Этика и мораль

МОРАЛЬ И ЭТИКА

Мораль — это область из ряда этических ценностей, ко­торая признается всеми адекватными членами общества. Под моралью понимают ценности и нормы, регулирующие поведение людей. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных слоев населения.

Этика — учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой об­ласти исследования практической философии. Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможным этические (нравственные), правильные поступки. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью. Эти ценности необходимо искать во всех ситуациях и в лично­сти. Этика способствует пробуждению оценивающего соз­нания. В современной жизни этическое рассмотрение и убеждение занимает все меньше места. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, располагаются в иерархическую лест­ницу, базис которой образуют бессознательно осуществ­ляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и др.), ее завершает высшая мыслимая ценность. У каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. Основой этой пирамиды является принадлежность к какому-нибудь народу (общность языка и мышления). Группа объединенных ценностей создает нра­вы, господстввующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценностей, и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. ее свободу. Согласно этике человек поступает правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая требует от него большей нравственной силы. В со­временной философии преобладают три основных типа этических систем: этика ценностей, социальная и христиан­ская этики. Последняя основывается на положении о неиз­менной сущности и целесообразности всего существующего и признает божественную заповедь.

С античных времен мораль понималась, как умение че­ловека управлять самим собой, как показатель ответственности личности за свои поступки, или господство разума над аффектами. Основной проблемой морали считается оп­ределение что «прилично», что делает возможным совмест­ную жизнь людей, в которой каждый отказывается от пол­ного осуществления жизненных интересов в пользу осуще­ствления социальных задач. Мораль заключается в добро­вольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством всего общества в целом. В этом случае мораль характеризует че­ловека с точки зрения его способности жить в обществе. Она придает человеческому общежитию изначально самоценный смысл.

Разумное поведение считается морально совершенным тогда, когда оно преследует цель, ставящую задачу дости­жения высшего блага. Люди по-разному принимают высшее благо: наслаждение, любовь к Богу, достижение успеха в обществе и др. Нацеленность разума на высшее благо обна­руживается в доброй воле — это воля, чистая от соображе­ний выгоды, меркантильности, житейского благоразумия.

Основными выражениями форм объективной морали являются добродетели (совершенные личные качества), на­пример правдивость, доброта, честность и нормы, содержа­щие общественно поощряемые действия, например, не лги, не укради и т.д.

Мораль оценивает как личность, так и общество.

Характерной особенностью морали является единство свободы воли и всеобщности. Мораль существует только при допущении свободы воли, она является автономией воли.

Личность сама выбирает законы своего существования, осуществляя выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом, т.к. она идеальна, не имеет ограничений и не является все­общей реальностью. Мораль является значимым фактом, определяющим для личности картину мира.

Этика и мораль

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

на тему: «Этика и мораль»

Этика (Ethics) — область философского знания, исследующая универсальные предпосылки и формы нравственных отношений людей в системе их исторически заданной духовно-практической деятельности. Данный раздел философии занимается осмыслением установок поведения, исследованием их изменения во времени и пространстве. Этика как наука занимается этическими проблемами, т.е. проблемами, дающими теоретическое обоснование того или иного понимания сугубо человеческих ценностей — добра, чести, справедливости, счастья, долга, совести и их антиподов.

Целью этики, по словам Аристотеля, являются не значения вообще, а содержание и оценка поступков. Не случайно он называл этику практической философией. Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Задачи, стоящие перед этикой:

— описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;

— объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

— учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».

2. Предмет морали

Предметом этики является мораль как совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их нравственных действиях и поступках.

Мораль — нормы и установки поведения в определенных исторических условиях. Это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Субъективный аспект поступков индивида.

Нравственность — определенное отношение человека к окружающему миру, это его личный регулятор, который помогает оставаться человеком в конкретной социальной обстановке. Это сами поступки в их объективно развернутой полноте. Еще одно определение: нравственность — практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Ряд ученых рассматривает понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.

Необходимо подчеркнуть ряд принципиальных положений в определении морали:

— нравственность, моральные нормы и принципы складываются бессознательно, стихийно в качестве регуляторов человеческого сообщества;

— существующие нравственные отношения между людьми выполняются добровольно — выполнение приводит к сплочению, спаянности социальных образований и одновременно с этим вызывает доверие к моральным требованиям как факторам, снимающим стихийность и хаотичность общественной жизни;

— все действия людей, в конечном счете, одобряются или же осуждаются общественным мнением, т.е. таким состоянием сознания и способом его существования, в котором заключено отношение индивидов (скрытое или явное) к их поведению, к событиям и фактам действительной жизни.

Чрезвычайно важно различие между тем, что человек считает правильным, и что в действительности правильно. Различие это можно установить, введя понятия субъективно правильные (и неправильные) и объективно правильные (и неправильные) действия. В данном случае оцениваются с нравственной точки зрения не люди, а действия. Действие субъективно правильно, когда человек считает его нравственным. Действие объективно правильно, когда оно согласуется с нормами морали. Если кто-то убежден в том, что говорить правду правильно, и если это действительно правильно, тогда говорить правильно и субъективно, и объективно. Но действие может быть правильным субъективно, но неправильным объективно. Например, если кто-то заблуждается в оценке нравственности взяточничества, он может считать, что брать взятки морально правильно, хотя объективно это безнравственно. И наоборот, беря конфету из коробки, можно думать, что ее крадешь, однако в действительности конфета лишь часть выставки товара и помещена туда именно затем, чтобы любой желающий мог ее взять, т.е. объективно ее не крали. Наконец, действие может быть неправильным и субъективно, и объективно: если некто убежден в том, что взяточничество аморально, и оно действительно аморально.

Форму нравственного или этического релятивизма.

Какое-либо действие может представляться правильным одному человеку или обществу, но то же самое действие, осуществляемое таким же образом, может расцениваться другим человеком или обществом как неправильное, но, тем не менее, оба эти человека или общества одинаково правы. нравственность общественное мнение мораль

Одну из альтернатив этическому релятивизму образует моральный абсолютизм. Поборник морального абсолютизма считает, что существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и для всех стран (однако, будучи применены в разных обстоятельствах, некоторые нормы морали более низкого уровня могут претерпевать изменения).

3. Специфика морали

Специфика морали заключается в том, что она действует не в какой-то определенной области (как, например, наука, искусство или политика), а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни. Мораль носит подчеркнуто оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Она вырабатывает предписания, требующие от людей особенного — морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.

Объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения. Этой цели, выражающей одновременно сущность и специфику морали, служит система моральных принципов, норм и идеалов, регулирующих и регламентирующих поведение людей в обществе. Рассмотрим, что представляют собой эти «клеточки» морали, составляющие ее содержание.

Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы. Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым раскрывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма. Один из главных принципов морали — принцип гуманизма. Близок к гуманизму принцип альтруизма. Альтруизм противоположен эгоизму. Признание созидательной роли индивидуализма в его положительном, гуманистическом смысле делает особенно актуальным такой нравственный принцип, как принцип толерантности, предполагающий проявление терпимости к Иному.

4.Основные принципы морали проявляются в моральных нормах

Конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Моральная норма (лат. Norma — правило, образец) — одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде — как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности. Однако сами по себе нормы морали не могут служить исчерпывающим руководством в моральной деятельности. Их осуществление предполагает в личности большую душевную энергию, творчество и такт, позволяющие применить общезначимую норму к сугубо индивидуальным неповторимым ситуациям. При этом нужно также исходить из более обобщенных моральных представлений — принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.д.

Ценности (добро, справедливость и т.п.), которыми являются содержание моральных норм и образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров; ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков; важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни, задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире. Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. В идеале заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. Нравственный идеал — это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда — исторический и социальный характер идеала, проявляющийся в том, что в разное время разные социальные группы и отдельные личности имеют свой нравственный идеал.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

презентация [33,1 K], добавлен 03.07.2014

Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

презентация [1,1 M], добавлен 06.10.2011

Предмет этики. Функционирование морали. Этика — наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

книга [146,4 K], добавлен 10.10.2008

Общее понятие, генезис и предмет изучения этики и морали. Описательная (дескриптивная), теоретическая (нормативная) и прикладная этика, их особенности. Мораль как выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми.

реферат [18,8 K], добавлен 11.11.2012

Сущность, функции и структура морали как способа нормативного регулирования поведения человека. Основные функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Классификация нравственных отношений. Особенности профессиональной морали юристов.

контрольная работа [33,2 K], добавлен 14.05.2013

Проблема развития и становление морали в истории этики. Условия формирования зачатков морали в первобытном обществе. Формирование и развитие сословно-классовой морали. «Золотое правило» нравственности. Проблемы нравственного становления в обществе.

реферат [45,2 K], добавлен 06.11.2008

Мораль как совокупность правил поведения, выработанных обществом. Содержательная изменчивость, многоаспектность феномена морали, методологические установки различных направлений этической рефлексии. Виды морали: профессиональная, бытовая и семейная.

доклад [28,7 K], добавлен 13.05.2009

Этика, как философское исследование морали и нравственности. Индивидуальная мораль и религия с точки зрения этики. Аристотель — «отец» этики как практической философии. Анализ взглядов Аристотеля на исследуемые им добродетели: обучение и привычки-нравы.

реферат [58,5 K], добавлен 16.12.2014

Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

презентация [394,6 K], добавлен 21.09.2016

Основные понятия этических категорий. Определение феномена морали. Соотношение морали и права. Значение и сущность наказания. Особенности профессиональной и юридической этики судьи, прокурора, следователя. Cущность преступления как формы нарушения права.

реферат [73,1 K], добавлен 23.11.2011

Этика и мораль

Этика и мораль

Этика и мораль – это неразрывные понятия, которые появились еще в древности. В обществе есть определенные традиции и правила, выполняемые негласно. Мораль можно назвать одним из способов регулирования поведения в обществе. Благодаря ей происходит становление взглядов, понимание смысла жизни и долга перед другими людьми.

Этика, как учение о морали

В общем, можно выделить три функции этики: описывать, объяснять и учить. Мораль может использовать для характеристики отдельной личности и ее качеств. В другом проявлении она описывает отношения между людьми. Деятельность человека настолько разнообразна, что использовать определенные моральные нормы часто просто недостаточно. Все дело в том, что многие «заповеди» являются обобщенными и не учитывают конкретную ситуацию. Соотношение этики и морали определяется на основе общественного мнения, которое часто не гарантирует нравственность. Специалисты уверяют, что каждый человек имеет право самостоятельно выбирать для себя как поступить в той или иной ситуации, но при этом учитывать общие нравственные правила. Важно разделять реальную и идеальную или пропагандируемую систему морали. Формируется она в первую очередь вследствие воспитания, но при этом практически не поддается анализу и коррекции. В общем, можно сказать, что мораль является предметом изучения этики.

Кроме этики и морали, большое значение имеет нравственность, которая представляет собой систему ценностей. Выражается она в форме человеческих принципов и законов. Проявляют нравственность в межличностных отношениях: в семье, коллективе и с другими людьми и в отношениях к самому себе. К категориям нравственности относятся такие качества: честь, свобода, ответственность и др. Проблемы нравственности изучаются этикой. Мораль и нравственность, несмотря на свою схожесть, имеют отличия, так первое принимают за должное, а второе за действительное.

Этика и мораль

Сила воли не берется ниоткуда, а нуждается в постоянной тренировке и развитии. В этой статье мы расскажем о способах развить силу воли, без которой очень сложно добиться поставленных целей.

Этика и мораль

Стать сильной, стильной, успешной и уверенной в себе женщиной — мечта многих представительниц слабого пола. Эта статья расскажет о том, что сможет помочь добиться желаемого и на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Этика и мораль

Уверенность в себе и здоровая самооценка — залог успеха и гармонии с окружающим миром и самим собой. В этой статье мы предлагаем список фильмов, способных поднять самооценку и мотивацию для достижения любых поставленных целей.

Этика и мораль

Многие ошибочно полагают, что сила воли — врожденное качество, однако это далеко не так. Волю можно и нужно тренировать, закалять и развивать. О том, как это делать, расскажет наша статья.

Наша цель:
Национальный успех России!

Председатель Правительства
Российской Федерации

Этика и мораль

Медведев Дмитрий Анатольевич

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации

Этика и мораль

Матвиенко Валентина Ивановна

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации

Этика и мораль

Володин Вячеслав Викторович

Политический клуб «Две Столицы» это клуб, который собирает и объединяет людей любящих нашу общую родину Россию и уверенных в национальном успехе Новой России!

Политический клуб «Две Столицы»
приглашает всех заинтересованных лиц к партнерскому сотрудничеству!

Этика и мораль.

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» — этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» — мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

В чем различие между этикой и моралью?

Хорошо известно, что слова «этика» и «мораль» близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко взаимодополняемы (как, например, в канцелярско-идеологическом словосочетании «морально-этический»); во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении. Другое дело — специализированный философский и научный контекст: надобность в ясном разграничении этики и морали обусловлена здесь не только общей установкой теоретического сознания на придание ключевым терминам по возможности более точного и индивидуального (не пересекающегося с другими терминами) значения, но еще и тем, что размытость смысловых границ между этими терминами скрывает за собой ряд нерешенных (а иногда и просто не выявленных) методологических проблем, накладывающих в конечном счете печать на всю конкретную проблематику соответствующей области исследований. Поэтому в данном случае уточнение терминов, т.е. некоторое упорядочение исследовательского инструментария, сопряжено также с формулированием и обоснованием определенного подхода к решению проблем более общего плана (знание — ценность, структура этики, специфика морали и др.).

Безусловно, сохраняющаяся и в обычном употреблении, и в теории широкая синонимия этики и морали не случайна, она имеет свои исторические причины: у этих терминов — единые или, вернее, тесно переплетенные греко-латинские корни: латинское слово moralis является калькой с греческого прилагательного «этический». Тем не менее за формальной идентичностью рассматриваемых терминов уже с самого начала можно заметить некоторое — весьма существенное — различие в содержании и способе употребления рассматриваемых терминов. Это различие выражалось в том, что «этика» и «мораль» фактически использовались для отображения разных сторон той широкой и многоплановой области человеческого бытия, которая у греков и латинян именовалась соответственно «ethos» и «mos» («mores») и которая в русском языке ближе всего передается словами «нравы», «обычаи», «характеры» и т.п. Под «этикой» с момента ее появления (если брать за точку отсчета Аристотелевы «Этики») понималась особая специализированная, рационально-рефлексивная, мыслительная деятельность внутри (и по поводу) наличного «этоса», причем деятельность не просто познавательная (т.е. описывающая и объясняющая реальные нравы), но и критически-поучительная, — или ценностно-ориентированная, если использовать позднейшую терминологию; при этом использовались оценочные дихотомии типа «хорошее — дурное», «добродетельное — порочное», «справедливое — несправедливое» и пр. Собственно, и «мораль» изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для «морали» эти специфические нормы, идеалы и пр. сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то «этика» сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Таким образом, первое (по времени и по существу) размежевание понятий этики и морали было связано с различением, с одной стороны, доктринально и (или) дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой — совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и (или) стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (т.е. всего того, что чаще всего и обозначается словом «мораль»).

Таким образом, говоря о соотношении этики и морали, мы должны предварительно уточнить понятие этики, ибо одна часть того конгломерата, который принято называть этим словом, входит в состав самой морали, другая же составляющая есть знание (или наука) о феномене морали. То обстоятельство, что исторически сложившаяся этика включает в себя указанные две части, находит выражение в современных определениях этики, фиксирующих ее двойственный статус в качестве «практической философии» и «науки о морали» (3). Такие определения, на мой взгляд, носит «аддитивный» характер, т.е. здесь суммируются несовместимые признаки, относящиеся по сути к разным дисциплинам, лишь внешним образом — в силу давней традиции — объединенным общим именем этики, но фактически поделившим ее наследство. «Практическая философия» и «наука о морали» — это не разные разделы, или стороны, или функции одной и той же «этики»; граница между ними определяется теми критериями, по которым производится демаркация двух форм сознания — соответственно ценностного и познавательного.

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения «высших ценностей» в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи «Ethics/morality distinction» имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

Более глубокая трактовка соотношения этики и морали дана в другой англоязычной энциклопедии, где также помещена статья на эту тему (6). В статье утверждается, что «этика является более широким понятием» по сравнению с моралью и «включает многое из того, чего нет в морали». В этом смысле «этика (особенно античная) образует альтернативу по отношению к морали: у нее отсутствуют характерные узкие признаки морали, хотя она все же затрагивает моральную проблематику, а именно — как мы должны жить и что должны делать».

Рациональный смысл приведенного утверждения состоит, на мой взгляд, в констатации того факта, что исторические пути этики и морали со временем разошлись: под «этикой» (если оставить в стороне ее упомянутые выше дополнительные функции описания и объяснения морального феномена) по-прежнему понимается практическая философия, жизнеучение, т.е. проповедь и защита определенных позитивных ценностей, обозначаемых словами «добро», «долг», «счастье», «любовь» и пр.; понятие же морали сузилось и специфицировалось, так что отнюдь не все «доброе» и «должное» имеет статус морально доброго и должного. Благодаря Канту было осознано отличие специфически морального «категорического» императива от императивов «гипотетических», внеморальных, которыми полна традиционная этика от античности до нашего времени. Иными словами, то или иное этическое учение по своей ценностной направленности может и не быть моральным, в нем могут быть декларированы какие-либо внеморальные ценности, в том числе и те, которые противоречат общепринятым моральным нормам. Другое дело, что такая возможность никогда не реализовалась в чистом виде, и даже гедонико-эвдемонистические жизненные программы и ницшеанские инвективы в адрес общечеловеческой морали сопровождались явно выраженными или — чаще — неявными обоснованиями и оправданиями с позиций все тех же универсальных моральных ценностей.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем «моральными», среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

Сохранившаяся в современном языке философии и науки чрезмерная содержательная близость понятий «этика» и «мораль», проявляющаяся, в частности, в том, что «этика» почти всегда определяется через «мораль», приводит, с одной стороны, к неоправданному сужению предмета этики, а с другой — к столь же неоправданной расширительной трактовке морали, к размыванию ее специфики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *