблице, но существенные для анализа процесса труда.

Наряду с табличными способами фиксации собираемых данных существует символическая фиксация внешних действий, предложенная В.Н. Пушкиным, и так называемый алгоритмический или операционно-структурный метод описания трудового процесса, заимствованный из кибернетики.

Алгоритмический способ фиксации трудового процесса применяется после пооперационного описания деятельности и только в том случае, когда порядок выполнения операций точно определен и регламентирован. Выделенные при пооперационном описании последовательно исполняемые операции (называемые операторами) и условия их выполнения (логические условия) изображаются в той последовательности, в которой они протекают, отражая в компактной форме типичный алгоритм исследуемой профессиональной деятельности.

Применение алгоритмического способа фиксации трудового процесса позволяет: установить частоту повторения операторов и логических условий; выделить логические условия, затрудняющие нормальное течение трудовой деятельности человека; выделить возможные варианты решения профессиональных задач, осуществить сравнительный анализ индивидуальных способов работы; прогнозировать наиболее оптимальный алгоритм работы и автоматизацию некоторых трудовых процессов, а также строить учебно-тренировочный материал и др.

Таким образом, непосредственное наблюдение позволяет описывать: как протекает деятельность профессионала на основе пооперационного анализа процесса труда, способов и приемов исполнения операций; индивидуальной и общей организации рабочих мест; оперативных сенсорных и моторных зон деятельности; помех и сбоев, возникающих в процессе работы, и их причин; ошибок, допускаемых во время работы; сложных, критичных моментов работы; поведения работников в процессе деятельности в типичных и усложненных условиях; взаимоотношений с другими работниками при выполнении работы.

Опосредствованное наблюдение — вид наблюдения, осуществляемого с помощью различной аппаратуры: секундомера, фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые поступают сигналы с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др.

Опосредствованное наблюдение проводится по схемам-таблицам, составленным по данным, зафиксированным путем непосредственного наблюдения. Регистрируются те элементы трудового процесса, которые должны характеризоваться качественно и количественно. К ним относятся следующие элементы:

– операции, длительность выполнения которых определяется посредством пооперационного хронометража;

– планирование работы, определяемое путем “фотографии рабочего дня”, в которой фиксируется время, распределяемое самим работником, и время, затрачиваемое на устранение технологических и технических помех;

– оперативная сенсорная и моторная нагрузка, определяемая регистрацией зрительных и кинестетических фиксаций и движений, которые выполняются в определенный, выделенный для регистрации отрезок времени;

– помехи и ошибки, периодичность их возникновения и длительность устранения;

– критичные и наиболее сложные моменты работы, периодичность и длительность их протекания.

При опосредствованном наблюдении, в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления, можно использовать различные регистрационные методики. Достаточно много методик разработано для регистрации различных характеристик трудовых действий и операций. Так, хронометраж времени выполнения действия позволяет определить длительность, скорость и ритмичность их исполнения. Циклография и киносъемка с последующим анализом кадров позволяют зафиксировать траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм и силу. Методы регистрации кинематических трудовых действий (механические и электромеханические) позволяют определить их пространственные координаты, скорость, ускорения, усилия, прикладываемые к инструментам при исполнении действий и их отклонении от заданной траектории.

В.М. Девишвили и Е.М. Ивановой был разработан и применен к изучению деятельности намотчиц катушек трансформаторов метод непрерывной регистрации координированных трудовых движений, позволяющий регистрировать сенсомоторные действия станочников, совершаемые в процессе деятельности. Данный метод позволил провести достаточно совершенную в условиях производства запись движений станочников и выделить в них отдельные действия и операции по преобразованию предмета труда, а также движения по подготовке к исполнению действия и операции, их реализации и контролю за ними.

Словацкий психолог Т. Колларик считает, что наблюдение является важным методом психологии труда. Оно дает много ценных сведений и в теоретической, и в практической областях психологии. Этот метод можно рассматри­вать как самостоятельный, но чаще всего его используют в соче­тании с каким-либо другим методом. Например, наблюдение может быть дополнением эксперимента. Наблюдение как метод является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога. Он находит применение при анализе организации рабочего места, при решении вопросов, связанных с обучением, в социально-психологических исследованиях, психодиагностике и т. д. Сущность данного метода состоит в том, чтобы наблюдать, замечать все мело­чи, следить за осуществлением определенной деятельности, за явле­ниями или ситуацией, систематизировать и группировать их. Про­следив историю развития и освоения метода наблюдения в научных целях, можно выделить две его формы — наблюдение за другими объектами и самонаблюдение.

Самонаблюдение как научный метод обычно связывают с на­чальной стадией развития психологии, когда большое значение придается переживаниям людей, оценке и объяснению этих пережи­ваний. В настоящее время нельзя полностью отрицать данный метод. Следует реально оценить его достоинства и понять его роль в научном познании. Правильно применяя этот метод, анализируя его результаты, можно получить много ценной информации. Однако следует помнить, что при пользовании методом самонаблюдения нельзя оставлять без контроля такой важный фактор, как индиви­дуальность личности.

Наиболее распространенным и объективным методом явля­ется наблюдение за другими объектами. особенно, если этот метод применяет психолог, имеющий богатый теоретический и практиче­ский опыт. Эта форма наблюдения может быть двух видов. спонтанное и систематическое. Сущность этих видов отражена в их названиях.

Спонтанное наблюдение проводится без плана, без определенной цели. Как правило, такое наблюдение осуществляется в ситуаци­ях, когда наблюдатели являются и участниками событий. В таких условиях важность наблюдения заключается в том, что оно помогает психологу разобраться в различных ситуациях его многосторонней деятельности.

Систематическое наблюдение – научно обоснованный вид наблюдения, для которого наряду с систематичностью характерны плановость и точность.

Систематичность предполагает работу без авральных и отры­вочных наблюдений, которые могут дать искаженное представление об объекте, привести к слишком высокой оценке несущественных факторов и недооценке важных показателей. Такая опасность появ­ляется преимущественно при наблюдении явлений, подверженных постоянным изменениям. Несистематическое наблюдение не позво­лит получить объективную оценку этих явлений.

Плановость проявляется в подготовке к эксперименту, предвари­тельном изучении материалов и анализе явлений, а также в том, что заранее намечаются все этапы процесса наблюдения, согласу­ются и утверждаются формы записей и т. п. В практической деятельности нельзя недооценивать эти моменты. Если их игнориро­вать, то снизится ценность и изменится целенаправленность наблюдения, оно будет носить случайный и поверхностный характер.

Точность. аккуратность, внимательность требуются не только при самом наблюдении, но и, что особенно важно, при регистрации показателей, оформлении результатов наблюдения. Необходимо уметь классифицировать факты, определять соответствующие кри­терии, правильно вести записи.

Даже осуществляя самое тщательное наблюдение в точном со­ответствии с планом, можно столкнуться с большими трудностями, например, с появлением случайных факторов, которые могут повлиять на весь процесс наблюдения и его результаты. Непредви­денные осложнения могут быть вызваны самой природой исследуе­мого явления (сложность, недоступность для наблюдения) и осо­бенностями самого исследователя (субъективизм, различные кри­терии оценки, классификации явлений и т. п.).

Стремясь устранить эти негативные моменты и разобраться в сложных ситуациях, психологи иногда отказываются от проведения прямого наблюдения и используют различные технические приспособления и приборы.

Наблюдение в большинстве случаев проводится в естественных условиях, причем оно может вестись в скрытой или открытой фор­ме. В первом случае наблюдение осуществляется без ведома ис­следуемых лиц. Об открытом наблюдении исследуемые знают зара­нее. Это может оказывать влияние на процесс наблюдения в том смысле, что исследуемые будут стремиться предстать в выгодном для них свете. Наблюдатель зачастую принимает непосредственное участие в процессе деятельности группы испытуемых. В этом случае речь может идти о наблюдении участвующего лица.

Психолог использует метод наблюдения в своей практической деятельности при решении любых вопросов. Иногда этот метод выступает в качестве основного, порой он считается только вспомогательным, а в некоторых случаях расценивается как равноценный другим методам. Наблюдение везде находит при­менение, начиная с основного вида деятельности психолога — со­ставления профессиограмм, анализа работы и заканчивая диагностикой индивидуальных особенностей личности. Конкретные виды деятель­ности, задачи и условия определяют, какая форма наблюдения применяется, как оно проходит, каким образом осуществляются записи и каково значение полученных результатов.

К.К. Платоновым разработан метод обобщения независимых характеристик, позволяющий повысить достоверность оценки свойств лич­ности. Метод обобщения независимых характеристик — вид наблюдения, который состоит в сопоставлении и обобщении характеристик, составленных независимо друг от друга различными людь­ми, хорошо знающими исследуемого человека. По объективности и надежности результатов наблюдения метод обобщения независимых ха­рактеристик можно сравнить с методом экспертной оценки.

Метод наблюдения и его виды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

1. Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

1.1 Предмет наблюдения

· Экспрессия лица, глаз, тела,

· Дистанция между людьми

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

1.2 Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

2. Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда — либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

· Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

· Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

· Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

· Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

· Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

· Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения

· Неосознанное внутреннее наблюдение

· Неосознанное внешнее наблюдение

· Наблюдение окружающей среды

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера. разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-хгодов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин,2004).

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов.

3. Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

· Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

· Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.

· Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

· Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

4. Этапы исследования методом наблюдения

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

5. Плюсы и минусы

5.1 Преимущества метода наблюдения

· Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

· Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

· Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

· Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

· Оперативность получения информации

· Относительная дешевизна метода

5.2 Недостатки метода наблюдения

наблюдение психологический этический

· Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)

· Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

Размещено на Аllbest.ru

Подобные документы

Социально-психологическое наблюдение как метод сбора научной информации. Направленное, систематическое прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий. Виды и этапы исследования методом наблюдения; схема наблюдения Бейлза.

доклад [23,4 K], добавлен 18.01.2010

Наблюдение — наиболее распространенный и востребованный метод социологических и психологических исследований. Краткая характеристика ПС 500 кВ «Камала-1». Должностные обязанности психолога исследуемого предприятия. Составление программы наблюдения.

отчет по практике [41,9 K], добавлен 22.06.2012

Беседа — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Биологическая и психологическая природа эмоций. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

практическая работа [41,7 K], добавлен 09.12.2010

Сущность понятия «наблюдение», история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 24.06.2011

Неэкспериментальные методы: метод наблюдения, метод опроса. Экспериментальные методы: лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, тестовый метод. Психология труда как отрасль психологической науки. Ряд специфических приемов изучения поведения чело

контрольная работа [19,4 K], добавлен 12.05.2005

Исследование самооценки по методу наблюдения, беседы и по методике Дембо-Рубинштейна. Диагностика реактивности объекта путем полевого наблюдения, на основе дневниковой записи, ретроспективного отчета, наблюдения и полустандартизированной беседы.

контрольная работа [37,4 K], добавлен 26.11.2014

Разнообразие методов психологии, объективность изучения психических явлений. Использование метода наблюдения, изучение психической деятельности человека в обычных условиях жизни. Эксперимент и другие специальные методы психологического исследования.

контрольная работа [15,6 K], добавлен 30.10.2009

Классификация методов психологии. Основные методы — наблюдения и опроса, лабораторный и естественный (производственный). Виды наблюдения, преимущества и недостатки метода. Формы опросных методов. Особенности тестового исследования, основные виды тестов.

контрольная работа [57,9 K], добавлен 22.02.2011

Психологическое наблюдение как метод сбора информации, классификация видов наблюдения. Интерпретация различных поведенческих реакций личности и особенностей интеллектуальной сферы человека. Классификация методов обучения и основных видов образования.

контрольная работа [32,2 K], добавлен 20.11.2010

Критерии оценки характерных черт поведения испытуемого. Сравнительное описание поведенческих портретов до и после систематического наблюдения (внешний вид, мимика, пантомимика, речь, поведение относительно себя и в общении с другими, вербальные шаблоны).

практическая работа [18,8 K], добавлен 02.06.2015

ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ это:

ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ

(англ. kinds of observations ).

Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения. которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя.

Внешнее наблюдение (наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б. 1) явным (в этом случае оно часто называется «обычным») или 2) скрытым (напр. с помощью полупрозрачного зеркала).

Включенное наблюдение (участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3) явной. известной или 4) скрытой. неизвестной членам наблюдаемой группы.

В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность.

Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением. тогда как психологи — естественным экспериментом. Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К . Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше.

Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр. по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение. См. Интроспекция , Метод объективного наблюдения , Психология , Самонаблюдение . (Б. М.)

Большой психологический словарь. — М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Смотреть что такое «ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ» в других словарях:

Статистика — (Statistics) Статистика это общетеоретическая наука, изучающая количественные изменения в явлениях и процессах. Государственная статистика, службы статистики, Росстат (Госкомстат), статистические данные, статистика запросов, статистика продаж,… … Энциклопедия инвестора

Коэффициент корреляции — (Correlation coefficient) Коэффициент корреляции это статистический показатель зависимости двух случайных величин Определение коэффициента корреляции, виды коэффициентов корреляции, свойства коэффициента корреляции, вычисление и применение… … Энциклопедия инвестора

показатель — 3.7 показатель (indicator): Мера измерения, дающая качественную или количественную оценку определенных атрибутов, выведенную на основе аналитической модели, разработанной для определенных информационных потребностей. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Индекс розничных продаж — (Core retail sales) Определение розничных продаж, формы и виды розничных продаж Информация об определении розничных продаж, формы и виды розничных продаж Содержание Содержание 1.Розничные. Определение термина Методические указания по расчету… … Энциклопедия инвестора

Наблюдение за работой — Наблюдение за работой  меры, позволяющие работодателю знать, чем занимается работник на своём рабочем месте. Предприятия повсеместно пользуются информационными технологиями в своей деятельности. Работники, имеющие к ним доступ к плодам… … Википедия

Основные — 1. Основные положения системы сельской телефонной связи. М. ЦНИИС, 1974. 145 с. Источник: Руководство: Руководство по проектированию сети электросвязи в сельской местности 16. Основные положения по учету труда и заработной платы в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

устройство — 2.5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию. Источник: ГОСТ Р 52388 2005: Мототранспортны … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в. когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк. 9 II. Возбудитель туберкулеза. 18 III. Патологическая анатомия. 34 IV. Статистика. 55 V. Социальное значение туберкулеза. 63 VІ.… … Большая медицинская энциклопедия

Горная порода — (Rock) Горная порода это совокупнность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре, вследстие природных явлений Группы горных пород, магматические и метаморфические горные породы, осадочные и метасоматические горные породы, строение… … Энциклопедия инвестора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *