Финансовое право рк

Лекция № 11. Тема: Финансовое право Республики Казахстан

1. Основные понятия финансового права.

2. Бюджетное право Республики Казахстан.

3. Система и виды налогов в Республике Казахстан.

1. Основные понятия финансового права. Финансовое правоэто совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое право использует два метода правового регулирования . императивный и диспозитивный .

Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обязательства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые структуры, системы органов управления в области финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения государственных денежных фондов и организацию их использования, включая контроль.

Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звень­ев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов.

Финансовое планированиеэто процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля .

Финансовый контроль — это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий:

1) сбор информации;

2) оценка собранной информации;

3) реагирование на собранную и проанализированную информацию.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны с движением конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий бюджет.

Организационные финансовые отношения возникают в связи с формированием денежной системы страны, финансовой системы государства (определение видов государственных денежных фондов и их назначение), системы управления в области государственных финансов (определение государственных органов, на которые возлагается осуществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансового планирования, осуществлением государственного финансового контроля.

2. Бюджетное право Республики Казахстан. Бюджетное право это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметомбюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т.е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирования:императивный и диспозитивный .

Бюджетный периодотрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования .

Бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями.

Бюджетэто финансово-правовой акт, посредством которого утверждается финансовый план формирования и распределения создаваемого на центральном и местных уровнях государственного денежного фонда, предназначенного для финансирования общегосударственных задач и функций.

Национальный фонд РК осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.

Структура бюджета состоит из следующих разделов:

1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов;

3) операционное сальдо;

4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств.

3. Система и виды налогов в Республике Казахстан. Налог— обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц .

Основная функция налогов фискальная . т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства.

Регулирующая функция . налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономики. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса РК налогиэто законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Методами налогового контроля являются:

1) государственная регистрация и ведение учета налогоплательщиков;

2) ведение учета объектов налогообложения;

3) ведение учета поступления в бюджет;

4) проведение налоговых проверок;

5) проведение камерального контроля;

6) мониторинг финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

7) маркировка отдельных видов подакцизных товаров;

8) осуществление контроля над уполномоченными органами.

Виды налогов. Налоги можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными .

Прямые налоги принято подразделять на реальные и личные.

В зависимости от формы налога они подразделяются на натуральные и денежные.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юридических лиц (по западной терминологии — корпоративные налоги) и налоги с физических лиц (по западной терминологии — индивидуальные налоги).

В зависимости от территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

В зависимости от использования в качестве метода бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие .

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевыми .

По способу исчисления налогов они подразделяются на окладные и неокладные.

В соответствии с НК РК налоги, действующие на территории Казахстана, подразделяются на прямые и косвенные . Согласно ст. 60 НК РК установлены следующие виды налогов:

1) корпоративный подоходный налог;

2) индивидуальный подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

5) налоги и специальные платежи недропользователей;

6) социальный налог;

7) земельный налог;

8) налог на транспортные средства;

9) налог на имущество.

Кроме того, в статье 61 Налогового кодекса РК установлены следующие виды сборов:

1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

3) сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и др.

Список рекомендуемой литературы: 14, 16, 17

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РК;

Сметно-бюджетное финансирование. Классификация норм расходов.

Это порядок выделения средств из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе смет, для осуществления их основной деятельности. Смета бюджетного учреждения – финансово-плановый акт, в котором определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета. Виды смет: -индивидуальные (составл. каждым бюджетным учр-ем) -расходов на централизованные мероприятия (повышение квалификации, проведение праздников) -сводная (объединение 1 и 2) Нормативы расходов – это установленные компетентными органами резервы затрат на расчетную единицу. Виды: 1) обязательные нормы (суточные, питание, спецодежда) 2) расчетные нормы (ЖКХ) 3) материальные нормы (имущество, медикаменты) 4) денежные нормы (стоимостная форма выражения материальных норм по средней цене) 5) комбинированные (койка-день больного в больнице)

92.Финансирование капитальных вложений.Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал, в т.ч. затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструментов и инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.Деятельность в форме капитальных вложений может осуществляться:1) создание благоприятных условий для инвестиций:-совершенствование системы налогов-защита прав инвесторов-предоставление льготных условий пользования землей и ресурсами-принятие антимонопольных мер2) прямое участие гос-ва в инвестиционной деятельности:-формирование инвестиционных проектов-защита от поставок морально устаревших технологий-формирование перечня строек приоритетного строительства

93.Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений. Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполнение для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюджетных учреждений поступают суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям.К специальным средствам относятся: доходы от эксплуатации транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборщика помещений, телефон и т.д. ), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности. например, средства. Поступающие от родителей за обучение детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д.В современных условиях перехода к рыночным отношениям большое значение приобрели внебюджетные средства, получаемые бюджетными учреждениями от выполнения работ, услуг, предпринимательской деятельности как дополнительный источник финансирования деятельности этих учреждений.

Депозитные суммы — это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д. Суммы по поручениям — денежные средства, которые переводятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства).

94.Понятие и принципы банковского кредита. При банковском кредитовании возникают денежные отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства гос-ва, юр и физ лиц предоставляются хозяйствующим субъектам и гражданам. Отношения по банковскому кредитованию регламентируются ГП, ФП, АП и УП.Принципы: 1) возвратности – денежные ср-ва должны быть возвращены2) срочности – выдача кредитов только на определенный срок 3) платности – процентная ставка4) целенаправленности – выдается на строго определенные цели5) обеспеченности – выдается под поручительство, банковскую гарантию, залог.

95.Функции Центрального банка РФ. 1) разработка и проведение во взаимодействии с Правительством единой государственной денежно-кредитной политики2) монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организации их обращения3) осуществление функций кредитора4) установление правил проведения банковских операций5) управление золото-валютными резервами банка России6) осуществление гос.регистрации кредитных организаций7) осуществление надзора за из деятельностью8) установление правил бухучета и отчетности для банковской системы9) проведение анализа и прогнозирования состояния экономики10) установление порядка и условий работы валютных бирж11) другие функции.

96.Обязательное страхование банковских вкладов населения. Страхованию подлежат денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещаемые физ.лицами в банке на территории РФ, включая проценты на сумму вклада.Не подлежат страхованию:-счета физ.лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью-вклады, размещенные на предъявителя-средства, переданные банком в доверительное управление-вклады за пределами РФ в филиалах. Страхование не требует заключения договора. Участие в системе страхования является обязательным для всех банков, привлекающих ср-ва физ.лиц. страховые взносы составляют 0,15% от суммы вклада. Страховые взносы аккумулируются в Фонде обязательного страхования вкладов, которым управляет гос.корпорация агентства по страхованию вкладов. Страховой случай – отзыв у банка лицензии.Размещение по вкладам выплачивается в размере 100% вклада, но не более 700 000р, если несколько вкладов, то пропорционально по каждому.

97.Понятие денежной системы.Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране,сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Онасостоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег,эмиссионной системы, механизма денежно – кредитного регулирования.Национальная валюта, обладая относительной самостоятельностью, также входитв денежную систему страны.Денежные знаки являются таким же символом гос-ва, как герб и флаг. Деньги отражают глубинное состояние экономики. Соотношение денежной и товарной массы явл. одним из основных экономических показателей.Публично-правовые хар-ки денег:1) деньгами признается только то, что признано ими со стороны гос-ва2) изготавливаются только по строго установленным гос-вом образцам3) номинальная стоимость денег назначается гос-вом4) деньги обязательны к приему на всей территории страны по номинальной стоимости5) нарушение гос. монополии – фальшивомонетничество либо выпуск денежных суррогатов.

98.Правовые основы денежного обращения в Российской Федерации. Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.При обращении наличных денег средством платежа явл. реальные денежные знки.Безналичное денежное обращение заключается в списании определенной денежной суммы со счета 1 субъекта на счет другого.Денежная система регулируется различными отраслями права:1) КП относит денежную эмиссию и фед.банки к предметам ведения РФ2) ФП фиксирует организацию денежной системы и порядок ее функционирования3) ГП регулирует. права собственности на деньги и порядок расчетов4) АП устанавливает ответственность за правонарушение в процессе денежного обращения5) УП предусматривает уголовную отв-ть за преступления против денежной системы

99.Обращение наличных денег. Начинается с их эмиссии, которая осуществляется банком России. Образцы банкнот и монет и их номинал утверждаются Советом директоров ЦБ. Банкноты и монеты обращаются без ограничений. При их замене не допускается установление ограничений по суммам или субъектам обмена. Срок изъятия банкнот и монет от 1 до 5 лет. Не имеется ограничений на расчеты между физ и юр лицами в денежной форме. Предельный размер расчетов между юридическими лицами – 100 000 руб. При наличии расчета используются кассовые операции. Кассовые операции — это совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.Виды: 1) кассовые операции кредитных организаций (регулируются ЦБ, цель – сохранность денег и их своевременная выдача)2) кассовые операции предприятий, учреждений, организаций (регул. ЦБ, цель – сохранность денег и сокращение наличной денежной массы)3) кассовые операции предприятий, учреждений, организаций при осуществлении расчетов с населением (регулируются ФЗ, цель – учет налоговых средств в основном для целей налогообложения).В данном случае обязательным является использование контрольно-кассовой техники, которая применяется при осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт на всей территории РФ,

100.Кассовые операции.Кассовые операции — это совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег.Виды: 1) кассовые операции кредитных организаций (регулируются ЦБ, цель – сохранность денег и их своевременная выдача)2) кассовые операции предприятий, учреждений, организаций (регул. ЦБ, цель – сохранность денег и сокращение наличной денежной массы)3) кассовые операции предприятий, учреждений, организаций при осуществлении расчетов с населением (регулируются ФЗ, цель – учет налоговых средств в основном для целей налогообложения).

В данном случае обязательным является использование контрольно-кассовой техники, которая применяется при осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт на всей территории РФ,

101.Безналичное денежное обращение. Для осуществления безналичного обращения необходимо заключить с кредитной организацией договор банковского счета. Физ.лица имеют право, а организации обязаны хранить денежные средства в кредитной организации.Кредитная организация имеет право временно использовать имеющиеся на счете деньги. Клиент может беспрепятственно воспользоваться своими деньгами в любое время.Безналичные расчеты между организациями осуществляются в следующих формах:1) платежное поручение – это поручение плательщика, обслуживающее его кредитные организации по перечислению определенной суммы со своего счета на счет третьего лица;2) расчеты по аккредитиву – кредитная организация по поручению плательщика выставляет аккредитив, средства которого перечисляются получателю при представлении им определенных док-тов;3) расчеты по инкассо – кредитная организация на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершает действия, направленные на получение от плательщика денег4) расчеты чеками – владелец счета дает письменное поручение кредитной организации перечислить чекодержателю определенную сумму средств.

102.Понятие валюты и валютных ценностей.Валюта – денежные единицы гос-ва или ден. знаки иностранных гос-в, а также кредитные платежные док-ты, выраженные в денежных единицах.Валютные РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет банка России, а также средства на банковских счетах и вкладах.Иностранная валюта – это денежные знаки в виде банкнот и монет, являющие законным средством платежа на территории иностр. гос-ва или группы гос-в. а также средства на банковских счетах и вкладах.Внутренние ценные бумаги – это эмиссионные ценные бумаги, номинированные в рублях, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги – все остальные, не относящиеся к внутренним. Уполномоченные банки – кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ на работу с иностранной валютой. Валютный курс – соотношение валют 2х или более стран. Валютная интервенция – деятельность банка России на валютном рынке по поддержанию необходимого курса рубля путем к-п и воздействия на суммарный спрос и предложения денег. Резиденты – граждане РФ, постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, российские юр.лица, РФ и ее территориальные подразделения. Валютные режимы: 1) государственная валютная монополия – валюта неконвертируемая, курс уст. гос-вом, запрещается свободный обмен внутр. денег на иностранную валюту 2) гос.валютное регулирование – валюта является частично конвертируемой, разрешается свободная покупка и продажа иностранной валюты, гос-во регулирует курс с помощью сочетания рыночных механизмов и адм. Методов 3) свободно конвертируемая валюта – свободный обмен внутр. денежных знаков на иностранную валюту не только на территории гос-ва, но и за его пределами. Любое гос.регулирование осуществляется рыночными методами.

103.Валютное регулирование в Российской Федерации. Валютное регулирование в РФ — это деятельность гос.органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.Принципы:1) приоритет экономич. мер в реализации гос.политики в области валютного регулирования2) исключение неоправданного вмешательства гос-ва и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов3) единство внешней и внутренней валютной политики4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля5) обеспечение гос-вом защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операцийДопуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты. Валютное регулирование осущ. органами валютного регулирования, к которым относятся ЦБ и Правительство.

104.Валютный контроль в Российской Федерации. Является 1 из видов финансового контроля. Органы:-ЦБ-фед.органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством.Агенты:-уполномоченные банки-проф. участники рынка ценных бумаг-таможенные органы в отд.случаяхНаправления:-определение соответствия операций законодательству, наличия необходимых лицензий и разрешений-проверка выполнения резидентами обязательств перед гос-вом-проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

105.Ответственность за нарушение валютного законодательства. 1) административная:-осуществление незаконных валютных операций-нарушение порядка открытия счетов в банках за пределами РФ-невыполнение обязанности по обязательной продаже валютной выручки-несоблюдение порядка и сроков отчетности по валютным операциям-нарушение установленного порядка ввоза и пересылки товаров2) уголовная:-невозвращение средств в крупных размерах (более 5 млн) из-за границы руководителем организации.

Финансовое право рк

Тема 11. Финансовая деятельность государства, финансовое право Республики Казахстан как отрасль права

1. Финансовое право как отрасль права.

2. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве.

3. Правовые основы денежной системы, финансовое планирование. финансовый контроль.

1 вопрос. Финансовое право как отрасль права. Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения, использование денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Финансовое право является самостоятельной отраслью права, обладающей определенным предметом и структурой (общая и особенная часть). Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения, являются предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Финансовое право, как и любая иная отрасль казахстанского права, имеет свой предмет правового регулирования.

Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода. Финансы как предмет правового регулирования – это экономическая категория, совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функции. Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но они проявляются не стихийно, а только в процессе планомерной деятельности государства и местного самоуправления.

Деятельность, направленная на создание, распределение и перераспределение определенных фондов денежных средств, определяется как финансовая деятельность.

Финансы являются материальной основой существования государства, так как главное назначение финансов – это денежное обеспечение функционирования государства. Финансы и финансовая деятельность неразрывно связаны.

Финансовая деятельность государства – это деятельность, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению ее надлежащего функционирования, а так же по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов.

В процессе финансовой деятельности государства, выступая предметом финансового права, возникает две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны с движением конкретных денег от плательщика в тот или иной фонд.

Организационные отношения возникают в процессе организации денежной системы страны в целом, системы финансовых учреждений государства, обеспечение их деятельности.

Определяя предмет финансового права как отношения возникающие в процессе финансовой деятельности государства, финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения её нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовоезаконодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения.

Источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы. Главным и важным источником является Основной Закон Республики Казахстан, который устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. Финансово-правовые рычаги являются мощным средством воздействия на экономику.

2 вопрос. Методы правового регулирования, используемые в финансовом праве. Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников финансовых правоотношений посредством определения их прав и обязанностей.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основным методом выступает императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

Применяя данный метод, государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в нормах финансового законодательства. Характеризуясь жесткостью и тщательностью регулирования поведения субъектов финансовых отношений, императивный метод реализуется посредством издания правовых норм, где детально описываются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства.

Таким образом, императивный метод, применяемый финансовым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.

Преимущественное применение финансовым правом императивного метода объясняется спецификой финансовой деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путем принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, причем на условиях безвозвратности и без зримой компенсации, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Деньги у плательщиков можно отобрать только силой, т.е. с помощью императивного метода.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуется следующими признаками:

1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения (через установление их прав и обязанностей) путем односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих, как правило, нормативный характер;

это предписание детально регламентирует поведение сторон;

3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством, а не, скажем, взаимным соглашением, и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;

4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;

5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом

принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;

6) возможность выбора поведения сторон, в том числе на основе их

взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;

7) неисполнение предписания влечет за собой юридическую

ответственность нарушителя (финансово-правовую, административную или даже уголовную);

8) субъект, представляющий в финансовом правоотношении государство, наделен более широкими правами, чем другой, и, как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

Императивный метод является наиболее типичным для финансового права.

Диспозитивный метод (иначе называемый договорным, автономным, методом согласования) – по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов финансового отношения, правовой акт государства, регулирующий данное отношение, не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма финансового отношения. То есть одностороннее веление государства, выраженное им в своем правовом акте, дополняется двухсторонним актом субъектов финансового отношения (даже если одним из них является само государство).

Выбор метода правового регулирования финансовых отношений предопределяется методом финансовой деятельности государства.

Существует даже определенная закономерность: для финансовых отношений, опосредующих одностороннее движение денег, характерен принудительно-безвозвратный метод финансовой деятельности, реализуемый посредством императивного метода правового регулирования. Финансовым отношениям, опосредующим двухстороннее движение денег (т.е. кредитным финансовым отношениям), свойственен добровольно-возвратный метод финансовой деятельности, реализуемый через диспозитивный метод правового регулирования. Таким образом, способ движения денег в рамках финансового отношения определяется методом финансовой деятельности государства, метод финансовой деятельности реализуется через определенный метод правового регулирования финансового отношения, используемый финансовым правом.

3 Вопрос. Правовые основы денежной системы: финансовое планирование, финансовый контроль. Правовые основы денежной системы. Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране.

Денежная система включает в себя следующие элементы:

официальная денежная единица;

виды денежных знаков;

порядок эмиссии денег;

режим валютного обращения;

организация денежного обращения.

Денежная единица – это установленный государством денежный знак, обозначающий наименование национальной валюты. Денежная единица страны иногда обобщенно выражается термином «национальная валюта». Денежная единица обычно имеет внутреннее строение, т.е. делится на более мелкие и, как правило, пропорциональные части.

Виды денежных знаков – организационное строение денежной массы и номиналы денежных знаков. Обычно выпускается два вида денежных знаков:

а) бумажные деньги – купюры, которые в разных странах могут иметь различные наименования;

б) металлические монеты разных достоинств и разных сплавов.

Порядок эмиссии денег. В современных условиях единственным эмитентом денег является само государство. В качестве непосредственного эмиссионного центра обычно выступает центральный государственный банк страны, однако эмитентом может и быть казначейство (министерство финансов).

Режим валютного обращения определяется установленными государством валютными ограничениями, которые действуют в отношении как своей национальной валюты, так и, главным образом, иностранных валют.

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Налично-денежное обращение обслуживается бумажными деньгами и металлической монетой, безналичное – через банковские счета посредством платежных поручений (требований), чеков, кредитных карточек и т.п.).

Государство, устанавливая порядок денежного обращения, стремится не только к повышению эффективности расчетных операций, но и к стабилизации своей денежной системы и преодолению инфляционных процессов в экономике.

Формирование национальной денежной системы Республики Казахстан как суверенного государства было положено Указом Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Указ предусматривал введение национальной валюты с 15 ноября 1993г.

Денежной единицей (национальной валютой) Республики Казахстан является казахстанский тенге.

Казахстанский тенге является законным платежным средством в Республике Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, нормативными правовыми актами Нацбанка.

В подкрепление платежной силы тенге предусмотрено, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей. А также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках Республики Казахстан.

Никто, кроме Национального Банка Казахстана, не может объявить недействительными банкноты и монеты, выпущенные этим Банком.

Право на замену денежной единицы (скажем, переход с тенге на некую другую денежную единицу) имеет Президент Республики Казахстан.

Финансовое планирование (как направление финансовой деятельности) – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов.

Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд.

Процесс финансового планирования распадается на несколько стадий:

а) составление проекта финансового плана;

б) рассмотрение финансового плана;

в) утверждение финансового плана;

г) организация исполнения финансового плана и контроль за этим исполнением; подведение итогов выполнения финансового плана.

Составление проекта финансового плана обычно возлагается на тот финансовый орган, который является исполнительным аппаратом денежного фонда, выступающего объектом финансового планирования. Так, проект республиканского бюджета разрабатывает Правительство (опираясь, естественно, на Министерство финансов и Министерство государственных доходов), которое в соответствии с Конституцией обеспечивает исполнение бюджета.

Финансовые планы обычно подразделяются на годовые и долгосрочные.

Финансовый год означает отрезок времени, в течение которого исполняется финансовый план. Финансовый период – отрезок времени, охватывающий все стадии финансового планирования, т.е. начинается он с начала работы по составлению проекта финансового плана и завершается утверждением отчета о его исполнении.

Принципы финансового планирования во многом зависят от типа государства и той финансовой политики, которую оно проводит.

В демократических странах руководствуются следующими принципами:

гласность и публичность финансового планирования;

верховенство представительных органов власти в таком вопросе, как

утверждение финансового плана;

контроль представительных органов государства за исполнением любых

финансовых планов, независимо от того, кем они не утверждены;

строгая законодательная регламентация всех стадий финансового

подготовка финансовых планов на научной основе;

детализированности финансового планирования, максимальное

сближение показателей акта об утверждении финансового плана с фактическими реалиями этого плана;

Юридической формой осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты. Это особая разновидность финансового правовых актов.

Планово-финансовые акты – это правовые акты, посредством которых происходит утверждение финансовых планов, в силу чего они приобретают свойство обязательного исполнения предписания.

Правовая форма планово-финансовых актов предопределяется тем, какой государственный орган утверждает финансовый план.

Совокупность правовых норм, устанавливающих основные правила разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения и заключения финансовых планов, формирует институт общей части финансового права, именуемый «Правовые основы финансового планирования».

Этот институт устанавливает общие начала финансового планирования и подобно другим институтам общей части финансового права реализует себя через соответствующие институты его особенной части.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов:

а) субъект контроля;

б) объект контроля;

в) предмет контроля;

г) цели контроля;

д) методы осуществления контроля.

Субъектамигосударственного финансового контроля выступают либо непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контроля.

Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы;

б) государственные юридические лица;

в) негосударственные юридические лица; г) граждане.

Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Если объектом финансового контроля выступают финансовые органы государства, то предметом контроля обычно выступает реализация этими органами своих функций в области государственных финансов, т.е. финансово-правовых обязанностей перед государством.

Сфера государственного финансового контроля совпадает со сферой финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена сферой государственных финансов.

Целью финансового контроля выступает:

выявление фактов нарушения финансового законодательства или

некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

выявление виновных и привлечение их к установленной

установление нарушений финансовой дисциплины и ликвидаций

последствий этих нарушений.

К основным задачам государственного контроля относится следующее:

обеспечение соблюдения финансового законодательства;

содействие правильной реализации финансовыми органами своих

функций, связанных с формирование, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;

обеспечение законного, целевого и рационального использования

государственных денежных средств, а также их сохранности;

содействие полному и своевременному исполнению субъектами

финансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;

устранение и предупреждение нарушения финансовой дисциплины.

Государственный финансовый контроль можно определить как действие государственный органов по проверке выполнения участникамифинансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.

Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. В наиболее общем виде формы финансового контроля следующие:

Непосредственный контроль характеризуется тем, что имеет место непосредственного контактирования субъекта и объекта контроля.

Опосредованный контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект и объект контроля пространственно разобщены, т.е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица имеют дело главным образом с отчетной или плановой финансовой документацией (финансовые планы, отчеты об их исполнении, справки, балансы, статистические и другие отчетные сведения и т.п.).

Классификация финансового контроля по видам может производиться по различным основаниям.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения финансового мероприятия.

С позиций разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействующих между собой, с использованием системы сдержек и противовесов. Финансовый контроль можно подразделить на:

контроль, осуществляемый органами представительной власти;

контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;

Предметом контроля представительных органов выступает две группы вопросов:

а) исполнение тех нормативных актов, носящих финансово-правовой характер, которые данные представительные органы приняли в пределах своей компетенции;

б) исполнение акта, которым представительный орган утвердил соответствующий финансовый план.

Представительные органы могут создать специальные контрольные органы, которые при осуществлении проверок финансового характера играют роль субъекта финансового контроля.

Предметом контроля исполнительных органов также выступает две группы вопросов:

а) исполнение финансового законодательства;

б) рациональность и эффективность использования государственных денежных средств.

Характер судебного контроля выступает в качестве органа финансового контроля в следующих случаях:

а) при взимании недоимок, пени и штрафов с налогоплательщиков;

б) при рассмотрении жалоб налогоплательщиков на действия финансовых органов, что обычно имеет место в сфере налогообложения;

в) при рассмотрении правонарушений;

г) при рассмотрении споров, вытекающих из финансово-правовых договоров; д) при обжаловании в суд законности финансово-правовых актов.

Исходя из характера и правового статуса финансового контроля, его можно подразделить на :

Специализированный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый специализированными финансовыми органами государства.

Функциональный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый теми государственными органами, для которых финансовая деятельность вообще и финансовый контроль в частности представляют лишь одно из направлений (функцию) их деятельности.

В свое время было общепризнанным деление финансового контроля на внутренний (внутриведомственный) и внешний (надведомственный). В основу этой классификации положена форма организационного взаимодействия контролирующего субъекта и подконтрольного объекта.

Внутренний контроль это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной системы.

1. Внешний контроль осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов.

Бюджетное право Республики Казахстан — основной институт финансового права

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РК — ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов. Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т.е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне — принудительного их изъятия. Диспозитивный метод применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Особенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство; 2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особенная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3)правовое регулирование государственного кредита. Нормы Общей части бюджетного права в основном регулируют организационные бюджетные отношения, нормы Особенной части — материальные бюджетные отношения.

Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки: 1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т.е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов; 2) являются продуктом правового регулирования государства общественных (экономических и организационных) бюджетных отношений; 3) материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обязательным субъектом материального бюджетного правоотношения выступает либо государство в целом (если речь идет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленная соответствующим государственным органом или лицом. Государственные органы могут выступать в качестве самостоятельного субъекта организационных бюджетных правоотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер. бюджетный право финансовый правоотношение контроль

В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный год означает отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет — основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Казахстан, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Бюджетный период — отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении.

Процесс бюджетного планирования распадается на несколько стадий, а именно: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение проекта бюджета; в) утверждение бюджета; г) организация исполнения бюджета и контроль за этим исполнением; д) заключение бюджета, что включает в себя составление и утверждение отчета о его исполнении. Как одно из направлений бюджетной деятельности, бюджетный контроль представляет собой деятельность уполномоченных на то государственных органов (органов бюджетного контроля) по проверке соблюдения порядка формирования и распределения бюджетов, а также законности и целесообразности использования бюджетных средств их получателями.

В зависимости от осуществляющих его органов бюджетный контроль можно подразделить на три вида: 1) бюджетный контроль, осуществляемый представительными органами; 2) бюджетный контроль, осуществляемый исполнительными органами общей компетенции; 3) контроль, осуществляемый специализированными органами бюджетного контроля. Основными методами бюджетного контроля являются: 1) рассмотрение проекта бюджета и проверка обоснованности заложенных в него показателей; 2) установление системы отчетности об исполнении бюджетов и рассмотрении этих отчетов; 3) проверка использования выделенных бюджетных средств на предмет законности бюджета, соблюдение целевой направленности, эффективности и рациональности; 4) проверка хода исполнения бюджета; 5) рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов как осуществление стадий бюджетного планирования. В целях осуществления контроля за исполнением бюджета установлена целая система государственной отчетности. Получатели бюджетных средств представляют отчеты об их использовании в соответствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы управления. В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В материальном смысле бюджет — это государственный денежный фонд. Согласно п.2. ст. 4 Бюджетного кодекса РК ( в дальнейшем — БК РК) от 24 апреля 2004 г. №548-II бюджет — это централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Бюджет является основным и крупнейшим в суммарном выражении денежным фондом для всех уровней финансовой системы государства. Бюджетную систему РК составляют совокупность бюджетов и Национального фонда РК, а также бюджетных процесса и отношений. Бюджетный процесс — это регламентированная бюджетным законодательством РК деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, государственному финансовому контролю, а также по планированию и использованию связанных грантов. Бюджетные отношения — это отношения, возникающие в бюджетном процессе. Существуют государственный и местный бюджет. Государственный бюджет — сводный бюджет, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимно погашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Бюджет государства состоит из бюджетных средств, т.е. это деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме. Местный бюджет — областной бюджета бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения). В зависимости от процедуры поправки бюджет бывает скорректированный, утвержденный и уточненный. Скорректированный бюджет — утвержденный или уточненный бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных Правительством РК или местными исполнительными органами, без уточнения соответственно в Парламенте РК или маслихате.

Утвержденный бюджет — бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующим маслихатом; Уточненный бюджет — утвержденный бюджет на соответствующий финансовый год с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом РК или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения.

В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюджета: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города областного значения) 4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. Структура бюджета состоит из следующих разделов: 1) доходы: налоговые поступления; неналоговые поступления; поступления от продажи основного капитала; поступления официальных трансфертов; 2) затраты; 3) операционное сальдо; 4) чистое бюджетное кредитование: бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов; 5) сальдо по операциям с финансовыми активами: приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства; 6) дефицит (профицит) бюджета; 7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета: поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств. По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами. Профицит бюджета — экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Лекция. Основы финансового права Республики Казахстан

Цель: конкретные приемы и способы осуществления финансового контроля, проверка расчетов финансовых планов, составление отчетной финансовой документации

1.Основные понятия финансового права

2.Государственная финансовая система, финансовые органы.

4.Система налоговых органов, их полномочия. Система налогов.

Ключевые слова: финансы, финансовый контроль, акцизы, ставка налога

1.Основные понятия финансового права. Финансовое право-это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждой конкретный период его развития.Формой осуществленияфинансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

2.Государственная финансовая система, финансовые органы. Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокуп­ность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финан­сы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы госу­дарственных предприятий и корпораций.

Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

Финансовая система предполагает:

1. финансовое устройство;

2. правовые основы денежной системы;

3. управление в области финансов;

4. финансовое планирование;

5. финансовый контроль

Принципы организации финансовой системы можно определить так:

1 ) финансы любой страны носят организованный характер, они подраз­делены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами.

2) институт, посвященный организации денежной системы в cтране касается всех существующих в государстве денежных отношений (финансо­вых. товарно-денежных, отношений по оплате труда).

3) управление в области финансов всегда носит организационный харак­тер, ведь сами финансы вне его организационных усилий ни возникнуть, не функционировать не могут.

4) финансовое планирование роста дается на бюджетное планирование, банковское планирование, планирование финансов госпредприятий и организаций.

5) финансовый контроль принимает виды бюджетного, банковского, ве­домственного контроля.

Финансовая система государства представляет собой совокупность различных финансовых звеньев и финансовых отношений. В экономической ли­тературе финансовая система исследуется в трех аспектах:

1. Совокупность финансовых отношений.

2. Совокупность фондов денежных средств.

3. Финансовый аппарат управления.

Финансовые отношения представляют собой совокупность экономиче­ских отношений, возникающих между государством, предприятиями. организациями, отраслями, отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов.

— финансовые отношения между государством и предприятием — это взнос платежей в бюджет (налоги, прибыль), а также дотации и кре­диты.

— финансовые отношения между предприятиями — это долевое участие в создании совместных предприятий; взаимное кредитование: купля-продажа ценных бумаг.

— финансовые отношения между предприятием и его работниками -это движение фонда материального труда (зарплата, дивиденды, пре­мии).

— финансовые отношения между предприятием и кредитной системой осуществляют при оплате процентов за предоставление кредитов.

— финансовые отношения между государством и населением — это уплата подоходного налога; откладывание средств на лицевые счета, получение ссуд.

Финансовая система представлена централизованными финансами с децентрализованными финансами.

Централизованные (общегосударственные) финансы:

— бюджет (республиканский и местный);

— специальные внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд соци­ального страхования, фонд содействия занятости населения, дорож­ный фонд, инвестиционный и др.).

— финансы предприятий и организаций народного хозяйства, которые подразделяются на финансы сферы материального производства и финансы непроизводственной сферы;

— финансы населения (уплата подоходного налога, получение матери­альных и нематериальных благ, оплачиваемые услуги, оплата труда за ис­ключение товаров в кооперативах и других рынках).

Финансовая система РК носит рыночный характер, обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных пред­приятий и корпораций.

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распредeлительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и opганизаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах: финан­сы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринима­тельских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно, госу­дарственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в сово­купности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финан­сового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий. внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем фи­нансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функциони­рующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направлен­ности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйствен­ных, торговых, транспортных предприятий и т.д. а в зависимости oт формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, ак­ционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают cущественное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и ис­пользования.

3.Бюджетная система. Одним из главных звеньев финансовой системы является государствен­ный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансо­выми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наи­более важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координи­рующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нор­мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Государственный бюджет — экономическая категория, свойственная раз­личным общественным формациям.

Государственный бюджет является основным финансовым планом, выражает совокуп­ность экономических отношений, возникающих в связи с распределением общественного продукта в масштабе государства. Как основной финансовый план госбюджет является формой проявления этой категории.

Доходы госбюджета складываются из статей:

— акцизы (косвенный налог)

— налог на прибыль предприятий, объединений, организации

— налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринима­тельской деятельности)

— госпошлина, местные налоги и доходы

— доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, им­портные, пошлины)

— плата за природные ресурсы

— прибыль Нацбанка РК

— земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

— финансирование народного хозяйства (АПК, транспорт и др.)

— финансирование социально-культурных мероприятий

— финансирование науки на оборону

— на содержание органов государственной власти

— на содержание правоохранительных органов

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой целью созданы соответствующие структуры: финансовая полиция, Счетный комитет и т.д.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РК занимает Министерство финансов РК. которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств вне бюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РК.

По результатам контроля Министерство финансов РК вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов РК методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности

4.Система налоговых органов, их полномочия. Система налогов. В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов ( фискальная функция );

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними ( социальная функция );

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция ).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие элементы:

— объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

— субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

— источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

— ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

— налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РК, которая входит в систему центральных органов государственного управления Казахстана, подчиняется Президенту и Правительству РК и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной налоговой службы РК является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

В Республике Казахстан действуют общегосударственные налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций».

По специальным экономическим зонам общегосударственные и местные налоги и сборы поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

Общегосударственные налоги. К общегосударственным налогам относятся:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) специальные платежи и налоги недропользователей.

Местные налоги и сборы

1. К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество юридических и физических лиц;

3) налог на транспортные средства;

4) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

6) сбор с аукционных продаж.

За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );

б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;

в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;

г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.

Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам ( принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ).

Термин “ взыскание налога ” вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.

Принудительное изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.

Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу.

Вопросы к самоконтролю:

1. Правовое регулирование инвеституционной деятельности

2.Назовите виды и уровни бюджетной системы РК

3.Чем отличаются налоги от других видов платежей

4.Конституция Республики Казахстан Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года). Алматы: Жеті жарғы. 2008.

5.Налоговый кодекс Республики Казахстан

6.Сапаргалиев Г. С. Основы государства и права Казахстана. Алматы: «Атамура», 2003.

4.Уголовный кодекс Республики Казахстан от 01.01.1998г

5.Указ Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «О республиканском бюджете на 1996год

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *