Характерная черта средневекового общества

Характерная черта средневекового общества
Главная | О нас | Обратная связь

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V—XVII вв.)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Лекция 6. Тема: СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V в. — первая половина XVII в.)

1. Периодизация истории средних веков в Западной Европе:

а) раннее Средневековье (V—Х вв.);

б) классическое Средневековье (XI—XV вв.);

в) позднее Средневековье (XV—XVII вв.).

2. Понятие и сущность западноевропейского феодализма. Государство и право в феодальном обществе.

3. Влияние церкви на становление средневековой европейской цивилизации.

4. Эпоха Великих географических открытий. Начало океанической глобальной цивилизации;

5. Зарождение доиндустриальной цивилизации.

6. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации.

Ключевые понятия и термины: гибель Западной Римской империи, аграрное (традиционное) общество, феодализм, феодальная лестница, теоцентризм, христианизация, теология, схоластика, романика, готика, символизм христианской культуры, доиндустриальная цивилизация, секуляризация культуры, великие географические открытия, кругосветное путешествие, океаническая глобальная цивилизация, эпоха Возрождения, итальянское Возрождение, революция в духовной жизни, эпоха Реформации, протестантизм, протестантская этика, новая картина мира, научная и общетехническая революция, абсолютизм

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Термин «средние века» был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. В отечественной историографии нижней границей средних веков также традиционно считается V в. н.э. – падение Западной Римской империи, а верхней — XVII в. когда в Англии произошла буржуазная революция.

Период Средневековья исключительно важен для западноевропейской цивилизации: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить 3 этапа:

раннее Средневековье (V—Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

классическое Средневековье (XI—XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

позднее Средневековье (XV—XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V—XVII вв.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным . Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоятельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, особенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений . Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета . Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета . Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства . Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании (где сила королевской власти была вполне ощутима) при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет – то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте . полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований . Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину . Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не такто просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи . Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества .

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: «теперь ты помолись за нас, а мы попляшем».

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для ужасных злодеяний придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, и средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний; обычным в таких случаях было «животное, тупое веселье толпы».

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников. которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Както раз он проповедовал в Париже на кладбище невинно убиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним. Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII XVIII вв. и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

Характеристика средневекового общества

Театр феодального общества представляет собой яркую картину борьбы народного начала с религиозным мировоззрением. Эта борьба усиливалась из века в век, становясь все более открытой. Ненависть церкви к театру длилась веками. Менялись соотношения классовых сил, а церковно-аскетическая идеология по-прежнему восставала против театра, видя в нем рассадник безумств и безнравственности. Фанатические английские пуритане из ненависти к Шекспиру срыли с лица земли лондонские театры, а не менее злобствующие французские католики грозили автору «Тартюфа» Мольеру сожжением на костре и отказали ему, как актеру, в погребении. Но как ни свирепы были гонения церковников на театр, уничтожить им его не удалось.

Эпоха феодализма в Западной Европе охватывает огромный исторический период — он начинается после падения Рима (V в.) и завершается первыми буржуазными революциями XVI—XVII веков.

Характеризуя феодальный способ производства, отметим его четыре характерные черты: 1) господство натурального хозяйства, 2) мелкое производство, 3) внеэкономическое принуждение (барщина, оброк), 4) низкий, примитивный уровень техники.

Рассматривая феодализм как единую социально-экономическую формацию, историческая наука устанавливает внутри этой формации три периода развития:

период раннего средневековья, время формирования феодального строя (V—XI вв.);

период развитого феодализма, время появления феодальных городов и их борьбы против феодалов (XII—XV вв.);

период позднего средневековья, время разложения феодализма и зарождения в недрах феодального общества нового, капиталистического уклада (XVI—XVII вв.).

Феодализм родился на развалинах Римской империи. Восстания рабов внутри страны и нашествия варварских племен извне положили конец полностью разложившемуся к V веку римскому государству.

Примитивному состоянию хозяйствования соответствовал столь же низкий уровень культуры. Вот как описывают средневековье ученые-историки: «Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию городов. Следствием этого было то, что, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополию на интеллектуальное образование получили попы и что само образование приняло преимущественно богословский характер».

Феодальная формация, исторически более прогрессивная по сравнению с рабовладельческой, начала свое культурное развитие с уровня, неизмеримо более низкого, чем тот уровень, который был достигнут в рабовладельческих государствах древнего мира. С помощью христианства древняя культура была уничтожена почти полностью. Отцы церкви предавали анафеме античную философию, искусство, с ненавистью говоря о «хитросплетениях Цицерона» и «лживых россказнях Вергилия». Незнание античности и наук считалось достоинством всякого ревностного христианина. «Церковь, — пишет один из отцов церкви,— говорит не с праздными поклонниками философов, а со всем человеческим родом. К чему нам Пифагор, Сократ, Платон и какую пользу принесут христианской семье басни безбожных поэтов, как Гомер, Вергилий, Менандр, истории, которые рассказывают язычникам Саллюстий, Тит Ливии, Геродот?»

Но и в тех редких случаях, когда церковь обращалась к античным философам и писателям, она чудовищным образом искажала их, перетолковывая на свой поповский лад.

Ярким примером подобного извращения античных образцов могут служить писания немецкой монахини Гротсвиты Тандерс-геймской (X в.), стремившейся своими религиозными пьесами, собранными в сборнике «Анти-Теренций» бороться с влиянием комедий Теренция, которого часто читали в средневековых школах с целью обучения разговорной латыни.

Религия в средние века сопровождала всю жизнь человека, от его рождения до смерти; она заполняла его быт, направляла его суждения, контролировала чувства, она давала духовную пищу и даже заведовала развлечениями. Но и развлекая, церковь не переставала проповедовать ту же мораль о рабской покорности богу и господину, которой была пронизана вся религия в целом.

Церковный театр был такой же служанкой богословия, как и средневековая философия. Не было границ «божьего гнева» для зрелищ, которые были созданы самим народом и в которых народ выражал свободомыслие, непокорность церковным идеалам, земное, радостное жизневосприятие. Уже самые ранние идеологи христианства — «отцы церкви» Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст, Киприан и Тертулиан — говорили о том, что «актеры и актрисы — дети сатаны и вавилонской блудницы», а зрители, посещающие театр,— «падшие овцы и погибшие души». Златоуст называл театры «жилищами сатаны, позорищами бесстыдства, школами изнеженности, аудиториями чумы и гимназиями распутства».

Церковь беспощадно уничтожала последние остатки римского лицедейства.

Но еще с большим гневом выступали духовные пастыри против пережитков язычества, против сельских обрядовых игр и против забавников гистрионов. «Разве не знает человек, приводящий свой дом гистрионов, — с негодованием восклицал блаженный Августин,— сколь великое множество демонов следует за ним!»

Следы былых достижений театра и драмы почти полностью исчезли, театральные здания были разрушены, рукописи затеряны, память об актерах стерта, лицедейство проклято. Церковь могла полагать, что со стороны театра удары ей не грозят. Но все же убить театр оказалось невозможным.

Эпоха Средневековья: характеристики и особенности

December 13, 2014

Средневековье и эпоха Возрождения – ярчайшие периоды в истории человечества. Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья. Характерная черта средневекового общества

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация – переход к Новому времени. Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 — конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода буржуазную революцию в Англии. Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 – начала 17 столетия. Этим «самостоятельным» временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование европейской цивилизации. В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии – парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи «мракобесия» и «темных веков», стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Характерная черта средневекового общества

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде «варварских королевств». На 2-м этапе государство и феодальное общество представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками – населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории – поместья, а в идеологическом – у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий. Характерная черта средневекового общества

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь – от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа – Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим религиозная философия эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония. Характерная черта средневекового общества

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки – нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день. Характерная черта средневекового общества

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации. Характерная черта средневекового общества

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину «феод» – пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:

  • сосредоточение в деревнях абсолютного большинства жителей;
  • преобладание натурального хозяйства ;
  • господствующее положение крупных землевладельцев в обществе;
  • разделение между королями и вассалами власти;
  • господство христианского вероисповедания;
  • несвободное положение землевладельцев-крестьян, находящихся в личной зависимости от господ;
  • отсутствие безудержной жажды богатства и накопления в обществе. Характерная черта средневекового общества

Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, — все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Характерная черта средневекового общества

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Характерная черта средневекового общества

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Характерная черта средневекового общества

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Характерная черта средневекового общества

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Характерная черта средневекового общества

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Характерная черта средневекового общества

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Основные черты и особенности средневекового сообщества

Киевское государство появляется на исторической арене во вто- рой половине I тысячелетия новой эры. В этот период в ходе Велико- го переселения варварских народов было завершено разрушение ан- тичной цивилизации. Высоко оценивая ее достижения, итальянские мыслители-гуманисты XVI в. назвали временной промежуток между античностью и Возрождением (Ренессансом) medium aevum, что пере- водится с латыни как «средний век» в значении промежуточный, не- значительный, вложив в понятие уничижительный смысл.

Понимание истинного значения этого периода в истории чело- вечества пришло значительно позднее. Что же сегодня мы подразу- меваем под Средними веками? Следует помнить при этом, что дис- курс (рассуждения, размышления) мы ведем в контексте европейской исторической типологии. Однако цивилизации Востока тоже имеют соответствующий этап в своем развитии.

Хронологически Средние века – это период между антично- стью и Новым временем. В 476 г. н.э. вождь одного из варварских племен Одоакр сверг последнего римского императора Августула, приняв на себя титул императора. Это событие условно принято счи- тать окончанием античного мироустройства. Конец средневековья и начало Нового времени связывают с Английской буржуазной рево- люцией 1648 г. положившей начало принципиально новым буржуаз- ным общественным отношениям и образу жизни. В этот период по- мимо Европы существовал еще один цивилизационный центр – в Азии и на севере Африки, где на основе древнейших цивилизаций шли во многом аналогичные процессы, имевшие свои особенности.

Средние века – достаточно длительный этап в мировой истории. Его принято подразделять на три периода: раннее средневековье – V – начало XI вв.; зрелое – XI–XV вв.; позднее – XV – середина XVII вв. Каждый из этапов имеет существенные особенности, но средневеко- вью присущи и общие черты.

Средние века в Европе насыщены важнейшими для истории ми- ровой цивилизации событиями и явлениями. Происходило не только крушение предшествовавшего мироустройства, но и созидание на руинах греко-римской цивилизации новой западно-европейской ци-

вилизации, наследовавшей великим древнейшим цивилизациям и За- пада, и Востока. В силу этих обстоятельств ее принято характеризо- вать как синтезную.

Это период создания новых государств, городов; торговых пу- тей, пересекавших страны и континенты; период формирования со- временных народов и наций; укрепления современных монотеистиче- ских религий – христианской, исламской, буддистской конфессий, главные принципы которых лежат в основе средневекового мировоз- зрения и миропорядка. Это время великих научных открытий, высо- чайших достижений материальной и духовной культуры и одновре- менно период кровопролитных конфликтов между светской и цер- ковной властями, длившихся десятилетиями войн между властными

династиями внутри государств и завоевательных походов.

Основным видом производственной деятельности было сельское хозяйство с элементами ремесла и торговли. Труд был по преиму- ществу ручным. В Европе в этот период сложился способ производ- ства, который принято называть феодальным (от фр. «феод» – земле- владение). Владели землей феодалы – представители социально- политической элиты. Земля являлась основным средством производ-

ства, объектом собственности и приложения сил. Основной ячейкой общества было хозяйство непосредственного производителя – земле- дельца-общинника, крестьянина (от рус. «христианин») .

По мере развития средневекового сообщества возрастало значение права собственности на землю, что вызывало внутреннюю и внешнюю экспансию. Внутри государств, когда свободных земель становилось все меньше, объектом притязания становились не только земли феода- лов-соседей, но, как правило, земли крестьян-общинников. (На Восто- ке, в Азии, земля и ресурсы принадлежали верховному владыке).

Феодалы (и западные, и восточные) не только не довольствова- лись захватом земли других собственников внутри государства, но и вели внешнюю завоевательную политику. Агрессия осуществлялась зачастую под благовидным предлогом – распространение собствен- ной, более высокой, по мнению агрессоров, культуры и цивилизации. Широко известны так называемые крестовые походы европейцев в Иерусалим ради освобождения Гроба Господня с конца XI до конца XIII вв. совершавшиеся на самом деле с целью обогащения, реализа- ции амбициозных планов политической элиты, или создание великой империи турками-османами (Высокая Порта), поработившими множе- ство иноплеменных народов, долгие века боровшихся за национальное освобождение, – болгар, сербов, румын, венгров-мадьяр. (Последствия этого противостояния мы с горечью наблюдаем и сегодня в тяжелом конфликте православных славян-сербов и мусульман-албанцев).

Важнейшей характерной чертой эпохи была религиозность – ус- тойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на вере в Бога-Творца всего сущего. Средневековый человек был ориентирован на интенсивную духовную жизнь, самосовершенствование в надежде получить спасение в Царствии Божием. Самыми распространенными конфессиями (вероисповеданиями, церковными организациями) бы- ли: христианство (католичество, протестантизм и православие) в Ев- ропе; мусульманство (ислам) и иудаизм на Арабском и Среднем Вос- токе; буддизм на Дальнем Востоке.

Средневековое общество было замкнутым, локальным. Эта осо-

бенность была обусловлена не только натуральным типом хозяйства

(все необходимое производилось его участниками). Крушение Рима,

«вечного города», нанесло тяжелую психологическую травму обще- ственному сознанию. Население Римской империи, как центра, так и провинций, пыталось обособиться от внешнего мира, который нес

разрушения и страдания, и вместе с тем стремилось внутренне консо- лидироваться. Отсюда замкнутость сообществ, от семьи до сословий (корпораций).

Средневековое общество пронизывала корпоративность. Ос- новными чертами корпораций (объединений по профессиональным, религиозным, социальным основаниям) являлись не только внутрен- няя солидарность, но и демократизм, то есть равноправие всех членов корпорации. Члены корпораций чувствовали свою защищенность в отношениях с окружающим обществом и государством. Корпоратив- ность способствовала впоследствии возникновению диалога общест- ва с властью в целях социальной стабилизации, утверждения системы

«горизонтального» контроля внутри общества за соблюдением его членами моральных норм и юридических законов. Между корпора- циями часто возникали конфликты, противоречия. Но существовала и возможность компромиссов, договоренностей, иногда перехода из одной корпорации в другую.

Общественную жизнь отличала иерархичность и патриархаль- ность. Эти черты были обусловлены сохранявшейся традиционно- стью средневекового общества и религиозным мировоззрением. Но

формировались и новые средневековые институты, которые наследо-

вали эти черты. На верхних этажах социальной лестницы возник ин- ститут вассалитета (договор между двумя феодалами о службе). (На Востоке – отношения подданства в условиях деспотической верхов- ной власти). Между социальными «верхами» (землевладельцами) и

«низами» (крестьянами) складывались отношения личной зависимо-

сти на основе феодальной собственности на землю.

Значительную роль в условиях средневековой жизни играли вооруженные силы. Дружины феодалов (впоследствии – личная гвар- дия монархов) представляли основную опору феодала и средство осуществления внутренней (организация порядка) и внешней полити- ки (защита границ и завоевательные походы); защиту порядка, в ос- нове которого лежало право сильного. а не правого.

Таким образом, на основе экономических, социально-полити- ческих, культурных процессов в условиях средневековья сформиро- вались два основных цивилизационных региона – западно-европейс-

кий (христианский) и азиатско-североафриканский (арабо-мусуль-

манский). Они имели и общие черты, и существенные особенности.

Отличительные черты Европейского средневековья.

Москва, 1996 год

Европейское средневековье: отличительные черты цивилизации

1.Введение. Определение временных рамок средневековой эпохи.

2.Основные социально-экономические характеристики европейского
феодализма.

3.Роль христианской церкви в становлении средневековой цивилизации.

1. Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный
исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление
европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее
трансформации — перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают
обычно с условной даты — с падения Западной Римской империи в 476 г..
Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить
границу где-то в к.VI — нач.VII столетия, после вторжения в Италию
лангобардов. Окончанием периода средних веков в отечественной
историографии традиционно принято считать Английскую буржуазную
революцию середины XVII в. хотя последние века перед ней имеют особые,
далеко не средневековые черты. Поэтому современные исследователи склонны
выделять период сер.XVI — нач. XVII вв. как самостоятельную эпоху
раннего Нового времени и ограничивать его кануном историю собственно
средних веков. Таким образом, Средневековье — это период VII-XV вв.,
хотя и эта периодизация во многом условна.

Именно в этот период формируется Европейский мир в современных его
пределах и этнических границах, начинается полоса географических и
научных открытий, появляются первые зачатки современной демократии —
системы парламентаризма.

Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки
Средневековья лишь как периода “темных веков” и “мракобесия”, стремится
объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно
новую цивилизацию. В новейших исследованиях Средневековье предстает
перед нами как эпоха со своими особыми социальными отношениями и особой
культурой. Это время господства феодального способа производства и
аграрной стихии, особенно в ранний период, и соответствующих
специфических форм существования общества: поместье, где господин с
помощью труда зависимых людей удовлетворяет большую часть своих
материальных потребностей; Монастырь, отличающийся от обычного поместья
лишь тем, что он — “коллективный сеньор”, и что здесь время от времени
встречаются люди грамотные, способные писать книги и имеющие для этого
“соответствующий досуг”; и наконец, королевский двор, который переезжает
с места на место и организует свою жизнь и управление по образцу
обычного поместья.

В задачи настоящей работы входит определение основных
социально-экономических характеристик этой феодальной цивилизации и
описание основных черт средневекового христианского мира. Предполагается
также затронуть неоднородность следующих вопросов: какое воздействие
оказывала церковь на средневекового человека, являлась ли она духовным
диктатором или, скорее, источником вдохновения и развития той эпохи?

2. Развитие общественного устройства и государственности у народов
Западной Европы в период Средневековья прошло два этапа. Первый этап
характеризуется сосуществованием видоизмененных римских и германских
общественных институтов и политических структур в форме “варварских
королевств”. На втором этапе феодальное общество и государство выступают
как особая социально-политическая система, описанная ниже. На первом
этапе Средневековья важнейшую роль в феодализации варварских обществ
сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования,
а также раздача магнатам церкви налоговых и судебных привилегий создали
материальную и правовую базу сеньориальной власти. В процессе
социального расслоения и роста влияния земельной аристократии между
собственником земли — сеньором и населением, сидящем на ней, естественно
возникали отношения господства и подчинения.

Хозяйственные условия, сложившиеся к VII веку, определили развитие
феодального строя, характерного для всех регионов средневековой Европы.
Это, в первую очередь, господство крупной земельной собственности,
основанной на эксплуатации мелких, самостоятельно хозяйствующих
крестьян-земледельцев. В большинстве своем крестьяне являлись не
собственниками, а лишь держателями наделов и поэтому находились в
экономической, а иногда также в правовой и личной зависимости от
феодалов. В собственности крестьянина обычно сохранялись основные орудия
труда, скот, усадьбы.

Важную роль играла внеэкономического принуждения основных
производителей, что объяснялось их хозяйственной самостоятельностью:
широко распространилось насилие над личностью производителя — от личной
зависимости до сословного неравноправия крестьян и ремесленников.

Феодальная собственность выступала преимущественно в форме частного
владения — поместья, вотчины, синьории, в которых эксплуатация крестьян
осуществлялась главным образом в пользу одного владельца (короля,
дворян, монастыря).

Таким образом, основу феодального строя составляла аграрная экономика.
Хозяйство было преимущественно натуральным, то есть обеспечивала себя
всем необходимым из собственных ресурсов почти не прибегая к помощи
рынка. Господа покупали лишь по большей части предметы роскоши и оружие,
а крестьяне — только железные части сельскохозяйственного инвентаря.
Торговля и ремесла развивались, но оставались второстепенным сектором
экономики.

Социально-классовая структура средневекового европейского общества
определялась феодальным способом производства. Его основными классами
были собственники земли (феодалы) разного ранга и крестьяне (различного
юридического статуса). Важный социальный слой периода зрелого феодализма
образовывали также горожане, не составлявшие единого класса из-за
значительной имущественной дифференциации.

Взаимоотношения внутри господствующего класса наиболее полно и ярко
выражались в вассально-ленной системе и феодальной иерархии. Она
определялась условной формой собственности (феод.), которую вассал
получал ха выполнение каких-либо обязательств (чаще всего, за военную
службу) в пользу вышестоящего феодала.

Характерной чертой феодального общества Средневековья являлась его
сословно-корпоративная структура, вытекавшая из необходимости отдельных
социальных групп. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не
столько преумножить материальное богатство, сколько сохранить
завоеванный социальный статус. Стремление к непрестанному увеличению
доходов в этот период не проявляли ни монастыри, ни крупные
землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий
закреплялись юридически. Постепенно с развитием городов сложилось также
городское сословие: бюргерство, в свою очередь также состоявшее из ряда
групп — патрициата, полноправного бюргерства и неполноправного плебса.

Корпоративность феодального европейского общества проявлялась еще и в
том, что большую роль в нем играли разного рода союзы: сельские и
городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в
городах, рыцарские и монашеские ордена.

Важную роль в становлении средневековой цивилизации играл институт
государства, обеспечивая защиту населения как от внешней угрозы, так и
от феодальной вольницы. В то же время само государство являлось одним из
главных эксплуататоров народных масс, так как в первую очередь
представляло интересы господствующих классов.

Во второй период Средневековья эволюция общества заметно ускорилась под
воздействием обмена товарного производства и денежных отношений, хотя
они по-прежнему имели лишь ограниченное влияние. Все возрастающую роль
играет средневековый город, который в первое время еще остается в
политическом и административном и политическом подчинении у поместья —
сеньории, в идеологическом у монастыря. В дальнейшем именно с развитием
городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени (а
значит, и новых представлений о взаимоотношений личности и социума,
гражданина и государства). Этот процесс традиционно воспримется как
следствие создания и развития городских коммун, отстаивавших свои
вольности в борьбе с сеньором. Действительно, именно в городах
складывались те элементы правосознания, которые принято называть
демократическими. Однако, как считают современные историки, искать
истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы
неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья
сыграли и представители других сословий. Так, например, формирование
представлений о достоинстве личности происходило главным образом в
сословном сознании феодалов и изначально носилоаристократический
характер. Следовательно, демократические свободы вырастали также и из
аристократического вольнолюбия.

Постепенно город подтачивает основы Средневековья, преобразуясь сам, и
преобразуя своих “противников” — феодалов. В острой и социальной борьбе
между крестьянством и феодалами, между городами и сеньорами, между
различными группировками внутри самого феодального класса, между
сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье
постепенно подошло к своему концу.

Таким образом, материальной базой феодализма являлась сельская сеньория,
а феодализм как европейская цивилизация имел две основы: военную — в
соответствии с главной функцией вассалов, и аграрную — источник их
средств существования.

3. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества,
которое многие историки называют христианским обществом или христианским
миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь
человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на
то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые
позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была
организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский
первосвященник — папа, имевший собственное государство в Средней Италии,
ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это
были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими
к верхушке феодального общества. Монополизировав в обществе, состоящем
главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность,
церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека
феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь
сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь
в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются купить ее
расположение и содействие.

В то же время церковь умиротворяла общество: она стремилась сглаживать
социальные конфликты, призывая к милосердию по отношению к угнетенным и
обездоленным, к прекращению беззаконий, к раздаче милостыни беднякам.
Бедности даже отдавался нравственный приоритет. Церковь привлекает под
свою защиту множество нуждавшихся в покровительстве крестьян,
предоставляет им земли для поселения, поощряет освобождение чужих рабов,
попадавших при этом в зависимость от нее.

В беспокойное феодальное время люди стремились под защиту монастыря.
Монастырь же был и самым взыскательным хозяином, сохранявшим наиболее
тяжелые формы феодальной эксплуатации. Церковь являлась крупнейшим
землевладельцем феодального мира и неустанно умножала свои материальные
богатства. Монастыри одними из первых переходят к товарному хозяйству, к
производству для рынка, берут на хранение сокровища и деньги,
предоставляют ссуды. Под покровительством церкви, соединяясь с
церковными праздниками, возникают ярмарки и рынки, паломничество ко
святым местам, сливаются с торговыми путешествиями. Продожая
использовать в своих целях экономическое могущество, церковь в XI-XIII
вв. фактически возглавляет торговое и колонизационное движение
европейцев на Восток (“крестовые походы”), организовав для их
финансирования огромные денежные сборы. После прекращения “походов” эти
средства стали использовать для усиления папской казны.

Наивысшего могущества церковная организация достигает в XII-XIII вв.,
превратившись в мощную финансовую организацию с неограниченной властью
над своими структурами и исключительными политическим влиянием. Стоя на
консервативных позициях, церковь учила, что каждый член общества должен
жить в соответствии со своим правовым и имущественным статусом и не
добиваться его изменения. Идеология трех “сословий”, распространившаяся
в Европе в X веке, выдвигала на первое место монахов, людей, преданных
молитве и стоящих над обществом. Происходила постепенная
аристократизация духовенства и монашества.

Однако на ряду с официальной церковной доктриной в Средние века широко
была распространена народная религиозность, выходившая далеко за рамки
церкви и христианской догмы. Бог воспринимался как таинственная сила,
присутствующая в священных местах, олицетворение блага и справедливости.
Эта народная религиозность разделялась и основной массой священников, за
исключением церковной элиты — ученых епископов и аббатов. Большое
значение имела вера в посредников между Богом и людьми — ангелов и
святых, в которых мирян больше привлекали не христианские добродетели, а
творимые ими чудеса, воспринимаемые как доказательство их могущества и
святости.

Однако нельзя не отметить положительную роль церкви и христианской
доктрины в становлении Средневековой цивилизации. Церковь заботилась о
больных, бедных, сиротах и стариках. Она контролировала образование и
производство книг. Церковь, по мнению современного историка Бишока,
“была больше чем патрона в средневековой культуре, она была самой
средневековой культурой”. Благодаря влиянию христианства, к IX веку в
средневековом обществе утвердилось принципиально новое понимание семьи и
брака, знакомое нам понятие “брак” отсутствовало в позднеантичной и
древнегерманской традициях, не было тогда и привычного для нас понятия
”семьи”. В эпоху раннего средневековья практиковались браки между
близкими родственниками, обычным явлением были много численные брачные
связи, которые уступали к тому же кровнородственным связям. Именно с
этим положением боролась церковь: проблемы брака, как одного из
христианских таинств, с VI века становятся чуть ли не главной темой
многих теологических сочинений. Принципиальным достижением церкви этого
периода истории следует считать создание супружеской ячейки, как
нормальной формы семейной жизни, существующей до сих пор.

Даже технический прогресс в средневековой Европе был связан, по мнению
многих ученых, с распространением христианской доктрины и, как
следствие, с изменением отношения человека к природе. Речь идет, в
частности, об отказе от дохристианской системы запретов и табу,
сдерживавших развитие сельского хозяйства: природа перестала быть
объектом религиозного поклонения и источником страхов. Новая
экономическая ситуация, сложившаяся техническим усовершенствованиям и
изобретениям способствовала значительному повышению уровня жизни, весьма
устойчивому на протяжении нескольких столетий феодальной эпохи.

Таким образом, можно сделать вывод, что Средневековье было закономерным
и необходимым этапом развития христианской цивилизации. В Средневековом
европейском обществе личность человека в целом ценилась выше, чем в
Античности, хотя бы потому, что средневековое мировоззрение, проникнутое
духом христианства, не выделяло человека из окружающего мира, из-за
склонности к целостному видению мира. Следовательно, нельзя говорить о
духовной диктатуре церкви над средневековым человеком, которая якобы
препятствовала развитию личности. На Западе Европы церковь обычно
играла стабилизирующую, консервативную роль, то есть как раз
обеспечивала благоприятные условия для развития личности. Представить
духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно
познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило
красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь
создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и
книгопечатание.

4. Таким образом, можно сделать вывод, что весь строй средневекового
общества принято называть феодализмом по названию пожалования вассалу —
феоду, хотя “феод” и не исчерпывает всех характеристик средневекового
общественного устройства. К ним следует отнести: господство натурального
хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях;
господствующее положение в обществе крупных землевладельцев,
взаимосвязанных между собой и с более мелкими землевладельцами личными
вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично
зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды
накопления и богатства; разделение власти над обществом между королями и
их вассалами; господство христианской церкви. Христианство стало
важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в Средние
века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская
цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилизации античной, но и
на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала
их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее
миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную
идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие
европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов
той же эпохи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головатенко А. Права человека на фоне истории. // История № 22, 1996.

2. Дюби Жорж. Европа в Средние века. Смоленск. Полиграмма, 1994.

3. Косминский Е.А. Феодализм в Западной Европе. М. 1932.

4. Культура и общество в Средние века в зарубежных исследованиях. М.,
1990.

5. История Европы. Т.2. Средневековая Европа. М. 1992.

6. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992 г.

7. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред. Филиппов
Б.А. Ч.1-5. М. Интерпракс, 1994.

8. Филиппов Б. Женщина в средневековом обществе. // История. № 40. 1996.
X.

См. Средневековая Европа глазами современников и историков. Ред.
Филиппов Б.А. М. Интерпракс, 1994. Ч.1, С.18-19.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *