Функции политической системы

Функции политической системы

Лекция № 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

1. Политическая система: сущность и структура.

2. Функции политической системы.

3. Типология политических систем.

Прежде чем приступить к рассмотрению политической системы общества, необходимо вспомнить общее понятие системы. Нужно сказать, что в политологию оно пришло из физики и биологии. Общая теория систем была создана в середине ХХ века. Один из ее основателей Людвиг фон Берталанфи определил систему как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменятся и все остальные тоже, и, следовательно, изменится вся совокупность.

Взаимосвязанность, взаимозависимость всех элементов власти ощущалась давно, но научное оформление понятия «политической системы» было сделано Истоном и Алмондом только в 50-60-е гг. XX в. в результате кризиса бихевиоризма.

Под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками.

1. Она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяется на всех его членов.

2. Она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения.

3. Ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного.

4. Ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.

Среди множества определений политической системы наиболее распространенным является следующее:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА — это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных объединений, политических отношений и правовых норм, посредством которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

Если говорить образно, то политическая система — это своего ро­да система сосудов, по которым течет политическая власть. Т.е. основой, стержнем политической системы является политическая власть, также как основой экономической системы является собственность.

В науке принято выделять пять основных компонентов (элементов), составляющих структуру политической системы: политические институты, политические отношения, политические принципы и нормы, политическое сознание и культура, политический режим.

К политическим институтам (организационному компоненту политической системы) относят государство, политические партии, общественные организации и движения, а также трудовые коллективы и средства массовой информации.

По степени вовлеченности в политическую жизнь и реализации власти институты подразделяются на три вида:

а) Собственно-политические, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо к этому стремятся. Это — государство и политические партии и движения. Ведущее место принадлежит государству. Оно является опорой, ядром политической системы, концентрирует в ней основную полноту власти.

Политические партии выражают интересы и цели определенных классов и социальных групп. Одно из главных назначений партий является достижение власти в государстве, для реализации этих интересов.

б) Несобственно политические институты: профсоюзы, молодежные союзы, кооперативные объединения и другие. Для них политика лишь один из видов деятельности.

в) Неполитические организации. Это — добровольные союзы, общества, например, спортивные, творческие, охраны природы и т.п. деятельность которых не связана с осуществлением политической власти, но в какие-то моменты развития общества может политизироваться.

К числу неполитических организаций относятся и трудовые коллективы. Их предназначение — выполнение производственных задач. Политическое в их деятельности вызревает по мере того, как они исчерпывают возможности решения производственных задач экономическими методами, а также при осуществлении политических функций, которые для них не являются профессиональными.

Активным и самостоятельным институтом политической системы являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Их влияние на политическую жизнь так велико, что их не случайно сегодня называют четвертой властью. Важно учитывать, что часть средств массовой информации являются собственно политическими, так как принадлежат политическим партиям и отражают партийные взгляды, некоторые СМИ занимаются политикой время от времени, а многие СМИ далеки от политики и освещают дела культуры, спорта, уголовной и светской жиз­ни.

Второй (коммуникативный) элемент политической системы — это политические отношения. которые складываются в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это отношения между политическими институтами, между субъектами и объектами политики, между гражданами и государством.

Отношения могут носить различный характер: сотрудничества и противоборства, согласия и конфликта, нейтралитета и оппозиции, координации и субординации и т.п.

К третьему (нормативному) компоненту политической системы относят политические принципы и нормы. Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных принципов и правовых норм.

Политические принципы и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяют желательное и не­желательное, дозволенное и недозволенное. Правовые нормы закреплены в конституции и базирующихся на ней законах, в других нормативных актах: указах, пос­тановлениях, инструкциях.

Большое значение имеют в политической жизни и неписанные нормы, нормы морали и этики. Например, не лгать, не скверносло­вить.

Четвертым (идеологическим) компонентом политической системы являетсяполитическое сознание и политическая культура. Они представляют собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы ценностных ориентаций, политических представлений, установок и политического поведения. Проявляется политическая культура в поведении граждан. Большое значение в формировании политического сознания и куль­туры принадлежит идеологии.

В результате взаимодействия всех четырех названных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический порядок (политический режим). Политический режим — это определенный политический климат, способ осуществления политической власти в данном обществе.

Чаще всего выделяют три типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Функции политической системы.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Функции — это определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровнях.

На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.

На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.

На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.

На макроуровне выделяю следующие функции:

1. Программная – то есть определение общих коллективных целей и задач развития общества. Цели могут носить глобальный характер, и открыто объявляться (Программа построения коммунизма), а могут только присутствовать в заявлениях кандидатов на выборах.

2. Интеграция — обеспечение связей, координации между всеми элементами политической системы в достижении каких-то целей.

3. Адаптация — это функция приспособления к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам. То есть происходит обеспечение поддержки широких слоев населения. Слабость адаптации — это признак закрытости системы, потери легитимности.

4. Функция самосохранения сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики. Достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой существующей системы.

Макрофункции конкретизируются в функциях среднего уровня (медиафункциях):

1. Функция социализации направлена на включение в политическую жизнь новых молодых поколений.

2. Функция рекрутирования сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающих систему. Наличие в стране требуемого количества чиновников, полицейских, политиков, активность избирателей — все это результат рекрутирования.

3. Функция регулирования — политика регулирования цен, налогов, конфликтов и многое другое — все это формы регулирующей функции.

4. Мобилизационная функция — это собирание финансовых, матери­альных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики.

5. Распределительная (дистрибутивная) функция — это распределение, ресурсов, благ, услуг и статусов на основе стратегических или тактических соображений.

6. Функция реагирования проявляется в умении реагировать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия.

К микрофункциям политической системы относят: выявление и интеграция интересов, их перевод в решения или ответ на вопрос «что делать?», принятие решений, обеспечение под­держки.

Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Но в различных политических системах возможна абсолютизация каких-то одних функций в ущерб другим, а значит и деформация всей политической системы.

Функции политической системы и типы ее подсистем

В современной политологии функции политической системы* вы­деляются по разным основаниям.

Функции политической системы Одна из самых авторитетных классификаций функций политической системы принадлежит Алмонду. В работе «Политика развивающихся реги­онов» (1971) он указывает на такие функции «входа» этой системы, как: 1) политическая социализация, т.е. приобщение членов общества к полити­ческой деятельности; 2) политическое рекрутирование — форма отбора людей для заполнения различных структур системы; 3) артикуляция (выра­жение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает ре­шения; 4) агрегирование интересов — согласование и обобщение требова­ний, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы; 5) политическая коммуникация; 6) различные виды взаимо­действий, в т.ч. информационные. К функциям «выхода» политической си­стемы Алмонд относит: 1) нормотворчество, т.е. разработку правил и зако­нов, регулирующих поведение; 2) применение правил и процедур введения их в действие; 3) контроль за соблюдением правил; 4) истолкование зако­нов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Еще один вариант классификации функций по­литической системы был представлен Алмондом со­вместно с Пауэллом. Они выделили ряд функций, каждая из которых удовлетворяет определенную по­требность системы, а в своей совокупности обеспе­чивает «сохранение системы через ее изменение». Согласно этим авторам поддержание наличной мо­дели политической системы осуществляется с по­мощью функции политической социализации, т.е. процесса приобретения человеком политических знаний и ценностей, верований, ощущений, прису­щих обществу, в котором он живет. Следование лю­дей принятым в данном обществе стандартам поли­тического поведения, лояльное отношение к инсти­тутам власти поддерживают имеющуюся модель политической системы.

Жизнеспособность системы обусловлена ее возможностями адапта­ции к внешней и внутренней среде. Эта функция может осуществляться с помощью подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способ­ных находить наиболее эффективные пути и методы решения насущных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политичес­кая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитые способности к быстрому и точному ответу на любые воздействия позволяют системе адаптироваться к меняющимся условиям.

Эффективное реагирование политической системы на возникающие требования опосредуется экстракционной функцией, с помощью которой черпаются ресурсы из внутренней или внешней (экономической, природ­ной и т.п.) среды.

Полученные ресурсы надо использовать так, чтобы наладить согласо­вание интересов различных групп внутри общества. Распределение благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции рассмат­риваемой системы.

Политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия такой системы составляют смысл ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодей­ствуют люди и их группы, а также путем применения наказания в отноше­нии нарушителей правил.

Функции политической системы

Интерпретация Несколько в ином виде, чем Алмонд и Пауэлл, классифицирует фун­кции на «входе» и на «выходе» политической системы Аптер в кни­ге «Политические изменения» (1973). К функциям на «входе» он от­носит: 1) политическую социализацию и рекрутирование, направ­ленные на обеспечение нужного поведения индивидов при заданных мотивах; 2) артикуляцию социальных интересов различных групп; 3) агрегацию, или объединение, политических коммуникаций. В ка­честве функций на «выходе» он выделяет: 1) принятие правил; 2) их применение (властями, администрацией и пр.); 3) судопроизводство и вынесение решений. Данная модель, в принципе, не противоречит алмонд-пауэлловской — в ней не рассматриваются раздельно функ­ции преобразования, сохранения и адаптации системы, а составлены схожие с ними по содержанию и задачам блоки. В отечественной литературе наиболее приближены к указанным трак­товкам функций политической системы взгляды Ф.М. Бурлацкого (см. «Политические системы современности», 1978). Среди таких функций он выделяет: 1) постановка целей и задач общества, выра­ботка программы его жизнедеятельности; 2) мобилизация ресурсов общества на достижение нужных целей; 3) интеграция всех элемен­тов общества вокруг социально-политических целей и ценностей господствующей идеологии и культуры; 4) распределение ценнос­тей в обществе в соответствии с интересами сохранения данной сис­темой собственности и власти.

Если обобщить вышеуказанные подходы к обозначению функций по­литической системы, то можно выделить круг задач, которые они призваны решать:

— политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

— согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конф­ликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интег­рация социума);

— ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (под­держание образца);

— восприятие и реагирование на потоки информации (информацион­но-коммуникативное обеспечение).

Анализ функционирования политической системы как одного из ком­понентов более широкой социетальной системы действия предполагает ха­рактеристику ее внутренней структуры, причем не только с позиций сис­темных представлений, а с учетом особенностей мира политики. Полити­ческая система выступает как целостное образование, в единстве всех своих частей, но в ее составе обычно рассматривают несколько относительно са­мостоятельных подсистем, их элементы и отношения между ними. Преоб­ладающей точкой зрения ученых на структуру политической системы явля­ется выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, нор­мативная, функциональная, коммуникативная, культурно-идеологическая. Их структурными элементами выступают те институты, нормы, функции, идеи и отношения, которые находятся в тесном взаимодействии с полити­ческим управлением.

1.Институциональная подсистема состоит из политических инсти­тутов, каждый из которых, в свою очередь, является относительно самосто­ятельной системой. Она включает в себя государство, партии, социально-экономические и общественные организации, а также отношения между ними. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству, которое представляет собой главную властную опору как политической, так и общественной (социетальной) системы в целом.

Особую роль в институциональной подсистеме играют церковь и сред­ства массовой информации, которые способны существенно влиять на формирование общественного мнения, а с его помощью — оказывать дав­ление на правительство, на политических лидеров, иными словами, сти­мулировать или тормозить «входные» системные потоки типа «требова­ния» и «поддержка».

Эта подсистема занимает ведущее положение среди других подсис­тем. Говоря о «партийной системе», «четвертой власти» (СМИ) или «рели­гиозных общинах», мы упоминаем именно институциональную составля­ющую политической системы общества.

2. Нормативная подсистема складывается из политико-правовых норм, принципов, воззрений и традиций, направленных на регламента­цию деятельности политической системы в целом и ее структурных эле­ментов. Центральное место в данной подсистеме занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных взаимосвязей, обес­печивают функционирование по заведенному порядку не только государ­ственных органов, но и общественных объединений, а также устанавли­вают правила участия граждан в политической деятельности. Указывая на легитимность власти или на нелегитимность каких-либо действий, со­пряженных с этой властью, мы имеем в виду соотношение нормативной подсистемы с реальной жизнью, оцениваем степень соответствия слова (закона) и дела в политике.

3. Функциональная подсистема определяется формами политичес­кой деятельности, способами осуществления власти, преобладанием сре­ди них насильственных или ненасильственных методов управления. Она характеризуется совокупностью реальных функций, выполняемых различ­ными политическими институтами или гражданскими объединениями. Эта подсистема — основа политического режима, который обеспечивает со­хранение существующей власти. При этом режим обладает известной са­мостоятельностью по отношению к конституционной структуре государ­ственного управления, отраженной в институциональной подсистеме. Пра­вящая элита может выходить за рамки формально установленного правопорядка, видоизменять механизмы властвования, а активность оп­позиционных сил способна ограничить влияние конституционных инсти­тутов либо создавать альтернативные квазиинституциональные структу­ры. Взаимодействия акторов, складывающиеся в рамках функциональной подсистемы, настолько сложны и многообразны, что многие политологи предпочитают анализировать политические процессы в различных стра­нах, исходя не из нормативного описания их целостности, а ограничива­ясь только этой областью. Другими словами, понятия политической сис­темы и политического режима нередко выступают как синонимы. С по­добным упрощением можно иногда согласиться в интересах решения прикладных политологических задач.

4. Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы (т.е. между ее подсистемами), так и с другими странами. На внутреннем уровне она определяется отношениями между законодательной и исполнительной вет­вями власти, институтами государства и другими субъектами политичес­ких взаимодействий (партиями, социальными, этническими или конфесси­ональными общностями, людьми как индивидуальными акторами), скла­дывающимися в связи с их участием в осуществлении власти. Данная подсистема — та область мира политического, которую нужно изучать при рассмотрении связей гражданского общества и правового государства. Ком­муникативная подсистема отвечает также и за внешнюю безопасность об­щества, но, разумеется, не в ее техническом аспекте. Но адекватное вос­приятие и оценка внешних информационных потоков, будь то со стороны международной или физической (экология) среды, неизменно выступают залогом адаптации политической системы, а значит, и общества в целом к новым воздействиям.

5. Культурно-идеологическая подсистема формируется из различ­ных по содержанию идей, взглядов, чувств участников социальной жиз­ни. Она во многом определяется степенью дифференциации идейно-по­литического спектра общества, преобладанием в нем гуманистических или негуманистических по своей ориентации течений. Кроме того, подобная подсистема тесно связана с особенностями массовой политической куль­туры, ролью в ней традиционных стереотипов или рациональных устано­вок в сфере поведения. Функционально культурно-идеологическая под­система решает задачи сохранения и воспроизводства существующей модели общества. (Это наглядно проявляется в идейных позициях при­верженцев политического консерватизма и религиозного радикализма.) Однако подсистема культуры и идеологии — та область, где происходит не только подтверждение, но и видоизменение модели устройства обще­ства. Мир меняется потому, что возникает мысль о необходимости его обновления, что воодушевляет политических акторов, и они пытаются воп­лотить эту идею в действительности.

Структурность политической системы выражается не только в диф­ференциации задач ее основных частей, но и в их иерархии. Каждая из глав­ных функциональных подсистем организована на трех уровнях власти и политических отношений: высший — мегауровень, — включающий цент­ральный аппарат государственного управления, разделен в правовом госу­дарстве на законодательную, исполнительную и судебную власти; средний — мезоуровень — аналогичен по своему строению мегауровню, но отлича­ется от него объемом компетенции, поскольку эти органы представляют выборную и назначаемую власть регионального и муниципального масштаба; неинституционализированный нижний — микроуровень — формиру­ется на базе массового участия общественных групп и граждан в полити­ческой жизни. Он определяется членством в массовых политических или неполитических организациях, участием в акциях поддержки власти или протеста против ее установок, в социальном контроле над властными ре­шениями. Фактически на микроуровне политической системы происходит взаимное проникновение (диффузия) политической и неполитической сфер общества, реализуются связи гражданского общества и государства.

Основные функциональные блоки политической системы и их элемен­ты не существуют в отрыве друг от друга — в реальности они всегда нахо­дятся в постоянном взаимодействии. Фактором, связывающим все струк­турные элементы этой системы в единое целое, выступают политические отношения акторов по поводу публичной власти. Один вектор политичес­ких взаимодействий направлен на упрочение действующих в обществе ин­ститутов и имеющегося социального порядка, а другой может быть разру­шительным для наличной политической системы, выражать интересы сил, стремящихся к ее изменению либо даже ликвидации.

Реальные политические системы современного мира очень разнооб­разны. На их формирование и функционирование, иначе говоря, на полити­ческую жизнь в каждой стране оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость граж­данского общества, географическое положение и т.д. Особый теоретичес­кий и практический интерес представляет выявление универсальных ха­рактеристик, определяющих общие тенденции жизнедеятельности рассмат­риваемых систем.

Отличия в способах организации и условиях функционирования по­литических систем обусловили множественность подходов к их класси­фикации.

Довольно популярна типология, развивающая идеи Аристотеля о «пло­хих» и «хороших» формах правления. Но сегодня ее сторонники исходят не столько из количества правящих лиц, сколько из числа институтов, наде­ленных властными полномочиями, а также из принципов распределения власти. Основные модели политических систем по характеру распределе­ния власти — авторитарные и плюралистические. Близко по своему содер­жанию к этой классификации деление систем на демократические, тотали­тарные и авторитарные.

Суть авторитаризма — в сосредоточении власти в едином центре. Ав­торитарный тип властвования в наиболее последовательном виде исклю­чает демократию, реальное разделение государственной власти, существо­вание действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой ин­формации.

Плюралистическая система по своей организации противоположна авторитаризму и предполагает наличие многих сдержек и противовесов любой ветви (или центру) власти; в ней невозможно господство устойчи­вого неизменного большинства. Плюралистический тип отличается тен­денцией к рассредоточению власти, широкими правами и свободами ин­дивидуальных акторов политических взаимодействий, открытой конку­ренцией в борьбе за власть, подчиненной конституционно закрепленным правилам и процедурам.

Тоталитарный тип политической системы характеризуется жесткой регламентацией всей жизнедеятельности общества вплоть до поведения и образа мышления каждого человека. В этом случае отсутствует не толь­ко разделение властей в рамках институциональной подсистемы, но и ано­мально возрастает роль функциональной составляющей этой системы в виде сверхцентрализации исполнительной власти. Политическая система перестает существовать как единый комплекс функций, следовательно, рано или поздно она обречена на потерю своей внутренней и внешней устойчивости.

Еще одно интересное, хотя и небесспорное, направление в области классификации политических систем тоже связано с работами Алмонда. Он различает их по типу политической культуры и разделению поли­тических ролей между участниками политического процесса, выделяя четыре таких типа.

Для англо-американской политической системы характерна высокая степень разделения ролей и функций между участниками политического процесса — государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической систе­мы. Она функционирует на базе однородной культуры, ориентированной на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности и т.д.), которые общепризнаны гражданами.

Европейско-континентальная система (страны Западной Европы) от­личается расколотостью политической культуры, наличием внутри нацио­нальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, при­сущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Распределение ролей и функций в такой системе происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить согласие в обществе, поскольку имеется единая культур­ная основа — либеральные ценности.

Доиндустриальные и частично индустриальные системы имеют сме­шанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племе­ни. Поэтому найти согласие и компромисс, не прибегая к насилию, здесь почти невозможно. Интеграция общества с помощью насилия обычно при­водит к концентрации власти у узкого круга лиц.

Тоталитарные политические системы функционируют на основе при­оритета классовых, национальных, религиозных ценностей. Власть в них захвачена монопольно правящей партией или группой людей и контроли­рует все стороны жизнедеятельности общества и отдельного человека.

Главный недостаток, за который многие ученые критикуют вышеизло­женный широкий социокультурный подход к типологии политических сис­тем, — убеждение его создателей, что все типы систем могут оцениваться лишь в их соотнесении с западными. С одной стороны, функционирование политической системы испытывает влияние не только социоэкономических, социокультурных, но и географических факторов. Характер границ и масштабы территории, запасы природных ресурсов и количество земли, при­годной для аграрных целей, климат и масса населения — все это влияет на особенности политической системы. Верно и противоположное. Универ­сальные принципы организации, которые могут быть представлены совре­менной сравнительной и ретроспективной политологией, помогают усмот­реть общую логику в соединении различных, на первый взгляд взаимоиск­лючающих, политических моделей.

Функции политической системы

Обратите внимание Продуктивным представляется эволюционный подход к политичес­ким системам. В его рамках М.В. Ильиным была предложена кон­цепция хронополшпики, которая во многом основана на использо­вании принципа открытости и/или закрытости в осуществлении по­литических (организационно-коммуникативных) взаимодействий на разных этапах и уровнях политического развития. Хронополитическая трактовка эволюции политических систем, институтов и ролей отвергает довольно привычное представление, будто каждая «эпоха прогрессивного развития», сменяя другую, приносит обнов­ление и утверждает свою «правду» чуть ли не сызнова в споре с предыдущей эпохой или вопреки ей. На деле ни одна эпоха не от­рицает предыдущую, а находит способы усвоить то, что было со­здано ранее, и нарастить свой уровень сложности. В указанной кон­цепции предлагается схема развития человеческих общностей, ко­торые при всех качественных и, кажется, взаимоисключающих отличиях «вырастают» друг из друга, сберегая себя в череде мета­морфоз этносов, цивилизаций и сохраненных (преображенных) этнокультур, наконец, наций, наследующих преображенные цивили­зации и возрожденные этнокультуры. Развитие и наследование возможны потому, что многообразные из­менения вписаны в единую логику смены фаз открывания и закрывания политических систем, а также вытекающего из этой логики накопления открытых и закрытых организационных структур.

Есть и другие варианты классификации политических систем. Француз­ский политолог Жан Блондель (род. 1929) различает их по содержанию и формам управления, выделяя пять основных разновидностей: 1) либераль­ные демократии в принятии политических решений ориентируются на цен­ности индивидуализма, свободы, собственности; 2) для коммунистических, или авторитарно-радикальных, систем важнее всего ценности равенства, социальной справедливости; 3) традиционные системы опираются на оли­гархические формы правления и практикуют неравномерное распределе­ние экономических ресурсов и социальных статусов; 4) популистские сис­темы, преобладающие в развивающихся странах, используют авторитар­ные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5) авторитарно-консервативные системы преследуют цели сохране­ния социального и экономического неравенства, ограничения политичес­кого участия населения.

Взгляды Алмонда и Блонделя открывают весьма представительный список вариантов классификации политических систем, которые создава­лись политологами в 1970-1980-е гг. Научный интерес к этим исследовани­ям обусловлен двумя основными причинами. Классификация — важней­ший инструмент, расширяющий возможности понимания самых разнооб­разных аспектов политики и управления в странах современного мира. Классифицировать удобнее всего с использованием сравнительных проце­дур, которые стали неотъемлемой частью политической науки. Вторая по­будительная причина — стремление к изучению видоизменений власти, по­литических ситуаций и процессов в той или иной стране.

Исследование политической системы общества — весьма высокая сту­пень в познании политики и власти. В рамках системного подхода, приме­няемого с середины XX в. учеными разных стран, политика рассматривает­ся, с одной стороны, как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязанных элементов, которые выполняют функции распределе­ния ресурсов и поиска поддержки его принципов со стороны большинства общества, а с другой — как часть более широкой целостности. Вероятно, именно осознание единства мира, взаимозависимости природы и общества в их планетарном измерении является одним из ключевых аспектов пости­жения сущности политики.

Вопросы для семинарского занятия

1. Опишите системный подход к изучению политической жизни и этапы развития научных представлений о политической системе общества.

2. Из каких элементов состоит структура политической системы в раз­ных их моделях?

3. Как функционирует политическая система общества?

4. Каковы критерии классификации реальных политических систем?

5. Универсальное и национальное в функциях и структуре политичес­кой системы.

6. Какова значимость гражданского общества в свете современных пред­ставлений о политической системе?

7. Чем отличаются политические системы развитых индустриальных и развивающихся стран?

8. Какова роль институциональной, нормативной, культурной и комму­никативной структур в политической системе?

9. Каковы основные принципы и этапы становления российской поли­тической системы?

10. Каковы особенности культурной среды, в которой функционирует рос­сийская политическая система?

Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демокра­тии. — Полис. — 1992. — № 4.

Берталанфи Л. фон. История и синтез общей теории систем. — Сис­темные исследования. Ежегодник, 1973. — М. 1973.

Истон Д. Категории системного анализа политики. — Антология поли­тической мысли. —Т. 2. — М. 1997.

Парсонс Т. Система координат действия и общая теория системы дей­ствия: культура, личность и место социальных систем. — Американская социологическая мысль (ред. В.И. Добреньков). — М. 1994.

Парсонс Т. Система современных обществ. — М. 1997.

Almond G. A Developmental Approach to Political Systems. — World Politics, vol. XVII, issue 2 (Jan. 1965).

Deutsch K.W. The Nerves of Government: Models of Political Communi­cation and Control. — N.Y. 1966.

Андреев С. Политические системы и политическая организация обще­ства. — Социально-политические науки. — 1992. — № 1.

Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. — М. 1972.

Винер Н. Кибернетика и общество. — М. 1958.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 г.). — М, 1993.

Луман Н. Почему необходима «системная теория»? — Проблемы тео­ретической социологии (ред. А.О. Бороноев). — СПб. 1994.

Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории. — Западная те­оретическая социология 80-х годов. — М. 1989.

Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современно­го общества: индикаторы эффективности. — Государство и право. — 1992. — № 5.

Attali J. Les modeles politiques. — Paris, 1972.

Munch R. Parsonian Theory Today: In Search of a New Synthesis. — Social Theory Today (A.Giddens, J.Turner, eds.). — Stanford, 1988.

3. Функции политической системы

Главная функция политической системы общества — управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса.

Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая куль­тура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

4. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий характер, формируются органические систе­мы. Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумме свойств его частей.

Целостность и суммативность — понятия друг — друга исключающие, т.е. политической системе на 100% целостной не присущи признаки суммативной и наоборот. Поэтому можно представить некоторую шкалу, где стопроцентная целостность совпадает с ноль-процентной суммативностью. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности. При этом основное системообразующее правило выглядит так: пока права целого больше прав его частей, целое сохраняет свою целостность; как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативное и, в конце концов, перестает быть целым.

14. Место и роль государства в политической системе общества. Соотношение государства и политических партий .( Еремеева С)

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

субъекты политической системы;

политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

политическая интеграция общества;

регулирование политических процессов;

соблюдение интересов разных социальных групп общества;

создание единого влияния на социально важные отношения.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Политическая партия — это организация, имеющая структуру (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

15. Форма государства: понятие, структурные элементы. (Зайцева Ю и Соболева А)

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

исторические, национальные и религиозные традиции;

природные и климатические условия;

расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

порядок формирования органов государственной власти;

структуру государственных органов;

особенность территориальной самостоятельности населения;

характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

специфику отношений государственных органов и населения;

приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

республиканская форма правления;

политическое, идеологическое многообразие;

признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

равноправие субъектов Российской Федерации;

самоопределение народов, наций и национальностей;

разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Форма правления государства: понятие, виды и их характеристика.

Форма правления -это организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

Несмотря на все отличия монархических форм государства, следует выделить их общие черты, которые вполне можно определить как «юридические свойства монархии»:

Монархия -в переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия — это не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая.

1) бессрочное, т. е. пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Ограниченные монархии. сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т. д.).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична.

Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица — главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии. где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет.

Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть избран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из 13 монархов 9 являются наследственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии, в ОАЭ по существу функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Таким образом, этим монархиям присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

Республика (от лат. res publico, общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Парламентарная республика — разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер- министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Президентская республика — разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

2. Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко про­является в ее функциях. Отсюда характеристика политической сис­темы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль­ной группы или для большинства членов данного общества (поли­тической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемокра­тические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста­новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достиже­ния этих целей и задач (без огромной организаторской работы, люд­ских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъек­тов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая по­литика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для вза­имодействия различных элементов его структуры (объединяя раз­ные политические силы, политическая система пытается сглажи­вать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формиру­ется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и дея­тельности);

8) легитимация политической власти (т.е.

достижение определен­ной степени соотетствия реальной политической жизни официаль­ным политическим и правовым нормам).

Функции политической системы

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и развития.

В политологии на сегодняшний день существует несколько подходов к пониманию функций политической системы. Основываясь на одном из них можно выделить следующие функции политической системы:

· властно-интеграционную – объединение в общественное целое, единое сообщество всех элементов социальной структуры на базе ценностей и идеалов;

· целеполагающую – определение целей и задач политического, экономического, культурного развития общества;

· организаторскую – мобилизацию людских, материальных и духовных ресурсов для достижения поставленных целей;

· регулятивную – легитимацию политики, обеспечение общественного признания политики и власти, объяснение и оправдание политических решений.

В русле другого подхода в определении функций политической системы функциональный анализ политической системы проводиться через разделение функций на три блока.

Первый блок функций – это функции, политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:

1) Обеспечение политической власти определенной группы людей или большинства членов данного общества, страны через институты, образующие политическую систему. В русле этой функции осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих обязательный характер, применение принуждения.

Именно политическая система устанавливает формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, применение той или иной субординации и координации политических институтов.

2) Политическая система, управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей.

Объем управленческих функций зависит от типа общественной системы. К примеру, при тоталитарно-авторитарных системах объем управленческих функций увеличивается, в отличие от систем демократического характера.

3) Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе, обеспечивая единство всех социальных групп и слоев населения. Политическая система объединяет все социальные группы вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

4) Функцией политической системы является создание необходимых политических условий через законы, налоговую систему, систему кредитования для функционирования и прогресса экономики.

5) Защита общества и его членов от разного рода разрушений (внутренних и внешних), воздействий (криминализации общества, экономической, идеологической, военной, информационной агрессии, экологических катастроф).

Второй блок функций политической системы – деятельность, сопряженная с осуществлением уже отмеченных ранее функций. Иначе говоря, это преобразованные действия, которые осуществляет система на входе и выходе:

1) артикуляция и агрегация интересов – процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

2) нормотворчество (выработка норм и правил);

3) применение выработанных норм и правил;

4) осуществление контроля за соблюдением норм и правил;

5) политическая коммуникация.

Третий блок функций – уровень сохранения и адаптации системы:

1) подготовка и отбор персонала, формирование элиты, которые призваны выполнять главные политические роли;

2) осуществление политической социализации, то есть внедрение политической культуры в сознание и поведение индивидов.

В целом основным предназначением политической системы является деятельность по управлению и руководству обществом.

Свежие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *