Экономические функции государства кратко

Экономические функции и задачи государства

Цель экономической деятельности государства в рыночной экономике — предотвращение отрицательных последствий ры­ночной системы.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это сис­тема мер законодательного, исполнительного и контролирующе­го характера, осуществляемых государством в целях стабилиза­ции и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Основными функциями госу­дарства в рыночной экономике являются:

• обеспечение правовой базы для рыночной системы;

• создание эффективной конкуренции через создание рав­ных условий для соперничества всех предпринимателей, т.е. за­щита механизма конкуренции;

• ограничение монополизированного производства — ан­тимонопольное регулирование;

• помощь социально незащищенным слоям населения, деятельность в сфере распределения доходов;

• производство «общественных благ (создание доступной системы образования, здравоохранения, культуры, внутренней безопасности для всех слоев населения);

• обеспечение развития фундаментальных наук;

• контроль за уровнем инфляции и безработицы;

• стимулирование экономического роста;

• регулирование денежного хозяйства страны;

• контроль за сферой внешней торговли и валютных опе­раций, а также защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях;

• регулирование использования природных ресурсов стра­ны и организация охраны окружающей среды;

• обеспечение экономической безопасности страны.

Рынок не обеспечивает социально справедливого регулиро­вания экономических процессов и не гарантирует права на труд, образование, бесплатное здравоохранение и т.д. поэтому требу­ется вмешательство государства. Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов. Наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Франция, ФРГ, Нидерланды, Австрия, Испания), в Японии и в ряде быстро раз­вивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде и Австралии.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Функции государства в экономике

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений — разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики — использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов — организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии — гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы — другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Экономическая деятельность государства реализуется в совокупности конкретных ее видов, т. е. функций, которые классифицируются по отдельным видам, целям деятельности, источникам финансирования, по объему и распределению деятельности.

Возникновение и развитие экономических функций государства является результатом развития продуктивных сил общества и его объективных потребностей.

Множественность функций, через которые реализуется деятельность государства, определяется сложностью задач, которые стоят перед ним.

Наиболее распространенной является классификация по сфере деятельности — внутренние и внешние.

Внутренние — это направление деятельности государства по отношению к обществу в экономической, социальной, политической, идеологической сферах.

Внешние — направление деятельности по отношению к другим государствам в соответствии с экономическими интересами собственности государства и общества.

Экономические функции государства:

  • 1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы для эффективного функционирования рыночной системы;
  • 2) защита конкуренции;
  • 3) перераспределение дохода и национального богатства;
  • 4) корректировка распределения ресурсов для изменения структуры национального дохода;
  • 5) стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и информации;
  • 6) устранение препятствий в рыночной системе.

К специальным экономическим функциям государства переходного периода можно отнести:

  • 1) разработку и осуществление стратегии социально-экономического развития страны;
  • 2) структурно-технологические и институциональные и другие преобразования;
  • 3) определение места и роли страны в системе геоэкономических отношений;
  • 4) целенаправленное формирование государственного сектора экономики;
  • 5) распределение и перераспределение определенной части ВВП;
  • 6) национальное регулировании экономических и социальных процессов;
  • 7) проведение гибкой внешнеэкономической политики;
  • 8) создание общей законодательной и правовой базы для субъектов рыночной экономики.

Негативными последствиями активной роли государства в экономики могут стать — сужение сферы деятельности рыночных отношений, что уменьшит эффективность использования производственных ресурсов и нарушение принципов рыночных отношений между субъектами хозяйствования.

Экономические функции государства кратко

Экономические функции государства кратко

1. Экономические цели и функции государства.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

  • повышение благосостояния и качества жизни населения в России;
  • обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
  • конкурентоспособности России и ее регионов;
  • развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;
  • улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ванности экономического развития.

    Кважнейшим экономическим функциям государства относятся:

    • формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;
    • регулирование кредитно-денежной системы страны;
    • развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;
    • защита и охрана всех видов собственности;
    • формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;
    • помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;
      • регулирование трудовых отношений в стране;
      • охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;
      • контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику;
        • регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;
        • размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;
          • сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.
          • Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

            • увеличение объемов производства материальных благ;
            • обеспечение более высокого уровня жизни;
            • табильный уровень цен;
            • справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;
            • перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
            • организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;
            • охрана окружающей среды.
            • Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

              2.Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­щие ваш ответ.

              Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

              Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны — гражданка К. и организаторы курсов — были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

              Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

              3.В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­лаешь9raquo;, — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

              Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

              Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

              Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

              «Трудолюбие — душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

              «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

              «Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

              «Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­сарев).

              ГИА по обществознанию

              3.12 Экономические цели и функции государства

              Экономическая политика государства — процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

              Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике:

              • обеспечение экономического роста;
              • создание условий экономической свободы;
              • обеспечение экономической безопасности;
              • обеспечение полной занятости;
              • достижение экономической эффективности.

              Экономические функции государства:

              • стабилизация экономики;
              • защита прав собственности;
              • регулирование денежного обращения;
              • перераспределение доходов;
              • регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками;
              • контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ;
              • компенсация внешних эффектов;
              • поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

              Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:

              Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий.

              Производство общественных благ. Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, медицина, посещение библиотек, парков и др.).

              Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты — связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные — в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задачка государства — исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

              Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

              Регулирование государством рынка.

              Предполагает использование преимущественно административных методов:

              • законодательная деятельность государства;
              • расширение государственных заказов;
              • развитие государственного сектора в экономике;
              • лицензирование отдельных видов деятельности.

              Предполагает использование преимущественно экономических методов:

              • денежно-кредитная (монетарная) политика;
              • бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

              Суть косвенных методов:

              Денежно-кредитная (монетарная) политика — это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

              Основной институт, реализующий эту политику, — Центральный банк.

              Операции на открытом рынке — наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими9raquo;. Центральный банк покупает ценные бумаги → падение нормы процента → «удешевление9raquo; денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

              Политика учётной ставки (ставки рефинансирования) — позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента — это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 10%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 20%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых9raquo; или «дорогих9raquo; денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

              Изменение нормы обязательных резервов — в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими9raquo;. Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

              Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это система мероприятий, направленная на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

              Основной институт, реализующий эту политику, — Правительство РФ в лице Министерства финансов и налоговой службы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *