Хронологический возраст

Хронологический возраст

Использование хронологического возраста таит в себе возможность биологического понимания развития интеллекта как его созревания. Далее, релятивистское определение интеллекта путем сравнения со средними достижениями данной возрастной группы в каком-то смысле исключает представление о развитии, которое предполагает подбор заданий по принципу возрастания трудности. Пока интеллект ребенка определяется отношением его достижений к средним достижениям его возрастной группы, невозможно утверждать, что ребенок более старшего возраста обычно интеллектуальнее, чем ребенок более младшего возраста. При таком определении, если это соотношение со средним для данного возраста уровнем не меняется, хотя человек с каждым годом приобретает все больше знаний и новых навыков, его интеллект не изменяется.  [1]

Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека. сколько его общественное положение, социальный статус.  [2]

Во все времена старость ассоциировалась с изменением внешнего облика и физических сил индивида, а не с хронологическим возрастом. который, кстати, был чаще всего неизвестен. Оно подразумевает период, когда большинство людей выходят в отставку и могут рассчитывать на различные виды социальной поддержки, в частности, на пенсию.  [4]

Одна из основных особенностей интеллектуальных тестов состоит в том, что они измеряют интеллект по отклонениям от среднего уровня, установленного для каждого хронологического возраста. Такая форма измерения делает правдоподобным представление, что интеллект практически не развивается. Так, хотя знания и интеллектуальные способности ребенка растут из года в год, его интеллект определяется только по отношению к среднему уровню данной возрастной группы. И хотя один десятилетний ребенок может быть более интеллектуальным, чем другой, было бы неправильно утверждать, что десятилетние дети более интеллектуальны, чем пятилетние. Разумеется, полезно и важно принять относительное определение интеллекта. Когда мы говорим, что такой-то ребенок умный, мы подразумеваем умный для своего возраста. Школьные учителя постоянно употребляют такие относительные оценки в одной возрастной группе.  [5]

Во-первых, Термен ввел понятие коэффициент интеллекта, или / Q. Вместо того чтобы вычитать хронологический возраст ребенка из его умственного возраста, Термен делил последний на первый.  [6]

Выравнивание среднего возраста сексуального дебюта мужчин и женщин не означает уравнения хронологического возраста первых сексуальных партнеров.  [7]

Хотя статистическое требование соответствия нормальной кривой и является дальнейшим развитием принципа Бине, оно не меняет его сущности. В то время как Бине довольствовался приблизительной оценкой среднего ребенка в школе в каждом возрасте, Термен искал более точный метод, позволяющий дифференцировать детей каждого хронологического возраста. Требуя, чтобы результат подсчетов соответствовал нормальной кривой, тест Стэнфорда — Бине придает / Q точное статистическое значение, которое легко сравнить с другими статистическими измерениями.  [8]

Кроме того, это значило использовать задания, различные для разного возраста, поскольку типы заданий, выявляющие умных и глупых пятилетних детей, должны отличаться от тех, что измеряют относительное положение десятилетних детей. Принцип измерения интеллекта людей посредством оценки их способностей по отношению к способностям других был усовершенствован Бине, когда он принял за норму измерения среднюю успеваемость в каждом хронологическом возрасте ребенка. Бине описывает свой метод следующим образом: Мы увидели, что обучение — это вопрос адаптации, и для того, чтобы приспособить его к нуждам ребенка, мы должны основательно ознакомиться с его умственными данными. Таким образом, принцип, которым я руководствовался, создавая эту новую лабораторию, состоял в том, чтобы узнать средний уровень развития детей всех возрастов.  [9]

Возрастные процессы, символизируемые архаическим сознанием, имеют в виду не данную конкретную индивидуальную жизнь, а универсальный коешгчвекин цикл. Отсюда, в частности, равнодушие к хронологическому времени и индивидуальному уровню развития, в результате чего жесткие нормативные рамки возрастных степеней и классов допускают неожиданно широкие вариации хронологического возраста индивидов. совместно проходящих обряд инициации или являющихся членами одного возрастного класса. Поэтому-то, хотя возрастные степени обозначают не что иное, как стадии жизненного цикла, истолкование их с научной точки зрения наталкивается на непреодолимые трудности.  [10]

Это проявляется и в периодизации жизненного пути. Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст. а точнее — предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.  [11]

Нормативные критерии возраста, объективированные в возрастной терминологии, тесно связаны с развитием временных представлений и категорий. При всех этнокультурных вариациях здесь четко вырисовываются некоторые общие закономерности. Прежде всего бросается в глаза сравнительно позднее появление понятия хронологического возраста.  [12]

Древнейшая интуиция времени, свойственная бесписьменным культурам, фиксирует не длительность и необратимость, а ритмичность, повторяемость, цикличность процессов. Течение жизни воспринималось архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс. Тем более что субъектом его считался не отдельный индивид, а род, племя, община. Представители бесписьменных народов, как правило, не знают своего индивидуального хронологического возраста и не придают ему существенного значения.  [13]

Страницы:    9ensp;9ensp;1

Поделиться ссылкой:

Хронологический возраст
Главная | О нас | Обратная связь

Относительность возраста. Биологический и хронологический возраст

«Сколько вам лет?» — элементарный вопрос, имеющий простой ответ: «Я родился в YY году. С тех пор прошло ХХ лет. Мне ХХ лет».
«А сколько лет Васе (Пете, Маше…) ?» Если вы знакомы с этим «Васей9quot; и он сказал вам, сколько ему лет, то вы ответите, особо не задумываясь. То же будет, если вы видели какой-нибудь «Васин9quot; документ, например паспорт.
А теперь подумайте, как вы ответите, если не видели его паспорта, и сам он ничего о своем возрасте не говорил? Вам придется задуматься: «Вася — мой сокурсник — значит ему примерно столько же, сколько и мне… Хотя, нет, бывают же вундеркинды и вечные студенты… Он одевается, как тинэйджер, и у него растет такая реденькая бородка — наверное, он помоложе… Хотя он такой крепкий и мускулистый, как 40-летний мужик… Да и серьезный он такой всегда. Нет, видимо, он все-таки старше…». Так может длиться до бесконечности, пока вы не переберете все возможные социальные, психологические и биологические характеристики, которые наше восприятие соотносит с понятием возраста. А ведь, казалось бы, вопрос был аналогичен.
Вся разница заключалась в том, что мы попросили вас оценить возраст другого человека, а индивидуальный стереотип восприятия возраста имеет каждый из нас. По нему самые разнородные черты (признаки) соотносятся с некоторым уровнем развития (статусом), который мы и считаем типичным, то есть соответствующим тому или иному возрасту. Больше того — этот стереотип зависит от нашего личного опыта, то есть сам изменяется по ходу жизни. В результате, оценки возраста бедолаги «Васи9quot;. сделанные нами и другими людьми, могут существенно различаться. То же будет, если свое мнение выскажут специалисты (психологи, антропологи и др.). Их суждение (экспертная оценка ) будет ближе к истине, чем наше, и оно будет более обоснованно. Все вместе, мы получим интервальную оценку возраста и, скорее всего, примерно угадаем ту цифру, которая стоит у человека в паспорте и о которой он сам может рассказать.
Не менее важно и то, что мы определим, на сколько лет этот конкретный человек выглядит с точки зрения биологии, психологии и т.п. причем это определение — суждение о темпах индивидуального развития — будет также обоснованным.
Период времени, прошедший в абсолютном выражении (то есть в годах, месяцах, днях и т.п.) с момента рождения человека до данного конкретного момента называется хронологическим, или паспортным, возрастом. Спрашивая человека о возрасте, мы интересуемся этой цифрой.
Возраст человека, оцененный по степени развития (или зрелости) отдельных признаков и систем признаков, получил название биологического возраста. Иначе говоря, биологический возраст — это достигнутый организмом уровень морфофункционального созревания, который мы получаем, сравнивая развитие по разным критериям. Среди них степень соматической и скелетной зрелости, зубной системы, показатели репродуктивной системы, физиологические и биохимические признаки и др. Логично, что чем больше критериев при этом рассматривается, тем более точной становится наша интегральная оценка морфофункционального статуса.
Введение в научный оборот термина «биологический возраст» связано с именами В.Г. Штефко, Д.Г. Рохлина и П.Н. Соколова (30-40 гг. XX в.). Биологический возраст отражает основные характеристики онтогенетического развития и, прежде всего,гетерохронность роста, созревания и старения на разных уровнях организации. Ясно, что эта категория — реалия не только биологического порядка, и можно говорить, например, о психологическом возрасте, его критериях и т.п.
Выше мы рассмотрели схемы периодизации онтогенеза, отражающие наше представление о нормальности ростового процесса. Действительно, в среднестатистической группе людей, скажем, в период от 8 до 12 лет у мальчиков и в 8-11 лет у девочек происходит прорезывание большинства постоянных зубов, начинается развитие вторичных половых признаков, идут характерные изменения психики и т.п. Однако все вместе эти «типичные9quot; изменения характерны только для «среднего9quot; ребенка из этой группы, то есть тех мальчиков или девочек, у которых процесс роста и развития отдельных систем организма наиболее интегрирован (сбалансирован или нормален).

  • Обычно же, не меньшая часть индивидов отклоняется от этого среднего варианта развития:
    • их биологический возраст отстает от паспортного — происходит ретардация (замедление развития по данным признакам);
    • наоборот, их морфофункциональный статус соответствует большим значениям хронологического возраста — то есть развитие ускорено и характерна акселерация .

Из этого следует, что возрастной статус данного индивида определяется по степени близости со средними значениями соответствующего критерия у хронологических ровесников, относящихся к той же группе населения ,антропологической выборке или популяции (подробнее, см. Властовский В.Г. 1976 ; Павловский О.М. 1987 ).
Акселерация или ретардация может быть общей. то есть отмечаться по всем показателям биологического возраста, а может быть частной — когда непропорционально ускоряется или замедляется развитие отдельных параметров. В первом случае организм испытывает воздействие общего или ведущего фактора, во втором — фактора, действующего только на определенную систему организма. Эти явления — основа для дифференцированного изучения факторов развития, а также путь для индивидуальной профилактики, реабилитации и лечения .
Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг о друга (отход от широкой групповой нормы реакции), возникает реальная угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития. Нарушается интегрированность регуляции, и даже при устранении ведущего фактора, никакой наверстывающий рост может уже не помочь.
Таким образом, одна из важнейших практических функций изучения биологического возраста — контроль темпов развития отдельных систем организма, поиск соответствий между ними и определение тех из них, которые мы считаем нормальными. Рассматривая в этих исследованиях самые разнообразные эндо- и экзогенные параметры мы максимально приближаемся к пониманию действия конкретных факторов, обуславливающих онтогенетическую изменчивость. Наконец, определение биологического возраста — единственно возможная оценка в палеоантропологических исследованиях и при криминалистической идентификации.

Хронологический возраст» и «биологический возраст»

Вопрос 2. Биологический и хронологический (паспортный) возраст, возрастные биологические периоды.

Вопрос о возрасте человека, разрешение которого потребует проведения судебно-медицинской экспертизы, может возникнуть в процессе дознания, следствия, суда при различных обстоятельствах. Наиболее типичными для правовой практики являются случаи, когда решается вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности человека, возраст которого неизвестен. В соответствии с законом, уголовная ответственность в полном объеме наступает по исполнении 16 лет, в возрасте от 14-и лет уголовная ответственность наступает лишь в четко оговоренных случаях (ст. 27 ч. 2 УК Республики Беларусь). Кроме того, в соответствии с положениями Уголовного кодекса (раздел V, главы 15, 16) предусмотрены особенности уголовной ответственности людей, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. В любом случае для несовершеннолетних на момент совершения преступления всегда должен быть установлен их возраст.

При установлении возраста по документам следует учитывать, что определенный возраст устанавливается не в день рождения, а начиная с нуля часов следующих за днем рождения суток. В соответствии со статьей 228 (п.2) УПК Республики Беларусь назначение и проведение экспертизы обязательно, если необходимо установить возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или возникают сомнения в подлинности их содержания. Помимо решения вопроса о привлечении человека к уголовной ответственности, экспертиза возраста в уголовном или гражданском процессе иногда проводится по другим поводам. Необходимость установления возраста может возникнуть в связи с призывом в армию, подменой детей, при идентификации личности, при решении вопроса о достижении человеком пенсионного возраста и в некоторых других случаях.

При проведении судебно-медицинской экспертизы возраст человека определяют по биологическим признакам в интервале до нескольких лет. Днем рождения человека следует считать последний день того года, который назван экспертом, т. е. следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста совершившего преступление лица. В соответствии с практикой и действующими нормативными положениями, экспертиза определения возраста обязательно проводится несколькими экспертами, т. е. является комиссионной.

Хронологический возраст также еще называют паспортным или календарным и его следует понимать как период жизни от рождения до момента, когда проводится исчисление. Хронологический возраст всегда определяется четкими временными показателями: датой рождения (годом, месяцем, числом) и сроком жизни – количеством прожитых лет (месяцев, дней).

Биологический возраст человека – это совокупность биологических (структурных и функциональных) признаков и их изменений, характеризующих период развития организма.

Хронологический возраст имеет лишь относительное, усредненное сопоставление с биологическими признаками. Биологический возраст у отдельных индивидуумов может в значительной степени не соответствовать хронологическому, отставать или опережать его. Это определяется, в первую очередь, индивидуальными или групповыми биологическими особенностями человека – наследственностью, расовой принадлежностью, функциональным состоянием желез внутренней секреции, перенесенными заболеваниями. Также имеют немаловажное значение социальные и природные условия – образ жизни, характер питания, физические нагрузки, профессия, вредные привычки, климат и природные условия, в которых проживает человек.

Вместе с тем, имея среднестатистические для людей показатели, биологические признаки и их изменчивость в определенный интервал времени являются критериями возрастной хронологической периодизации жизни человека.

В широком понимании различают следующие биологические периоды возраста человека: 1) внутриутробный (пренатальный, т. е. до рождения); 2) внеутробный (постнатальный, т. е. с момента рождения). Между ними выделяют период родов (интранатальный) – от начала родов (начала родовых схваток) и до первого вдоха.

Внутриутробный период продолжается от момента зачатия женщины и до родов, что при нормальном течении беременности составляет 38–41 неделю.

В этом периоде выделяют следующие стадии:

1. Развития эмбриона (эмбриональная фаза) – продолжается от оплодотворения яйцеклетки 8 недель.

2. Развития плода (фаза плацентарного развития) – продолжается с 9-й недели до начала родов.

Развитие человека после рождения имеет условное, усредненное соответствие паспортному возрасту, что позволяет выделять возрастные периоды времени у детей и у взрослых. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные структурные и функциональные характеристики и диапазон их возможной изменчивости, а также степень приспособляемости к условиям окружающей среды.

В детском возрасте выделяют:

1. Период новорожденности – от рождения и начала внеутробной жизни (с момента первого вздоха) продолжается до 4 недель включительно.

2. Грудной период (или младший ясельный возраст) – начинается с 5-й недели и продолжается до года.

3. Период молочных зубов продолжается от возраста 1 год и до 7-и лет жизни, включает в себя: а) преддошкольный период (или старший ясельный возраст) – с 1 года до 3-х лет; б) дошкольный период – с 3-х и до 7-и лет.

4. Период отрочества (или младший школьный возраст) – начинается с исполнения ребенку 7-и лет и продолжается до 11 лет включительно.

5. Период полового созревания (старший школьный или подростковый возраст) – с 12-и до 16-17-и лет (в зависимости от пола индивидуума) лет.

Возрастные периоды взрослого человека включают:

1. Юношеский возраст – у женщин от 16-и до 20 лет, у мужчин от 17-и лет до 21 года.

2. Взрослый (молодой) возраст – у женщин от 20-и до 35 лет, у мужчин от 21-го года до 35-и лет.

3. Зрелый возраст – у женщин от 35-и до 55 лет, у мужчин от 35-и до 60-ти лет.

4. Пожилой возраст – от 55-и лет (у женщин) или 60-и лет (у мужчин) продолжается до 75 лет.

5. Старческий возраст – свыше 75 лет.

Некоторые понятия, соответствующие определенному паспортному возрасту, в качестве отдельных терминов отражены в Уголовном кодекс Республики Беларусь (статья 4). Это термины для индивидуумов, которые определяются как лицо «малолетнее», «несовершеннолетнее», «престарелое». Под малолетним понимают человека, не достигшего возраста 14-и лет. Несовершеннолетний – лицо, не достигшее 18-и лет; соответственно совершеннолетним следует признавать мужчин и женщин, достигших 18 лет. Под престарелым следует понимать индивидуума, достигшего возраста 70 лет.

Установление возраста в разные периоды жизни основано на оценке степени выраженности признаков эволюции и инволюции организма. Оценка признаков при судебно-медицинской экспертизе возраста требует знаний из самых различных медицинских специальностей и медико-биологических дисциплин: педиатрии, эндокринологии, рентгенологии, стоматологии и многих других. Поэтому в экспертизе по установлению возраста участвуют врачи самых разных специальностей. Среди признаков, исследуемых при экспертизе возраста, условно можно выделить антропоскопические, антропометрические, стоматологические, рентгенологические и некоторые другие.

Антропоскопические признаки. К таким признакам относят те, которые позволяют без использования каких-либо приборов, при общении визуально, а также возможно и пальпацией (на ощупь), определять возрастной период.

Определяют особенности кожи и ее придатков – изменение цвета, упругости, эластичности; наличие, выраженность и локализацию морщин; пигментацию, ороговение кожи; поседение волос. Так, цвет кожи, бледно-розовый в юношеском возрасте, переходит в желтоватый примерно с 30 лет, становится сероватым после 50 лет. Пигментация (кожа лица, тыльные поверхности кистей и предплечий) и большее ороговение эпидермиса появляется к 50-55 годам жизни человека. Уменьшение эластичности кожи наблюдается после 40 лет. Медленное (более 3-5 секунд) выравнивание складки кожи (сжатой пальцами поперек) на тыльной поверхности кисти может быть к 55-60 годам, после 65 лет – такая складка расправляется с трудом.

В зависимости от возраста появляются морщины:

— лобные и носогубные – примерно в 20 лет;

— тонкие у наружных углов глаз – в 25-30 лет;

— морщины позади ушей – в возрасте около 25 лет;

— под нижними веками и предкозелковые – к 30 годам;

— тонкие продольные морщинки-складки на веках – к 30-35 годам;

— веерообразные у наружных углов глаз («гусиные лапки») – примерно в 35-40 лет;

— предкозелковые (спереди от ушной раковины) и на шее – после 40-45 лет;

— на кистях рук и мочках ушей – после 55 лет.

— на верхней губе, подбородке, мочке уха – 50-60 лет;

— на переносице – к 60 годам).

При этом различают 3 стадии в развитии морщин: слабые, ясные и резкие. Например, морщины на лбу в 20 лет лишь намечаются, к 30 годам они четко различимы, к 40 годам и позже резко выражены. Поседение волос на висках (может быть на бороде) происходит обычно с 35-40 лет (у брюнетов, как правило, раньше, чем у светловолосых людей). Более интенсивное возрастное поседение (в том числе на лобке и, если имеются, волос на груди, животе) начинается с 50 лет. Постепенное облысение человека не имеет практического значения при определении возраста, т. к. в основном зависит от индивидуальных особенностей. Следует отметить, что признаки кожи и ее придатков могут иметь существенные отклонения от средних возрастных показателей. Кроме того, косметическая коррекция возрастных изменений кожи при современном уровне косметологии делает затруднительным, а иногда и невозможным учет признаков кожи для установления возраста. Среди антропоскопических показателей для установления возраста имеют значение вторичные половые признаки. Это формирование молочных желез, цвет сосков и больших половых губ (пигментация), появление менструаций, изменения матки (у девочек). Кроме того, это изменение голоса, появление волос на лице, пигментация мошонки и полового члена, поллюции (у мальчиков). Это также особенности фигуры, локальная выраженность подкожно-жирового слоя, появление волос в подмышечных областях и на лобке.

При определении возраста детей первых недель жизни имеют значение такие признаки, как наличие пупочного остатка (обычно отпадает на 4-5 день жизни) и особенности пупочной ранки (в норме заживает к 10 дню жизни), а также некоторые физиологические (естественные) состояния новорожденных, например желтуха новорожденных, которая проявляется появлением желтого окрашивания кожи обычно на 2-4 день. Кроме того, это могут быть признаки полового криза – набухание молочных желез первые 4-5 суток у девочек и мальчиков, кровянистые выделения на 3-7 сутки жизни у девочек. Имеются закономерности в изменениях состава крови, что также может быть использовано при определении срока внеутробной жизни: например, к пятому-шестому дню жизни ребенка уравнивается процентное содержание некоторых клеток крови – нейтрофилов и лимфоцитов (нейтрофильно-лимфоцитарный перекрест).

Антропометрические признаки. Такие признаки отражают количественную сторону физического развития, имеют цифровое выражение и сопоставляются со средними показателями для отдельных возрастных групп. Измеряют вес, рост человека в положении стоя и сидя. Определяют размеры головы – окружность, продольный, поперечный и вертикальный диаметры. Устанавливают объем грудной клетки, а также размеры конечностей – длина плеча, предплечья, бедра, голени. У женщин замеряются размеры таза: сформированный таз взрослой женщины обычно имеет определенные соотношения. Имеют значение не только антропометрические показатели, но и их соотношение, особенно при определении возраста детей. Так, например, определено, что вертикальный размер головы новорожденного ребенка составляет четвертую часть длины тела. В два года это соотношение становится 1/5, в шесть лет – 1/6, в 12 лет – 1/7. По достижении взрослого периода жизни вертикальный размер головы составляет около 1/8 роста. Для определения возраста ребенка могут быть использованы показатели антропометрических индексов. Антропометрические показатели взрослых людей могут иметь значительные колебания. В целом, анализ антропометрических показателей при исследовании возраста требует изучения специальной литературы.

Рентгенологические признаки. Рентгенологическое исследование и анализ рентгенологических данных при судебно-медицинской экспертизе возраста требуют участия в комиссии врача рентгенолога. Показателями для установления количества прожитых лет являются ядра окостенения и синостозы (слияние отдельных частей костей в единую структуру). Рентгенологическое исследование структуры костей позволяет достаточно точно устанавливать возраст почти до достижения зрелого периода жизни человека. В более позднем возрасте могут учитываться изменения костной ткани, имеющие определенную возрастную зависимость: появление остеопороза (уменьшение плотности кости), костные разрастания, окостенение хрящевых частей в скелете, интенсивность зарастания швов черепа, истончение нижней челюсти. В любом случае полученные рентгенологические данные сравнивают с их известными возрастными показателями.

Стоматологические признаки. Появление и смена зубов, а также степень стирания могут иметь важное значение для установления возраста. Для определения стоматологического статуса при проведении экспертизы возраста необходимо участие врача-стоматолога.

Имеются закономерности появления молочных зубов.

Обычно медиальные резцы появляются в возрасте 6-8 месяцев, боковые резцы – в 8-12 месяцев. Первые моляры появляются к 12-16 месяцам жизни ребенка, клыки – 16-20, вторые моляры – примерно 20-30 месяцев жизни. Смена молочных зубов на постоянные обычно начинается после 5-6 года жизни: прорезываются первые большие коренные зубы. В 6-8 лет меняются средние резцы, в 8-9 лет боковые резцы. В 9-10 лет прорезываются первые малые коренные зубы, в 10-11 лет вторые малые коренные. К 10-12 годам прорезываются клыки, в 12-13 лет – вторые коренные зубы. Третьи большие коренные зубы (зубы мудрости) могут прорезываться в различном возрасте, обычно после 17-18 лет.

Из стоматологических признаков для установления возраста имеет значение степень стертости зубов: после 30-35 лет определяется стертость резцов и коренных зубов, к 40 годам обнажается дентин на жевательных поверхностях. При установлении возраста не подлежат учету такие признаки, как заболевания зубов (выраженность кариеса), отсутствие зубов, наличие зубных протезов. Более того, вообще не представляется возможным определить признаки стертости на зубах, имеющих признаки лечения (пломбы, стоматологическая коррекция формы).

Точность определения возраста. Таким образом, возраст человека определяется по совокупности всех установленных данных с учетом факторов, влияющих на них. Все признаки возраста достаточно вариабельны: в большей степени антропоскопические, антропометрические, стоматологические; несколько в меньшей степени рентгенологические. Чем старше человек, тем труднее и с меньшей точностью может быть определен его возраст.

В первые недели жизни возраст может быть установлен с точностью до 1-2 дней. У грудных младенцев возраст может быть установлен в пределах месяца. В преддошкольный период точность установления возраста с колебаниями до нескольких месяцев, а в дошкольный период – от полугода до года. В младшем школьном, старшем школьном и подростковом периоде возраст определяется с точностью от года до трех. В юношеском и взрослом (молодом) периоде жизни точность определения возраста 2-3 года от среднего показателя, в зрелом – от 3 до 5лет, в пожилом – от 5 до 10 лет, в старческом – свыше 10 лет. Можно полагать, что точность установления возраста долгожителя (например, возраста человека 100 – 150 лет) будет в пределах нескольких десятилетий.

Таким образом, подводя итог по рассматриваемому вопросу, необходимо отметить, что в процессе дознания, следствия, суда может возникнуть вопрос о возрасте человека, разрешение которого потребует проведения судебно-медицинской экспертизы. Следует различать такие понятия как «хронологический возраст» и «биологический возраст», который определяется по совокупности всех установленных данных с учетом факторов, влияющих на них. Точность установления биологического возраста варьируется от нескольких дней до 10 и более лет.

возраст хронологический это:

Смотреть что такое «возраст хронологический» в других словарях:

возраст хронологический — выражает длительность существования индивида с момента его рождения. Словарь практического психолога. М. АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ВОЗРАСТ, ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ — Просто возраст, то есть время, прошедшее с рождения. Следует обратить внимание, однако, что используются различные системы обозначения хронологического возраста. Возраст самых маленьких детей, приблизительно до 3 4 х лет, указывается строго в… … Толковый словарь по психологии

Возраст хронологический — (или паспортный) наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения. Как противоположность биологическому возрасту человека … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Возраст хронологический — (CHRONOLOGICAL AGE, ACTUAL AGE) возраст предмета, измеряемый по стандартному календарю … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

Возраст хронологический (или паспортный) — наш обычный возраст, выраженный в количестве лет (месяцев, дней) прожитых с момента рождения. Как противоположность биологическому возрасту человека … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В. выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия

Возраст — Джорджоне. Три возраста человека. 1500 1510. Палаццо Питти. Флоренция Возраст  продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящег … Википедия

Возраст — если термин используется без определяющего слова, то он обычно означает отрезок времени, прошедший с момента рождения организма, то есть хронологический возраст. Хронологический возраст детей до 3 4 лет указывается строго в месяцах; от этого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ — См. возраст, хронологический … Толковый словарь по психологии

Возраст уголовной ответственности — Возраст уголовной ответственности  это возраст, по достижении которого лицо в соответствии с нормами уголовного права может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния. В уголовном законодательстве… … Википедия

  • Сочинения К. Кавелина. Том 1. Р. Клатц,Р. Голдман. Никто из нас не хочет стареть — так зачем? Процесс старения затрагивает все системы жизнедеятельности нашего организма — от функции мозга до сексуальной функции — ивлияет на физическую форму,… Подробнее Купить за 88 руб
  • 121 способ прожить 121 год. и больше. Рецепты долголетия. Клатц Р. Никто из нас не хочет стареть — так зачем? Процесс старения затрагивает все системы жизнедеятельности нашего организма — от функции мозга до сексуальной функции —и влияет на физическую форму,… Подробнее Купить за 76 руб
  • 121 способ прожить 121 год. и больше! Рецепты долголетия. Рональд Клатц, Роберт Голдман. Никто из нас не хочет стареть — так зачем? Процесс старения затрагивает все системы жизнедеятельности нашего организма — от функции мозга до сексуальной функции — ивлияет на физическую форму,… Подробнее Купить за 51 руб

Другие книги по запросу «возраст хронологический» >>

7. Хронологический и биологический возраст. Замедленный и ускоренный типы индивидуального развития.

Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Для уточнения (корректировки) уровня развития детей используют понятие биологического и хронологического возраста.

Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Биологический возраст в значительной степени определяется хронологическим возрастом. Однако, как показали исследования, разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Ускоренный темп биологического развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. У школьников с ускоренным темпом биологического развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует хронологическому. Среди них больше детей, страдающих гипертонией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.

Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров в детских и подростковых учреждениях.

8. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем

Учение о гетерохронности разработал А. П. Анохин. Им было установлено, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребностей организма, обеспечивая наилучшее приспособление в различные периоды онтогенеза. В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функциональных систем организма. Через нервную систему осуществляется связь организма с внешней средой. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10 – 12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции. Способность организма ребенка к конкретным видам деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствующих функциональных систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созревают постепенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6 – 7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем возрасте может отразиться на их последующем развитии. Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости лишь к 16 – 17 годам. Следовательно, только в подростковом возрасте по достижении зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших физических нагрузок и развитие выносливости Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики — двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *