Дидактические принципы

Дидактические принципы

Дидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно — историческом виде (М.А. Данилов ). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

· сознательности и активности;

· систематичности и последовательности;

· связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.

Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо. приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально — эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения.

Суть принципа наглядности обусловлена рядом факторов:

1. наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

2. познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

3. наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному.

4. наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. К наглядным пособиям относятся: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели машин, муляжи, иллюстративные пособия (картины, рисунки, фотографии), графические пособия (диаграммы, графики, схемы, таблицы), различные технические средства (учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютеры).

Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся.

Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа.

Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.
Сделать обучение доступным — значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития.

Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.

Планирование учебного процесса при кредитной технологии обучения и его отражение в силлабусах.

Учебный процесс с использование кредитной технологии обучения организуется в следующих формах:

а) аудиторные занятия: лекции, практические (семинарские) и лабораторные занятия, самостоятельная работа студента под руководством преподавателя;

б) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа студента (СРС), индивидуальные консультации;

в) текущий контроль – систематический контроль учебных достижений студентов по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, учет посещаемости занятий студентами, выполнения домашних заданий, рефератов, активности на занятиях;

г) рубежный контроль знаний – периодическая (два раза в семестр — 8 и 15 недели) проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателями, ведущими учебные занятия (лектор тьютор), согласно утвержденному академическому календарю. Рубежный контроль может проводиться в различных формах: (устный опрос, письменное или компьютерное тестирование, коллоквиум, контрольные работы, защита курсовых работ и т.п.)

д) итоговый промежуточный контроль – экзамен (устный, письменный, компьютерное тестирование, комплексный, ГЭК по Истории Казахстана), проводимые после завершения академического периода (семестра), согласно академическому календарю и составленному расписанию;

е) проведение учебных и производственных практик, подготовка дипломной работы;

ж) итоговая государственная аттестация – государственный экзамен по специальности (ГЭК) и защита дипломной работы;

Лекции при кредитной системе обучения носят обзорный характер и выполняют организующую и направляющую роль в учебном процессе, в развитие у студентов навыков самостоятельной работы над учебной программой;

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах кредитов, отводимых на изучение дисциплины;

Все виды практик проводятся, в соответствии с Госстандартами специальностей;

Распределение студентов по местам практики осуществляется выпускающими кафедрами по договорам с базами практик и индивидуальным договорам, утверждается приказом академии;

Учебно-методическое руководство практикой, контроль за выполнением программы практики и за качеством ее проведения возлагается на выпускающие кафедры и транскрипт.

К государственному экзамену по специальности и защите дипломной работы допускаются студенты, полностью выполнившие образовательную программу и прошедшие все виды практик, предусмотренных рабочим учебным планом специальности в соответствии с ГОСО РК специальности.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Дидактические принципы и их характеристика

Принцип (от латинского слова — principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.

— описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;

-разработка более современных процессов обучения;

-организация учебного процесса;

-новые обучающие системы;

— новые технологии обучения.

Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы. Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при условии соблюдения системы дидактических принципов. В настоящее время отечественная дидактика различает такие принципы обучения как научность, связь теории и практики, систематичность в усвоении знаний, сознательность и активность учащихся в обучении, наглядность, доступность, учет индивидуальных различий учащихся, преемственность, постепенное нарастание трудностей.

Один из важнейших принципов, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики и др.) В нынешнее время педагог должен уметь оценивать новые идеи, концепции, модернизации учебно-воспитательного процесса, инновационные и традиционные образовательные технологии и применять их в своей педагогической деятельности.

Принцип сознательности и активности

Активность — одно из наиболее ярких и желаемых качеств личности, она может быть хаотичной, подражательной и сознательной. Наиболее ценная активность сознательная, направляемая на достижение результатов. Существенным моментом в работе преподавателя является умение активизировать творческий потенциал ученика, направить и развить его в нужном направлении. Для поддержания активности в обучении, важно ставить перед учащимся цель, опираясь на его качества, как упорство, настойчивость, активность. Осознание цели, дает положительный результат в обучении.

Принцип единства теории и практики

Между теоретическими знаниями и практикой существует сложная диалектическая взаимосвязь, в которой каждое из начал имеет свое собственное значение, свою специфическую функцию. Практика проверяет теорию, придаёт ей свойство истинности. Одновременно знания, теория служат практике, выступают эффективным средством её совершенствования. И основная цель педагога научить ребёнка применять на практике приобретенные знания и навыки. Процесс «соединения» теории и практики включает как бы 2 уровня: уровень сознания и уровень их практического использования. На первом уровне происходит анализ путей взаимосвязи теоретических знаний с практикой, в процессе, которого намечаются пути практического преломления стоящих задач. На втором уровне происходит практическое усвоение теории, её преломление в сферу деятельности.

Наглядность в обучения облегчает запоминание изучаемого материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто — услышать», — гласит народная мудрость. В этих словах заложен глубокий смысл, подтверждающий практическую ценность наглядности как принципа обучения. Принцип наглядности предусматривает широкое использование зрительной (репродукции, фотографии), слуховой (аудиозапись) и зрительно-слуховой (видеозапись) наглядности.

Принцип доступности изучаемого материала основывается на глубоком знании уровня развития обучающихся и их потенциальных возможностей – умственных, психических, физических и других. Это позволяет установить объём знаний, навыков, которые могут быть усвоены. На базе усвоенного происходит дальнейшее продвижение в познании нового материала. Иногда для более динамичного развития обучающихся можно несколько «забежать» вперед. Детей это стимулирует, активизирует поиски ими новых путей овладения знаниями и навыками. Хотя надо сказать, что не каждому ученику, можно применить этот процесс, все зависит от его психических особенностей и потенциальных возможностей.

Основными особенностями реализации принципа доступности являются:

— Знание терминов и понятий, которыми оперирует педагог;

— Доступность речи и стиля изложения материала педагогом;

— Постепенность изложения материала, знаний;

— Обеспечение изучения материала от простого к сложному.

Понятие систематичности включает в себя постоянную регулярность проводимых уроков и определённую систему в организации изучаемого материала. Систематичность в подаче материала, логика в его последовательности тесно связаны, с одной стороны, с теми положениями, что были выдвинуты ранее при характеристике принципа доступности, с другой стороны, имеют самостоятельное значение с точки зрения построения процесса обучения, его внутренней структуры. Речь идет о придании обучению стройности и целостности. Обучение навыкам учащегося, преподаватель включает следующие моменты — объяснение, показ, повторение, закрепление; параллельно им идет усвоение и внедрение в практику необходимых теоретических знаний. Все это требует приведения в систему, в единый логически выстроенный педагогический процесс обучения.

Принцип прочности усвоения знаний

Эффективность обучения может быть оценена одним показателем — насколько прочно усвоены теоретические или практические знания. В свою очередь прочность усвоения может служить основанием для дальнейшего развертывания учебного процесса, внедрение новых методов в его организацию и проведение. Преподаватель должен быть уверен, что учащийся твердо знает пройденный материал. Прочность усвоения — это фундамент художественно-исполнительской, педагогической деятельности учащегося. Принцип прочности может быть реализован при опоре на интеллектуальную и эмоциональную деятельность детей, организации обратной связи с помощью разных видов контроля, обеспечении многократных встреч учащихся с усваиваемым материалом в разнообразных упражнениях.

Принцип индивидуального подхода

Основной смысл данного принципа заключается в необходимости постоянно учитывать индивидуальные качества и особенности личности каждого обучающегося, использовать при этом индивидуальную методику обучения, использования дифференцированных заданий с учетом данных возможностей. Индивидуальные качества, способности играют огромную роль в организации учебно — исполнительского процесса. Это предполагает знание педагогом психических, физических, художественно — творческих свойств ученика. Индивидуальный подход к ученику это основа успешной работы преподавателя.

Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и концертной деятельности учащегося.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Расстановка ударений: ДИДАКТИ`ЧЕСКИЕ ПРИ`НЦИПЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — принципы дидактики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы школы в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения. Глубина и точность отражения в Д. п. закономерностей процесса обучения определяется уровнем развития педагогики и смежных с ней наук (психология, физиология высшей нервной деятельности и рд.).

Сов. дидактика, критически перерабатывая всё ценное, прогрессивное, что содержится в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. Дистервега и других передовых педагогов прошлого, отвергает антинаучные Д. п. реакционной бурж. педагогики (напр. принцип соответствия обучения «врождённым и неизменяемым способностям детей», различия в обучении уч-ся в зависимости от того, готовятся они к умственному или физич. труду, и др.).

Разрабатываемые сов. дидактикой Д. п. определяются стоящей перед школой задачей подготовки активных, сознательных, всесторонне развитых, высокообразованных строителей и членов коммунистич. общества и основываются на закономерностях процесса обучения. Сов. дидактика разрабатывает следующие основные Д. п. научность обучения, воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, сознательность и активность в обучении, прочность усвоения знаний уч-ся, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к уч-ся в условиях коллективной уч. работы с классом.

Важнейшей задачей обучения является вооружение подрастающего поколения системой научных знаний. Уч-ся изучают основы наук, изложенные в уч. предметах. Объём, система и глубина знаний, изучаемых по каждому предмету, зависят от цели и задач обучения, типа школы и возраста уч-ся. Но отбор, раскрытие изучаемых фактов понятий и закономерностей проводятся в полном соответствии с требованиями науки. В учебниках и уч. программах сов. школы не допускаются искажения научных фактов, как это имеет место в бурж. школе (см. Научность обучения).

В процессе обучения школьники не только приобретают определённую систему научных знаний, умений и навыков, но и вырабатывают коммунистич. мировоззрение, овладевают нормами коммунистич. нравственности, развивают свои физич. и умственные силы. Все уч. предметы и применяемые методы обучения служат как образовательным, так и воспитательным целям (см. Воспитывающее обучение).

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения уч-ся изучаемого материала. На отдельных этапах изучения уч. материала наглядность выполняет различные функции. Когда уч-ся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут сами непосредственно извлекать знания. Если же дидактич. задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета или между предметами, формирование научных понятий, то средства наглядности служат лишь опорой для осознания этих связей, конкретизируют и иллюстрируют эти понятия (см. Наглядность в обучении).

Принцип сознательности и активности в обучении вытекает из целей и задач сов. школы, призванной готовить активных и сознательных строителей коммунистич. общества, а также из особенностей самого процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу. Этот принцип состоит в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмысливании, творческой переработке и применении.

Принцип прочного усвоения уч-ся знаний, умений и навыков также обусловливается как задачами школы, так и закономерностями самого обучения. Опираться на приобретённые знания, умения и навыки на последующих этапах обучения и пользоваться ими в жизни можно лишь тогда, когда они усвоены твёрдо, длительное время удерживаются в памяти. В процессе обучения уч-ся не только приобретают знания, умения и навыки, но и закрепляют и совершенствуют их (см. Прочность усвоения знаний учащимися).

Принцип систематичности и последовательности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практич. деятельности уч-ся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физич. развития (см. Воспитание и развитие). Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения уч. программ, определяет систему работы учителя и деятельность уч-ся в процессе обучения.

Учёт возрастных различий и особенностей уч-ся находит выражение в принципе доступности обучения, к-рое должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объёму был посилен уч-ся. Применяемые методы обучения должны соответствовать развитию уч-ся, ориентироваться на «зону ближайшего действия» (Л. С. Выготский), развивать их силы и способности.

Особенности индивидуального развития детей, типов высшей нервной деятельности требуют индивидуального подхода к учащимся (см. Индивидуализация обучения на уроке). Этот принцип диктуется гуманизмом сов. педагогики, стремлением наилучшим образом развить творч. силы и способности детей.

Д. п. выражают закономерности процесса обучения, и следование им является необходимым условием успеха пед. деятельности учителя. Они образуют систему, находятся между собой в тесной связи. Так, напр. умелое применение средств наглядности делает обучение доступным. Ни один Д. п. не универсален, него применение, изолированное от общей системы, не даёт необходимых результатов.

Лит. Тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», М. 1&58; Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, М. 1&58; Данилов М. А. Есипов Б. П. Дидактика, М. 1&57; Ганелин Ш. И. Принципы дидактики в их взаимосвязи у классиков педагогики, «Советская педагогика», 1961, № 5; Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований, М. 1&62; Огородников И. Т. Связь изучения основ наук с жизнью в системе урока, «Сов. педагогика», 1962 № 9.

И. Т. Огородников. Москва.

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М. ‘Советская Энциклопедия’, 1964. 832 столб. с илл. 7л. илл.

© Злыгостева Надежда Анатольевна, 2007-2017
При копировании ссылка обязательна:
PEDAGOGIC.RU — Библиотека по педагогике

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ это:

ДИДАКТ И ЧЕСКИЕ ПР И НЦИПЫ .

Принципы обучения . опирающиеся на разрабатываемые в дидактике положения теории образования и обучения, используемые при обучении любой дисциплине и не зависящие от предмета обучения. В то же время применение Д. п. о. в каждой конкретной дисциплине имеет свои особенности, отражающие специфику содержания изучаемой дисциплины. Д. п. о. впервые были сформулированы Я. А. Коменским (1592–1670). Наименования их в основном сохранились до наших дней, хотя содержание изменялось в связи с развитием педагогики и смежных с ней наук. Основными Д. п. о. составляющими педагогическую основу обучения иностранным языкам, являются следующие: принцип научности, принцип воспитывающего обучения. принцип сознательности, принцип активности. принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности. принцип прочности усвоения, принцип доступности ( посильности ) , принцип индивидуализации обучения.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М. Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 .

Смотреть что такое «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ» в других словарях:

Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями … Российская энциклопедия по охране труда

Дидактические принципы — ( principum начало, основа, происхождение, первопричина) Принцип является инструментальным основанием той или иной деятельности. В данном случае дидактические принципы представляют собой инструментальное основание деятельности по обучению,… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Дидактические принципы — (греч. didaktikos поучительный) теоретические положения, определяющие содержание, организационные методы и формы учебной работы образовательного учреждения в соответствии с общими целями воспитания и закономерностями процесса обучения. Д.п.… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

Дидактические принципы — руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса. Принцип обучения … Словарь-справочник по педагогической психологии

Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями … Педагогический словарь

Дидактические принципы — руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса. Принцип обучения … Словарь по педагогической психологии

ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ — ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ. См. дидактические принципы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Принципы обучения — взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, дидактические принципы, доступность, индивидуализация обучения, концентризм, методические принципы обучения, обучение на синтаксической основе, общедидактические принципы обучения, опережение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — автократичность, автоматизация, автономия обучающегося, авторитарное воспитание, авторитарность, авторитет, авторская школа, адаптация социальная, академическая задолженность, аккредитация образовательного учреждения, акмеология, активная… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ. Базисная категория методики. Дают представление об исходных требованиях к учебному процессу в целом и его составляющим (целям, знаниям, методам, процессу обучения). Так как методика использует положения базовых для нее наук… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Система формирования информационной составляющей профессиональной подготовки учителей-гуманитариев в педвузе. И. И. Топилина. В монографии представлены психолого-педагогические аспекты применения новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ) в подготовке учителей-гуманитариевв педвузе, решаются вопросы… Подробнее Купить за 935 руб
  • Дидактические основы дифференциации школьного образования. А. В. Перевозный. Дифференциация в школьном образовании представлена как закономерное явление, имеющее свои сущностные характеристики, закономерности, функции, принципы проведения. Раскрыты… Подробнее Купить за 337 руб
  • Дидактические основы дифференциации школьного образования. Перевозный Алексей Владиславович. Дифференциация в школьном образовании представлена как закономерное явление, имеющее свои существенные характеристики, закономерности, функции, принципы проведения. Раскрыты… Подробнее Купить за 302 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ» >>

Дидактические принципы

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ — основополагающие требования к практической организации учебного процесса. К наиболее важным из них относятся следующие:

1. Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых. Этот принцип вытекает из того, что обучение обусловлено потребностями демократического общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Он также учитывает закономерную связь процесса обучения с процессами образования, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе. Только всесторонне и гармонически развитая личность, т.е. образованная, нравственно воспитанная, психологически и физически совершенная, может наиболее успешно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве. Вот поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и развивающего влияния обучения, наряду с формированием у учащихся необходимых знаний, умений и навыков. Реализация этого принципа на практике путём комплексного планирования задач урока позволяет за одно и то же время решать их более широкий круг и поэтому интенсифицирует учебный процесс, повышает его результативность и разностороннюю эффективность. Наличие этого принципа обучения повышает роль и значение целеполагания в учебном процессе, делает обучение более целенаправленным. Применение этого принципа требует, чтобы учитель хорошо знал основную цель и задачи обучения в нашей школе, умел в конкретной ситуации избирать наиболее рациональное сочетание задач образования, воспитания и развития, выделять среди них самые главные, учитывая реальные учебные возможности учеников данного класса, их сильные и слабые стороны. Таким образом, рассматриваемый принцип через основные задачи обучения оказывает затем опосредствованное влияние на все последующие компоненты обучения, включая и анализ его результатов.

2. Принцип научности обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию её современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Реализуется П. научности прежде всего при разработке учебных программ и учебников, которые призваны органически сочетать классические, современные и перспективные научные положения данной отрасли знания. Содержание учебного предмета и самой отрасли науки не могут быть идентичными, т.к. необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющееся для изучения данной дисциплины время. Поэтому в программы необходимо отбирать лишь основы данной науки, избегать включения спорных и не устоявшихся ещё вопросов. В противном случае возникает перегрузка учащихся. В соответствии с рассматриваемым принципом в процессе обучения надо обеспечить формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, т.к. оно научно отображает картину мира. Неотъемлемой составной частью преподавания должно стать ознакомление учащихся с новостями науки. П. научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска, ознакомление их со способами научной организации труда. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, развивающего обучения, обучение школьников умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

3. Принцип связи обучения с жизнью, с практикой государственного строительства. В условиях научно-технического прогресса наука превращается в непосредственную производительную силу. Изучение научных проблем в условиях школьного образования должно осуществляться в тесной связи с раскрытием важнейших путей их применения в промышленности, сельском хозяйстве, в общественной жизни. Реализация этого принципа обучения имеет большое мировоззренческое значение, т. к. способствует усвоению диалектико-материалистической идеи о связи науки с практикой, которая является критерием истины. Этот принцип предполагает тесную связь обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Учеников надо знакомить не только с техникой, но и с социально-экономическими и правовыми отношениями на производстве. Для укрепления связи обучения с жизнью полезно использовать средства массовой информации, просмотры телепередач, прослушивание научно-образовательных радиопередач и т.д.

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент логически связывается с др. последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Особое значение этому принципу придавал И.П. Павлов, который считал постепенность и тренировку важной физиологической закономерностью в педагогике. Психологи также считают, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объёме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь в обучении больших результатов. П. систематичности и последовательности прежде всего реализуется в содержании программ и учебников. Опираясь на достижения современной науки, данные передового опыта и результаты педагогических экспериментов, авторы программ выбирают наиболее рациональную для определённого периода обучения систему и последовательность изучения учебных предметов, а также учебного материала внутри одной темы. Разумеется, при этом возможны различные последовательности изучения темы, но неизменным остаётся сохранение логически стройного подхода, вытекающего из внутренних связей между явлениями, понятиями, фактами, а также между теоретическими положениями и проведением практических работ. Соблюдение в обучении определённой системности предполагает вычленение в изучаемом материале ведущих (ключевых) понятий, установления их связи с др. понятиями (причинных, функциональных и др.), раскрытия генезиса их развития, показа их значения для некоторых более общих законов. В свою очередь столь же необходимо рассматривать связи между понятиями, законами, теориями различных учебных предметов, т.е. устанавливать межпредметные связи в обучении. Например, молекулярно-кинетическая и электронная теория в физике имеют применение в химии и биологии и т.п. П. с. и п. должен применяться не догматически, не путём возведения в абсолют какой-то последовательности основных этапов урока, единой схемы плана урока и т.д. Он предполагает творческий подход к обучению, выбор наиболее рациональной системы и последовательности для каждой педагогической ситуации. В практике обучения П. с. и п. реализуется в процессе различных форм планирования (установление определённого порядка изучения отдельных вопросов темы, последовательности теоретических и лабораторных работ, повторения и контроля за степенью усвоения учебного материала). Но систематичность и последовательность должны осуществляться не только в деятельности педагогов, но и в работе самих учеников.

5. Принцип доступности. П. д. требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье. При слишком усложнённом содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, возникает чрезмерное утомление. Вместе с тем П. д. ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощённым, предельно элементарным. Опыт показывает, что при упрощённом содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. Упрощённое содержание обучения снижает его развивающее влияние. Именно в связи с этим Л.B. Занков в качестве одного из принципов развивающего обучения выдвинул принцип обучения на высоком уровне трудности. К сожалению, при использовании этого принципа некоторые составители программ и учебников не смогли найти оптимальную меру трудности и включили в школьное обучение слишком усложненные вопросы, которые теперь сняты. Но это ни в коей мере не означает, что принцип, выдвинутый Л.В. Занковым, ошибочен. Важно умело использовать его на практике, чтобы обучение, оставаясь доступным, в то же время требовало определённых усилий и вело к развитию личности. Для этого содержание заданий для учащихся должно не просто соответствовать реальным учебным возможностям учеников, а находиться в зоне их ближайшего (т.е. потенциального) развития, т.е. требовать от них раздумий, размышлений, но таких, которые они могут реально осуществить под руководством и при со-ответствующей помощи учителя.

6. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя. Для процесса обучения закономерным является единство преподавания и учения. Только в том случае, когда оба эти процесса функционируют во взаимосвязи, целостный процесс обучения достигает желаемого результата. Невозможно рассчитывать на успех, если учитель активно преподаёт, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний, умений и навыков. И в то же время известно, что учение протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем в непосредственной или опосредованной форме. Упомянутый принцип отражает активную роль личности учащихся в обучении, подчёркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным его объектом. Активность учащихся должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний, когда учащихся сам усваивает новые знания, исследует факты и делает доступные выводы и обобщения, конкретизирует свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями. Когда сливается воедино активность преподавателя и активность обучаемых, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время. Учение должно быть не только активным, но и сознательным. Удачно выразил значение сознательности в обучении Л.В. Занков, который считал осознание учения учащихся важнейшим условием развивающего влияния учебного процесса. Сознательное усвоение знаний обеспечивает предотвращение формализма и вместе с тем способствует превращению их в глубокие и устойчивые убеждения учащихся. Для успешной реализации этого принципа можно рекомендовать педагогам всемерно разнообразить методы обучения, с тем чтобы обеспечить активное применение школьниками разнообразных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы учащихся на уроках, учить их рациональным приёмам организации учебной деятельности, умению составлять план ответа, план сочинения и др.

7. Принцип наглядности обучения. Психологией доказано, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Обратим внимание на то, что наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Оно включает в себя и восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия. Наглядность обучения обеспечивается применением в учебном процессе разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ. Подчёркивая значение наглядности в обучении, нельзя упустить из виду, что одновременно у учащихся надо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление. Поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением наглядных средств.

8. Принцип сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания. В процессе обучения используются разнообразные методы обучения — словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности и контроля. Столь же широк круг различных средств обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов, а также и средств обучения. Дидактика установила закономерную зависимость методов от задач и содержания обучения. Сами же задачи и содержание обучения учитывают возрастные особенности учащихся. Если выбор методов и средств обучения соответствует поставленным задачам, учитывает особенности содержания и возможности учеников, то эффективность обучения окажется максимально возможной в соответствующих условиях. Хорошее знание возможностей различных методов и средств обучения позволит обеспечить выбор наиболее рациональных их сочетаний в соответствующих условиях. На разных уроках и на различных этапах одного и того же урока могут доминировать определённые методы. Вот почему нельзя требовать от учителя, чтобы на каждом уроке были проблемность, наглядность или практические действия. Важно, чтобы педагог мог увидеть их перспективное распределение по всей теме, чтобы он мог показать, что применение этих методов в др. более удачных ситуациях окажется эффективнее, чем применение их в данном случае. Естественно, что это не оправдывает однообразия методов на уроках.

9. Принцип сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. В современной дидактике формы организации обучения чаще всего подразделяют на урочные и внеурочные (экскурсии, практикумы, занятия на производстве, работа на компьютерах, зачёты, экзамены и пр.). В ходе уроков различного типа, а также во время внеурочных учебных занятий используются общеклассные, групповые и индивидуальные формы организации обучения. Дидактикой выявлены связи между формами и эффективностью обучения. Когда учебный материал требует проведения лабораторно-практических занятий или когда урок проводится в виде экскурсии, а также в форме производительного труда школьников, то здесь чаще всего превалируют не общеклассные, а групповые формы занятий. Однако они имеют слабые стороны, состоящие в том, что при бригадном, звеньевом, групповом обучении отдельные ученики всё же остаются пассивными, т.к. большую часть работы выполняют наиболее активные члены группы. Не в полной мере учитываются при этом и индивидуальные особенности учащихся. В процессе обучения необходимо использовать не только общеклассные, групповые, но и индивидуальные формы работы. Они позволяют учесть особенности темпа учебной работы каждого ученика, его подготовленность и стиль умственной деятельности. Вместе с тем организация индивидуальных форм работы требует от учителя значительной интенсификации своего труда, и поэтому ему необходимо обязательно сочетать эти формы работы с др. — общеклассными и групповыми. На это и ориентирует рассматриваемый принцип обучения.

10. Принцип создания необходимых условий для обучения. Учебный процесс зависит от наличия по крайней мере четырёх основных групп условий: учебно-материальных, школьно-гигиенических, морально-психологических и эстетических. Руководство и педагогический коллектив призваны создать в школе нормативные учебно-материальные, школьно-гигиенические и эстетические условия для успешного выполнения требований всех учебных программ, а также примерного содержания воспитания школьников. Основную часть оборудования школа закупает через специализированные магазины по заявкам. Некоторые раздаточные материалы, наглядные пособия, простые приспособления изготавливаются в школьных мастерских, а также в учебных кабинетах с помощью ученических лаборантских бригад. Прямой заботой учителей является создание в ходе обучения благоприятных морально-психологических условий в соответствии с требованиями педагогической этики.

11. Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. Этот принцип, по мнению Ю.К. Бабанского, предъявляет к результатам обучения значительно более высокие требования, чем традиционный П. прочности знаний. Во-первых, он требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения, т.е. чтобы прочными были идейно-нравственные убеждения, навыки учебно-познавательной деятельности, способы и привычки общественно ценного поведения и пр. Во-вторых, этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретённых знаний. Наконец, в-третьих, он ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков и способов поведения, т. е. их практической направленности, обращённости к решению жизненных проблем.

Завершая рассмотрение принципов обучения, необходимо особо подчеркнуть, что только их совокупность обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение Д. п. позволит успешно решить задачи современной школы (см. подробнее об этом: Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект, М. Педагогика, 1977).

Использованы материалы кн. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 185-190.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *