Функции науки

Функции науки

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания.

Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия .

Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе9raquo; производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Описательная функция – сбор и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, т.к. она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками – алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ.

Объяснительная функция – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов.

Обобщающая функция – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина. периодический закон Д.И. Менделева.

Предсказательная функция – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.

Предписывающая или нормативная функция – научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и т.д.

Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда была базой техники и технологии. Так, например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям. В то же время в области гуманитарных, общественных наук опережающая функция науки может быть реализована далеко не всегда в силу чрезвычайно сложного объекта исследования.

Общие закономерности развития науки

Известны шесть основных закономерностей развития науки.

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно — исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки. При этом подчеркнем, что обусловлена она не просто потребностями практики, например производственной, образовательной, а именно – обществено — исторической практики. Каждое конкретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться личными интересами ученого.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его научные взгляды, его научные построения идут «вразрез9raquo; с устоявшимися традициями, с мнением коллег, с установками того или иного министерства или с действующими нормативами, документами и т. п.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие науки — процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.

Но ломке и отбрасыванию подвергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например неправильная универсализация законов и принципов, имеющих в действительности лишь относительный, ограниченный характер. Например, в сфере гуманитарных, общественных наук мы сегодня находимся на этапе их революционного развития. При этом нередко встречаются попытки некоторых ученых, отбросить все, что было наработано этими науками за годы советской власти, и начать как бы «все сначала»; или вернуться к исходным позициям до 1917 г. или даже до 1913 г. Но, как говорится, «из песни слов не выкинешь» – ученый должен быть объективен и учитывать то позитивное, созидательное, что было достигнуто во все периоды истории.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый характер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мнениях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоречивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день наиболее адекватное отражение самой действительности.

Понятие науки, её функции.

Конспект по философии

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

Социологический анализ деятельности института науки в современном обществе дает основание утверждать, что главной функцией науки является производство и умножение достоверного знания, позволяющего раскрывать и объяснять закономерности окружающего мира

Указанная выше основная функция науки в современном обществе может быть конкретизирована и дифференцирована на ряд более частных, тесно между собою взаимосвязанных.

1) мировоззренческая функция;

3) функция рационализации человеческого поведения и деятельности.

Мировоззренческая функция науки – одна из самых древнейших, она существовала всегда. Но в доиндустриальном обществе эта функция подчинялась господствующим в обществе мифологическим и религиозным воззрениям. Выделение ее в качестве самостоятельной, независимой от религиозных ценностей происходит лишь в период становления современного индустриального общества по мере прогресса научного знания и секуляризации религии.

Технологическая функция науки. Если мировоззренческая функция науки тесно связана со стремлением человека понять окружающий мир, познать истину и так называемый платоновский идеал науки существовал еще в предшествующие эпохи, то технологическая функция стала явственно формироваться лишь в Новое время. Ее глашатаем по праву считается английский философ Фрэнсис Бэкон, заявивший о том, что «знание – сила» и оно должно стать могучим инструментом преобразования природы и общества.

Функция рационализация человеческого поведения и деятельности – теснейшим образом связана с предыдущей, с той лишь разницей, что относится не столько к материально-технической сфере, сколько к социально-гуманитарной. Она смогла реализоваться лишь в последние два-три десятилетия благодаря достижениям в области социальных наук – психологии, экономики, культурной антропологии, социологии и др. Благодаря успехам этих наук, и в первую очередь психологии, являющейся базовой дисциплиной, стало возможным создание и распространение многочисленных социальных технологий – рациональных схем и моделей поведения, с помощью которых деятельность человека приносит более эффективные результаты.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии

Функции науки

Социальные функции науки многообразны и вызывают особый интерес у самих ученых и широкой общественности. Заслуга постановки вопроса о функциях науки принадлежит Дж. Берналу. В книге «Социальная функция науки» (1939 г.) были отмечены три цели науки – психологическая, рациональная и социальная (удовлетворение любознательности ученого. исследование внешнего мира и применение знаний для достижения человеческого благополучия). Социальными функциями науки Бернал считал удовлетворение потребностей людей, воздействие на промышленное производство и влияние на социальные изменения.

Не вдаваясь в длительные дискуссии о функциях науки, ведущиеся в отечественной науковедческой литературе много лет, предложим модель, состоящую из шести основных функций: познавательной, прогностической, мировоззренческой, производственно-практической, функции науки как социальной силы, гуманистической функции науки.

Познавательная функция науки.

С древнейших времен основная цель науки была связана с производством и систематизацией объективно истинных знаний. Это – основная, познавательная функция науки. Наука обслуживает все отрасли общественного производства и многие сферы человеческой деятельности благодаря раскрытию объективных законов природы.

Гносеологическая функция органически присуща науке как творческой деятельности по добыванию новых знаний. Задачей науки является объяснение – раскрытие сущности объясняемого объекта, которое может быть осуществлено лишь через познание её отношений и связей с другими сущностями или её внутренних отношений и связей. Познание может проявляться и в форме житейских знаний, художественного и даже религиозного освоения мира (познание трансцендентного, сверхприродного, доступное только посвященным в форме эзотерического знания и мистики). Даже первобытный миф выполнял функцию объяснения мира и приспособления к нему. Но научное понимание имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами познания.

Наука снабжает общество достоверной, проверяемой и систематизированной информацией. Важнейшим достоинством научного знания является его воспроизводимость и всеобщность. Раз полученную истину можно перепроверить, но не нужно заново открывать. Так, бином Ньютона ныне известен каждому школьнику 8-го класса, и в этом смысле научное знание от его применения не стирается и не стареет. А ведь еще в средние века ученые-схоласты жаловались на то, что самым трудным делом является для них применение четырех арифметических действий.

Познавательная деятельность зависит от многих внешних обстоятельств, в том числе от господствующего в данном обществе мировоззрения, материальных ресурсов науки, численности и профессиональной подготовки научных кадров, совершенства исследовательской аппаратуры и методов обработки полученных данных. Особое значение в познании приобретают субъективные мотивы научной деятельности, прежде всего неуемная жажда открытий, признание научных заслуг коллегами. Не последнюю роль в деятельности современных ученых играет материальное вознаграждение их труда, научная карьера, слава и почет, которыми вознаграждает общество деятельность ученых. Но главным побудителем научного поиска всегда были и остаются общественные потребности, социальная практика.

Познавательную функцию в равной мере выполняют все науки, внося свой вклад в формирование научной картины мира. Но особую роль играет философское обобщение достижений фундаментальных наук. В результате таких обобщений не только складывается единая картина мира, но и обогащается важнейший компонент мировоззрения (натуралистический элемент как знание общих закономерностей неживой и живой природы).

Отметим, что границ познания не существует. Не раз современникам выдающихся открытий в области физики и других наук казалось, что дальше познавать нечего (так полагал К.Лоренц, когда была создана электромагнитная картина мира). Прошло всего несколько лет и физики стали исследовать ядро атома (опыты Э.Резерфорда), а еще позже, в конце 20-х — начале 30-х гг. трудами Н.Бора, В.Гейзенберга, Э.Шредингера, М.Борна. Л.Д.Ландау была создана квантовая механика, и на её основе оформились основные контуры неклассической, квантово-механической картины мира. В конце XX в. на основе синергетики, релятивистской космологии возникает новая единая картина мира (постнеклассическая, по терминологии В.С.Степина).

Прогностическая функция науки.

Кроме описания, понимания и объяснения науке присущи предвидение, предсказание и прогнозирование. Предвидение имеет различные формы, начиная от случайной догадки и кончая надёжными предсказаниями.

Термин «предвидение» используется в двух значениях:

в первом случае — оно понимается как знание о будущем независимо от того, каким способом это знание получено;

во втором — предвидение рассматривается как сложное движение познания, как исследовательский процесс, целостная операция, процедура познания.

Предсказание чаще всего трактуется как рассуждение, имеющее форму дедуктивного вывода, основанием которого служат или образец утверждения (эмпирические обобщения, законы или теории), либо частные утверждения, характеризующие условия применения общих положений в частном случае.

Разновидностью научного предвидения является прогнозирование — специальное исследование перспектив какого – либо явления. Оно составляет одну из научных основ управления (целеполагания, планирования, программирования, проектирования, управленческих решений).

Для современного общества в связи с обострением глобальных проблем человечества, прежде всего остроты экологического кризиса, поставившего под сомнение саму возможность выживания человечества и ведущего к крайне пессимистическим выводам. важно опираться на научный прогноз перспектив разрешения энергетических, продовольственных, экономических и социальных проблем общества. Актуальным является и прогноз перспектив развития образования и техники.

Естественной потребностью человека всегда было узнать будущее, свою судьбу. Это служило психологической основой популярности астрологии и хиромантии, деятельности прорицателей и пророков. И только успехи точных наук позволяют с математической точностью предсказывать взаимное расположение планет, затмения солнца и луны, разливы рек, климатические катаклизмы.

Наука по своей сути не только призвана снабжать общество достоверными знаниями, отражая мир в законах, научных принципах и категориях, но и предсказывать будущий ход событий. Впервые прогностическая функция науки заявила о себе в астрономии. Но если в древности способность предвидения будущего вселяла в людей страх и трепет, то ныне точный прогноз погоды, долговременные демографические прогнозы, прогнозы будущих открытий самой науки стали обыденным явлением.

Прежде всего наука прогнозирует с помощью специфических методов (метод «дельфийского оракула», основанный на выявлении метода экспертов) будущие изобретения и открытия. Известна, например, деятельность исследовательских групп, прогнозирующих тенденции развития военной техники. В условиях динамичного развития экономики у общества появляется настоятельная необходимость не только планировать, но и предвидеть отдаленные последствия своей деятельности. знать тенденции градостроительства, миграции населения, потребности в продовольствии. В ряде стран потребность предвидения событий породила футурологический бум. Появились сценарии развития различных регионов мира, геополитических конфликтов.

Сейчас много говорится об устойчивом экономическом росте, потеплении климата, разрастании озонной дыры и т.п. И если группе ученых во главе с Н.Моисеевым удалось с помощью компьютеров создать модель «ядерной зимы» (катастрофических последствий применения лишь части накопленного ядерного оружия), то получить точный и обоснованный прогноз социального развития по-прежнему остается непосильной задачей как в силу неразвитости прогнозов в гуманитарных науках, так и в силу сложности, многовариантности развития общества. Тем не менее в экономической науке теория «длинных экономических волн», разработанная В.Кондратьевым, работы В.Леонтьева и Л.Канторовича позволяют дать прогнозы отраслевого развития экономики. На основе социологических опросов удается довольно точно предсказать результаты предстоящих выборов президента США, победу той или иной партии в парламентских выборов.

Истории известны многочисленные примеры, когда футурологи жестоко ошибались. Не удалось предвидеть такого эпохального геополитического катаклизма, как распад СССР. Поэтому было бы преждевременно заявлять о всемогуществе науки в деле прогнозирования социальных явлений. В конечном итоге прогностическая функция осуществляется лишь на основе имеющегося достоверного знания и поэтому некоторые ученые считают её лишь подфункцией познавательной функции науки.

Тем не менее научные прогнозы на основе экстраполяции тенденций развития в настоящем на обозримое будущее – реальный факт. Техника прогнозирования будет совершенствоваться с прогрессом вычислительной техники. Во всяком случае социальный заказ на прогнозы со стороны ученых, политиков, руководителей физкультурно-спортивных организаций является серьезным стимулом для совершенствования самой науки как орудия предвидения будущего.

Мировоззренческая функция науки .

Мировоззренческая функция современной науки заключается в том, что мировоззрение человека и общества в эпоху НТР включает в себя наряду с идеалами, принципами, ценностями и нормами (аксиологическая составляющая) обобщенные сведения об окружающем мире и самом человеке. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение человека в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности.

Напомним, что основной вопрос мировоззрения есть вопрос об отношении человека к миру. Но само отношение к миру, окружающей природной и социальной действительности зависит от полноты знаний о нем. Мифологическое и религиозное мировоззрение традиционного общества базировалось на примитивных, зачастую умозрительных и фантастических представлениях о мире. Начиная с научной революции XVII в. стало формироваться механистическая картина мира как начальная фаза естественнонаучного мировоззрения. Его основу составляли принципы ньютоновской механики, согласно которой мир подчиняется действию лапласовского детерминизма, а сам мир подобен часовому механизму, где все части пригнаны друг к другу. При этом законы науки не противоречат догмам Священного писания, которое сам И.Ньютон на склоне лет хотел обосновать математическим путем.

В дальнейшем научное мировоззрение дополнялось эволюционным принципом саморазвития путем естественного отбора (Ч.Дарвин), знанием о закономерностях микромира и релятивистскими представлениями о пространстве и времени. Социальная картина мира обогатилась материалистическими представлениями об обществе (К.Маркс), изменились представления о роли бессознательного начала в психике человека (З.Фрейд). Методологической основой научного представления о природе, обществе и человеке выступают принципы диалектики и материализма.

Не следует обольщаться огромным прогрессом естественных наук с точки зрения их влияния на мировоззрение каждого человека. Миллионы людей сохраняют религиозное мировоззрение и не имеют ни малейших представлений об устройстве Вселенной и о социальных законах. К примеру, представительные опросы граждан США показали, что 60% из них не знают причин смены дня и ночи, а также времен года. Несмотря на все достижения естественных наук большое количество людей увлекается магией, верит в бессмертие души, влияние звезд и планет на судьбу человека.

Итак, ядром научного мировоззрения по-прежнему остаются философские принципы, законы и категории. Естественные науки вносят решающий вклад в современную естественнонаучную картину мира, то есть натуралистический элемент мировоззрения. Велика роль и гуманитарных наук в формировании социологического элемента мировоззрения. Достижения науки оплодотворяют и конкретизируют абстрактные, предельно общие положения о материальности мира, бесконечности Вселенной, прогрессивном развитии природы, общества и человеческого мышления, познаваемости мира.

В то же время важно уяснить, что только на базе естественнонаучных знаний может сформироваться мировоззрение позитивистского типа с лозунгом «всякая наука – сама себе философия». Мировоззренческая безграмотность ученого вредит теоретическому исследованию, приводит к ошибкам, когда дело доходит до интерпретации и объяснения фактов, которые не укладываются в традиционную картину мира. Тогда возникают кризисы в науке, которые можно преодолеть только на основе «философской разборки» (В.И.Ленин) накопившихся фактов.

Производственно-практическая функция науки.

Основное назначение науки, её конечная цель – служить благу общества. Современная наука не только объясняет мир, но все в большей степени способствует его преобразованию.

Ф.Энгельс писал: «буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой» (Т. 22. С. 307).

Впервые процесс превращения науки в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине ХIХ века. Он сумел увидеть новый мощный импульс, который наука в этот период начала получать для своего развития. По словам К.Маркса «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов» (Т.46. Ч.2. С.212). В результате само производство становится экспериментальной наукой, технологическим применением современной науки (Там же. С221).

Условиями, способствовавшими превращению науки в непосредственную производительную силу, стало следующее:

— создание постоянных каналов для практического использования научных знаний;

— появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки;

— создание центров и сетей научно-технической информации.

В XX столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизуют для этого достаточно мощные финансовые, информационные, производственные, интеллектуальные средства, лидируют в современной политико-экономической гонке. Страны, которые не выдерживают такого состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития и обречены вечно играть второстепенную роль на международной арене.

Наука оказывает благотворное воздействие на все стороны жизни общества, но прежде всего доказывает свои творческие потенции, воплощаясь в материализованную силу знания в виде производственной техники. Достижения наук оплодотворяют и преобразуют все элементы производительных сил – орудия и предметы труда, рабочую силу, способствуют повышению эффективности труда. В условиях НТР целые отрасли промышленности (атомная, химическая, радиотехническая, нефтехимическая, производство робототехники) вызваны к жизни и направляются выдающимися открытиями науки и техническими изобретениями.

Весомый вклад в общественный прогресс вносят биологические науки и медицина. Благодаря их достижениям резко сокращается смертность от прежде распространенных и даже неизлечимых болезней, увеличивается продолжительность жизни, а успехи геронтологии позволили увеличить активный возраст человека, отсрочить старение организма.

Точно также следует последовательно доказывать возрастающую роль науки в совершенствовании физической культуры и спорта. Благодаря научным исследованиям появились новые технические средства тренировок и реабилитации спортсменов, возникли современные технические виды спорта, совершенствуется техническое оборудование и экипировка спортсменов. Научные рекомендации позволяют тренерам повысить физические нагрузки, добиваться новых достижений и спортивных рекордов в гимнастике, плавании, тяжелой атлетике, лыжном спорте.

Функция науки как социальной силы.

В условиях научно-технической революции второй половины ХХ века у науки обнаружилась ещё одна важная функция: наука начала выступать в качестве социальной силы.

Гуманитарные и социально-экономические науки начали играть регулирующую роль в различных сферах социальной деятельности. В последних десятилетиях ХХ века достижения и методы науки стали широко использоваться для разработки масштабных программ в области экономического развития и в социальной сфере.

Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия, особенно значимой становится социальная роль науки. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз и обеспечения тем самым дальнейшего существования и развития человечества.

Гуманистическая функция науки.

Некоторые авторы приписывают науке гуманистическую функцию — функцию развития самого человека. Предварительно отметим, что эту функцию несет в себе культура, а наука – лишь часть культуры. Правильнее было бы говорить о гуманистическом потенциале науки, использовании достижений науки для развития общественного производства, облегчения тяжелого физического труда, укрепления здоровья, повышения благосостояния граждан, совершенствования быта, продления жизни, воспитания подрастающих поколений, роста спортивного мастерства. Но для реализации перечисленных гуманных целей, не говоря уже о ликвидации голода и болезней в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, необходимы соответствующие социальные условия, мобилизация ресурсов. А это – дело политиков, а не ученых. Иначе говоря, в решении социальных проблем человечества наука сказала свое веское слово, но она не всесильна.

Более того, в антигуманном обществе, в условиях недемократических политических режимов достижения науки и техники могут обернуться против самого человека. Наука и техника в тоталитарном обществе (например, в гитлеровской Германии) использовалась в целях установления мирового господства, уничтожения целых народов, манипулирования сознанием людей, внушения им диких предрассудков и мифов. Само по себе научные знания идеологически нейтральны, но могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку. В гуманном, демократическом обществе в полной мере должен воплотиться принцип, высказанный Л.Н.Толстым: «Дело науки – служить людям».

Подводя итог, подчеркнем, что все социальные функции науки взаимосвязаны. Наука как социальный институт через утилитарную, познавательную, мировоззренческую, прогностическую и др. функции в полной мере реализует свою созидательную роль в обществе.

Функции Науки

Функции науки выделяют в зависимости от общего назначения ее отраслей и их роли в освоении окружающего мира с конструктивной целью. Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры.

Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную.

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственнаяфункция. которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех9raquo;, в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых.

Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Естествознание исследует все, что относится к природе. Оно отражает логику природы. Структура естественнонаучных учений и знаний сложна и разнообразна. В нее входят знания о веществе, взаимодействии веществ, химических элементах, живой материи, Земле, Космосе. Отсюда развиваются фундаментальные естественнонаучные направления.

Обществознание изучает общественные явления, системы, их структуры, процессы и состояния. Эти науки дают знания о различных общественных связях и отношениях между людьми. Научные знания об обществе объединяют три направления: социологическое, экономическое и государственно-правовое.

Отдельным направлением являются знания о человеке и его сознании.

Функции науки

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Функции науки

11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели Вам тоже хочется верить в то, что вы доставляете своему романтическому партнеру удовольствие в постели? По крайней мере, вы не хотите краснеть и извин.

Функции науки

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Функции науки

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Функции науки

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Функции науки

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

ФУНКЦИИ НАУКИ это:

ФУНКЦИИ НАУКИ Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010 .

Смотреть что такое «ФУНКЦИИ НАУКИ» в других словарях:

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность ролей, к рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и… … Энциклопедия культурологии

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Энциклопедия права

Функции теории государства и права — те реальные изменения, которые данная наука способна производить в общественном сознании, государствоведческой и юридической практике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или теоретическую, методологическую, мировоззренческую,… … Элементарные начала общей теории права

Функции криминалистики — общие типы решаемых криминалистической наукой задач в аспекте ее социальной функции научного обеспечения борьбы с преступностью. Ф.к. подразделяются на методологическую, объяснительную, синтезирующую и предсказательную. Методологическая Ф.к … Криминалистическая энциклопедия

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь

Функции микроэкономики — Функция микроэкономики По аналогии с фундаментальной экономической теорией применительно к современной микроэкономике есть резон выделять познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции. Само название первой … Википедия

Функции Минпромнауки РФ — в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 812 «Об утверждении положения о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07 … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

НАУКИ О ДУХЕ — комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Функции экономических наук — составной частью общественных наук являются экономические науки. Они представляют продукт длительного исторического развития. С развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, шел процесс познания экономических… … Словарь по экономической теории

  • Общие проблемы философии науки. Яна Полякова. Учебное пособие по дисциплине «История и философия науки»предназначено для аспирантов и соискателей специальностей 13. 00. 04 –«теория и методика физического воспитания, спортивной… Подробнее Купить за 480 руб электронная книга
  • Социология науки. Теоретические и методологические проблемы. Нико Яхиел. Имя известного болгарского социолога Н. Яхиела хорошо знакомо советскому читателю по переведенным ранее его книгам. В настоящем труде автор исследует важные аспекты взаимодействия между… Подробнее Купить за 430 руб
  • Философия и история науки. Учебное пособие. А. Л. Никифоров. Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа… Подробнее Купить за 391 руб

Другие книги по запросу «ФУНКЦИИ НАУКИ» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *