Функции философии права

2.Структура и функции философии права

Структура философии права К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся: 1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности; 2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.; 3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве; 4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе; 5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности. Функции философии права Как и любой другой философской дисциплине, философии права присущ ряд функций. 1.Важнейшая из них — онтологическая.

Суть ее проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования. 2.Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия. Она определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности, значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека. 3.Методологическая функция выражается в том, что философия права выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности, вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности. 4.Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиций этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний. 5.Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

/. Познавательная функция
Философия права позволяет субъектам познания направлять свои интеллектуальные усилия в сторону наиболее общих проблем бытия правовой реальности, ее сущностных противоречий. Погружаясь в проблемные сферы этой реальности и опираясь при этом на определенные мировоззренческие принципы, она выстраивает философские модели правовых феноменов, объясняет их и интерпретирует их смыслы в соответствии с исходными философскими посылками.
2. Методологическая функция
Философия права — это область фундаментальных знаний о праве, без которых теоретическая и прикладная юриспруденция
1 Музиль Р. Очерки поэтического познания. — Литературная учеба. 1990, кн. 6. с. 188.

не могут успешно развиваться. Из этой области правоведы черпают методы и принципы, необходимые для проведения конкретных исследований.
Философия права занимается разработкой методов изучения правовой реальности. Этих методов достаточно много, и они представляют собой различные инструментальные средства и способы добывания сведений о всеобщих основаниях, определяющих сущность права. Каждый метод позволяет выстраивать имеющиеся знания о праве в виде соответствующей содержательно-смысловой конструкции.
3. Цеппостпо-ориентациоппая функция
В сфере права сосредоточено немало ценностей, выработанных цивилизацией за историю ее развития. Одна из задач правовой философии состоит в том, чтобы выстроить иерархию этих ценностей, выявить среди них приоритеты и убедительно обосновать логику образуемой иерархии.
Не ограничиваясь этим, философия права стремится убедить социального субъекта, будь то индивид, общность или государство в лице тех, кто им управляет, ориентировать его бытие внутри правовой реальности, его правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность на высшие гуманистические ценности — справедливость, добро, благо. Она же предостерегает против отклонений от этих ориентиров, указывает на возможные негативные последствия таких отклонений.
4. Воспитательно-образовательная функция
В переходные исторические эпохи радикальных преобразований, когда меняется .весь строй социальной жизни и старое энергично вытесняется новым, индивидуальное и общественное правосознание активно стремятся к освобождению от негативных стереотипов прошлого. Философия права целеустремленно способствует этому. Она, с ее принципиальной ориентированностью на общечеловеческие ценности истины, добра, справедливости, помогает увидеть социально-правовые проблемы высветленным взглядом цивилизованного субъекта, не отравленного ядом партийной злости и классовой ненависти.

Философия права переводит фундаментальные философские проблемы на язык морально-правовых понятий, доказывает взаимосвязь универсальных истин бытия с существованием конкретной личности в социальном пространстве правовой реальности.
Изучение правовой философии способствует росту уважения к праву, ведет к углубленному пониманию того, что все неправовое, преступное является унизительным для человека, противоречит его высокому предназначению.
Классическая философия права доказывает, что уважение к личности, достоинству, правам и свободам каждого в большей

степени соответствует сущности человека, чем противоположное отношение.
Освоение накопленных цивилизацией богатств философско-правовой мысли является важным условием развития индивидуального правосознания. Известно, что уже с первых жизненных шагов вся деятельность человека направляется на освоение накопленного предыдущими поколениями опыта — от элементарных умений и навыков до высших духовных ценностей. Отдельный индивид, начиная практически с «нуля», как некогда в далеком прошлом начинал весь человеческий род, устремляется к вершинам цивилизованности и культуры. Получается, что каждому человеку необходимо индивидуально пройти тот же путь духовного развития, какой на момент его существования прошло все человечество.
Преодоление этого пути, с необходимостью сжимаемого до хронологических масштабов индивидуального бытия, становится возможным благодаря акумулятивному контакту личности с общечеловеческим культурным опытом. Развернутую экспозицию этой проблемы представил в свое время Гегель. В своей «Феноменологии духа» он попытался воссоздать панораму исторического движения философских, моральных, правовых, художественных форм культуры в виде нелинейной эволюции абсолютного духа. Развитие этого духа, а с ним и всей мировой цивилизации предстает у Гегеля в виде «урока», который должен быть усвоен каждым отдельным человеком. А для этого необходимо набраться терпения и выдержать всю длину этого пути, задерживаясь, при надобности, на отдельных его ступенях, чтобы глубже вникнуть в их смыслы.
Такую возможность пройти весь путь развития философско-правовой мысли и за счет этого обогатить свой дух и свое профессиональное сознание дает будущему юристу изучение философии права в ее историческом и проблемно-теоретическом разделах.

Предмет и функции философии права

Философия права, ее сущность и специфика

Эпоха Нового времени является временем зарождения науки в чистом виде. В числе прочих дисциплин из лона своей прародительницы философии появляется и теория права – позитивная правовая наука. Она имела своей задачей изложить право так, как оно есть, очистив его от ненужных наслоений метафизического характера. На какой-то момент воцарилось убеждение, что с философией в юридической сфере покончено, но право оказалось невозможно полностью устранить из области философии.

Философское понимание права обладает своей спецификой по отношению к научной трактовке этого феномена. И философия права, и наука о праве имеют общий объект – право как систему общеобязательных норм, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения. Разница возникает в предмете науки о праве и философии, т.е. в той стороне объекта, которую «видят», анализируют наука и философия. Образно говоря, право как объект можно уподобить некоему холму, к которому наука и философия подходят каждая со своей стороны.

Общим будет являться то, что и наука и философия предлагают теоретическое восприятие права. Обе они опираются на рациональные компоненты, но если наука исчерпывается рациональным, то философия оказывается способной выходить за пределы разума в иррациональное. Теория, выработанная наукой о праве, строго объективна и не несет в себе личности автора, тогда как каждая система философии права пропитана своим создателем. Наука не ориентирована на то, чтобы убедить человека в истинности своих положений, она раскрывает положения такими, как они есть, и незнание закона не освобождает от ответственности. В этом отношении философская система, которую никто не знает, обречена на смерть, она не может состояться, не убедив воспринимающего ее в своей правоте, в том, что право именно таково, а не иное.

Правовая наука – это «механика права»,[1] она раскрывает «что» правовой нормы, излагает ее содержание, порядок и специфику применения. Для науки важно познать и выразить, что есть право. Для философии же первая задача заключается в легитимации права. Она стремится ответить на вопрос, почему право есть как таковое; что оправдывает существование именно такой специфической системы норм, регулирующих человеческое поведение, в ряду других нормативных систем социальной жизни. Ответ на этот вопрос предполагает обязательную критичность философии права, что тоже подчеркивает ее отличие по отношению к науке. Наука берет право как оно есть и разумно раскрывает его, философия же критична к тому, что есть, она вопрошает о том, есть ли то или это на самом деле.

Без философии права наука о праве может быть уподоблена дереву, сильному, зеленому дереву, чьи корни доставляют питательные вещества в крону, а листва радостно открыта солнечным лучам. Такое дерево видит себя самодостаточным, но оно никак не способно определить является ли оно садовым или лесным деревом и что ему дано плодоносить или источать яд, а может это бонсай, выращенный под колпаком, но претендующий быть центром мира. Правовая наука без философии права обречена на одиночество бессмыслицы. Она способна рационально познать и развить саму себя, но не способна осмыслить, а значит увидеть свое подлинное прошлое и приподнять покрывало завесы над своим будущим.

Но и философии права заказано отрываться от конкретики юриспруденции. Обитание в сферах чистой метафизики неминуемо вызовет кислородное голодание, и философии, чтобы остаться в живых нужно будет спуститься с небес на землю и обратиться к конкретным правовым нормам, процессам, тем или иным положениям, заключенным в юридическую теорию и практику. Философия, оторванная от реального правого опыта разных эпох, будет непригодной в свое собственное время. Вместо того, чтобы стать дереву права садовником, лесничим или художником, философия предстанет самонадеянным глупцом, который напыщенно пройдет мимо, не замечая ничего кроме собственной персоны, существуя лишь в себе и для себя, а потому упраздняя свое существование.

Будучи едины в том, что философия права не есть наука о праве, мыслители продолжают спорить о том, чем же надлежит заниматься философии права. Здесь можно выделить ряд направлений и школ.

Сторонники первого подхода уподобляют место и роль философии права философии вообще. Философии права предписывается выступить в роли интегратора «всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, общей философией и комплексом юридических наук».[2] В этом отношении представитель данного подхода Д.А. Керимов идет в русле трактовки философии права, заявленной еще в начале ХХ века Г.Ф. Шершневичем. Последний считал, что философия «соединяет все выводы, подносимые ей науками, в одно стройное целое и наследует положения, лежащие в основе всех наук и применяемые ими догматически».[3] Философии же права он отводит ту же роль, что философия играет в отношении всего человеческого знания, но лишь применительно к юридическим наукам. Речь идет об интеграции «в миниатюре», интеграции частного характера в рамках одной научной отрасли.

В рамках другого подхода философия права трактуется как некое мировоззрение. В этом случае философия права представляет собой знание о сущности и смысле права, его аксиологических, антропологических, телеологических, социальных характеристиках. Так, скажем, В.С. Нерсесянц считает, что «философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понимания, его основания и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества».[4]

Достаточно часто философию права нацеливают на поиски идеальной сущности права. Здесь речь идет о так называемой естественно-правовой трактовке сущности права, в рамках которой право обладает подлинной вечной сущностью. Эта идея права легитимирует позитивные юридические феномены и выступает в качестве абсолюта, недостижимого идеала права. В качестве примера можно привести позицию авторов курса лекций «Теория государства и права», изданного под редакцией М.Н. Марченко. Для них «философия права направлена на постижение трансцендентальной идеи права». Трансцендентальный – термин, взятый из философии И. Канта, в которой он означал априорные формы познания. В приводимом определении трансцендентальный употреблен авторами для того, чтобы подчеркнуть, что подобная идея права не обнаруживается ни в одном частном опыте, в принципе из опыта не выводима, существует до и вне всякой конкретной явленности права.

Достаточно прочно утвердилась точка зрения о том, что философия права возможна лишь как антропология права. В этом случае предполагается, что предельные основания права связаны с сущностью человека. Получается, что путь к праву лежит через познание человека, обнаружение в нем таких структур, которые делали бы возможными право. Данное направление философско-правовых изысканий сегодня продуктивно развивается. Здесь нельзя не отметить идей Г.Ч. Синченко[5], который видел в праве саму возможность бытия человека как любого и каждого. Интерес представляют и взгляды Н.Б. Зазаевой[6], видевшей право в рамках форм идентификации человека. Сущность этого подхода в свое время метко выразил Б.Н. Чичерин, постулировавший: «Не общество, а лица думают, чувствуют и хотят; поэтому от них все исходит и к ним все возвращается».[7]

В этом отношении особого внимания заслуживает подход представителей современной петербуржской школы философии права, которые трактуют ее как «философский дискурс права, направленный на выяснение того, какие предельные (последние) основания, связанные с сущностью человека, могут служить оправданием для правового принуждения».[8] Термин дискурс в данном случае подчеркивает специфичность философского познания права. Философия права это особого рода текст-размышление, постижение права в живой стихии слова, метафизическое осмысление права.

Теперь необходимо обратиться к функциям философии права. Философия права, как любая научная система, выполняет ряд функций, совокупность которых и определяет ее теоретические возможности.

Важнейшая из них — онтологическая. Суть ее проявляется в том, что философия права сама, своими средствами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования.

Гносеологическая функция заключается в способности философии права содействовать познанию правовой реальности и обеспечивать научность этого процесса.

Мировоззренческая функция позволяет философии права вырабатывать наиболее общие представления (знания) о правовой реальности,
месте человека во взаимодействии системного мира с повседневной
реальностью и обеспечивать адекватное знание о жизненном мире.

Методологическая функция выражается в том, что философия права
выступает всеобщим алгоритмом исследования правовой реальности,
вооружает конкретные юридические науки и отдельного человека системой научных методов познания и преобразования правовой реальности.

Аксиологическая функция связана с оценочным исследованием сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. В этом отношении философия права выступает и как мировоззрение, и как методология, и как технология.

Наконец, философия права выполняет воспитательную функцию, интегрирующую все вышеперечисленные. Так, знание о том,
что Сократ долг поставил выше жизни, вызывает уважение и восхищение этим поступком, а знание о том, что суд над Сократом был
неправым, формирует у будущего специалиста основательность,
взвешенность при оценке какого-либо события. Всем комплексом
своих познавательных возможностей философия права ориентирует
на критическое отношение к правовой реальности, на выявление
противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и справедливостью мнимой.

Наконец, философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

1.2. Право в историко-философской перспективе:

Функции Философии права

Среди важнейших функций Философии права- методологическая, аксиологическая и воспитательная.

1. Методологическая функция –реализуется посредством формирования определенных моделей познания права, методов и категорий;

2. Аксиологическая функция – проявляется в создании представлений о правовых ценностях (свобода, равенство, справедливость), о правовом идеале.

3. Воспитательная функция – воплощается в том, что философия права является средством формирования субъекта «обладающего способностью суждения» (Кант), т.е. правовым сознанием и правовой культурой;

Остановимся подробнее на методологической функции философии права. Как научная дисциплина она использует все способы обоснования права: рефлексивный, или рационально-метафизический, и эмпирико-позитивистский. Рационально-метафизическое обоснование права методом философской рефлексии составляет суть классической философии права. Рефлексия (от позднелатинского reflexio – обращение назад) принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания человеком своего духовного мира

Философская рефлексия направлена на осмысление предельных оснований бытия и мышления, культуры в целом. Её предметом выступает само знание и процесс его получения, единство мыслимого и мысли

Как универсальный способ анализа сознания философская рефлексия рассматривается, например, в рамках 1) метафизического подхода (метафизический метод), 2)диалектического подхода (диалектический метод), №)герменевтического подхода (герменевтический метод) и феноменологии, в пределах которой можно выделить несколько подходов, основанных на принципах феноменологической редукции:

1) анализ права с точки зрения «природы вещей» – Г. Радбурх, Г. Фехнер, и В. Майхофер

2) аксиологический подход – Э. Гарсиа-Мейнез, К. Кассио и др. – основывающийся на феноменологической теории ценностей М. Шелера и Н. Гартмана. [см. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. М. 1996. С. 227 – 233)]

Рациональная рефлексивная деятельность направляется на постижение предельных оснований бытия и мышления. Это размышление об объекте (или предмете) идет параллельно осмыслению самого процесса мышления, в ходе которого преодолевается различие между объективностью и субъективностью. Знание сущности исследуемого объекта опирается на внутреннее воспроизведение и фиксацию схемы представления предметности этого объекта в сознании. Благодаря чему достигается тождество мышления и структур объективного мира (бытия) Основная интенция философского дискурса состоит в том, чтобы показать единство бытия через доказательство единства и целостности структур разума. Тождество мышления и структур объективного мира позволяет философскому знанию быть универсальным и абсолютным. Философское мышление может являться мыслительным воспроизведением объективно существующей правовой действительности, так и сама действительность может являться продуктом философствующего разума.

Сама философия метафизична, она выявляет единство мира, универсальные начала, ценности и символы. Классическая философия права (а таковой является большинство философско-правовых построений) содержит все признаки классического метафизического дискурса, как то

1. обосновывает существующее позитивное право посредством трансцендентных оснований, находящихся вне пространственно-временной, исторической обусловленности

2. выводит нормы и принципы права и фундаментальных принципов – «справедливости9quot;, «разумности9quot; и т.п.

3. доказывает рациональную сущность права, в силу чего обосновывает возможность добиваться действенности законов с помощью государства

4. опираясь на тезис о тождестве бытия и мышления, находит правовые универсалии, не зависящие от культурного, национального и других контекстов (например, работа Гегеля Г.В.Ф. «Философия права»)

Философия права дедуцирует понятие права из более общих и фундаментальных понятий – свободы, порядка, справедливости, гармонии и т.п. В то время как, например, Теория права методом индукции конструирует понятие права через обобщение правовых феноменов, имеющих место в различных социальных культурах.

vikidalka.ru — 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!

Прямо противоположную позицию занимают представители легизма (от lex — закон). В своих позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не только естественное право, но и вообще объективную сущность права, независимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов — это закон (позитивное право), который именно в силу его официально-властного, принудительно-обязательного характера является настоящим правом.

Поэтому для легизма философия права, да и любое теоретическое учение о сущности права в его различении и соотношении с законом — это метафизическое учение о нереальных (непозитивных) объектах. Максимум, что допускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), — это философия позитивного права, своего рода философское обоснование легизма и позитивистского законоведения.

Легизм и юснатурализм выражают крайние, взаимоисключающие позиции в понимании права и в отношении к философии права. Односторонний характер антагонистических подходов, каждый из которых по-своему разрывает необходимые связи между сущностью и явлением в праве, преодолен в развиваемой нами концепции понимания права и предмета философии права, в рамках которой взаимосвязь между правовой сущностью и правовым явлением в контексте различения и соотношения права и закона носит необходимый характер и охватывает все юридико-логически возможные варианты соотношения права и закона.

Поэтому либертарно-юридическая трактовка предмета философии права значима не только для данной философско-правовой концепции, но и в качестве общего определения предмета философии права в целом. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Дело в том, что в рамках более развитой концепции понимания права и предмета философии права уже учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения («резоны») предшествующих, теоретически менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для их надлежащего понимания и изложения, тогда как в ограниченных рамках менее развитой концепции такой гносеологической возможности и такого смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика познания и его развития действует также и в сфере философско-правовой мысли.

Структура философии права

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права. в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Общетеоретическая задача философии права, как считают многие уч еные и практики, состоит в исследовании глобальных государственно-правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук при этом считается, что основной и высшей категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие можно выделить только на фоне «государства», которое в свою очередь предполагает понятие об «обществе». (Нерсесянц В.С. )

Функции философии права

Функции философии права, основаны на теории права, на исследовании основных общих закономерностей данной сферы общественной жизни. Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательные изменения.

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки — философии, которая с логикой, медицины исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ему научного мироощущения.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. д) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии, гносеологии и аксиологии. В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане.

Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения. Методология права.

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные (рациональные), но также нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур, и вместе с тем принадлежащих человечеству в целом (общечеловеческие ценности). Философия играет роль критической «селекции», т.е. аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколения. Тем самым она предлагает учёному различные варианты миропонимания («возможные миры», «мировоззренческие образы»), которые всегда являются интеграцией всех форм человеческого опыта — практического, познавательного, ценностного, эстетического и других. Философия (особенно в её «экзистенциальных вариантах») «поставляет» учёному огромный материал для формирования его системы взглядов на объективный мир (и на своё место в нём), его жизненной позиции, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, его интересов, пристрастий, нравственных принципов и т. д. и т.п.

В наибольшей степени философия влияет на научное познание права при построении теорий (особенно фундаментальных). Это наиболее активно происходит в периоды «крутой ломки» понятий и принципов в ходе научных революций. Очевидно, указанное влияние может быть как позитивным, так и негативным — в зависимости от того, какой философией — «хорошей» или «плохой» — руководствуется учёный и какие именно философские принципы он использует.

Если говорить более конкретно, то влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории права заключается, в частности, в том, что её принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

Философские принципы в качестве селекторов, «работают» только тогда, когда встаёт сама проблема выбора и есть из чего выбирать (те или иные умозрительные конструкты, гипотезы, теории, различные подходы к решению задач и т.п.). Если имеется множество вариантов решения какой-либо частнонаучной проблемы и возникает необходимость выбора одного из них, то в нём «участвуют» опытные данные, предшествующие и сосуществующие теоретические принципы, «философские соображения» и др.

Существенное влияние на развитие познания о праве, с философской точки зрения, эта наука оказывает своей «умозрительно-прогнозирующей» функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной её форме) вырабатываются определённые идеи, принципы, представления и т.п. значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Особенно богатой в этом отношении была натурфилософия, но не только она.

Философско-методологические принципы права — в их единстве — выполняют в ряде случаев функцию вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют его — особенно когда обращение к ней, в силу целого ряда обстоятельств, невозможно. Так, например, если замечены нарушения со стороны исследователя таких принципов диалектики как объективность, всесторонность, конкретность, историзм и других, то никакой практики не нужно, чтобы убедиться в том, что выводы, сделанные на такой «основе», вряд ли будут истинными.

Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем — через методы, формы и концепции «нижележащих» методологических уровней. Философский метод не есть «универсальная отмычка», из него нельзя непосредственно получить ответы на те, или иные проблемы частных наук путём простого логического развития общих истин. Он не может быть «алгоритмом открытия», а даёт ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли.

Поскольку влияние философии на науку является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становиться проблема адекватной «стыковки» философских и специально-научных представлений, «перехода» первых во вторые. Свою эвристическую функцию философия в качестве универсального регулятива может плодотворно осуществлять лишь постоянно соотнося себя с другими уровнями методологического знания, реализуя свои потенции в них и через них.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего знания (например, законы, категории, понятия, принципы и т.д. которые и делают всякую науку «прикладной логикой». В каждой из них «властвует философия», ибо всеобщее (сущность, закон) есть всюду (хотя всегда оно проявляется специфически). Наилучшие результаты достигаются тогда, когда философия является «хорошей» и применяется в научном исследовании вполне сознательно. Следует сказать, что широкое развитие в современной науке внутринаучной методологической рефлексии не «отменяет» философские методы, не элиминирует их из науки. Эти методы всегда в той или иной мере присутствуют в последней, какой бы степени зрелости не достигли её собственные методологические средства. Философские методы, принципы, категории «пронизывают» науку на каждом из этапов её развития. Так, любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики, в ней всегда стоит проблема истины и её соотношения с заблуждением, традиционно трудными для учёных являются проблемы взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и других сугубо философских вопросов.

Реализация философских принципов в научном познании права означает вместе с тем их переосмысление, углубление, развитие. Результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Успешное «восстание» против принятого взгляда имеет своим результатом неожиданное и совершенно новое развитие, становясь источником новых философских воззрений.

Заключение

Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей и ллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается, и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.

Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития — вплоть до современности.

Философия права — в ее соотношении с другими видами и способами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и философии права.

В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

Список используемой литературы:

1) Гегель Г. Философия права. — М. 1990. — С. 520—525.

2) История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей редакцией члена — корреспондента РАН В. (С. Нерсесянца. М.,1996 — 736 с. )

3) Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / (Керимов Д. А. — М. Изд-во СГА,2003. — 521 c. )

4) (Нерсесянц В. С.) Философия права. Учебник для вузов. — М. Издательская группа ИНФРА. М — НОРМА,1997. — 652 с.

5) (Нерсесянц В. С.) Философия права: Учебник для вузов. — 2. е изд. перераб и доп. — М. Норма,2006. — 848 с.

6) Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов // Под ред.( В. И. Кириллова, С. И. Попова, А. Н. Чумакова. — М. Юристъ,1996 — 304 с. )

7) Хрестоматия по истории философии (западная философия). Учебное пособие для вузов: В 3 ч. — М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2001. Ч. 2 — 528 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *