Философское учение о бытии

о н т о л о г и я

философское учение о бытии

• раздел философии, учение о бытии; термин введен немецкий философом Р. Гоклениусом

• учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях

• философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой

• сеть концепций, связей и ограничений, которые обеспечивают контекст для данных и информации, а также для процессов

• Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой

• Раздел философии, учение о бытии

• греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути

Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.

Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.

Философское учение о бытии

Онтология – это учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Средневековые мыслители приспособили онтологию к решению теологических проблем. В зависимости от ориентации мыслителя понятие бытия могло отличатся от божественного абсолюта (тогда Бог мыслится как источник бытия) или отождествляться с Богом.

К 13 в. намечается разделение онтологической мысли на 2 потока: на аристотелевскую и августианскую традицию. Фома Аквинский(арист) вводит в средневековую онтологию различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действительности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии и в Боге.

Философия нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины. Критическая философия Канта задает параметры новой онтологии, в которой способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность и практической способностью. В 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии. И только в кон.19 нач. 20в. неотемизм возрождает понятие онтологии.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов. Б.

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью.

«Вторая природа» — бытие вещей и процессов, произведенных человеком, — зависит от первой, но воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействиемыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия и как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

— без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек не полноценен;

— здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности;

— человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Это человеческая культура.

Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и физическую реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. История языка отражает социальную историю его носителя.

Заключает список бытие социального. Это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем.они обеспечивают производство и воспроизводство человека.

Быстрая помощь студентам

Результат поиска

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: непосредственно зависит жизненно – ориентирующая направленность любой философии, ее способность разрешения перманентно волнующей человека проблемы соотношения времени и вечности и, в конечном счете, возможности преодоления небытия, т.е. конечности собственной жизни. Поэтому, вполне понятно, онтологические проблемы всегда интересовали философскую мысль, но особо острое звучание обретают они в те периоды истории, когда общество переживает переломные моменты развития в рамках устоявшегося культурного пространства, в координатах которого начинает рушиться привычная связь времен, обнажается хрупкость существования не только отдельного микрокосма, но макрокосма в целом. ХХI век – не исключение из правил, ситуация наших дней с нарастающей силой демонстрирует глобальные угрозы бытию человека и вообще жизни на Земле. По прежнему остается без ответа главный вопрос современности: способна ли техногенная цивилизация, постоянно наращивающая мощь воздействия на планетарные природные процессы, избежать катастрофы, сохранить этот «лучший из миров» для грядущих поколений? Словом, проблема бытия как была, так и остается открытой для философии. Недаром выдающийся немецкий мыслитель М. Хайдеггер заметил: спор об интерпретации бытия не может быть улажен, потому что он даже еще не разгорелся», хотя, как известно, понятие бытия в числе первых категорий фиксируется философской рефлексией еще в античности. Но, несмотря на столь древние корни, эта исходная онтологическая категория всегда отличалась разнообразием смысловых значений и интерпретаций. В то же время все содержательные трактовки бытия неизменно связывались с понятием существования.

Философия
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги.

Греческое слово «философия9quot; восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия9quot; переводится как любовь к мудрости, как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия9quot; придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

Бытие
Чистое бытие, (бытие) — философская категория в «Науке Логики» Гегеля, безо всякого дальнейшего определения.
В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему.
Если бы в бытии было какое-либо различимое определение или содержание или же оно благодаря этому было бы положено как отличное от некоего иного, то оно не сохранило бы свою чистоту. Бытие есть чистая неопределенность и пустота.
Бытие, будучи неопределенным непосредственным, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто.
Бытие — в самом широком значении — существование.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».Содержание.

Древнегреческая философия о бытии
Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменида впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же»[2]. Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).

Идеалистическая философия о бытии
В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.

В диалектическом материализме
Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает её (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие называется объективной реальностью, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.

Экзистенциализм о бытии
В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная — (Бог), коллективная или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).

Фундаментальная онтология Хайдеггера
В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Онтология
Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — «небытие» и «ничто». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.
Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:
Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.
Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
Бытие духовного (идеального), разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (вне индивидуальное) духовное. Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Выводы
Что же такое бытие?
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он, возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия — это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), а так же их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто.
Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность, например именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было, и чего уж нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.
Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях.
Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».
Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории и учения о философии.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

/ Лекции по Философии / Лекционный информационный материал / Философское учение о бытие

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Лекция ст. преподавателя А.И. Зайцева

1. Философское понимание бытия.

2. Материя, её атрибуты: диалектика их соотношения

3. Особенности бытия живой материи.

Философское понимание бытия.

“Бытие” — одно из центральных понятий философии на протяжении всей ее истории. Обыденное мышление воспринимает термин “быть”, “существовать”, “находиться в наличности” как синонимы. В философии важно понять: что значит быть? Философы, воспользовавшись термином естественного языка “быть”, придали ему категориальный статус, то есть перешли от вопроса о существовании мира “здесь” и “сейчас” к вопросам о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Проблема бытия стала первым вопросом философии. А вторым её вопросам стало постижение человеческого бытия: его разума, творчества и созидательной деятельности. Решение такого рода вопросов предполагает умение абстрактно мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств. Это – “живая” саморазвивающаяся система материальных сущностей Космоса.

Мир в целом – это сущий мир как таковой. Всеобщие свойства бытия мира проявляются не иначе как через объективные связи и отношения между единичными

сущими. Определённость сущего характеризует место его индивидуального бытия и его место в целостном бытии. Моменты данного индивидуального бытия, или его “мгновения жизни” никогда не воспроизводятся вновь и никогда не остаются неизменными. Во Вселенной ничто из ничего не возникает, как и не исчезает вообще. Всё что в ней существует, получило своё первоначало от какого-либо другого вида материального бытия. Это означает, что абсолютно всё существующее в мире обладает возможностью становиться тем или иным видом материи. Причём прежний вид материи не может быть абсолютно утерян, а может лишь перейти из одного состояния в другой.

“Бытие” как философская категория возникла в древней Греции вместе с зарождением там метафизического (гр. meta to physika — то, что после физического)

мышления и сделалась базовой в философии. Первым, кто стал употреблять философское понятие “бытие” в общем, абстрактном значении был Парменид Элейский (ок.540-ок.470 до н.э.) Как утверждал мудрый грек, бытие – это всё то, что есть. что

существует реально во Вселенной. За две с половиной тысячи лет философских размышлений содержание категории “бытие” стало значительно шире и глубже, безграничнее и неисчерпаемее. “Бытие” по праву сегодня считается исходной и наиболее общей категорией философии, так как отображает главную сущностную характеристику любого природного явления или общественного события, а именно быть реальностью, то есть существовать здесь и сейчас. А всё, что было в прошлом или ещё только будет в будущем – это уже феномены сознания (памяти или воображения). Помыслить бытие с

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

целью понять его можно только как целое, иначе говоря, — только то, что реально есть. Этот несомненный факт объективного существования того, на что собственно всегда направлена человеческая мысль, более полно отражается и выражается в философской категории “бытие”.

Категория “бытие” с самого начала, в истоках древнегреческой философской

мысли вообще содержала и ответ — есть или быть, а для живого существа — жить. Прежде термины “быть” и “жить” означали несколько иное, чем просто наличествовать в действительности или реально существовать. На этой основе современной философией и даётся самая общая характеристика бытия: всё существующее — Вселенная, к которой все мы принадлежим и — наша Галактика или Млечный путь, и Солнечная система, и Земля, и всё на ней. Поэтому бытие вездесуще и более того, оно формирует себя всей мощью внутренней энергии своего постоянного преобразования. Отсюда понятие “бытие” считается в философии самым масштабным и наиболее общим, а значит самым

абстрактным. Ведь осознание существования Вселенной, многообразных вещей и явлений в окружающем мире, их космической природы, понимание места и роли общества, самого человека в «подлунном мире» является первой предпосылкой формирования бытийной картины Мироздания. Итак, бытие — это вся объективная

реальность, “схваченная” человеческим разумом или Вселенная с её составляющими частями, находящимися во взаимных связях и отношениях.

Определенное понятие бытия можно обнаружить в любой философской системе. Причём в различных философских школах и системах это понимание различно. Конкретное же содержательное наполнение категории “бытие” происходит в зависимости от того, какая господствует в данную историческую эпоху картина мира, какие исповедуются в общественном сознании взгляды, как выражается в них взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений. К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1995) наряду с миром природного бытия выделяли общественное бытие как надприродный, надындивидуальный феномен, представляющий собой материальную жизнь общества. Категория “бытие” стала включать в себя и суть объективного мира природы, и смысл реального бытия людей — их общественные отношения и социальное поведение.

Большинство современных философов вкладывают в категорию “бытие” многослойное,

многоуровневое содержание, отражающее объективно существующую реальность как единство и многообразие мира вещей, предметов, явлений и разнообразных факторов их

И при всём том о самом бытии можно судить только в настоящем времени – в прошлом его просто нет. Действительно, как может существовать то, чего уже или ещё

нет. А если оно и есть, то только как момент, сюжет сознания или духовное (идеальное) бытие. Еще элеаты (VI в. до н.э.) утверждали, что “есть бытие, а небытия нет”. (01) И в

принципе с ними можно согласиться, ибо, уходя в прошлое, ни один из фрагментов настоящего не перестаёт бытийствовать (быть), а только лишь переходит в качественно

иное состояние — из сферы объективной природы, общества в сферу сознания. Если же

бытие духовное (бытие сознания), то есть содержится в каких-либо формах знания,

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

информации, то его появление и проявление предопределено как бы внутренней “логикой” объективного саморазвития бытия. Так, например, некую наличность,

переставшую уже существовать, как материальная реальность можно представить идеально в мыслях и чувствах. Говоря иначе, ей можно придать форму мыслимого бытия в виде идеального образа или понятия. В этом смысле и правомерно говорить о бытии сознания, применительно к прошлому или будущему его существованию вещей, явлений.

Учение Э.Гуссерля (1859-1938) – феноменология, положило начало принципиально иному подходу к проблеме бытия вообще. Мыслитель, в принципе не подвергая сомнению существование материального мира, считал, что предметом философии должно быть и бытие сознания. Оно, по Гуссерлю, не является простым отражением и

осознанием предметов, явлений природы, а само по себе есть бытие осознанности. То есть, сознание тоже есть бытийствующая реальность как и материя. Бытие природы приобретает смысл лишь, будучи “включённым” в реальное (живое) сознание. А в концепции М.Хайдеггера (1889-1976) проблема бытия даже не имеет смысла, если её не рассматривать как проблему человеческой жизни. В книге «Бытие и время» он

поставил вопрос о смысле бытия, который оказался забытым в европейской философии. “Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен. — настаивает он. — Если он фундаментальный вопрос, тем более главный. то нуждается в адекватной прозрачности”.

В философском осмыслении всех этих и других понятий бытия поистине огромную роль сыграли мыслители всех времён и народов: в античности (Парменид, Демокрит, Гераклит, Платон, Аристотель и др.), в Средневековье (св. Августин, св. Фома Аквинский, эпохи – Возрождения (Кузанский), философы Нового времени (Бэкон, Декарт, Локк. Особо значимый вклад в разработку категории бытия сделали Кант, Фихте, Гегель, Маркс,

Энгельс, Ленин. Они привнесли в неё более углублённое содержание, сделав основой миропонимания. А сама категория “бытие” превратилась в стержневую с целью

осмысления критерия классификации философских систем. В современном философском представлении целостной картины мира лежит концепция, несколько похожая на пирамиду: в её основании находится неживая природа, выше — живое вещество, а затем уже человек как феноменальное проявление единства бытия духа (сознания), бытия живой и бытия неживой природы.

На протяжении тысячелетий философы различных школ скрупулёзно изучали и объясняли саму суть бытия естественной природы: неживой, живой, наконец, человека;

первоистоки её зарождения на Земле и в Космосе, причины и смысл существования. Об этом красноречиво говорят уже сами названия естественнонаучных и философских работ, написанные ими в разное историческое время: “О природе” Анаксимандра,

Анаксимена, Гераклита; “О природе и о бытии” Мелисса, “О природе, или о небытии” Горгия; “О Природе человека” Гиппократа; “О природе вещей” Лукреция;

“О бесконечности вселенной и мирах” Д. Бруно; “Мысли об истолковании природы” Д. Дидро; “Система природы” П. Гольбаха, затем К. Линнея; “Философия природы”

Г.В.Ф. Гегеля; “Письма об изучении природы” А.И. Герцена; “Диалектика природы”

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

Ф. Энгельса; ‘Живое вещество и биосфера” В.И.Вернадского, “Земля в объятьях солнца” А.Л.Чижевского и другие.

Обобщая многовековое стремление учёных и философов познать и осмыслить знания о всеобщей картины бытия природы, сегодня с большой долей истины о мире можно сказать, что все её предметы и вещи, их виды и состояния, явления природы и общественные процессы, вся эта целостность существуют до, вне и независимо от сознания человека. Именно в этом – постоянное и коренное отличие бытия природы и общества как всеобщей формы существования отдельных их видов и форм проявления, от бытия произведённых человеком вещей и предметов – второй природы. Бытие

вообще представляет собой всеобщую, универсальную и единственную в своём роде совокупную реальность: неживую и живую природу, человека и духовный мир как активное начало качественного преобразования мира. Отсюда: мир в целом и всё, что в нём есть — это действительность. которая располагает своей внутренней логикой саморазвития материи и предзадана она сознанию и действию, как отдельных личностей, так и их сообщества.

Философские рассуждения о бытии немыслимы без его противопоставления небытию или ничто. Небытие мыслится только как относительное понятие, переходящее в бытие и наоборот. Переход бытия в небытие мыслится как разрушение

данного вида бытия и превращения его в иную форму. В абсолютном же смысле небытия нет. Небытие противостоит бытию как тому, что было и чего уже нет или ещё не стало и может быть, никогда не станет. С годами произошло концептуальное единение различных направлений философской мысли на базе постижения ими идеи бытия и небытия и осмысления феномена материи и мыслящей материи — разума человека. Организационно это единение произошло ещё в медицинских факультетах всех без исключения университетов Европы с XIII в. В мировоззренческом плане там доминировала натурфилософия, опирающаяся на такие науки как математика и физика, химия и биология.

Субстанция в философии издревле обозначала внутреннее единство многообразия всех вещей, предметов, явлений, процессов, событий, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция есть нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то есть то, что существует само по себе, независимо от внешних явлений. Субстанциональный подход. то есть стремление свести всё изменчивое и многообразное к одному основанию, найти их первопричину – важнейшая задача философии, ибо субстанция органично связана с понятием “бытие”. В Средние века эти понятия были даже практически слитны в персонифицированном образе Бога. В ходе своего развития философская мысль всё дальше уходила от осмысления мира через субстанцию и всё больше приближалась к постижению его через целостность бытия. Понимание бытия Вселенной как

универсальной целостности неотделимо от оценки бытия в ней всего того, что существуют в виде отдельных вещей, предметов, их состояний, фрагментов или частей.

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

Понять единство мира можно только тогда, когда будет осознан присущий именно ему естественный принцип слитности в неразрывном единстве как всех материальных структур и систем бытия предметов, вещей, процессов и субъективных проявлений их в сознании исторического человека. А это, значит, будут обнаружены в объективности бытия всех материальных вещей, предметов, явлений мира особые способы их функционирования в пространстве и времени, движении и информации и сознании. “Когда мы говорим о бытии и только, о бытии, — размышлял Ф.Энгельс (1820-1895), — то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идёт речь, суть, существуют… Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания ”. (03)

Сама категория “ единство мира ” восходит к первым рассуждениям мудрецов древних Индии, Китая и Греции об общие предпосылках существования неживой природы, жизни и их постоянного взаимодействии. Так, уже в Ведах делалась попытка

объяснить бытийную основу всего сущего. Стремясь понять и логически обосновать единство существования бытия вещей, предметов мира, мыслители древней Индии искали его первопричину (субстанцию) в самом существовании различных форм материального вещества: воде, земле, свете, огне, воздухе, пространстве, времени и т.д. В древнем Китае назывались уже восемь таких первооснов (субстанций) бытия. Так же, как и восточные мудрецы, философски озабочены истоками бытия всего сущего были и мыслители античной Греции. Так, Фалес (ок. 625-547 до н.э.) первым поставил вопрос: “что есть всё?” В поисках ответа на этот вопрос, Фалес и его ученики милетской школы искали всеобщие истоки бытия всего сущего в материальной действительности – воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит).

Их современник античный мыслитель Пифагор с острова Самоса (ок.58О-5ОО до

н.э.), отвечая на вопрос Фалеса: “ что есть всё? ”. заявил, что первоначалом бытия всех вещей и предметов является число. По Пифагору, всё проистекают из чисел, определяющих и устанавливающих единый всеобщий порядок и гармонию в мире. И он впервые предложил единый для всех вселенский порядок называть космосом. Последователи Пифагора считали, что Вселенная действительно подчиняется единственному закону бытия — числу, которое обеспечивает всеобщий порядок, гармонию

и строгую ритмику. Музыка, как и всё искусство, выражала гармонию Вселенной не

только количественно, но и качественно, отражая её сущность и красоту. Ими же были предложены и развиты математические принципы гармонии: симметрия, пропорциональные средние величины, а также золотое сечение. По их мнению, гармония

есть органичная взаимосвязь различных частей мира в единое целое — космос. Все вещи

и явления природы содержат нечто общее, выраженное в числе. А это значит, что все

части по-своему, но гармонично объединяются в целое. Пифагорейцы тем самым побудили мыслящее человечество посмотреть на мир как единый и гармоничный

порядок. проницаемый человеческим разумом.

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

Но первенство в разработке категории “ бытие ” и провозглашения идеи о единстве мира принадлежит Пармениду из Элеи (540-480 до н.э.). Выдвинув идею о неизменной

сущности самого мира, он указал и на существование умопостигаемой сущности мира. Вместо материальных субстанций типа воды, воздуха, то есть чувственно представляемого первоначала или вместо множества пифагорейских арифметически и геометрически понимаемых сущностей, Парменид и др. элеаты указали на единую и всеобщую субстанцию — бытие мира, которое можно мыслить и не возможно наглядно представить. Бытие мира стало объектом человеческой мысли. “Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль существует, — утверждал Парменид. — Ибо ведь без бытия, в котором её выражение, мысль тебе не найти”. ”Есть только бытие, а небытия нет” — уверял оригинальный мыслитель, — “здесь достоверности путь, и к истине он приближает”. (04) Всё, что ушло в прошлое не перестаёт фактически бытийствовать. Оно не исчезает, а

переходит в иную сферу бытия — сознание. Отличительным свойством бытия является то, что оно ниоткуда не возникает, а значит и не погибает, так как помимо его больше ничего в мире нет.

Тем самым элеаты первыми в истории философской мысли поднялись до наивысшего уровня обобщения, преодолев отождествление всеобщего с частным его проявлением, и выразили в предельно абстрактной форме, назвав всё, что есть —

бытие. Согласно элеатской философии, истинно сущий мир есть ничто иное, как единое, неизменное и непрерывное бытие. которое не возникает и не погибает – оно всегда есть. Бытие всюду тождественно самому себе. Элеаты даже мысли не допускали о

истинно сущем, способном к какому-либо изменению, развитию. И подобно тому, что истинное бытие они представляли абсолютно покоящимся, то есть тождественном самому себе, так и истинным движением, если бы оно могло существовать, они согласились бы признать лишь только возникновение бытия из “ничего” или абсолютное, полное, без остатка уничтожение бытия, превращения его в небытие или “ничто”.

В дальнейшей исторической эволюции философского понимания единства мира значительно расширил и углубил понимание бытия Платон из Афин (427-347 до н.э.), указав на существование его в идеальной и материальной формах. Он включил в понятие бытия всё присущее сущему. Тем самым Платон философски разделил бытие на мир идей (сознания) и мир вещей. Он при этом он подчёркивал, что “истинным бытие” обладают якобы объективно существующие вечные, неизменные и совершенные идеи. Бытие вещей – это только подражание вечным идеям. Философ указывал на бытие понятий как бы автономно, самостоятельно существующих и в человеческом сознании.

Таким образом, он первым определил бытие, которое вбирает в себя практически всё сущее. А это значит, что существование всего, что есть, было и будет в мире –

предпосылка единства естественного мира, правда в идеалистической форме.

Ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) “бытие” приблизил к осмыслению единичных предметов и явлений природы. Единичное бытие частей мира, существует как бы само по себе, считал Аристотель и назвал его субстанцией, а целостный мир — совокупностью субстанций. Каждая отдельная вещь или явление природы предстают

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

как некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть внутреннее сочетание материи и эйдоса (формы). Всякая вещь предстаёт как единство материи и

эйдоса, то есть формы. Отсюда стало значительно понятнее: бытие — это существование чего-либо здесь и сейчас. то есть всё то, что есть. Тем самым происходила “натурализация понимания” бытия, что наиболее полно предстанет в поздних

материалистических учениях. Опираясь на выдвинутый Аристотелем тезис о взаимосвязи и взаимозависимости материи и форм её бытия, они успешно преодолеют присущие многим идеалистическим философским учениям противопоставления сфер бытия, поскольку именно единство материи и формы станет неотъемлемой характеристикой бытия .

В качественном разрешении вечных проблем понимания единства мира многое сделали все философы, но, пожалуй, больше всех, такие как И.Кант, Г.Гегель, Ф.Энгельс. Разбирая проблему единства мира, бытия, эти философы отталкивались от общеизвестного факта существования мира и всего, что в этом мире существует в единичном или частичном виде. Но для них начальным постулатом всегда был уже не

сам факт, а его осмысление. Это и имел в виду Кант, когда дал несколько мудрёное на первый взгляд определение бытия: “… бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чём-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи”. “Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе”. (05) Ту же мысль, но несколько иначе высказывал Гегель: “Когда мы говорим: “Эта роза есть красная” или “Эта картина прекрасна”, мы этим утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или картину быть прекрасной, но что это составляет собственные определения этих предметов”. (06) Ф.Энгельс отметил, что рассмотрение предметов просто с точки зрения их существования “не только не может придать им никаких иных,

общих или не общих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства”. (07)

Выдающиеся мыслители столь пристальное внимание уделяли этой философской категории потому, что сам термин “бытие мира стал предпосылкой его единства”, означая совокупность знаний, накопленных человечеством в процессе познания мира, общества и человека. В этом совокупном знании даётся интегральное определение цельному миру, существующему в многообразных формах. Занимаясь постижением мира, разные науки наполняли общественное сознание особым содержанием о существовании всего того, что есть во Вселенной. Когда они оказывались бессильными дать достаточно определённые

ответы на вопрос о единстве мира, их внимание концентрировалось на философии, которая, формулируя основные мировоззренческие принципы, расширяющие границы единого мира, вплоть до участия человека в бытии в мире. Ещё Цицерон (106-43 до н.э.)

писал, что “смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у греков называется философией”. (08)

Современная философия предлагает концепцию системной организации мира. А такие системы связаны с постоянным движением непрерывным изменении

материи. Причём все эти изменения происходят не с материей вообще, а в

материи с различными её видами и формами. Кстати, их изменение происходят

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

от хаоса к порядку и наоборот. Это — синергетический подход. Он позволяет

понять единство мира с качественно иной точки зрения: все основные формы материального бытия целенаправленно стремятся к порядку из хаоса, гармонии

как единственному способу их реального существования и наоборот. Это обстоятельство ещё раз указывает на справедливость диалектики и особенно её закона “о единстве и борьбе противоположностей, их непременного

взаимопроникновения и взаимоисключения”. Однако нельзя забывать справедливое предупреждение Маркса, что “сосуществование двух взаимно проникающих сторон, их борьба и их слияние (подчёркнуто мною Ю.Х.) в новую категорию, составляет сущность диалектического движения. Тот, кто ставит

себе задачу устранения дурной стороны уже одним этим сразу кладёт конец диалектическому движению”. (09)

Материя и её атрибуты: диалектика их соотношения

С античности в философии для обозначения бытия употребляются важнейшие его атрибуты как: материя (лат. materia — вещество), пространство и время, движение и развитие, а теперь ещё и информация. Представления о материи в основном развивались в рамках материализма, но к этому понятию нередко обращались и представители идеализма. “Материя” как философская категория впервые встречается у Платона. Материя, в его понимании, бесформенна, многообразна, неопределённа и напрямую отождествлялась с пространством, принимающего различные формы геометрических фигур. В дальнейшем её определение связывали с массой, пространством, энергией и нередко отождествляли с веществом. Мир материи представляли, как постоянно движим. Материя и движение взаимосвязаны между собой. Для философов-материалистов бытие есть совокупность постоянно движущейся материи как объективно существующей реальности.

И поныне самым расхожим представлением о материи является весь мир в целом, вся объективная реальность в виде элементарных частиц, атомов, молекул, макротел (живых и неживых), планет, звёздных систем вплоть до Метагалактики. Но материя существует не только в виде разнообразных бесконечных предметов, вещей, явлений, качественно и количественно отличающихся друг от друга, в их внутренних связях и отношениях, которые объективно складываются между ними. И всё это образует группы родственных по своим свойствам предметов, явлений, процессов и явлений, которые называются различными видами объективной единой материи. В современной физике материя понимается как единство вещества, поля (узлы поля), плазмы и т.д. Кроме того, в понятие материи включается информационный аспект существования всех материальных систем, который выражает порядок вещей и явлений в материальном мире (универсуме).

Диалектический материалист Ф.Энгельс (1820-1895) усматривал в понятии

“материя” результат мыслительной деятельности как её идеальный продукт или как некую абстракцию. В “Диалектике природы” он писал так: “Материя как таковая, это — чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определённых, существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим. Когда естествознание ставит себе целью отыскать единообразную материю как таковую и свести качественные различия к чисто количественным различиям, образуемым сочетаниями тождественных мельчайших частиц, то оно поступает таким образом, как если бы оно вместо вишен, груш, яблок желало видеть плод как таковой, вместо кошек, собак, овец и т.д. — млекопитающее как таковое”. (10)

Предельно широкое определение материи, данное Ф.Энгельсом, выполняет и важную методологическую роль, побуждая мыслить материю обобщённо и безотносительно к открытию новых, пока ещё неизвестных её атрибутов: свойств, видов и форм типа полей, плазм и т.д. природе они называли материей Человеческое сознание всегда поражало бесконечное многообразие предметов, вещей, явлений, процессов, свойств, отношений, которые преследуют его в течении всей познавательной жизни. Эта бесконечность не только необычна сама по себе, но и

логически непредсказуема: её можно принять на веру и затем только положить в основу дальнейших рассуждений о бытии вообще. Мыслителям далёкого прошлого нужно было совершить поистине умственный подвиг, чтобы увидеть и оценить в бесконечном многообразии вещей и явлений существование некой общности. Эту постоянно сохраняющуюся общность вещей, предметов и явлений в.

Сама материя, согласно Энгельсу, находится в постоянном движении и существует в пространстве и времени: “. основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства”. “Материя без движения также немыслима, как и движение без материи”. (11) Эти философские размышления Энгельса о материи подтверждают данные современной науки. Они, кстати, добавляет всё новые и новые формы существования различных видов материи в пространстве, времени и информации. Итак: материя – это вся объективная реальность, существующая в различных состояниях, видах и формах. Эта объективная реальность только часть бытия — материальная, а другая её часть – субъективная реальность или духовность (сознание), отражающая и выражающая в сознании отдельные виды и формы материи как идеальные представления, образы, понятия, теории, законы, концепции о вещах и явлениях, внутренних связях и отношениях, складывающиеся между ними.

Согласно диалектическому материализму материя сама по себе и её атрибуты никогда не возникали, они всегда были, есть и будут. В этом смысле материя вечна, ибо никогда она не имела начального этапа развития, за которым следовали бы другие. Но не вечны все виды и формы материи – они постоянно возникают и

исчезают в мире. Энгельс, исследуя феномен материи, писал, что она “. во всех своих превращениях остаётся вечно одной и той же, что ни один из её атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле высший цвет — мыслящий дух, она должна

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция

будет его снова породить где-нибудь в другом месте, в другое время”. Или: “. материя в своём вечном круговороте движется согласно законам, которые на определённой ступени — то тут, то там с необходимостью порождают в органических существах мыслящий дух”. (12) Бытие – это материя и сознание (мыслящий дух). Это не ощущение, а категориально осознаваемая реальность.

Любая форма понятийного мышления признаёт: “материя” и “мыслящий дух” по отношению к бытию мира — вечны. Естественнонаучный фактор бытия указывает на нечто всеобщее. ”Материя”, являясь фундаментальной категорией философии, отображает субстанциональное единство мира. Развёрнутое и одновременно лаконичное философское определение материи дал В.И.Ленин (1870-1924). Это, — писал он, — “философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” В.И.Ленин при этом подчеркнул, что ”материализм и идеализм отличаются тем или иным решением вопроса о соотношении познания и физического мира (Ю.Х.), а не решением вопроса о

структуре этого физического мира (Ю.Х.)”. (13) На этой мировоззренческой основе возникло новое представление о бытии мира.

Однако философское определение материи не следует отождествлять со сложившимися ныне физическими представлениями о структуре и свойствах материи. Они быстро меняются в силу изменчивого характера самой материи. Так, знания об атоме изменились кардинально. Атом – это сложный мир, обладающий внутренней структурой. Он сам состоит из элементарных частиц. В.И.Ленин предсказал, что и “электрон так же неисчерпаем, как и атом”. (14) За первыми открытиями элементарных частиц – электрона, протона, нейтрона, последовали открытия ещё более “элементарных” частиц: нейтрино, позитрона, кварка, мезона, пептона и т.д. Сегодня физики утверждают, что ими обнаружено множество элементарных частиц: 18 сортов кварков, 6 — пептонов, 12 видов полей. Они предполагают, что число элементарных частиц и полей превышает 500. (15)

Элементарные частицы нельзя мыслить как бесструктурные составляющие целое, а в духе лейбницевской монады, определяющие некоторые свойства и характеристики мира в целом. Ведь любой атом, его ядро, элементарная частица представляют структурированное системное целое. “Элементарный уровень” системной организации материи включает наряду с элементарными частицами ещё и такой необычный физический феномен, как вакуум. И это не пустота, а специфическое физическое состояние материи. Ныне считается, что именно в результате изменения структуры физического вакуума произошло выделение той огромной энергии, приведшей к зарождению Вселенной. Элементарные частицы, ядра

атомов, ионы образуют и такое состояние материи как плазма. Из неё состоят все звёзды. В результате взаимодействия атомов возникает качественный уровень состояния материи – молекулы, из которых собственно и строятся все тела и предметы мира, в том числе планеты. Звёзды и планеты образуют космические

Зайцев А.И. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. Лекция




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *