Функции конфликта

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Подконфликтом (от лат. conflictus – столкновение) принято понимать противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позициями, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоящей стороны (групповые конфликты).

Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Возникла и развивается данная отрасль знания на стыке ряда научных дисциплин: социальной психологии, педагогики, социологии, политологии, экономики, менеджмента, философии, медицины.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приемы управления ими.

Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями (Анцупов А.Я. Шипилов А.И. 1999).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

Поскольку конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий, широко распространено мнение об отрицательной роли конфликтов в нашей жизни, что приводит к стремлению людей избегать вступления в них, а руководители либо стремятся подавлять все конфликты без разбора, либо предпочитают вообще не вмешиваться в них.

Но стоит иметь в виду, что конфликты часто играют положительную роль, поскольку противоречие является также и движущей силой всякого развития.

Говоря о функциях конфликтов, стоит отметить, что конфликты бывают как деструктивные. так и конструктивные. Как правило, конфликт несет в себе и то, и другое, поэтому его оценивают по тому, какое начало преобладает. Функциональность конфликта по мере его развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

К конструктивным функциям конфликтов можно отнести:

• устранение полностью или частично противоречия, возникающего из-за несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт выявляет нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности;

• позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д. выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

• позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт. Конфликтное взаимодействие снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

• служит источником развития личности, межличностных отношений — расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций;

• может улучшить качество индивидуальной деятельности;

• при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

• средство самоутверждения личности, формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими. Может быть определен как конфликт становления, самоутверждения, социализации.

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму заключаются в следующем:

• выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития;

• выявляет нерешенные проблемы в деятельности группы, может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. С помощью конфликта руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц;

• зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности;

• может способствовать созданию новых, более благоприятных, условий, к которым легче адаптируются члены коллектива;

• способен выполнять функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей — группа приобретает качественно новое состояние;

• способствует поиску продуктивных решений проблем в коллективах, ориентированных на предметно-познавательную деятельность;

• оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе, устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте.

Деструктивное влияние конфликта:

• выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

• стресс, резкий рост вероятности заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;

• истощение личностных ресурсов — материальных, духовных и жизненных сил в результате конфликтного взаимодействия;

• нарушение системы межличностных отношений, сложившихся между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь и враждебность к другой стороне нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи;

• формирование негативного образа другого — «образа врага», который способствует созданию негативной установки по отношению к оппоненту, готовности действовать в ущерб ему;

• негативное отражение на эффективности деятельности оппонентов — меньше внимания уделяется качеству работы, после конфликта оппоненты также не всегда могут работать продуктивно;

• закрепление в социальном опыте насильственных способ решения проблем — победа с помощью насилия может стать обычной практикой в подобных ситуациях социального взаимодействия;

• отрицательное влияние на развитие личности — может способствовать формированию у человека неверия в справедливость; убежденность, что сильный всегда прав, мнения о том, что в данном коллективе ничего нового внедрить не удастся.

Негативное воздействие конфликта на группу (организацию):

• разрушение традиций общения, взаимосвязей в коллективе, организации;

• отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе и его социально-психологический климат;

• ослабление ценностно-ориентационного единства группы, снижение групповой сплоченности;

• ухудшение качества совместной деятельности коллектива происходит, когда конфликт медленно затухает; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт оказался длительным и др.

• формирование установки на приемлемость насильственных действий — успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.

• возможность возникновения деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.

Таким образом, обобщая изложенное выше, можно заключить, что конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Его разрешение приводит к улучшению отношений между людьми и к развитию группы, к повышению эффективности деятельности. Конструктивный конфликт возникает тогда, когда человек конечной целью ставит задачу преодолеть разногласия, улучшить ситуацию, сделать ее приемлемой для обеих сторон, что выведет взаимоотношения на новый уровень.

Деструктивный конфликт возникает в тех случаях :

— когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом;

— когда один из оппонентов прибегает к осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности деятельности.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Функции конфликта

Конструктивные и деструктивные конфликты

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности.

Простые патологические формы конфликтности:

  • бойкот;
  • саботаж;
  • травля (преследование);
  • словесная и физическая агрессия.

Сложные:

  • протест;
  • бунт;
  • революция;
  • война.

Насильственные и ненасильственные действия

Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс.

К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как:

  • международные войны;
  • городские расовые мятежи;
  • организованная преступность в крупных городах;
  • убийства по заказу;
  • ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

Другой полюс конфликтных действий — ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор Дж. Шарп.

К методам ненасильственного протеста и убеждения он относит, в частности:

  • публичные выступления;
  • лозунги, карикатуры и символы;
  • молитвы и богослужения;
  • раздевание в знак протеста;
  • уничтожение своей собственности;
  • отказ от почестей;
  • отлучение от церкви;
  • невыход на работу;
  • эмиграция в знак протеста;
  • непотребление бойкотируемых товаров;
  • снятие банковских вкладов;
  • отказ от уплаты налогов;
  • забастовки заключенных;
  • бойкот выборов;
  • отказ от членства в международных организациях;
  • голодовка;
  • блокирование дорог;
  • стремление к заключению в тюрьму и многие другие.

Конструктивность, как правило, сужается до понятия «социальной нормы». Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
  • «коммуникативно-информационная9raquo; и «связующая9raquo; функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
  • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений ;
  • функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
  • гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
  • оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
  • оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

  • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
  • уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
  • абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
  • представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
  • смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
  • возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

  • отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
  • подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
  • степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
  • следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

Определение функций конфликта

Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий. Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

При таком подходе к оценке функций конфликта возникает проблема его моральной оценки. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. В самом деле, негативную оценку вызывают бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, а в последнее время — серьезные межнациональные, территориальные, общественно-политические и прочие противостояния и противоборства. Поэтому конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное.

Согласно другой точке зрения, конфликт — не только неизбежное социальное явление, но и полезное. Хотя исследователи, признающие конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей социальной системы, но, по их мнению, конфликт завершается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Но отсюда следует, что уже в самом конфликте заложена возможность появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Это и законодательная деятельность, и принятые процедуры для решения различных споров, и политические собрания, где конфликты решаются в «войне слов», т.е. в дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством конкуренции, сделок и т.д.

Научная традиция, восходящая к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу, М. Веберу, вообще рассматривает конфликт не как отклонение от нормы и проходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. В соответствии с этой точкой зрения наличия любого дефицита в обществе достаточно, чтобы вызвать конфликт; каждый человек в любой группе пытается увеличить свою долю дефицитных ресурсов, а если это возможно, то за счет других. Когда среди искателей территорий и ресурсов происходит и борьба за лидерство, власть и престиж, конфликт окажется просто неизбежным.

По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально-позитивный характер. Действительно, можно сказать, что конфликт полезен, поскольку так или иначе он разрешает противоречие. Но цена может быть очень велика — разрушение или серьезное повреждение системы, а то и уничтожение одной из сторон. Объективно существующее противоречие стоит не доводить до конфликта, а устранить мирными, цивилизованными средствами. Понятно, что о полезности конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях, притом весьма условно.

Разрешение противоречий — объективная функция социального конфликта. Но она не всегда совпадает с целями участников. Если целью одной из сторон конфликта может быть устранение противоречия (причем именно вес пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Поэтому функции конфликта его участники могут оценивать по-разному.

  • Функции конфликта Психология

    Конфликт нередко приводит к насилию, а в войнах и к гибели людей

    Структура и процесс развития конфликта

    Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, функционирование его системы какое-то время в социальном пространстве.

    Простейшая описательная модель конфликта – это треугольник их трех взаимосвязанных сторон (субъекты, процесс, объект), составляющих единое целое.

    А.Я Анцупов и А.И. Шипилов в своей работе представляют сложную описательную модель структуры конфликта. состоящую из десяти основных элементов.

    Участники конфликта – это все его субъекты, включая противоборствующие стороны, группы поддержки, наблюдателей и других участников.

    Противоборствующие стороны конфликта – это личности, организации, физические лица и юридические лица, социальные группы, самоуправляемые общины, муниципальные и региональные органы власти и управления, бизнес-структуры (корпорации, фирмы), этносы, партии, государства, союзы, блоки (группы государств), которые непосредственно противостоят друг другу, стремятся к овладению одним и тем же объектом, предметом конфликта, совершают действия, направленные на достижении своих целей.

    Группа поддержки, сочувствующие – это коллеги по работе, соседи, руководители и подчиненные, СМИ, общественные объединения, профсоюзы, самоуправляющие общины и т.д. которые прямо, открыто или косвенно, неявно выражено, поддерживают какую-то одну из сторон в конфликте. Выражают ей сочувствие и могу участвовать в самых разных акциях поддержки, пикетах, митингах, других действиях в поддержку этой стороны. Нередко участники групп поддержки идентифицируют себя с одной из конфликтующих сторон, которая, как им кажется, выражает, отстаивает и их интересы.

    Другие участники конфликта – это организаторы, подстрекатели, наблюдатели, индифферентные субъекты конфликта, находящиеся рядом с конфликтующими сторонами, но прямо не участвующие в их противоборстве. Их роль не всегда заметна, скрытна. Медиаторы – третья сторона, посредники, судьи не являются участниками противоборства, так как их задача – прекратить конфликт.

    Предмет конфликта – это проблема, противоречие, в котором отражается столкновение интересов и целей сторон. Объект конфликта – материальные ценности или ресурсы, социально-политические – власть, духовные ценности – идея, норма, принцип, к обладанию которыми стремятся оба оппонента. Объект может быть делимым и неделимым.

    Микро – и макросреда – ближайшее окружение: семья, команда, организация; внешняя среда – социальные группы, социальные общности, конкуренты, сферы жизнедеятельности общества.

    Стратегия поведения в конфликте – отношение к конфликту, установки на определенные формы поведения в конфликтной ситуации: приспособлении, уход, компромисс, соперничество, сотрудничество.

    Тактика поведения в конфликте – это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Тактика может быть: 1) жесткая – захват и удержание объекта (например, захват предприятия, блокирование счетов) физическое насилие (применение силы, уничтожение имущества и т.п.) давление (требования, указания, угрозы, шантаж); психологическое насилие (оскорбление, грубость, клевета, обман, унижение); 2) нейтральная – коалиционная (союзы, обращение в СМИ); санкционирование (запреты, взыскания); демонстрация действий (привлечение внимания, невыходы на работу, пикеты и другие акции); 3) мягкая – сделки (взаимный обмен благами, компромиссы); дружелюбие (помощь, услуги, представление информации и т.д.); фиксация позиции (убеждение, критика, предложения и др.).

    Функции конфликта

    Функция конфликта – роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам.

    По совпадению результатов конфликта с целями различают:
    1) явные функции конфликта – функции, для которых характерно совпадение результатов конфликта с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта;
    2) скрытые (латентные) функции конфликта – последствия отличаются от ранее провозглашенных участниками конфликта намерений и могут оказаться неожиданными, не отвечающими целям участников конфликта. Они обнаруживаются лишь с течением времени.

    По конструктивности различают:
    1) общие конструктивные функции конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и имеют следующее значение:
    а) информационное значение конфликта – состоит в обнаружении и фиксации противоречии и проблем в обществе, организации, группе, свидетельствует о том, что эти противоречия достигли уже большой зрелости и необходимо принимать неотложные меры по их устранению;
    б) способствуют разрешению противоречий, устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к конфликту;
    в) интегративное значение – объединение перед общим врагом, в решении возникших проблем;
    г) способствуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации;
    д) разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы, предотвращению более серьезных конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы данный конфликт не случился;
    е) выяснение соотношения сил социальных групп или общностей и предотвращение более разрушительных конфликтов;
    2) конструктивные функции конфликта на личностном уровне – касаются влияния конфликта непосредственного на личность и способствуют:
    а) самопознанию и адекватной самооценке личности;
    б) лучшему узнаванию союзниками друг друга, а также определению сил противника;
    в) снятию психической напряженности в группе, при положительном разрешении конфликта;
    г) адаптации и социализации человека, развитию его как личности, набору опыта за небольшой отрезок времени;
    д) самореализации и самоутверждению;

    общие деструктивные функции конфликта могут приводить к следующим последствиям:
    а) к большим человеческим жертвам и материальным потерям;
    б) к состоянию дестабилизации и дезорганизации стороны противоборства;
    в) к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества;
    г) к дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы;
    д) к нарастанию в обществе настроений пессимизма и упадком нравов;
    е) к новым, более деструктивным конфликтам;
    ж) к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности;

    деструктивные функции конфликта на личностном уровне могут приводить к следующим последствиям:
    к негативному воздействию на социально-психологический климат в группе (появлению чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса);

    а) к разочарованию в своих возможностях и способностях, к деидентификации личности;
    б) к развитию чувства неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентаций и образцов поведения;
    в) к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях;
    г) к развитию для общения видов поведения (безынициативность, критиканство, буквоедство, поиск виноватых, самобичевание и т. д.).

    Понятие, причины и функции конфликтов. Функции социального конфликта

    Только зная сущность и функции конфликта, возможно правильное управление им и его позитивное решение. Об этом и пойдет речь в статье.

    Определение понятия «конфликт»

    Если задаться целью, то из современной психологической литературы можно почерпнуть более сотни определений этого термина с ощутимыми различиями в формулировании.

    Функции конфликта

    Из наиболее распространенных стоит упомянуть такие:

    1. Конфликт — это выражение субъективных или объективных разногласий, нашедших выражение в поединке сторон.
    2. Конфликт — это один из острейших способов решения существенных разладов, возникших во время взаимодействия его субъектов и сопряжен с отрицательными эмоциями.

    Возникает ряд вопросов. Что можно считать существенным противоречием, что такое разногласие в общем и как отличить его от конфликта?

    Различие между противоречием и конфликтом

    Кроме Юрия Рождественского, никто из специалистов не считает разногласие речевым актом. Знаменитый лингвист определяет три стадии развития схватки интересов, которые стали причиной проблемной ситуации. Он считает, что ими являются:

    • разница во мнениях;
    • разногласия в обсуждениях;
    • неприкрытая борьба в действиях, выраженная конфликтом.

    Из этого следует, противоречие — это диалог, иными словами речевой акт, при котором стороны выражают разногласия. Конфликтом же стоит считать речевые акты субъектов, которые обращены на причинение вреда противнику.

    Функции конфликта

    Состав, структура конфликта

    Для того, чтобы понятие и функции конфликта стали ясными, необходимо ознакомиться с четырьмя основными его составляющими: динамикой, структурой и управлением.

    Структура названного понятия состоит из:

    • предмета спора или объекта;
    • субъекта (-ов), то есть конкретных индивидов, организаций, групп, учавствующих в нем;
    • масштаба (он может быть глобальным, региональным, локальным или же межличностным);
    • условий, в которых протекает конфликт;
    • тактики и стратегии сторон;
    • возможных исходов конфликта, результатов, последствий, а также осознания этого.

    Настоящий конфликт — это комплексный развивающийся процесс, который следует по таким стадиям:

    1. Предметная ситуация. На этом этапе рождаются объективные причины для его начала.
    2. Конфликтное взаимодействие. Эта стадия представляет инцидент, либо же временное развитие затруднительной ситуации.
    3. Полное или частичное разрешение проблемной ситуации.

    Функции конфликта

    Функции конфликтов

    Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников:

    • конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей);
    • диалектическую (нахождение причин конфликта);
    • деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

    Это основные функции конфликта, выражающиеся в его последствиях, но многие авторы выделяют еще несколько, в зависимости от своих взглядов.

    Управление конфликтом

    Функции конфликта

    Конфликтом можно управлять — то есть преднамеренно воздействовать на путь развития проблемной ситуации. Существует два аспекта: внешний и внутренний. Первый заключается в том, что руководитель/лидер может выступить субъектом управления. Внутренний же означает контроль собственного поведения в конфликтном взаимодействии.

    Трактовка функции конфликтов

    Научная литература демонстрирует разное отношение к описываемому вопросу. Как явление отрицательного порядка, проблемная ситуация нуждается в разрешении, а по возможности лучше ее и вовсе избегать. Это мнение содержится в работах авторов административной школы. И группа специалистов, относящихся к школе «человеческих отношений» придерживаются аналогичной мысли. Ведь присутствие проблемных взаимодействий в организации означало неправильное управление и малоэффективную работу.

    Сегодня существует мнение, что разногласия возникают, а в отдельных случаях желательны, даже в организациях с продуманным управлением. Позитивные функции конфликта состоят в обнаружении различных точек зрения, множества источников информации, а также вскрытии проблемных мест. Но отрицательные его проявления заключаются в возможном возникновении насилия, дезорганизации, замедлении темпов развития и др.

    Следует сделать вывод, что функции конфликтов заключаются в развитии группы или личности, но и могут привести к отрицательному самоощущению, ухудшению работы в группе или организации. Правильное или безграмотное управление проблемной ситуацией решает ее роль для субъектов, деструктивные функции конфликта могут взять верх.

    Функции конфликта

    Классификации конфликтов

    Современные авторы предлагают большой выбор классификаций согласно разным принципам. Так, социолог Андрей Здравомыслов представляет классификацию по уровням сторон конфликта:

    • между культурами (типами культур);
    • между государственными формами;
    • между и внутри институций;
    • между ассоциациями.

    Группы, втянутые в конфликт, могут разделятся на:

    • группы, основанные на общем положении;
    • этнические;
    • группы интересов;
    • между личностями.

    Американский филосов Ральф Дарендорф определил одну из обширнейших его классификаций:

    • по масштабности;
    • по социальным последствиям;
    • по источникам возникновения;
    • по формам борьбы;
    • по отношению субъектов к конфликту;
    • по особенностям условий происхождения;
    • по использованной сторонами тактике.

    А. В Дмитров классифицирует социальные конфликты по сферам: на политические, экономические, трудовые, образования, социального обеспечения и др.

    Функции социального конфликта:

    • интегративная;
    • инновационная;
    • активизации социальных связей;
    • преобразования отношений;
    • сигнализации об очагах социальной напряженности;
    • профилактическая;
    • информационная;
    • адаптивная;
    • социальных изменений.

    Если стороны социального конфликта в состоянии его урегулировать, то это служит стимулом для прогрессивных изменений в обществе.

    Функции конфликта

    Функции социального конфликта служат для определения важности данной затруднительной ситуации. Относительно конкретного субъекта конфликты делятся на:

    • Внешние (межгрупповые, между субъектом и группой, межличностные);
    • Внутренние (личностные конфликты).

    Психологи также разделяют взаимодействия подобного рода на мотивационные, ролевые, когнитивные и другие.

    Курт Левин считал, что мотивационные конфликты стоит причислить к внутриличностным. Примерами подобных могут быть неудовлетворенность работой, недостаток веры в себя, стрессы и перегрузки на работе. Берковиц, Майерс и Дойч относили эту же категорию к групповым.

    Когнитивные конфликты у разных авторов также относятся как к межгрупповым, так и к внутриличностным.

    Ролевые конфликты, суть которых в проблеме выбора подходящего варианта среди нескольких, рассматриваются на межгрупповом, межличностном и внутриличностном уровне. Согласно работам Фреда Лютенса, внутриличностные конфликты следует разделять на: целевоые, ролевые и фрустрационные.

    Межгрупповые и межличностные конфликты

    Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов определенных групп. Толчком для возникновения подобной ситуации может стать схватка за ресурсы или влияние в организации, состоящей из ряда групп с отличающимися интересами.

    Наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Большая часть их возникает из-за борьбы за материальные ценности, хотя внешне это выглядит, как дисбаланс во взглядах или мировоззрении. Иными словами, это коммуникационные конфликты.

    По характеру такие ситуации делятся на:

    1. Объективные — реальные проблемы.
    2. Субъективные — оценка поступков или явлений.

    А по последствиям они классифицируются как:

    1. Конструктивные — рациональные изменения.
    2. Деструктивные — разрушение.

    Алгоритм действий при управлении конфликтом

    Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.

    Затем он применяет лучший из возможных способов решения.

    Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:

    Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.

    На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.

    Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.

    Групповые конфликты

    Функции конфликта

    Групповые конфликты встречаются не менее часто, но имеют больший масштаб и силу последствий. Менеджер должен учитывать, что причины такого взаимодействия кроются в:

    1. Нарушении норм группы.
    2. Нарушении ролевых ожиданий.
    3. Неправильной внутренней установке личности.

    После тщательного анализа ситуации по вышеописанным параметрам необходимо рассмотреть форму, в которой она проявляется.

    Конфликт между личностью и группой может быть решен двумя путями:

    1. Личность, открывшая проблему, исправляет признанные ошибки.
    2. Личность покидает группу в следствие несоответствия ее интересов с интересами группы.

    Конфликт между двумя группами описывается во многообразии форм и причин возникновения. Он может быть выражен в забастовке, митинге, переговорах или встречах. Подобными ситуациями между группами особо тщательно занимались американские психологии и социологи Арнольд, Гельдман, Дилтон, Роббинс и другие.

    Конфликт «группа-группа» может быть решен в процессе переговоров или в заключении договора о сопоставлении позиций и интересов субъектов.

    Итак, существуют конструктивные функции конфликта — это фиксация противоречий, их разрешение, снятие напряженности и стабилизация. Их преобладание зависит от правильного управления ситуацией. Только так можно улучшить настоящее положение дел.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *