Художественное конструирование

Художественное конструирование

ВНИИТЭ – Всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики Создан в 1964 г. в Москве на территории ВДНХ СССР. Родоначальник прорывных методологий и практических технологий промышленного дизайна, основ футуродизайна. Прославлен творчеством легендарных творцов эпохи – Федорова М.В. Генисаретского О.И. Щедровицкого Г.П. Зинченко Ю.П. Мунипова. Григорьева Э.П. Крючкова Ю.А, Щелкунова Д.Н. Блоха М.М.,Сидоренко В.Ф. и мн. др.

Является одним из международных центров дизайна. С начала 90–х го дов сворачивает свою деятельность до минимальных объёмов. Закрываются все 16 филиалов. Прекращается учебная работа. Однако, ВНИИТЭ в глазах международной общественности, являлся центральным институтом по изучению дизайна в РФ.

Продолжая традиции ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН ВНИИТЭ в СССР развивало второй подход к дизайну в рамках русской школы дизайна (первый развивается в Строгановском училище), получивший название эстетико-технологический.

Начиная с конца 60–х и заканчивая, концом 80–х был мировым лидером в области дизайна. В нем были созданы такие разделы науки о дизайне как: ритмика, цветоведение (современное представление), эргодизайн, экономика красоты, дизайн–программирование и множество других.

Службы дизайна в России – это становление дизайна в СССР в послевоенные годы и в современной России. Создание и роль ВНИИТЭ как первого госу дарственного проектного и научно–методического центра в деле развития отечественного промышленного дизайна. Организация системы ВНИИТЭ и его филиалов в союзных республиках и крупных промышленных странах. Создание Союза дизайнеров СССР – первой общественной творческой организации.

Службы технической эстетики возглавлял всесоюзный научно–исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с его филиалами в крупнейших городах страны – Санкт Петербурге, Киеве, Харькове, Ереване, Баку, Свердловске, Минске, Вильнюсе, Тбилиси, Хабаровске. Деятельность института и его филиалов необычайна многогранна. Институт вел проектирование не только в обычном смысле этого слова, но и проектирование показательное, проектирование «завтрашнего дня».

В результате существования «дизайн–программы» в 80-е все предприятия отрасли перешли на изготовление приборов по предложенному ВНИИТЭ принципу. Практическая деятельность института технической эстетики была связана с самыми многообразными научными изысканиями в области теории и практики художественного конструирования. Институт вел широкую издательскую деятельность.

Институт технической эстетики не мог охватывать всю многогранную деятельность по созданию новой предметной среды, новых изделий, благоустройства территории и прочее. В каждой отрасли – свои задачи, свои традиции, свои перспективы. К примеру: перед одной из групп дизайнеров была поставлена как будто бы чисто практическая задача – спроектировать бытовой электроутюг. Технологическая основа его при этом не должна была кардинально переделываться. Ведущий художественной группы В. Коновалов поставил перед собой цель – из одних и тех же унифицированных элементов сделать не сколько разных по своему назначению и применяемому материалу типов утюга. Автор не только добился своей цели, но и сумел создать удивительно разнообразную серию, причём каждый из утюгов получил свой пластический характер, свой облик.

Художественное конструирование – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами–конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

Художественное конструирование осуществляет художник–конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод художественного конструирования складывается из художественно–конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально–эргономический и конструктивно–технологический анализ, композиционный анализ) и художественно–конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально–эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод художественного конструирования включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п.

Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), художественное конструирование Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930–40–е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950–1960–е гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США, Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественною конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию художественного конструирования – национальные советы по дизайну, дизайнцентры и профсоюзные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организации по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики художественного конструирования капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественного конструирования для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960–70–х гг. стало создание фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно–коммерческим соображениями.

В СССР предшественниками художественного конструирования явились деятели искусства (создавшие, напр. центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному художественному конструированию стало создание ВХУТЕМАСа, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930–х гг. элементы художественно–конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования не систематически. В послевоенные годы художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по художественному конструированию было созданное в 1946 Архитектурно художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно–конструкторские проекты пассажирских судов, железнодорожных вагонов, троллейбусов и т. д.

Развитие современного художественного конструирования ускорилось после выхода в свет постановлений Совета Министерства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно–бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специализированных художествен но–конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960–1970–х гг. большое количество художественно–конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик художественного конструирования, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников–конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики художественного конструирования, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда художественного конструирования, организуются выставки достижений советского и зарубежного художественного конструирования, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ – член Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и художественному конструированию.

Одна из основных тенденций развития современного советского художественного конструирования – расширение проектно–конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий, комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В художественном конструировании осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно–конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

В других социалистических странах художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народнохозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленности продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры художественного конструирования научно–исследовательских организаций, государственные координирующие органы.

Художественное конструирование

Художественное конструирование – творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) – неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами–конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

Художественное конструирование осуществляет художник–конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод художественного конструирования складывается из художественно–конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально–эргономический и конструктивно–технологический анализ, композиционный анализ) и художественно–конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально–эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для художественного конструирования характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений. При этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится, в конечном счете, эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода художественного конструирования является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом художественного конструирования являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод художественного конструирования включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т. п.

Основы западноевропейского художественного конструирования закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), художественное конструирование Ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930–40–е гг. центр художественного конструирования перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно в форме коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы художественного конструирования, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950–1960–е гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США, Особенно велика роль Улъмской высшей школы художественною конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию художественного конструирования – национальные советы по дизайну, дизайнцентры и профсоюзные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организации по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики художественного конструирования капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования художественного конструирования для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т. п.). Одной из важнейших сфер применения художественного конструирования в 1960–70–х гг. стало создание фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художеств, признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно–коммерческим соображениями.

В СССР предшественниками художественного конструирования явились деятели искусства (создавшие, напр. центры художеств, ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному художественному конструированию стало создание ВХУТЕМАСа, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930–х гг. элементы художественно–конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования не систематически. В послевоенные годы художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по художественному конструированию было созданное в 1946 Архитектурно художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно–конструкторские проекты пассажирских судов, железнодорожных вагонов, троллейбусов и т. д.

Развитие современного художественного конструирования ускорилось после выхода в свет постановлений Совета Министерства СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно–бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специализированных художествен но–конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960–1970–х гг. большое количество художественно–конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик художественного конструирования, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников–конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики художественного конструирования, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда художественного конструирования, организуются выставки достижений советского и зарубежного художественного конструирования, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ – член Международного совета организаций по художественному конструированию (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и художественному конструированию.

Одна из основных тенденций развития современного советского художественного конструирования – расширение проектно–конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий, комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В художественном конструировании осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно–конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

В других социалистических странах художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народнохозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленности продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры художественного конструирования научно–исследовательских организаций, государственные координирующие органы.

Художественное конструирование

Художественное конструирование это:

творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х. к. (часто отождествляемое с Дизайн ом) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

Х. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

Х. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой (См. Техническая эстетика ), а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики (См. Эргономика ), семиотики (См. Семиотика ), системотехники (См. Системотехника ) и др. наук. Метод Х. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

Возникновение Х. к. относится к началу 20 в. но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «. полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера. » (Ленин В. И. Полное собрание соч. 5 изд. т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда (См. Немецкий Веркбунд ) и «Баухауз а». В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к. возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования (См. Ульмская высшая школа художественного конструирования ). В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к. — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево. Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемас а, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства (См. Производственное искусство ). В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к. его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к. выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к. организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к. осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.

Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

В др. социалистических странах Х. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х. к. научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М. 1&66; Художественное конструирование в СССР. 1966—1967, М. 1&69; Основы методики художественного конструирования, М. 1&70; Дижур А. Л. Художественное конструирование в социалистических странах, М. 1&71; Художественное конструирование в СССР. 1968—1969, М. 1&71; Соловьев Ю Б. Художественное конструирование в США, «США», 1972, № 8: Художественное конструирование в СССР. 1970—1973, М. 1&75; Dreyfuss Н. Designing for people, N. Y. 1&67; Ashford F. The aesthetics of engineering design, L. 1&69; Kelm М. Produktiongestaltung im Sozialismus, B. 1&71; Dorfless G. Jntroduzione al disegno industriale, Torino, 1&72; Archer L. B. Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa — L. 1&74; Papanek V. Design for the real world, St. Albans, 1974.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Г. А. Глудиньш. Микромотороллер «Мини-мото». 1970—71.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. А. А. Грашин, А. И. Горячий, Л. А. Кузьмичев и др. Гидрокопировальный станок с программным управлением модели Т320-1. 1973.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. В. Л. Милевский, Н. В. Стас. Разработка фирменного стиля Минского поизводственно-технического объединения «Горизонт». 1975.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Г. Ф. Дзюба, Д. Н. Шмельков, А. А. Величкина. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976.

Художественное конструирование

Советское художественноее конструирование. В. С. Кобылинский. Автосамосвал БелАЗ-549. 1967.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. И. В. Сандлер, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Л. А. Гаккель, В. А. Цепов. Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. О. П. Фролов, Н. А. Молоков, В. А. Шиленков. Теплоход на подводных крыльях «Восход-23». 1971.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. С. И. Жбанников, Б. К. Кузнецов и др. Автобус «Турист люкс» Павловского автобусного завода. 1968.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. А. Стейнер. Образцы упаковки фирмы «Пьеррель» (Италия). 1957.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Швейная машинка «Мирелла» фирмы «Некки» (Италия). 1956.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы «Бадд компани» (США). 1955.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Ч. Имс. Громкоговоритель фирмы «Стивенс трусоник инкорпорейтед», модель Е-2. (США) 1957.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Выключатель фирмы «Адольф Феллер». (Швейцария). Около 1945.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Кронциркуль фирмы «Браун энд Шарп». (США) 1934.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. П. Беренс. Электрический чайник фирмы «Альгемайне электрицитетс гезельшафт» (Германия). 1908.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Пишущая машинка фирмы «Дактиль» (Франция). Нач. 20 в.

Большая советская энциклопедия. — М. Советская энциклопедия. 1969—1978 .

Смотреть что такое «Художественное конструирование» в других словарях:

Художественное конструирование — творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; цели художественного конструирования. достигаются путём приведения в единую… … Художественная энциклопедия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн) … Большой Энциклопедический словарь

Художественное конструирование — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, смотри Дизайн. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческий процесс и художественный метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями (см.). С развитием дизайна промышленных изделий в машиностроении, приборостроении, на транспорте, в производстве культурно … Большая политехническая энциклопедия

Художественное конструирование — Автомобильный дизайн (англ. Automotive design) художественно проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто. В СССР термин назывался художественное конструирование. Содержание… … Википедия

художественное конструирование — вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн). * * * ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, вид художественной деятельности, проектирование… … Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческий процесс и метод проектирования пром. изделий; осуществляется на основе принципов и требований технической эстетики. X. к. особая область творчества, органически сочетающего художеств. и н. т. знания и навыки. В совр. качестве,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческая проектная деятельность человека, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путем приведения в единую систему функциональных и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Художественное конструирование книги — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КНИГИ, или дизайн в книге, органическая часть книжного искусства, включающая, во первых, разработку проекта оформления книги, т. е. выбор тех осн. качеств, которыми она должна обладать для того, чтобы наилучшим… … Издательский словарь-справочник

  • Художественное конструирование и оформление книги. Цель этой книги — помочь читателям сформировать новые методические принципы, с помощью которых можно более активно и действенно работать в области книжного искусства. Изложенные здесь вопросы… Подробнее Купить за 1200 руб
  • Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. В учебнике излагаются сведения по основам художественно-конструкторского творчества как метода проектной деятельности. Подробно рассмотрены закономерности и средства композиции промышленных… Подробнее Купить за 610 руб
  • Художественное конструирование изделий из пластмасс. Квасов А. С. В книге описаны эстетические качества пластмасс, изложены технология, методы переработки пластмасс в изделия и рассмотрены основные принципы художественного конструирования изделий из них.… Подробнее Купить за 417 руб

Другие книги по запросу «Художественное конструирование» >>

Худ о жественное констру и рование, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Х. к. (часто отождествляемое с дизайном ) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Х. к. содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

Х. к. осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

Х. к. опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой , а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики . семиотики . системотехники и др. наук. Метод Х. к. складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Х. к. характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Х. к. является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Х. к. являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Х. к. включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

Возникновение Х. к. относится к началу 20 в. но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «. полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера. » (Ленин В. И. Полное собрание соч. 5 изд. т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

Основы западно-европейского Х. к. закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза» . В 1930—40-е гг. центр Х. к. перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Х. к. возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Х. к. становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования . В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Х. к. — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

Для практики Х. к. капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Х. к. для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Х. к. в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

В СССР предшественниками Х. к. явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево . Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Х. к. стало создание Вхутемаса . с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства . В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Х. к. развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Х. к. было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

Развитие сов. Х. к. интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Х. к. его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Х. к. выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Х. к. организуются выставки достижений сов. и зарубежного Х. к. осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Х. к. (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Х. к.

Одна из основных тенденций развития современного сов. Х. к. — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Х. к. осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

В др. социалистических странах Х. к. также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Х. к. научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М. 1&66; Художественное конструирование в СССР. 1966—1967, М. 1&69; Основы методики художественного конструирования, М. 1&70; Дижур А. Л. Художественное конструирование в социалистических странах, М. 1&71; Художественное конструирование в СССР. 1968—1969, М. 1&71; Соловьев Ю Б. Художественное конструирование в США, «США», 1972, № 8: Художественное конструирование в СССР. 1970—1973, М. 1&75; Dreyfuss Н. Designing for people, N. Y. 1&67; Ashford F. The aesthetics of engineering design, L. 1&69; Kelm М. Produktiongestaltung im Sozialismus, B. 1&71; Dorfless G. Jntroduzione al disegno industriale, Torino, 1&72; Archer L. B. Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa — L. 1&74; Papanek V. Design for the real world, St. Albans, 1974.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. А. Стейнер. Образцы упаковки фирмы «Пьеррель» (Италия). 1957.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. С. И. Жбанников, Б. К. Кузнецов и др. Автобус «Турист люкс» Павловского автобусного завода. 1968.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Кронциркуль фирмы «Браун энд Шарп». (США) 1934.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. А. А. Грашин, А. И. Горячий, Л. А. Кузьмичев и др. Гидрокопировальный станок с программным управлением модели Т320-1. 1973.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Г. Ф. Дзюба, Д. Н. Шмельков, А. А. Величкина. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Выключатель фирмы «Адольф Феллер». (Швейцария). Около 1945.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. В. Л. Милевский, Н. В. Стас. Разработка фирменного стиля Минского поизводственно-технического объединения «Горизонт». 1975.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы «Бадд компани» (США). 1955.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. И. В. Сандлер, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Л. А. Гаккель, В. А. Цепов. Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Швейная машинка «Мирелла» фирмы «Некки» (Италия). 1956.

Художественное конструирование

Советское художественноее конструирование. В. С. Кобылинский. Автосамосвал БелАЗ-549. 1967.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. Г. А. Глудиньш. Микромотороллер «Мини-мото». 1970—71.

Художественное конструирование

Советское художественное конструирование. О. П. Фролов, Н. А. Молоков, В. А. Шиленков. Теплоход на подводных крыльях «Восход-23». 1971.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. П. Беренс. Электрический чайник фирмы «Альгемайне электрицитетс гезельшафт» (Германия). 1908.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Ч. Имс. Громкоговоритель фирмы «Стивенс трусоник инкорпорейтед», модель Е-2. (США) 1957.

Художественное конструирование

Зарубежное художественное конструирование. Пишущая машинка фирмы «Дактиль» (Франция). Нач. 20 в.

Художественное конструирование это:

Художественное конструирование Художественное конструирование

творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; цели художественного конструирования. достигаются путём приведения в единую систему функциональных и композиционных качеств, эстетических и эксплуатационных характеристик предметных комплексов и отдельных изделий. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) — неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно осуществляется художником-конструктором (дизайнером) в непосредственном контакте с инженерами-конструкторами, технологами, специалистами в области социологии, психологии, эргономики, системотехники и других наук. Для художественного конструирования характерно моделирование объекта (в соответственном масштабе и нередко в натуральную величину) на всех этапах его разработки, что позволяет проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и других решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования. Постоянно модифицируясь в ходе работы, она становится эталоном опытного образца изделия.

Предпосылки для становления художественного конструирования зародились ещё в эпоху перехода от ручного к машинному производству, когда прогрессивность заложенной в новом изделии инженерной мысли стала противоречить его эстетической неполноценности. Утрата многими утилитар- ными предметами присущего им в прошлом художественного значения вызвала в XIX в. к жизни романтические проекты возрождения средневековых ремесленных традиций (в Великобритании — Дж. Рескин, У. Моррис; в России — создатели центров художественного ремесла в Абрамцеве и Талашкине, и др.), социальная утопичность которых вскоре стала очевидной. Основы художественного конструирования были заложены в трудах Г. Земпера, а в XX в. — в теориях и практике П. Беренса, В. Гропиуса, Г Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), Э. Сааринена (Финляндия), представителей русской инженерной школы И. И. Рерберга, В. Г. Шухова, в деятельности немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 30-40-х гг. прежде всего в США, художественное конструирование получило развитие в форме так называемого коммерческого дизайна, который используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. В 50-60-х гг. очагами теоретической мысли в области художественного конструирования становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США; в ряде стран, где художественное конструирование заняло значительное место в современной художественной культуре (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия, Япония и др.), возникают национальные советы по дизайну, дизайн-центры, профессиональные ассоциации дизайнеров, объединившиеся в 1957 в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

В условиях социализма художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего возрастающим материальным и духовным потребностям трудящихся. Важнейшей вехой на пути к современного художественного конструирования в СССР стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 30-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. Специализированные организации появились в послевоенные годы, первоначально в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением (например, в 1946 — Архитектурно- художественное бюро Министерства транспортного машиностроения СССР). Развитие советского художественного конструирования интенсифицировалось в 60-70-х гг.; в 1962 были созданы Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, затем — большое число художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, мастерские художественного конструирования в системе СХ СССР. С 1964 издаётся журнал «Техническая эстетика», освещающий проблемы теории, практики и методики художественного конструирования. С 1965 ВНИИТЭ — член ИКСИД.

Одна из основных тенденций развития художественного конструирования в социалистических странах — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов, переход от частных разработок к комплексным программам, способствующим повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и отраслей промышленности.

Литература: Основы методики художественного конструирования, М. 1&70; А. Л. Дижур, Художественное конструирование в социалистических странах, М. 1&71; Нельсон Дж. Проблемы дизайна, пер. с англ. М. 1&71; Ю. Б. Соловьев, Художественное конструирование в США, «США», 1972, Й 8; И. Ф. Селезнев, Дизайн: проблемы материально- художественной культуры, Минск, 1&78; Ashford F. The aesthetics of engineering design, L. 1&69; Jones J. Ch. Design methods: seeds of human futures, N. Y. 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М. Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Смотреть что такое «Художественное конструирование» в других словарях:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн) … Большой Энциклопедический словарь

Художественное конструирование — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, смотри Дизайн. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческий процесс и художественный метод проектирования промышленных изделий, осуществляемые в соответствии с требованиями (см.). С развитием дизайна промышленных изделий в машиностроении, приборостроении, на транспорте, в производстве культурно … Большая политехническая энциклопедия

Художественное конструирование — творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и… … Большая советская энциклопедия

Художественное конструирование — Автомобильный дизайн (англ. Automotive design) художественно проектная деятельность, по созданию оригинальной функционально оправданной, устойчивой к влиянием времени формы авто. В СССР термин назывался художественное конструирование. Содержание… … Википедия

художественное конструирование — вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами (см. также Дизайн). * * * ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ, вид художественной деятельности, проектирование… … Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческий процесс и метод проектирования пром. изделий; осуществляется на основе принципов и требований технической эстетики. X. к. особая область творчества, органически сочетающего художеств. и н. т. знания и навыки. В совр. качестве,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ — творческая проектная деятельность человека, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства; это достигается путем приведения в единую систему функциональных и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Художественное конструирование книги — ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КНИГИ, или дизайн в книге, органическая часть книжного искусства, включающая, во первых, разработку проекта оформления книги, т. е. выбор тех осн. качеств, которыми она должна обладать для того, чтобы наилучшим… … Издательский словарь-справочник

  • Художественное конструирование и оформление книги. Цель этой книги — помочь читателям сформировать новые методические принципы, с помощью которых можно более активно и действенно работать в области книжного искусства. Изложенные здесь вопросы… Подробнее Купить за 1200 руб
  • Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. В учебнике излагаются сведения по основам художественно-конструкторского творчества как метода проектной деятельности. Подробно рассмотрены закономерности и средства композиции промышленных… Подробнее Купить за 610 руб
  • Художественное конструирование изделий из пластмасс. Квасов А. С. В книге описаны эстетические качества пластмасс, изложены технология, методы переработки пластмасс в изделия и рассмотрены основные принципы художественного конструирования изделий из них.… Подробнее Купить за 417 руб

Другие книги по запросу «Художественное конструирование» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *