Философские взгляды аристотеля

8. Философские взгляды Аристотеля.

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э. Стагир — 322 до н. э. Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.

Философия — это система научных знаний.

Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

1) Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

2) Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

3) Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

1) Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

2) Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

3) Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Философские взгляды Аристотеля

Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В отличие от Сократа и Платона он родился не в Афинах, а на севере Греции, вблизи Македонии, в г. Стагиры в 384 г. до н.э. Отец его был одно время придворным врачом македонского царя. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приехал в Афины и потупил в Платоновскую Академию. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела. Аристотель не только усвоил систему Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув взгляды предшественников серьезной критике. Слова Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» стал расхожим афоризмом. Даже стиль Аристотеля существенно отличался от платоновского. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал философские трактаты.

Платон и Аристотель различались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины. Платон – вдохновенный художник и писатель, которого фантазия уносит из реального мира. Аристотель – собранный, вдумчивый исследователь, который ничего вокруг не склонен оставлять без внимания и определения. Хотя в античные времена не было науки в современном понимании, Аристотель подошел к ней ближе всех и был, можно сказать, типичным ученым.

После смерти Платона Аристотель в 347 до н.э. покинул Академию и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным философом, и поэтому неудивительно, что македонский царь Филипп пригласил его в 342 г. до н.э. в качестве учителя к своему тринадцатилетнему сыну Александру, будущему знаменитому завоевателю. Аристотель как настоящий грек, никогда не пренебрегал общественными делами (по его определению, «человек – существо политическое»), согласился. На его решение повлияло то обстоятельство, что в отличие от Платона, считавшего, что в идеальном государстве должны править философы, Аристотель полагал, что правителю самому философствовать не нужно, а достаточно прислушиваться к советам мудрецов.

Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым. И могло бы показаться, что он выполнил свою задачу. «Сегодня я не царствовал, — говорил иной раз Александр, — ведь я не делал добра»[9]. Участие Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло тому стать человеком, обладающим глубокими знаниями в различных областях, но в целом попытка философа оказалась столь же неудачной, как и стремление Платона создать идеальное государство в Сицилии. По мере того как Александр Македонский завоевывал оду страну за другой, он становился все более коварным, невоздержанным и скорым на расправу с теми, кто смел ему возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх. Вместо благородного царя из Александра Македонского получился кровавый завоеватель. Может быть, именно этот неудачный педагогический эксперимент и привел Аристотеля в противовес Сократу к убеждению, что «знание … имеет малое значение или вовсе его не имеет по отношению к добродетели»[10] и что большее значение имеют привычки, сформировавшиеся с первых лет жизни ребенка.

В 335 г. до н.э. Аристотель вновь возвращается в Афины и основывает собственную школу возле храма Аполлона Ликейского (от греческого слова «волк», так как бог Аполлон почитался в виде волка), по которому близлежащая местность называлась Ликеем. От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение — лицей.

Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (от греческого peripateo — гулять), тогда как учеников Платона – академиками.

Аристотелю в отличие от Платона, который уезжал из Афин устраивать идеальное государство, приходилось бороться с реальной тиранией, угрожавшей Греции. Как полагается древнему греку, Аристотель активно участвовал в политической жизни, смело, проповедуя свои взгляды. Кончилось это тем, что в 323 г. до н.э. он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых чтили в те времена»[11], — обвинение, сходное выдвинутому против Сократа. Не дожидаясь суда, Аристотель уехал на остров Эвбею. Спросившему, почему он покинул Афины, Аристотель ответил, что не желает, чтобы сограждане вторично совершили преступление перед философией.

Аристотель поступил не как Сократ, и связано это, возможно, с тем, что он не был афинянином по рождению и не обязан был Афинам своим воспитанием. Да и следовало ли повторять то, что на века прославило Сократа? Так или иначе, Аристотель поступил, как считал нужным. В изгнании он и умер, а если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой.

Материя и форма. Аристотель не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма». В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав оба эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя – это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие материи имеет в русском языке и бытовой смысл: материя как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, — «материал». «Под материей же я разумею, например, медь; под формой – очертание-образ; под тем, что состоит из обоих, — изваяние как образ»[12].

Форма и материя – простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма. Медь – материя по отношению к шару, который из нее отливается, но она же форма по отношению к тем элементам, соединением которых является вещество медь. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Аристотелево деление на форму и материю можно проиллюстрировать генетикой. Наследственный аппарат выступает в качестве формы, но формы материальной. Противоположность формы и материи тем самым преодолевается. Определяя материю как возможность, Аристотель считал, что Анаксагор и другие древнегреческие философы близко подошли к этому выводу, утверждая, что «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет»[13].

Развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (вода в пар и т.д.). К четырем стихиям Аристотель добавлял квинтэссенцию – божественный эфир, из которого состоят вечные тела – звезды и небо.

Природа находиться в вечном движении и изменении, она всегда существовала, и будет существовать. Аристотель различал формы движения по сущности (возникновение и уничтожение), по качеству (превращение), по количеству (увеличение и уменьшение) и по положению (перемещению). Каждое явление природы содержит в себе, по Аристотелю, изначальную внутреннюю цель своего развития. В растении актуализируется возможность, заключенная в семени, так же как в скульптуре – возможность, заключенная в мраморе. Представление о том, что все происходящее, имеет какую – либо цель, получило в философии название телеологии (от греч. telos — цель). Последовательное проведение телеологического взгляда привело Аристотеля к утверждению, что форма предшествует материи, как план постройки предшествует зданию.

Понятия движения, развития, цели имели большое значение в философии Аристотеля. Рассматривая вопрос об источнике движения и развития всех вещей, Аристотель предположил, что на них действует космический Ум, в который у него превратился потусторонний платоновский мир идей. Перводвигатель привел мир в движение, как, скажем, человек заводит часы. Однако аристотелевское понятие Ума лишено непосредственного этического значения, присущего платоновской идее блага.

Наличие вечного перводвигателя Аристотель объяснял вечным движением светил. Как светила вечны, так «и то, что движет их, должно быть вечным, и предшествовать тому, что им приводится в движение»[14]. Если, по Платону, материя без идеи «не сущее», то, по Аристотелю, также не может существовать и форма без принадлежащей ей материи. Отношение материи и формы Аристотель уподоблял отношению мрамора и статуи, и это сравнение не случайно, поскольку Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства (недаром космос для древних греков – лад, гармония, порядок и даже красота).

Платон воспринял слова Сократа о значении, которое для познания бытия имеют понятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явление чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений – их тождественную неизменную основу.

Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Против этого и выступил Аристотель.

Метафизика. Идея, какой – либо вещи, скажем дома, находится в самой этой вещи как общее, что присуще всем отдельным домам. Это общее и познает наука. Познание наиболее общего, что есть в вещах, первых причин существование вещей – задача философии. «Философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»[15]. Оно находится за явлениями чувственного мира, за физикой и является, таким образом, метафизикой («мета» – предлог, означающий «за», «позади»). Данное определение закрепило за метафизикой в отличие от диалектики значение изучения бытия как выявления вечных и неизменных форм.

Главное для Аристотеля – определить причины движения, познать природу. Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов. Для объяснения развития Аристотель определяет четыре причины: формальную, в силу которой вещь такова, как она есть; материальную – то, из чего что-либо возникает; движущую и целевую.

Обосновав важное значение причин и определив мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться родоначальником науки как таковой. Наука становиться возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются как соединенные вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было, есть знание общего», Аристотель дает те самым определение научного знания.

Аристотель систематизировал и приблизил к реальности учение Платона. Три величайших философа античности – Сократ, Платон и Аристотель – становятся в один ряд, олицетворяя торжество преемственности. Различия между Платоном и Аристотелем напоминают различия между индийской и китайской философией. Истина индийской философии, как и мир идей Платона, находится по ту сторону чувственного мира, истина китайской философии – в этом мире, как в вещи Аристотеля неразрывно слиты идея и действительность. Философия Платона ориентирована на мир мысли, идеалов. Это нормативная философия, антитезис по отношению к материалистической философии Гераклита. Философия Аристотеля ориентирована на мир реальный, действительный.

Аристотель отбросил предпосылку Платона о предсуществовании души в мире идей, и разум человека для него – продукт развития. Не возникает только начало всякого движения – Ум. Душа по Аристотелю, принадлежит к всеобщему ряду развития форм жизни. Поэтому Аристотель определяет строение души, исходя из известной эволюции жизни на Земле, а не из мифологически-религиозных соображений, как Платон. Растительная часть души обща для растений, животных и человека; страстная присуща животным и человеку; разумная – только человеку.

Платон говорил о бессмертии души, и это соответствовало его вере в обособленное существовании идей, которые отражает душа в виде понятий.

По Аристотелю, как форма неотделима от самой вещи, так душа человека неотделима от тела и смертна. Страдания души в телесных оковах подобны страданиям живых людей, которых этрусские пираты привязывали к мертвецам. Растительная и страстная часть души находятся в постоянном становлении и умирают вместе со смертью человека, тем самым умирает его индивидуальная душа. Остается только разумная часть души как средоточие всех идей как «форма форм».

Логика. Аристотеля по праву называют также основоположником логики и её основных законов. В качестве универсального принципа бытия Аристотель формулирует закон непротиворечия как самое достоверное из всех начал: «…невозможно, что бы одно и то же в одно и тоже время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношение»[16]. Аристотель сформулировал три основных закона логики, которые составляют её основу. 1-й закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с ним любое понятие, суждение, умозаключения мыслей. 2-й закон – закон исключение третьего. В соответствии с ним одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия (3-й закон) скаженно выше. Законы формальной логики Аристотеля составляет логическое основание науки.

Ограничивая гераклитовскую диалектику и заземляя платоновские «идеи» Аристотель призывает изучать чувственный мир, а это и есть задача науки. Для того чтобы научное познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: 1) имеет неизменная сущность вещей; 2) началом познаний служит недоказуемое определения. Предположенное Аристотелем наличием вечных причин обосновывает положение о наличии вечных законов природы.

Этика. Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения этики как учение о добродетелях. Ему принадлежит само название этой науки (от слова «этос» – обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первой трактат по этике – «Этика Никомахова», — обращённый к его сыну Никомаху. Аристотель даёт определения основных понятий этики. Так, благо – это «то, к чему стремятся»[17]. Благо для грубых людей – в наслаждениях, для благородных – в почестях, для мудрых – в сознании. Назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. Как на Олимпийских играх награждаются не самые сильные и красивые, а победители, так и блага достигают, действуя. От нашей действительности зависят качества характера приобретаемые нами.

Высшее благо, или счастье, есть «деятельность, сообразная с высшей добродетелью»[18]. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами[19]. Вопреки киникам Аристотель считал, что не может человек быть счастлив во время пытки, а вопреки киренаикам – что никто не был бы доволен, если бы ему пришлось прожить жизнь, обладая разумом ребенка, даже если бы она прошла в удовольствиях. Понятие счастья Аристотель отделяет от понятия блаженства как не зависящего от внешних обстоятельств.

Аристотель отличает намерение как имеющее дело с тем, что в наше власти, от желания, которое может от нас не зависеть. Так как достижение добродетели – деятельность, для Аристотеля очень важно понятие воли. которое он определяет как стремление к цели. Аристотель на место судьбы и рока ставит свободу воли человека. Проанализировав неудачу Платона с устройством идеального государства и свой собственный педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Наука дает знания, отличающие истину от заблуждения, нравственность дает ценности, развивающие добро и зло. Знания приобретаются в процессе обучения, но, чтобы стать нравственной силой и деятельным началом, они должны сжиться с человеком, войти в его плоть и кровь, способствовать созданию определенной расположенности души, накоплению соответствующего опыта, переживанию и привычкам.

Аристотель поясняет свою точку зрения следующим образом: зерно – знания, почва – внутренняя склонность человека, его желания. И то, и другое необходимо для получения урожая. Давая общую картину становления добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке определенных добродетелей заменяет правила. Внутренними механизмами, свидетельствующими о добродетельности поступков, являются стыд и совесть.

Добродетель. Основываясь на изучении действительности как таковой, Аристотель проводил линию добродетели и в область этики. У Платона добродетель зиждется на первоначальных свойствах души, которые возникают из отношения души к миру идей. Идеал добродетели мыслится Платоном в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материи, рассматривает добродетель как приобретенную душой в процессе воспитания.

Хотя Аристотель и соотносит добродетель с чувствами человека, главенствующие добродетели для него в соответствии с основной античной традицией – мудрость, рассудительность, здравый смысл. Эти добродетели имеют безусловную цену, так как не зависят от частных житейских обстоятельств. Среди разумных добродетелей встречаем у Аристотеля науку, искусство, практичность, изобретательность. На различии мудрого и практичного основан отказ Аристотеля от убеждения Платона, что философы должны управлять государством.

Различая мудрость и разумность, Аристотель пишет, что «мудрость направлена на вещи доказуемые и неизменные, разумность же не на них, а на вещи изменчивы»[20]. Разум выступает в роли управителя у мудрости, и его задача – научиться управлять чувствами и подчинять действие определенной цели. Заботясь о своих душевных качествах, личность создает себя.

Растительная часть души, отвечающая за рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, иметь добродетели. Животная, или страстная, часть имеет добродетели, которые Аристотель называет этическими. В отличие от чувств – гнева, страха, зависти, робости и т.п. – они являются не врожденными, а приобретенными воспитанием и привычками, свободно и сознательно выбранными. Этические добродетели, по Аристотелю, представляют собой среднее между двумя противоположными чувствами: мужество – середина между трусостью и отвагой, щедрость – между скупостью и мотовством, великодушие – между самопревознесением и самоуничижением, умеренность в наслаждении – между невоздержанностью и бесстрастностью. По природе люди склонны к крайностям. Одна из крайностей всегда более ошибочна, чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать меньшее (отважность лучше трусости, бесстрастность лучше невоздержанности и т.д.). Поскольку насаждение и страдание управляют всеми нашими действиями, надо научиться управлять ими, больше всего, отклоняя себя от наслаждения.

Все имеет свою меру: корабль, растение, государство. «Усиленное или недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточные или излишние пища и питье губят здоровье»[21]. Наилучшей оказывается «золотая середина». «Легко промахнуться, трудно попасть в цель, поэтому- то избыток и недостаток – принадлежности порока, середина – принадлежность добродетели»[22]. Несколько ранее то же говорил Конфуций.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя – самая необходимая для совместной жизни.

Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководствуется разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но соотносит с ним деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.

Для Платона человек – несовершенный бог, для Аристотеля бог – это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный нравственный человек.

Подводя итог деятельности Аристотеля, можно сказать, что если Сократ заложил формальные основы философии, Платон обосновал ее объективный характер и наличие этического идеала, то Аристотель завершил создание философии как дисциплины с четко обозначенным, реальным предметом исследования.

1. Что такое «мир идей» в понимании Платона?

2. Каково значение любви по Платону?

3. В чём специфика диалектики Платона?

4. Какова классификация добродетелей по Платону?

5. Как представлял себе Платон идеальное государство?

6. В чём значение Платоновской Академии?

7. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?

8. Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?

9. Что внес Аристотель в логику?

Философские взгляды аристотеля
Главная | О нас | Обратная связь

Философские взгляды Аристотеля

Аристотель (384-322 до н.э. г. Стагира) первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного: он разделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах (позднее она получила название «метафизика9quot; – «то, что после физики»), и вторую философию. предметом которой является природа (физику).

Аристотель, будучи учеником Платона, выступил против теории идей своего учителя после его смерти («Платон мне друг, но истина дороже»). Критикуя в «Категориях9quot; Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, Аристотель считал, что идеи (общие понятия рода и вида, например, «живое существо», «человек вообще», «животное вообще») существуют только в мышлении человека, т.е. это вторичные сущности. тогда как первичными сущностями являются единичные вещи и обозначающие их понятия (чувственные сущности, «вот эта отдельная вещь»), например, «этот человек» – Сократ, Платон и т.д. «эта кошка» и т.п.

О бытии: первые начала и причины бытия. Аристотель разделяет два вида или уровня бытия (сущего): 1) абсолютное бытие или сверхчувственный уровень бытия – «нечто в большей мере существующее» («большее сущее», «суть бытия») и 2) относительное бытие или чувственный уровень бытия – «то, что существует в меньшей мере» («меньшее сущее», т.е. содержит в себе элементы небытия, по сравнению с первым уровнем). Сверхчувственный уровень бытия – это мир умопостигаемых, вечных, неизменных и неподвижных сущностей как основы порядка в мироздании. Чувственный уровень бытия – это мир природы, совокупность единичных предметов, «этих вот» отдельных вещей, сущностей, воспринимаемых чувствами («индивидуумов9quot; или индивидуальных сущностей). Уровни бытия не разделены непроходимой пропастью, не являются внешними по отношению друг к другу, а, напротив, второй уровень существует внутри первого. Поэтому «уровень сутей» – это не потусторонний идеальный мир (как у Платона), а уровень сущностей явлений и предметов самой природы.

Аристотель разрабатывает учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего :

формальная причина (форма, греч. «морфе9quot;, «эйдос9quot;) – отвечает на вопрос «Что это есть?»; это первая сущность вещи, которая находится в самой единичной вещи (это не потусторонняя идея) и без которой нельзя понять, что такое данная вещь «сама по себе»; это то, что составляет «суть вещи» и без чего вещь не может существовать. В познании сущность единичной вещи (форма) фиксируется в понятии того или иного ближайшего вида определенного рода, к которому принадлежит эта вещь, а не в понятии рода (например, сущностью Сократа является то, что он «человек9quot;, а не «живое существо» или просто «существо9quot;). Формы вечны, неизменны, могут существовать не только в единичных вещах, но и отдельно от них в сверхчувственном бытии.

материальная причина (греч. «хюлэ «, означающее «строевой лес», «необработанный материал») – отвечает на вопрос «Из чего?»; это то, из чего состоят все вещи (субстрат). Аристотелевская материя имеет два смысла: а) первоматерия – вечное, пассивное, безжизненное, бесформенное вещество (первоматериал); б) оформленная материя – то, из чего непосредственно возникает единичная вещь; она определима и познаваема физикой. Впервые материя оформляется в формах четырех стихий (земли, воды, огня, воздуха); конкретные же вещи возникают из последней оформленной материи, например, камни – это материя для дома, но сами по себе камни – не просто материя, а неоднократно оформленная материя, это первоматерия, получившая форму земли, которая затем, в свою очередь, форму каменности.

Форма и материя – это два вечных начала природы вообще и единичных вещей в частности. Все вещи состоят из формы (сути бытия вещи) и материи (субстрата вещи), в которой эта форма запечатлена (например, медный шар – это форма шара, запечатленная в меди). Поскольку материя – это источник преходящего характера вещей, то вещь «способна быть и не быть».

движущая причина – отвечает на вопрос «Откуда начало движения?»; это некий вечная самодвижущая причина, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи;

целевая причина – отвечает на вопрос «Ради чего?»; это вечная причина, направляющая движение вещи к определенной цели. По Аристотелю, все движущиеся вещи (процессы), стремятся к определенной цели – к полной реализации заложенных в них возможностей (самоосуществлению или «энтелехии9quot;), т.е. стремятся к своему благу, а в конечном счете – и к благу вообще (например, целью яйца является стать птенцом, целью птенца стать птицей).

В конечном счете, у Аристотеля четыре первопричины образуют два вечных начала бытия. 1) материю и 2) триединую формально-движуще-целевую причину, которую Стагирит называет Богом. Бог Аристотеля – это безличный, абсолютный Ум (некий вечный Мыслитель, чистый деятельный разум, который мыслит сам себя, т.е. мышление о мысли). Бог – это наивысшая, нематериальная ступень бытия, высшая осуществлённость бытия, «некоторая сущность, вечная, неподвижная и отделенная от чувственно воспринимаемых вещей». Как формальная причина Бог есть «форма всех форм». вместилище всех сверхчувственных сущностей; как движущая – перводвигатель. который движет решительно всё, но сам неподвижен; как целевая – всеобщая цель. которая в то же время является и высшим благом, «предметом любви всех вещей». Учение о бытии Аристотеля, таким образом телеологично (от греч. teleos – цель): единый божественный Ум, будучи не только источником и причиной движения мира, но и его целью, обуславливает целесообразность всего мирового процесса, начиная от явлений природного мира и заканчивая жизнью человека и полиса, и направляет его к единой цели, т.е. к себе как к высшему благу.

О человеке. Аристотель понимает жизнь как, «всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нём самом». Душа – «сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Благодаря телу душа перемещается в пространстве. Душа сама не двигается и не может двигать саму себя. Все аффекты души – состояния человека, а не её состояния. Из-за болезней тела и естественной старости тела душа стареет и портится.

Душа, согласно воззрениям Аристотеля, имеет также трехчастную структуру. Растительный уровень души обеспечивает способность тела питаться и воспроизводиться. Растительная душа присуща всем живым организмам, благодаря ей жизнь присуща всем живым организмам. Животный уровень души позволяет самостоятельно передвигаться, способности ощущать, желать, страдать, испытывать удовольствие, способность воспринимать формы ощущаемого без материи – цвет, звук, запах и т. д. Животная душа включает в себя растительную душу. Разумная душа (ум) – высшая божественная бестелесная способность не связанная с телом. Ум – чистая потенциальность до тех пор, пока не начинает размышлять и становится действительностью. Она включает в себя и растительную, и животную душу.

Предмет этики и политики – благо для человека как цель всех видов его деятельности. Они отвечают на вопрос «Ради чего?». Этика исследует формы добродетельной жизни в справедливом гос-ве, политика – основные принципы справедливого гос-ва.

Высшее благо – счастье. Что такое счастье? Три образа (способа) жизни доказывают, что не существует единого понимания счастья: путь Аполлона – стремление к удовольствиям; путь политика, воина – стремление к славе и почестям; путь философа – стремление к мудрости.

Путь философа – лучший образ жизни. Но царь-философ, в смысле Платона, недостижимый идеал, ибо человек никогда не свободен от необходимости жить в обществе, иметь жилище и пищу. Один человек не способен быть самодостаточным. Только гос-во есть самодостаточная целостность.

Благо различно и не существует единой науки о благе. Каждая наука исследует определённый вид блага. Что такое счастье как высшее благо? «Счастье и счастливая жизнь состоят в том, чтобы жить хорошо, а хорошо жить – значит жить добродетельно. В этом цель, счастье и высшее благо. Причём счастье должно заключаться в некоем пользовании, то есть в деятельности…» («Политика»).

Если счастье – высшее благо, как его достигнуть? Необходимыми условиями достижения счастья являются: полнота добродетели (счастливому человеку свойственны все душевные добродетели); полнота жизни (счастливый человек создаёт все условия, внутренние и внешние, чтобы действовать согласно всем своим добродетелям); деятельность, избегающая обеих противоположностей блага, выбранного в качестве цели.

Как достигнуть золотой середины добродетели? – осознанно держаться подальше от её противоположностей.

· Если страх вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным. Если страх вызывает страдание, увлекай себя в сторону отваги. Станешь мужественным.

· Если отвага вызывает удовольствие, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным. Если отвага вызывает страдание, увлекай себя в сторону страха. Станешь мужественным.

Гос-во (полис) – общение людей, организованное ради блага взаимного сохранения:

· Материальная причина гос-ва – люди с их имуществом и территория проживания; после образования гос-ва его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами.

· Формальная причина гос-ва – способ общения людей, гарантирующий их самодостаточное существование.

· Действующая причина гос-ва – его верховная власть.

· Целевая причина гос-ва – счастливая жизнь всех граждан гос-ва. «Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчётно стремятся к совместному жительству» («Политика»). «Гос-во создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и гос-во, состоящее из рабов или из животных, что в действительности не бывает» («Политика»).

Гос-во не может быть единым целым – иметь общую собственность, жён, детей (т. е. как у Платона); ведь то, что составляет единство всегда различно по качеству. Общая собственность станет ничей; общность жён и детей приведёт к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья.

В гос-ве должны существовать три сословия «очень состоятельные, крайне неимущие и третья, стоящие по середине между теми и другими».

Кто должен осуществлять управление в идеальном гос-ве? Гос-вом должны управлять люди среднего достатка. «…величайшим благополучием для гос-ва является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей» («Политика»). Полития – гос-во, состоящее из качественно и количественно преобладающего среднего сословия, –свободных, дружелюбных, не посягающих на чужую собственность, обладающих досугом для справедливого управления государством, людей. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, – наилучший способ управления гос-вом. Правители получают решающее значение только тогда, когда законы не дают однозначного решения.

Сейчас существуют правильные и неправильные типы гос-в. «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общественную пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же ввиду только благо правящих – все ошибочны … они основаны на началах господства, а гос-во есть общение свободных людей» («Политика»).

Название работы: ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АРИСТОТЕЛЯ

Предметная область: Логика и философия

Описание: Философские взгляды Аристотеля. Аристотель (также Стогирит, 384-322 г.), один из учеников Платона, во многом заложил основы для выделения философии как самостоятельной науки. Его основные сочинения — Метафизика, О душе, Первая вторая.

Дата добавления: 2013-02-21

Размер файла: 15.81 KB

Работу скачали: 68 чел.

Философские взгляды Аристотеля.

Аристотель (также Стогирит, 384-322 г.), один из учеников Платона, во многом заложил основы для выделения философии как самостоятельной науки. Его основные сочинения – «Метафизика», «О душе», «Первая/вторая аналитика», «Политика», «Категории». Аристотель создал ликей (школу) и гимнасию (место философских бесед).

Аристотель выступает против учения Платона об идеях, говоря, что сущность и то, сущность чего есть это сущность, не могут существовать отдельно, а также, что неподвижность и неизменяемость, вечность идей делает невозможным объяснение причин беспрестанно происходящих движения и изменения в мире. Поэтому понятие идей он заменяет формой. Она необходима для каждого предмета, является вечной и не подвергается никакому изменению. Форма – активное деятельное начало, первая сущность. Второе понятие – материя. Материя – нечто неопределенное, пассивное или инертное состояние бытия, целиком подчиненное форме, которая является для этого бытия «сутью». Форма делает из неопределенной материи то, чем тело является действительности. Причина и источник придания формы – Бог, который является «формой всех форм», конечная причина всех природных явлений и перводвигатель мира. При этом материя не может существовать без формы, и наоборот.

Кроме формы и материи, Аристотель вводит понятия производящей причины и цели. Производящая причина – то, откуда изменение берет свое начало. Цель – то, ради чего явление имеет место. Так создается понятие о четырех причинах: производящей причине, цели, материи и форме. Так, на примере строительство дома: архитектор – производящая причина, план дома – форма, строительные материалы – материя, законченное здание – цель.

Движение, о котором свидетельствуют чувства, Аристотель считает ключом к познанию природы. Он приводит 4 типа движения: возникновение и уничтожение, количественное изменение, качественное изменение и перемещение в пространстве, причем последнее является основным, так как является условием для всех остальных.Говоря о первоначалах, Аристотель выделял 4 элемента: огнь, воздух, воду и землю. Любое сложное тело образовано из этих элементов, взятых в различных пропорциях.

Что касается познания. Аристотель утверждает, что источником знания является объективный мир. Мы можем иметь знание только о том, что действительно существует. То же, что мы чего-то не знаем, не означает, что этого не существует. Чувственное восприятие является основой опытного знания. Чувственное восприятие присуще людям и животным, но для человека характерно наличие более высоких уровней познания. Первый высший уровень познания – искусство, под которым понимаются любые специальные знания и умения (искусство врачевания, плотницкое искусство). Высшей ступенью познания является наука. которая связана с нахождением общего в отдельном и опирается только на теоретические знания. Науки делятся на теоретические (знание ради знания), практические (знания ради морали) и продуктивные (знания ради производства).

Аристотель является отцом логики. Для него она – и инструмент науки, и сама по себе наука о формах мышления. Аристотель сформулировал термины понятие, суждение, умозаключение, логические законы тождества, противоречия, исключения третьего.

Важным является и учение о категориях – логических определениях бытия: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание.

Говоря о душе, он говорил, что она присуща всему живому и неотделима от тела. Разум же – нечто изначальное, неразрушимое и не связанное с телом.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Лекция №1.4. Транспортна модель та її застосування в землевпорядкуванні. План 1.Постановка задач лінійного програмування транспортного типу. Види землевпорядних задач що зводяться до задачі лінійного програмування транспортного типу. 2.Методи розвязання задач.

Философия Аристотеля кратко: Учение Аристотеля о бытии

Философия и научная деятельность Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель-энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области. Творчество Аристотеля является наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания всего древнего мышления. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Совместно с учениками он систематизировал науки, выделил для каждой из них специальные области исследований и установил различие между теоретическими, практическими и творческими науками.

метафизика – изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;

физика – изучает состояние тел и определенные материи;

математика – изучает абстрактные свойства реальных вещей.

этика – наука о норме поведения людей;

Творческие науки, связанные с деятельностью творцов :

поэтика, теория стихосложения;

риторика – теория ораторского искусства;

Аристотель критиковал Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Аристотель считал, что научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций. Аристотель заложил теоретические основы логики как науки.

Учение Аристотеля о бытии

Основа всякого бытия, по Аристотелю, – первая материя. Она образует потенциальную предпосылку существования. Она является основой всякого бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой материи являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля – промежуточная ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.

Самобытное единичное бытие, то есть такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии и существует в самом себе, Аристотель называет субстанцией. Мир – совокупность субстанций. Каждое единичное бытие – сочетание материи и формы. Материя – это первичный материал. «Форма9raquo; есть действительность того, возможностью чего является «материя9raquo;, и наоборот, «материя9raquo; есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Аристотель придерживается той точки зрения, что душа является формой по отношению к материи, что она присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Душа – это проявление активной жизненной силы. В ряде своих работ он приходит даже к таким выводам: «Деятельность души обусловлена состоянием тела», «Душа не существует без материи».

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Сущность – это единое, обладающее самостоятельностью бытие. Первые сущности состоят из материи и формы. Они выступают чувственно познаваемым бытием. Вторые сущности – производные от первых. Они являются видовым определением (стул, стол – первичные; мебель – вторичные).

Четыре вида причин бытия :

материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат;

формальные – в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия;

действующие, или производящие, – рассматривающие источник движения, энергетическая база формирования вещей;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *