Форма правления республика

Монархия и республика. Формы монархии, республика как форма правления

February 28, 2017

Монархия и республика являются формами правления государства. Какими чертами они обладают? В каких странах действуют? Давайте узнаем об этом.

Что такое форма правления?

Форма правления является одной из наиболее древних характеристик государственного устройства. Её изучением озадачились ещё древние греки. Раньше она определяла только принцип, по которому передавалась власть в стране. Со временем это понятие расширилось.

Сейчас форма правления полностью определяет организационную структуру правящих органов в государстве, в частности их состав, компетенцию, порядок формирования, срок деятельности полномочий и т. д. Она также определяет принцип и порядок их взаимодействия с населением и между собой.

Монархия и республика – две основные формы правления. Каждая подразделяется на несколько видов. Помимо них, существуют также смешанные формы правления, в которых присутствуют элементы от обеих форм. В зависимости от того, какая форма преобладает, выделяют монархическую республику или республиканскую монархию.

Отдельным видом считается теократическая, или исламская, республика. В ней правление принадлежит исламскому духовенству. Главу государства выбирает специальный орган – Совет экспертов, состоящий из наиболее влиятельных богословов страны.

На древнегреческом языке «монархия9raquo; означает «единовластие9raquo;. При этой форме правления верховная власть полностью или частично находится в руках одного человека. Должность монарха может быть выборной или передаваться по наследству.

В древности считалось, что глава такого государства является избранником Бога. Он был преемником традиций, примером нравственности, благородия. Монарх, как правило, пользовался властью пожизненно и передать её мог только родственникам. Конечно, существовали и выборные монархии, например Речь Посполитая или Рим.

Форма правления республика

Существуют такие формы монархии, как абсолютная и конституционная. В первой власть правителя неограниченна, все решения и органы власти подконтрольны только ему. Во второй полномочия монарха регулируются конституцией или традициями. Она может подразделяться на два вида:

  • парламентарную – где все решения по управлению государства контролирует парламент, а монарх лишь является лицом страны;
  • дуалистическую – монарх имеет определенные полномочия, но его власть ограничивается парламентом и конституцией.

Республика

Республиканское правление предусматривает выборность главы государства. Власть не может передаваться по наследству, а граждане в обязательном порядке обладают личными и политическими правами. Все органы власти также являются выборными. Они формируются путем голосования либо общенациональным учреждением (парламентом, советом и т. д.).

Основной чертой республики является выборность высших органов власти, конкретный срок правления, юридическая ответственность правящего лица. Республика как форма правления может быть парламентской, президентской и смешанной.

Форма правления республика

В президентской республике главой правительства и государства является президент. Он может формировать и распускать правительство, без участия парламента. В парламентской республике в принятии решений президент уходит на второй план. Он является главой государства и выполняет представительские функции, в то время как парламент контролирует работу правительства.

В смешанной республике полномочия обеих структур сильно переплетены. Президент может формировать правительство, но только при участии парламента. Так, деятельность исполнительной власти контролируется и президентом, и парламентом.

Монархия в России

Современная Россия является президентской республикой. Иногда её определяют как смешанную парламентско-президентскую республику с расширенными президентскими полномочиями. Все права и законы в государстве регулируются конституцией, которая была принята в 1993 году.

Однако республика действовала не всегда. Вместо неё долгое время существовала монархия. История страны уходит корнями к Древнерусскому государству, основанному ещё в 862 году. После него русские земли объединялись в Московское княжество, Российское государство, царство и империю.

В XVII веке Петр I установил абсолютистскую монархию. Главе правительства подчинялись все организации и институты, в том числе и церковь. Несмотря на это, фактическая власть принадлежала верховным чиновникам. Монархия в России просуществовала до 1917 года. Последним императором стал Николай II, который был расстрелян вместе с семьей.

Форма правления республика

Монархия и республика: различия, достоинства и недостатки

Единоличное правление государством нередко признавалось наилучшим и правильным. Сторонником монархии был, например, Жан Жак Руссо. Аристотель считал её самой естественной формой правления. Тем не менее и монархия, и республика имеют свои недостатки и достоинства.

Одним из преимуществ монархии является быстрое принятие решений, отсутствие политической борьбы, заинтересованность в сильном и процветающем государстве со стороны правителя, так как власть перейдет к его детям. Пожизненный срок правления возлагает большую ответственность на монарха, дает больше времени на преобразование страны.

Форма правления республика

Из сильных сторон вытекают и слабые стороны такой системы. В отличие от республики, в монархии правитель не несет юридической ответственности за свои действия. Единовластие может породить диктатуру со стороны главы государства.

В республике, за счет выборности должностей, возможно осуществление настоящей демократии. Здесь все права регулируются сводом законов, а не указами и эдиктами одного человека. Недостатком может считаться более длительное принятие решений и законов, так как при этом действует принцип большинства.

Современные государства

Только треть стран сейчас являются монархиями (красный цвет на карте ниже). Традиционно этот статус закреплен за Бельгией, Бутаном, Великобританией, Данией, Швецией, хотя реальной властью обладает парламент. Абсолютными монархиями являются мусульманские государства: Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бруней. В них правитель является не только главой страны, но и главой церкви.

Форма правления республика

Республика, как форма правления, действует приблизительно в 140 странах мира (серый цвет на карте). Полномочия президента преобладают в США, Армении, Азербайджане, Казахстане. Парламентскими республиками являются Германия, Италия, Греция, Турция, Израиль.

Смешанная форма правления действует на Украине, в Хорватии, Киргизии, Таджикистане, Монголии. Теократические черты имеет Иран, Ватикан, а также Турция, Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Мавритания. Наиболее четко они проявляются в Иране.

Форма правления республика

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Форма правления республика

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Форма правления республика

6 удивительных привычек, которые ускоряют потерю веса Если вы хотите похудеть, нужно есть меньше и двигаться больше. В этом нет сомнений. Но что, если потеря килограмма в месяц – это недостаточный результ.

Форма правления республика

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Форма правления республика

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Форма правления республика

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Республика как форма правления

Форма правления республика
Признаки республики:

  • выборность высших органов власти;
  • осуществление власти по поручению народа;
  • ответственность главы государства перед народом;
  • ограничение срока полномочий органов власти.

Республики, как и монархии, существовали в разных типах государства. Но республика становится одной из основных форм правления буржуазного государства, а также единственной формой правления государства социалистического типа.
Современные республики разделяют на три основных вида: парламентарные, президентские и смешанные.
Форма правления республика
В парламентарной республике парламент определяет направления внутренней и внешней политики государства. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется доверием парламента. Если парламент выносит вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку. Президент, являясь главой государства, не может быть главой правительства. Это означает, что он лишен возможности направлять деятельность правительства. Полномочия президента, хотя и являются формально обширными, в действительности не могут полностью реализовываться без согласия правительства и парламента. Таким образом, в парламентарной республике высшая представительная власть реально контролирует исполнительную, не допуская возможность коррупции и злоупотреблений. В тоже время в парламентарных республиках случаются правительственные кризисы, которые расшатывают политическую стабильность.
Примерами парламентарных республик являются Италия, Австрия, ФРГ.
Форма правления республика
В президентской республике президент избирается непарламентским путем, чаще всего всеобщим голосованием. Правительство формируется президентом и несет перед ним ответственность. Президент имеет больше полномочий, чем в парламентарной республике. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом, является верховным главнокомандующим, вправе ввести чрезвычайное и военное положение. В установленных законом случаях президент может распустить парламент. В то же время и парламент может отстранить президента от власти (импичмент).
Президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наряду с которой, в соответствии с принципом разделения властей, действуют законодательная и судебная власти. Такой механизм позволяет эффективно действовать системе сдержек и противовесов и способствует гармоничному функционированию властей, позволяя избегать произвола со стороны какой-либо из них, в первую очередь, со стороны исполнительной власти. Тем не менее, президентская форма правления не безупречна. Она таит в себе возможность конфликта между законодательной и исполнительной властями, что чревато конституционным кризисом. Такая ситуация возможна, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным политическим партиям.
Классическими примерами президентской республики являются США и Мексика.
В реальной политической жизни конкретной страны часто складывается ситуация, при которой возможно появление смешанной республики, то есть сочетающей черты парламентарной и президентской республик. В смешанных республиках президент и парламент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству. Так, в Российской Федерации Президент, формально не являясь главой Правительства, выполняет многие его функции. Федеральное Собрание и нижняя его палата – Государственная Дума – может оказывать воздействие на Правительство, контролируя его деятельность. Другой пример смешанной республики – Франция.
Сочетание черт парламентарной и президентской республик характерно для вновь образованных государств современности. Это связано со стремлением извлечь все положительное из традиционных форм республиканского правления. Однако в этом случае не удается избежать недостатков. Так, стабильность правительства значительно снижается в связи с усилением контрольных функций парламента. Наоборот, увеличение полномочий президента влечет за собой уменьшение роли высшего представительного органа власти.
Развитие философской мысли и исторической практики во второй половине 19 в. и в 20 в. вызвало к жизни понятие социалистической республики, соответствующей социалистическому типу государства.

Теоретические основы социалистической республики были изложены в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Утверждалось, что только такая республика сможет обеспечить полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией. Государственная власть должна суверенно распоряжаться обобществленными средствами производства и контролировать распределение материальных благ. Органы государства представляют собой единую систему, в которой сочетаются законодательная и исполнительная власти. Это позволяет осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Переход к социалистической республике происходит путем осуществления пролетарской социалистической революции, в результате которой устанавливается диктатура пролетариата.
Первым опытом социалистической республики была Парижская коммуна (1871 г.). Во время ее кратковременного существования был реализован принцип всеобщего равного избирательного права, устранены привилегии депутатов и введено право их отзыва. Старый государственный аппарат был заменен новым. В его деятельности были совмещены законодательные, исполнительные и судебные функции.
В результате победы Октябрьской революции в России в 1917 г. была установлена советская республика. По мнению В.И.Ленина, Советы обеспечивали реальное участие трудящихся в управлении государством при совмещении законодательной и исполнительной властей. Руководящую роль в организации государственной и общественной жизни играла партия рабочего класса.
Выборы в Советы сразу после революции по Конституции РСФСР 1918 г. строились на классовой основе. Избирательное право имели только трудящиеся, преимущество отдавалось рабочим. Конституция СССР 1936 г. ввела всеобщее избирательное право и отменила классовый принцип в формировании органов власти, создав единую систему Советов депутатов трудящихся. Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов. Они стали называться Советами народных депутатов и выполняли более широкие полномочия. В действительности власть Советов часто подменялось властью коммунистической партии.
После Второй мировой войны социалистический строй устанавливается в ряде государств Восточной Европы, Азии, на Кубе. Форма правления в этих странах получила название народно-демократической республики. Черты ее схожи с признаками советской республики. В организации управления отрицался принцип разделения властей, государственная власть подменялась властью партократии.
В настоящее время социалистические республики продолжают существовать (Республика Куба, Корейская Народно-Демократическая Республика). Причем в Китае наблюдается процесс реформирования государства при сохранении социалистического строя. Все это не позволяет характеризовать социалистическую республиканскую форму правления как нежизнеспособную.

Форма правления республика

Форма государственного устройства тесно связана с территориальным признаком государства. Она дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти.
По этому признаку все государства делятся на унитарные и федеральные. К унитарным государствам относятся примерно 170 современных стран, а федераций насчитывается только 25.
Форма правления республика
Признаки унитарного государства

  • единая система законодательства. Административно-территориальные единицы государства не имеют права издавать свои законы;
  • единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами;
  • единая денежная система;
  • единые финансовая, налоговая, кредитная системы;
  • единое гражданство;
  • единые вооруженные силы;
  • единые атрибуты государства (флаг, герб, гимн);
  • составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику.

Большинство современных государств – унитарные. Унитарная форма государственного устройства сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Италия и др.).
Форма правления республика

Республика как форма правления.

Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламент), а граждане обладают личными и политическими правами.

Форма правления — организация высшей власти в государстве, характеризуемая системой и порядком образования высших органов государства, их взаимодействием с иными органами и населением.

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении.

Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета. Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством. Парламенту ( народному собранию, национальной ассамблее, думе, верховному совету, конгрессу и т.п.) поручается принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно- распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам — осуществлять контроль за исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет, во-первых, более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, во-вторых, предотвращать злоупотребление властью, которое становится весьма вероятным при монополизме власти, а в-третьих, осуществлять контроль за действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика — это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ так или иначе, обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет прежде всего политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

1. Президентская республика

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти ( так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» — структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В данную структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры, представители и т.д.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

2 Парламентская республика.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти.

Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

3 Смешанная республика.

Иногда встречаются смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом. Сейчас в России полупрезидентская ( смешанная ) форма правления, при которой президент избирается всеобщим голосованием, он располагает широкими полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют председатель правительства и министры, ответственные перед президентом и парламентом.

4. Суперпрезидентская республика.

Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая республика, форма президентского абсолютизма.

В настоящее время в связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской республики почти нет, но нельзя исключать появление их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся странах: со времени образования независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель — лидер переворота, провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды — в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитаристкая республика. Впрочем, и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских» президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат.

5 Республика с монархическими элементами.

Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая должность, созданная впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х годах — в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов — Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

Как отмечалось, многих республиканских черт лишена форма правления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения.

Особая форма республики — теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (Рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Теория государства и права. Курс лекций

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган — основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Форма правления республика

Форма правления, классификация

Форма правления является организацией высших органов государственной власти, характеризует порядок их образования и распределения полномочий между ними, формы и степень участия населения в осуществлении государственной власти.

В широкой трактовке форма правления раскрывает порядок образования и взаимодействия высших и территориальных (региональных, местных) органов государства. По мнению большинства исследователей, форма правления определяет систему организации высших органов государственной власти, т.е. главы государства, парламента и правительства. При всем многообразии различие между формами правления связано с юридическим положением высших должностных лиц и государственных органов, т.е. различие не в компетенции, а в организации власти.

В форме правления необходимо различать и положение главы государства, и отношения между органами государства и другими центрами политической жизнедеятельности, статус и компетенцию органов конституционного надзора и контроля. Форма правления связана со структурой политической системы, с конкретной расстановкой политических сил в государстве. Она также носит исторический характер, является традиционной для того или иного типа государства. Форма правления является определяющим элементом в форме государства. «В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения». Форма правления раскрывает содержание конституционного строя государства.

На форму правления значительное влияние оказывает политический режим, подвергая эту форму постоянной трансформации к существующим историческим условиям. Например, республика при тоталитарном политическом режиме приобретает искаженную форму, где выборные элементы носят формальный характер. Монократический режим при этом связан с соединением должностей вождя партии и главы государства, это лицо сохраняет за собой пост пожизненно. Политический режим как самый динамичный элемент формы государства поддерживает стабильность не только всей политической системы, но и существующей формы правления. В настоящее время все формы правления подразделяются на монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха) и передается по наследственному принципу.

  • наследственный принцип замещения престола;
  • возможность «избирательной монархии», т.е. переход власти в рамках правящей династии, но через процедуру выборов;
  • содержание монархии осуществляется в настоящее время по «цивильному листу», т.е. за счет бюджета;
  • бессрочный (пожизненный) характер власти;
  • верховная власть непосредственно не зависит от населения;
  • отсутствие юридической ответственности (монарха нельзя сместить с трона с помощью законов, все остальное рассматривается как посягательство на жизнь монарха).

Монархии классифицируются на два вида :

Абсолютная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — монарху.

Абсолютная монархия характеризуется высокой степенью централизации государственной власти, при которой монарх единолично осуществляет руководство законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх осуществляет назначения на важнейшие государственные посты. В абсолютной монархии отсутствуют учреждения парламентского типа либо они носят декоративный характер, отсутствуют законы и конституции, ограничивающие власть монарха. Таким образом, прерогативы монарха незыблемы, они не ограничены ни законом, ни учреждением. В абсолютной монархии отсутствует разделение властей, а монарх как реальный глава государства соединяет в своих руках все высшие полномочия государственной власти. Он является единственным верховным законодателем, так как по его волеизъявлению нормативные установления могут приобретать силу закона 1 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М. 1994. С. 258.

В настоящее время абсолютные монархии в чистом, «классическом» варианте отсутствуют, так как в государственный механизм абсолютных монархий все более инкорпорируются учреждения парламентского типа (консультативные собрания и советы). Хотя огромную роль продолжают играть семейные советы, состоящие из членов правящей семьи и авторитетных духовных лиц. В то же время отсутствует разделение властей, на особе монарха замыкается весь аппарат государства, который также является во многих случаях главой церкви. Всеми своими абсолютными правами монарх пользуется неограниченно. Не следует смешивать «неограниченную (абсолютистскую) монархию как форму государства с деспотией — властью силового, антигосударственного типа». В неограниченной монархии власть монарха минимально ограничена властью высших сословий, при деспотии власть никем не ограничена.

В абсолютных монархиях формально могут иметь распространение конституционные (дарованные монархом) акты, которые не соответствуют типичным конституциям по своему содержанию. В настоящее время абсолютная монархия в основном имеет распространение в государствах Персидского залива, например в Катаре, Омане, Брунее, Саудовской Аравии (с некоторыми отступлениями переходного характера). Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — форма правления, при которой глава государства является главой религиозной и светской власти (Ватикан).

Ограниченная монархия — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону делится между монархом и представительным органом.

Ограниченная монархия бывает двух видов:

  • сословно-представительная (форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органами);
  • конституционная (форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительными органами на основании основного закона государства).

Конституционная монархия. в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую (парламентарную).

Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной к парламентарной монархии и отличается сохранением за монархом прерогатив главы государства, который самостоятельно формирует правительство, возглавляет его и решает вопросы его отставки. Но в силу того что определенное значение имеет парламент, формально-юридически происходит разделение единой верховной власти на законодательную власть и власть главы государства. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству. «Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается». Таким образом, парламент фактически зависим от монарха, который имеет право налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом, может его распустить. Власть монарха при данной форме правления ограничена формально, а не фактически (Марокко, Иордания).

Итак, можно выделить следующие признаки дуалистической монархии :

  • это промежуточная форма правления, переходный вариант от абсолютной монархии к парламентской монархии;
  • наличие наряду с монархом иных высших органов государственной власти парламента и правительства;
  • назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
  • назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом;
  • монарх выполняет функции реального главы государства.

Парламентская (парламентарная монархия) — это форма правления, при которой власть монарха реально ограничена парламентом, которому полностью принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть принадлежит правительству, но оно ответственно за свою деятельность перед парламентом. Монарх осуществляет в основном представительские функции, обладая «спящими» полномочиями (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония и др.). Система разделения властей в парламентарной монархии и парламентарной республике строятся на схожих принципах.

Реальными полномочиями по управлению государством монарх не обладает. Но в некоторых странах или в определенных ситуациях монарх может обладать реальными полномочиями, особенно в периоды кризисов, например издавать законодательные акты, отклонять законы и др. В большинстве парламентарных монархий существует институт контрасигнатуры, т.е. акты монарха приобретают юридическую силу после их подписания главой правительства или ответственным министром (право совместной подписи). По формальным признакам парламентарная монархия характеризуется наличием поста премьер-министра, институтом контрасигнатуры, «спящими» королевскими прерогативами, разделением властей. Здесь монарх — номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.

Таким образом основными признаками парламентской (парламентарной) монархии можно назвать следующие:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власти монарх фактически отсутствует, фигура монарха является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Существуют нетипичные монархии: выборная монархия в Малайзии (монарх избирается на пять лет), коллективная монархия в ОАЭ (власть осуществляет Совет эмиров), теократическая монархия (Ватикан), патриархальная монархия и др.

Республика — форма правления, при которой власть осуществляется избранными на определенный срок органами власти по праву представительства (органы власти формируются или народом непосредственно, или общенациональными учреждениями парламентского типа).

  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • коллегиальный характер принятия решений;
  • разделение властей.

Республика существовала во многих древних государствах, как правило, небольших по размеру. Она отличалась сложной организацией власти, включая в себя выборные элементы от разных территориальных структур, опираясь на самоуправленческие начала на местах. Типичными органами власти древних республик являлись общие собрания, советы, администрации, судебные органы и др. В Новое время республиканская форма правления получила распространение благодаря сильному влиянию на общество идеи разделения властей.

В настоящее время в зависимости от того, кто формирует правительство, перед кем оно несет ответственность, принято в основном различать такие виды республики, как:

Президентская республика — форма правления, при которой президент наделен реальными властными полномочиями, являясь главой государства и главой правительства.

Правительство является «кабинетом» президента и несет ответственность в основном перед ним. Парламент не может отправить в отставку правительство, а президент не может распустить парламент. Президент независим от парламента прежде всею по принципу избрания, так как избирается народом. Парламент в данной системе разделения властей выполняет законодательные функции, не формирует правительство и несет ответственность перед избирателями. Нижняя палата парламента в президентской республике может начать против президента процедуру импичмента, но окончательное решение принимает верхняя палата парламента. Часто президентскую власть в таких республиках именуют партийной: президент обычно представляет партию, победившую на выборах. Точно так же представляет власть премьер-министр в парламентарной республике, где он, однако, не является главой государства. Президент при данной форме правления обладает достаточно широкими полномочиями: назначение членов правительства, право вето и самостоятельного издания нормативных правовых актов, широкие представительские функции и др. При недостаточном развитии демократических элементов президентская власть может стать неконтролируемой, связанной с неограниченным сроком продления полномочий президента, т.е. президентская форма власти может эволюционировать в суперпрезидентскую республику с монократическим режимом.

Так, основными признаками президентской республики являются следующие:

  • президент является и главой государства, и главой правительства;
  • президент назначает и смешает членов правительства;
  • правительство ответственно перед президентом;
  • президент обладает широкими полномочиями по отношению ко всем ветвям власти;
  • президент избирается народом;
  • президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право распускать парламент в установленных случаях;
  • президент имеет право самостоятельно издавать нормативные акты.

Парламентская республика — форма правления, при которой парламенту принадлежит решающая роль в формировании верховной власти. Парламент формирует правительство, которое ему подотчетно. Состав парламента избирается в ходе всеобщих выборов, поэтому он занимает доминирующее положение среди других органов государственной власти. Верховенство парламента выражается в его обширных законодательных полномочиях, в формировании и контроле за правительством, в выражении ему недоверия. В парламенте образуется устойчивое партийное большинство, лидер которого, как правило, становится премьер-министром. «В «государстве партий» правительство правит, опираясь на законодательную поддержку парламентского большинства. Одни и те же лица, составляющие правительство и представляющие большинство в нижней палате парламента, проводят законы через парламент и организуют исполнение этих законов. Законопроекты готовятся правительством, и обычно парламент не вносит изменений в законопроекты».

В парламентской республике есть и должность главы государства, т.е. президента, но в силу ограниченного способа избрания (парламентом или особым форумом) он имеет также весьма ограниченные полномочия (представительские функции). Многие важнейшие полномочия президент в парламентской республике может осуществлять лишь с согласия правительства. В этом случае, подобно парламентской монархии, акты и решения главы государства нуждаются в контрасигнации (совместной подписи президента и премьер-министра либо ответственного министра); в некоторых случаях акты президента приобретают юридическую силу после утверждения их парламентом.

Признаки парламентской республики :

  • правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • глава государства избирается парламентом;
  • глава государства обладает обширными полномочиями;
  • глава правительства назначается, как правило, президентом;
  • правительство ответственно перед парламентом.

Смешанная республика — форма правления, сочетающая признаки президентской и парламентской республики (полупрезидентская, парламентско-президентская). Сходство с президентской республикой состоит в том, что президент избирается в результате всеобщих выборов, в силу чего наделяется достаточно широкими реальными полномочиями. Но наряду с президентом, возглавляющим свою администрацию, существует должность премьер-министра, возглавляющего правительство страны. Таким образом, модель исполнительной власти здесь является бицефальной, т.е. у нее две главы. В этом также проявляется некий дуализм смешанной республики: правительство, как правило, несет двойную ответственность — перед парламентом и президентом. «Для смешанной республики характерно то, что президент и парламентское большинство (если они политические оппоненты) могут конкурировать при формировании правительства. Премьер-министра назначает президент, но реально премьером может стать лишь тот, кто получит поддержку нижней палаты. Президент не обязан назначать премьером представителя парламентского большинства, но нижняя палата вправе не одобрить программу правительства или выразить ему недоверие. В обоих случаях премьер-министр обязан подать президенту заявление об отставке правительства. Но в ответ президент вправе, не приняв отставку, один раз распустить нижнюю палату парламента и назначить новые выборы».

Таким образом, характерным элементом смешанной республики является конкуренция между президентом и парламентом по поводу формирования правительства.

Для устранения некоторых негативных проявлений классических президентских и парламентарных республик создаются смешанные, «гибридные» формы государства. «Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак — несменяемый глава государства». Такую форму правления именуют монархической республикой. При этом за счет комбинаций полномочий высших государственных органов создаются полупрезидентские, полупарламентские республики.

Потребление памяти: 0.5 Мб

РЕСПУБЛИКА (форма правления) это:

РЕСПУБЛИКА (форма правления) РЕСПУБЛИКА (форма правления)

РЕСПУ́БЛИКА (лат. respublica, букв. — общественное дело), форма государственного правления (см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ). при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ) в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту (см. ПАРЛАМЕНТ ) ).
Республика в составе Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство) ) — вид субъекта Российской Федерации. Юридически и фактически республики обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации были образованы на национально-территориальной основе, являются преемниками автономных республик в составе РСФСР и соответственно СССР. Всего в Российской Федерации 21 республика, примерно четверть от общего числа субъектов федерации. Наименования республик отражают название коренной этнической группы, однако лишь в нескольких из них коренная национальность составляет по численности более 50 % населения. Республики имеют некоторые отличия от других субъектов федерации. Они принимают свою конституцию (остальные субъекты федерации — уставы), вправе устанавливать свои государственные языки, некоторые из них ввели республиканское гражданство.

Энциклопедический словарь. 2009 .

Смотреть что такое «РЕСПУБЛИКА (форма правления)» в других словарях:

форма правления — принцип организации государственной власти. Различают: монархические формы правления монархии и республиканские формы правления республики. * * * ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ, конституционно правовой институт; организация государственной… … Энциклопедический словарь

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — комплексный конституционно правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений … Юридический словарь

Форма правления — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий в себя способ образования высших и местных государственных органов и порядок их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от… … Энциклопедический словарь конституционного права

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — порядок организации государственной власти, включающий способ образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений их между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или… … Энциклопедия юриста

Форма правления — организация государственной власти, характеризующаяся способом образования и правовым положением высших органов власти, а также статусом главы государства. Основной Ф. п. эксплуататорских государств являются Монархия и Республика. Для… … Большая советская энциклопедия

Форма правления — система высших органов власти, определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти: главы государства, парламента, правительства, а также установленным порядком взаимоотношений между ними. Определяющим признаком… … Теория государства и права в схемах и определениях

форма правления — комплексный конституционно правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимо … Большой юридический словарь

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ — способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Определяющим признаком Ф.п. является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике,… … Политология: словарь-справочник

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ (РЕСПУБЛИКА) — (от лат. respublica общественное дело) форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок и функционируют на основе разграничения сфер компетенции (деятельности). В РФ Р.ф.п. это принцип… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Римская империя. Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.… Подробнее Купить за 1254 руб
  • Смешанная республика. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Смешанная республика (также может называться… Подробнее Купить за 1254 руб
  • Политика Приднестровской Молдавской Республики. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Поли?тика Приднестро?вской Молдавской Респу?блики —… Подробнее Купить за 1254 руб

Другие книги по запросу «РЕСПУБЛИКА (форма правления)» >>




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *