Формальное и неформальное общение

Формальное и неформальное межличностное общение

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное» и «неофициальное», поскольку официальные отношения «руководитель–подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функциональная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает все виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии. В функциональном ролевом межличностном общении, которое протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой своей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера. Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального межличностного общения, и может снижаться или увеличиваться, если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения.

Например, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования. Доверительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного «провокатора» соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и неформального общения в разных видах профессиональной и производственной деятельности давно поставлен Э. Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

А) Знакомство учащихся с понятиями формального и неформального общения

Учитель предлагает учащимся следующую информацию для обсуждения.

Наша жизнь состоит из общения, мы постоянно находимся во взаимодействии с окружающим миром и людьми. Впервые мы сталкиваемся со стереотипом общения, будучи младенцами, общаясь с близкими людьми, – это и становится основой для взаимодействия с другими людьми на всю нашу жизнь. Мы общаемся с родными и близкими людьми, друзьями и коллегами по учебе и работе, сотрудниками и партнерами в бизнесе, и, естественно, при каждом знакомстве с новым человеком или людьми. От того, насколько умело и эффективно мы умеем общаться с людьми, зависит то, как нас воспринимают окружающие и насколько успешны мы в жизни. Люди, которые умеют общаться лучше других, обычно более успешны, они достигают большего, как в личной жизни, так и в деловой. Умение общаться – это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли. [15]

Умению общаться можно и нужно учиться. Каждый способен научиться общаться продуктивно.

Выделяют несколько видов общения, основными из которых являются формальное и неформальное. Подробно остановимся на характеристике каждого из них.

Формальным называется общение, которое происходит согласно нормам, правилам поведения, установленным в учреждении, и подчинено решению конкретных задач, стоящих перед вами: на работе, во время учебы, в общении с малознакомыми.

Неформальное общение — это своеобразная связь с другим человеком, построенная на взаимном принятии личностных свойств и достоинств, которая предполагает определенный уровень понимания, согласия, психологической близости. Именно в этих отношениях удовлетворяется потребность в самореализации в рамках данной работы, в уважении и принятии – это общение дома, с родителями и друзьями.

Главная особенность неформального общения в том, что ему нигде, и никто не учит. Каждый учится сам находить взаимопонимание в неформальной обстановке. Многие люди считают (и для этого есть достаточные основания), что уровень интеллекта конкретного человека определяется как раз тем, как и какие неформальные отношения он может создавать и поддерживать.

Формальное (деловое) общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное — в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом, деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

Надо признать, что неформальное общение является важным механизмом, обуславливающим отношения между людьми в любом коллективе.

Психологи считают, что неформальные отношения существуют на основе двух уровней психологической близости: первичном и рациональном. Первичный уровень возникает уже при первом контакте (длительное знакомство не требуется, создается ощущение, что вы сто лет знаете друг друга). Он характеризуется высокой спонтанностью эмоционального восприятия, неосознанностью и мало поддается волевому регулированию. Этому уровню близости свойственны легкость, высокая степень доверия и понимания, правильный прогноз действий партнера в ситуации и, наконец, принятие его со всеми сильными и слабыми сторонами.

Рациональный уровень основан на понимании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Он возникает на определенном этапе отношений с человеком, осознается и регулируется нами.

Считается, что отношения, основанные на общих ценностях и интересах (рациональный уровень), более устойчивы на работе, нежели отношения на основе симпатий и антипатий. Если вы внимательно присмотритесь к существующим в вашем коллективе неформальным связям, то они, скорее всего, будут укладываться в одну из пяти форм взаимодействия:

«Пара» — два человека взаимно симпатизируют друг другу. Часто один из них бывает лишь дополнением или «спутником» другого.

«Треугольник» — три человека симпатизируют друг другу и составляют свое маленькое, но вместе с тем очень тесное ядро коллектива.

«Квадрат» — может образовываться как совокупность пар, отношения между которыми не обязательно имеют одинаковую интенсивность.

«Цепочка» — это линейная связь между несколькими людьми, которая при определенных условиях может стать источником слухов, «испорченного телефона».

«Звезда» — основывается на неформальном лидере, к которому приближены несколько членов коллектива.

Каждая из этих форм неформального общения, так или иначе, возникает в любом учебном коллективе с определенной целью, а именно — наилучшей адаптации к его внутренним правилам и законам существования.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Психология общения

Общение – это сложное полифункциональное явление, в основе которого лежит обмен деятельностью и ее результатами, а также информацией, опытом, умениями и навыками. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичные формы межличностного общения – анонимное, функционально-ролевое и неформальное.

Анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми (пассажиры и т.п.).

Формальное общение – различной продолжительности связи между людьми, которые выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, врач – больной и т.д.

Неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т.д.).

Деловое общение возникает в ситуации, когда интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (обман, псевдодоброта и т.п.)

Светское общение – люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Условно можно выделить три стороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную.

Коммуникативная сторона общения. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике и т.п. Необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д.

Практически для каждого важно уметь общаться таким образом, чтобы его правильно понимали, слушали и слышали. В большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это его вина, если он не смог привлечь внимания к главному. Иными словами, слушающий – пассивная сторона, а говорящий – активная.

Барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный психологический характер. Чрезмерная застенчивость одного из партнеров, скрытность другого, некоммуникабельность третьего, неприязнь по отношению друг к другу, недоверие – все это и многое другое может обусловливать проблемы в общении.

Интерактивная сторона общения. Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. Например, «он на меня надавил, но я не поддался», «он подстроился под меня», «он нанес мне удар» и т.д. В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом – что он нам льстит, в третьем – что он нас куда-то «толкает». Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, проникновение одной личности в психику другой с целью изменения взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний.

Для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Перцептивная сторона общения. Вопросы о том, как происходит «беглое чтение» другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встает перед каждым из нас.

Психологами определены несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Самоподача (самопрезентация) как механизм социального восприятия. Под этим механизмом понимается способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. К подобным механизмам социального восприятия относятся самоподачи превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения. Этот механизм имеет большое значение для руководителей, преподавателей и др.

Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Правило самоподачи привлекательности гласит: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Вербальные способы нам хорошо известны по приемам, используемым подхалимами.

Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромное количество таких употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», являются достаточно простыми и всем доступными средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Указанная самоподача может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Средства общения. Общение, будучи сложным социально-психо­логическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевому (вербальному) и неречевому (невербальному).

Речь как вербальное средство общения одновременно выступает и источником информации и способом воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз.

2. Речевые звуковые явления, к которым относятся: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр.

3. Выразительные качества голоса – характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи и др.; разделитель звуки – кашель; нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 % («Говорим голосом, беседуем всем телом», – говорил Публиций).

Среди вербальных средств общения выделяют также похвалу, комплименты и поддержку.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинесика изучает мимику, жестику, пантомимику.

2. Такесика изучает прикосновения, поглаживания, отталкивания и др.).

3. Проксемика исследует расположение объектов общения в пространстве.

Выделяют следующие зоны в человеческом контакте:

интимная (15–45 см), в которую допускаются лишь хорошо знакомые люди;

личная, или персональная, зона (45–120 см) соблюдается в обыденной беседе с друзьями и коллегами;

социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в публичных помещениях;

публичная зона (свыше 400 см) предполагает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и т.д.

Мимика – движение мышц лица, несет свыше 70 % информации. Лицо человека может сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что если глаза человека встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора, значит он лжет.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Все жесты можно разделить на пять групп.

1. Жесты–иллюстраторы – это жесты сообщения: своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты–регуляторы выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, движения руками и пр.).

3. Жесты–эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (жесты, обозначающие «здравствуйте», «до свидания» и пр.).

4. Жесты–адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук: почесывание, касания партнера, поглаживание).

5. Жесты–аффекторы выражают определенные эмоции через движение тела и мышц лица.

В процессе общения используют множество видов жестов: жесты оценки (почесывание подбородка), жесты уверенности (соединение пальцев в купол пирамиды), жесты нервозности (переплетение пальцев рук), жесты самоконтроля (сведенные за спину руки), жесты ожидания (потирание ладоней), жесты отрицания (скрещенные на груди руки), жесты расположения (прикосновение к собеседнику), жесты доминирования (выставление больших пальцев напоказ), жесты неискренности (прикрывание рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд) и др.

Взаимодействие в общении. Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. По общим характерным чертам их можно объединить в три группы:

Доминантный собеседник – человек жесткий, напористый, легко перебивает других, насмешлив, резок и груб.

Недоминантный собеседник очень чуток к внешним признакам вашей силы. Он уступчив и легко теряется, не позволяет себе перебить собеседника.

Мобильный собеседник с легкостью переключается с других занятий на общение. Речь его быстра, даже тороплива, проститься с ним так же легко, как и разговориться.

Ригидному собеседнику требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Он основателен, слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно. В общении с ним надо поставить перед собой задачу долготерпения.

Экстраверт весьма расположен к общению, он без общения скучает. Он любопытен ко всем сторонам жизни людей.

Интроверт не склонен к внешней коммуникации. Он тяготится контактами. Для общения он выбирает всего двух–трех собеседников, обычно похожих на него самого. Идеальная ситуация с интровертом – разговор с глазу на глаз.

Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. К примеру, синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система зрительная (визуальная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в картинках. Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.

Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.п.

Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т.д.

Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т.д.

Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:

– учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

– позитивно формулировать свои цели общения;

– понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

– быть гибким в общении;

– проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;

– входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

– своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

Резвина Евгения ФЛ-882

Практическая работа № 1

Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения»

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении»

1.Функции формального и неформального общения

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное9quot; и «неофициальное9quot;, поскольку официальные отношения «руководитель- подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты9quot;.

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

— организация совместной деятельности;

— познание людьми друг друга;

— формирование и развитие межличностных отношений.


2. Стадии доверчивого общения, его роль

Доверчивость — это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;

более корректная постановка целей и задач;

большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;

более высокая мотивация деятельности.

Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.

3. Описать виды псевдодоверия

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.

4. Дать понятие психологической близости, аттракции

Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

«психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

«близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

«Психологическая близость – это труднообъяснимое явление. Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь). Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».

Были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:

Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).

Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).

Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).

Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).

Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

Формальное межличностное общение

Формальное и неформальное общение Основные аспекты формального межличностного общения, его стандарты и области применения. Конкретные разновидности и правила, которые ограничивают такой тип взаимодействия.

Содержание статьи:

  1. Описание
  2. Отличия от неформального
  3. Разновидности общения
    • Ролевое
    • Деловое
    • Функциональное

  4. Основные правила
  5. Как перейти с формального

Формальное межличностное общение — это вид взаимодействия между людьми, что является принятым в рамках общества и применяется для незнакомых или знакомых людей, разговор которых не углубляется до эмоционального уровня и носит чисто информационный характер. Ограничивается правилами поведения и этикета, которые считаются общепринятыми и обязательными к выполнению.

Описание формального межличностного общения

Формальное и неформальное общение

Общение представляет собой самый главный тип взаимодействия между индивидуумами, без которого очень сложно представить себе существование и личностный рост. Оно необходимо во всех аспектах жизни человека. В зависимости от того, где человек общается, можно выделить два основных вида: формальное и неформальное. Основное отличие первого — это наличие множества различных установок, что ограничивают человека в суждениях и обозначают конкретные рамки, за которые нельзя заходить.

Другим названием формального общения является ролевое. То есть принимается во внимание конкретная роль в социуме, что регламентирует взаимоотношение и этику поведения между двумя людьми. На каждого индивидуума накладывается своеобразный отпечаток того общества, где человек вырос, тех условий, в которых он находится в данный момент, и полномочий, что на него положены.

Он выполняет какую-то роль относительно своего собеседника и занимает положение, что требует соответствующего отношения к себе. Именно поэтому можно сказать, что формальный вид общения выполняется в рамках расписанных ролей для каждого.

Например, человек работает на высокой должности и общается со своим подчиненным как начальник, требуя от него выполнения его рабочих обязанностей. Здесь к нему нужно относиться уважительно и прислушиваться к его мнению беспрекословно. Припустим, что подчиненный живет по соседству с этим человеком и часто встречается с ним возле забора, обсуждая саженцы, погоду и даже общий досуг. Второй вариант будет ограничиваться неформальным межличностным общением, с которого сняты роли начальника и работника. Без этих масок они совершенно равны в беседе.

Именно поэтому можно утверждать, что формальное межличностное общение регламентирует деловые взаимоотношения, на которые влияет ряд бюрократических факторов. Оно очень ограничено и подчиняется массе правил и норм, принятых стандартов, которых необходимо придерживаться.

Отличия от неформального общения

Формальное и неформальное общение

Общение — довольно многогранный процесс, и в каждом отдельном случае оно отличается от аналогичного, поэтому следует выделить некоторые нюансы. Они представляют собой главные различия двух типов взаимодействия, которые чаще всего используются в социуме.

Рассмотрим особенности формального общения:

  • Цель. Каждый формальный разговор, какой бы он ни был, имеет определенную цель, к которой сводится общение. То есть от человека либо хотят получить какую-то полезную информацию, либо нужно донести до него что-нибудь важное. В обоих случаях разговор ограничен этими целями и не должен переходить на другие аспекты. Если у формального разговора нет конкретной цели, с которой он ведется, значит, его уже нельзя назвать таковым. Формальное общение — это инструмент, с помощью которого осуществляют свои рабочие потребности или же решают бытовые вопросы. Если нет необходимости в конечном результате такого разговора, он даже не возникает. Именно поэтому цель — это самый важный атрибут формального межличностного общения.
  • Содержание. То, о чем говорят люди во время формального разговора, также играет огромную роль. Это должна быть недвусмысленная беседа, которая проясняет некоторые рабочие моменты для одного или двух собеседников. В зависимости от конкретной цели её содержание должно быть связано с работой или теми взаимоотношениями, в которых находятся люди. Обсуждение должно вмещать конкретные аспекты работы. Вопросы лаконичные, а ответы короткие и содержательные. Здесь нет места яркому юмору или другим заметно скрашивающим обстоятельствам. Исключительно сухая информационная беседа, которая должна быть максимально полезной для одного или всех собеседников.
  • Статус. Обязательно учитывается при формальном межличностном общении. Человек должен различать и понимать роль собеседника и в зависимости от нее строить свое отношение, приравнивая собственный статус. Он регламентируется общепринятыми правилами поведения, этикой общения и рабочих взаимоотношений. То есть обязательно уважительное и учтивое обращение, которое не позволяет человеку выражать собственное мнение, а служит лишь маской для получения необходимой информации или услуги.
  • Эмоциональность. Одним из самых важных отличий формального и неформального типа межличностного общения является эмоциональный компонент в разговоре. Для первого это совершенно нехарактерно. Выражение мимикой или с помощью слов своего субъективного отношения к человеку или другому фактору абсолютно недопустимо при формальном общении.
  • Разновидности формального общения и их характеристика

    Формальное общение довольно однообразное, и редко можно выделить конкретные отличия в той или иной форме. Чаще всего классифицируют по сфере применения. В зависимости от того, с кем человек взаимодействует и чего хочет добиться от конкретного разговора, можно выделить три формы формального общения.

    Формальное и неформальное общение

    Это фактически общение, правила которого продиктованы условиями. В данный конкретный момент человек играет свою роль, и по отношению к ней строятся его взаимодействия с другими.

    Например, если женщина косметолог или консультант и общается на работе с клиентом, она будет использовать профессиональный язык, оставаться вежливой, учтивой, улыбаться и выполнять свою работу. Даже если ей собеседник не слишком-то нравится, она вынуждена улыбаться и выглядеть приветливо, так как её обязывает к этому выполняющая роль.

    Ролевое общение призвано оставаться на защите эмоциональных реакций там, где они крайне нежелательны. Кроме того, правильно построив шаблон взаимодействия с людьми (например, клиентами), можно добиться хороших профессиональных результатов.

    Радушное и приветливое отношение будет сказываться на посещаемости салона/магазина/маркета и улучшит маркетинговые показатели. Значит, можно сказать, что ролевое формальное общение — уникальный инструмент, который в умелых руках превращается в мощное средство для достижения собственных целей.

    Формальное и неформальное общение

    Этот вид формального общения заключается в строгом обсуждении фактов, которые касаются общего дела. Применяются исключительно сухие данные, которые обязательно нужно сообщить собеседнику. Цель делового общения всегда одна — материальная или профессиональная выгода, которая достигается путем взаимодействия с другими людьми, что работают в той же сфере.

    Часто деловое общение представлено в виде переговоров, где лаконично и по пунктам распределены все интересующие стороны вопросы. Собственно, с их помощью и ведется детальное информационное ознакомление. Данные передаются от одного человека к другому, при этом они максимально сжаты до пределов важности и ценности каждого предложения.

    Например, человек работает в крупной компании и должен провести инструктаж подчиненным касательно нового проекта. То есть деловым языком он будет объяснять все, что предусмотрено в таких случаях. Изложение мыслей максимально лаконичное, сравнения и комические отступления не характерны.

    Функциональное

    Формальное и неформальное общение

    Используется для удовлетворения своих потребностей в рутинной жизни и минимального взаимодействия с людьми. То есть в каждом отдельном случае оно несет свою функцию. Как только она выполняется, общение с этим человеком прекращается.

    При этом здесь нет конкретных статусов, которые определяют равенство собеседников. Исключается также возможность заранее запланированных будущих встреч.

    Самым ярким примером могут быть секундные разговоры в лифте «Вам какой этаж?» или же в автобусе «Передайте, пожалуйста, за проезд». При этом совершенно не важно, кто этот человек, выше или ниже по статусу. Он всегда останется просто прохожим.

    Регулируют функциональное формальное общение только общие правила этикета и поведения с незнакомыми людьми. Они сохраняют дистанцию между собеседниками и вносят свою долю вежливости и учтивости даже в такие секундные разговоры.

    Основные правила формального общения

    Формальное и неформальное общение

    Как было сказано выше, правила — это основа формального общения. По умалчиванию принимается, что с ними ознакомлены все участники разговора и придерживаются их в равной степени.

    Чтобы немного конкретизировать особенности, можно выделить несколько основных правил формального общения:

    1. Дистанция. Между собеседниками должна быть как физическая, так и психологическая дистанция. То есть нельзя лезть в душу, выспрашивать о личном или переходить на более близкие уровни коммуникаций. Разговор должен протекать в одном русле и не выходить за рамки ведущей темы. Следует учитывать, что собеседнику может быть не комфортно открываться во время такого формального разговора и это спровоцирует нежелательную реакцию или вызовет негативные впечатления. А это как минимум испортит имидж.
  • Прагматичность. При ведении формального разговора всегда нужно помнить о его цели. Нельзя отклоняться от темы или уклоняться от прямых ответов. Такая беседа носит исключительно информативный и вспомогательный характер, поэтому должна быть максимально лаконичной и прагматичной. Не следует умышленно затягивать разговор или проявлять рассеянность.
  • Направленность. Для формального межличностного общения характерна однонаправленность беседы. То есть разговор движется в определенную сторону и не затрагивает другие темы. Характер общения передается от его цели, и как только она будет достигнута, необходимость в продолжении беседы отпадает сама собой.
  • Эмоциональная блокада. Формальное межличностное общение не задевает уровня чувств. То есть люди даже не приближаются к оценке своих впечатлений, анализу поведения собеседника. Более того, отсутствует какая-либо эмоциональность в разговоре, если не принимать во внимание профессиональный грубый юмор или секундные издержки.
  • Как перейти с формального общения на неформальное

    Формальное и неформальное общение

    Для начала необходимо выяснить и определить для себя, зачем это нужно делать. В ряде случаев формальное общение призвано стоять на защите человеческих эмоций людей тех профессий, которые вынуждены много общаться с другими. Это своеобразная маска для сохранения своего внутреннего мира от посторонних людей, которые могут даже невольно вторгаться в него. Но в некоторых случаях такой переход просто необходим.

    Для этого важно соблюдать несколько аспектов:

    • Взаимность. Невозможно перейти на неформальное общение только с одной стороны. Это обязательно взаимный процесс, который сопровождается обоюдным согласием и целенаправленным поведением и действиями. То есть собеседник тоже должен быть заинтересован в таком переходе или быть как минимум не против.
  • Постепенность. Естественно, невозможно после длительного общения на формальном уровне в один прекрасный момент подойти человеку, хлопнуть по плечу и заговорить как с лучшим другом. Для этого нужно время, а может, и вовсе не стоит рассчитывать на такой исход. Следует начинать с постепенных маленьких вопросов, вежливых фраз, которые наполовину являются частью хорошего тона, а наполовину — искренним интересом к жизни другого человека.
  • Юмор. Как ни странно, но первым на пути к неформальному общению поможет позитивный настрой и случай, над которым можно посмеяться вместе. Следует начинать с небольших рабочих моментов, которые многим могут казаться комичными или забавными. Если человек пойдет на контакт с помощью юмора, значит, шанс наладить неформальное общение несомненно есть.
  • Приоритетность. Многим может не понравиться переход на неформальность из-за риска утратить деловое значение бесед. То есть если с человеком длительное время общались исключительно по необходимости, значит, начинать нужно именно так. Следует выяснить сначала все рабочие моменты и цели для формального общения, а затем приступать к «сближению».
  • Что такое формальное общение — смотрите на видео:

    Как у формального, так и неформального вида общения есть свои области применения. Они успешно служат инструментами для взаимодействия людей разных категорий и отлично выполняют свою работу. Формальное общение призвано для решения бытовых и рабочих моментов с людьми, которых не хочется впускать в свою жизнь, но взаимодействовать с ними все же приходится. Оно представляет собой этикет в действии и свидетельствует об уровне воспитанности каждого отдельного человека.

    Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями через социальные! Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопке соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

    Похожие новости

    Формальное и неформальное общение Личностные границы в отношениях

    Формальное и неформальное общение Способы разрешения межличностных конфликтов

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *