Учебные программы

3.2. Учебные программы

На теоретическом уровне содержание образования представлено в учебных планах, свое конкретное воплощение оно получает в учебных дисциплинах (курсах). Учебная дисциплина – это система научных знаний, умений и навыков, которые позволяют студенту усвоить основные положения науки, культуры, труда и производства. Содержание научной дисциплины должно изучаться в последовательности его исторического возникновения. Ее изложение должно быть основано на структуре современного состояния научной дисциплины и соответствовать познавательным возможностям студентов. Содержание учебной дисциплины реализуется и фиксируется в учебных программах.

Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логическую структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых тем и вопросов. Критерий успешности и эффективности процесса обучения – усвоение знаний, предусмотренных программой учебной дисциплины.

Исследователи выделяют функции учебной программы: описательную (программа описывает содержание учебной дисциплины); идейно-мировоззренческую (знания, предусмотренные программой, направлены на формирование научного мировоззрения и духовности студента); регулирующую. или организационно-методическую (учебная программа организует деятельность и преподавателя по подготовке к занятиям, и студента по самостоятельному изучению дисциплины). Последнюю функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами других дисциплин, что позволяет создать общее мировоззрение студента и сформировать у него духовно-ценностное отношение к явлениям действительности.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта в той или иной области образования. Они утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер.

По мере социального, научно-технического прогресса, развития науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются рабочие учебные программы, которые должны соответствовать требованиям государственного стандарта. В рабочей программе очерчивается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса.

Авторские учебные программы также учитывают требования государственного стандарта, но могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.

Существует два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. Если одни и те же разделы, темы учебной программы изучаются на разных ступенях обучения либо происходит возвращение к уже пройденному учебному материалу на разных этапах изучения одной и той же дисциплины, имеет место концентрический способ развертывания содержания учебного материала. При линейном способе не происходит возвращения к изучавшимся разделам, темам дисциплины; учебный материал излагается последовательно, с постепенным усложнением, новое знание излагается на основе уже изученного материала. Эти два способа построения учебных программ взаимно дополняют друг друга.

Структура учебной программы содержит три элемента: 1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины; 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий; 3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

Расписание учебных занятий – это документ, обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса, определенный ре жим работы вуза. Его составляют на семестр. Задача разработки расписания состоит в том, чтобы обеспечить методически правильный порядок изучения дисциплин в семестре, их взаимную увязку, педагогически обоснованную последовательность и чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей обучающихся. Составление расписания – сложный процесс, требующий большой подготовительной работы, глубокого знания и понимания учебных планов и графиков, педагогических кадров и всей учебно-лабораторной базы вуза.

Исходными данными для планирования расписания являются: а) время, отводимое учебным планом на изучение предмета, и распределение часов по видам занятий; б) количество лекционных аудиторий (количество лекционных потоков); в) количество учебных групп в потоке; г) распределение преподавателей по формам учебной работы, перечень лекций и практических занятий, планируемых в специализированных классах (лабораториях); д) педагогические требования (чередование технических и гуманитарных предметов, необходимость соблюдения определенных интервалов между лекционными и практическими занятиями и т. д.).

Расписание занятий на семестр должно отвечать трем основным группам требований: методическим, организационным и требованиям, обеспечивающим самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов.

К методическим требованиям относятся соблюдение последовательности проведения занятий в соответствии с программой; равномерность учебной нагрузки студентов по неделям в семестре; планирование лекций только на первые два-четыре часа занятий (так как после четырех часов работоспособность студента падает на 30–35 % и лекционная форма обучения становится малоэффективной); чередование проведения двухчасовых лекций в одном и том же потоке для некоторой психофизиологической разрядки в работе студентов; планирование занятий, требующих большого нервного либо физического напряжения, вызывающих сильные эмоции (физкультура, работа в некоторых типах лабораторий), на последние часы; проведение практических занятий по каждой теме не раньше, чем на следующий день после теоретических (лекций); планирование занятий по одному и тому же предмету не более чем на два часа в день (за исключением лабораторных работ).

Организационные требования предусматривают четкое распределение часов занятий для каждого преподавателя, помещений для занятий, учет занятости преподавателей на смежных курсах или факультетах, разнесение по времени лекций по одному и тому же предмету для обеспечения взаимозаменяемости лекторов на случай болезни одного из них, отсутствие свободных часов в проведении занятий в течение дня.

Требования по обеспечению самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов имеют в виду разнесение лекций по одному и тому же предмету не менее чем на один-два дня, обеспечение между семинарами по одному и тому же предмету интервалов не менее чем в одну неделю (для равномерности нагрузки студентов), планирование на один день не более двух практических занятий с трудоемкой подготовкой.

При составлении расписания учебных занятий необходимо учитывать пожелания студентов. Стабильность расписания обеспечивается тем, что его утверждает ректор: без его ведома никто не имеет права вносить в расписание какие-либо изменения.

Учебные программы

Учебная программанормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников. Эту функцию учебная программа выполняет во взаимодействии с программами по другим предметам, что позволяет охватить содержание образования системно, в его действительной целостности, и создать общую в мировоззренческом отношении научную картину мира, формировать духовно-ценностное отношение к явлениям действительности. Третья функция учебной программы — регулирующая, или организационно-методическая. Она организует деятельность учителя по подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Программы организуют и учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Ее создание — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.

В типовой учебной программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической наук. По мере социального, научно-технического прогресса и развития педагогической науки и практики периодически возникает необходимость пересмотра учебных программ.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы.

Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы. учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных). Исторически в построении учебных программ сложилось два способа:концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем, что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка» — в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения концентризма.

Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются профильные классы с определенным набором учебных предметов (физико-математический, биологический, химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных и факультативных дисциплин для профильных классов.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных структур. Так, структура программы по химии для IX класса включает тему, межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия, экранные пособия; по обществоведению в Х классе — тему, повторение, основные понятия, законы, межпредметные связи, опорные понятия; по технологии в VIII классе — тему, примерный перечень изделий, технико-технологические сведения, межпредметные связи, практические работы, демонстрации; по изобразительному искусству в III классе — практическую работу (композиционная деятельность, цвет, форма, пропорции, конструкции, пространство), восприятие (эстетическое восприятие действительности, восприятие искусства), основные требования к знаниям и умениям учащихся, демонстрации, межпредметные связи.

В системе общего среднего образования большое значение придается формированию общих учебных умений и навыков. Это вызвало необходимость создания специальной программы. в которой в динамике, с последовательным развитием и усложнением для каждого класса, рассматриваются четыре группы умений и навыков:

учебно-организационные умения и навыки предполагают овладение учеником способами выполнения каждого компонента учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки), а также способами самостоятельного перехода от одного компонента или этапа учебной работы к другому; способами внешней организации своей учебной работы (культурой рабочего места, рациональным порядком занятий, режимом дня и др.); способами передачи знаний своим товарищам по классу или младшим школьникам;

учебно-интеллектуальные умения и навыки включают в себя способы выполнения мыслительной деятельности, постановки и решения проблем, а также приемы логического мышления (на основе формальной и диалектической логики);

учебно-информационные умения и навыки заключаются в овладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой, дополнительной информации, ее хранения;

учебно-коммуникативные умения и навыки состоят в овладении учеником способами построения устной и письменной речи в зависимости от целей и условий общения с другим человеком (учителем, сверстником) в ходе учебной работы.

Овладение этими умениями и навыками позволяет обеспечить эффективное усвоение учащимися учебного материала по всем предметам и создает условия для их самообразования в настоящем и непрерывного образования в будущем.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник. который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования и науки Российской Федерации для всех школ страны.

Как средство обучения учебник выполняет следующие функции:

· информационную — обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

· трансформационную – материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

· систематизирующую – реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

· закрепления и осуществления самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

· интегрирующую – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

· координирующую – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

· развивающе-воспитательную – духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся, формирование в процессе работы над ним таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

· обучающую – проявляется в том, что работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые вспомогательные компоненты. Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

Также выделяют основные, дополнительные и пояснительные тексты. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

К внетекстовым компонентам учебника относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал (предметные и сюжетные материалы, документы, технически карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, графики, иллюстрации и др.); аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и др. что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, он учит учиться. В этой связи к нему предъявляются требования, касающиеся не только построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Он должен в единстве отражать логику науки и программу учебного предмета; содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти; развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.

Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях. хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

Учебный предмет и учебная программа

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образова­ния, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных пред­метах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет — это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, ло­гику изучения основных мировоззренческих идей с указанием по­следовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целост­ную направленность преподавания предмета, оценок теорий, со­бытий, фактов. В программе обусловлена структура расположе­ния учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, уме­ний и навыков учащимися является одним из критериев успеш­ности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и ав­торскими. Типовые учебные программы разрабатываются на ос­нове требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утвер­ждаются Министерством общего и профессионального образова­ния Российской Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабо­чей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методиче­ского, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государ­ственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в дан­ной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании кур­сов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста уча­щихся. Недостатком концентрического способа является замед­ление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например, раздел физики «Работа и энергия» изучается в VI и VIII классах; раздел биологии «Клетка9quot; — в V и Х классах.

При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во вре­мени и применяется в основном при разработке учебных про­грамм в средних и старших классах.

Эти два способа развертывания содержания образования вза­имно дополняют друг друга.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый — объяснительная записка, в которой опреде­лены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построе­ния учебного предмета. Второй — собственно содержание обра­зования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся, глав­ным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Учебная программа это:

Учебная программа  — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний. умений и навыков. предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.

Основные принципы построения учебной программы

  • внимание к современным достижениям науки, техники и культуры
  • соответствие социальным целям воспитания учащихся
  • развитие творческих способностей учащихся
  • преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему;
  • взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями.

Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках. учебных пособиях и методических указаниях.

Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

Рабочая учебная программа  — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ ус­танавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Учебная программа» в других словарях:

Учебная программа — учебная программа: учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой либо учебной дисциплины (ее раздела, части);. Источник: <Письмо9gt; Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче… … Официальная терминология

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения … Большой Энциклопедический словарь

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому л. учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленного промежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные … Российская энциклопедия по охране труда

учебная программа — Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы DE Lehrprogramm … Справочник технического переводчика

учебная программа — учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. Источник: ГОСТ 7 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Учебная программа — учебное издание, которое определяет содержание, объем, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (в целом или по ее частям) … Издательский словарь-справочник

учебная программа — документ, определяющий по каждому учебному предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения. * * * УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА, документ, определяющий по каждому учебному предмету … Энциклопедический словарь

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие элементы… … Профессиональное образование. Словарь

учебная программа — mokymo programa statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dokumentas, kuriame išdėstytas sportinio rengimo turinys: žinios, gebėjimai ir įgūdžiai, kuriuos turi įgyti sportininkas, fizinis, techninis, taktinis, integralusis parengtumas … Sporto terminų žodynas

учебная программа — Rus: учебная программа Deu: Lehrprogramm Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3.4.4] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

  • Учебная программа по кожно-венерическим болезням для студентов. А.С.Зенин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Программа курса кожных и венерических болезней. Курс кожных и венерических болезней рассчитан на 72… Подробнее Купить за 1475 руб
  • Учебная программа по кожно-венерическим болезням для студентов. А.С.Зенин. Программа курса кожных и венерических болезней. Курс кожных и венерических болезней рассчитан на 72 часа согласно учебно-производственного плана НКЗ. Курс состоитиз 4 основных разделов: 1… Подробнее Купить за 1369 грн (только Украина)
  • Политология. Примерная учебная программа курса для студентов всех форм обучения. Коллектив авторов. Примерная учебная программа состоит из 7 разделов и 20 тем, проблематика которых рекомендована Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям… Подробнее Купить за 160 руб электронная книга

Другие книги по запросу «Учебная программа» >>

5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования

Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компью­терных программах).

Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обуче­ния; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

В практике современной общеобразовательной школы используется не­сколько типов учебных планов: базисный учебный план, типовые федераль­ные и региональные учебные планы и собственно учебный план Школы.

Базисный учебный план — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образователь­ного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.

Базисный учебный план определяет:

общую продолжительность обучения (в учебных годах) и по каждой ступени;

максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав обра­зовательных областей и учебных предметов;

учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам;

недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов на каждой ступени общего среднего образования, для обязательных занятий по выбо­ру учащихся и для факультативных занятий.

Базисный учебный план служит основой для разработки типовых феде­ральных и региональных учебных планов и исходным документом для финан­сирования образовательного учреждения.

Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе федерального базисного учебного пла­на. Несет нормативную нагрузку на уровне региона, является основой для разработки учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа таких планов: собственно учебный план и рабочий учебный план. На основе государственного базисного учебного плана на длительный период разрабатывается собственно учебный план. Он отражает особенности конкретной школы (в качестве его может быть при­нят один из типовых учебных планов). С учетом текущих условий разраба­тывается рабочий учебный план. Он ежегодно утверждается педагогическим советом школы. В структуре учебного плана выделяют:

инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование лич­ностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер раз­вития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.

В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две час­ти представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательны­ми занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.

В качестве примера приведем базисный учебный план общеобразова­тельных учреждений РФ.

Учебные программы

Средством реализации образовательных стандартов на практике служат образовательные программы, которые еще называются учебными программа­ми. Термин «образовательная программа» является официальным, зафик­сированным в Законе РФ «Об образовании».

Образовательные программы определяют содержание образования опре­деленного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуют­ся образовательные программы, подразделяемые на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополни­тельные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач форми­рования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обще­стве, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессио­нальных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образова­ния, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение за­дач последовательного повышения профессионального и общеобразователь­ного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы начального профессионально­го образования, среднего профессионального образования, высшего профес­сионального образования, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразова­тельной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, им же определяются и нормативные сроки их освоения в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях.

Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образова­тельных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждени­ях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (закон­ных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений разрабатываются на базе основных общеобразователь­ных программ с учетом особенностей психофизического развития и воз­можностей обучающихся.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего общего образования являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Более подробно рассмотрим, что представляют собой общеобразова­тельные программы, реализуемые в школах. Чаще их называют учебными программами определенного предмета.

Учебная программаэто нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государствен­ного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждают­ся педагогическим советом школы. Они отражают требования образова­тельного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.

Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. Они обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете или заседаниях районных методи­ческих объединений. После чего программы утверждаются для использова­ния в учебном процессе. Авторские программы чаще всего разрабатывают­ся для курсов по выбору, факультативов.

Учебные программы в структурном отношении состоят из трех основ­ных компонентов. Первый компонент — пояснительная записка, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебно­го предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы, основные задачи учебного предмета, сто воспитательные возможности, ве­дущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй компонент — собственно содержание образования: тематически]’: план, перечень разделов и тем по курсу, основные понятия, умения и на­выки, возможные виды занятий. Третий компонент — некоторые методи­ческие указания о путях реализации программы.

Исторически сложились два структурных способа изложения учебного материала в программах: концентрический и линейный. В последнее время получает распространение спиральный способ изложения. Существует также смешанная структура изложения учебного материала.

Линейный способ изложения состоит в том, что материал каждой после­дующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы.

При концентрическом способе изложения материал данной ступени обу­чения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Кон-центризм обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей уча­щихся.

Характерной особенностью спирального способа изложения материала является то, что постоянно расширяется и углубляется круг знании по ис­ходной проблеме. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре таких перерывов нет.

Существует также смешанный способ изложения материала, представляющий собой комбинацию вышеуказанных подходов.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, справочни­ках, задачниках, книгах для дополнительного чтения, практикумах, сборниках текстов, словарях, картах, атласах, учебных пособиях для учащихся и учите лей, учебно-методических комплексах, рабочих тетрадях и пр. Фиксируется

также содержание образовательного материала на электронных накопителях (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Первостепенное значение в раскрытии содержания материала принад­лежит учебнику. Учебникэто книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Учебник выполняет две основные функции: является источником учеб­ной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме преду­смотренное образовательным стандартом содержание; выступает средством обучения с помощью которого осуществляется организация образователь­ного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Структура учебника включает в себя текст (как главный компонент) и внетекстовые (вспомогательные) компоненты.

Тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, текс­ты-рассуждения. Также выделяют основные, дополнительные и пояснитель­ные тексты.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: теоретико-познавательный и инструментально-практический. К теоретико-познавательному компоненту относятся: базовые термины; ключевые по­нятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание законов, теорий, ведущих идей: выводы и т. п.

К инструментально-практическому компоненту относятся характерис­тики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, уп­ражнений, экспериментов; обзоры, разделы, систематизирующие и интег­рирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические, народоведческие, статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает предметные введения к учебнику, раз­делам, главам; примечания, разъяснения: словари; определители; поясне­ния к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме учебного текста, в учебниках содержатся так называемые внетекс­товые компоненты. К внетекстовым компонентам относятся аппарат орга­низации усвоения материала; иллюстративный материал; аппарат ориенти­ровки.

Аппарат организации усвоения материала включает: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, под­писи к иллюстрированному материалу, упражнения.

К иллюстративному материалу относятся предметные и сюжетные мате­риалы, документ, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации.

Аппарат ориентировки включает предисловие, оглавление, примечания, приложения, указатели, сигналы-символы.

Дополнением к учебнику являются учебные пособия, которые углубляют и расширяют ее содержание.

К учебной литературе, особенно учебникам, предъявляются определен­ные требования. Учебник должен и единстве отражать логику науки, логику учебной программы и логику учебного предмета. Он должен содержать вы­соконаучный материал и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти. Формулировки основных положений, выводов должны отличаться пре­дельной ясностью и четкостью. Язык изложения материала должен быть образный, увлекательный с элементами проблемного изложения. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, побуждает к самообразованию и творчеству.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под содержанием образования?

2. Назовите подходы к определению сущности содержания образования.

Каковы критерии и принципы отбора содержания образования?

Каково назначение Государственного образовательного стандарта?

5. Каковы нормативные документы, регламентирующие содержание образования?

Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М. Педагогическое общество России, 1998.

Харламов И. Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск. Универси­тетское, 2001.

Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб. Питер, 2001.

Зуев Д. Д. Школьный учебник. М. 1983.

Каким быть учебнику: дидактические принципы построения / Под ред. И. Я. Лернера и Н. М. Шахмаева. Ч. 1,2. М. 1992.

Национальная доктрина образования в РФ // Народное образова­ние. 2000. № 2.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-лстнсй школе). М. 2001.

Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты на­чального общего, основного общего и среднею (полного) общего образова­ния. Кн. 1,2/ Под ред. В. С. Лсднсва, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М. ТЦ Сфера, 1998.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *