Философская система канта

Философская система И.Канта

Одним из величайших философов всех эпох считается Иммануил Кант. В своих работах (главные из которых – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения») он осуществил коренной переворот в постановке и решении гносеологических проблем, объявив, что основной помехой в процессе познания являются недостатки человеческого разума .

И.Кант считал, что решению основных проблем философии должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания. Он сравнивал сделанное им с переворотом, вызванным учением Коперника: центр рассмотрения процесса познания был смещен с того, что познается, на того, кто познает. И.Кант подверг критическому рассмотрению возможности человеческого разума и определил его границы. Поэтому он и назвал свои труды «Критиками». Всякое познание, не основанное на исследовании его возможностей и предпосылок, есть догматизм. Теория познания как изучение закономерностей познания должна быть строгой наукой. Поэтому И.Кант строил свою философию по образцу естественных наук, считая ее целью получение всеобщего объективного знания.

Сначала И.Кант поставил перед собой задачу: разделить эмпирические знания (пришедшие из опыта) и априорные (сформировавшиеся до опыта). Априорные положения относятся к целым классам вещей и явлений. Говоря, что все объекты данного класса подчинены одному закону, мы неминуемо совершаем скачок за пределы опыта и, формулируя априорные суждения, отвлекаемся от реальной конечности опыта. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта из-за неполноты индукции; итак, всеобщее познание в принципе внеопытно. Также И.Кант выделил два вида суждений:синтетические. дающие новое знание, и аналитические. разъясняющие уже известное. Философские суждения, претендующие на увеличение знания, должны быть априорными и синтетическими. Но возможны ли они? Почему философы не приходят к единому мнению? Возможна ли философия как наука? Для ответа на эти вопросы И.Кант исследовал возможности познания.

Процесс восприятия И.Кант представляет следующим образом. Имеется «вещь в себе» – вещь, существующая сама по себе как возбудитель наших ощущений, основа чувственно ощущаемого и рационально мыслимого предмета. Но человек не имеет с ней контакта; он может познавать с помощью органов чувств только явления. а они – отношение предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по себе. Сама вещь вне нашего восприятия – «вещь в себе» – непознаваема. Все, что мы можем узнать о ней через явления – то, что она есть и действует на органы чувств. И.Кант считал, что получаемый от внешнего мира хаос ощущений затем упорядочивается через априорные формы чувственности (среди них – пространство и время). Это не объективные формы бытия вещей, а субъективные формы, в которые мышление человека складывает опытные данные. Пространство и время объективны (то есть не зависят от индивидуального сознания), и все же созданы нами. Они для всех одинаковы, а поэтому люди согласны в восприятии внешнего мира. Затем вступает в действие другая познавательная способность – рассудок. Ему также присущи априорные формы – категории или основные понятия. Именно они создают достоверность математики и логики, общих для всех людей. Мир «вещей в себе» находится вне пространства и времени, вне математических конструкций. То, что мы называем законами природы, есть связи, вносимые разумом в мир явлений. Итак, «вещь в себе» воздействует на наши органы чувств, а получаемые ощущения преобразуются в понятия. Априорные формы чувственности и рассудка организуют хаос ощущений и придают содержанию опыта характер всеобщего и необходимого знания. Подведение ощущений под априорные формы чувственности дает восприятия. их синтез с помощью априорных форм рассудка –суждения. Но эмпирические знания, как бы они не уточнялись, не могут дать достоверного представления о «вещах в себе» и о мире в целом. Все предметы нашего опыта – явления. не имеющие существования вне нашей мысли. Важное место в философии И.Канта занимает понятие «трансцендентальный »: так называется все, что предшествует опыту, но делает его возможным. И.Кант так разрешил спор между рационализмом и эмпиризмом: наше знание – рациональное по форме и опытное по содержанию. Оно – не копия вещей, а конструкция, возведенная рассудком из чувственных восприятий по плану, созданному априорными логическими категориями. Что касается философии, то необходимой для достижения ее единства третьей априорной формы у человека нет: поэтому единой философии быть не может.

Познание человека ограничено горизонтами опыта. Но человеку присуще неискоренимое желание получить однозначные ответы на все вопросы, обретя полноту знания. Рассудок стремится выйти за пределы опыта, хотя его средства (понятия и категории) действительны только в этих пределах; пытаясь делать заключения вне мира опыта, он запутывается в противоречиях. Так возникают антиномии – вопросы, имеющие возможны противоположные ответы, одинаково доказуемые, между которыми нельзя сделать выбор. Эти антиномии таковы.

1. Мир имеет начало во времени и границы в пространстве. – Мир бесконечен в пространстве и времени.

2. Всякая вещь состоит из простейших частиц. – Всякая вещь делима до бесконечности, нет ничего простого.

3. Причинность недостаточна для объяснения всех событий, существует свобода. – Все во Вселенной совершается лишь по законам природы, свободы не существует.

4. Существует безусловно необходимая сущность (Бог) как причина мира. – Нет этой сущности ни в мире, ни вне мира.

Итак, разум не может построить законченную картину мира: эта цель в принципе превышает возможности рационального моделирования. Но философия – стремление решать вопросы, которые не могут быть решены, – присуща человеку. Философия помогает человеку определить стратегию своей жизни – но не более того. Она основана на трех недоказуемых идеях, в которых разум выходит за пределы опыта: безусловного единства субъекта (идея души), абсолютного единства условий данного явления (идея внешнего мира), абсолютного единства всех предметов мышления (идея Бога). Эти идеи не имеют обоснования в опыте, но синтезируют его многообразие.

И.Кант выделил две области: «мир природы » как материальный мир и «мир свободы » как мир нравственных процессов. Явления принадлежат к миру природы и подчиняются законам причинности; «вещи в себе» относятся к миру свободы. Человек – житель обоих миров. И.Кант различал в человеке «Я» эмпирическое и «Я» трансцендентальное. Эмпирический субъект – центр индивидуального сознания, возникающий благодаря трансцендентальному единству самосознания. Это значит, что восприятие мира сопровождается осознанием «Я мыслю»: воспринимая что-либо, мы одновременно сознаем и себя как воспринимающих. Эмпирический субъект – одно из явлений: поэтому единство человеческого опыта (и личность как его причина) не может быть найдено в его границах. Трансцендентальный субъект – одна из непознаваемых «вещей в себе», источник единства сознания, гарантия человеческой свободы. Но объектом теоретического познания он быть не может.

Свобода – это независимость от законов внешнего мира. Она возможна потому, что воля человека автономна (определяется не внешними причинами, а своими же законами). Эти законы, говорящие не о сущем, а о должном, – законы морали. Именно подчинение моральному закону возвышает человека над чувственным миром – механизмом природы – и превращает его в личность. Вера в реальность свободы (как полной независимости воли от естественного хода вещей) необходима для того, чтобы человек мог воспринимать себя как личность, независимую от природной детерминации и способную на свободный выбор. Поскольку человек не только явление, но и «вещь в себе», он и свободен, как трансцендентальный субъект, и подчинен законам природы, как субъект эмпирический. Его единственная всеобщая цель – сохранить человечность.

И.Кант выделяет и два вида человеческого разума. ^ Теоретический разум стремится к достижению единства опыта, дав целостную картину внешнего мира, но это невозможно: он не способен познавать «вещь в себе». Бытие закрыто от теоретического разума, который постигает лишь то, что сам творит. Практический разум – это способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Он переводит нас из мира явлений в мир «вещей в себе», дает человеку «законы свободы» – моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Мир свободы не то, что есть, а то, что должно быть. Благодаря практическому разуму человек не является частью механизма природы: воля дает способность не постигать недоступную разуму реальность, а преобразовывать ее, создавая вещи, соответствующие представлениям.

^ Постулаты практического разума (аксиомы, которые мы должны считать верными, если хотим доказать собственную человечность) таковы: свобода человеческой воли (т.е. воля не зависит от природного закона причин и следствий); существование Бога (поскольку миром правят не моральные, а механические законы, ее исток должен быть надмирным); бессмертие души (что делает возможным бесконечный прогресс). Итак, свобода человека заключается в способности действовать на основании собственных представлений, независимо от природной причинности. Свобода воли – не произвол: она сама определяет себе закон. И.Кант ставил целью создать универсальную и общечеловеческую этику на манер точной науки. По его мнению, этические истины могут быть обоснованы независимо от веры в авторитет; они всеобщи, как и научные концепции.

Законы практического разума – императивы (говорящие не о том, что происходит, а о том, что должно происходить) выводятся из категорического императива. Это общеобязательный принцип, которым должны руководствоваться все люди. Он имеет две формулировки. Одни вариант: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (то есть нужно спросить себя, готов ли человек жить в обществе, где его поступок станет всеобщим законом). Другой вариант: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

Таким образом, И.Кант показал, что природа познания не может быть раскрыта без анализа познавательных возможностей субъекта; показал существование границ человеческого разума; ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений и доказал, что чисто логическим путем невозможно установить соответствие между объективным миром и познанием; сформулировал моральные законы как свободно принятые людьми и независимые от всяких внешних условий.

/ Философия Канта

Философская система И. Канта (1724—1804 гг.)

И. Кант был сыном мелкого ремесленника. Всю свою жизнь безвыездно прожил в Кенигсберге. В 1740 году поступил в университет, а уже в 1755 начал читать лекции в нем. Звание профессора получил лишь через 15 лет. В 1755 году опубликовал «Всеобщую естественную историю и теорию неба», в которой изложил свою гипотезу происхождения Солнечной системы как результат действия механических сил и отталкивания, определивших развитие космических тел из газовой туманности.

В 1781 г. публикует «Критику чистого разума », в 1788г. «Критику практического разума », а в 1790 г. «Критику способности суждения », где выдвигает идею о том, что прежде чем исследовать философские вопросы о сущности мира, нужно исследовать сам процесс познания.

В этом процессе, считает И. Кант, можно выделить три способности человека:1) чувственность,2) рассудок,3) разум.

Выдвигает понятие априорных (доопытных) форм познания. Априорные формы:· на уровне чувств — пространство и время;· на уровне рассудка — категории качества, количества, модальности и т.д. всего 12;· на уровне разума — идеи о душе, боге.

Опираясь на априорные формы, человек создает свое познавательное пространство (идет от субъекта).

Главный же вопрос — о способностях человека, как субъекта познания. В нем Кант выделяет два уровня — эмпирический (опытный). т.е. индивидуально-психологические особенности человека и трансцендентальный, куда входят общие, надиндивидуальные качества человека как представителя рода. Человеку по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности. из самой действительности не выводимые: пространство и время , как формы. рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия, существующие независимо от нашего сознания, а врожденные формы внутреннего чувства, которые создают предпосылку объективного достоверного знания. «Объективность — всеобщность и необходимость ».

Пространство и время, являясь предпосылкой достоверного (физика, математика) знания, используются второй познавательной способностью, рассудком (мышлением) для подведения многообразного чувственного материала под единство понятий и категорий. Вывод: не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка — понятия и категории — конструируют предмет, поэтому и согласуются с нашими знаниями о нем. «Мы можем познать только то, что создали » (Кант).

Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы, а значит, обуславливает объективность знаний.

Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант назвал явлениями. Человек знает только о явлениях вещей в сознании, сами же по себе они остаются непознанными, «вещами в себе ». Человек не может установить связи между «вещами в себе » и их явлениями. Задача высшей способности субъекта — разума — с помощью идей определить цели познания. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта, но его средства — понятия и категории — действуют только в этих пределах, поэтому рассудок впадает в антиномии — противоречит, взаимоисключающие положения.

Антиномии возникают там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыте, а о мире «вещей самих по себе ». Например, если мы возьмем идею мира в целом, то возникает антиномия о конечности и бесконечности мира в пространстве и во времени. Значит, мир «вещей самих по себе » закрыт для чувственного и теоретического разума, но человек живет не только в умопостигаемом мире, но в чувственно-непроницаемом мире — мире природы, где действует не теоретический, а практический ум.

Движущей силой практического разума является не мышление, а автономная воля, т.е. определяется не внешними причинами, а собственными нравственными чаконами.

Принцип нравственной философии Канта. человек — самоцель, а не средство достижения цели. Моральный чакон «Категорический императив » (Кант) состоит в том, что человек должен всегда поступать так, чтобы принципы, которыми руководствуется человек в своих поступках, могли стать всеобщими и обязательными для всего общества.

Человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом, при этом каждый должен стремиться стать личностью — быть свободным, реализовать себя. Человеку следует руководствоваться чувством долга, который, по Канту, состоит в постоянном самосовершенствовании.

Нравственность человека опирается на его самостоятельность. Человек сам приходит к Богу, как ориентиру нравственности.

Если нравственность основывается на выгоде — лицемерие.

Сила нравственности определяется степенью преодоления собственных потребностей (желаний), чувством долга.

Сделать человека счастливым и нравственным — разное. Это не значит, что человек должен забыть о счастье, но когда речь идет о Долге, то он должен отказаться от счастья.

«Свобода — есть свойство воли быть самой себе законом». Значит:1. Мораль не зависит от религии.2. Человек должен подчинить счастье долгу.

Способности человека:1) способность познания,2) способность желания,3) способность свободы.

В работе «Мысли о всеобщей истории» выдвигает тезисы:1. Все живые существа способны к развитию.2. Человечество способно развиваться в целом.3. Развиваясь, человечество стремится к общению и обособлению.4. Идеи гражданского общества.

В своей работе «О вечном мире » Кант утверждает, что сквозь бессвязанность исторических событий проникает высокая разумная цель, определяющая ход истории. И если в жизни отдельной личности эта цель не может полностью раскрыться, то она обнаруживается в человеческом роде. Пройдя сквозь войны и раздоры, человечество способно, выйдя из «дикого состояния», достичь эпохи «мира и разума».

Философская система И. Канта;

Немецкая классическая философия – определенный период в развитии немецкой философии в середине XVIII – XIX вв. представленная учениями И. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Одновременно немецкая классическая философия – это завершающее звено в развитии новоевропейского рационализма и философской классики (с присущими ей претензиями на систематическую целостность и завершенность, убежденностью в естественной упорядоченности мироустройства, наличие в нем гармонии и порядка). При всем разнообразии идей и концепций немецкая классическая философия представляет собой ряд систем философского идеализма.

Иммануил Кант – немецкий философ и естествоиспытатель. Его творчество делится на два периода:

— докритический (до конца 60х годов). Сочинение этого периода — «Всеобщая естественная история и теория неба». В центре философского мышления находились вопросы философии природы, особенно космологии (происхождение солнечной системы, истории земли).

— критический (с 1770 г.). Написание диссертации «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» и работ «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Этот период называется критическим, так как Кант считал, что разработке проблем философии должно предшествовать исследование познавательной способности, на которую опираются все отрасли философии. Кант выдвигает критический, или трансцендентальный метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных (доопытных) условий возможности познания. Кант свершает переворот в философии, т. е. ставит в центр философии не объект и его свойства, а субъект и его познавательные возможности, которые подчиняются своим собственным законам. «Критика чистого разума» — это изучение способности разума вообще в отношении всех знаний, к которым он стремится, независимо от опыта, т. е. насколько субъективная мыслительная конструкция согласуется с реальным объективным предметом познания.

Познающий субъект имеет следующие способности сознания: чувственность, рассудок, разум. Чувственность – это умение придавать привычным ощущениям определенный порядок, что происходит на основе доопытных форм чувственности – пространства и времени. Рассудок – это способность познания через понятия (категории). Кант насчитывает 12 категорий и объединяет их в 4 класса: количество, качество, отношение и модальность. Разум – это способность к высшему обобщению и синтезу, когда разум выходит за пределы опыта и начинает рассуждать о мире в целом, о природе как бесконечности, о свободе. То, что не доступно чувственности и рассудку человек понять не может, поэтому нам доступен лишь мир явлений, который порождается «вещами в себе» – трансцендентальными сущностями, образующими особый недоступный теоретическому разуму мир, он познается только практическим разумом, который сравним с верой.

В этике, как и в гносеологии, Кант занят поисками общезначимых вневременных законах человеческого существования и в роли такого закона Кант формирует категорический императив: «Поступай так, что бы максимум твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства». От категорического императива нужно отличать условный императив, который гласит: если хочешь добиться цели, то совершай определенные поступки. Условный императив не дает правило общее для всех, т.к. цели у всех разные. Кант отрицает правило: «цель оправдывает средство». По мнению Канта, человек может являться целью, но не средством достижения цели. Кант делает акцент на формальном долге и создает этику долга. Бог – это гарантия справедливого воздаяния людям за исполнение долга.

Философская система канта

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 5.189.137.82

Философия Канта

Иммануил Кант является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.

Философия Канта может быть условно разделена на два периода:

  • докритический период;
  • критический период.

Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики, социальной философии.

Философия Канта критического периода связана с тремя большими работами. Речь идет о «Критике чистого разума», «Критике практического разума», а также «Критике способности суждения».

Как уже было сказано выше, в докритический период Канта интересовали проблемы природы, естествознания. Важными для него были и проблемы бытия. По сути дела, все новаторство Канта заключается в том, что он первым стал рассматривать все эти проблемы с большим акцентом на проблему развития.

Философия Канта сдержала революционные для того времени выводы. Он заявил, что вся наша вселенная возникла из огромного первоначального облака, которое состояло из разреженных частиц. Он утверждал, что природа имеет свою историю во времени, и что у нее есть свое начало, а также свой конец. При всем этом природа постоянно развивается и меняется. Меняется все живое, а значит, и сам человек. Человек по Канту – это естественный результат эволюции.

Философия Канта имеет большой отпечаток мировоззрений того времени, это выражается в том, что он утверждает, что механические законы имеют свою первопричину и не заложены в материи. Также здесь стоит сказать, что первопричиной он считал Бога.

Современники считали открытия Канта по значимости равносильными открытиям, которые в свое время сделал Коперник.

Философия Канта критического периода напрямую связана с проблемами познания.

В «Критике чистого разума» философ отстаивает свои идеи агностицизма – доказывает то, что действительность познать невозможно. Он выдвигает идею, что мир нельзя познать в первую очередь не потому, что он постоянно меняется, а именно потому, что человеческий разум слаб и просто-напросто на это не способен. Познавательные способности человеческого разума слабы. Трансцендентальная философия Канта уверяет, что выходя за свои рамки, разум человека тут же сталкивается с многочисленными противоречиями. Таких противоречий Кант указал четыре. Назвал он их антиномиями. Самая первая антиномия непосредственно связана с ограниченностью пространства, вторая называется простое и сложное, третья – свобода и причинность, четвертая – наличие Бога.

Разум дает возможность доказать сразу обе противоположности-антимонии. По этой причине мыслящий и оказывается в тупике. Кант утверждал, что существование антимоний подтверждает ограниченность познавательных способностей человека.

В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой познавательной деятельности, а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:

  • апостериорном знании;
  • знании априорном:
  • «вещи в себе».

В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором – об изначальном. «Вещь в себе» — это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.

Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:

  • какой должна быть истинная мораль;
  • каким бы должно быть моральное поведение человека.

Проведя анализ, он делает следующие выводы:

  • чистая нравственность – общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
  • чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
  • мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.

Философская система канта

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Философская система канта

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Философская система канта

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Философская система канта

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Философская система канта

13 фактов о флирте, которые вы должны знать Что может быть более страшным, чем пытаться заговорить с человеком, который вам нравится? К счастью, ученые разобрались, как именно работает флирт. Пр.

Философская система канта

10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

Философская система Канта

Родоначальник немецкой классической философии Имману­ил Кант (1724—1804) происходил из семьи ремесленника. Рано проявившиеся способности помогли ему получить об­разование. Он глубоко изучил не только философию, логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь фи­лософа, бедная внешними событиями, но наполненная неустан­ным и напряженным творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы был профессором и одно время — ректором университета. Здесь он создал все свои фи­лософские и естественнонаучные труды.

Философское развитие Канта обычно делят на два периода: первый — до начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70 х годов — «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставив­шие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Кри­тика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эсте­тику и учение о целесообразности в^ природе.

В «докритическш! период» Кант много и плодотворно зани­мается вопросами естествознания, проводит идею о развитии вприроде. Опираясь на открытия Коперника, Галилея и Ньютона, Кант в книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвигает гениальную гипотезу о происхождении Солнеч­ной системы естественным путем из первоначальной туманности. Далее Кант вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе их возникновения и исчезнове­ния. Философ проводит аналогию, ссылаясь на безграничное плодородие природы, которая взамен ежедневно погибающего бесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число их в других местах. Точно так же погибают миры и системы миров и поглощаются бездной вечности, однако сози­дание никогда не прекращается: в других местах неба возникают новые образования и убыль восполняется с избытком. Спустя полстолетия французский ученый Лаплас независимо от Канта дал более строгое, математическое обоснование идеям о естест­венном происхождении нашей Вселенной. После этого «небуляр­ная» теория получила название канто-лапласовской гипотезы. Хотя книга Канта в силу чисто случайных обстоятельств долгое время оставалась неизвестной публике, приоритет Канта в созда­нии космогонической гипотезы является несомненным.

Канту принадлежит заслуга в создании другой космогоничес­кой теории — о замедлении вращения Земли благодаря дейст­вию приливов и отливов в океане. Исторический, диалектичес­кий подход Канта к естествознанию нанес существенный удар по господствующему в то время метафизическому мировоззре­нию. Однако нельзя пройти мимо двойственной, противоречивой позиции философа в этом вопросе. С одной стороны, он стре­мится дать научную картину возникновения Солнечной системы на основе действия законов развития материи. «Дайте мне мате­рию, я построю из нее мир», заявляет Кант, называя мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким». Но, с другой стороны, он усматривает конечную первопричину мира все-таки в Боге. Сам факт естественного и закономерного развития Вселенной из первоначального хаоса философ считает «единственно возможным» основанием для доказательства его бытия.

Уже в «докритический период» Кант говорит о границах по­знания. Если можно дать чисто естественное, механическое объ­яснение возникновению Вселенной из хаоса, то этого нельзя сде­лать в отношении даже простейшего живого существа. Здесь, —

думает философ, — господствуют телеологические принципы це­лесообразности, базирующиеся на божественной воле.

Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости ок­ружающего нас мира стали ведущими в «Критический период», составляя специфику того, что называют кантианством.

Проблемы теории познания стоят в центре философской сис­темы Канта и его многочисленных последователей. В предисло­вии к «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере» 1. Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень слож­ную гносеологическую конструкцию.

Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное позна­ние. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов. чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предме­ты внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. незави­симо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемы­ми. Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет ква­лифицировать его как материалистическое. Но у него встреча­ются и другие толкования. Под вещью в себе он разумеет по­граничное, предельное понятие, замыкающее круг возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на познание мира, а также Бога, бессмертие души и сво­боду воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются идеалистическими.

Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувствен­ность, по мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания об объекте. На­пример, приятный вкус вина не принадлежит к числу объектив­ных свойств чувств того субъекта, который наслаждаемся им. Цвета тоже не являются свойствами тел, они только модифика-

Кант И. Критика чистого разума. 2-е изд. СПб. 1915. С. 18. ция чувства зрения, подвергающегося некоторому действию со стороны света. Следовательно, хотя ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе» на человеческую чувственность; они ничего общего не имеют с этими вещами. Ощущения — не об­разы, а символы вещей.

Подобная точка зрения, которую, как известно, наиболее об­стоятельно выразил Д.Юм, называется агностицизмом. Согла­шаясь с Юмом, Кант добавляет нечто свое. Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав и складывается из двух частей. Первую часть философ называет «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпири­ческое, даваемое а роз^епоп, т.е. путем опыта. Вторая часть — форма — дается до опыта, а рпоп и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте.

Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся априорные, т.е. доопытные формы чувствен­ности и все иные априорные формы, о которых говорил Кант. Философ был вынужден признать, что ответить на этот вопрос он не в силах: «этого вопроса разрешить нельзя, так как для его разрешения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах» 1 .

Понятие априоризма — важнейшее положение учения Канта, на нем он основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания. Кант разделял общий предрассудок раци­онализма, который недооценивал роль опыта, роль чувственного познания в процессе достижения всеобщего и необходимого зна­ния. По мнению Канта, опыт никогда не может придать сужде­ниям истинной и строгой всеобщности, а лишь предполагаемую и сравнительную всеобщность. Вместе с тем он считал, что ма­тематическое знание носит безусловно необходимый характер. Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априориз­ма: только априорные суждения носят всеобщий характер, до­стоверны- и объективны. Для Канта понятия «априорный», «не­обходимый», «всеобщий», «объективный» тесно переплетаются и

1 Кант И. Пролегомены. М. 1934. С. 201-202.

употребляются как равнозначные. В то же время он отказывался признавать априорное знание врожденным.

Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостери­орный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпири­ческого, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время. По мнению философа, пространство и время — это формы именно чувственности, а не рассудка, это представле­ния, а не понятия. Кант аргументирует это следующим образом: понятие дискурсивно и включает в себя различные виды, напри­мер, понятие «человек» включает в себя различные виды людей. Но этого нельзя сказать о пространстве и времени. Существует, как думал Кант, одно-единственное время и одно-единственное пространство. Следовательно, пространство и время — это еди­ничные представления интуитивного характера.

Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время также не .принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое притязание на реаль­ность, он превращает их в особые свойства субъекта.

Кант полагал, что своим учением об априорных формах чув­ственности и рассудка он спасает науку от юмовского скептициз­ма и субъективизма. Но на деле априоризм есть лишь одна из разновидностей субъективизма. Говоря о том, что существует одно единственное пространство, он опирался на физику и кос­могонию своего времени, которые знали действительно одно, а именно эвклидово пространство. Через четверть века после смер­ти Канта русский ученый Н.И. Лобачевский показал, что свой­ства пространства зависят от свойств материи к что эвклидова геометрия вовсе не является единственно возможной. Возникли и другие системы неэвклидовой геометрии. Теория относитель­ности покончила и с метафизическим представлением об абсо­лютной независимости времени, показав, что общие свойства ма­терии определяют свойства и пространства, и времени. Следова­тельно, существует множество форм пространства и времени, что опровергает главный аргумент Канта в пользу их априорности. Первая ступень познания -— область чувственности — харак­теризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания — пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта, образуется предмет чув­ственности, или мир явлений. Следующая ступень — это об­ласть рассудка. Опыт есть продукт деятельности, с одной сто­роны, чувственности, с другой — рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один бы не был мыслим. Мысли без содержания пусты, а наглядные пред­ставления без понятий слепы. Знание, таким образом, возникает из двух условий: чувственности и рассудка. Суждения воспри­ятия, полученные на основе чувственности, имеют лишь субъек­тивное значение — это простая связь восприятий. Суждение вос­приятия должно приобрести «объективное», по выражению Канта, значение, т.е. получить характер всеобщности и необхо­димости и стать благодаря этому «опытным» суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждения восприятия под априорную категорию рассудка. Приводится пример: «Когда солнце освещает камень, он становится теплым». По словам Канта, мы имеет простое суждение восприятия, в котором еще не выражена причинно-следственная зависимость между солнеч­ным теплом и нагреванием камня. Но если мы скажем: «Солнце согревает камень», то тут к суждению восприятия добавляется рассудочное понятие, или категория причины, которое и превра­щает данное суждение в опытное.

Причинность — это одна из категорий, которые являются ап­риорными принципами мышления. Они служат орудиями для обработки чувственного материала. В «Критике чистого разума» Кант строит особую таблицу этих категорий. Их всего 12, что соответствует числу видов суждений по традиционной классифи­кации суждений в формальной логике. Это категории единства, -множества, всеобщности, реальности, отрицания, ограниче­ния, принадлежности, причинности, общения, возможности, существования, необходимости. Кант не может обосновать, по­чему категорий ровно двенадцать и откуда они берутся: «Для этого обстоятельства нельзя указать никаких дальнейших осно­ваний так же, как нельзя обосновать, почему мы имеем такие-то, а не иные функции суждения, или почему время и пространство

суть единственные формы возможного для нас наглядного пред­ставления» 1 .

Искусственный характер учения Канта о категориях был ясен уже его современникам. Гегель справедливо упрекал Канта в догматизме и формализме. По образному выражению Гегеля, со­единение чувственности и рассудка у Канта происходит чисто внешним образом, «подобно тому, как связывают, например, де­ревяшку и ногу веревкой».

Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создал для себя многочисленные трудности. Прежде всего «вещь в себе», поскольку она существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая, воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятся далее под со­мнение все достижения Канта «докритического» периода, прежде всего его космогонические теории, поскольку они, как и все ес­тествознание, основаны на признании объективного характера за­кономерностей природы, в том числе причинно-следственных связей.

Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основопо­ложения «чистого рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможной саму природу и науку о ней — «чис­тое» естествознание. Высшее законодательство природы он на­ходил в человеческом рассудке: «Хотя и странно, но тем не менее истинно, если я скажу: рассудок не почерпает свои за­коны (а рпоп) из природы, а предписывает их ей» 2 .

Последний и высший $тап разумное познание. Он представ­ляет собой «высшую инстанцию» для обработки материала на­глядных представлений и для подведения его под высшее един­ство мышления» 3. Разъясняя эти положения, Кант указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансценденталь­ные идеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: 1) психологическая (учение о душе), 2) космологическая (учение о мире), 3) теологическая (учение о Боге). Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разум жадно стремится постичь эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но все тщетно: вещи «бегут от него» и остаются непознанными.

В результате разум создает лишь «паралогизмы», «антиномии», «идеалы без действительности», запутывается в неразрешимых противоречиях. Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно. Таких антиномий у Канта четыре:

1) тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве»;

антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как’ во времени, так и в простран­стве».

2) тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого»;

антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого».

3) тезис: «Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще до­пустить свободную причинность»;

антитезис: «Не существует никакой свободы, но все совер­шается в мире только согласно законам природы».

4) тезис: «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо»;

антитезис: «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Иными словами, Бога нет.

В первой антиномии важно усмотреть подход к раскрытию диалектического противоречия конечного и бесконечного: мир одновременно конечен и бесконечен в том смысле, что бесконеч­ная материя слагается из конечных величин. Во второй антино­мии поставлен по существу тот же вопрос, что и в апориях Зе-нона — о единстве конечного и бесконечного, прерывности и непрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизи­ческий вывод: поскольку движение и многообразие мира проти­воречивы, а всякое противоречие разрушает мысль, то движение есть иллюзия, мир неподвижен и лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, что одинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так и антитезис каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказыва-

/ ется, что Бог существует, и то, что Бога не существует. Как же быть? Надо отбросить и тезис, и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога — это вопрос не науки, а нравственнос­ти, полагает Кант.

Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилии разума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта. «Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетика чистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров, при­нужден вступать в спор с самим собой», — констатирует Кант 1. Было бы несправедливо не замечать положительных, прогрес­сивных сторон теории познания Канта. В «Критике чистого ра­зума» подняты кардинальные проблемы теории познания и ло­гики, сделана попытка диалектического их решения. Кант пер­вым в философии Нового времени показал сложность и проти­воречивость процесса познания. Эти его идеи нашли продолже­ние и более глубокую разработку в философии Гегеля.

Все темы данного раздела:

Мировоззрение, его структура и основные типы
Мировоззрение — это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы

Предмет, проблемы и функции философии
Философия1 зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира — Индии, Китае, Египте. Своей класси­ческой формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя фи

Сократ.
Софисты Софисты(греч. софа — мудрость) открывают рационалистический перед греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сф

Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии, поэтому его часто называют еще СтагирИтом. Аристотель был одн

Средневековая философия
Понятие «средневековье», впервые употребленное гуманис­тами во второй половине XV в. получило широкое рас­пространение и с тех пор активно используется в мировой историографии. Им принято именоват

Философия Возрождения
•гъозрождением* называют переходный период от средних А-^веков к Новому времени, охватывающий несколько столе—*—^тий (Италия XIV —XVI вв. другие европейские страны XV —XVI вв

Философские взгляды Бэкона и Гоббса
Ф.Бэ&он — основатель опытной науМ и философии Нового времени Одним из первых, кто сознательно приступил к разработке научного метода на основе наблюдения и исследования природы,

Дуалистическая философия Декарта
Французский философ Рене Декарт(1596—1650) — вы­дающийся мыслитель Нового времени. Его философские работы посвящены в основном методологической пробле­матике («Рассуждения о методе

Этическое учение Канта
Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиас­ко в своих попытках постигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно — уповать на «практический разум», под которым философ понимал

Философская система Гегеля.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих ве

Антропологический материализм Фейербаха
Плеяду классиков немецкой философии замыкает Людвиг Фейербах (1804 — 1872) — выдающийся представитель философского материализма и атеизма. Его философские взгляды формировались под воздействием Гег

Марксистская философия
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. в Германии. Он представляет собой сложную мировоззренческую систе­му, составными частями которой являются философское, экономическое и социально-политическое уче

У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше
Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) был одним из тех, кого называют разрушителями классического типа философствования, с его рационализмом, ясным проти­вопоставлением субъекта объе

Экзистенциализм
Экзистенци­ализм — это радикальный отказ от образа человека, безраз­дельно господствовавшего в классической философии. Пози­ция философа прошлых веков — это позиция стороннего наблюдателя, препарир

Философия славянофилов
Неудовлетворенность настоящим, вера в будущее, стремление реализовать огромный, но все еще невостребованный нравственный и интеллектуальный потенциал русского народа — такова задача, которую постав

Философия всеединства В.С. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев(1853 — 1900) создал круп­ную и самостоятельную философскую систему. Его основ­ные философские работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (

Проблемы материи и форм ее существования
«Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеис­тов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищ­ные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что

САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория по­знания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснен

Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает уче ние о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мыш ления — диалектика. Термин «диалектика» в переводе с древнегреческо

Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
Предлагаемая система носит целостный характер, категории субор-I динированы в соответствии с содержанием принципов. Система но-1сит открытый характер для изменений и дополнений. Главным пр

Синергетика как современное мировидение
Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория

О единстве и различии категорий и законов диалектики
Категории— Находящемуся в постоянном движении и ступени и формыразвитии миру соответствует столь же познания мирадинамичное мышление о не

Природа человека и его сущность
С точки зрения субстанциалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его существования, неизменные «человеческиекачества», «сущностьчеловека» и «природа человека» — однопоряд

Индивид, личность, индивидуальность
Помимо понятий «природа человека», характеризующего человека со стороны «сущего», понятия «сущность человека», характеризующего его со стороны «должного», существует также понятие

Особенности философского изучения общества
; рамках философского исследования общества решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: вы­являются принципы взаимоотношений человека и мира, осо­бенности его мышления, деятельно

Общество как система
Для социальной философии марксизма общество оказыва­ется системой, где процесс производства рассматривается как субстанция, первооснова всех вторичных (политических, пра­вовых, идеологических, нрав

Социальная структура общества и социальный конфликт
Все современные социально-философские концепции реша­ют проблему совмещения различных аспектов исследования общества. Как, например, «коллективноебессознательное», или «идеальный тип», или «суперси

Нравственность и этическая теория
Этика — теоретическая дисциплина преимущественно фи­лософского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура мораль­ного сознания и поведен

Познание как исторически развивающееся отношение человека к действительности
Познание — это процесс приращения знаний. Знания, получаемые И процессе познания, призваны ответить на вопросы, возникающие перед человеком или социальной группой в ходе освоения действи-тельности.

Наука как основная форма познания
Ставя перед собой проблему получения истинного знания и отде ления истины от заблуждения, человек создал специфическую сферу духовной деятельности, на которую возложил задачу выработки и тео ретиче

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания
Научное познание, как процесс, связано с деятельностью позна ющего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческой переработкой

Специфика медицинского познания
Уникальность медицины как сферы практической деятельности и отрасли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не имеет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери­ального

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *