Формы государственного устройства понятие и виды

Форма государственного устройства: понятие, виды

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства, выражаемый в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства. Существенно то, что данное понятие раскрывает особенности территориального деления страны и взаимоотношения центральной и региональной власти.

Государственное устройство может быть простым и сложным. В этой связи по форме территориального устройства все государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные).

1. Унитарное государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включет иных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

— единство и однородность территории;

— отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (например, республик);

— деление страны исключительно по административно-территориальному признаку;

— административно-территориальные части государства имеют равный правовой статус;

— одна общегосударственная конституция, единое законодательство;

— наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

— парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

— единая денежная система;

— общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными в большинстве случаев являются, как правило, небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. В настоящее время унитарные государства – Англия, Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия и др.

Разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства с автономиями, в которых имеются автономные образования. Это – Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.), Испания (область Басков), Украина (Крымская автономная республика), Узбекистан (Каракаллакская автономная республика) и др.

2. Федеративное государство это сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. Например, в составе США 50 штатов, ФРГ – 16 земель, Швейцарии 23 кантона, Российской Федерации – 21 республика и иные субъекты.

Признаки федеративного государства:

— территории федерации составляют территории ее субъектов;

— субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

— система государственных органов – двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;

— государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

— двухуровневая система законодательства – законодательство федерации и законодательство субъектов. Законодательство субъектов не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная Конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов;

— двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: — нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в РФ – Государственная Дума Федерального Собрания России), верхняя – интересы субъектов (в РФ – Совет Федерации Федерального Собрания России);

— две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);

— двухканальная система налогов, включающая наряду с общефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;

— возможность установления «двойного гражданства», например, гражданства определенной республики и гражданства федерации;

— наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.

Виды федерации. Различаются территориальные, национальные, национально-территориальные.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку (например, США, Германия, Мексика). Это делается в целях удобства управления, как правило, в больших по территории государствах.

Национально-территориальные федерации отличаются тем, что в основу их формирования положен и национальный, и территориальный принципы. Примером национально-территориальной федерации является Российская Федерация. Как видно, ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входящие в состав РФ) и по территориальному принципу (края, области и др.).

В национальных федерациях (например, Индия) субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве исторических примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 г.).

Выделяют также симметричные и ассиметричные федерации в зависимости от особенностей правового статуса ее субъектов. В симметричных федерациях все субъекты в отношении с федеральной властью юридически равноправны (США, Австралия, Бразилия, Мексика), в ассиметричных федерациях статус субъектов различен (Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация)

В зависимости от принципов установления взаимоотношений федеральной и региональной властей, различают федерации конституционные (основы взаимоотношений определены единой конституцией страны) и конституционно-договорные (принципы отношений отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами федерации). Первый вариант взаимоотношений действует, в частности, в США, ФРГ, во-вторых – в Российской Федерации.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

3. Форма государственного устройства: понятие, виды

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства 1 .

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Форма политического режима: понятие, виды, типы

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т. п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки): — степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; — соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; — характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; — место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; — тип политического поведения; характер политического лидерства; — доминирование определённых методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти; — политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.); — меру политического плюрализма, в том числе многопартийности. В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям; силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;- гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название — непосредственная, т. е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций 1 .

Сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либеральнодемократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдаётся личности, её правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от латинского totus — весь, целый, полный) был введён в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют чёткие гарантии их реализации;фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жёстче, антинароднее, чем демократический 1 .

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима: в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями); роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать; суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы; сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётности и подконтрольности их населению; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор; сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»; существует частичный плюрализм; права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте; силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т. п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления.

18. Форма государственного устройства. Понятие, значение и виды.

ФГУ – внутреннее территориальное устройство государства, характеризующееся взаимоотношениями отдельных составных частей друг с другом и с государством в целом.

По ФГУ различают государства: федеративные и унитарные.

Унитарным называется единое государство, территория которого делится только на административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государства. Могут быть различны с точки зрения их единства:

— состоящие только из административно-территориальных единиц

-включающие в себя автономии политические или культурные.

Унитарные государства подразделяются также на строгоцентрализованные(Норвегия. Румыния, Швеция, Дания) и децентрализованные.(Испания, Франция), у которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы. Во всех унитарных государствах единая правовая система. Все внешние межгосудартсвенные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Территории не вправе по своему усмотрению взимать и устанавливать налоги.

Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государства. Федерации могут быть построены по территориальному (США), по национально-территориальному принципу (РФ) либо по национальному принципу (Бельгия, СССР)

Федерации строятся на основе распределения функций между её субъектами и центром. Одна часть полномочий – только в компетенции союзных органов, другая – субъектов федерации и третья – в совместном ведении. Сейчас в мире около 26 федераций.

Следует отметить также промежуточные формы государственного устройства: Уния и Конфедерация.

Уния – союз монархических государств, основанный на существовании одного монарха для двух государств. Бывает личная и реальная. В 18 веке Великобритания и Ганновер образовывали унию. в 1805-1905 Швеция и Норвегия также.

Конфедерация – союз суверенных государств. Её нельзя в полной мере относит к форме государственного устройства. Заключаются для достижения определённых целей, однако новое государство не создаётся, поэтому государства, входящие в состав конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет. Субъекты конфедерации абсолютно независимы, обладают своими органами высшей государственной власти. Выход из состава конфедерации беспрепятственен. Конфедерации не прочны, как показывает время. Они либо распадаются, достигнув определённых целей (Сенегамбия в 1982-1989гг), либо образуют федерацию (США).

Появилась также новая форма ассоциированного государственного объединения, названного содружеством государств. Пример: СНГ. Это более аморфная и неопределённая форма чем конфедерация.

19 Вопрос. Политический(государственный) режим как элемент формы государства. Понятие. Значение и виды.

ПР характеризует методы и способы осуществления политической и государственной власти в стране.

Выделяются самостоятельные понятия политический режим и государственный режим. Хропанюк их отождествляет. Другие авторы учебников разделяют эти понятия.

Политический режим – характеристика методов, применяемых в политической деятельности в целом система методов, характеризующая деятельность всех политических институтов (партий, организаций, общественных объединений) в их взаимодействии с государством

Государственный режим – характеризуется показыванием специфики деятельности именно государственных органов в их взаимодействии с гражданами. Политический режим более широкое явление чем государственный. ТГП разделяет политические режимы прежде всего на демократические и антидемократические. Критерием является степень демократизма в осуществлении государственной власти: гарантированность прав и свобод, участие граждан в осуществлении власти.

При демократии народ признаётся источником власти, поэтому основные органы власти избираются народом. Выборы носят демократический характер, проводятся на основании всеобщего равного избирательного права путём тайного голосования. Существует и прямая, непосредственная демократия, когда население само принимает общественно-важные решения, например, путём всенародного голосования. Демократический политический режим обеспечивает равенство всех гражданских и политических прав и свобод. Также существует многопартийность. политический плюрализм и идеологическое многообразие. Экономической основой является многоукладная экономика с разными формами собственности.

В противовес демократии существует антидемократический политический режим, который подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Все антидемократические политические режимы объединяет то, что в них народ не признаётся источником власти, отстраняется от участия в государственных делах.

Термин тоталитаризм ввёл итальянский идеолог фашизма Дж. Джентиле. Хайек и Ясперс видели причины использования тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы единой коллективной цели, не оставляя место индивидуальной свободе. виды тоталитаризма: фашизм, коммунистический тоталитаризм, национал-социализм, маоэизм, пол-потс.

При тоталитаризме государство осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Преобладание государственной собственности. у власти – 1 правящая партия и единственная идеология. Характерный признак – выделение вождя, личность которого обожествляется. Права и свободы государством не обеспечиваются.

Авторитарный режим являетсякак бы переходным от тоталитарного к демократическому и наоборот. Государственная власть осуществляет уже не такой жёсткий контроль за сферами жизни общества. Формально провозглашается право частной собственности. Развивается предпринимательская деятельность. Оживления товарно-денежных отношений. Смягччение методов государственной власти, уже не наблюдается массовых репрессий. В этих условиях считается возможным инакомыслие, многопартийность, однако серьёзная оппозиция всё-таки запрещена. Права и свободы человека уже провозглашаются, но фактически воспользоваться ими затруднительно. Складываются условия для формирования лидерской политической верхушки.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальное устройство — это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства -унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

— национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);

— территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

— смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

— кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий — сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

— дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

— относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр — большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

— относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

Г) по статусу субъектов федерации: — симметричные федерации: субъекты федерации равноправны (Бразилия, Австралия);

— асимметричные федерации: субъекты федерации не равноправны, некоторые из них обладают особым правовым статусом (Канада де-юре, Россия де-факто).

Конфедерация не является формой государственного устройства, так как имеет в своем составе суверенные государства. Это форма межгосударственного союза.

Таким образом, унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство имеет различные виды.

16. Форма государственного устройства: понятие и виды

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

В зависимости от юридической основы различают федерации:

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *