Трудовое воспитание

Вопрос 33: Раскрыть сущность и задачи трудового воспитания. Определить пути реализации задач трудового воспитания школьников

Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание —это процесс организации и стимулирования трудо­вой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования твор­чества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое вос­питание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехни­ческое образование обеспечивает знание основ современной техники, тех­нологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовы­ми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политех­ническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

&#&830; обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

&#&830; развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмо­ционально-волевое, социальное развитие;

&#&830; воспитательная — правильно организованный труд формирует трудо­любие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются:

&#&830; формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

&#&830; развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор­ческом труде, стремление применять знания на практике;

&#&830; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответствен­ности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

&#&830; вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т. д.

Содержательную основу трудового воспитания школьников составля­ют следующие виды труда:

&#&830; Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физи­ческий. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых.
Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда
не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство
подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производ­стве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В шко­ле осуществляется специальное трудовое обучение.

&#&830; В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды
внеучебного общественно полезного труда:
производительный; результа­тивный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; обществен­но-организационный. Производительный труд во внеклассной работе орга­низуется руководителем школы, органами самоуправления и общественны­ми организациями. В него входит трудовая производственная практика.
Важным видом внеучебного производительного труда является системати­ческая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных
кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для
школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, маку­латуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по ока­занию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и преста­релым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать доб­рые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удов­летворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бы­товых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет лич­ных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной ком­наты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусо­ра на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мел­ких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за жи­вотными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в кварти­ре, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организа­ции и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

&#&830; Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации
возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек,
в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию матери­альных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко ис­пользовать такие формы работы, как:

&#&830; изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

&#&830; регулярный домашний труд школьников;

&#&830; проведение трудовых десантов;

&#&830; создание школьных кооперативов;

&#&830; накопление в школе трудовых традиций;

&#&830; беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художествен­ные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

&#&830; все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профес­сиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется: 1) прочной потребностно-мотивационной сферой; 2) глу­боким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения); 3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу; 4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового вос­питания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового

&#&830; в процессе получения общеобразовательной подготовки;

&#&830; в процессе трудового обучения при освоении образовательной об­ласти «технология»;

&#&830; в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя
просвещение, знакомство с современным производством, профессиями

&#&830; в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

&#&830; в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступа­ют такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производи­тельность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятель­ности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в вер­ном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент твор­ческой активности и результативности в учебной деятельности, в граж­данском и нравственном становлении личности.

Вопрос 34. Раскрыть сущность и задачи профориентации школьников. Определить основные направления профориентационной работы в школе

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в.

Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие спе­циальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е. А. Климов, П. П. Костенков, А. Д. Сазо­нов, В. Ф. Сахарон, С. Н. Чистякова и др.).

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную си­стему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-био­логических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий ха­рактер, высоко оценивается материально.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), про­фессиональная диагностика, профессиональная консультация, професси­ональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школь­никам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психо-физиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отно­шению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профес­сии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности сво­боды выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние спе­циальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого чело­века в профессиональную деятельность, приспособление к системе производ­ства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий
и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбран­ной профессией.

2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленно­
го и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности про­изводительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.

3. Организация трудового допрофессионального или начального про­фессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мас­терских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к са­мостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призва­нием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание»

Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это проявление людей друг о друге.

Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

1.1. Великие педагоги о труде.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А..C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.

Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.

«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого человека». К. Маркс, Ф. Энгельс (» О воспитании образовании»).

Великий педагог «В.А. Сухомлинский» писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Н. К. Крупская.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. А. С. Макаренко.

Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».

Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.

Сущность трудового воспитания

Трудовое воспитание в школе, профессиональном учебном заведении рассматривается как важнейшая составная часть системы всестороннего развития личности.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.

Понятие «трудовое воспитание» более широко, чем «трудовое обучение». Трудовое обучение — специально организованный процесс, направленный на приобретение практических знаний, умений и навыков того или иного вида труда.

Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:

— формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом

и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;

— формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;

— развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;

— формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;

— помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.

Содержание трудового воспитания включает следующие элементы:

— знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;

— умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;

— опыт общественно полезной и производственной деятельности.

Отбор содержания трудового воспитания и обучения должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. На основе отбора содержания составляется программа трудового воспитания и трудового обучения. Основной формой обучения труду являются уроки труда, которые проводятся в специализированных помещениях, в мастерских, лабораториях, в целях заводов, на фермах, полях. Ведущее место занимают индивидуальные занятия, в сочетании с групповыми и коллективными. Сущность индивидуальных занятий заключается в том, что ученик работает по индивидуальному заданию самостоятельно. Коллективные и групповые занятия используются не только при сообщении новых знаний, но и при выполнении сложных заданий.

В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний — рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.

Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала — запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.

Сегодня много говорят о творчестве в труде. Поэтому используются частично поисковые и исследовательские методы обучения. Но их выбор должен быть педагогически целесообразным, обязательно соответствовать цели, задачам и содержанию обучения.

Большой простор для творчества предоставляет общественно полезная деятельность. Здесь важно подобрать коллективные и индивидуальные задания с учетом желаний учащихся, реальных условий и возможностей школы, ее материальной оснащенности. Организация общественно-полезной деятельности предполагает активное участие органов ученического самоуправления. Организуя свой труд и труд товарищей, ученики приобретают организаторские навыки и умения, такие необходимые для организатора современного производства.

В процессе труда человек воздействует на предмет труда с целью его преобразования в результат, заранее предвосхищаемый и служащий для удовлетворения потребностей самого субъекта труда.

В современной литературе психологическая структура труда в условиях современного способа производства представлена в виде четырех признаков: предвосхищение общественно ценного результата деятельности; сознание обязательности достижения результата; владение внешними и внутренними средствами деятельности; ориентировка в межлюдских производственных отношениях, включающих аффектные, гностические и оперативные компоненты (Е.А. Климов, 1984). Наличие этих признаков характеризует человека как субъект труда.

Трудовое воспитание и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены, и при успешном осуществлении формируют у учащихся трудолюбие. Трудолюбие выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребностно-мотивационной с глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую работу и проявлять волевые усилия в преодолении трудностей. Трудолюбие включает в себя потребность в созидательной деятельности, социальные и личные мотивы, нравственные убеждения, трудовые умения, и навыки, и волю.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей. Содержание трудового воспитания детей является: формирование общетрудовых знаний, навыков, умений, воспитание положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ориентация в сфере труда; профессиональное обучение и воспитание; экономическое и юридическое просвещение в сфере труда. Фактически трудовое воспитание есть система постепенного введения человека в сферу труда. Трудовое воспитание в системе образования на Руси всегда опиралось на трудовой характер жизни в семье, на производстве, на образ жизни идеального трудолюбивого человека.

↑ Отличное определение

Неполное определение ↓

Найдено схем по теме Трудовое воспитание — 0

Найдено научныех статей по теме Трудовое воспитание — 0

Найдено книг по теме Трудовое воспитание — 0

Найдено презентаций по теме Трудовое воспитание — 0

Трудовое воспитание детей

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Биологические предпосылки развития детей

— Значение внутриутробного развития;

1. Наследственность передается от родителей детям, заложена в генах и включает: — постоянную часть — это то, что обеспечивает рождение человека человеком, предстовителем человеческого рода;

— переменную часть — это то, что роднит человека с его родителями, например внешние прзнаки: телосложение; цвет глаз, кожи, волос; группа крови; предрасположенность к определенным заболеваниям; особенность нервной системы.

2. Унаследованные человеком задатки (способности не наследуются) могут затем развиваться или оставаться нериализованными. Это зависит от человека и общества. Все нормальные люди получают от природы высокие потонциальные возможности для развития своих умственных и позновательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Различия в типах высшей нервной деятельности сказывается лишь на характере протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что вполне возможна наследственность, неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей.

Кроме общих задатков к интеллектуальной деятельности, наследуются специальные, например: музыкальные, художественные, математические, лингвистические и т. д.

3. Возможность влияния на развитие зародыша через образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, общение с плодом предопределила появление новой отрасли педагогики- перенатальной педагогики, разработки особой педагогической стратегии. Ученые обнаружили, что небольшие случайные отклонения в особенностях развития зародыша могут изменить и направление, и качество развития (здоровье, эмоциональную сферу, эстетическое и интеллектуальное развитие). Врожденное наследование следует отвечать от генетического.

Средство и методы трудового воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста — одно ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание.

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания дошкольников — формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. В.И. Логинова выделяет следующие задачи: формирования отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, умений, навыков в основных видов труда. В.Г. Нечаева в задачи трудового воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрослому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включаться в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Специфика детского труда заключается в следующем:

— ребенок в своем труде не создает значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

— труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

— трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связано с игрой;

— труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

— особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

— дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

— детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

— результаты труда дошкольников так же отличаются своим своеобразием, для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого, только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание-труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание- раздевание, прием пищи, санитарно- гигиенические процедуры.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бытовых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Труд в природе — уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Пятилетний Саша груб с товарищами. Он всегда первый бежал умываться, отталкивая других. Во время обеда и завтрака капризничал: то ему надо блестящую ложку, хотя все ложки были одинаковы, то особую тарелку. Воспитательница иногда уступала его требованиям. Случалось, что Саша испачкает свою салфетку и потихоньку положит ее в карманчик к другому ребенку, а у того возьмет чистую. Надо было отучить ребенка от плохих поступков.

1. Что могло быть причиной появления у Саши дурных привычек?

Существует две причины плохого поведения:

1) Дети выходят из-под контроля, когда не получают то, что им необходимо. Когда ребенок получает то, что он хочет, он начинает слушаться и охотно сотрудничает со взрослыми.

2) Реакция родителей на непослушание. Если уделять много внимания негативному поведению, то дети ведут себя негативно. А если уделять внимание больше позитивному поведению, то ребенок чаще всего будет вести себя позитивно.

2. Какие воспитательные меры следовало бы предпринять по отношению к Саше?

Следует провести с ним воспитательную беседу и выяснить в чем причина плохого поведения ребенка. Объяснить Саше, что так вести себя нельзя, постараться научить ребенка вести себя правильно.

3. Составьте конкретный план действий по дальнейшему воспитанию мальчика.

1) Наблюдение и описание поведения ребенка.

2) Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.

3) Разработка стратегии и тактики поддержки ребенка для повышения его самоуважения.

4) Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию воспитательного процесса.

трудовой воспитание дошкольный

1. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова-Балашов: Николаев,2005- 76 с.

2. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М. Мозаика-Синтез, 2005.- 48 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская. Отличие труда взрослых и детей. Задачи трудового воспитания. Виды труда дошкольников. Формы организации, условия воспитания дошкольников в труде. Средства трудового воспитания в труде.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 09.01.2009

Сущность и главные задачи трудового воспитания. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская. Отличия труда взрослых и детей. Виды и формы организации труда дошкольников. Условия и средства воспитания дошкольников в труде.

реферат [21,6 K], добавлен 26.03.2011

Задачи и виды трудового воспитания, его значение в разностороннем развитии личности ребенка. Совместная трудовая деятельность в детском саду. Методы воспитания у детей позитивного отношения к труду. Критерии развития трудовой воспитанности дошкольников.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 14.01.2015

Цель и задачи трудового воспитания. Методы воспитания сознательной дисциплины. Содержание и формы трудового воспитания младших школьников. Задача воспитания трудолюбия как одна из важнейших в системе формирования личности. Организация труда в школе.

реферат [24,4 K], добавлен 21.04.2010

Психолого-педагогическая характеристика, особенности приема, обучения и трудового воспитания умственно отсталых школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы.

курсовая работа [28,3 K], добавлен 21.08.2011

Значение и задачи музыкального воспитания детей в условиях детского сада. Возрастные особенности детей дошкольного возраста. Используемые в данном процессе методы и приемы. Составление соответствующей программы музыкального воспитания дошкольников.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 11.10.2014

Функции и сущность трудового воспитания. Виды физического труда и формы его организации. Педагогические условия организации трудового воспитания. Опыт организации системы трудового воспитания и профориентации в МОУ «Верхнепокровская средняя школа».

курсовая работа [70,2 K], добавлен 31.10.2014

Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста. Психосексуальное развитие детей дошкольного возраста. Материалы методологии и методы исследования психосексуального развития и полоролевого воспитания дошкольников.

дипломная работа [80,6 K], добавлен 01.03.2002

Теоретико-педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя с детьми. Анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста и их роль в методике трудового воспитания. Условия организации труда в дошкольном учреждении.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 23.01.2010

Определение значения трудового воспитания в развитии личности ребенка. Диагностика уровня развития трудовых умений у дошкольников. Разработка системы работы по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

курсовая работа [3,8 M], добавлен 21.10.2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *