Участники административного процесса

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений.

Законодательство устанавливает порядок поэтапного прохождения дел об административных правонарушениях, который содержит оптимальные возможности для реализации целей и принципов административного процесса. Этапы прохождения дела называются стадиями процесса.

Субъект права в любой отрасли права — это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

В административном процессе нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д. которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

Вопрос об участниках административного процесса является одним из важнейших, так как речь идет об участниках административно-правовых отношений, решающих задачи и осуществляющих функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривающих дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка и т. д.

Цель данного исследования рассмотреть вопросы, связанные с участниками административного процесса.

В рамках поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) изложить общую характеристику участников административного процесса;

2) охарактеризовать граждан и иных индивидуальных участников административного процесса;

3) проанализировать и дать характеристику органам и должностным лицам, имеющим права вести административный процесс;

4) дать характеристику общественным объединениям, государственным служащим и служащим общественных объединений как участников административного процесса.

Объектом исследования являются участники административно-процессуальных отношений.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты определяющие положение участников административного процесса.

ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Общая характеристика участников административного процесса

Участником административного процесса может быть только субъект права. С точки зрения общей теории, субъект права — это социальный субъект — лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность [9, c. 43].

Правоспособность — это установленная законом возможность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Различают общую и специальную правоспособность. Будучи специфичной для каждой отрасли права, правоспособность означает реальную возможность субъекта действовать в юридическом смысле, иметь гарантированную защиту со стороны государства [9, c. 43].

Дееспособность — это установленная в законе возможность субъекта своими действиями осуществлять предоставленные права и юридические обязанности.

Правоспособность и дееспособность субъектов права обусловлены характером экономического и политического строя, уровнем развития демократии [9, с. 44].

В этой связи представляется неточным мнение, согласно которому «субъектом права является участник общественных отношений, которого юридическая норма

В науке отечественного административного права существуют различные взгляды на систему субъектов административного права и административного процесса. Так, по мнению Ц. А. Ямпольской, есть три основные группы субъектов:

1) органы государства и их агенты;

2) общественные организации и их органы;

3) граждане [14, с. 101].

Эти субъекты являются, прежде всего, участниками материальных административно-правовых отношений. Они же участвуют и в процессуальных административно-правовых отношениях. Однако одной из особенностей административно-процессуальных отношений является то, что в них могут участвовать и некоторые субъекты, которые, по общему правилу, в административно-правовых материальных отношениях не участвуют, например, мировой судья. Здесь обращает на себя внимание определенная универсальность субъектов административно-процессуальных правоотношений по сравнению, например, с субъектами гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений, обладающих в известной мере ограниченным субъектным составом. Как известно, независимо от содержания гражданского процессуального правоотношения его непременным участником является суд.

Значительный интерес представляет позиция Д. Н. Бахраха, выделяющего две группы субъектов административного права — индивидуальных и коллективных. К первым относятся граждане, ко вторым — организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенных правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.

При этом в зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения выделяются: 1) организации; 2) структурные подразделения организаций; 3) трудовые и иные коллективы организаций и их структурные подразделения; 4) сложные организации. С учетом же таких критериев, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, можно говорить о государственных, общественных, религиозных и иных (арендных, акционерных, иностранных и др.) организациях [14, c. 102].

С. Н. Махина предложила конструкцию, в которой она различает управленческий процесс как подотрасль административного права и административный процесс как форму правосудия. В управленческом процессе участвуют три группы субъектов. Первую (самую многочисленную) группу составляют субъекты, наделенные властными полномочиями (управляющая сторона) — Президент, некоторые высшие должностные лица, высшие органы исполнительной власти и др. [14, c. 102].

Вторую группу субъектов управленческого процесса составляют субъекты, на которых распространяется властное воздействие (управляемая сторона). К ним относятся физические лица (не наделенные властными полномочиями в сфере управления граждане и лица без гражданства, юридические лица, общественные организации) и др.

Третья группа состоит из тех субъектов, которые одновременно обладают и властными полномочиями, и находятся под управленческим воздействием (в различных управленческих отношениях выступают или как управляющая сторона, или как управляемая). Это — должностные лица, государственные и муниципальные служащие, структурные подразделения органов государственной власти и др.

Что касается административного процесса как формы правосудия, то С. Н. Махина к его субъектам относит две группы. Первая — это субъекты, непосредственно заинтересованные в результатах юридического процесса, чьи интересы и субъективные права подлежат защите всеми процессуальными способами и приемами. Например, в гражданском процессе истец и ответчик, в административном — жалобщик и административный орган.

Вторая группа — это лидирующие субъекты, выполняющие свои функции в «чужом» интересе, в целях законного и обоснованного решения рассматриваемого юридического дела. Это — суд, прокурор и другие должностные лица.

Таким образом, если подытожить все вышесказанное, то всех участников административного процесса можно разделить на:

1) граждан Республики Беларусь, иностранных граждане и лица без гражданства;

2) государственные органы, предприятия, учреждения;

3) общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Тема 10. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Административный процесс как разновидность управленческой деятельности.

2. Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

3. Правовой статус участников административного процесса.

4. Доказательства в административном процессе.

Административный процесс – урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка (юридическое понимание).

Принципы административного процесса – законность, объективность (материальная истина), гласность, равенство гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, экономичность и эффективность, безвозмезд-ность процесса, ответственность за нарушение правил процесса и за принятой решение.

Субъекты административного процесса – носители административно-процессуальных прав и обязанностей (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организ-ации, государственные служащие).

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, составляющие многочисленную группу субъектов административного процесса, могут участвовать в нем в качестве заявителя, посредством подачи жалобы или заявления; стороны в административном споре, которой заявителем предъяв-лено требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права; третьего лица, как заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющего таких требований; лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности; потерпевшего; представителя; свидетеля, переводчика, эксперта; лица, от собственного имени защищающего права и интересы других лиц.

Государственные органы, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации могут участвовать в процессе в качестве стороны административно-правового спора; субъекта, возбудившего административное дело; субъекта, рассматривающего и разрешающего дело; субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц; представителя; государственный служащий также может выступать в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности.

Субъекты административного процесса должны обладать административно-процессуальной право- и дееспособностью.

Административно-процессуальная правоспособность – способность иметь административно-процессуальные права и обязанности. Она признается за всеми участниками процесса.

Административно-процессуальная дееспособность – реальная возможность осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также поручать ведение дела представителю в административном процессе. Если иное не предусмотрено законодательством, у граждан она возникает при достижении ими 12-летнего возраста, у государственных служащих – с момента вступления в должность, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций – с момента их образования в установленном законом порядке.

Участники административного процесса – судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный предс-тавитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Государственная пошлина – установленный нормативными правовыми актами обязательный и действующий на территории Республики Беларусь платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Законные представители – лица, правомочные выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые в силу своего физического состояний, являясь дееспособными, не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние), либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.

Законные представители граждан по делам об административных правонарушениях могут выступать в интересах всего лишь двух участников процесса. К ним законодатель относит лицо, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего.

Понятой – в административном процессе физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. В соответствии со ст. 4.10 ПИКоАП понятой является участником административного процесса.

Потерпевший – в административном процессе физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, иму-щественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

1. Подготовьте доклад (составьте проект Регламента) деятельности коллегиального органа, рассматривающего дела об административных правонарушениях.

2. Составьте таблицу сравнительного анализа процессуального статуса эксперта и специалиста.

3. Подготовьте доклад с анализом полномочий органов внутренних дел, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях.

4. Напишите эссе, в котором отразите особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

1. Нумизмату Портному было назначено производство экспертизы, связанной с исследованием монет, обнаруженных у пассажира во время таможенного контроля в аэропорту «Минск-2». Портному был задан ряд вопросов: когда были изготовлены монеты; где были изготовлены; из какого металла или сплава; какую ценность они представляют (историческую, культурную или археологическую). Однако он отказался от дачи заключения.

Чем, на Ваш взгляд, Портной мог аргументировать свой отказ?

2. Усенок (до замужества Коледа) была вызвана в суд для дачи свидетельских показаний в отношении правонарушения, совершенного ее братом Коледой. Однако отвечать на вопросы она отказалась, заявив, что имеет право не давать показаний против своего близкого родственника. Судья возразил, отметив, что, согласно имеющимся в деле документам, Коледа прихо-дится ей сводным братом, будучи сыном второй жены ее отца.

Определите, имела ли Усенок право отказаться от дачи показаний против Коледы?

Какими правами обладает свидетель по делу об административном правонарушении?

Кого ПИКоАП относит к числу близких родственников?

3. Сотрудник таможенного поста аэропорта «Минск-2» обнаружил нарушение таможенных правил гражданином Республики Беларусь Недвецким, прилетевшим из США. По этому факту был составлен протокол.

Какие должностные лица могут рассмотреть дело и вынести постанов-ление?

4. Шариков выступал в качестве защитника по доверенности от имени своего родного брата, в отношении которого было возбуждено администра-тивное дело по ст. 17.1. В суде ему был заявлен отвод, поскольку он является сотрудником милиции. Шариков по этому поводу пояснил, что, он во-первых, он выступает защитником бескорыстно; во-вторых, он выступает не как сотрудник милиции, а как частное лицо и, в-третьих, он не является сотрудником милиции отдела, где было возбуждено дело против его брата.

Определите, имел ли Шариков право выступать в качестве защитника по делу?

Изменилась бы ситуация, если бы Шариков являлся сотрудником отдела, возбудившего дело?

Какие обстоятельства исключают возможность участия защитника в административном процессе?

5. Пассажир электрички «Минск–Пуховичи» Тищенко, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно и без надобности сорвал стоп-кран и остановил поезд.

Должностные лица каких государственных органов вправе рассмотреть дело о правонарушении?

6. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Монголии Байрама было отмечено, что он не владеет русским языком. С учетом этого обстоятельства судья привлек в качестве переводчика преподавателя филологического факультета БГУ, но он не явился в суд. Поэтому судья принял решение привлечь в качестве переводчика сына Байрама, находившегося вместе с ним. Сотрудник милиции Веренич, возбудивший дело, заявил отвод, указав на родственную связь. Судья отвод отклонил, мотивируя тем, что согласно статье 11.2 ПИКоАП дело о право-нарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено в день получения протокола. Поскольку привлечь независимого переводчика не представилось возможным, эти функции в связи процессуальной необходимостью, по мнению судьи, должны быть возложены на любое лицо, владеющее соответствующим иностранным языком.

Проведите правовой анализ ситуации.

Правомерна ли неявка в суд переводчика?

Правомерен ли отвод, заявленный Вереничем?

Правомерно ли решение судьи об отклонении отвода и рассмотрении дела с участием сына Байрама?

7. Водитель Щербаков был командирован в сельскую местность на уборку урожая. За нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) он был подвергнут штрафу участковым инспектором милиции, обслуживающим данный населенный пункт. Щербаков обжаловал это решение начальнику РОВД, который его отменил.

Почему начальник РОВД счел необходимым отменить постановление о наложении взыскания.

8. В проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия в качестве специалиста участвовал эксперт-криминалист РОВД Жук. В процессе рассмотрения дела возникла необходимость проведения второй авто-технической экспертизы. Поскольку второй эксперт Сергеев находился в отпуске, а привлекаемый для производства подобных экспертиз доцент института Губарев был болен, экспертиза была назначена единственному в данный момент специалисту – автотехнику Жуку.

В чем отличие специалиста от эксперта?

Допустимо ли, чтобы одно и то же лицо участвовало в деле как специалист и как эксперт?

Как бы Вы поступили на месте лица, назначившего экспертизу?

Нормативные правовые акты:

· Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. — Мн. Амалфея, 2007.

Участники административного производства

Участники административного процесса условно могут быть подразделены на четыре основные группы:

  • лица, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении ;
  • лица, имеющие личный интерес в деле, – лица, в отношении которых ведется производство. потерпевшие, их представители;
  • лица, не имеющие личного интереса и способствующие осуществлению производства (свидетели, эксперты, переводчики и т. д.);
  • прокурор.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо. которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Костькова О.В. Административное право. 2010

Содержание

В условиях реформирования административного законодательства России проблема законодательного закрепления административного производства. Это обусловлено отсутствием как единого нормативного акта, устанавливающего административную производственную деятельность, так и конкретных предложений по реформированию административно процессуальной деятельности.

На сегодняшний день главнейшей задачей является разработка законодательных актов, устанавливающих административно — процессуальные нормы, которые регламентируют реализуемые на практике производственные процедуры. Решение этой проблемы будет способствовать совершенствованию производственных процедур и достижению более быстрой реализации законных интересов и прав граждан, и привлечение их к ответственности за неправомерные действия.

Административное производство предназначено для реализации статуса всех субъектов административного права. Оно многофункционально и способствует управленческим, регулятивным, защитным и иным действиям. Целью данной курсовой работы является выяснение понятия, сущности и видов административного производства.

Исследованием и изучением норм регулирующих административное производство, разработкой вопросов по улучшению их реализации и совершенствования занимаются — Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, В.Д. Сорокин, И.Ш. Килясханов и др.

1. Понятие и принципы административного процесса.

Административный процесс — это совокуп­ность действий, совершаемых органами испол­нительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный про­цесс состоит из определенных стадий.

Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса. 1

Важнейшими из них являются:

1) обеспечение законности;

2) достижение объективной истины;

3) право на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех перед законом;

8) осуществления административного процесса на языке коренного населения;

9)двустепенность административного процесса.

1) Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса

(уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права. Этот принцип означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Указанный принцип обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность органа (должностного лица) за надлежащее ведение процесса. (ст. 1.6 КоАП).

2) Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств.

Данный принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое должно дать результат, полностью соответствующий объективному положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 – 24.7 КоАП).Должностные лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.

3) Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 25.1 КоАП оно может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.д. Реализации права на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий. Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.

4) Презумпция невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к

административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный принцип предполагает также, что время доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя имеет на это право. Из принципа презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Это относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

5) Принцип равенства сторон .

Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит своё отражение в закреплении определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности. Принцип равенства прямо закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

6) Принцип гласности процесса .

Этот принцип предполагает ознакомление широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т.д. что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Производство по делам об административных проступках осуществляется гласно, открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли названного производства такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП РФ).

7) Принцип быстроты процесса.

Данный принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической гарантии реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по тому или иному административному делу. Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок. Это обусловлено многочисленностью и относительной несложностью административных правонарушений. Оперативность обеспечивает своевременность, большой воспитательный, предупредительный эффект воздействия, а кроме того, экономию времени и материальных ресурсов.Данный принцип может воздействовать на административный процесс как позитивно, так и негативно. Быстрота, несомненно, дает возможность не затягивать административный процесс и излишне его не формализовывать, однако совмещение быстроты и качества процесса возможно лишь при очень высоком уровне профессионализма органов и лиц, рассматривающих и разрешающих дело.

8) Принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения.

Существование этого принципа обусловлено многонациональным составом нашей страны и конституционно закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на территории нашей страны. Участвующим в административном процессе лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу, обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения, заявлять ходатайства и т.д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

9) Принцип двустепенности административного процесса .

По этому принципу участники разбирательства административного дела и прежде всего сторона, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию – вышестоящий орган государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.

К принципам административного процесса, характеризующих его как разновидность управленческой деятельности относят также ряд других принципов, таких как: 2

— принцип дифференциации и фиксирования функций выражается в том,

что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел. Можно говорить об известной степени специализации, при которой отдельные органы и служащие, выполняя ряд однотипных функций в административном процессе, приобретают высокий уровень профессионализма, оперативности и компетентности, а также несут ответственность за свой участок работы. Соблюдение этого принципа имеет свои положительные и отрицательные моменты.

— одним из важнейших принципов государственного управления,

который можно смело отнести и к принципам административного процесса, являются принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения. В управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных.

— принцип ответственности за непринятие решения призван максимальносократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления.

Помимо указанных, в специальной литературе выделяют еще ряд других принципов административного процесса, таких как принцип независимости в принятии решений, принцип компетентности и т.д. 3

Стадии и участники административного процесса

Стадии административного процесса — это совершение группы процессуальных действий в определенной логической последовательности. К ним относятся:
Возбуждение управленческого дела (вопроса) и его расследование;
рассмотрение дела;
принятие по делу решения;
обжалование или опротестование решения;
исполнение решения.
1. Возбуждение управленческого дела и его расследование относятся к компетенции уполномоченного на то государственного органа (должностного лица), общественного объединения и его представителей, а также граждан (напр. обращение в органы исполнительной власти).
На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляется этап административного расследования. На этом этапе реализуются такие процессуальные действия, как сбор необходимых по делу материалов, данных, подтверждающих актуальность и важность возбужденного дела, и направляет дело в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к рассмотрению по существу и т.д.
Рассмотрение дела является основной стадией административного процесса. Оно осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). На данной стадии исследуются все обстоятельства, а в случае необходимости собираются дополнительные материалы. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление объективной истины по нему.
Принятие по делу решения. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения, а также способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.
Обжалование или опротестование решения. Эта стадия является факультативной. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:
решение оставляется без изменения, а жалоба или протест — без удовлетворения;
решение отменяется, и дело направляется на новое рассмотрение;
решение по делу подвергается изменению;
решение отменяется, и дело прекращается.
Исполнение решения. Эта стадия является завершающей. Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять меры по принудительному исполнению. Не подлежат исполнению решения, если истек срок давности для приведения их в исполнение.
Указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию.
В качестве субъектов (участников) административного процесса может выступать любой субъект административного права (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; государственные органы, предприятия и учреждения; общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; государственные и муниципальные служащие)
Решающая роль в административном процессе принадлежит государственным органам, прежде всего органам исполнительной власти. Они могут выступать в качестве органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющем право на его разрешение; стороны административно-правового спора; третьего лица; органа, защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций).
За всеми вышеперечисленными субъектами — участниками процесса признается административная процессуальная правоспособность, т.е. способность иметь административные процессуальные права и обязанности.
Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административно-процессуальная дееспособность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *