Школа науки управления

Школа науки управления

Школа науки управления получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логистических проблем. Во время войны исследователи пытались решить такие сложные проблемы как увеличение точности бомбометания, совершенствование системы ПВО, повышение эффективности военных поставок. Для решения данных проблем привлекались группы экспертов из таких областей науки как статистика, инженерное дело, экономика, математика, политика. По завершению войны многие руководители увидели значительный потенциал в применении данного широкого междисциплинарного подхода в работе промышленности. Основными отличиями школы науки управления от предшествующих школ являются:

1) акцентирование внимания на принятии решения с использованием количественных показателей ;

2) широкое использование математических моделей ;

3) использование компьютеров необходимо из-за сложности моделей и больших объемов обрабатываемых данных.

Модель ‑ это форма представления реальности. Как правило, модели упрощают сложность проблемы, сокращают число переменных. При поиске решения в конкретной ситуации в модель подставляется количественное значение переменных.

Наиболее известным зарубежными представителями школы науки управления является Р. Акофф. Л.фон Берталанфи. С. Янг. Э. Квейд. С. Бир. Д. Форестер. Из отечественных ученых известны: В.В. Леонтьев. Л.В. Канторович. В.В. Новожилов. Ю.И. Черняк. В.Ш. Рапопорт. А.А. Богданов .

Основными подходами, применяемыми в школе науки управления, являются процессный. ситуационный и системный подходы .

Процессный подход предполагает рассматривать управление как процесс, состоящий из ряда функций. Большинство авторов выделяют четыре функции: планирование. организацию. контроль и мотивацию .

Функция планирования предполагает нахождение решения о том, какими должны быть цели фирмы и что должны делать работники для их достижения. Планирование должно является непрерывным процессом в связи с быстрым изменением внешней среды.

Функция организации предполагает создание структур, обеспечивающих выполнение работ.

Функция мотивации заключается в том, чтобы работники выполняли работу в соответствии со своими обязанностями и утвержденным планом. В качестве средства мотивации могло применяться финансовые воздействие, но по мере усложнения работы повышается роль сначала материального, а затем и морального вознаграждения.

Функция контроля – это процесс обеспечения достижения фирмой поставленной цели. Следует выделить также подход, предложенный В.Ш. Раппортом, который выделил следующие функции управления:

При этом учет следует понимать как фиксацию фактов, контроль как сопоставление учетных данных с плановыми данными. Анализ как установление, причии и виновников отклонений от плановых величин. Диспетчирование как коррекцию исполнения в целях удержания его в заданных планом границах. Регулирование как коррекцию планов, норм и даже целей в случае необходимости.

Системный подход представляет собой образ мышления по отношению к фирме и управлению. Система ‑ отражение в сознании наблюдателя свойств, совокупности элементов и отношений между ними, выделенных с определенной целью. Элемент – это наименьшая составная часть системы с точки зрения решаемой задачи. Отношение – это ограничение свободы элементов. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Выделение системы из среды весьма условно, а сложный характер связей системы предполагает использование моделей. Фирма представляет собой открытую систему, выживание которой во многом зависит от внешней среды, поэтому она должна постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Любая система является подсистемой для системы более высокого уровня и в свою очередь состоит из подсистем. Например, фирма является частью народного хозяйства и состоит из подразделений.

Преимущество системного подхода заключается в обеспечении построения моделей сложных объектов, в том числе и математических. Один из известных специалистов в области системного управления. Рассел Акофф полагает, что фирмы и организации создаются людьми для достижения своих целей более рациональными способностями и направлены на выполнения следующих общественных функций:

1) истина заключается в стимулировании производства знаний и информации для выбора наиболее эффективных средств достижения результатов;

2) изобилие направлено на обеспечение людей физическими и духовными ресурсами;

3) добро направлено на предотвращение конфликтов между целями одного человека и конфликтов между людьми;

4) красота предполагает постоянный процесс совершенствования человека.

Ситуационный подход основывается на предположении, что для решения проблем фирмы в конкретный период времени не может быть универсального метода. поэтому необходимо осуществить выбор требуемого метода в конкретной ситуации. Особое внимание менеджеров должно быть сконцентрировано на отношении между внешней и внутренней средой организации. В ситуационном подходе выделяют три основных вида ограничений: технологические. человеческие. ограничения в постановке задач .

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью средств производства организации. В случае изменения производственных систем требуется значительные капитальные затраты и длительный период времени.

Человеческие ограничения отражают способность людей благожелательно воспринимать предполагаемые решения .

Ограничения в постановке задач предполагают возможность использования ресурсов в различных целях. Успех или неудача ситуационного подхода в значительной степени определяется способностью менеджмента выделять основные факторы, влияющие на достижение результатов.

Тема 2. Организация как объект управления

Школа науки управления (количественная школа)

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Расселл Акофф, Людвиг фон Берталанфи, Стаффорд Бир, Лоренс Клейн, а также А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс и Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей.Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е годы XX века характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

Родоначальниками ситуационной школы считаются М. Фоллет и Р. Стогдилл.

Согласно ситуационной теории, менеджерам необходимо определить подход, который будет легче всего служить им в данной ситуации и поможет достигнуть их управленческих целей. Ситуационный подход предполагает использования такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации. Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию, а внутренняя среда является средой внутри организации.

Согласно ситуационному подходу, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами. Завод, производящий автомобили имеет внутреннюю среду, состоящую из всех подразделений, вовлеченных в сборку автомобиля. Но менеджер может быть также связан с внешней средой, которая влияет на производство автомобилей. Например, потребность общества в охране окружающей среды потребовала изобретения безопасных и эффективных топливных выхлопных систем. Внешняя среда, конечно, не ограничивается «окружающими представлениями». Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия.

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи.

Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов.

Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.

Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.

Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных факторов здесь состоит в определении мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платы и гарантией работы? Или работники больше заинтересованны в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности?

Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли.

Однако и этот подход подвергается критики. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности.

Школа науки управления.

Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

Ее представители — Р. Аккоф, С. Бир, Д. Экман, А. Энтховен, Э. Квейд — рассматривают управление как логический процесс, кото¬рый может быть выражен математически.

В 60-е годы XX в. началась разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата. Появились новые элементы внутрифирменного планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в неопределенных условиях, математическое обеспечение управленческих решений.

Вклад в управление представителей школы количественных методов заключается в следующем:

• углублении понимания сложности управленческих проблем благодаря применению различных математических моделей;

• развитии и использовании количественных методов для оказания помощи менеджерам, принимающим решения в сложных и кризисных ситуациях.

Процессный подход в менеджменте.

Современные подходы к менеджменту

Школа науки управления

Современные подходы к управлению называют синтетическими, поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Ключевые положения современной системы взглядов на менеджмент:

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которым успех организации зависит от управления внутренними факторами. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянно меняющейся внешней среде.

2. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в единстве ее составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответные действия на различные внешние факторы.

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации.

В современном менеджменте различают системный, ситуационный и процессный подходы.

Процессный подход к управлению впервые предложили представители школы административного управления (в частности, А. Файоль), которые пытались описать функции менеджера как независящие один от другого.

Однако процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с этим подходом — это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий — функций управления. В свою очередь, каждая функция управления представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий.

Таким образом, процесс управления есть сумма всех функций: планирования, организации, координации, регулирования, администрирования, мотивации, контроля, учета, анализа и др.

Системный и ситуационный подходы в менеджменте.

Системный подход к управлению начали применять в конце 50-х годов XX в. Основные представители — американские исследователи Ч. Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон.

В соответствии с этим подходом организация рассматривается как система — некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Организация является сложной (испытывающей воздействие внутренних факторов), открытой (находящейся под воздействием внешних факторов), социотехнической (люди — техника) системой. Все подсистемы (элементы) взаимосвязаны как по вертикали, так и по горизонтали.

Системный подход — это не набор каких-то принципов или правил для менеджеров, а способ мышления по отношению к управлению, к фирме. Он требует комплексного решения любых проблем организации.

Наиболее популярной теорией системного подхода является теория «7-С», которую разработали в конце 80-х годов XX в. Т. Питере, Р. Уотермен и др.

Ситуационный подход к управлению разработан в конце 60-х годов XX в. и вытекает из системного подхода к управлению.

При этом рассматривается ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию в то или иное конкретное время.

Ситуационный подход предполагает, что результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут существенно различаться. Поэтому осуществляя необходимые управленческие действия, менеджеры обязаны исходить из ситуации, в которой они функционируют.

Рекомендации менеджерам по управлению с точки зрения ситуационного подхода:

• Управленческий персонал должен уметь анализировать ситуацию в зависимости от факторов, которые в тот или иной момент влияют на организацию (какие из них главные и второстепенные, что может произойти при изменении одного или нескольких из них).

• Необходимо выбрать соответствующий вариант действий, который в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации.

• При необходимости в организации должны быть предусмотрены возможности для ее изменений и приспособления к возникающим ситуациям.

• Управление должно привести к соответствующим изменениям, позволяющим приспособиться к сложившейся ситуации.

К основным ситуационным теориям относятся теория адаптации, теория глобальной стратегии и др.

Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента

Школа науки управления (количественная школа).

Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки управления сформировалась вначале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).

Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в стране Лаборатория экономикoматематических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают очень большое значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство.

Особенности менеджмента в России

Школа науки управления — четыре подхода

Возникновение в середине ХХ века школы науки управления ознаменовало возврат к естественнонаучному подходу в управлении — после двух инженерных и двух психологических школ появляется пятая — инженерно-математическая школа. Предпосылкой этого послужило бурное развитие естественнонаучного знания, в частности: 1) появление компьютера; 2) успехи теории управления в технических – особенно военных – системах; 3) поворот математики к проблемам управления в экономике.

Основоположниками школы науки управления можно назвать (весьма условно, этот труд мы взяли на себя): российского философа Александра Богданова (1873-1928), американского математика и «отца9quot; кибернетики Норберта Винера (1894-1964), российского математика и экономиста лауреата Нобелевской премии по экономике Леонида Канторовича (1912-1986).

В рамках школы науки управления развиваются четыре взаимозависимых подхода: системный, количественный, ситуационный, процессный.

Системным подходом ( в рамках школы науки управления) называется такое направление в менеджменте, которое в решении проблем опирается на понятие системы. Можно определить его и несколько иначе: системным подходом называется такое направление в исследовании, которое опирается на методологию системного анализа. Приведём основные понятия системного подхода:

· системой называется такая совокупность элементов со значимыми связями – отношениями — между ними, которая обладает качеством, которого нет ни у какой ее части. Подчеркнем важность второго признака системы — его называют принципом целостности (эмерджентности) и характеризуют «математическим выражением»: 1+1=3.

· Структура – совокупность отношений между элементами системы. Например, молодая семья «он, она, дочь» как система имеет следующую структуру – совокупность бинарных отношений: S = <быть мужем, быть женой, состоять в браке, быть отцом, быть мамой, быть дочерью, быть родителем>. Здесь есть симметричные и несимметричные отношения.

· Элемент – наименьшая неделимая часть системы.

· Подсистема – часть системы, обладающая своим свойством целостности.

· Граница системы – воображаемая линия, отделяющая систему от внешней среды.

· Открытая система – система, элементы которой имеют отношения с элементами из внешней среды. Любая организация – открытая система, она обменивается с внешней средой потоками: материальными, информационными, финансовыми, рабочей силой.

Системный подход обладает как минимум тремя достоинствами. Во-первых, он помогает методологически правильно организовать и провести исследование проблемы, тем самым экономя ресурсы, снижая риск неуспеха, повышая его эффективность. Во-вторых, он универсален и потому применим к исследованию любой проблемы. В-третьих, несмотря на высокий уровень общности он остаётся конструктивным (креативным).

Суть системного подхода состоит в расширении границ исследования и в формулировании проблемы в рамках системы и на системном (в определенном смысле – абстрактном) языке. Расширение границ не следует понимать только пространственно. Если мы изучаем проблему низкой производительности труда в цехе, то расширить границы – значит изучить проблему с разных точек зрения: новой технологии, трудовой дисциплины, дисциплины снабжения, мотивации работников, нормирования операций, психологического климата, гигиенических условий труда, квалификации персонала и его половозрастного состава и т.п. Формулировка проблемы на системном языке позволяет различным специалистам легче понять друг друга.

Пример системного подхода. Пусть перед нами стоит задача исследовать эффективность управления в Калининградском морском порту. С чего начать? Расширяем границы исследования. Порт есть существенно открытая система. С ним теснейшим образом связаны: судовладелец, железная дорога, грузовладелец, морской канал. Технологические процессы (погрузка, выгрузка, бункеровка топливом, проводка судов по каналу и т.п.) подвержены метеовоздействиям. Анализируем отношения в парах: порт — судовладелец, порт — грузовладелец, порт — железная дорога, порт — морской канал, порт — метеовоздействия. Далее рассматриваем порт на трех стратах: нижняя – технологическая, средняя – экономическая, верхняя – маркетинговая. На каждой страте – свои процессы, свой язык описания, свои задачи управления.

Известный специалист по управлению Р. Акофф так сформулировал два примера системного подхода — мышления [50, с. 1283]:

Пример-1. Естественные и гуманитарные науки нельзя больше рассматривать как совершенно различные, это две стороны одной медали. Задача естественных наук – находить схожесть в вещах, которые кажутся различными; задача гуманитарных – искать различия вещей, которые кажутся сходными. Так что гуманитарные науки учат нас находить и формулировать задачи, а естественные – эффективно решать их;

Пример-2. Разные области наук нельзя совершенно разделять, поскольку реальность едина, холистична. Различные научные дисциплины представляют собой различные углы зрения, под которыми изучается реальность. Чтобы глубже понять реальность, нужно смотреть на нее под всеми углами зрения (вот оно – расширения границ исследования).

Мы приведём еще один пример на тему системного подхода. Это известный софизм. Трём мудрецам, которые никогда не слышали ничего про слонов, завязали глаза и подвели к слону. Первый пощупал хобот и сказал, что слон – это толстая змея. Второй пощупал ногу и сказал, что слон – это колонна. Третий пощупал хвост и сказал, что слон – это веревка. После эксперимента они долго спорили, но образ слона у них так и не сложился.

Некоторые основные принципы системного подхода:

— принцип целостности – система рассматривается как единое целое и как подсистема другой системы;

— принцип функционально-структурного строения целого – рассматривается фактическая и желаемая взаимосвязь функций и структуры системы;

— принцип развития – при исследовании нужно учитывать прошлое, настоящее и тенденцию развития системы на будущее;

— принцип лабилизации функций системы управления – (лабильность – изменчивость) несоответствие изменившихся функций относительно стабильной структуре системы.

Системы делят на материальные и идеальные, открытые и закрытые, пассивные и целеустремленные, социальные и технические и т.д.

Системный подход возник в первой половине ХХ века как реакция на: 1) усложнение проблем, стоящих перед организациями (вспомним учение о ноосфере); 2) односторонний способ развития знаний – путем деления изучаемых областей. Традиционные интегрирующие науки, например, философия, математика, медицина, — уже не справлялись с этой задачей. Появились новые — интегрирующие науки: общая теория систем, кибернетика, исследование операций, системология, системотехника, информатика.

Корни школы науки управления уходят в середину XIX века, когда М.А. Ампер (физик) выделил науку об управлении государством, назвав ее кибернетикой. Тогда же польский философ Б. Трентовский опубликовал книгу «Об отношении философии к кибернетике как искусству управления народом».

В 1913 году вышла книга А.А. Богданова «Всеобщая организационная наука (Тектология)». Все явления он рассматривает как непрерывные процессы организации и дезорганизации. Уровень организации тем выше, чем сильнее свойства целого отличаются от простой суммы свойств его частей. Богданов рассмотрел закономерности развития организации, соотношения устойчивого и изменчивого, значение обратной связи, учет собственных целей организации, роль открытых систем, проблему кризисов — взрывную перестройку структуры – катастрофы, подчеркивал роль математики и моделирования как методов решения задач тектологии. Он предвосхитил многие положения современных кибернетических и системных теорий.

Массовое усвоение общесистемных понятий началось с 1948 г. когда Н. Винер издал книгу «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» [14]. В ней с единых позиций рассматривались такие вопросы, как информация, связь, колебания, ЭВМ, нервная система, язык и общество, экономика и управление. Очень скоро появляются «кибернетики9quot;: техническая, экономическая, биологическая и др.

Вот как об этом писал Н. Винер: «Появление книги в мгновение ока превратило меня из ученого труженика … в нечто вроде фигуры общественного значения. … Я был вынужден принимать участие в движении, которое быстро приняло такой размах, что я уже не мог с ним справиться».

Напомним определение: кибернетика – наука о наиболее общих законах передачи, преобразования информации и управления в системах любой природы.

Количественным подходом называется такое направление в менеджменте, которое в решении проблем опирается на количественные показатели, характеризующие эту проблему.

Парадигму количественного подхода можно сформулировать так: практически любая значимая проблема в организации может быть адекватно охарактеризована набором количественных показателей. Этапы такого исследования: выделение показателей, сбор данных, их сводка и группировка, установление связей между показателями и построение математической модели, исследование проблемы на модели. При этом используются методы математики, статистики, эконометрики, экономического и финансового анализов, математического программирования, теории массового обслуживания и др.

Развитие количественного подхода было стимулировано, в частности, появлением ЭВМ. Гигантский скачок в скорости вычислений сделал реальным решение математических задач — моделей управления с числом переменных до нескольких тысяч.

В 1937 г. Л. Канторович опубликовал основы новой математической теории – линейного программирования. Оказалось, что она как нельзя лучше подходит для моделирования управления. В 1978 г. он получил за эту работу звание лауреата Нобелевской премии в области экономики.

Одна из самых развитых научных дисциплин, разрабатывающая идею количественного подхода к управлению, — исследование операций. Она зародилась в Англии в 1938 г. когда возникла необходимость строительства национальной системы противовоздушной обороны. За один стол сели политики, бизнесмены, военные, инженеры, физики, экономисты, математики – это было невиданное преодоление кастовости в сознании общества. В новой науке выделились три особенности: первая – применение системного подхода, вторая – использование комплексного коллектива исследователей, третья – математическое моделирование.

Исследование операций определяется как наука о применении математических, количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

Приведём в качестве примера количественного подхода математическую модель оптимизации производственной программы, используя для этого метод линейного программирования.

Пусть ООО «Пирожки» решило оптимизировать план Х выпуска пирожков на декаду. Обозначения:

х1 – количество пирожков с капустой, которое запланировано произвести;

х2 – то же, с повидлом;

с1 – прибыль от производства и продажи одного пирожка с капустой, руб/шт;

с2 – то же, с повидлом;

аij – норма расхода i-ресурса на одну единицу j-продукции, г/г;

b1 – запас муки, г;

b2 – запас масла, г;

Целевая функция – прибыль y(х1. х2 ), критерий оптимальности плана (х1. х2 ) — максимум прибыли:

Ограничения на х1 и х2. обусловленные ресурсами:

Оптимальным решением этой задачи планирования будет вектор — план Х=( х1. х2). который максимизирует целевую функцию и удовлетворяет ограничениям по ресурсам.

В реальных задачах такого рода число переменных может составлять несколько тысяч, число ограничений – несколько сотен. Например, в нашем примере следовало ввести ограничения по капусте, повидлу, электроэнергии, производительности выпечки, наконец, по денежным средствам.

Задание. самостоятельно ввести в модель денежные средства в размере b3 руб, на которые можно дополнительно купить муку и масло (подсказка: ввести переменные: х3 – количество денег, которые планируется потратить на покупку дополнительной муки; х4 – то же, дополнительного масла).

Несмотря на многие успехи, количественный подход в управлении во второй половине ХХ века не оправдал возлагавшихся на него больших надежд. Вначале считалось, что все дело в недостаточном быстродействии ЭВМ. Но все оказалось намного сложнее.

Дальнейшее развитие этого направления пошло, во-первых, по пути информационных технологий, построения АИС – автоматизированных информационных систем.

Во-вторых, ошибочно отождествлялось тождество понятий количественного подхода с математическим, хотя последнее гораздо шире. Ещё в XIX веке английский математик Джордж Буль заметил, что в природе математики не заложена необходимость заниматься только числом (сам он является основоположником математической логики). Однако реализация неколичественного математического подхода стала возможной только к концу ХХ века – уже в рамках информационных технологий.

В-третьих, производство товаров все больше переориентируется с массового на мелкосерийное и индивидуальное (явление кастомизации), что резко увеличивает объемы вычислительных работ (опять-таки, в рамках информационных технологий). Отсюда – резкое увеличение объемов хранения, передачи и переработки информации.

В-четвертых, растет требование к содержанию труда: он должен быть разнообразным, по возможности включать в себя некий законченный продукт, что противоречит идее «завода9quot; — организации механического типа, построенной на максимально возможном разделении труда. Снова усложнение управления и увеличение объема вычислительных работ.

Таким образом, количественный подход создает основу как для теории менеджмента, так и для практического использования его методов, но по-настоящему эффективно он реализуется только в рамках школы информационных технологий.

Ситуационным подходом называется такое направление в менеджменте, которое в решении проблем управления опирается на понятие ситуации и зависимость от неё методов управления.

Идея ситуационного подхода применяется, во-первых, при подготовке менеджеров – в обучении, а во-вторых в практике управления.

Суть применения ситуационного подхода в обучении состоит в следующем. Специалисты-тьюторы заранее подбирают по заданным темам комплекты управленческих документов, которые характеризуют различные ситуации в организациях. Такой комплект называют кейс-стадиз (англ. сase-studies), или просто кейс. С каждым кейсом работают несколько слушателей, которые изучают ситуацию, выявляют проблему, диагностируют ее, выбирают метод решения и наконец предлагают эффективное управленческое решение.

Достоинство ситуационного подхода в обучении: вырабатываются практические навыки по работе с реальными документами, анализу, диагностике и разработке управленческих решений. Недостатки: а) он не может заменить теоретического курса и применяется параллельно с ним; б) требует больших затрат на научно-методическую работу по формированию библиотеки кейс-стадиз.

Прошедший подобную подготовку менеджер приобретает навык ситуативного мышления, который он применяет на практике. Здесь логика следующая. Внешняя среда организации динамично меняется. Это приводит к тому, что адекватно должна меняться и внутренняя среда организации: структура, стратегия, персонал, методы и пр. Для этого нужно правильно диагностировать эти среды-ситуации и выбирать соответствующие методы и управленческие решения.

Простой пример. Если организация подошла к предкризисному состоянию, то акционеры применяют такой «метод9quot; воздействия на внутреннюю среду – меняют директора с демократическим стилем на директора с автократическим стилем управления, поскольку необходим прорыв – атака.

Рассмотрим подробнее ситуационный подход, опираясь на идеи Д.А. Поспелова [34], который называл это ситуационным управлением. Для наглядности используем более развитую область знаний – медицину (такие понятия, как диагностика, анамнез, патология, организм давно используются и в менеджменте).

Введём два понятия: 1) макроситуация, с ней отождествим понятие болезни, 2) микроситуация – с ней отождествим понятие пациента.

Первый этап. Врач начинает работать с конкретным пациентом (микроситуацией), накапливая данные о его состоянии, делая промежуточные выводы по поводу его болезни. Математически это можно изобразить как работу с многомерным пространством П, в котором по n осям координат отложены значения параметров, характеризующие пациента: температура, давление, уровень холестерина и пр.

Второй этап «ситуационного управления» больным – диагностика. Этап наступает либо когда врачу становится ясна болезнь пациента (диагноз), либо когда врач исчерпывает все доступные ему средства изучения пациента. Сложность состоит в том, что по многим параметрам макроситуации-1 – область в пространстве П, пересекается с одной или даже с несколькими макроситуациями-областями (например, признак головной боли соответствует множеству болезней). В таком случае ищутся новые возможности для исследования пациента. Завершается второй этап постановкой диагноза, например, бронхит.

Несколько слов о пространстве макроситуаций. Его следует назвать пространством болезней, но одна из макроситуаций соответствует состояниям пациентов здоров. Оно чрезвычайно сложно, поскольку насчитывает тысячи макроситуаций-болезней со сложными пересечениями.

На третьем этапе, собственно, и происходит управление. Больному назначаются лекарства и схема их приема. Это не что иное, как средства -методы управления переводом больного из макроситуации «бронхит9quot; в макроситуацию «здоров9quot;.

К сожалению, ничего подобного в менеджменте нет. Причина проста: все пациенты устроены в основном одинаково, что значительно облегчает задачу, а каждая организация в основном уникальна, что значительно усложняет задачу их диагностики.

Сопоставление менеджмента и медицины рассматривается в работе [35, Пригожин А.И.]. Автор отрицает правомочность аналогии с медициной ввиду невозможности установления для организаций понятия нормы – макроситуации «здоров9quot; и предлагает другое понимание организационной патологии – причины устойчивого целенедостижения. Он приводит следующий перечень организационных патологий трех типов: в строении организаций, в организационных отношениях, в управленческих решениях:

· господство структуры над функцией – переусложнение структуры, излишнее дробление;

· автаркия (обособление) подразделений – решаются частные задачи и не отслеживается положение в целом;

· несовместимость личности с функцией – несоответствие занимаемой должности;

· бюрократизация системы управления – установление аппаратом контроля над процедурами¸ техникой учета и ранжирования, схемами обработки информации;

· конфликт с переходом на межличностные отношения;

· неуправляемость – неосуществимость решений препятствует достижению целей организации;

· бессубъектность – персонал не ориентирован на активность и инициативу;

· преобладание личных отношений над служебными (сговор, дружба, любовь, родственники и пр.);

· рассеивание целей – необратимая трансформация подцелей при декомпозиции цели;

· клика – сговор работников для использования ресурсов организации в собственных целях;

· маятниковые решения – например, укрупнить подразделения, разукрупнить подразделения и т.д.; подлинная проблема не решается;

· дублирование организационного порядка – работнику предписывается делать то, что он уже должен делать на основании других документов;

· игнорирование организационного порядка – приказы и работа «через голову», потеря контроля за приказами;

· репрессивный стиль управления — резкое преобладание взысканий над поощрениями демотивирует подчиненных;

· инверсия – результаты решений противоположны замыслам.

Ситуационный подход относят также к эмпирической школе управления. Его считают современным и эффективным направлением в менеджменте. В России его применение пока ограничено по разным причинам: 1) в обучении он требует больших затрат; 2) формированию библиотек кейс-стадиез препятствует быстрое российской экономики, 3) многие организации «закрыты9quot; ввиду наличия в них теневой составляющей; 4) накапливаемые какой-либо образовательной организацией кейс-стадиез являются ее интеллектуальной собственностью (коммерческой тайной) и не получают распространения.

Процессным подходом называется такое направление в менеджменте, которое в решении проблем опирается на временное – динамичное — видение поведения системы управления.

Можно разделить процессный подход на два аспекта: 1) по отношению к субъекту управления, 2) по отношению к объекту управления. Первый аспект является традиционным, но от этого он не перестает быть важной частью менеджмента. Он основан на представлении функций управления как непрерывно разворачивающихся во времени процессов. Например, система управленческого учета работает «непрерывно9quot;, измеряя значения показателей, фиксируя их, агрегируя нужным образом, передавая менеджерам и специалистам, и так день за днем. Так же «непрерывно9quot; должна работать и система планирования, вырабатывая плановые решения, доводя их до исполнителей, корректируя, снова доводя и т.д.

При создании и поддержании системы управления, реализующей процессный подход по отношению к субъекту управления, приходится решать много проблем: периоды измерения показателей, размеры интервалов планирования, периоды корректировки планов, обеспечение устойчивого функционирования такой системы и ее развития и т.п. Это традиционные задачи управления.

Второй аспект — процессный подход по отношению к объекту управления – появился в 90-х гг. ХХ века. Он уже успел войти в государственный стандарт [16], который направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности менеджмента качества функционирования организации с целью повышения удовлетворенности потребителей.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рис. 3.2 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Кроме того, модель охватывает все основные требования стандарта качества, не детализируя их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *