Федеративное устройство государства

Федеративное устройство государства

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В пределах федерального округа Президента РФ представляет полномочный представитель, который является должностным лицом и федеральным государственным служащим, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом и входит в состав Администрации Президента.

Полномочный представитель не наделен властными полномочиями, но он обеспечивает реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий. Отсюда — его большие права и широкие организационные полномочия.

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В состав аппарата входит окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ.

Правительством РФ разработана схема размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти. Окружные подразделения созданы Министерством внутренних дел, федеральной службой безопасности, Генеральной прокуратурой и др.

5.2 Единая судебная власть и прокуратура

Согласно Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом РФ, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему. Во главе судов общей юрисдикции стоит Верховный Суд РФ, а арбитражных судов — Высший Арбитражный Суд РФ. Этим организация судебной власти в Российской Федерации отличается от дуализма судебной системы в других федерациях (например, в США), в которых на территории субъекта федерации действуют как собственная судебная система во главе со своим верховным судом, так и федеральные суды во главе с верховным судом федерации.

Общефедеральным органом в области конституционного судопроизводства выступает Конституционный Суд РФ, а аналогичные суды (конституционные и уставные), созданные в республиках, краях и областях, не составляют с ним единой системы.

В соответствии с Законом о статусе судей в Российской Федерации (в редакции от 20 июня 2000 г.) судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат назначению Президентом РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации.

На строго централизованных началах действует Прокуратура Российской Федерации. Это единая для всей Федерации централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом Российской Федерации о прокуратуре Российской Федерации (в редакции от 2 января 2000 г.).

Конституция 1993 г. закрепила положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые культивируются определенными политическими силами: сепаратизм республик, т.е. их выход из состава РФ, с одной стороны, и возврат к унитарной структуре регионов — с другой. Таким образом, только демократический федерализм способен внести политическую стабильность в межнациональные отношения. Идя по этому пути, новая Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномочий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Российская Федерация возникла в силу определенных исторических причин. И хотя эти причины в наше время потеряли смысл, федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Вхождение в состав федерации 89 субъектов (самая большая по числу субъектов федерация в мире) явилось результатом включения всех автономий и административно-территориальных единиц, далеко не равных в экономическом отношении. Отсюда выдвижение определенными кругами различных проектов по сокращению числа субъектов Федерации, часто обоснованных необходимостью создания крупных экономических комплексов. Экономико-географический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-государственных основ российского федерализма, особенно в отношении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Сегодняшняя Российская Федерация включает 32 весьма неоднородных национальных государства или образования, а 57 субъектов имеют только территориальную основу. В результате можно сделать три важных правовых вывода:

1) Россия не является национальным государством, это многонациональное государство;

2) республики — субъекты Федерации признаются национальными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;

3) русская нация не имеет в составе Российской Федерации полноценной национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных интересов в создании многонационального демократического правового государства — Российской Федерации.

Незавершенность процессов создания нового федерализма, весьма естественная для сложной обстановки, в которой принималась Конституция 1993 г. порождает асимметрию прав экономически неоднородных субъектов Федерации, которая часто приобретает национальную окраску. В дотациях и субвенциях из федерального бюджета допускается двадцатикратный и даже тридцатикратный разрыв. Неравенство прав и обязанностей порождает иждивенчество во взаимоотношениях многих субъектов с федеральной властью. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России.

В 2000 г. Конституционный Суд РФ постановлением от 7 июня и определением от 27 июня дезавуировал суверенитет республик как не соответствующий Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации. — М. Юристъ, 2002.

Федеративный договор от 31 марта 1993 года. — М. Юристъ, 2000

ФЗ от 26 апреля 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1593

ФЗ от 31 июля 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 50. Ст.1231

ФЗ от 17 декабря 1998 года «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 4. Ст.511

ФЗ от 30 ноября 1995 года «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст.4694

ФЗ от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст.594

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 3-е изд. изм. и доп. — М. НОРМА, 2001.

Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. Юристъ, 2001

Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм // Государство и право. — 1996. — № 10

Размещено на Allbest.ru

Федеративное устройство: понятие, принципы, общая характеристика

Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства. Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике. Федеративное устройство государства

Немного теории

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства. Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные. Федеративное устройство государства

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие). Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти. Федеративное устройство государства

Причины возникновения федераций

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран. Федеративное устройство государства

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Способы образования

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно. Федеративное устройство государства

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности. Федеративное устройство государства

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации. Федеративное устройство государства

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

Федеративное устройство государства

Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это дости­гается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систе­му их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство страны зависит от множества фак­торов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д.

Мировая практика государственного строительства выработала две основные формы государственного устройства — унитаризм и федерализм.

Унитарное государство представляет собой единое, цельное, слитное государство, имеющее единую конституцию и законода­тельство, единое гражданство и единую систему государственных органов. Частями унитарного государства являются администра­тивно-территориальные единицы, не имеющие признаков государ­ственности. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти.

Федерация — сложная форма государственного устройства. В состав федерации входят не административно-территориальные единицы, а государственные либо национально-государственные образования. Имеется как федеральная конституция и законодательная система, так и конституция и законодательство субъектов Федерации. Последние имеют свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также гражданство. Парламент в федеративном государстве в подавляющем большинстве случаев имеет двухпалатную структуру, одна из палат представляет интересы субъектов Федерации.

От унитарной и федеративной форм государственного устройства необходимо отличать автономию. Последняя представляет собой не самостоятельную форму государственного устройства, а государственно-правовой институт, функционирующий как в рамках федерации, так и в унитарном государстве. Автономия означает предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики. Статус автономии по сравнению с обычными административно-территориальными образованиями характеризуется большей самостоятельностью и используется для самоуправления частей государства, отличающихся особым национальным составом, географическим положением и другими особенностями. Например, автономия Гренландии в составе Дании, автоно­мия Северной Ирландии в Великобритании и др.

Конституция России закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции так и называется «Федеративное устройство». Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную приро­ду российского государства.

Во-первых, частями, субъектами российского государства явля­ются не административно-территориальные единицы, а националь­ные государства — республики (всего их 21); государственно-территориальные образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 2); национально-государственные образова­ния (1 автономная область и 10 автономных округов). Перечень всех субъектов дан в ст. 65 Конституции РФ.

Во-вторых, законодательную систему России составляют Конституция РФ и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов РФ, которые осуществляют правовое регулиро­вание в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разгра­ничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.

В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент — Феде­ральное Собрание, одна из палат которого — Совет Федерации — представляет интересы всех субъектов РФ и имеет в своем составе всех их представителей.

В-пятых, наряду с гражданством России имеется гражданство республик в составе РФ.

Существуют и другие признаки, подтверждающие федератив­ный характер России.

Российская Федерация стала правопреемницей РСФСР, кото­рая была оформлена с принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. В период своего создания и в последующем Россия имела много особенностей.

Прежде всего Россия была провозглашена федерацией «свер­ху», в этот момент в ее составе не было ни одного субъекта. Они стали появляться с согласия центральной власти на территории уже существующего государства. Не было момента объединения субъ­ектов в союзное государство, что присуще большинству государств с федеративной формой устройства.

РСФСР сформировалась как объединение субъектов сугубо по национально-территориальному признаку, в его составе возникли автономные республики, области и округа. Территориальный принцип формирования субъектов Федерации в расчет не брался.

Субъекты РСФСР имели неодинаковый правовой статус, отли­чались объемом прав. Несколько больше их было у автономных республик, автономные области и округа практически ничем не отличались от обычных административно-территориальных еди­ниц.

Территория субъектов Федерации в России составляла лишь
часть государственной территории. Большую часть территории
РСФСР составляли области и края, не являвшиеся субъектами юри­дически провозглашенной федерации. Их отношения с центром
строились на основе жесткой централизации, как в обычном уни­тарном государстве. Это обстоятельство, а также формальный и
урезанный характер прав национальных автономных образований,
их полная зависимость от центра дают основания для характерис­тики РСФСР в большей мере как унитарного, а не федеративного
государства.

Обретение Россией государственной самостоятельности, оформление принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР положили начало постепенной трансформации России в полноценное федеративное государство. Важную роль в этом процессе сыграло заключение так называемого Феде­ративного договора, включившего три документа, разграничивших предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и: а) их республиками в составе Россий­ской Федерации; б) краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург; в) автономной областью, автономными округами. Конституция РФ 1993 г. восприняла наиболее принципиальные положе­ния этих документов, придала им статус нормы Основного Закона.

Становление России как федеративного государства связано прежде всего с признанием в качестве субъектов Федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориальных образований (край, область, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург). Тем самым на­циональный принцип федерации был дополнен территориальным. Теперь территория России состоит только из территории ее субъ­ектов.

Существенно расширились полномочия субъектов Федерации. Это относится не только к краям, областям, городам федерального значения, но и автономной области и автономным округам, кото­рые получили право иметь свое законодательство, устанавливать внешнеэкономические связи, совместно с федеральными органами решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Конституция установила важный принцип равноправия субъек­тов Федерации. Все они между собой равноправны во взаимоотно­шениях с федеральными органами государственной власти.

Наряду с этим Конституция РФ 1993 г. не восприняла формули­ровку Федеративного договора о республиках в составе России как суверенных государствах. При этом были учтены как теоретичес­кие подходы (наличие нескольких суверенных, т.е. верховных и независимых, властей на территории единого государства исклю­чает возможность принятия нормальных управленческих реше­ний), так и печальный опыт распада СССР, где каждая из 15 респуб­лик имела свой суверенитет.

Вместе с тем на протяжении краткого периода невозможно пре­одолеть исторически сложившиеся особенности государственного устройства России. Принцип равноправия субъектов Федерации хотя и провозглашен, не может быть быстро реализован на практике. В отличие от других субъектов Федерации, республики, напри­мер, имеют конституцию, гражданство, могут вводить второй госу­дарственный язык на своей территории. Этими правами не облада­ют другие субъекты Федерации. Республика — единственный субъект Федерации, который именуется Конституцией как госу­дарство.

Остается неопределенность в том, как можно обеспечить равноправие округов с другими; субъектами Федерации, если они (за исключением Чукотского автономного округа) входят в состав дру­гих субъектов (краев и областей).

Многие субъекты Российской Федерации в настоящее время не располагают достаточным кадровым и экономическим потенциа­лом, чтобы обеспечить фактическую реализацию тех прав, которые им предоставила новая Конституция России.

Названные проблемы Российской Федерации носят во многом временный характер, они будут разрешены по мере развития и совершенствования законодательства, оптимизации отношений между федеральными органами и субъектами Федерации, укрепле­ния связей между самими субъектами.

Россия как единое федеративное государство имеет определен­ный конституционный статус — совокупность его прав, — опре­деляющий характер ее взаимоотношений со своими субъектами и место в мировом сообществе.

Важнейшей чертой российского государства является суверени­тет. Он означает верховенство и самостоятельность российского государства во внутренних делах и его независимость в междуна­родных отношениях. Суверенитет как признак российской госу­дарственности закреплен в ст. 4 Конституции. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию, при этом Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на территории России. Государственный суверенитет России является средством, инстру­ментом реализации суверенитета российского народа, закреплен­ного в ст. 3 Конституции РФ.

Государственный суверенитет России реализуется в ее суверен­ных правах, которые составляют основное содержание конститу­ционного статуса российского государства.

Как суверенное государство Россия имеет право на свою Конституцию и федеральное законодательство, регулирующие вопросы экономического, социального и политического развития, требующие централизованного решения. Конституция и законы России имеют верховенство по отношению к конституциям республик в ее составе, уставам краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения, а также принимаемым в этих субъектах Федерации правовым актам.

Российская Федерация имеет конституционное право на формирование своих законодательных (представительных), исполнительных, судебных и иных федеральных органов государственной власти. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

Российская Федерация как суверенное государство имеет право на свою территорию. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу своего суверенитета Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Как суверенное государство Российская Федерация имеет свое гражданство и свой состав граждан. Гражданство Российской Фе­дерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый еегражданин обладает на территории России всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Будучи суверенным государством, Россия является полноценным субъектом международного права. Она вправе заключать международные договоры и соглашения, обмениваться дипломатическими представительствами с другими странами, вступать в между народные союзы, принимать участие в деятельности международ­ных организаций.

Как суверенное государство Российская Федерация имеет федеральную собственность, объектами которой являются земля и дру­гие природные ресурсы, осуществляет управление ею, формулиру­ет федеральную политику и реализует федеральные программы в области экономического развития. С этим правом связана и воз­можность федерации устанавливать правовые основы единого рынка, осуществлять финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, принимать федеральный бюджет, устанавли­вать федеральные налоги и сборы.

Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средство защиты национальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостности. Республики и иные субъекты в составе Российской Федерации не могут иметь твоих вооруженных сил либо каких-то иных воинских формирова­ний. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы. Примером таких союзов является сотрудничество России с государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) по поддержанию мира в Таджикистане, Абхазии, совместной охране государственных границ ряда стран, входящих в Содружество.

Одним из конституционных прав России как суверенного госу­дарства является возможность устанавливать единый государст­венный язык (ст. 68 Конституции). Государственным языком Рос­сийской Федерации на всей ее территории является русский язык. Вместе с тем наше государство гарантирует всем его народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Кроме того, национальные республики имеют возмож­ность устанавливать свои государственные языки.

Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации являются символы ее государственного суверенитета: государственные флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется федеральным законом).

Перечисленные выше суверенные права России не только со­ставляют ее конституционный статус, но и определяют содержа­ние компетенции. Разграничение компетенции (предметов веде­ния, т.е. круга решаемых вопросов и полномочий, конкретных прав по их разрешению) между центральными органами и органами субъектов — необходимый атрибут любого федеративного госу­дарства. В отличие от суверенных прав, которые не могут быть предметом разграничения, объем компетенции федерации и ее субъектов может меняться в зависимости от некоторых условий, большей или меньшей централизации государственной власти.

В любом федеративном государстве конституция делится на три группы предметов ведения и полномочий: 1) полномочия и предметы исключительного федерального ведения; 2) предметы и полномочия, составляющие сферу совместного влияния; 3) предметы полномочия, находящиеся в сфере исключительного ведения субъектов Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 71 закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые, нося общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства. Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятие и изменение Конституции, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов и их формирование, решение вопросов судоустройства, прокуратуры, разработка и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и некоторых др. отраслей законодательства. Сюда же могут быть отнесены регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина PФ, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.

Значительные исключительные полномочия федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда могут быть, в частности, отнесены определение правового режима федеральной государст­венной собственности и управлению ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение феде­рального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны. Предме­том исключительного ведения федерации являются внешняя поли­тика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной гра­ницы, экономической зоны и континентального шельфа.

Статья 72 Конституции России устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государствен­ного строительства, например, это обеспечение соответствия кон­ституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции и федеральным законам России. В социально-эконо­мической сфере — вопросы владения, пользования и распоряже­ния землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних сношений и обороны страны — координация международных внешнеэкономических связей, выполнение меж­дународных договоров РФ.

Закрепление в Конституции предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномо­чий федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем при­нятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами власти и органами власти субъектов Федера­ции. В настоящее время такие договоры заключены между Российской Федерацией и многими областями и республиками (Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия и др.).

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полно­мочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конститу­циями республик и уставами иных субъектов Федерации.

В настоящее время все субъекты Федерации обладают законодательной, исполнительной и судебной властью, управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их терри­тории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ве­дении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на ос­нове федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно ре­шают вопросы административно-территориального устройства.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции. Если же нормативный акт субъекта Федерации принят в рамках его компетенции, то он действует и в тех случаях, когда вступает в противоречие с федеральным законом (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

2. Федеративное устройство России: понятие, принципы. Этапы становления России как федеративного государства

Российская Советская Республика, провозглашённая после победы Октябрьской революции, являлась унитарным государством. Федерация как союз свободных наций провозглашена в январе 1918 года III съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. После съезда началось практическое формирование федерации, государственное строительство её составных частей. В составе России были созданы первые автономные республики. Конституция РСФСР 1918 года закрепила федеративное устройство РСФСР. Помимо автономной республики созданы новые формы автономии — автономная область и трудовая коммуна, они имели различный статус. В период гражданской войны многие республики вышли из состава России и стали независимыми государствами, позднее они вошли вместе с РСФСР в состав СССР. В 1923 году упраздняются автономные трудовые коммуны, возникает новая форма автономии — национальные округа. Многие автономные образования переходили к более высоким формам автономии. Конституция РСФСР 1925 года закрепила основные формы автономии — автономную республику и автономную область, а Конституция РСФСР 1937 года — также национальных округов. После её принятия в автономных республиках были приняты конституции. В годы Великой Отечественной войны предприняты репрессивные меры к некоторым народам, ликвидированы некоторые автономные образования, с конца 1950-х годов они стали восстанавливаться. РСФСР была асимметричной федерацией, не все составляющие части являлись её субъектами. В 1991 году автономные республики, а также все автономные области, кроме Еврейской, стали республиками в составе РСФСР. После распада СССР в некоторых республиках (Татарстан, Чеченская Республика) усилились сепаратистские тенденции, появилась угроза распада России. 31 марта 1992 года Президентом РФ и представителями всех субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечни) подписан, а позднее включён в состав Конституции РФ Федеративный договор, состоящий из трёх частей (договор с республиками, договор с краями, областями и городами федерального значения, договор с автономной областью и автономными округами). Договор признал суверенитет (но не независимость) республик в составе РФ, признал субъектами РФ также края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа, существенно расширены права всех субъектов РФ. Договором предусмотрено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти её субъектов. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, закрепила федеративное устройство РФ в составе 89 равноправных субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, иначе, чем Федеративный договор разграничила предметы ведения. Конституция РФ расширила права субъектов РФ, в частности, всем субъектам РФ предоставила право принимать конституции (уставы) и законы, кроме того, она «подровняла» федерацию, свела до минимума различия между компетенцией республик и иных субъектов РФ. В настоящее время федеральная власть, не затрагивая основ федерализма, проводит политику централизации, укрепления федеральной власти, приведения регионального законодательства в соответствии с федеральным. В 2000 году Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения конституций Республики Алтай и некоторых других республик в составе РФ о государственном суверенитете этих республик.

Понятие федеративного устройства.

Федеративное устройство — форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.

Принципы федеративного устройства.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в статье 5 Конституции РФ:

1.Государственная целостность РФ. Российская Федерация — единое и неделимое государство. Государства и государственные образования — субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

2.Единство системы государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.

3.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

4.Равноправие и самоопределение народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу — республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.

5.Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.

Особенности федеративного устройства России.

Российская Федерация — неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения — по территориальному принципу. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ). Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов — краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Федеративное государство: понятие, признаки, виды

Федерация – это сложное по строению государство, имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.

Признаки федерации: Править

1. состоит из субъектов федерации,

2. субъекты федерации не имеют права сецессии, т.е. права свободного выхода из состава федерации,

3. субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова, т.к. они не обладают государственным суверенитетом,

4. двухуровневая система органов государственной власти и двухуровневая система законодательства,

5. предметы ведения между федерацией и субъектами разграничены конституцией. 6.Граждане данного государства имеют право на двойное гражданство.

Виды федераций Править

1) По особенностям конституционно-правового статусасубъектов федеративного государства выделяют:

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).

В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

2) По особенностям формирования федерации выделяют:

• территориальные• национальные• смешанные (комбинированные)

В территориальных федерациях используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия)ю

В национальных — национальный признак (например бывшие федерации Союз Советских Социалистических Республик,Чехословакия, Югославия).

В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия).

Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

3) По способу образования федерации делятся на:

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

4) По степени централизации:

• централизованные (Аргентина, Индия, Россия) • децентрализованные (Швейцария, США)

Обнаружено использование расширения AdBlock.

Викия — это свободный ресурс, который существует и развивается за счёт рекламы. Для блокирующих рекламу пользователей мы предоставляем модифицированную версию сайта.

Викия не будет доступна для последующих модификаций. Если вы желаете продолжать работать со страницей, то, пожалуйста, отключите расширение для блокировки рекламы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *