Формы государственного устройства таблица

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА СТРАН МИРА

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Бельгия до недавнего времени относилась к числу унитарных государств. Однако обострение национальных противоречий между населяющими ее валлонами и фламандцами привело к тому, что в 1993 году парламент специальным законом ввел в этой стране федеративное административно-территориальное устройство.

Характерные черты республиканской формы государственного правления

Порядок формования правительства

Правительство формируется парламентом на партийных началах из числа предста-вителей партии(-ий), которые имеют большинство в парламенте

Правительство формируется путем назначения его членов прези-дентом независи-мо от партийного состава парла-мента

Президент лично предлагает состав правительства, который обяза-тельно должен ут-верждаться парламентом

Объем полномочий президента

Президент явля-ется главой госу-дарства, но выпол-няет преимущест-венно представи-тельские функции

Президент одновременно является главой государства и главой правитель-ства. Он обладает всей полнотой исполнительной власти

Президент занимается вопросами оборо-ны, национальной безопасности, назначает премьер-министра

Наличие должности премьер-министра

Должность сущест-вует, при этом глава правитель-ства часто являет-ся первым управ-ляющим лицом в государстве

Как правило, дан-ная должность отсутствует

Должность существует, премьер-министр возглавляет исполнительную власть

Президент избирается парла-ментом или колле-гиями, значитель-ную часть которых составляют члены парламента и члены представи-тельной власти областей, штатов, земель и т.д.

Президент избирается на прямых и всеоб-щих выборах или особой коллегией выборщиков, членов которой вы-бирает население

Президент избирается всеобщим голосованием

Государственное устройство – это административно-террито-риальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное (лат. unitas – единство, однородный, составляющий целое) государство – это единое государство, разделённое на административно-территориальные или национально- территориальные единицы, в которой верховная суверенная власть полностью сосредо-точена в центре, а составляющие государства (области, департаменты, воеводства др.) не имеют признаков политической самостоятельности, статуса государственного образования. В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция, единая судебная система и единое гражданство. Во многих унитарных государствах (Италия, Португалия, Украина и др.) существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц более широкими полномо-чиями. В них одновременно с общегосударственными законами по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т. д. если они не противоречат законам государства в целом. Большинство западных развитых государств – унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.). Унитарным является и государство Украина.

Федерация – союзное государство, в состав которой входят госу-дарственные образования – субъекты федерации. Принцип федерализ-ма заключается в разграничении сфер компетенции федеральной, центральной власти и власти субъектов федерации. Этот принцип предусматривает диалогичность в принятии совместных решений, равное представительство в органах федеральной власти. Территория в политико-административном отношении не является единым целым, а состоит из субъектов федераций. Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единая территория и вооруженные силы, общие таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, общее правительство, единое законодательство и гражданство (двойное – для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочны принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Федеральные законы имеют безусловный приоритет над региональными. Однако субъекты федера-ции не могут быть полностью независимыми во внутренней и внешней политике. Они добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. К компетенции центральной власти в федерации относятся вопросы разрешения конфликтов между субъектами федераций, обороны страны, внешней политики, финансов, налогообложения, организации структур и деятельности высших органов власти. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять принудительные меры. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерального союза). В мире около 20 федеративных государств (штаты – в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др.; земли – в Германии, Австрии; кантоны и полукантоны – в Швейцарии; провинции – в Арген-тине, Канаде).

Конфедерация (лат. confederatio – союз, объединение) – союз суве-ренных государств, сохраняющих независимость и объединённых для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнепо-литических, военных) для координации своих действий. Принцип конфедерализма предусматривает сохранение полной юридической и политической самостоятельности государств – членов конфедерации, отсутствие центральных органов власти, унифицированного законодательства, единого гражданства, общей налоговой и судебной систем. В конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены определенные полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации. Правовой основой конфедерации является союзный договор, тогда как для федерации – Конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов. Члены конфедерации передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего – в сфере обороны, внешней политики, транспорта, связи. Это непрочная форма государственного объедине-ния. Она предшествует возникновению федерации или распада на самостоятельные государства. Сейчас конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был устройство в США (1776–1787 гг.), Швейцарии (до 1848 г.), Германский союз (1815–1867 гг.). Правда, термин «конфедерация9quot; употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства [36, с. 262–264].

Сравнительная таблица форм государственного устройства

3. Формы государственного устройства.

Государство расположено на определенной территории, на которой проживают граждане. Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятиеформа государственного устройства. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах, характеризуется внутренняя структура государства, способ политического и территориального деления.

Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Союз между несколькими государствами носит название конфедерация ( см. схему).

Унитарное государствоэто простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета.

В унитарном государстве действует единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство; единая система права; централизованная судебная система. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.п.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Большинство стран мира являются унитарными государствами. Среди них выделяют централизованные – Швеция, Дания, Болгария и др. и децентрализованные – Франция, Испания, Украина и др. Централизованные государства могут представлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных же унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и административно-управленческими структурами и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и др. Однако, в отличие от субъектов федерации, их компетенции в области налогообложения сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федеративное государствоэто сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают определенной политической самостоятельностью и другими признаками государственности

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, федеральные органы власти и управления, федеральная судебная и правовая система, федеральное гражданство. Но наряду с ними у субъектов федерации существуют собственные конституции, законодательные и исполнительные органы власти. Возможно наличие собственных судебных и правовых систем, двойного гражданства.

Между федерацией и ее субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства конституции и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны, обеспеченное существованием второй палаты. Внешние политические функции осуществляют союзные государственные органы.

Федеративными в настоящее время являются 20 стран мира: Австралия, Бразилия, Германия, Венесуэла, Канада и др. Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерацияпредставляет собой союз нескольких суверенных государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях. Например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.д.

Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, они вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство. Страны, – участницы конфедерации, в полном объеме осуществляют международную деятельность. Конфедеративный договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон.

Примером конфедерации в прошлом могут служить США (1776-1787), Швейцария (1815-1848) и др. некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском Союзе.

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых – обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи, например Римская, Британская, Российская существовали в разные исторические эпохи.

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией.

Сравнительная таблица форм государственного устройства

Признаки Унитарное Федерация Конфедерация

Конституция Единая Каждый субъект У каждого государства

федерации имеет своя конституция

нормы которой не

Курс лекций
«Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах»

Тема 5. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления). С более теоретических позиций, речь идет о правовом оформлении взаимодействия между государством и иными — территориальными — субъектами публичной власти, или между нацией (народом) и территориальными сообществами.

Классическая теория права различает три формы государственного устройства: конфедерация, федерация, унитарное государство. Практика публичного управления в ХХ в. уточняет и дополняет эту типологию:

1) конфедерации становятся исторической, не существующей в современном мире формой государственного устройства;

2) понятие унитарного государства существенно меняется за счет внутренней дифференциации (различий в степени централизации, наличия или отсутствия автономных территориальных образований и т.д.);

3) федеративные государства также трансформируется, приобретая несвойственные классическим федерациям черты и становясь все более разнообразными;

4) появляются новые формы территориальной организации публичной власти, от надгосударственных образований (Европейский Союз) до регионализованных государств (государств автономий).

Унитарное государство характеризуется единством государственной власти, т.е. отсутствием территориального разделения властей. Значительная часть современных унитарных государств децентрализованы, но это не стирает юридических различий между унитаризмом и федерализмом. Отличие правовой децентрализации от других форм территориализации публичной власти великолепно показано французским юристом Ж.Веделем (напомним, что понятие децентрализации сформировано именно французской правовой мыслью). Децентрализация не равнозначна федерализму. Если она ведет к возникновению публичных юридических лиц, иных, нежели государство, то эти публичные юридические лица имеют чисто административный характер и совершенно не располагают законодательной или судебной властью. Более поздний автор поддерживает классика: децентрализация четко отличается от федерализма в том смысле, что децентрализованные сообщества, в отличие от государств — членов федерации, не обладают никакой властью самоорганизации: все имеющиеся у них компетенции переданы им — и могут быть изъяты — центральным законодателем или конституантом.

Таким образом, унитарное государство управляется из центра, который является единым по отношению к территориям, даже если он внутренне дифференцирован. Территориальные сообщества и их органы власти в унитарном государстве не только не имеют собственной государственности и собственного законодательства, — они не могут также участвовать в законодательной или судебной деятельности центра. Деятельность территориальных органов власти и управления по существу сводится к исполнению. в рамках которого возможна разная степень самостоятельности.

В рамках этой общей схемы фактические полномочия региональных и местных органов власти в унитарных государствах могут существенно различаться. Встречаются важные различия даже в рамках одного государства, если сравнить статус обычных административно-территориальных единиц и статус автономных образований.

Федеративное государство по своей природе двойственно: это единое государство и, вместе с тем, это союз государств. Типологически чистая форма федерализма предполагает возникновение федерации в результате объединения нескольких самостоятельных государств (государственных образований). Именно на таком подходе основана правовая теория федерализма, где особое внимание уделяется первичному характеру государственности субъектов, которые лишь передают некоторые полномочия на федеральный уровень. Однако, из двух с небольшим десятков федеративных государств, существующих в современном мире, только одна (!) федерация образовалась именно так и только так — Швейцария. Остальные федеративные государства или сочетали договорное формирование с централизованным присоединением других территорий (США), или формировались за счет федерализации унитарного государства (Австрия), или оформлялись как федерации в процессе деколонизации (Индия), или же фактически децентрализовались сверху, прибегнув в силу политической конъюнктуры к формально договорному процессу (Россия).

Таким образом, в современных федеративных государствах идея государственного единства преобладает над идеей союза ; то же относится и к практике федерализма. Усиление этой тенденции позволяет многим авторам говорить об унитарной федерации где формальный федерализм прикрывает полновластие федерального центра и преимущественно хозяйственные и исполнительские функции органов власти субъектов федерации.

С другой стороны, сама идея государств в государстве провоцирует сепаратизм. Избежать сепаратистских настроений, часто массовых, не сумела ни одна из существующих федераций, во многих случаях для сохранения единства федерации потребовалось использование военной силы (США, Швейцария, Россия, Индия и т.д.), а некоторые федерации благополучно распались или вынуждены были принять отделение одного — двух субъектов.

Результатом эволюции классических форм государственного устройства стало появление в Европе новой формы — регионализованных государств или государств автономий. Эту форму государственного устройства, реализованную на практике в Испании и в Италии, можно рассматривать и как компромисс между федеративным и унитарным устройством, и как отказ от классических форм. С точки зрения унитаризма, регионализованное государство — абсолютизация автономий, которые в унитарных государствах существуют как исключения из общего правила. Все административно-территориальные единицы приобретают статус автономий: самостоятельные полномочия в различных сферах и право на исключительность, по отношению к соседним территориям. С точки зрения федерализма, регионализованное государство — фактическая федерация, маскирующаяся под унитарное государство путем сохранения унитаристских деклараций в конституции. Однако эта скрытая федерация принципиально ассимметрична. набор прав, полномочий и привилегий у каждой территории строго индивидуален.

Таким образом, современное государственное устройство эволюционирует настолько, что формальные различия между федерализмом унитаризмом теряют свой смысл. государства различаются скорее конкретными параметрами, чем принадлежностью к общим типам.

Приводимы ниже схемы иллюстрируют основные различия между формами государственного устройства и представляют одну их самых дельных типологий современных федераций.

Таблица 3. Современные формы государственного устройства

Алгоритм для сравнительного анализа степени централизации/ децентрализации.

1. Полномочия территориальных органов власти

1.1. Объем полномочий

1.1.1. Сферы полномочий

1.1.2. Характер полномочий (принятие решений или исполнение, содержание или обеспечение)

1.2. Способ определения полномочий (позитивное или негативное регулирование)

1.3. Распределение полномочий между органами и должностными лицами (распределяются сверху или на местном уровне)

1.4. Делегирование полномочий и институциональная структура.

2.1.1. Характер собственных доходов (конституционное, законодательное или административное закрепление, право самостоятельного введения налогов / установления ставок)

2.1.2. Доля собственных доходов в бюджете

2.1.3. Доля трансфертов в доходах

2.1.4. Соотношение целевых и общих трансфертов

2.1.5. Конституционное, законодательное или административное регулирование объема трансфертов

2.2.1. Объем обязательных расходов, соотношение с объемом бюджета

2.2.2. Способы устранения бюджетного дефицита.

3. Органы власти

3.1.1. Выборность (наличие выборных органов, избирательная система — кто определяет порядок выборов)

3.1.2. Назначение или утверждение вышестоящими органами

3.2. Структура и состав

3.2.1. Кто определяет структуру органов власти

3.2.2. Кто определяет численность служащих, их статус, штатное расписание, уровень оплаты

4.1. Тип контроля

4.1.1. Постоянный или выборочный контроль

4.1.2. Контроль законности или контроль исполнения, политический контроль

4.2. Органы контроля

4.2.1. Префекторальная или непрефекторальная система

4.2.2. Полномочия контрольного органа по приостановке действия / отмене актов

4.3. Ответственность: формы ответственности, роль несудебных органов

5. Возможности лоббирования

5.1. Официальное участие в деятельности органов власти вышестоящего уровня:

5.1.1. Участие в работе вышестоящих органов (наличие особого органа территориального представительства, его полномочия)

5.1.2. Законодательная инициатива, иные формы обязательных для рассмотрения предложений

5.1.3. Роль территорий в принятии конституционных законов, проведении референдумов и т.д.

5.2. Индивидуальная политическая карьера и местные ресурсы:

5.2.1. Избирательная система / система политических партий

5.2.2. Совмещение должностей

5.3. Группы давления: ассоциации и союзы местных властей, формы и степень их влияния.

6. Практика применения норм и использования возможностей (с одной стороны — выполнение или невыполнение конституционных и законодательных прав, гарантий и т.д.; с другой стороны — частота использования возможностей, — статистика контроля и санкций, использование чрезвычайных мер, реальное лоббирование проектов и пр.)

Форма государственного устройства как элемент формы государства: понятие, виды

федерация россия государственный строй

Государство, как и всякое другое явление, характеризуется взаимосвязью форм и содержания. Под формой государства понимается внешняя организация государственной власти, характерной чертой которой является сочетание трех ее составляющих: формы правления, политического режима и формой государственного устройства.

Форма государства во многом определяется его содержанием, т. е. сущностью государства, его функциями и т. д. Но кроме того форма государства зависит от таких факторов как: уровень экономического развития, национальных и культурных традиций, международной обстановки

(Под формой государственного устройства понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями).

Факторы, обуславливающие разнообразие государственных форм, могут быть различными. Чаще всего они сводятся к конкретности объективных условий, с помощью которых осуществляется управление обществом в тех или иных странах. Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание т. е. тип государства.

Различают следующие формы государственного устройства: унитарное государство и федерация.

Унитарное государство-это единое централизованное государство, территориальные единицы, которой не имеют статуса государственных образований и не обладают суверенными правами.

Унитарное государство имеет следующие признаки:

-Административные-территориальные единицы не имеют

-Единая структура государственного аппарата

-Единая система налогов и сборов

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы. Монопольным правом обладает государство, а не территория. Унитарные государства как правило однопалатный, так же не исключено существования автономных образований унитарной форме государственного устройства, подобные автономные образования существуют в таких государствах как Италия и Испания.

По степени централизации унитарные государства бывают: централизованные и децентрализованные, относительно децентрализованное

-В относительно децентрализованном-существуют органы местного самоуправления, назначаемые центральным государственным органом

-В централизованном унитарном государстве существует система назначенных сверху органов управления

-В децентрализованном унитарном государстве существует система выборности органов и нет назначаемых сверху чиновников.

Унитарное государство может быть также сложным или простым. Простым является то государство, в котором отсутствую автономные образования (Болгария, Польша), а с автономией (одной или более)-называются сложными (Финляндия, Дания)

Более распространенной формой государственного устройства является — федерация.

(Федеративное государство (федерация)-сложное союзное государство, части которого (республики, области. штаты, кантоны, и прочие) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации)

Для федерации характерны следующие признаки:

-наличие юридической и политической самостоятельности

-наличие местных высших органов государственной власти

Федеративные государства могут быть образованно по территориальному признаку, по национальному признаку, а так же смешанная федерация (по территориальному и национальному признаку).

Федерация может быть образованна на основе конституции (конституционная федерация) к примеру, так образовалась Бельгия или Германия, а также может быть образованна на основе договора, например, современная Россия после распада СССР образовалась на основе Конституции, принятой в 1993 году путем референдумом, а также на основе Федеративного договора 1992 г.

Состав федеративного государства может быть различен, например, в составе США пятьдесят штатов, а в составе Швейцарии — двадцать три кантона. Следует отметить, что в федеративном государстве принято различать суверенитет, котором обладает государство в целом, и суверенитет, котором обладают субъекты государства.

Некоторые авторы также к формам государственного устройства относят межгосударственные союзы. Но так как формы государственного устройства характеризуют внутреннее территориальное устройство, а межгосударственные объединения характеризуют союзы двух или более государств. Одним из видов межгосударственных объединений является — конфедерация. На данном момент конфедерации в чистом виде как таковой не существует.

Конфедерации присущи следующие признаки:

-сохранение за объединившимися государства суверенитета в полном объёме

-отсутствует общая конфедеративная собственность.

-за субъектами сохраняется право сецессии

-для достижения определенных формируется органы, круг обязанностей которых ограничен.

Основным отличием конфедерации от федеративного или унитарного государства является то, что конфедерация-это временные союз двух и более государств, которое по достижению своих целей (военных, экономических, политических)распадаются. Одни ученые считают, что конфедерация так как в данном случаи имеет не государство, а союз. Примерами конфедерации могут служить такие объединения, как ООН, Организация африканского единства ОАЕ, Организация исламский конгресс ОИК, НАТО, ОЦАГ и тд.

Другие считают, что конфедерация промежуточное звено, в результате которого должна образоваться федерация.

Третьи же полагают, что конфедерация это особая форма территориального государственного устройства

Еще одним видом межгосударственных объединений является -содружество. На данный момент функционирует Содружество Независимых Государств СН

Из этого можно сделать вывод, что форма государственного устройства является важным элементом формы государства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *