Учет целевого финансирования

Учет целевого финансирования

К средствам целевого финансирования относятся средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначением.

Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Особенности учета целевого финансирования зависят от того, является организация коммерческой или некоммерческой, а также от источников поступления целевого финансирования: государственная помощь; целевое финансирование, получаемое от юридических и физических лиц на безвозвратной основе; и др.

Учет целевого финансирования коммерческих организаций за счет государственной помощи регламентируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», в соответствии с которым она рассматривается как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Она предоставляется коммерческим организациям в виде: субвенций, субсидий; бюджетных кредитов и т.д.

Принятие бюджетных средств к учету отражается как возникновение целевого финансирования на основе документов, подтверждающих право организации на получение бюджетных средств (утвержденная проектно-сметная документация и т.д.) и гарантирующие их получение (уведомление о бюджетных ассигнованиях и т.д.). В момент возникновения права на получение составляется проводка Дт 76 Кт 86. а по мере получения средств составляются записи Дт 51, 08, 10, 41. Кт 76 (допускается составление прямой проводки Дт 51, 08,10, 41. Кт86).

По мере использования бюджетных средств на цели, предусмотренные условиями их получения:

а) если средства были получены на финансирование капитальных расходов:

— в момент введения объекта в эксплуатацию — Дт 01 Кт 08 использованные целевые финансирования признаются безвозмездными поступлениями – Дт 86 Кт &8-2;

— по мере начисления амортизации по основному средству — Дт20,26. Кт 02 часть суммы признается прочим доходом — Дт98-2 Кт91 .

б) если бюджетные средства были получены на финансирование текущих расходов:

— по мере приобретения и оплаты материалов (Дт 10 Кт 60 и Дт 60 Кт 51 ) производится перенос целевого финансирования — Дт 86 Кт &8-2;

— по мере отпуска материалов в производство Дт 20, 26. Кт 10. часть суммы переносится — Дт98-2 Кт91 .

В случае невыполнения условий предоставления государственной помощи (использования не по назначению, и т.д.) организация обязана вернуть полученные суммы в бюджет. При этом:

— если целевое финансирование еще не было использовано, задолженность по возврату бюджетных средств отражается — Дт 86 Кт 76. после чего она погашается — Дт 76 Кт 51 ;

— если целевое финансирование уже было использовано и его возврат производится в том же отчетном году, когда оно было получено, то необходимо сторнировать проводки по его освоению (Дт 86 Кт 98-2 и Дт 98-2 Кт 91), после чего отразить задолженность по возврату средств Дт 86 Кт 76 и погасить ее Дт 76 Кт 51 ;

— если целевое финансирование, подлежащее возврату, было использовано в предшествующие годы, суммы бюджетных средств, признанные в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, рассматриваются как убытки прошлых лет, признанные в отчетном году:

— на сумму ранее списанных на доходы средств — Дт 91 Кт 86 ;

— на сумму несписанных доходов будущих периодов — Дт 98-2 Кт 86 ;

— на сумму средств, подлежащих возврату — Дт 86 Кт 76 ;

— погашение задолженности отражается — Дт 76 Кт 51 .

Коммерческие организации могут получать целевое финансирование от физических и юридических лиц на безвозвратной основе. В этом случае получение отражается — Дт 51,08, 10. Кт 86. после чего они признаются доходами будущих периодов Дт 86 Кт 98-2 ; а по мере их использования (например, по мере начисления амортизации) составляется запись Дт 98-2 Кт 91 .

В некоммерческих организациях получение финансирования отразится так же, как и в коммерческих, проводкой Дт 50, 51, 07, 08, 10, 41. Кт 86. При этом при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации согласно смете отразится проводками

В случае направления средств целевого финансирования на приобретение основных средств, соответствующая сумма целевого финансирования списывается на добавочный капитал проводкой Дт 86 Кт 83

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Учет целевого финансирования.

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов учета имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и др.) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолженности по целевым бюджетным средствам и оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчет с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов; взносы родителей; средства, поступающие от других организаций; средства фондов специального назначения и др.

Средства целевого финансирования расходуются в соответствии с утвержденными сметами. Использование указанных средств не по назначению запрещается.

Для учета средств целевого назначения применяют пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование — по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок Учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией — бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете разделяют на две категории:

направляемые на финансирование капитальных вложений;

используемые для оплаты текущих расходов.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

по мере фактического получения бюджетных средств;

как возникновение задолженности.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют следующей бухгалтерской записью:

66.Учет резервного капитала.

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы покрываемого убытка за отчетный год.

Погашение облигаций и выкуп акций акционерного общества при недостаточности или отсутствии иных средств отражаются проводками:

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — резервный капитал направлен на погашение краткосрочных облигаций акционерного общества;

Д-т 82 «Резервный капитал»

К-т 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — резервный капитал направлен на погашение долгосрочных облигаций акционерного общества.

В процессе своей деятельности в условиях предпринимательского риска и нестабильности хозяйственных отношений организации могут создавать соответствующие резервы. Такие резервы различаются не только своим назначением (покрытие рисков, предстоящих расходов, уточнение оценки отдельных объектов бухгалтерского учета и др.), но и источниками их образования, различающимися в зависимости от назначения и периода действия резервов.

Постоянные резервы создаются за счет чистой прибыли организации. Резервы, связанные с деятельностью организации подразделяются на резервы, предвосхищающие риски и резервы, позволяющие расходы по обычным видам деятельности соотносить с соответствующими доходами. Первые создаются за счет финансовых результатов (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам), вторые включаются в расходы по обычным видам деятельности в период их начисления (резервы предстоящих расходов на отпуска работников, на текущий ремонт основных средств и др.). Фактически произведенные расходы затем относятся в уменьшение созданных резервов.

Порядок образования и использования таких резервов подробно описан в соответствующих главах учебника, в которых говорилось об имуществе организации и расходах по обычным видам деятельности. Поэтому в данной главе представляется информация о резерве, создаваемом за счет чистой прибыли организации.

Кроме уставного капитала в коммерческих организациях может создаваться резервный капитал (резервный фонд), как мера дополнительной ответственности собственников перед кредиторами организации. Необходимость его создания обусловлена возможными потерями от предпринимательского риска, покрытия убытков текущего года, погашения облигаций и т.п. Порядок формирования, размер и особенности использования резервного капитала (фонда) зависят от организационно-правовой формы собственности хозяйствующего субъекта и устанавливаются федеральными законами, регламентирующими деятельность коммерческих организаций. Вне зависимости от организационно-правовой формы собственности резервный капитал (резервный фонд) формируется за счет нераспределенной прибыли организации. Поскольку резервный капитал извлекается из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль, актуальность образования данного вида капитала в настоящее время снизилась. В обязательном порядке резервный фонд должен создаваться в акционерных общества, унитарных предприятиях и производственных сельскохозяйственных кооперативах.

В акционерных обществах размер резервного фонда предусматривается уставом, но не может быть меньше 5% от уставного капитала. Резервный фонд акционерного общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Сумма ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли. Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. На другие цели резервный фонд использоваться не может.

Унитарные предприятия за счет остающейся в их распоряжении чистой прибыли обязаны создавать резервный фонд. Порядок формирования и размер резервного фонда определяются уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления и регистрируется в уставе унитарного предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

В производственном сельскохозяйственном кооперативе также в обязательном порядке формируется резервный фонд, который А е ется неделимым и размер которого должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива. Порядок формирования резервного фонда устанавливается уставом кооператива.

Общества с ограниченной ответственностью создавать резервный капитал законодательно не обязаны. Однако ООО может создать резервный фонд, если это предусмотрено уставом общества, при этом ни по размерам, ни по порядку формирования резервного фонда законодательных ограничений нет.

Бухгалтерский учет резервного капитала (резервного фонда) ведется на пассивном балансовом счете 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал из прибьши отражаются по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Направление средств резервного капитала на покрытие убытков организации отражается:

67.Учет финансовых вложений.

Принятие к бухгалтерскому учету финансовых вложений, приобретенных за плату (акций, долговых ценных бумаг, дебиторской задолженности) у других организаций, в бухгалтерском учете отражается проводкой:

Д-т 58 «Финансовые вложения» (по соответствующим субсчетам)
К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость актива, указанную в договоре купли-продажи или уступки прав требования.

Для обобщения информации о наличии и движении финансовых вложений организации предназначен активный синтетический счет 58 «Финансовые вложения». Финансовые влбжения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитывались ценности, переданные (подлежащие передаче) в счет этих вложений. Исходя из разнообразия видов финансовых вложений и обеспечения их достоверного и рационального учета к счету 58 «Финансовые вложения» открывается ряд субсчетов.

На субсчете «Паи и акции» учитываются наличие и движение инвестиций в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п. На субсчете «Долговые ценные бумага» учитываются наличие и движение инвестиций в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.). На субсчете «Предоставленные займы» учитывается движение предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов. На субсчете «Вклады по договору простого товарищества» организацией-товарищем учитывается наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. При необходимости к счету 58 «Финансовые вложения» могут открываться и другие субсчета, количество и виды которых утверждаются в рабочем плане счетов организации.

Единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера финансовых вложений, порядка их приобретения и использования единицей финансовых вложений может быть серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений и др.

Аналитический учет финансовых вложений ведется в разрезе групп, видов и объектов вложений таким образом, чтобы получить информацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений и организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.). Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах

По принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформирована как минимум следующая информация: наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия и тд, номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, даты покупки и продажи или иного выбытия, место хранения.

Для отражения информации по депозитным вкладам в кредитных организациях Планом счетов предусмотрен к счету 55 «Специальные счета в банках» субсчет «Депозитные счета». Однако с точки зрения достоверности и однозначности формирования информации для внешних и внутренних пользователей экономической информации предпочтительнее учитывать депозитные вклады на счете 58 «Финансовые вложения». В любом случае организация должна утвердить в учетной политике, на каком счете учитываются депозитные вклады.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

1.4 Учет целевого финансирования

Целевые финансирование и поступления — это средства, получен­ные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального на­значения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

К целевому финансированию относят средства, получаемые организацией на строго определенные цели: научно-исследовательские работы, подготовку кадров, содержание детских учреждений и др.

Источниками целевого финансирования являются:

в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

в виде полученных грантов, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;

в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций – членов общества взаимного страхования;

в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также Федерального фонда производственных инноваций;

в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерные опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течении одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;

в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Следует отметить, что в соответствии НК РФ (2) не учитывается при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательстваРоссийской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую базу.

Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование», сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения. Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование – по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Основная часть целевого финансирования приходится на государственную помощь, оказываемую государством коммерческим организациям. Порядок учета государственной помощи определен ПБУ 13/2000.

В соответствии с данным ПБУ государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией – бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

направляемые на финансирование капитальных вложений: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списывают на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы;

используемые для оплаты текущих расходов: сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются на финансовый результат.

ПБУ 13/2000 предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1. по мере фактического получения бюджетных средств;

при наличии следующих условий:

имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;

имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.

Выполнение первого условия должно подтверждаться заключенными договорами, технико-экономическими обоснованиями, утвержденной проектно-сметной документацией и другой подобной документацией.

Подтверждением второго условия могут быть уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, утвержденная бюджетная роспись и иные соответствующие документы.

При первом варианте принятия к учету бюджетных средств поступившие денежные средства оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Поступление имущества за счет бюджетных средств записывают в дебет счетов имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», и других счетов) и кредит счета 86 «Целевое финансирование».

При втором варианте принятия к учету бюджетных средств их выделение отражают как возникновение задолжности по целевым бюджетным средствам и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 55 и др.), счетов учета имущества (08, 10и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета счета 86 «Целевое финансирование» в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита счета 08).

В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др. кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доход с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счета 86 «Целевое финансирование» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов» в момент принятия к учету материально-производственных запасов (МПЗ), начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Суммы, учтенные по кредиту счета 98, списывают в дебет данного счета с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по мере отпуска МПЗ на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счет бюджетных средств.

Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.

В связи с однородностью содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование», подлежат отражению в одном регистре – в журнале-ордере №12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этим счетам (аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления). Основанием для записи операций в журнале-ордере №12 служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов-ордеров.

При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода на основе аналитических данных журналов-ордеров №12, 15 по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование» заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение к бухгалтерскому балансу организации».

На рис.3 показаны корреспонденции счетов возникающие при перечисленных операциях:

65. Учет целевого финансирования

К средствам целевого назначения относятся средства в виде субвенций; средства, полученные от других предприятий; средства, полученные от родителей на содержание детей в детских учреждениях, и др. Расходование указанных средств осуществляется на строго определенные цели и в соответствии с утвержденными документами (сметами). Использование средств целевого назначения на иные цели запрещено.

Государственная помощь, предоставляемая государством коммерческим организациям, также относится к средствам целевого финансирования.

Государственная помощь – увеличение экономических выгод коммерческой организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Государственная помощь предоставляется в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств, и в прочих формах.

Бюджетные средства подразделяются на следующие виды:

– средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов;

– средства на финансирование текущих расходов.

Организация принимает бюджетные средства к учету при следующих условях:

– наличие уверенности в том, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.

Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т. п.

Бюджетные средства. принятые в соответствии с данным условием, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам;

– имеется уверенность, что бюджетные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т. п.

Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.

Учет средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование» .

По кредиту этого счета отражается поступление средств, по дебету – использование средств на строго определенные цели.

Поступление средств целевого назначения отражается записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 86 «Целевое финансирование».

Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами:

– 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» – при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

– 83 «Добавочный капитал» – при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;

– 98 «Доходы будущих периодов» – при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и др.

Учет целевого финансирования
Главная | О нас | Обратная связь

Учет целевого финансирования

Одним из источников формирования имущества (хозяйственных средств) организации могут выступать средства целевого финансирования, в состав которых входят поступления в виде государственной помощи и средств, предоставляемых в аналогичном порядке иными юридическими и физическими лицами в форме субвенций, субсидий, безвозвратных займов, предоставления предприятию различных ресурсов, финансирования различных мероприятий.

Целевое финансирование – это безвозмездное получение средств, использовать которые можно в соответствии с той целью, которую преследует тот, кто эти средства выделил, то есть расходование предоставленных предприятию средств ограничено определенными условиями. Если эти условия выполняются, полученные средства становятся для предприятия собственными, при невыполнении требуют возврата и переходят в разряд кредиторской задолженности.

Государственная помощь представляет собой прямые экономические действия, направленные на увеличение экономических выгод для организации, в форме субвенций и субсидий, безвозвратных займов, бюджетных кредитов, финансирования отдельных мероприятий.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи для осуществления целевых расходов установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. №92н).

Субвенции и субсидии выражаются в передаче организации активов, или погашении ее кредиторской задолженности в обмен на выполнение определенных условий. Бюджетный кредит выступает в виде бюджетных средств, предоставляемых юридическому лицу на возмездной и возвратной основе. Финансирование отдельных мероприятий представляет собой покрытие государственными или иными органами расходов организации, которые она не понесла бы, не получи данной помощи.

Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи, в соответствии с ПБУ 13/2000, подразделяются на:

-средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

-средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера).

Также направлениями расходования средств могут выступать компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

Принимать к бухгалтерскому учету бюджетные средства (включая ресурсы, отличные от денежных средств) возможно двумя способами: по мере фактического получения средств или по мере принятия решения о предоставлении средств.

В обоих случаях стоимость полученного имущества определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет стоимость подобных активов.

При первом способе с возникновением целевого финансирования происходит увеличение денежных средств, капитальных вложений и имущества.

При втором способе принятия бюджетных средств к бухгалтерскому учету, необходимо одновременное соблюдение следующих условий, которые обязательно должны быть подтверждены документально:

— имеется уверенность в том, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Здесь подтверждением могут служить заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

— имеется уверенность в том, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

При этом способе предоставляемые бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения бюджетных средств на соответствующие суммы происходит уменьшение задолженности и увеличение денежных средств, капитальных вложений и имущества.

ПБУ 13/2000 предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как прочие доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств – капитальных и текущих расходов, то есть порядок списания бюджетных средств зависит от целей их использования.

При осуществлении организацией капитальных расходов (приобретение амортизируемого имущества, а также осуществление иных капитальных вложений), полученные бюджетные средства в виде целевого финансирования учитываются в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию.

После признания расходов (начисления амортизации по объектам, приобретенным за счет средств целевого финансирования, либо полученным в виде целевого финансирования), суммы, учтенные в качестве доходов будущих периодов, списываются в сумме, соответствующей начисленной амортизации, в состав прочих доходов. Таким образом, на конец отчетного периода к балансовой прибыли будут присоединены суммы средств, израсходованных на оплату затрат, в частности на приобретение ценностей, стоимость которых была в течение этого отчетного периода перенесена на издержки производства и обращения. Тем самым достигается компенсация произведенных затрат, поскольку реально они производились не за счет средств организации. Остатки средств, не компенсирующих произведенные затраты, отражаются в качестве доходов будущих периодов до осуществления соответствующих расходов.

Если целевое финансирование получено на осуществление капитальных расходов, связанных с приобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам, то в этом случае прочие доходы признаются в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств.

При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

В случае приобретения оборотных активов, не подлежащих амортизации (материально-производственных запасов), для осуществления текущих расходов целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент их принятия к бухгалтерскому учету.

В дальнейшем такие доходы списываются в состав прочих доходов при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг) и при прочем выбытии таких активов.

При получении целевого финансирования на осуществление текущих расходов без приобретения материальных ценностей: начисление заработной платы, на приобретение работ и услуг, на оплату процентов по заемным средствам, полученным на пополнение оборотных средств и т.д. – доходы будущих периодов признаются в периоде отражения задолженности перед работниками, поставщиками, исполнителями и т.д.

Сумма доходов будущих периодов согласно ПБУ 13/2000 будет списываться в состав прочих доходов по мере признания соответствующих расходов. При этом следует отметить, что момент списания целевого финансирования на доходы будущих периодов и доходов будущих периодов на прочие доходы, как правило, будет совпадать.

Исключения составляют случаи, когда работы (услуги) и заработная плата начисляются при осуществлении капитальных расходов – в такой ситуации доходы будут признаваться по мере начисления амортизации, о чем говорилось ранее. Аналогичного принципа следует придерживаться и при отражении полученных работ (услуг) и начисленной оплаты труда в составе расходов будущих периодов с целью сохранения соответствия доходов и расходов.

Если предоставленные в установленном порядке бюджетные средства предназначены на финансирование расходов (покрытие убытков), понесенных в предыдущие отчетные периоды, то в учете отражается задолженность по таким средствам и увеличение прочих доходов отчетного периода без отражения доходов будущих периодов.

В случаях, когда организации известно, что убытки, полученные ею в одном периоде, будут в той или иной степени компенсированы государством в последующих периодах, указанный порядок учета применим, если организация признает целевое финансирование только по мере его фактического получения согласно ПБУ 13/2000 или если в периоде признания расходов не имеется достаточной уверенности в получении и (или) размере государственной помощи.

Важной особенностью целевого финансирования является то, что бюджетные средства подлежат возврату в случаях их не использования в установленные сроки, а также при их нецелевом использовании бюджетополучателем.

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов или расходов либо иным правовым основанием их получения.

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в том же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете делают исправительные (сторнировочные) записи.

При возникновении необходимости возврата в отчетном году бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, на сумму, подлежащую возврату, делают записи:

— в части представленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно отражаются прочие расходы организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации внеоборотных активов, которая была начислена, и несписанную сумму доходов будущих периодов;

— в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по возврату этих средств.

Бюджетные кредиты, полученные организацией, отражаются в порядке, принятом для учета заемных средств, то есть к учету средств бюджетных кредитов применимы нормы ПБУ 15/2008.

Если при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов и существует уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то бюджетные кредиты учитываются в порядке, принятом для учета бюджетных средств с применением норм ПБУ 13/2000.

Получение средств в виде целевого финансирования, согласно Налоговому кодексу РФ, не приводит к возникновению базы по налогу на добавленную стоимость (то есть не облагается налогом на добавленную стоимость), если только эти средства непосредственно не связаны с реализацией подлежащих налогообложению товаров (работ, услуг).

Приобретаемое имущество (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога на добавленную стоимость, который не подлежит возмещению (возврату, вычету) из бюджета, покрывается за счет бюджетных источников.

Таким образом, в данном случае суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные организации либо фактически уплаченные при приобретении имущества (работ, услуг), учитываются в его стоимости.

Для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Кредитовое сальдо счета показывает сумму полученных и неиспользованных средств целевого финансирования на начало и конец отчетного периода. По кредиту счета 86 показываются начисленные (подлежащие получению) или полученные суммы целевых средств, по дебету – суммы средств, направленных на целевое использование.

Аналитический учет по счету 86 ведется в ведомости по назначению целевых средств и в разрезе источников их поступления.

Свод бухгалтерских проводок по учету средств целевого финансирования представлен ниже (таб. 14).

Таблица 14-Бухгалтерские проводки по учету средств целевого финансирования

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *