Факторы влияющие на развитие личности

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци­альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про­изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив­ность личности, порождаемая противоречиями, интереса­ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро­среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло­гов, психологов и педагогов о соотношении биологических

социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на­следственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен­ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич­ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче­ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден­ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред­расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи­сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов.

К.Д. Ушинский утверждал, что личностью человек ста­новится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование лич­ностных качеств. Человек — не только продукт наслед­ственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения внешних факторов. Изменяя их, человек изменяет и самого .себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору — наследственнос­ти. Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особеннос­ти. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказа­но, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что имен-

но наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей стол непохожими друг на друга.

Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Ноmо sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

физические данные: внешние расовые признаки, осо­бенности телосложения, конституции, черты лица, цвет во­лос, глаз, кожи;

физиологические особенности: обмен веществ, артери­альное давление и группа крови, резус-фактор, стадии со­зревания организма;

особенности нервной системы: строение коры голов­ного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных про­цессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

аномалии в развитии организма: дальтонизм (частич­ная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

предрасположенность к некоторым заболеваниям на­следственного характера: гемофилии (болезни крови), са­харному диабету, шизофрении, эндокринным расстрой­ствам (карликовости и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности челове­ка, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например осложнений после болезни, физиче­ских травм или недосмотра при развитии ребенка, наруше­ния режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в ре­зультате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и. аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследу­ются также некоторые врожденные индивидуальные осо­бенности человека, связанные с его внутриутробным раз­витием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллек­туальные, специальные и моральные качества? А также, что передается детям: готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки —эт о анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

Различают задатки двух видов:

• общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов);

• индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности — индивидуальные особенности личнос­ти, являющиеся субъективными условиями успешного осу­ществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявля­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способа­ми и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожден­ных способностей (С? Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов — физиологов, психологов, педагогов — рассматривают способности как прижизнен­ные образования, формирующиеся в процессе жизнедея­тельности и в результате воспитания. Передаются не спо­собности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реа­лизованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недо­статочным условием их развития. При отсутствии соответ­ствующих внешних факторов и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии соот­ветствующих задатков. И наоборот, ранние достижения мо­гут свидетельствовать не об особых способностях, а, ско­рее, об адекватной имеющимся задаткам организации Деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о насле­довании способностей к интеллектуальной (познаватель­ной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от при­роды высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны прак­тически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности из­меняют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуаль­ной деятельности. Эти ученые не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вме­сте с тем они признают, что наследственность может не­благоприятно влиять на развитие интеллектуальных спо­собностей. Отрицательную предрасположенность создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые психи­ческие заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом на­личие интеллектуального неравенства людей. Его причи­ной признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизмен­ными и постоянными.

Понимание процесса передачи интеллектуальных задатков является очень важным, так как предопределяет практиче­ские пути воспитания и обучения людей. Современная педа­гогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специаль­ным относятся музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продви­гаются более быстрыми темпами в соответствующей обла­сти деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человече­ства встречалось немало потомственных дарований. Извест­но, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его пред-

ков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много та­лантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ­ствовало утверждение, что психические качества не насле­дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга­низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка­честв своих родителей, в генетических программах челове­ка не заложена информация о социальном поведении. Ка­ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе­редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та­ких выводов служат данные, полученные при изучении по­ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав­лова, и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо­ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед­нее время позицию о генной обусловленности нравствен­ности и социального поведения человека занимают отече­ственные ученые (П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз­вития личности является среда. Среда — это реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче­ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще­ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ­водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на­следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что

все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль­ная действительность понимается в этом случае метафизи­чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин­дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв­ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак­тов между людьми, в формировании межличностных отно­шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является вос­питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше­ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело­го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Большинством исследователей вос­питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен­ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно­шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со­знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное,

О3 ное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед­ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по­тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги­ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ­ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз­нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна­вательной, трудовой, общественной, политической, худо­жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че­ловека, деятельность:

— обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

— способствует удовлетворению естественных челове­ческих потребностей;

— содействует познанию и преобразованию окружа­ющего мира;

— является фактором развития духовного мира челове­ка, формой и условием реализации его культурных потреб­ностей;

—. дает возможность человеку реализовать свой личност­ный потенциал, достичь жизненных целей;

— создает условия для самореализации человека в сис­теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди­наковых внешних условиях во многом зависит от собствен­ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек­тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор­ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива

в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз­витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со­циальными факторами, которые действуют не изолирован­но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Факторы развития личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.
Наследственностьэто то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития. Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.
Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.
Биологическая средасреда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух, тепло, пищу) .
Социальная средапомощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства). Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.

Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.
В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.
Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Факторы влияющие на развитие личности
Главная | О нас | Обратная связь

Факторы, влияющие на формирование личности

Базовые понятия: человек, личность, индивид, индивидуальность, раз­витие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение.

1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и прак­тики является проблема личности, ее развития, формирования и социали­зации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривает­ся многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективн формирования и социализации личности в процессе об; ченияг.и восттитаЩ>я.

Мдпяё/снега дзуркд/нага м ун’,в-йрс:тэта (мл А. А. Куляшова

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным по­нятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид,индивидуальность.

Какой смысл вкладывается в каждое из них?

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индиви­дуальность?

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще­ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающе­гося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характе­ристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность уна­следованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психи­ческих особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмо­циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребно­стях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе­дагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.

Что же понимают под развитием?

Прежде всего следует отметить, что развитие это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное раз­витие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической литературе даются раз­ные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, пе­реход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког­да речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен­ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие— это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пище­варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па­мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение зна­ний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, дли­тельный, противоречивый процесс, детерминированный множеством фак­торов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные измене­ния в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Ре­зультат развития — становление человека как биологического вида и со­циального существа.

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи­ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю­чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель­ности. При этом развитие не сводится к простому накоплению коли­чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест­венные преобразования физических, психических и духовных характерис­тик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социаль­ного в развитии человека и формировании его как личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

—человек — сугубо природное существо;

—духовные свойства личности имеют биологическую основу;

—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естест­венного развития.

Представители социологической концепции считают:

— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе
Жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,
прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые со­
ставляют его ближайшее окружение;

— среда является определяющим фактором формирования личности;

—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

—чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют­ся у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разру­шения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

—человек — существо и биологическое и социальное;

—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организован­ных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интен­сивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть пока­зателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная веж­ливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельство­вать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

На основе различных концепций развития личности формируются пе­дагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и фор­мы воспитания и обучения.

В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация лично­сти. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.

Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному об­ществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя­зей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаи­модействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализа­ция осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения со­циализации.

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся:

— наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения);

— среда (природная — биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда);

— образование (включая: воспитание, обучение, просвещение);

— собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование)

Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние?

Отражение биологического — наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияет разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда, или микросреда и макросреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к – ближайшему. В понятии социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их еще раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Вот почему ими заинтересовались и антропологи, и педагоги, и психологи. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки.

Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Среда является условием и источником развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личностью. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Огромную силу воспитания признали и многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования.

Я.А. Коменский «Едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки хоть как-нибудь не воспринимало изображения, едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь нельзя было написать. Однако, если попадется зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать…»

В чем сила воспитания? Почему она оказывается решающим, главным фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду; во-вторых, все дети проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для эффективности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознание человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Для того, чтобы проявились творческие задатки, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

И.М. Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее воспитание и уход, тем не мене не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определенную роль в развитие и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностный качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Эти факторы являются внешними по отношению к личности. Однако мы не должны забывать о самопроизвольном внутренним ее изменении, определяемом внутренними противоречиями. Каждая личность развивается по своему пути.

И.Кант: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

Следовательно, четвертым фактором развития личности является собственная активность личности, ее саморазвитие и самовоспитание.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В связи с этим при рассмотрении вопроса о особенностях развития личности необходимо учитывать влияние такого фактора как собственная активность личности, в частности самовоспитание.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование культуры личности.

Таким образом, основными факторами развития личности является наследственность, среда, воспитания и саморазвитие (самовоспитание) личности. Но ни сила влияния, ни изменчивость этих факторов, ни их самая тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без ее активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развитие личности, т.е. человека члена общества.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

/ Titulny_list

2.Факторы, влияющие на развитие личности 6

2.1.Внутренние факторы 6

2.2.Внешние факторы 7

2.3.Управляемые факторы 8

2.4.Стихийные факторы 9

3.Взаимовлияние факторов 10

3.1.Взаимовлияние внутренних и внешних факторов 10

3.2.Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов 10

Список литературы 13

Вопрос формирования и развития личности слишком велик и неоднозначен. Но при этом очень интересный и мало изученный. Рассматривается он приверженцами разных концепций с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития человека ведет изучение в основном фенотипических особенностей созревания организма. Социогенетическая ориентация – разрабатывает представления о развитии «социального индивида» или «личности». Персонологическая ориентация приводит к анализу преимущественно формирования самосознания личности, проявлений ее индивидуальности. Но развести эти модели по разным «носителям» (организм, социальный индивид, личность) невозможно, ибо органические, социальные и психические свойства интегрируются в личности и развиваются в совокупности, оказывая влияние друг на друга.

Личность есть системное качество. С этой точки зрения исследование личности – это не исследование отдельно индивидных свойств, психических процессов и состояний человека, это исследование его места, позиции в системе общественных связей – это исследование того, что, ради чего и как использует человек свое врожденное и приобретенное. Соответственно исследование развития личности поднимает вопросы, что и как влияет на этот результат.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Процесс развития личности

Прежде всего, чтобы раскрыть понятие процесса развития личности нужно сначала понять, что такое личность.

Итак, в психологии личностью называют человека – носителя сознания. Другое определение говорит о том, что личность – это система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Но что же включают в себя эти определения понятия личности?

В понятие индивида входят общие качества человека, как биологического вида, а понятие личности тесно связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. В ней существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. За это отвечают уровень развития творческих возможностей человека, его способности, знания и умения, его эмоционально-волевые и интеллектуальные качества.

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, ищет возможности актуализации своих способностей.

Развитие личности как процесс

Теперь нужно раскрыть понятие процесса развития личности. Для этого определим, что такое процесс и дадим определение развития.

Процесс – это динамика, течение. Развитие – это реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

Развитие личности как процесс – это описание происходящей динамики, его этапов и механизмов. Процесс развития личности многолик и сложен: развитие может происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого, может быть следствием учебы или тренировки, может быть результатом разрешения внутренних противоречий, или результатом формирования. Но в нем есть свои закономерности.

Например, развитие происходит в единстве биологического и социального в человеке. Так же оно происходит посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.) и в ходе деятельности. Важно то, что развитие проходит не равномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейного движения от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход кругов количественных изменений в качественные, преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Факторы, влияющие на развитие личности

К внутренним факторам, влияющим на развитие личности, относятся: наследственность, собственная активность личности, реализуемая в деятельности.

Рождаясь, человек наследует от своих родителей, предыдущих поколений общие особенности человеческого рода и индивидуальные качества.

Наследственность – восстановление у потомков биологического сходства с родителями.

Человек как часть живой природы наследует, прежде всего, задатки типа нервной системы, на базе которых формируются тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический).

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей — талант, гениальность.

Как свидетельствуют данные физиологии и психологии, врожденными у человека есть не готовые способности, а только потенциальные возможности для их развития, склонности к определенной деятельности, то есть задатки (Задатки — врожденные анатомо-физиологические качества индивида, естественная предпосылка его развития). Чем сильнее обнаруживаются специальные задатки, тем лучших результатов может добиться человек в их развитии.

Для того чтобы развивать свои способности и специальные задатки нужно активно участвовать в какой-либо деятельности.

Активность – это важнейшая черта личности, состоящая в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и проявляющаяся в интенсивной деятельности в труде, учении, творчестве и т.п.

Активность подразделяется по трем параметрам: 1) скоростной; 2) эргический (стремление к напряжённой умственной работе); 3) вариационный (внутренняя тенденция к разнообразию поведения). В психологии выделяют такие виды активности, как общую и поисковую.

Общая активность является чертой проявления темперамента. Одни люди могут быть пассивными, инертными по своей природе. Следовательно, им необходимо приложить существенные усилия, чтобы стать активными и инициативными в той или иной деятельности. Другим же, активным и стремительным, необходимо определить, в каком направлении действовать, чтобы их энергия и энтузиазм помогли им в достижении поставленных целей.

Под поисковой активностью понимается поведение, направленное на изменение существующей ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учёте степени его эффективности. Поисковая активность – обязательный компонент многих типов поведения. Например, проявление поисковой активности – важная составная часть процесса планирования, прогнозирования результатов самообразовательной деятельности.

Внешними факторами, влияющими на развитие личности, являются природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, а также общение.

Природная и социальная среда являются также стихийными факторами, поэтому о них позже, как и о воспитании, которое относится к управляемым факторам развития личности. Итак, остается коллективная деятельность и общение.

Коллективная деятельность – это процесс какой-либо деятельности, который осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива воспитанников и воспитателей. В процессе коллективной деятельности происходит как самообучение, так и взаимообучение учащихся.

В коллективной деятельности происходит общение.Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

В процессе общения складываются определенные личные взаимоотношения, и характер отношений ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.

Из всех факторов управляемыми являются воспитание и самовоспитание.

Воспитание представляет собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Но его часто отождествляют с социализацией, хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация – процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Стихийными факторами развития личности считают влияние природной среды и общества.

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К социальной среде относятся характеристики, такие как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и многие другие.

Для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались. Способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Взаимовлияние внутренних и внешних факторов

Внутренние факторы – это прежде всего анатомо-физиологические особенности индивида, особенности его нервной системы и задатки. Например, слабое зрение и слух, естественно, сказываются на действиях и поступках личности. А задатки, как известно, облегчают развитие способностей личности.

Внешние факторы развития личности находятся в окружающей среде. Обычно здесь выделяют природно-географическую и социальную среду. Известно, например, что люди, выросшие на Крайнем Севере, более выдержанные, организованные, умеют ценить время, внимательно относятся к тому, чему их учат. Социальная среда, в свою очередь, подразделяется на макросреду (общество в целом) и микросреду (семья, учебная группа, трудовой коллектив и т.д.) Именно в микросреде закладываются важнейшие морально-психологические характеристики личности. А личность, сформировавшаяся в условиях, например, тоталитарного государства, в большинстве случаев будет не такой, как получившая свободное развитие в условиях демократического общества.

В процессе развития личности внутренние и внешние факторы теснейшим образом взаимосвязываются. При этом решающая роль в интеграции этих факторов принадлежит самой личности, ее собственной активности в процессе самоактуализации и самосовершенствования.

Взаимовлияние стихийных и управляемых факторов

Стихийные факторы развития личности – это общение, природная и социальная среда. Управляемые – это воспитание и самовоспитание.

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний. Путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И. С. Кон) является одним из направлений косвенных воспитательных влияний. При таком подходе становление ценностных ориентаций происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого ребенка в специально педагогически организованной среде.

Путь через влияния среды с позиции социального воспитания — это путь опосредованного управления процессом формирования и развития личности ребенка. Большое значение для понимания сути того, что называется опосредованным управлением, имеет структурно-функциональный подход, позволяющий представить опосредованное управление в виде «подбора» надлежащих параметров среды или «приготовления» нужной среды, в которой система ведет себя необходимым образом.

Зная это, мы можем сказать, что воспитание не может обходиться без общения, а значит и без социальной среды. Таким образом, взаимовлияние стихийных и управляемых факторов очевидно.

В педагогике и психологии выделили три основных направления сущности личности: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Биологическое направление говорит нам о том, что человек это природное существо и все его действия обоснованы инстинктами и биологическими потребностями. Социальное направление не отрицает биологическую сторону человека, но считает, что в процессе своей жизни человек социализируется за счет социальных групп с которыми он общается. Биосоциальное направление предполагает, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Но разделение личности на такие направления ни как не может объяснить развитие личности и, тем более, поведение.

Поэтому в современной педагогике личность рассматривается как единое целое, и все направления связаны между собой. И, следовательно, возникает ряд противоречий, который обусловлен факторами развития личности.

Н. М. Борытко Категория среды в воспитании: http://borytko.nm.ru/papers/sreda.htm

Педагогика – Зайченко И. В.:http://uchebnikionline.ru/pedagogika/ pedagogika_-_zaychenko_ib/pedagogika_-_zaychenko_ib.htm

«Педагогика». Под редакцией Ю. К. Бабанского.»Просвещение», Москва, 1983 г.

ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М. Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *