Функции сознания в психологии

Структура сознания, сознание и бессознательное

1. Понятие сознания и его функции

2. Сознание по И.Канту

3. Структура сознания

4. Понятие сознания и бессознательного

1. Понятие сознания и его функции

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

«Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

«Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

Творчески – креативная, порождающая функция;

Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

2. Сознание по и.Канту

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И.Кант, — начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления ». Обеспечить это единство в сфере нашего опыта способно только мышление. И.Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно – конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд пространства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но во всяком понятии скрыт всегда не только различительный признак, но и признак определенного тождества. Тождество (идентичность) и различие всегда и нерасторжимо вместе.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить никакой школой, т.к. школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоваться ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого единственного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют ошибочного применения… Отсутствие способности суждения есть глупость ».

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одно м из них не находит ничего безусловного.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум.

Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.

Сущность – это условие все условий, т.е. то, что мы бы назвали безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего – то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычное незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов.

Развитие разума происходит как в глубь, так и вширь, т.е. путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обуславливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка, и выводится новое суждение. Условием правильности таких суждений является не только истинность или ложность оснований, но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам».

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.

СОЗНАНИЕ (сознательное) — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.

Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.

Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.

Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

Функции сознания в психологии

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:

1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции. которые указаны в следующей классификации:

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.

Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.

Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.

Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.

Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

— мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

— памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;

— внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;

— восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства — это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

— нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

— эстетические: чувство прекрасного, юмора;

— интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления — мотивы.

Свойства сознания. универсальность — в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность — сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность — отражает так, как надо; целеполагание — прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.

Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.

I. Сознание как целое (свойства системы).

1. Целостность: важнейшее свойство сознания — его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

а) связность — позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;

б) ограниченность — ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.

в) системность — выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.

2. Идеальность — Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное — это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное — это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

3. Рефлексивность — определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

а) способность к самоконтролю;

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.

4. Непрерывность — способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.

II. Сознание как система элементов (свойства элементов).

5. Предметность. — так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.

6. Знаковость. — Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.

7. Константность — Константность (и более широко — устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.

8. Центрированность — Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.

9. Активность — присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).

10. Ясность — Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство — не сугубо качество сознания.

11. Социальность — Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация — механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.

Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Функции сознания в психологии

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая — заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности — одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная — сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных). Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяе-мости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы. Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать поло-жительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и

эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественно й жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum

(Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений

сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении

естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объектив-

ным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения

в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и

психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и

самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). [10,180]

Основные функции сознания отражены в таблице 1.1. [10, 183]

Таблица 1.1 — Функции сознания

Функции сознания

Функции сознания в психологии

Сознание человека – до сих пор неизученный до конца, загадочный субъект. Это — форма психического отражения реальности, свойственная только человеку и неразрывно связана с речью, ощущением и мышлением. Благодаря ему, человек может преодолеть, к примеру, свою неуверенность, страх. гнев и контролировать желания.

Функции сознания в психологии – это набор инструментов, необходимых для того, чтобы понять себя и окружающий мир, сформировать определенные цели, план действий, предвидеть их результат, регулировать собственное поведение и деятельность. Подробней об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные функции сознания

Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти .
  2. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
  3. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
  4. Функция целенаправленности. т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения. Функции сознания в психологии
  5. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
  6. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

Это еще не весь список основных функций сознания в психологии человека, в связи с новыми представлениями науки о сознании его можно еще долго пополнять пунктами.

Функции сознания в психологии

В этой статье мы поговорим о моральном сознании, теме, волнующий человечестве еще с самих истоков его зарождения и о факторах, способствующих его развитию и формированию.

Функции сознания в психологии

Мотивация играет одну из основных ролей в достижении поставленных целей, поэтому каждое поколение изучает этот психологический процесс, предлагая новые теории и, о которых мы и расскажем в этой статье.

Функции сознания в психологии

В этой статье мы поговорим о взаимосвязи сознания и мозга. Казалось бы, очевидна неразрывная связь, однако есть существенные различия, на которые обязательно стоит обратить внимание.

Функции сознания в психологии

Сознание человека имеет отражение на жизни человека, в зависимости от уровня и направленности. Мы расскажем о самых ярко выраженных свойствах сознания и особенностях каждого из свойств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *