Эмоциональные процессы

Эмоциональные процессы

Эмоциональный процесс

Эмоциональный процесс — Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента.

Первый — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент-знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент — степень контроля эмоции. Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но эта тенденция блокируется (например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п.).

Отрицательная эмоция дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействии.

Эмоциональный процесс

Эта статья — об эмоциональных процессах в целом. О кратковременных см. Аффект (психология) ; о более продолжительных см. Эмоция .

У этого термина существуют и другие значения, см. Эмоциональный процесс (значения) .

Эмоциональный процесс. эмоциональный феномен. эмоциональное состояние. эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг .аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение. восприятие. мышление ), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты. эмоции. чувства и настроения .

Содержание

В научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. В связи с этим универсального определения эмоционального процесса также не существует, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. Психологи зачастую используют в этом широком смысле термины «аффект» [1] и «эмоция», однако эти названия в то же время используются для обозначения более узких понятий. Термин «эмоциональный процесс» также не является общепринятым, но он, по крайней мере, не содержит неоднозначности.

Несмотря на то, что все определения эмоциональных процессов пытаются описать одно и то же, различные авторы выделяют различные характеристики этого явления в качестве основных. Так, например, один из основателей деятельностного подхода в психологии А. Н. Леонтьев определяет эмоциональные процессы следующим образом [2] :

К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов, внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. У человека эмоции порождают переживания удовольствия. неудовольствия, страха. робости и т. п. которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни.

В этом определении акцент делается на оценочной, ориентировочной природе эмоциональных процессов, а также на их двойственной природе: психической и физиологической .

Американский специалист в области эмоций К. Э. Изард даёт иное определение [3] :

Здесь акцент смещён на не менее важный, мотивирующий аспект эмоциональных процессов, а также дополнительно обращается внимание на то, что эмоциональный процесс представлен в сознании переживанием. Можно также заметить, что в деятельностном подходе восприятие, мышление и действия — являются составными элементами деятельности .

Таким образом, под эмоциональными процессами в психологии понимают процессы, имеющие как психическую. так и физиологическую составляющие, выделяющиеся из других психофизиологических процессов тем, что отражают собой для субъекта значение чего-либо, и соответствующим этому значению образом регулирующие его поведение. мышление и даже восприятие. В сознании эмоциональные процессы представлены в виде различных переживаний. Например, страх . Кроме очевидной психической составляющей, он имеет и ярко выраженную физиологическую (повышение выделения адреналина. потение, замедление пищеварительных процессов). Страх отражает собой реальную или мнимую опасность чего-либо для субъекта. а также готовит организм к деятельности, направленной на избегание опасности (обостряются ощущения. увеличивается приток крови к мышцам). В то же время, например, стресс . также являющийся психофизиологическим процессом, появляется при любом воздействии, независимо от его значения для субъекта. и потому к эмоциональным процессам не относится.

Различные исследователи по-разному понимают эмоциональные процессы и по-разному их классифицируют. Существуют теории (например двухфакторная теория эмоций С. Шехтера), которые даже предполагают существование только одной эмоции, которая, в зависимости от различных факторов, может вызывать те или иные переживания. Согласно таким теориям классифицировать становится нечего.

Многие западные исследователи, изучая эмоциональные процессы, уделяют им внимание как целому, сосредотачиваясь на общих закономерностях и природе явления. Такие исследователи обычно используют понятие «эмоция» для обозначения любых эмоциональных процессов, а задача классификации выходит за рамки их работ. Например, К. Э. Изард предполагает, что существует набор из 10 базовых эмоций, а все остальные эмоциональные процессы рассматривает как их комбинацию и модификации. Соответственно, основное внимание он уделяет именно базовым эмоциям, а не классификации производных.

Аффекты, эмоции, чувства, настроения

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты. эмоции и чувства. в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания [2]. Часто настроения также выделяют как отдельный класс [4]. В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг .
  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты. эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога .
  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты. эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть .
  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука .

Базовые эмоции

Многие исследователи пытаются, по различным основаниям, выделить так называемые базовые или фундаментальные эмоции — то есть те элементарные эмоциональные процессы, из которых складывается всё многообразие эмоциональной жизни человека. Различные исследователи предлагают различные списки этих эмоций, но единого и общепринятого пока не существует.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций [5] :

Классификация Додонова

Советский психолог Б. И. Додонов предложил классификацию эмоциональных процессов, основанную на связанных, по его мнению, с этими эмоциональными процессами потребностями человека:

Каждому человеку, отмечает Додонов, присуща своя «эмоциональная мелодия» — общая эмоциональная направленность, характеризующаяся наиболее близкими человеку, желательными и постоянными эмоциями [6] .

Эмоциональные процессы

Познавая действительность, человек так или иначе определяет свое отношение к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к собственной личности. Одно это радует, другое печалит, третье — возмущает и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, В психологии эмоциями называются про­цессы, которые отражают личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку в форме переживаний. Эмоций, чув­ства служат для того, чтобы показывать субъективное отношение субъекта к себе и к окружающему его миру.

Эмоции —это особый класс субъективных психических состояний, отражающих в фор­ме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельно­сти, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. [5]

Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит удовлетворе­нию его разнообразных потребностей, любые проявления его активности сопро­вождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий, связанных с удовлетворением актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически закрепились как своеобразный спо­соб поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреж­дают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

В эмоциях выделяются две стороны:

&#&830; связь с ситуацией, с объективным миром;

&#&830; связь с субъективными состояниями — потребностями, мотивацией.

Эмоции — это форма приспособления индивида к миру, а оно всегда связано с удовлетворением потребностей, мотивацией. [6]

Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные переживания — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических по­требностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аф­фекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Это сильное, бурное и кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее пси­хику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно, и это од­на из причин неуправляемости этим состоянием). [5]

Возникновение аффекта подчиняется следующему закону: чем мощнее исход­ный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, и чем меньше полученный результат, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств он протекает бурно, быстро, сопровождается резко выраженными органическими изменениями и двигатель­ными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальному разумному поведению. Они могут оставить сильный, заметный отпечаток в долговременной памяти. По срав­нению с этим эмоции и чувства связаны главным образом с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, возникающая благодаря ситуациям, которые чреваты аффективными реакциями, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной разрядке, которая, снимая воз­никшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Собственно эмоции в отличие от аффектов — более длительные состояния. Они являются реакцией не только на события совершившиеся, но и вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают сум­марную итоговую оценку ситуации, то эмоции появляются в его начале и пред­восхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей.

Эмоции и чувства опережают процесс, направленный на реализацию потреб­ности, и носят идеаторный характер. Они выражают смысл ситуации с учетом ак­туальной в данный момент для человека потребности, а также и значения пред­стоящего действия или деятельности.

Эмоции— выражение смысла, т. е. они касаются смыслообразуюшей функции мотива. Мотив создает смысл, выражая его в них, — следовательно, они вторичны по отношению к нему. Эмоции— это «психическое отражение мотива к целям действия и усло­виям его выполнения» [5]

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются человеком как его собственные внут­ренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства— устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный пред­метный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). [5]

Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно к кому- или чему-либо. Например, он не в состоянии испытывать любовь, если у него нет объекта привязанности.

Отличия чувств от эмоций заключаются в следующем:

1. Независимость от ситуации, т. е. чувства выступают как обобщение эмоций.

2. Чувства связаны с ведущими мотивами человека, а эмоции — нет, поэтому чув­ства и эмоции могут не совпадать по отношению к одному и тому же объекту.

3. Чувства можно воспитывать, формировать и вызывать.
В зависимости от направленности чувства делятся:

&#&830; на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

&#&830; интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

&#&830; эстетические (чувство красоты при восприятии явлений искусства и природы);

&#&830; практические (связанные с деятельностью человека).

Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными: например, любовь к какому-то человеку может сохраняться в течение всей жизни.

Они выполняют в жизни и деятельности людей, в их общении с окружающими мотивирующую роль. Человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, их можно регулировать. Проявление сильного и устойчивого положительного чувст­ва к чему-нибудь или кому-либо называется страстью

Настроение — это эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение че­ловека. Оно не связано напрямую с конкретной ситуацией, вызывается не отдель­ным событием, а глобальным состоянием, т. е. настроение не предметно, а личностно, принадлежит конкретному субъекту, отражает его особенности, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей. Эмоциональные состояния мо­гут улучшать или ухудшать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими. [6]

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в работе скелетных (пантомими­ка) и лицевых (мимика) мышц. Специальные эксперименты обнаружили в глубине мозга, в лимбической системе существование центров положительных и отрица­тельных эмоций, получивших название центров наслаждения — «рая», и страда­ния — «ада». Эмоциональные состояния— это психосоматическое единство, соче­тание физиологических, биохимических, поведенческих изменений (например, в мимике), субъективных психологических переживаний, изменений в речи, ее интонации, темпа, а не только одни психологические переживания.

В теории чувств, выдвинутой Вундтом, выделяют три компонента эмоциональ­ных состояний:

Подмечена интересная особенность динамики чувств: в отличие от ощущений, интенсивность которых нарастает вместе с усилением раздражителя, изменение мощи и содержания чувства происходит иначе. Сначала под воздействием прият­ного раздражителя крепнет удовольствие, затем его степень снижается, несмотря на! продолжающее воздействие этого раздражителя, а потом, если оно продолжа­ется, начинает нарастать неудовольствие.

В зависимости от выраженности параметров: «удовольствие/неудовольствие», «принятие объекта/непринятие объекта» изменяется содержание чувств, которое возможно охарактеризовать так:

1) любовь, радость, счастье (сочетание удовольствия и принятия объекта);

2) удивление (принятие объекта и некоторая доля удовольствия/неудовольст­вия);

3) страдание, страх (принятие объекта и неудовольствие);

4) решимость, гнев (сочетание неудовольствия и непринятия объекта);

5) отвращение (непринятие объекта и неудовольствие);

6) презрение (непринятие объекта).

Страсть — еще один вид сложных, своеобразных и встречающихся только у че­ловека эмоциональных состояний. Она представляет собой сплав эмоций, моти­вов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). [5]

С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чув­ства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мне­нию, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства подразделя­ются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие же связаны с моралью и отношением человека к ми­ру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и выполняют ряд функций:

— индикация, или оценка (эмоции — оперативная обобщенная оценка текущих ситуаций — благоприятных или неблагоприятных, опасных);

— образование переживания, накопление эмоционального опыта в эмоциональ­ной (аффективной) памяти (эмоции как один из способов представления ре­альности, связывающий действительность с образом);

— объединение, синтез (эмоциональный фон позволяет объединять отдельные отношения, образы, сенсорный материал, синтезирует, обобщает отдельные пе­реживания);

— предвосхищение будущего события;

— активация (эмоции способны активизировать работу организма, мобилизовать его ресурсы, если это необходимо в конкретной ситуации);

-побуждение (эмоции побуждают деятельность, потому что связаны с мотивом; эмоции как выражение мотива);

— регуляция — организующая функция (но иногда эмоциональный аффект способен и дезорганизовать деятельность);

— связь с познавательными процессами (эмоции сопровождают все познаватель­ные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, твор­чество);

— экспрессия (эмоциональные состояния человека выражаются в мимике, инто­нации и пр. что позволяет людям лучше понять друг друга, способствует ком­муникации) [5]

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

/ attachments_13-04-2012_09-55-22 / Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы

Эмоциональные процессы и состояния.

Эмоциональный тон ощущений и собственно эмоции.

Чувства как высшие эмоциональные процессы. Классификация чувств.

Эмоциональные процессы – есть результат деятельности мозга.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания.

Эмоциональные психические процессы, в отличие от познавательных процессов, определяют отношение к ним, основываясь на оценке их полезности или вредности для личности.

При положительной оценке возникают положительные эмоции, которые побуждают к сохранению полезных свойств и качеств.

При отрицательной оценке возникают отрицательные эмоции, сопровождаемые деятельностью, направленной на уменьшение вредных воздействий.

Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают при воздействии каких-либо раздражителей. Отметим, что нервные процессы сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменением частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц.

Эмоциональные психические процессы делят на простые (элементарные) и сложные (высшие)

Эмоциональный тон ощущений

Эмоциональный тон впечатлений

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.

Ориентировочная. Сообщить организму о степени опасности и желательности того или иного воздействия.

Обеспечение обратной связи, данная функция заключается в предоставлении человеку информации об удовлетворении или неудовлетворении.

Тесно связана со второй функцией и представляет собой необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор пока не будет достигнут нужный организму результат.

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Пример: Катание на американских горках (переживание страха и сознание его безопасности)

Эмоциональные тоны обладают большой инертностью. При направлении внимания на впечатление оно усиливается. При отвлечении – уменьшается. Смакование удовольствия.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Являются одним из основных регуляторов деятельности.

гнев – врожденная реакция на препятствия в движениях.

страх – врожденная реакция на угрозу жизни.

жалость – врожденная реакция на потерю кого-то или чего-то.

радость – врожденная реакция на приобретение чего-либо.

Остальные эмоции в процессе социализации (например: культура)

Реакция на ситуацию – ситуация в целом а не отдельный раздражитель

Механизм предвидения – значимость для человека той или иной ситуации

Дифференцированная оценка – оценка, подготовка и мобилизация энергии

Внешние проявления эмоций – мимика, интонации

Универсальность – независимость эмоций от вида потребностей и специфики деятельности, в которой они возникают

Особенность заражения – передача настроения другим людям.

Эмоциональная память – сохранение эмоции долгое время.

Аффе́кт (лат.Affectus — страсть, душевное волнение) —эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля, утратой самообладания. Затормаживание прочих психических процессов.

Кратковременен. Огромная затрата сил. Следы сохраняются длительное время в памяти человека. Могут сформироваться аффективные комплексы, которые запускаются при столкновении с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Чу́вство —эмоциональный процессчеловека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактнымобъектам.

Чувства связаны с культурно-эмоциональным развитием человека.

Чувства являются наиболее устойчивым и длительным состоянием психики, нежели эмоции.

Имеют предметный характер. Не могут быть безотносительны чего-либо. Одно явление – радует, другое – огорчает и т.д. Чувства могут проявляться в виде совокупности различных эмоций.

Чувства могут быть и как психическим процессом, так и эмоциональным состоянием.

Классификация чувств по Б.И. Додонову:

Альтруистические — потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Желание приносить другим людям радость и счастье, в беспокойстве за судьбу кого-либо, в сопереживании удачи и радости другого.

Коммуникативные – потребность в общении, желание делиться мыслями и переживаниями.

Глористические – потребность в самоуважении, славе. Проявляются в стремлении завоевать признание, почет.

Праксические – деятельность, изменение её в процессе работы. Оценка её успешности. Трудности её осуществления. Желание добиться успеха в работе, в увлеченности, захваченности работой.

Пугнические – потребность в преодолении опасности. Интерес к борьбе. Жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, в чувстве спортивного азарта.

Романтические – волнующие чувства ожидания, веры. Стремление к необычному, неизведанному, в ожидании чего-то необыкновенного и очень хорошего.

Гностические – стремление понять, проникнуть в сущность явления, стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях.

Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Художественные вкусы, восприятие различных видов искусства.

Гедонистические – телесный и душевный комфорт. Наслаждение приятными физическими ощущениями, от вкусной пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности и безмятежности.

Акизитивные – интерес к накоплению, коллекционированию вещей. Чуство радости от увеличения накоплений.

Обобщенность – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся, в определенной степени, на весь класс однородных объектов.

Притупляемость – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей.

Контраст – переживание различных по направленности чувств или их сопоставление.

Суммация – накапливающиеся чувства вызванные тем или иным объектом.

Замещение – неудача в одной деятельности компенсируется успехом в другой.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Аффе́кт (лат.Affectus — страсть, душевное волнение) —эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Эмоциона́льный проце́сс. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг.Аффе́кт — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение.

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Чу́вство —эмоциональный процессчеловека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактнымобъектам.

Амбивале́нтность (отлат.ambo — «оба» илат.valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает учеловекаодновременно двапротивоположныхчувства.

Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитиеорганизмов[1]

В биологии филогенез рассматривает развитиебиологического видавовремени.

Эмоциональные процессы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эмомция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[1]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов. Способа оценить наличие субъективных переживаний (в виду того, что они субъективны) у животных научными методами пока не найдено. В этом контексте важно понимать, что сама по себе эмоция может, но не обязанатакое переживание порождать, и сводится именно к процессу внутренней регуляции деятельности.

Эмоции эволюционно развились из простейших врождённых эмоциональных процессов, сводящихся к органическим, двигательным и секреторным изменениям, до значительно более сложных, утративших инстинктивную основу процессов, имеющих отчётливую привязку к ситуации в целом, то есть выражающих личное оценочное отношение к имеющимся или возможным ситуациям, к своему участию в них. К первичным витальным (связанным с выживанием) эмоциям, унаследованным человеком, относятся страх, ярость, боль и тому подобные эмоции.

Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося, изменяющегося с течением истории языка, что можно видеть из различных этнографических описаний. В пользу этого взгляда говорит также, например, своеобразная бедность мимики у слепых от рождения людей[1].

К методам изучения эмоций относятся:

· Исследования на нейрофизиологическом уровне

· Хирургические удаления и поражения (по этическим соображениям метод удалений применим только на животных)

· Вживление электродов для прямой стимуляции мозга (обладает побочными эффектами из-за иррадиации возбуждения)

· Психофизиологические исследования (экспериментальный стресс с измерением ряда функций)

· Изучение эмоциональной экспрессии, произвольной (демонстрация определённого выражения эмоций) и спонтанной.

· Метод FAST, Facial Affect Scoring Technique — сравнение зон лица с атласом выразительных фотографий и определение эмоции по совокупности.

· Естественное наблюдение эмоциональной экспрессии (имеет ограничения из-за неразличимости кратковременных эмоциональных проявлений)

· Узнавание эмоциональных выражений

· Феноменология эмоций: шкалы самооценки «ощущения эмоций».

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция» и понятиями «чувство», «аффект», «настроение» и «переживание»

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этого человека» — это чувство.

В отличие от аффектов, эмоции могут практически не иметь внешних проявлений, значительно продолжительнее по времени и слабее по силе. Кроме того, аффектывоспринимаются субъектом как состояния его «я», а эмоции — как состояния, происходящие «в нём». Это особенно заметно, когда эмоции являются реакцией нааффект, например когда человек чувствует страх за своё будущее, как реакцию на только что испытанную вспышку гнева (аффект).

В отличие от настроений, эмоции могут меняться достаточно быстро и протекать довольно интенсивно.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Не существует однозначного мнения о том, можно ли различать субъективные понятия эмоций и мотивации. И. П. Павлов зачастую употребляет эти термины как синонимы, как и один из его учеников, Ю. М. Конорски, полагающий, что оба эти явления регулируются единой драйв-системой, носящей имя эмотивной или мотивационной. И. С. Бериташвили полагает, что эмоциональное возбуждение лежит в основе мотивационной деятельности (не голод побуждает к действию, но сопровождающее его эмоциональное возбуждение). П. К. Анохин выдвинул схожее положение, согласно которому отрицательные эмоциональные состояния мобилизуют организм на удовлетворение потребностей, а положительные эмоции являются конечным подкрепляющим фактором. Однако, другие исследователи — П. Т. Янг, А. В. Вальдман, П. В. Симонов — различают эти понятия. По Янгу, эмоция не является результатом внутриорганизменных изменений, побуждающих к удовлетворению потребности; Симонов выделяет эмоции как отдельный механизм, участвующий в регуляции поведения, а Вальдман считает, что эмоции вызываются преимущественно внешними, в то время как мотивы — преимущественно внутренними стимулами; мотивационное поведение, в отличие от эмотивного, носит организованный характер; эмоции носят психогенную природу, в то время как мотивации — эндогенно-метаболическую, и эмоции могут возникать на базе сильной мотивации, в том числе при сильных конфликтах при попытке удовлетворить потребность

Виды и роль эмоций в жизни человека

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» — той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это — экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.(1) Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя ' и направляя ее.

В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.». (2)

На важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного ил вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма»(3). Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодноnpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.

Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких- либо факторов.

Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Количество и качество потребностей человека в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить, какие из субъективно данных нам как неодинаковые эмоциональные переживания какими органическими изменениями сопровождаются, так и не удалось.

Это обстоятельство является существенным для понимания жизненной роли эмоций. Оно говорит о том, что наши субъективные переживания не являются непосредственным, прямым отражением собственных органических процессов. С особенностями переживаемых нами эмоциональных состояний связаны, вероятно, не столько сопровождающие их органические изменения, сколько возникающие при этом ощущения.

Тем не менее, определенная зависимость между спецификой эмоциональных ощущений и органическими реакциями все же имеется. Она выражается в виде следующей, получившей экспериментальное подтверждение связи: чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нем чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувствапредвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия».(4)

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффекгогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».(5) эмоция аффект настроение чувство

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Кроме качественного описания и соответствующей классификации эмоциональных состояний, представленной выше, в истории психологических исследований предпринимались также попытки их объединения по общим признакам в более компактную систему. Одна из таких попыток принадлежит В. Вундту. «Всю систему чувств, — писал он, — можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга»(6) (приложение, рис. 1).

В системе координат, задаваемой этими тремя измерениями можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Следует, однако, признать, что тем самым их качественная специфика, подробно представленная выше, т.е. действительное психологическое содержание, во многом утрачивается.

В своих рассуждениях об эмоциях В. Вундт не ограничился только попыткой их классификации в соответствии с приведенной схемой, но еще предложил некоторые гипотетические кривые, выражающие, по его мнению, типичную динамику изменения эмоциональных состояний по каждому из названных измерений (приложение, рис. 2).

Если в соответствии с этими кривыми рассмотреть различные виды эмоциональных процессов, то они будут сильно отличаться друг от друга по обоим измерениям. Наименьшая амплитуда вертикальных колебаний этих кривых будет, вероятно, связана с настроениями, а наибольшая — с аффектами. По горизонтальной же линии соотношения будут обратными: дольше всего будут сохраняться настроения, а меньше всего — аффекты.

Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

Психологические теории эмоций

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 3 (приложения) основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности (рис. 4).

Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняем мой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное «лекарство» должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После принятия соответствующего «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

где Э — эмоция, ее сила и качество; /7 — величина и специфика актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин

— информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.

1. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. М. 1984.

2. Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М. С. 14.

3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М. 1984. С. 173.

4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. С. 9.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М. 1989. Т. II. С. 176.

6. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. М. 1984. С. 49-50.

7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976. (Структура эмоциональных явлений: 41—46. Функции эмоциональных переживаний: 47—60. Эволюционная необходимость эмоций: 78—85. Функциональная классификация эмоций: 100—105. Эмоциональные явления: 106—123.)

8. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

9. Изард К.Е. Эмоции человека. — М. 1980. (Роль эмоций в жизни человека: 13—25. Теории эмоций: 31—51. Эмоции и мотивация: 52— ТУ,163—209. Эмоции и экспрессия: 72—91. Эмоции и сознание: 117—138. Эмоции и поведение: 139—162.)

Психология эмоций: Тексты. М. 1984. (О происхождении и природе аффектов (Б. Спиноза): 29—46. Психология душевных волнений (В. Вундт): 47—63. Различение эмоции и чувства (У.Макдауголл): 103—107. Сущность эмоциональных переживаний (Ф. Крюгер); 108—119. Очерк теории эмоций (Ж. -П. Сартр): 120—137. Мотивационная теория эмоций (Р.У. Липер): 138—151. Эмпатия (К. Роджерс): 235-23 7.)

10. Селье Г. Стресс без дистресса. М. 1982. (Что такое стресс: 25—31. Развитие концепции стресса; 31—51. Мотивация и стресс: 52-83.)

11. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М. 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)

12. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1990. (Классификация основных эмоций: 12—20.).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Эволюционный путь развития эмоций, эмоциональные проявления. Классификация и вид эмоций. Виды эмоциональных процессов и различная роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Многообразие эмоциональных переживаний у человека.

реферат [18,3 K], добавлен 13.10.2011

Теории изучения эмоциональных процессов и состояний, их классификация. Настроение, собственно эмоции и чувства. Аффект как разновидность эмоций. Причины возникновения и этапы стресса. Электромиографические методы диагностики эмоций по выражению лица.

курсовая работа [44,5 K], добавлен 08.05.2011

Понятие эмоций, их виды, факторы появления, роль в жизни человека. Характеристики эмоциональных состояний: эмоция, аффект, чувства, стресс, страсть. Способы устранения негативных состояний и снятия эмоционального напряжения, психорегулирующая тренировка.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 25.04.2009

Виды и роль эмоций в жизни человека. Формирование в восприятии аффективных комплексов. Психологические теории эмоций. Телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний. Интенсивность эмоциональных переживаний человека.

реферат [29,8 K], добавлен 19.04.2012

Изучение некоторых существующих теорий эмоций, функции и формы проявления эмоциональных явлений. Анализ классификационной схемы, выделяющей аффекты, эмоции, чувства, настроения. Влияние настроения на организм человека и роль эмоций в нашей жизни.

контрольная работа [42,0 K], добавлен 10.06.2010

Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний, их характеристика и основные теории. Типы и особенности эмоциональных переживаний, понятие аффекта и стресса. Воспитание, формирование и развитие эмоций и чувств у человека, их роль.

реферат [35,4 K], добавлен 27.11.2010

Функции чувств — переживаемых внутренних отношений человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Виды высших чувств. Характеристика понятий «настроение», «аффект», «страсть». Изображение рта при разных эмоциональных состояниях.

презентация [880,1 K], добавлен 06.04.2015

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек: собственно эмоции, чувства, аффекты. Механизмы языкового выражения эмоций, их функции. Формы и виды эмоциональных переживаний, особенности проявления их в поведении человека в разных ситуациях.

контрольная работа [32,9 K], добавлен 10.12.2011

Основные эмоциональные процессы и управление ими. Виды чувств. Эмоции как особый класс субъективных психологических состояний. Процесс импульсивной регуляции поведения. Чувства как продукт эмоционального развития человека.

контрольная работа [17,0 K], добавлен 03.08.2007

Исследование темы эмоций в зарубежных теориях и направлениях. Взаимосвязь эмоций с познавательными, физиологическими, когнитивными процессами. Роль и функции эмоций в жизнедеятельности человека. Способы регуляции эмоциональных состояний и их психология.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 22.05.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *