Шостакович танцы кукол история создания

Анализ «Танцев кукол» Шостаковича

Данный цикл включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”, “Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан в 1952 году после аналогичного цикла “Детская тетрадь”. Оба этих цикла явились авторскими переработками для фортепиано написанной композитором в различное время балетной музыки. Сюита “Танцы кукол” рассчитана уже на более высокий уровень подготовки исполнителей. Пьесы из неё стали массовыми фортепианными сочинениями для домашнего музицирования. Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов “Золотой век”, “Болт”, “Светлый ручей”. Поэтому при восприятии этих пьес не трудно представить движения и характеры предполагаемых персонажей при всей обобщённости их названий.

Романс. Эта пьеса носит название, отсылающее к вокальному жанру, связанному со словом. Оно подчёркивает отдельные детали в её содержании (так называемые жанровые признаки): наличие самостоятельной, развитой мелодии, вокальную природу её звукоизвлечения, присутствие аккомпанемента, повествовательный характер изложения, некоторую событийность. Вполне уместно указать на включение этой пьесы в цикл, название которого уточняет её содержание – “Танцы кукол”. Это уточнение позволит конкретизировать создание музыкальной образности, представить “действующих лиц”, возможно, сочинить определённый сюжет. Фактурная прозрачностью и несложностью. Устойчивое закрепление мелодии за партией правой руки и преобладающее двузвучие гармонического сопровождения. В то же время регистровые особенности мелодии требуют особого внимания к характеру звукоизвлечения мелодической линии. С одной стороны, оно должно быть певучим, вокальным, подчёркнуто связным. С другой – особенности высокого регистра (быстрое затухание колебаний струны) лишает исполнителя такой возможности. Поэтому добиться кантиленности звучания мелодии только средствами пальцевой техники почти невозможно. Здесь необходимо привлекать динамические, агогические и педальные краски для создания музыкального образа, связанного с жанровым содержанием пьесы. С появлением мелодической линии в партии правой руки начинается основной рассказ, получающий в процессе изложения различные образные оттенки. Здесь важно объяснить ученику, что любая речь обладает расчленённостью и упорядоченностью. Это отражается в характере распределения остановок движения и способов их преодоления. Возможно, уместно напомнить ему о типичности квадратного строения (4 + 4) вокальных произведений, идущей от строфичности поэтического текста. В таком случае будут естественно восприниматься и осознанно выполняться цезуры между музыкальными построениями, подчёркивающие квадратность или нарушающие её. В связи со структурой музыкального изложения целесообразно подключить наблюдения над тональным планом в данной пьесе, являющимся важнейшим средством музыкального развития и образного движения. Для этого необходимо выделить смены тональных устоев, сменяющихся на протяжении всей пьесы. Работа над кантиленным произведением вносит дополнительные сложности в применении педали.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — цикл пьес «Танцы кукол»

Шостакович танцы кукол история создания

Д митрий Дмитриевич Шостакович родился в сентябре 1906 г. в Петербурге.

О тец его был инженером-химиком, одним из сотрудников Менделеева, а мать до замужества училась в Петербургской консерватории. Летом 1915 г. Шостакович начал учиться игре на фортепиано. Через пару месяцев Шостакович поступил на фортепианные курсы Гляссера, а на следующий год уже играл сложные вещи Моцарта и Гайдна. Одним из первых произведений Шостаковича была фортепианная пьеса «Солдат». В 1918 г. он начал заниматься у профессора Александры Розановой, а в 1919-м 13-летний вундеркинд поступил в Петроградскую консерваторию сразу на два факультета — композиторский и фортепианный. Одновременно он продолжал учебу в школе. В 1923 г. он сдал выпускные экзамены по классу фортепиано. Его материальное положение постепенно поправлялось.

К 1926 г. он сумел подготовить обширный репертуар и начал выступать с самостоятельной концертной программой, в которую, наряду с чужими, были включены и его собственные произведения. Заканчивая в 1926 г. композиторский факультет, Шостакович представил в качестве выпускной работы свою Первую симфонию.

Ш остакович покинул консерваторию в тот момент, когда советское искусство переживало эпоху становления. Большой популярностью пользовался конструктивизм, отличавшийся графичностью, ясными и чеканными ритмами и антилиричностью.

В идными деятелями этого направления в музыке были тогда такие композиторы, как Стравинский, Прокофьев, Мосолов, Берг. Дань этому новому направлению отдал и Шостакович. В 1927 г. к широко отмечавшемуся десятилетию Октябрьской революции Шостакович пишет свою Вторую симфонию «Посвящение Октябрю». Тьма и хаос в ней передавались жестокостями гармонии и мощным гудением басов, борьба и подъем — моторными движениями вверх и вниз, сверкание победы — гиперболическими звучаниями хора, который скандировал: «Октябрь — Коммуна — Ленин». Опусов, подобных «Посвящению», тогда появлялось много, однако симфония Шостаковича все же оказалась ярче других и была отмечена первой премией Агитотдела музсектора Госиздата. В то же время Шостакович спешил попробовать свои силы в оперном жанре. В 1928 г. он закончил оперу «Нос» по повести Гоголя, которая была принята к постановке Ленинградским Малым оперным театром. Премьера «Носа» состоялась в январе 1930 г.

Ш остакович пробовал свои силы в других жанрах. Он пишет музыку для кинофильмов «Златые горы» и «Встречный» (1929), сочиняет Третью «Первомайскую симфонию» (1929), создает музыку к пьесе Маяковского «Клоп» (1929), работает над балетами «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931). Оба балета были написаны в стиле обычного в те годы массового действа с элементами кино, цирка, мюзик-холла, танцевальной сюиты и отличались плакатной ясностью идеи.

В 1932 г. Шостакович окончил вторую оперу — «Леди Макбет Мценского уезда» по известной повести Лескова. Объясняя свой интерес к этому сюжету, композитор писал, что его увлекла тема всеохватной, всепоглощающей любви. Шостакович разошелся с Лесковым в трактовке образа Катерины — он поднят в опере до истинно трагической высоты. Катерина у Шостаковича — единственный светлый образ, противостоящий миру затхлого уездного быта.

К ак и первая опера Шостаковича, «Леди Макбет» стала заметным культурным событием. В январе 1934 г. она была поставлена сразу в двух театрах — ленинградском Малом оперном и московском Музыкальном имени Немировича-Данченко. Обе премьеры были очень благожелательно оценены критикой.

В 1935 г. Шостакович закончил третий балет — «Светлый ручей» на либретто Лопухова и Пиотровского. Несмотря на многие недостатки этот непритязательный балет, понятный зрителю, пользовался популярностью. Но в начале 1936 г. в «Правде» одна за другой были опубликованы две разгромные статьи с резкой критикой Шостаковича.

П ервая называлась «Сумбур вместо музыки» и критиковала «Леди Макбет»: композитора обвиняли в «крайнем формализме», «грубом натурализме» и «мелодическом убожестве».

П оявившаяся позже статья «Балетная фальшь» посвящалась «Светлому ручью». В ней Шостаковичу вменяли в вину «кукольное изображение» жизни и формалистический подход к фольклору. И оперу, и балет сняли с репертуара.

В грустном настроении Шостакович закончил в мае 1936 г. свою Четвертую симфонию — самую жгучую и напряженную по искренности и страстности высказывания.

С овременники не услышали этой замечательной музыки. Оркестр Ленинградской филармонии начал репетиции, но накануне премьеры исполнение было запрещено.

С осени 1937 г. Шостакович начал преподавать в Ленинградской консерватории, сначала в классе оркестровки, а чуть позже — в классе сочинения. В том же году он заканчивает Пятую симфонию. Она стала едва ли не первым в советской музыке классическим образцом трагедийного и лирико-психологического симфонизма. Завершив симфонию, Шостакович весь 1938 г. работал для кино. Его музыка звучала в фильмах «Выборгская сторона», «Человек с ружьем» и некоторых других. В 1939 г. он закончил Шестую симфонию «Памяти Ленина», а в 1940 г. написал фортепианный квинтет, за который получил в следующем году Государственную премию СССР.

С обытия Великой Отечественной войны дали новый мощный импульс творчеству Шостаковича. Он отказался покинуть Ленинград и остался в осажденном городе. В эти тяжелые дни он пишет свою Седьмую «Ленинградскую» симфонию. До начала октября были закончены три ее первые части. Затем Шостакович вылетел в Куйбышев и здесь в декабре завершил симфонию. Ей суждено было стать самым известным его произведением, прославившим имя Шостаковича далеко за пределами СССР. Премьера Седьмой симфонии состоялась в марте 1942 г. в Куйбышеве. В августе того же года ее под руководством Элиасберга сыграли в осажденном Ленинграде.

П осле снятия блокады Шостакович вернулся в Ленинград. В последний год войны он сочиняет Девятую симфонию, в которой отразил торжество Победы. Она была закончена в августе 1945 г. В то время как другие композиторы выражали торжество победы с помощью особых оркестровых средств — колоколов, фанфар, ударных, Шостакович сочинил веселое, нарядное и ироничное произведение. Только в четвертой части ее слышалось траурное шествие и скорбная речь над могилой павших. Большинство критиков было обескуражено таким решением темы, в их отзывах слышались скепсис и разочарование. В 1948 г. были приняты печально известные Постановления ЦК ВКП (б), регламентирующие культурное строительство. Среди композиторов, обвиненных в «отрыве от запросов и художественного вкуса советского народа», была названа и фамилия Шостаковича.

В 1951 г. он сочинил десять поэм для смешанного хора на слова революционных поэтов, за которые получил в 1952 г. Государственную премию. В 1953 г. была закончена Десятая симфония, а в 1957 г. — Одиннадцатая «1905 год». В 1959 г. Шостакович пишет оперетту «Москва, Черемушки». В 1961 г. состоялась премьера Двенадцатой симфонии «1917 год», посвященной памяти Ленина. Через год Шостакович представил слушателям философско-публицистическую Тринадцатую симфонию. В 1964 г. Шостакович сочиняет музыку к кинофильму «Гамлет», и тогда же появляется его оратория «Казнь Степана Разина». В 1969 г. была закончена Четырнадцатая симфония. В 1968 г. Шостакович пишет музыку к последнему своему фильму «Король Лир», а в 1971 г. — Пятнадцатую симфонию.

У мер он после недолгой болезни в августе 1975 г.

Цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра был написан в 1952 году.

Вы можете вместе с ребёнком послушать музыкальные произведения для детей из сборника Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол»: Шарманка, вальс-шутка, романс, полька, танец, гавот.

Напишите в поисковой строке вашего браузера:

Д. Шостакович «Танцы кукол»

А также посмотреть мультфильм «Танцы кукол» здесь:

«Шарманка».

Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку, Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик». Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Посмотрите на изображение шарманки. (см. картинку) Но были и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии.

Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента.

Шостакович танцы кукол история создания

Гавот – старинный французский танец. Хороводный танец. Появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным характером, некоторой величавостью. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, его танцевали на балах.

Шостакович танцы кукол история создания

Полька – в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него произошёл бальный танец – более праздничный, задорный.

Игрушки танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее. От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги сами так и идут в пляс!

Шостакович танцы кукол история создания

Романс – это песня нежного, лирического характера, задушевная и искренняя, повествующая о личных переживаниях человека.

Но есть инструментальные пьесы ( без пения) с таким же названием. Пение в инструментальной пьесе, которая называется «Романс», заменяет красивая, песенная мелодия, которая как бы поётся, а на самом деле – исполняется на музыкальном инструменте.

Шостакович танцы кукол история создания

В пьесе «Танец» можно услышать, как и в «Шарманке» ярмарочное веселье, подражание народным инструментам – балалайкам, гармошке, трещоткам, бубенцам, дудочкам, которые, быть может, сопровождают кукольное представление. Музыка похожа на забавный танец петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных инструментов. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно.

Детская музыка Дмитрия Шостаковича

Классного часа, посвященный детской музыке Д.Д.Шостаковича.

Березники 5 апреля 2013года

1.История появления сборников «Детская тетрадь» и «Танцы кукол».

2.Стилистические особенности музыки Д. Шостаковича.

3.Исполнительские средства и особенности мелодики композитора.

4.Исполнение пьес, определение образного строя.

Дмитрий Шостакович – выдающийся композитор эпохи советского строя. Что такое советский строй хорошо знают ваши бабушки и дедушки, да и на уроках мы много говорили об этом. Сам Д.Шостакович писал так: «Я советский композитор. Нашу эпоху я воспринимаю как эпоху героическую, бодрую, исключительно жизнерадостную». Вклад композитора в развитие мировой классической музыки общепризнан. Д.Шостакович писал много серьезной классической музыки: симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам, инструментальную музыку. А так же, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. Чтобы как – то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень – то хотелось учиться в ней, он сочинил сборники «Детская тетрадь» и «Танцы кукол». Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д.Д.Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов.

Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные особенности. Они касались ладовой структуры, ритмики, исполнительских средств. Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил пониженные (реже повышенные) ступени лада, которые до Шостаковича не применялись.

Обостренный ритм был не только приметой пианизма Шостаковича, но был самой сутью его души, его мироощущения. В основе всего искусства Шостаковича было предельно обостренное восприятие всего окружающего.

Много отличительных черт имела мелодика Шостаковича. Очень часто он свои мелодии подкреплял скупыми, очень простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.

Еще одна творческая индивидуальность в стиле – речитативность. Она раскрывает настойчивое стремление композитора передать инструментальными средствами изменчиво – капризную музыку речи. Когда слушаешь фортепиано, то кажется, что звуки поют, плачут и смеются. В мелодии много изломов, острых углов – обилие мелодических скачков на сексту, септиму, октаву.

«Детская тетрадь» «Вальс» исполняет Довженко Диана.

Музыка вальса – грустная. Но если немного пофантазировать, то можно увидеть в ней сверкающий огнями зал, нарядную елку и детей, танцующих вокруг нее. Трудность в этой пьесе заключается в том, что всю мелодию, исполняемую нон легато, необходимо сыграть очень связно. Добиваться в звучании непрерывности ведения мелодической линии, избегать механического исполнения каждого звука отдельно.

«Медведь» исполняет Макаровская Алиса.

Обычно, изображая медведя, звучит музыка медленная, тяжелая. Все совсем иначе у Д.Шостаковича. В этой музыке Полина увидела веселую и шутливую сценку: медведица – мама ведет малыша домой, в берлогу. Скоро зима – пора спать. Медвежонку спать не хочется. Он отчаянно упирается и шалит. Но мама права. И в конце пьески мы слышым колыбельную песенку — малыш заснул.

В пьесе – своеобразное построение мелодии – часто встречаются широкие интервалы, необходимо следить, чтобы при игре в октаву движения рук были строго параллельны. Также необходимо добиваться яркого исполнения крайних регистров.

«Веселая сказка» исполняет Макарова Катя.

У пьесы очень энергичный характер, она полна задора и жизнерадостного веселья.

Здесь много трудностей при исполнении стаккато. Оно должно звучать остро, задорно и легко. В быстром темпе трудны для исполнения фигуры из 16-х нот. Их нужно учить как упражнения. Следует очень тщательно исполнять все динамические оттенки, указанные автором.

«Заводная кукла» исполняет Косикова Даша.

«Кукла» — заводная игрушка. Поэтому мелодия несколько механистична и однообразна. Полина предполагает, что с первых тактов слышно, что механизм куклы испорчен. Вместе с мелодией слышится гудящий бас, как будто лопнула пружинка. Мелодия звучит то высоко, то низко. А в конце произведения слышно, что кукла при очередной попытке завести механизм, все – таки сломалась. Трудности – в исполнении 16-х нот, в исполнении приема «стаккато» — должно звучать коротко и остро.

«Танцы кукол» «Лирический вальс» исполняет Коровина Ирина.

В этой пьесе слышатся интонации неземной, фантастической музыки. Вместе с тем, эта музыка по – человечески очень теплая, наполнена чувством радостного ожидания, восторга. Здесь много технических сложностей: пьеса требует известной гибкости исполнения и технической свободы. Вальсообразный аккомпанемент требует к себе особого внимания. Отдаленные басы нужно брать всегда 5 пальцем и при этом не снимать остро, а придерживать. В правой руке нельзя терять ритмической связи с аккомпанементом. Эпизодpocoapocoaccelerandoпредставляет определенную сложность для исполнения. Репетиции отдельных звуков должны сливаться в единую мелодическую линию.

«Гавот» исполняет Уфимцева Даша.

Настя — в этой пьесе требуется очень точное исполнение штрихов. Это способствует выразительной передаче содержания пьесы. В пьесе – большое разнообразие штрихов. Большое значение здесь имеет точное звучание продолжительности четвертей и восьмых, тщательное исполнение коротких лиг и острое стаккато в мелодии. В среднем эпизоде — стилизация старинной волынки. Здесь большое значение имеют выдержанные квинты и отдельные звуки в басу.

Романс —исполняет Чернявская Настя.

Эта пьеса — с большим внутренним накалом. В ней — очень нежная, выразительная мелодия большой протяженности. Темп в этой пьесе не быстрый, но затягивать движение нельзя. Очень сложен в этой пьесе аккомпанемент. Его нужно играть свободной рукой с хорошим ощущением кончиков пальцев. И в мелодии, и в аккомпанементе должна ощущаться трехдольная пульсация. Чтобы получилась яркая, красивая, живая мелодия, мы очень долго работали над левой рукой отдельно.

ПОЛЬКА исполняет Костычева Влада.

Эта пьеса — юмористическая картинка. В ней композитор подсмеивается над молодыми людьми своего времени, которые слишком увлекались современными танцами. Начинается пьеса коротким насмешливым вступлением, которое переходит в легкую и изящную мелодию, которая постепенно превращается в дикий неуправляемый танец. Вся пьеса исполняется стаккато, но при этом очень важно, чтобы соотношение восьмых и четвертей оставалось очень точным. Нельзя забывать, что в двойных нотах и аккордах в мелодии сильнее интонируется верхний звук. Во второй части в октавных бросках необходимо интонировать нижний голос, но цепкий пятый палец должен хорошо захватывать верхний звук в аккорде.

В классном часе принимали участие:

Макаровская Алиса 1кл.

Гончарова Катя 1кл.

Довженко Диана 1кл.

Федосеева Кристина 1кл.

Скиаветти Кристина 1кл.

Косикова Даша 3кл.

Макарова Даша 3кл.

Уфимцева Даша 3кл.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ:
Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции и издательства: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: [email protected]

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Конспекты занятий — muza

ЦИКЛ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ

(МУЗЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

«НА ВЕСЕЛОМ КУКОЛЬНОМ БАЛУ»

(по творчеству композитора Д.Д. Шостаковича)

с использованием инновационных технологий (мультимедиа)

в старшей и подготовительной к школе группе

Цель: расширять кругозор старших дошкольников посредством разных видов деятельности (знакомство с творчеством композитора Д.Д. Шостаковича).

— познакомить старших дошкольников с биографией Д. Шостаковича, послушать его музыку, обратить внимание детей на характер музыки и средства выразительности; закреплять умение подобирать музыкальные инструменты к музыкальному произведению, оркестровать его;

— учить детей в мимике и пантомиме передавать определенный персонаж; инсценировать стихотворения;

— закреплять у дошкольников умение изготавливать поделки из бумаги, сложенной «гармошкой, декорировать фигурными деталями из самоклеящейся пленки готовые изделия, дорисовывать характерные детали в предложенном силуэте;

— развивать слуховое восприятие и ладовое чувство;

— развивать творческую активность и воображение;

-развивать пространственные представления;

— воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку разного характера, двигаться под нее;

— воспитывать аккуратность при изготовлении поделок.

Словарная работа: «вальс», «полька», «шарманка», «кавалеры», «дамы», «бал», «танцевальная пара», «пьеса»;

Обогащение словаря: «вальс –шутка», «гавот», «консерватория», «симфония»;

Активизация словаря: «композитор», «карнавал», «шарманщик», «музыкальный альбом», «Моцарт»;

Оборудование и материалы:

— музыкальные инструменты (бубны, металлофоны);

— силуэт из бумаги пары, танцующей вальс;

— веер (девочке, исполняющей «Гавот»);

— костюм Кукольника (шапка, плащ);

— иллюстрации с изображением шарманщика и разных кукол;

-заводная кукла (с ключом);

— прямоугольная заготовка для веера из цветной двусторонней бумаги, гель с блестками, фигурные детали из самоклеящейся пленки, заготовки кукольных масок, ножницы, бумажные фигурки танцующих людей.

— разучивание с подгруппой детей «Танца кукол»;

— знакомство с игрой «Принц и принцесса»;

— обсудить варианты исполнения пантомимы с детьми, назначенным на роль Пьеро и Буратино.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются, садятся.

В зал вбегает девочка, держит в руках портрет:

— Ребята, подождите! Помогите мне понять, портрет какого композитора я увидела у нас в группе на полке. Я не знаю, кто это. А вы?

М.р.(ставит портрет на стойку):

-Давайте, ребята, сейчас выясним, какой композитор изображен на портрете, поговорим о его музыке. Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 110 лет назад в Петербурге. В 13 лет он поступил в консер-ваторию (чтобы стать музыкантом, сначала надо пойти учится в музыкальную школу, потом в музыкаль-ное училище, а после этого в консерваторию). Преподаватели консерватории были поражены удивитель-ной музыкальностью Шостаковича. Директор консерватории известный музыкант Глазунов назвал Шостаковича «новым Моцартом». В консерватории Шостакович учился игре на фортепиано и композиторству. В 19 лет он написал 1-ую симфонию, которая имела большой успех не только в России, но и в других странах. После этого юный композитор пробует сочинять самую разную музыку. В годы Великой Отечественной войны Шостакович продолжал сочинять музыку и тогда же дежурил на крыше консерва-тории, гася зажигательные бомбы. После войны он стал жить в Москве, создал много музыки к кинофильмам. Ушел из жизни этот замечательный человек 35 лет назад, но его м у з ы к а продолжает жить, продолжает звучать во всем мире.

— Мы дружим с музыкой давно:

То в вальсе кружимся легко,

То польку озорную без устали танцуем.

А если плавный менуэт

Нам шлет из прошлого привет,

То кавалеры тут и там

Галантно приглашают дам.

— Д.Шостакович создал много музыки к танцам («Вальс», «Танец», «Полька», «Вальс –шутка», «Гавот»).

— Предлагаю вам, ребята, раскрасить карандашами фигурки танцующих людей, украсить интересными узорами их платья, наряды.

ПРОРИСОВАНИЕ ДЕТЬМИ ЭЛЕМЕНТОВ ОДЕЖДЫ У СИЛУЭТОВ ТАНЦУЮЩИХ ЛЮДЕЙ.

— Наверно, эта пара (показать силуэт танцевальной пары) танцует, кружась, вальс под плавную, нежную музыку, согласны?

Сейчас мы послушаем «Вальс –шутку» Д. Шостаковича. (СЛУШАНИЕ)

— Какой у пьесы характер? (Легкий, изящный, но несколько «механический» за счет повторяющейся мелодии, четкого, но однообразного аккомпанемента)

— Кто может танцевать такой «Вальс –шутку»?

Ответы детей: «Механическая, заводная кукла».

Воспитатель подзывает к себе девочку:

— Изобрази того, о ком я прочитаю стихотворение.

— Наша кукла –непростая,

Наша кукла –вот такая:

Руки протянув вперед

Наша куколка замрет.

— Покажи, (имя девочки), как под такую музыку может танцевать кукла?

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ПОД МУЗЫКУ ШОСТАКОВИЧА «ВАЛЬС –ШУТКА».

— Композиторы часто придают шутливость серьезным музыкальным жанрам, сочиняя вальсы –шутки, польки –шутки. С ейчас мы послушаем еще одно произведение Д. Шостаковича. Послушайте и подберите к нему подходящее стихотворение.

СЛУШАНИЕ «ПОЛЬКИ» Шостаковича.

1. О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев не бывало,

Но лучше вальса, право, нет!

2. — Зажигательная полька!

Звук ее услышишь только,

Ноги сами рвутся в пляс.

С нами было так не раз!

В зале, по большому кругу,

Мчатся пары друг за другом.

Полька –танец звонкий, быстрый,

— Эта пьеса Шостаковича действительно называется «Полька». Полька –это танец с прыжками, у нее легкий, веселый и шуточный характер.

К акие движения можно использовать, танцуя польку?

— Вставайте парами, сейчас давайте посмотрим, какая пара лучше спляшет польку.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ.

Цель: продолжать знакомить старших дошкольников с творчеством Д.Д. Шостаковича.

Дети входят в зал, здороваются, садятся на свои места.

— Дети, недавно я слушала музыку композитора Д. Шостаковича, но никак не смогла вспомнить название этих танцев.

— Может, вы согласитесь мне помочь, напомните мне, как называется это музыкальное произведение?

ВИКТОРИНА («Полька» и «Вальс –шутка» Шостаковича)

Воспитатель (показывает заводную куклу):

— Может ли кукла танцевать?

— Закройте глаза…Откройте глаза. Смотрите, заводная кукла может танцевать! (демонстрирует)

-Однажды композитор Д. Шостакович представил себе, что у кукол есть свой особый мир, в котором происходят какие –то интересные события, и свои кукольные праздники.

А какой же праздник без танцев? Так композитор Д.Шостакович создал музыкальный альбом «Танец кукол».

В этот альбом входят пьесы, которые мы слу-шали на прошлом занятии –«Вальс –шутка» и «Полька».

«Гавот» -так называется еще одна пьеса Д.Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Гавот –это название старинного французского танца. Давайте послушаем «Гавот» Шостаковича и определим, какой характер у этого произведения.

СЛУШАНИЕ. «ГАВОТ» ШОСТАКОВИЧА.

-Музыка светлая, шутливая, изящная, немного «игрушечная». Что можно себе представить?

(под нее на сказочном балу танцуют куклы в старинных нарядах: дамы в пышных платьях, держа в руке веер, кавалеры в нарядных камзолах…)

— Сейчас мы научимся делать своими руками веер из бумаги и украсим его фигурными деталями из самоклеящейся пленки и блестками. Вдруг и вам когда –нибудь придется танцевать на балу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ВЕЕРА ИЗ ЦВЕТНОЙ ДВУСТОРОННЕЙ БУМАГИ, ЕГО ДЕКОРИРОВАНИЕ ГЕЛЕМ С БЛЕСТКАМИ.

-Сегодня вы услышите еще одну пьесу Д. Шостаковича «Шарманка».

— Кто из вас знает, что такое шарманка?

-Правильно. Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку.

— А вокруг нас есть сейчас бедные люди?

-Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Ее жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали из окон деньги шарманщику.

— Помните, в сказке Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» шарманщика звали….

— Шарманщик Карло жил не один –рядом с ним находился веселый неунывающий…

Воспитатель (подзывает к себе ребенка, надевает ему колпачок Буратино):

— Изобрази мимикой и движением того, о ком я прочитаю стихотворение.

» С букварем шагает в школу деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы в деревянный балаган.»

(руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, глаза округлены, ходьба утрированная с высоким подниманием колена и зафиксированной стопой)

-Шарманщик мог играть на шарманке одну или несколько печальных мелодий, повторяющихся много раз. Но были шарманки, наигрывавшие веселые, за-бавные мелодии.

Послушайте пьесу Д.Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она.

СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА».

-Правильно. Музыка беззаботная, танцевальная, игривая. Как Шостакович изобразил шарманку? (однообразие, механичность звучания шарманки передается за счет повторяющихся звуков аккомпанемента) Давайте послушаем пьесу еще раз и потом возьмем музыкальные инструменты и попробуем сами ее оркестровать.

ОРКЕСТРОВКА ПЬЕСЫ «ШАРМАНКА» ШОСТАКОВИЧА

Дети входят в зал, здороваются и садятся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *