Элементы книги

Реставрация книг

Конструкция и элементы книги

Слово «книга» происходит от церковно-славянского «кънигы», что означает «письмо», «грамота». Книгой называют непериодическое издание, состоящее из скрепленного с одной стороны и обрезанного с трех сторон книжного блока, переплетной крышки или обложки, в которую заключен блок, и форзацев, служащих для скрепления блока с переплетной крышкой.

Издание небольшого объема (до 48 страниц), рассчитанное на недлительный срок пользования, представляющее собой скрепленный и обрезанный с трех сторон блок, заключенный в мягкую обложку, называют брошюрой.

Таким образом, каждая книга «собрана» из трех основных частей, которые в свою очередь состоят из ряда деталей, имеющих определенное назначение.

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Место сгиба и скрепления тетрадей (листов) между собой, а также соответствующие места в отдельной тетради или готовой книге называется корешком; плоскость, противоположная ему, — передним обрезом, верхняя и нижняя плоскости, соответственно, — верхним и нижним обрезами блока (тетради, книги).

Расстояние от верхнего до нижнего обреза называется длиной или высотой блока, от корешка до переднего обреза — шириной, а от первого листа первой тетради до последнего листа последней тетради — толщиной блока.

Тетради, из которых на полиграфических предприятиях составляют книжные блоки, получают фальцовкой листов-оттисков. На каждом из таких листов имеются определенные обозначения, которые облегчают выполнение последующих технологических операций.

В зависимости от предполагаемого числа сгибов листа при фальцовке (1, 2, 3, 4) на нем размещают определенное число полос (4, 8, 16, 32). Полосой называется запечатанная площадь страницы какого-либо издания. Каждая такая полоса имеет порядковый номер, который называется колонцифрой и в готовой книге обозначает страницу.

Дополнительные печатные элементы

Для правильного проведения брошюровочно-переплет-ных процессов каждый лист (тетрадь книжного блока) снабжен дополнительными печатными элементами. Цифра, стоящая на первой странице тетради (за исключением первой) в левом нижнем углу, обозначает ее порядковый номер и называется главной сигнатурой. На третьей странице тетради также слева под текстом ставится дополнительная сигнатура — цифра со звездочкой, повторяющая главную сигнатуру.

Рядом с главной сигнатурой ставится норма — фамилия автора, название книги или просто номер заказа, что дает возможность контролировать, не попали ли в данное издание тетради из другого заказа. Кроме того, на корешковую часть каждой тетради наносят специальные контрольные метки: потетрадные и позаказные.

Потетрадные на каждой последующей тетради располагаются со смещением по корешку на 3—3,5 мм и при правильной комплектовке блока образуют одну или две «лесенки» с равномерным чередованием ступенек; позаказные метки у всех тетрадей удалены на одинаковое расстояние от верхнего обреза и образуют на корешке блока поперечную полосу.

К корешковому краю первой и последней тетради книжного блока прикрепляют клеем или нитками сложенный пополам (по размеру тетради) лист плотной бумаги — форзац. К форзацу или прикрепленной к нему для большей прочности полоске ткаки или бумаги, называемой слизурой, приклеивают концы марли либо шнуров, тесьмы, на которых сшиваются тетради в книжный блок.

Наружными сторонками форзацы впоследствии приклеивают к внутренним сторонкам крышек, тем самым скрепляя блок с крышкой. По конструкции форзацы делятся на цельнобумажные и составные, по методу крепления к тетрадям — на приклейные, прошивные, пришивные и накидные. Для более надежного скрепления тетрадей и украшения книги с обоих концов корешка блока приклеивают каптал.

Переплетная крышка предохраняет книгу от повреждений и служит элементом художественного оформления. Чаще всего она состоит из картонных сторонок, соединенных между собой в корешке. В промежутке между картонными сторонками наклеивают отстав (полоска тонкого картона или плотной бумаги), который придает корешку большую прочность и твердость. Сторонки могут быть покрыты тканью или бумагой. По своей конструкции переплетные крышки делятся на цельнокрытые и составные.

Цельнокрытые покрывают целиком переплетным материалом (ледерин, коленкор, различные текстильные ткани, кожа, бумага и др.), а у составных корешки (а иногда и уголки) изготовляют из прочных материалов, а картонные сторонки покрывают тканью или, чаще, бумагой.

Суперобложка защищает переплет от повреждений и загрязнений. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической пленки, которая удерживается на переплетной крышке за счет клапанов, загнутых внутрь под ее сторонки, или подклеивается по корешку. Суперобложка выполняет также художественные и рекламные функции.

Брошюра по сравнению с книгой проще по конструкции, она не имеет форзацев, каптала и состоит из тетрадей, вложенных одна в другую или подобранных одна к другой и скрепленных проволочными скобами, нитками или бесшвейным клеевым способом. Их покрывают обложкой из плотной бумаги, тонкого картона, иногда и суперобложкой.

Процессы формирования из отдельных листов-оттисков книжного блока и его скрепления называются брошюровочными. Процессы, связанные с изготовлением и отделкой переплетных крышек, с обработкой книжного блока, вставкой его в крышку, отделкой готовой книги, — переплетными.

Элементы книги

Конструктивные элементы книги

Конструктивные элементы книги – элементы, непосредственно участвующие в строении книги.

1. Книжный блок – состоит из тетрадей или отдельных листов, скрепленных между собой в корешки.

2. Корешок – одна из торцевых сторон блока, по которой скрепляются тетради или листы. Корешок может быть прямым, скругленным или грибообразным.

3. Форзацы – два четырехстраничных листка бумаги, один из которых приклеивается к первой странице книжного блока, а другой – к последней странице последней тетради. Форзац служит для скрепления книжного блока с переплетной крышкой.

4. Каптал – тканевая хлопчатобумажная тесьма с утолщенным цветным краем. Приклеивается к верхнему и нижнему краям обрезанного книжного блока и служит для более прочного скрепления тетрадей в блоки, а также для украшения книг среднего и большого объема.

5. Обрезы – торцевые стороны книжного блока.

6. Корешковый материал – нетканое полотно. Служит для прочного скрепления корешка и увеличивает его прочность.

7. Ленточка-закладка – ляссе – представляет собой тесьму, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а второй вводится внутрь блока и выходит за края нижнего обреза.

8. Переплетная крышка (обложка) – предназначена для предохранения книжного блока от повреждений и является элементом художественного оформления книги, а также выполняет определенную информационную функцию.

Оформительские элементы книги

1. Титульный лист. Является первой выходной страницей книги. Содержит название, фамилии и имена авторов, наименование издательства, место и год выпуска и т.д. Во многих книгах применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист. В многотомных, серийных, а также особо оформленных изданиях применяется титульный лист, занимающий две смежные страницы книжного разворота. Титульные листы по характеру оформления могут быть шрифтовыми (только текст), декоративно-шрифтовыми и сюжетными (иллюстрированными).

2. Авантитул – лист перед титулом.

3. Шмуцтитул – титул, разделяющий рассказы, повести, главы, разделы. Размещается внутри книги на нечетной (!) странице.

4. Фронтиспис – вступительная иллюстрация. Помещается перед титульным листом на четной странице. Обычно эта иллюстрация имеет обобщающий смысл и выражает основную идею книги. Она иллюстрирует главное событие или главное действующее лицо произведения. Фронтисписом также может быть портрет автора.

5. Выходные сведения. Размещаются на обороте титульного листа или на последней странице книжного блока. Содержат фамилию и имя автора, редактора, художника, название книги, наименование издания, тираж, формат, объем, способ печати, шрифт, аннотацию, наименование предприятия, где отпечатан тираж и другие данные, необходимые для информации потребителя, библиотечной обработки книг и статистического учета.

6. Книжная полоса. По месту расположения в книжном блоке может быть начальной, рядовой и концевой. Начальная полоса (спусковая) – первая полоса книги или ее частей. Текст на такой полосе начинается с некоторым отступом (спуском) от верхнего края, и этот пробел может заполняться рисунком. Концевая полоса – последняя полоса окончания книги или раздела. Обычно не до конца занята текстом. В нижней ее части может быть помещена концовка (украшение или рисунок). Рядовая полоса – полоса, занимающая страницу от начала до конца. Бывает текстовой, иллюстрационной, табличной, формульной и смешанной.

Справочные элементы книги

1. Колонцифра – порядковый номер страницы издания. Располагается внизу в наружных углах, внизу посередине, вверху в наружных углах (если входит в колонтитул).

2. Колонтитул – помещенная сверху строка с названием раздела или темы книги, к которым относится текст данной полосы. Бывает постоянным или переменным.

3. Сигнатура – порядковый номер тетради в книжном блоке. На третьей странице каждой тетради ставится сигнатура со звездочкой.

4. Норма. Ставится рядом с сигнатурой и показывает номер заказа, фамилию и имя автора, наименование издания. И сигнатура, и норма дублируются на корешок: сигнатура идет по диагонали, а норма – ровно.

5. Незапечатанные поля. Повышают удобочитаемость издания и предохраняют края текста и изображений от повреждений при чтении или хранении издания.

Элементы книги

Формат полосы набора измеряется в квадратах и напрямую зависит от формата бумажного листа, доли листа и варианта оформления. Формат полосы набора ищется по справочнику Гиленсона «Варианты оформления книжных полос». Варианты отличаются друг от друга размерами полей и процентом заполнения печатной площади.

Конструкция книги

Непериодическое печатное издание объемом свыше 48 страниц считается книгой, а издание свыше 4, но не более 48 страниц считают брошюрой. Основу книги составляет книжный блок Б. который заключен в переплетную крышку А. Книги могут выпускаться и в обложках. Книжный блок состоит из нескольких тетрадей или листов, скрепленных между собой в корешке тем или иным способом.

Элементы книги

Внешние элементы блока

К числу этих элементов относятся: корешок, форзац, каптал, корешковый материал, обрезы и ленточка-закладка.

  • Корешок — это левая торцовая сторона блока Б. по которому осуществляется скрепление тетрадей или листов книги. В зависимости от вида оформления различают корешки прямые, кругленные и грибообразные.
  • Форзац — это два четырехстраничных листа бумаги Фр . при помощи одного из них осуществляется соединение первого листа блока с передней стороной крышки, а второй соединяет последний лист блока с задней сторонкой крышки. Форзац служит так-же элементом оформления книги и закрывает оборотную сторону переплетной крышки. Форзацы могут иметь различное оформление, а также конструкцию.
  • Каптал К применяется для более прочного соединения тетрадей в блоке, а также как элемент украшения книг среднего и большого объема. Каптал представляет собой тканевую тесьму с утолщенным цветным краем, которым приклеивается к верхнему и нижнему краям обрезанного книжного блока.
  • Корешковый материал Км скрепляет блок с переплетной крышкой. В качестве материала применяют марлю или другой заменяющий ее материал. Ширина материала превышает толщину блока, а выступающие края приклеивают к внутренним сторонам крышки. На корешок наклеивается бумажная полоска Бп . что увеличивает прочность скрепления блока с крышкой.
  • Обрезами называют торцевые стороны (передняя, верхняя и нижняя) книжного блока и для улучшения оформления книги и для предупреждения загрязнения их иногда закрашивают. Передний обрез в зависимости от формы корешка блока может быть прямым или вогнутым.
  • Ленточка-закладка Л облегчает пользование книгой. Она выполняется из тесьмы, один конец которой прикрепляется к верхней части корешка блока, а сама ленточка вводится внутрь блока и выходит за край нижнего обреза.

Внутренние элементы книжного блока

Помимо страниц основного текста книжный блок может иметь следующие дополнительные элементы:

  • Титульный лист Т — это первая выходная страница книги. В основном применяется одинарный (двухстраничный) титульный лист. На титуле помещаются: название книги, фамилия и инициалы автора, наименование издательства (выпускающей фирмы), место и год издания и некоторые другие сведения.

Иногда применяют титульный лист, состоящий из двух смежных страниц книжного разворота. Это применяют в многотомных, серийных или особо оформленных изданиях. Оформление титульного листа может быть шрифтовым, декоративно-шрифтовым или иллюстрированным.

  • Шмутцтитул — это страница Ш с незапечатанным оборотом перед титулом, которая защищает его от повреждений. По существу это добавочный титульный лист, на нечетной странице которого размещают крупные заголовки, иллюстрации или различные книжные украшения.
  • Фронтиспис — это иллюстрация Фс помещаемая перед титульным листом. Эта иллюстрация, которая обобщает смысл и выражает главную идею книги. Она иллюстрирует главное действующее лицо или главное событие книги. Часто на фронтисписе помещают портрет автора.

Выходные сведения обычно помещают на обороте титульного листа или на последней странице книги. Они содержат фамилию автора, редактора, оформителя, название книги, ее тираж, объем, формат, способ печати, наименование типографии и другие данные, необходимые как потребителю, так и для библиографической обработки книги и статистического учета. Иногда может быть помещена аннотация.

Книжные полосы в зависимости от места расположения в блоке могут быть: начальными, рядовыми и концевыми.

  1. Начальная или спусковая полоса — это первая полоса книги или ее составных частей (глав, разделов). Текст на ней обычно начинается с некоторым отступом от верхнего края. Это место может заполняться орнаментом или рисунком-заставкой для художественного оформления книги.
  2. Концевая полоса — это последняя полоса книги или раздела, главы. Обычно она не до конца заполнена текстом. На свободной части полосы могут быть помещены концовка в виде украшения или рисунка.
  3. Все остальные полосы являются рядовыми и могут содержать только текст или изображение или быть тексто-изобразительными.

Кроме основных элементов на полосах размещаются и дополнительные справочные элементы: колонцифры, колонтитул, сигнатура и нормы.

  1. Колонцифра определяет порядковый номер страницы и может находиться посредине или сбоку нижнего или верхнего поля страницы.
  2. Колонтитул — это строка, помещаемая на верхнем (или нижнем) поле полосы, с названием раздела или темы книги и облегчает пользование книгой читателю.
  3. Сигнатура — цифра определяет порядковый номер тетради в книжном блоке.
  4. Рядом с сигнатурой печатается норма — строка текста с фамилией автора или краткое название книги.

Эти элементы необходимы для правильного комплектования тетрадей в книжном блоке и помещаются они на первой странице нижнего поля каждой тетради.

Вокруг полосы находятся незапечатанные поля, которые улучшают удобочитаемость книги и предохраняют края текста и изображения от повреждений. Размеры полей определяются вариантом оформления книги.

Элементы книги. Форзац книги — это что?

В современном мире существует огромное количество гаджетов. Бумажные книги заменили электронные страницы на мониторах. Однако книги, пахнущие новой бумагой, до сих пор остаются популярными. Более того, цены на них никогда не снижаются. Это обусловлено затратами энергии, которые уходят на производство книг.

Элементы книги

Из чего состоит книга?

Книги создаются по общепринятому образцу. Элементы конструкции книги одни и те же, но большинство из них видны лишь людям, обладающим полиграфическими знаниями.

Итак, если взять книгу в руки, то сразу же чувствуется переплет — внешняя оболочка. Иногда он покрыт супероболожкой — из плотной бумаги. Такой элемент защищает книгу от загрязнений.

С левой стороны располагается корешок. Он скрепляет листы книжного блока. Повреждения корешка приводят к утрате книжных листов.

Некоторые издатели украшают книгу дополнительным элементом — ляссе (это ленточка или веревочка, которая играет роль закладки).

Элементы книги

Функцию украшения выполняет каптал — утолщенный цветной край из тесьмы, приклеенный на корешок.

Форзац книги

Это особенный элемент книги. Он соединяет два важных компонента — книжный блок из листов непосредственно с переплетом. Форзаца в книге два. Один — вначале, второй — в конце.

Форзац книги — это важнейшая часть, которая выполняет множество значимых для читателей функций:

1. Придает изделию эстетически оформленный вид. Большинство книг сшивается, но читатели не должны видеть нитки и корешок с изнанки.

2. Личная подпись. Некоторые известные авторы устраивают автограф-сессии и встречи с читателями. Книгу любимого автора иметь приятно, но еще приятнее, если на ней будет подпись или пожелание.

Элементы книги

3. Справочные данные. Это свойственно форзацам учебников. Основная справочная информация, в кратком изложении вынесенная на форзац, помогает быстро найти необходимое правило или слово. Нет нужды перелистывать несколько десятков страниц.

Таким образом, форзац книги — это одна из самых значительных составляющих. Стоит отметить, что в слове «форзац» ударение падает на первый слог. Оно неподвижное, поэтому вариантов произношения быть не может.

Книга внутри

Итак, книга открыта, переплет, корешок и форзац изучены. Какова конструкция книги внутри?

Самый первый лист называется титульным. Здесь указана основная информация. Вверху титульного листа можно найти информацию об авторе, о самой книге (название и подзаголовок, где указываются жанр, номер книги, если это серия, и т. д.). Ниже указывается информация об издательстве — название, год и город.

Далее можно увидеть выходные данные книги. Если она используется для реферата или научной работы, то эти данные в списке литературы указываются именно в том виде, в котором они написаны в книге. Выходные данные содержат информацию, указанную на титульном листе. К ней прибавляется общее количество листов.

Элементы книги

Под выходными данными, как правило, располагается аннотация. Это краткая справка о жанре, об авторе, о сюжете и т. д. Аннотация нужна для того, чтобы помочь читателю определиться, интересна ему будет книга или нет.

Таковы основные элементы. Они есть в каждой книге. Некоторые книги имеют дополнительные составляющие. Это может быть авантитул (лист, располагающийся перед титульным), фронтиспис (иллюстрация с портретом автора, краткими биографическими данными) и др.

Технология изготовления книг. Начальные стадии

Самый лучший способ узнать, как делают книги, — посетить с экскурсией типографию. Однако до того как книга попадает в печать, она проходит следующие стадии:

1. Написание. Первым делом писатель или автор сдает рукопись в издательство. Однако это еще не значит, что книга выйдет в продажу. Редактор внимательно изучает рукопись. Если ему понравилось, то издательство начинает заниматься изготовлением этой книги.

2. Обработка. В издательстве над книгой работает целая команда, состоящая из редакторов, корректоров, верстальщиков. Составляется оригинал-макет: страницы, нумерация, аннотация, форзац книги. Это достаточно кропотливая работа.

3. Печать. После обработки книга отправляется в типографию. Стоит отметить, что она печатается не постранично (представьте, сколько бы это занимало времени), а целыми блоками. В результате получается целая пачка бумаги, которую предстоит собрать в книгу.

Технология изготовления. Завершающие этапы

Основные страницы распечатаны. Теперь рассмотрим, как делают книги, чтобы каждый лист был хорошо закреплен:

1. Сборка. Конечно же, этот процесс давно не выполняется вручную. Этим занимаются машины для фальцовки. Машина складывает листы таким образом, что они расположены по порядку.

2. Переплет. Это завершающая стадия изготовления книги. Книжный блок соединяется с переплетом, и книга готова.

Элементы книги

Стандартная классификация

Самые известные виды переплета — это мягкий, твердый и кожаный. Рассмотрим их подробнее:

1. Мягкий переплет. Данный вид переплета подразумевает собой приклеивание книжного блока к обложке при помощи обыкновенного клея. Этот способ подходит для книг небольшой толщины. Для обложки используется гибкий картон.

2. Твердый переплет книг. Используется для классических изданий, которые долго хранятся и не теряют своей популярности. Для обложки используется твердый картон, который иногда отделывается тканью. Корешок книги тщательно прошивается.

3. Кожаный переплет. Подобный переплет подходит для дорогих, подарочных изданий. Он считается уникальным.

Изготовление книги — трудоемкий, кропотливый, но интересный процесс.

Элементы книги

5 самых умных роботов в истории В научно-фантастических фильмам роботы изображены как некие футуристические создания, способные ходить на двух ногах и думать, как люди. Однако кинема.

Элементы книги

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Элементы книги

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Элементы книги

6 удивительных привычек, которые ускоряют потерю веса Если вы хотите похудеть, нужно есть меньше и двигаться больше. В этом нет сомнений. Но что, если потеря килограмма в месяц – это недостаточный результ.

Элементы книги

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Элементы книги

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

/ 13-03-2015_18-22-22 / 2 внешн и внутр оформл книги

и внутренние элементы

1. Проанализируйте концепцию издания с точки зрения состава основного текста.

2. Проанализируйте концепцию издания с точки зрения его материальной конструкции.

3. Проанализируйте концепцию издания по характеру оформления и способу полиграфического исполнения.

Книга как явление материальной культуры

1. Структура книги

Функциональность книги, то есть ее применимость для передачи той или иной информации, определяется ее структурой, которая обычно понимается как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Объединить отдельные элементы и компоненты книги в единое целое призвана ее конструкция, иными словами, строение, устройство, взаимное расположение ее частей, элементов, определяющее назначение и особенности книги как вида издания (разновидности документа).

Книга как продукт полиграфии и произведение искусства состоит из нескольких элементов, образующих ее внешнюю форму и внутренний облик. Знание структурных и композиционных особенностей позволяет профессионально грамотно, без лишних затрат времени, провести поиск информации как в отдельно взятых книгах, так и в их массиве. Облегчить поиск информации и составить первоначальное представление о книге в значительной степени помогает справочный аппарат: выпускные данные, выходные сведения, аннотация, предисловие, оглавление, комментарии, указатели, сноски и т.п.

К внешним элементам книги относятся: формат, объем, форзац, переплет, обложка, суперобложка. Квнутренним элементам. текст, титульные листы, книжные полосы, справочно-вспомогательные элементы. Взаимосвязь всех элементов книги, их последовательность называется композицией книги.

Оформление книги – это выражение ее содержания художественными и полиграфическими средствами. Художественные и полиграфические средства оформления объединяются в две основные группы:

– наборные средства – шрифты, линейки, наборный орнамент, наборные украшения

– собственно художественные средства – различные виды иллюстраций, рисованный орнамент и рисованные шрифты и т.д.

Элементы книги

Размер книги по ее ширине (основанию) и длине (высоте) называется форматом издания. Существуют три способа обозначения формата печатных изданий:

1) по доле бумажного листа (широко применялся с XVIв. до серединыXIXв.);

2) по ширине и длине готовой книги. В зависимости от доли бумажного листа формат издания составляет 1/8, 1/16, 1/32, 1/64, 1/132 и т.д. Размер отпечатанной книжной страницы получается несколько меньше бумажного листа, т.к. из типографии книга выходит обрезанной с трех сторон;

3) третий способ обозначения формата определяется по ширине и длине формата бумаги. В нашей стране для типографской бумаги приняты следующие форматы: 84х108, 70х108, 70х90, 60х90.

С форматом книги тесно связан ее объем, определяемый количеством текста и числом иллюстраций. Объем книги исчисляется условными единицами – листами: печатными, авторскими и учетно-издательскими.

Печатный лист является единицей измерения объема печатного произведения. Служит для определения мощности издательств и полиграфических предприятий и для учета печатной продукции. Он равен половине отпечатанного с двух сторон бумажного листа и содержит разное число печатных знаков (в зависимости от формата полосы набора и кегля шрифта).

Авторский лист является единицей измерения литературного произведения (рукописного и печатного). Он равен 40.000 печатных знаков (печатным знаком считаются все буквы, знаки препинания, цифры и т.д. а также пробелы между словами). К одному авторскому листу приравниваются 700 строк стихотворного текста или 3000 см 2 площади иллюстраций. Авторский лист служит единицей измерения авторского труда, а также труда рецензентов, научных и литературных редакторов данной рукописи.

Учетно-издательский лист является единицей измерения объема печатного произведения и равен, как и авторский, 40.000 знаков. В отличие от авторского листа в учетно-издательских листах измеряется объем всего печатного произведения, включая и тот материал, который составлен издательством (оглавление, редакционное предисловие, колонцифры, колонтитулы и т.д.), не оплачиваемый автору. Объем издания в учетно-издательских листах указывается в выпускных данных. По этому объему в большинстве случаев рассчитывается продажная цена – номинал книги.

Элементы книги

Своеобразным портретом книги является ее переплет, который относится также к внешним элементам книги. Назначение переплета состоит в том, чтобы соединить тетради книжного блока и предохранить его от повреждений, также служит элементом художественного оформления книги.

Рукописные и первопечатные книги переплетались в доски, обтянутые кожей, украшались металлическими (золотыми, серебряными) наугольниками, жуками, средниками и др. В переплетах XVII—XVIIIвв. применялись телячья кожа, сафьян, бархат, парча. Появление вXIXв. издательского переплета приводит к его демократизации, когда был изобретен новый материал для переплетного дела – коленкор, что позволило резко повысить качество издательского переплета.

Сейчас для переплета используют бумагу, ткани (коленкор, ледерин, ситец, штапель), различные виды пластиков. Часть книг выпускается без переплета в мягкой бумажной обложке.

Переплет состоит из сторонок и корешка. Сторонки переплетной крышки – это детали переплетной крышки из листов картона или другого плотного материала, имеющие формат издания. Различают переднюю и заднюю сторонки переплетной крышки.

Корешок, как часть переплетной крышки, соединяет его переднюю и заднюю сторонки, является местом скрепления тетрадей или листов книжного блока. В зависимости от устройства переплеты бывают нескольких видов:

цельные – сторонки и корешок изготавливаются из целого листа какого-либо материала (картона, ткани или пластмассы);

цельноклееные – картонные сторонки оклеиваются с внешней стороны целым куском материала: бумагой (цельнобумажные) или тканью (цельнотканевые);

составные – картонные сторонки соединены между собой тканевым корешком и оклеены с внешней стороны бумагой или тканью, отличной от корешковой.

В зависимости от жесткости сторонок переплетные крышки могут быть жесткими и гибкими. В гибких крышках сторонки делаются из тонкого картона или плотной бумаги. Для изготовления жестких крышек применяется упругий прочный картон.

Переплетные крышки могут быть с кантом – т.е. с краями, несколько выступающими за обрез книжного блока иобрезными (без кантов) – т.е. обрезанными вместе с книжным блоком.

На верхний и нижний края корешка наклеивается тканевая лента или полоска тесьмы шириной 13—15 мм с утолщенным и цветным краем, которая называется каптал (от лат. – головка). В книге в верхней части корешка может быть приклеена ленточка-закладка –ляссе.

К внешним элементам книги относится также обложка – бумажное покрытие издания, которое содержит выходные сведения и является элементом внешнего оформления книги.Суперобложка (от лат.Super– сверху) – это бумажная или тканевая обертка, надеваемая на переплет и основную обложку, приклеенную к книжному блоку. Суперобложка держится на переплете с помощьюклапанов – широких отворотов, загибаемых во внутреннюю сторону. В некоторых случаях суперобложка может быть приклеена к корешку обложки. Назначение суперобложки многообразно: она оберегает книгу от загрязнения, повреждения, придает книге особое изящество, делает ее привлекательной, служит рекламой книги, выступает как элемент книжного украшения.

Существуют еще такие внешние элементы книги, как футляр. Это коробка, предназначенная для хранения издания. Имеются такие разновидности футляра, какобертка – футляр из бумаги, в который заключают комплектное издание с приложением. Иногда издатели надевают на книгу так называемуюманжетку узкий лист бумаги, склеенный в виде кольца, или не склеенную полоску бумаги, которую заворачивают со стороны переплета – она называетсябандероль.

В переплет вкладывается книжный блок, состоящий из тетрадей. Книжная/журнальная тетрадь – это составная часть блока издания, полученная в результате фальцовки печатного листа.

Книжный блок – это основная часть материальной конструкции издания, состоящая из компонентов листов, расположенных в определенной последовательности, скрепленных между собой для вставки в переплетную крышку или обложку.

Блок и переплетная крышка скреплена односгибным листом бумаги, одна сторона которого наклеивается на внутреннюю сторону передней переплетной крышки и называется форзац. Он может представлять собой конструкцию из двух склеенных листов. Форзац служит защитой от загрязнения первого и последнего листов книги, а также является элементом художественного оформления. Он может быть декоративным и сюжетно-тематическим, но чаще всего бывает гладким, из белой или цветной бумаги.

Таким образом, как мы показали, в техническом и художественном отношении переплет прошел определенные стадии развития, поэтому он может дать ценные сведения о книге, так как на нем помещают ряд выходных сведений об издании и различные элементы художественного оформления.

3. Внутренние элементы оформления книги

Текст, передающий содержание, является основной частью книги. По характеру набора текст подразделяется на простой и сложный.

Простой текст не требует применения разнообразных шрифтов и приемов набора, имеет одинаковую длину строки. Он может быть сплошным (без выделений) и с выделениями.

Сложный текст требует применения различных шрифтов и приемов набора. В нем встречается много выделений. Выделения в тексте делаются полужирным или курсивным шрифтом, а также с помощью разрядки, которая достигается увеличением пробела между буквами. Крупные отрывки текста выделяются шрифтом меньшего размера, иногда с отступом от левого края книжной полосы. Существуют также комбинированные методы выделений, представляющие собой сочетания шрифтовых и нешрифтовых приемов.

К сложным видам текста относятся стихотворный и драматический тексты, формулы, таблицы, словарный и энциклопедический тексты, библиографический текст.

Стихотворный текст отличается различной длиной строк, которые нередко располагаются «лесенкой».

Драматический текст состоит из нескольких элементов: имена действующих лиц, реплики и ремарки автора. Чтобы различить эти элементы при чтении, применяются различные полиграфические приемы.

Таблицы помимо текста содержат цифры и состоят из ряда граф (колонок), часто снабженных заголовками. Для большей четкости и лучшего восприятия таблицы обычно разделяют линейками и отделяют от текста рамкой или также линейками.

Формулы состоят из цифр, буквенных обозначений, различных математических и химических знаков и пр. Формулы сложного состава набираются шрифтами различных алфавитов, начертаний и кеглей.

Словарный и энциклопедический тексты требуют экономного расположения, которое достигается применением шрифта мелких кеглей. Для этих текстов характерны многочисленные выделения (основное слово, фонетическая транскрипция, перевод, ссылочные слова и пр.).

Библиографический текст в пределах одного издания строится по однотипной схеме, со строго последовательным расположением элементов описания (автор, название, место издания, издательство и т.д.).

В зависимости от назначения книжный текст подразделяется на основной и справочно-вспомогательный. Основной текст передает содержание книги. К справочно-вспомогательному тексту относятся все другие виды текстов.

Текст размещается на страницах или книжных полосах. Книжные полосы различаются по размеру. Площадь страницы, занятая текстом и иллюстрациями, называется форматом или размером полосы набора .

Формат книжной полосы при одном и том же формате издания может быть различен. Чем больше формат полосы, тем меньше поля, и наоборот. Для каждого формата книг в издательской практике применяются три-четыре варианта книжной полосы. Формат книжной полосы определяется различного рода требованиями к длине строки, размером и соотношением полей.

Книжная страница имеет четыре поля. корешковое (внутреннее), верхнее, наружное (боковое) и нижнее. Роль полей в книге разнообразна. Они предохраняют края текста от порчи и загрязнения. На белом поле отдыхает глаз после чтения каждой строки. Правильные размеры полей придают книжным страницам композиционную завершенность.

Соотношение полей в книге определяется существованием оптического центра страницы, процессом чтения, требованием композиционного единства разворота. В книжных изданиях обычного типа верхнее поле должно быть больше корешкового, наружное боковое – больше верхнего, а нижнее – больше наружного бокового. Наибольший контраст должен быть между наружным боковым и нижним полем. Это объясняется тем, что на нижнем поле обычно ставится колонцифра, отчего это поле кажется меньше своих фактических размеров. Наименьшая разница допускается между корешковым и верхним полем, т.к. корешковое поле приходится на сгиб книги и кажется поэтому меньшим по сравнению с верхним полем.

В книжных изданиях существуют три разновидности полос, следующих друг за другом в определенной последовательности: начальные, рядовые и концевые.

1). Полосы, на которых размещается начальный текст книги или ее разделов (частей, глав) называются начальными. Текст на этих полосах начинается с т.н.спуска – отступа от верхнего края полосы до начала текстовых строк. Поэтому начальные полосы также называютспусковыми .

Заставка – один из древнейших приемов оформления начальной страницы, встречающийся еще в рукописной книге. Заставки могут быть нескольких видов: линейные, орнаментально-декоративные и сюжетно-тематические.

Линейные заставки бывают наборными и рисованными (светлыми, полужирными, двойными, бордюрными, эмблематическими).

Орнаментально-декоративные заставки состоят из сочетания геометрических или стилизованных изобразительных элементов.

Сюжетно-тематические заставки – наиболее сложный тип заставок. Представляют собой миниатюрную книжную иллюстрацию, вынесенную на спусковую полосу.

В некоторых изданиях в верхней части спусковой полосы помещается заголовок книги или ее разделы – т.н. шапка .

Элементом художественного оформления начальной полосы служит прописная буква текста или главы – буквица (инициал). Буквицы бывают наборные – шрифтовые (т.е. крупнокегельные литеры данной гарнитуры шрифта), рисованные и гравированные.

В пределах одного издания спусковые полосы требуют единого оформления.

2). Полосы, на которых размещается окончание текста книги или одного из ее разделов, называют концевыми. Концевые полосы, как правило, заполняются текстом не до конца. Это может быть усилено набором последних строк в форме перевернутого треугольника; постепенное укорочение строк вызывает ощущение «иссякания» текста.

Подобно начальной полосе, концевая полоса может быть завершена графическим элементом – концовкой. Как и заставки, концовки бывают линейными, орнаментально-декоративными и сюжетно-тематическими.

3). Все остальные полосы в книге, кроме начальных и концевых, называются рядовыми. На рядовых полосах располагается как текстовый, так и иллюстративный материал.

Существует несколько способов расположения иллюстраций внутри полосы:

открытое расположение – вверху или внизу полосы, так, чтобы текст примыкал к иллюстрации только с одной (верхней или нижней) стороны;

в разрез полосы – так, чтобы текст располагался выше или ниже иллюстрации;

в оборку – так, чтобы текст примыкал к иллюстрации с нескольких сторон. В этом случае иллюстрация получается как бы «обобранной» строками текста, укороченными по сравнению с остальной частью полосы;

с выходом на поля. Это позволяет поместить довольно крупную иллюстрацию в книге даже небольшого формата;

на полях. Такой способ, требующий увеличения полей, употребляется особенно часто в детских и научно-популярных изданиях;

на отдельных полосах (полосные). Так располагают иллюстрации крупного формата или т.н. таблицы – группы однотипных иллюстраций;

Иллюстрации могут быть также расположены в виде альбома или приложения в конце книги.

Рядом с титулом книги на левой странице помещается фронтиспис (лат.Frons,frontis– лоб +aspicero– глядеть) – иллюстрация, имеющая обобщающее значение. В качестве фронтисписа может быть помещен портрет автора книги. При распашном титуле фронтиспис помещается между титулом и первой страницей книги.

Помимо основных элементов (текста, иллюстраций, таблиц, формул и т.д.) на книжных полосах помещается и справочно-вспомогательные элементы: колонтитулы, колонцифры, сигнатуры и нормы.

Колонтитул – это данные, помещаемые в некоторых изданиях над каждой полосой текста. Колонтитул, в который помещается имя автора и заглавие книги, называетсяпостоянным (или «мертвым»). Колонтитул, отражающий рубрикацию книги (название разделов, глав, параграфов), называетсяпеременным (или скользящим).

Чаще всего колонтитулы применяются в изданиях значительного объема, тексты которых делятся на большое количество разделов. Колонтитул может отделяться от остального текста колонлинейкой .

Колонцифра – это порядковый номер страницы, который располагается посередине или сбоку нижнего или верхнего поля страницы. На верхнем поле колонцифра помещается только при наличии колонтитула.

Сигнатура – (лат.Signaturа –signare– обозначать, указывать). Это обозначение порядкового номера печатного листа книги (тетради), которое помещается в нижнем внутреннем углу первой полосы каждого печатного листа и повторяется со звездочкой на его третьей полосе.

Рядом с сигнатурой ставится норма – сокращенное название книги, номер типографского заказа или фамилия автора. Так как книги чаще всего состоят из 16-страничных тетрадей, то нормы и сигнатуры ставятся соответственно на 17, 33, 49 и т.д. страницах. Нормы и сигнатуры облегчают контроль при фальцовке и комплектации книжного блока.

Титульные элементы книги

К титульным элементам относятся титульный лист, шмуцтитул и авантитул.

Титульный лист илититул – это выходная страница книги, на которой помещаются все основные библиографические данные об издании. Титул может быть кратким и подробным.

Существуют два основных типа титульных листов. Однополосной титул занимает одну страницу. В многотомных, серийных и особо оформленных изданиях применяетсяраспашной илиразвернутый титул, занимающий две смежных страницы книжного разворота. Левая часть такого титула называетсяконтртитул. На ней помещаются сведения, относящиеся ко всему изданию или серии. Правая часть распашного титула –основной титул – содержит сведения, относящиеся только к данному тому или выпуску серии. В переводных изданиях на контртитуле помещают библиографические данные об издании на языке оригинала.

Для экономии бумаги титул иногда заменяют заголовком – шапкой на начальной полосе. Часть титульных сведений – фамилия художника, переводчика, редактора и др. может помещаться на обороте титула; здесь же обычно располагается издательская аннотация.

В некоторых изданиях титульному листу предшествует авантитул – выходной лист, на котором повторяется часть титульных данных, размещается издательская марка, девиз и пр.

Перед отдельными крупными разделами книги может помещаться добавочный титул – шмуцтитул (нем.Schmutztitel– грязный титул). Первоначально он служил для предохранения основного титула от загрязнения. Сейчас он выполняет роль титула раздела, части, тома, главы и содержит обычно только их порядковый номер, заглавие, иногда – эпиграф.

Основное требование к оформлению титульного листа – выражение сущности книги, ее типа. Применяется как чисто шрифтовое оформление титулов, так и с применением различных рамок и орнаментальных украшений.

К титульным элементам книги относятся также учетно-регистрационные сведения. помещаемые обычно на последней странице книги, а иногда на обороте титульного листа. Здесь помещаются: имя, отчество и фамилия автора, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц, фамилия редактора, технического редактора, корректора, даты сдачи издания в производство и подписания к печати, формат, объем, тираж, цена книги, номер серии и заказа типографии, индекс, адрес издательства и типографии.

4. Средства оформления отдельных элементов книги.

Наборные средства оформления. К ним относятся шрифты, линейки, наборные орнаменты и украшения.

Шрифтом называется комплект литер, воспроизводящих буквы какого-либо алфавита и относящиеся к этому алфавиту цифры и знаки. Шрифты разделяются надва типа :наборные и употребляемые при наборе любого издания ирисованные специально для данного издания. Последние чаще всего применяются для оформления титулов, переплетов и т.д.

Главное требование к любому шрифту – он должен быть удобен для чтения. Кроме того, шрифт должен отвечать требованиям эстетики. Создание шрифтов – это отдельное искусство. В полиграфии применяется большое количество шрифтов, отличающихся размерами, рисунком и начертанием.

Размер шрифта. Размер шрифта в полиграфии называетсякеглем и выражается в особых единицах измерения – типографских пунктах и квадратах. Пункт равен примерно 0,376 мм, квадрат равен 48 пунктам или примерно 18 мм. Кегль определяет высоту отпечатанного очка буквы с включением пробелов сверху и снизу очка, необходимых для получения нормальных промежутков между строками, а также для размещения подстрочных и надстрочных элементов (б, й, щ, у).

Основная масса книг печатается шрифтом кегль 10. Крупные шрифты используются в изданиях, ориентированных на специфичную аудиторию.

Рисунок типографского шрифта. Каждая литера шрифта состоит из основных вертикальных шрифтов, соединительных штрихов и засечек. В зависимости от их формы все шрифты делятся на ряд групп или гарнитур.

Для оформления книги могут применяться также рисованные шрифты, создаваемые художником специально для данного издания.

Начертание шрифтов. Шрифты одной и той же гарнитуры различаются в зависимости от начертания (положения очка), насыщенности (жирности) и ширины.

По положению очка шрифты бывают прямые и наклонные (курсивные). По насыщенности штрихов (жирности) подразделяются на светлые, полужирные и жирные.

По ширине очка – расстоянию между основными (вертикальными) штрихами – шрифты могут быть нормальные, узкие и широкие.

К наборным средствам относятся отлитые орнаменты, украшения, линейки.Линейки могут быть обыкновенные (одинарные) и двойные, прямые, узорные или орнаментальные, светлые и жирные. Применяются при построении таблиц, подчеркивании отдельных фраз или слов, для отделения сносок и колонтитула от текста.

Художественные средства оформления

К художественным средствам оформления относятся все виды иллюстраций и рисованных книжных украшений (орнаменты, буквицы и пр.).

Иллюстрация (лат.Illustrare– освещать, проливать свет, объяснять). В издательской практике под иллюстрацией понимают: чертежи, диаграммы, схемы, портреты, изображения предметов и явлений природы, сцены, пейзажи, репродукции документов и пр.

Иллюстрации сопровождали текст еще в древнеегипетской книге. Рукописи поначалу иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания иллюстрации стали областью печатной графики.

В зависимости от назначения иллюстрации принято делить на три основные группы: научные, художественные и документальные.

Научные иллюстрации представляют собой изображение предметов, явлений и отвлеченных понятий, а также чертежи, схемы, графики и пр. Они могут быть предметными и схематическими.

К документальным иллюстрациям относятся: портреты, фотографии, исторические документы, картины, чертежи, автографы, планы и т.д.

Художественные иллюстрации передают изобразительными средствами образы, созданные писателем.

По графическому характеру иллюстрации подразделяются на штриховые и тоновые. Штриховая иллюстрация представляет собой изображение, состоящее из штрихов, точек и сплошных пятен (заливок) одинаковой интенсивности (тона). Натоновой иллюстрации изображение состоит из тонов различной насыщенности, с постепенным переходом от светлых тонов к темным и наоборот. Как штриховые, так и тоновые иллюстрации могут быть одноцветными и многоцветными.

Иллюстрации по расположению в тексте делятся на фронтисписы, заставки, концовки и текстовые. Фронтиспис – это иллюстрация, расположенная на левой части разворота перед титулом.Заставка – небольшой орнамент, помещенный вверху начальной полосы издания или его раздела.Концовка – декоративное или сюжетно-иллюстрированное изображение, подчеркивающее окончание как итог книги.Буквица или инициал (орнаментированная заглавная буква) – графически выделенная первая буква текста.

Декоративные элементы (украшения) – это несодержательные изображения – узоры, орнаменты, виньетки, эмблемы и т.п. которые служат средством деления текста на смысловые части.

Работа художника-иллюстратора и художника-оформителя очень ценна, так как книга должна представлять целостное художественно-эстетическое целое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *