Виды референдумов

Виды референдумов

Виды референдумов. По масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), напри­мер, субъекта федерации или иной автономной части; местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местно­го самоуправления. По их содержанию референдумы разграничивают на: конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней; законодательные, т.е. по проектам законов; консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д. Ярки­ми примерами конституционного референдума может служить приня­тие на референдуме в конце 1993 г. Конституции Российской Федера­ции, а консультативного референдума — референдум в Великобрита­нии в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество и референдум в СССР в марте 1991 г. о сохранении и обновлении Союза ССР. По степени необходимости проведения референдумы разделяют­ся на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию конституции или другого закона при решении данного вопроса, и фа­культативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или населения.

Референдумы могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, по обязывающей силе своих итогов они подразделяются на решаю­щие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и кон­сультативные, т.е. могущие вести к таким последствиям, но могущие и не вызывать их. При проведении законодательного референдума он может проводиться в различное время и играть разную роль. Допарламентский референдум проводится с целью выяснения позиции народа по законопроекту еще до его принятия парламентом. Послепарламентский референдум имеет своей целью придать большую силу уже при­нятому парламентом закону с помощью его утверждения на референ­думе. Но законы в ряде случаев принимаются и непосредственно на референдуме, вне их рассмотрения в парламентах, и тогда речь идет о внепарламентском референдуме.

Иногда особо выделяются междуна­родно-правовые референдумы, связанные чаще всего с решением во­проса о международных договорах, границах государства, отношениях с международными организациями (например, референдум в Швейца­рии о вступлении страны в ООН) и др.

В инициативной группе по проведению референдума субъекта Федерации должно быть не. Назначают референдум орган государственной власти субъекта Российской.
www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/71.htm

Законом Челябинской области «О местном референдуме в Челябинской области». Решение о проведении общерайонного референдума принимают Собрание.
www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/72.htm

Президиум краевого научного совета считал проведение референдума. Проект предложенного на референдум закона не входит в компетенцию края как субъекта.
www.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/73.htm

Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной.
www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/69.htm

О выходе из него заявили республики Балтии. Первого декабря на Украине прошел референдум. на котором население республики высказалось за свою независимость.
www.bibliotekar.ru/mihail-gorbachev/66.htm

10 янв 1991. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум. на котором большинство. Однако 1 декабря 1991 г. состоявшийся референдум на Украине высказался.
www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/93.htm

К институту П. весьма близок институт референдума (см.), так что между ними трудно указать принципиальное различие: термин П. употребляется во Франции и.
www.bibliotekar.ru/bep/202.htm

В зтих условиях Б. Ельцин предложил провести референдум о доверии. Большинст-во участвовавших в референдуме высказалось за доверие Б. Ельцину и.
www.bibliotekar.ru/sovetskaya-rossiya/103.htm

Виды референдума

Референдум. являясь государственно-правовым институтом, непосредственно выражающим суверенитет народа, в науке конституционного права России классифицируется по разным основаниям.

В зависимости от предмета референдума, то есть выносимого на него вопроса, выделяются конституционный, законодательный, международно-правовой и местный референдумы .

Предметом конституционного референдума является внесение изменений в Конституцию либо принятие новой Конституции.

Предметом законодательного референдума является принятие (непринятие) законопроекта, внесение изменений или отмена действующих законов.

Международно-правовой референдум (плебисцит) проводится для решения вопросов, возникающих в межгосударственных отношениях. Предметом такого референдума может быть вступление в международные организации, ратификация или денонсация международных договоров, решение вопросов о международно-правовой судьбе территории.

Местный референдум проводится по вопросам местного значения. Современное российское законодательство допускает проведение всех вышеназванных видов референдумов.

По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, в отечественной литературе различают консультативный и императивный референдумы.

Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким — либо вопросам, окончательное решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Решение, принятое на консультативном референдуме, не имеет обязательной силы.

Решения императивного референдума обязательны для исполнения всеми органами и лицами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и могут быть изменены (отменены) только путем референдума. Ниже мы более подробно остановимся на рассмотрении целесообразности разграничения референдумов на такие виды как консультативный и императивный.

Референдумы, в зависимости от условий, необходимых для их проведения, делятся на обязательные и факультативные .

Обязательный референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и является одним из способов принятия какого — либо государственного решения.

Факультативные референдумы проводятся только при наличии инициативы определенных законом субъектов. Российское законодательство не содержит положений об обязательном проведении референдума (хотя в нем и указывается, что вопрос о принятии новой Конституции РФ выносится на общероссийский референдум, но существует оговорка, что это возможно только при условии, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации, проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

По территориальному принципу референдумы делятся на общегосударственные, субъектов Федерации и местные.

В общегосударственном референдуме участвуют все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Референдумы субъектов Федерации проводятся в пределах территории субъекта Федерации.

Местные референдумы проводятся в пределах административно-территориальных (муниципальных) образований. Соответственно решения, принятые на референдумах различаются по территории своего действия.

В России законодательством предусмотрены референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум.

Понятие и виды референдумов

Понятие референдума. Слово «референдум» (от лат.«referendum») — « то, что должно быть сообщено»).В конституционном праве под референдумом понимают самостоятельную отличную от выборов форму непосредственного народовластия. Процедура проведения референдума и выборов в своих основных стадиях совпадают. Однако это различные конституицонно-правовые институты и их отождествление, допускаемое некоторыми учеными, необоснованно. Основное различие этих институтов заключается в том, что на референдуме принимается решение по определенному вопросу путем утвердительного или отрицательного ответа на него участников или посредством выборов им одного из вариантов решения, в то время как по результатам выборов вручается мандат избранному лицу.

Референдум- это такая форма непосредственной демократии, посредством которой решаются важные вопросы общественного значения прямым голосованием участников. Участниками референдума являются обычно все лица, обладающие активным избирательным правом. Если возраст избирателей обладающих активным избирательным правом, дифференцируется, то к референдуму применяются правила более широкого круга. Иначе говоря, участниками референдума являются все граждане которые достигли установленного в законе восемнадцатилетнего возраста, если не установлен более низкий предел, как на Кубе, в Бразилии и др.

Одной из разновидностей референдума является плебесцит (от лат. plebescitum – решение народа). Под плебесцитом чаще всего имеется в виду референдум, на котором, решаются судьбоносные вопросы (о государственной принадлежности территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима и т.д.).

Нередко наряду с референдумом проводится всенародный опрос, на котором выявляется мнение населения по тем или иным вопросам общественной жизни. Однако по результатам опроса население ни каких решений не принимает. Результаты опроса могут быть лишь положены в основу решения органов государственной власти. Поэтому иногда всенародные опросы определяются как консультативный референдум (Швейцария). И это вполне правомерно, если при его проведении используется голосование с соблюдением установленных законом процедур. По этому критерию консультативный референдум отличается от опросов, проводимых прессой, общественными организациями научными учреждениями и т. п.

Референдум не применяется в странах, придерживающихся англосаксонских правовых традиция, в которых главенствует принцип верховенства парламента. В силу этого решения парламента имеют высшую юридическую сил. Установление же института референдума означает признание за его решениями высшей юридической силы, если компетенция не ограничивается актами консультативного характера.

Виды референдумов. Классификация референдумов проводится по различным основаниям.

1.В зависимости от территориального состава участников выделяются общенациональный, региональный и местный референдумы. В общенациональном референдуме принимают участие все правосубъекты граждане страны. На нем выносятся решении, имеющие общегосударственное значение. В голосовании на региональном либо местном референдуме принимают участие граждане субъектов Федерации и муниципальных образований соответственно. На этих референдумах принимаются решения по вопросам регионального ( местного) значения.

2. По содержанию решаемых вопросов референдумы делятся на конституционные, законодательные и иные. На конституционном референдуме принимается или изменяется Конституция, а на законодательном — закон. Разновидностью законодательного референдума является отменительный референдум- принимается решение об отмене того или иного закона. Иные референдумы проводятся по вопросам, не связанным с конституционным или с законодательными решениями. Также возможен народный выбор (предоставление избирателя выбора предпочтительного варианта ответа н вопрос референдума).

3.По основаниям проведения (назначения) различают референдумы обязательный и факультативный. Обязательный референдум проводится в случаях, предусмотренных законам, согласно предписаниям которого тот или иной вопрос может быть решен только на референдуме. Факультативный референдум проводится по инициативе субъектов, обладающих соответствующими полномочиями.

4. По юридическим последствиям принимаемых решений референдумы бывают императивные и консультативные. Императивный референдум принимает юридически обязательные решения, а консультативный- рекомендательные.

Референдум РФ

Понятие и виды референдумов в РФ

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления ).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции ).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации » (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти. 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления. приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования ; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да9raquo; или «нет9raquo;)

Всероссийский референдум: порядок организации и проведения

Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: 1) изменение статуса субъектов РФ; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ. Совета Федерации РФ. Государственной Думы РФ. а равно проведение досрочных выборов Президента РФ. Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов; 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование .

Вопросы, вынесенные на референдум РФ. не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ .

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ. при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.

Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ на весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Принципы проведения всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; 3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме; 4) голосование на референдуме тайное.

Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России. 2010

Первый референдум в России состоялся в 1991 г. (по поводу учреждения поста Президента РСФСР). На всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ .

Референдум в РФ может быть проведен на следующих уровнях: федеральный референдум; региональный; местный.

Проведение референдума в РФ регулируется Конституцией РФ, ФКЗ «О референдуме РФ », ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законами субъектов РФ .

На референдум выносятся вопросы особой общественной и государственной важности.

На референдум РФ не могут выноситься вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ. Государственной Думы. а также о проведении досрочных выборов Президента РФ. депутатов Государственной Думы. либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти. иных федеральных государственных органов;
  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  6. о принятии и об изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;
  7. о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты и др.

Референдум не может быть проведен в условиях чрезвычайного (военного) положения, а также в течение 3 месяцев после отмены соответствующего специального правового режима. Референдум РФ по общему правилу не проводится в последний год полномочий Президента РФ. Государственной Думы, а также в период федеральной избирательной кампании, кампании по проведению федерального референдума.

Повторный референдум по одному и тому же вопросу (по вопросу с похожей по смыслу формулировкой) не может быть проведен: на федеральном уровне в течение года после официального опубликования решения референдума РФ ; на региональном и местном уровнях такой срок (не превышающий 2 лет) может быть установлен законом субъекта РФ либо уставом муниципального образования. Центральной комиссией референдума РФ является Центральная избирательная комиссия РФ, комиссиями референдума являются соответствующие избирательные комиссии. Референдум РФ признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины зарегистрированных избирателей, решение принимается большинством голосов от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании.

Кушнир И.В. Конституционное право Российской Федерации. 2010

Второй, менее распространенной формой непосредственной демократии является референдум. т. е. форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

В зависимости от уровня и выносимых на голосование вопросов референдум подразделяется на федеральный (референдум Российской Федерации ), региональный (референдум субъекта РФ ) и местный (референдум, проводимый на территории муниципального образования ). Порядок проведения федерального референдума определяется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» с изм. и доп. региональных и местных референдумов – в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в региональном законодательстве и нормативных правовых актах органов местного самоуправления. которые должны базироваться на основополагающих федеральных нормах.

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором Российской Федерации; иные вопросы государственного значения (в любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

  1. об изменении статуса субъектов РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ. Государственной Думы Федерального Собрания РФ. а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ. Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);
  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти. иных федеральных государственных органов;
  5. о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства ;
  6. о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;
  7. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  8. об амнистии и помиловании .

В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ. не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назаначаться и проводиться:

а) в условиях военного или чрезвычайного положения. введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;
б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);
в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Повторный референдум (т. е. референдум с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса) может быть проведен не ранее чем через два года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума (в субъектах РФ и в муниципальных образованиях этот срок устанавливается соответственно региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. при этом он не может превышать двух лет).

Назначает референдум Российской Федерации Президент РФ. Он осуществляет это полномочие не произвольно, а в соответствии с рядом нормативно обусловленных обстоятельств (схема 13). Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит:

  • не менее чем 2 млн граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме РФ ;
  • Конституционному Собранию в случае принятия им положительного решения о пересмотре Конституции РФ.

Виды референдумов

Схема 13. Алгоритм назначения и проведения рефирендума Российской Федерации.

При этом инициатива о проведении референдума не может иметь место в период общероссийской избирательной кампании, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Процедура реализации инициативы граждан о проведении референдума существенно усложнилась по сравнению с прежним законом 1995 года. Указанная инициатива оформляется путем сбора подписей, который должна организовать инициативная группа, состоящая из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ (при этом каждая региональная подгруппа должна насчитывать не менее 100 участников референдума, проживающих на территории соответствующего субъекта РФ, и быть зарегистрирована в избирательной комиссии данного субъекта РФ); регистрацию инициативной группы и вопроса (формулы) референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ (общероссийская инициативная группа должна быть создана достаточно оперативно – срок со дня регистрации первой региональной подгруппы до дня обращения с ходатайством о регистрации в ЦИК не может превышать 2-х месяцев). При сборе подписей в поддержку инициативы проведения референдума должно соблюдаться правило – на один субъект РФ (равно как и на участников референдума, проживающих за пределами территории РФ) должно приходиться не более 50 тысяч подписей (следовательно, инициатива проведения референдума должна быть поддержана, как минимум в сорока российских регионах). На сбор подписей закон отводит 45 дней.

Изданию указа Президента РФ о назначении референдума должно предшествовать обязательное обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии инициативы проведения референдума Конституции РФ. И лишь в случае положительного заключения конституциооного суда Президент РФ назначает референдум. При этом голосование может быть назначено только на воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования указа, но не может быть совмещено с проведением выборов любого уровня (проведение же региональных и местных референдумов, как правило, совмещается с какими-либо, в том числе и общенациональными, выборами). Решение о назначении региональных и местных референдумов принимается, соответственно, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. а при недостаточности правовой базы – Президентом РФ.

Решение по вопросу, выносимому на референдум, считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. При этом референдум считается состоявшимся в случае участия в нем более половины граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Решение, принятое на референдуме РФ. является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ. требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ. определить срок подготовки такого правового акта.

Процедурные вопросы, регламентирующие порядок проведения референдума (право на участие в референдуме, система и статус избирательных комиссий, организация голосования и пр.) во многом совпадают с соответствующими нормами, регламентирующими избирательное право и избирательный процесс .

Если проведение референдума финансируется только из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального, местного), то на проведение выборов кроме бюджетных средств могут привлекаться и иные финансовые ресурсы. В частности, кандидаты и избирательные объединения, как правило, создают собственные избирательные фонды, в которых наряду с бюджетными аккумулируются собственные средства кандидата и избирательного объединения, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц. При этом на внесение пожертвований на избирательную кампанию установлен ряд запретов. Такие пожертвования запрещены со стороны иностранных государств, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства. несовершеннолетних граждан РФ, органов публичной власти, государственных и муниципальных учреждений и организаций, анонимных жертвователей и т. п. За подготовкой и проведением выборов и референдума установлен жесткий финансовый контроль со стороны государства.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. 2010

Конституционное право зарубежных стран

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
    • Понятие
    • Абсолютная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
    • Организация конституционных судов (советов)
    • Конституционное судопроизводство
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц
    • Формы правления и государственные режимы
    • Законодательные органы
    • Исполнительные органы
    • Судебные органы

Виды референдумов

Виды референдума

Классификация референдумов, как и многих других конституционно-правовых институтов, весьма условна.

По предмету референдумы делятся на конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые. Возможны и иные виды, например, по финансовым вопросам (такие голосования при выделении кредитов выше определенной суммы часто практикуются в некоторых кантонах Швейцарии), об изменении границ территориальных единиц (проводятся, например, во Франции при слиянии коммун).

Конституционным именуется референдум, на котором решаются вопросы, связанные с принятием новой конституции либо с внесением поправок в действующую. Цели законодательного, международно-правового и административно-правового референдумов определены их названием.

По своей обязательности референдумы делятся на обязательные и факультативные.

Обязательный референдум имеет место в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Например, в ч. 2 ст. 151 Конституции Испании предусмотрено, что референдум избирательного корпуса соответствующих провинций необходим в качестве одной из стадий процесса выработки и утверждения статута (устава) об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества.

А согласно ст. 140 Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года на голосование народа и кантонов подлежат вынесению:

  • изменения федеральной Конституции;
  • вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества;
  • федеральные законы, объявленные срочными, если для них нет конституционного основания, а срок их действия превышает один год; эти федеральные законы Федеральное собрание должно вынести на голосование в течение года после их принятия.

Кроме того, на голосование только народа подлежат вынесению:

  • народные инициативы о полном пересмотре федеральной Конституции;
  • народные инициативы о частичном пересмотре федеральной Конституции в форме общего предложения, которое отклонено Федеральным собранием;
  • вопрос о том, проводить ли частичный пересмотр федеральной Конституции, если оба совета (т. е. обе палаты Федерального собрания) разошлись во мнениях.

    Во втором и третьем случаях референдум предусмотрен в качестве обязательного средства разрешения разногласий – соответственно между группой (100 тыс.) избирателей и Федеральным собранием, и между палатами Федерального собрания. Речь здесь идет не о содержании пересмотра, а лишь о самой необходимости его.

    Если в первом случае мы имеем дело с абсолютно обязательным референдумом, то во втором – с относительно обязательным.

    Факультативный референдум – это такой, который можно проводить, а можно и не проводить. Назначение его зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдум, либо от наличия установленной конституцией или законом иной инициативы. Предметом факультативного референдума может стать любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на референдум запрещено конституцией или законом.

    Например, согласно ст. 141 Конституции Швейцарской Конфедерации 1999 года по требованию 50 тыс. избирателей или 8 кантонов на голосование народа могут быть вынесены:

    • федеральные законы;
    • объявленные срочными федеральные законы, срок действия которых превышает один год;
    • федеральные постановления, поскольку это предусмотрено Конституцией или законом;
    • международно-правовые договоры, которые: а) являются бессрочными или нерасторжимыми; б) предусматривают вступление в международную организацию; в) влекут многостороннюю унификацию права.

    Факультативный референдум может проводиться по решению парламента, части парламента, главы государства и правительства, части избирательного корпуса, иных органов государства.

    По времени проведения референдумы могут быть дозаконодательные и послезаконодательные, то есть проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума. Дозаконодательные референдумы обычно являются консультативными, а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими.

    По правовым последствиям референдумы могут быть либо консультативными, либо постановляющими. Мнение, поддержанное избирателями на консультативном референдуме не является обязательным ни для парламента, ни для правительства. Консультативный референдум проводится по законопроекту или какому-либо акту, подготовленному государственным органом, а не в результате народной инициативы.

    Вместе с тем результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей. Так, в 1955 году в Швеции на консультативном референдуме был получен отрицательный ответ по поводу перехода на правостороннее движение. И парламент, и правительство в результате не решились ввести новые правила дорожного движения. Только через 12 лет после достижения соглашения между основными политическими партиями страны парламент ввел новые правила.

    В Норвегии на консультативном референдуме в 1972 году 53,49 % избирателей высказались против вступления в Общий рынок. Правительство, благоприятно относившееся к вступлению в эту международную организацию, отказалось от своего намерения, хотя юридически не было связано голосованием. Решение правительства или парламента, противоположное воле большинства избирателей, выраженной на консультативном референдуме, может создать кризисную политическую ситуацию, в результате которой возможны досрочные парламентские выборы, отставка правительства и т. п. Консультативный референдум предусмотрен конституцией Швеции (часть первая § 4 гл. 8 Формы правления 1974 г.).

    По месту проведения референдумы могут быть национальными, региональными и местными.

    Потребление памяти: 0.5 Мб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *