Учение о познании это

Философское учение о познании

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвящённая проблемам познания мира, получила название теории познания или гносеологии . Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: насколько познаваем мир, как человек познаёт мир, каково соотношение истинны и заблуждений, что может являться критерием истинности знания, как подтвердить верность наших представлений. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после про­блем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отноше­ний между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Ещё одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о позна­ваемости мира все философские течения можно агностицизм разделить на два основных направления: гно­стицизм и агностицизм.

Гностицизм — философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

Агностицизм — философское учение о непознаваемости мира.

Агностики (от греч. а- отрицательная приставка и gno­sis) — это философы, утверждающие, что мир познава­ем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввёл специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав их “вещью в себе” и того, как этот предмет представляется человеку — “явление”. Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зелёном цвете (“явление”), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины. которая при воздействии на человеческий глаз даёт ощущение зелени. Кант считал, что человек познаёт только “явления”, в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики (от греч. gnosis- знание)— это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между “явлением” и “вещью в себе”. В процессе развития познания и практической деятельности человек способен всё шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено по­знание, то, что познаётся. О сложностях, связанных с объектом познания уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания(т.е. тем, кто познаёт) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступа­ют отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках нашего знания. Ф.Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником наших знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р.Декарт утверждал, что важнее сама врождённая способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом .[20]

Рационализм — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т.е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма (Гегель) стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За гегелевским представлением об объективном духе скрывалась глубочайшая идея о том, что познаёт не отдельный человек, а всё общество в лице индивидуального исследователя.

В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: “бытие определяет мышление”, следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В XX веке в философии структурализма и постструктурализма дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованности языком[21].

В самом процессе познания выделяют два формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зелёный) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представ­ляющие собой совокупность ощущений ( так воспринимается нами все качества яблока.) Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятия (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления воз­никают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека .

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, вы­полняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratio — разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несуще­ственных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. По­нятия отражают общие, существенные признаки предметов. По­нятие выражается с помощью слова или словосочетания (так например, слово студент-это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраст, пол, специальность и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую свя­зи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений.

Третьей ступенью рационального познания является умозак­лючение. Умозаключение представляет собой процесс получе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения на ос­новании законов логики. Умозаключения не зависят непосред­ственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

Все учащиеся в университете — студенты.

Я учусь в университете.

Следовательно, я –студент.

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию. В отли­чие от мышления, оперирующего идеальными предметами, язык материален, т. к. знаки имеют свои материальные носители. Другими словами, язык- это материальное выражение немате­риальных построений.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительно­сти, называют истиной. По своему содержанию истина объективна. т.е. не­зависима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна. так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс всё большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причём истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Истина бывает относительной и абсолютной. От­носительной истиной называют неполное, приближенное зна­ние, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. От­носительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое зна­ние, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего по­знания. К абсолютным истинам относятся, например, так называе­мые истины факта, “вечные истины”, физические константы и т.п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна. абстрактной истины не сущест­вует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т.е. вопроса о том, чем же определяется со­ответствие знания действительности?

В современной философии выделяются три концепции истины :

-концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

-когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

-прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими[22].

Практика это целенаправленная пред­метная деятельность по преобразованию действительности.

В философской категории “практика”, понимаемой как “критерий истины”, выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека даёт главные аргументы для опровержения агностицизма.

Вопросы для самопроверки.

(первый уровень понимания материала).

1.Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. В чём суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

Термин “диалектика ” имеет свою длительную ис­торию. В античной философии под “диалектикой” (от греч. dialeklike — искусство вести спор, ученую беседу) вначале по­нимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит путем столкновения проти­воположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин “диалектика” ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения “первой филосо­фией” или “мудростью”. В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную ло­гику.

С начала XIX в. после создания Гегелем универсальной тео­рии познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также уче­ние о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.

Диалектика это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Метафизика это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Термин “метафизика” имеет два основных значения. Метафизикой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бы­тия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолирован­ные друг от друга.

Термин “метафизика” (от греч. meta- после viphysika- фи­зика) появился в 1 в. до н.э. когда греческий философ Андро­ник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объеди­нил в одно целое его труды “о первых родах сущего” (по соб­ственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием “Метафизика”. Так термин “метафизика” стал синонимом слова “философия” и в этом значении был популярен до сере­дины XIX в.

С XVII — XVIII вв. когда естествознание стало противопос­тавляться философии (в первую очередь, в методологическом плане), за словом “метафизика” постепенно стало закреплять­ся значение “умозрительное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание”. После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизика приобрела значение “ста­рой, или додиалектической философии”. Диалектический материализм закрепил за ней еще более узкое значение — “антидиалектический метод познания”.

Другими словами, метафизика создает статичную, непод­вижную картину мироздания, составные части которого не за­висят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаи­мосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII — XVIII вв. расцвет диалектики — на XIX — XX вв.

Метафизический метод лежал в основе бурного развития ес­тествознания в XVII — XVIII вв. благодаря ему наука этого пе­риода сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Круп­нейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т.е. движения, по­нимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты ос­новные успехи науки XIX — XX вв. особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных катего­риях, принципах и законах. Несмотря на то, что диалектика превратилась в науку лишь в середине XIX века, можно тем не менее сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны. Поэтому можно выделить следующие исторические формы диалектики: древнекитайская диалектика /учение даосов/, античная диалектика, идеалистическая диалектика Г. В.Ф. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса.

Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика — это присущие миру объективные законы развития, а субъективная — это отражение в сознании людей этих законов, становящихся законами мышления, или диалектической логикой. Сознательно же применённая логика к процессу познания и преобразования действительности становится диалектическим методом. Таким образом, объективная и субъективная диалектики — это не две разных диалектики, а одна, имеющая разные формы.

Объективная диалектика – диалектика природы и общества.

Субъективная диалектика — диалектика процесса познания и мышления людей.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития толчок извне, тогда как вторая под источником движения, развития понимает самодвижение, саморазвитие за счет борьбы противоположных сил и тенденций.

Законы диалектики это отражение в диалектическом уче­нии существенных, необходимых связей между явлениями и предметами объективно существующего мира. Основными за­конами диалектики являются закон перехода количест­венных изменений в качественные, закон отрица­ния отрицания, закон единства и борьбы противо­положностей. Эти законы раскрывают механизм, направ­ленность и источник всех изменений, происходящих в мире.

1. Закон перехода количественных изменении в качественные раскрывает механизм развития. Согласно этому закону развитие представляет собой не просто непрерывное коли­чественное изменение в содержании и свойствах предметов, но и изменение их качества, происходящее в виде скачка при пе­реходе количества через установленную меру. Мерой называют период изменения количества, в границах которого не происходит изменения качества.

2. Закон отрицания показывает направленность развития как процесса перехода отрицания старых форм существования к новым. В соответствии с этим законом каждая после­дующая фаза развития отрицает предыдущую, но не полностью, а сохраняя присущие ей положительные черты и снимая отрица­тельные. Каждая третья фаза развития, отрицая вторую, возвра­щается к форме первой, но на более высоком уровне содержания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник, причину развития. Согласно этому закону причина развития всех предметов кроется в самих предметах. Этой причиной яв­ляется обязательное наличие противоречий внутри предметов.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы считают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал “инь” и “ян”. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т.е. о логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Законы диалектики представляют источник развития не привносимым извне, а внутренне присущим свойством всех пред­метов. Развитие же представляет собой не что иное, как само­развитие.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля “Категории”, где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту категории — это априорные (т.е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектиче­ских категорий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в идеалистической интерпретации.В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм заменяют её анализом языка.

Категории это всеобщие понятия, отра­жающие наиболее существенные взаимосвязи между разви­вающимися явлениями

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необхо­димость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность это внутреннее, не доступное чувствам содер­жание предмета, его смысл. Явление это обнаружение отдель­ных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление- это внешние свойства предмета, которые человек по­знает опытным путем через органы чувств- зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание это то, из чего состоит предмет или явление. Форма это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие и приобретает новую. В современной науке категория “форма” близка к категории “структура”. Система (от греч. Systema — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент (от лат. Elemenlum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая систе­ма. Количество элементов, порядок их расположения, сущест­вующие между ними связи характеризуют структуру систе­мы. Структура (от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму. Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее,

Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное (частное) — это отдельное, ог­раниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые по­вторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объек­тов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо после­дующие явления. Причина это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Детерминизм — это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Детер Индетерминизм -это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность — это категории, отражающие тип существующей связи и случайность между явлениями. То, что обязательно долж­но было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость это тип связи между явлениями, опреде­ляемый основными, существенными причинами. Случайность это тип связи между явлениями, определяе­мый побочными, несущественными факторами.

Как методологический принцип познания и практической деятельности диалектическая концепция помогает решать проблемы за счет внутренних ресурсов, а не внешних заимствований. Применительно к человеку это означает, что источником собственного развития является он сам, а значит, он ответственен за все, что с ним происходит. Что же касается значения диалектики в целом для познавательной и практической деятельности, то оно состоит в том, что человек должен не избегать противоречий, а, напротив, выявлять их и стараться разрешить по мере сил и возможностей. Кроме того, знание диалектики делает человека оптимистом, поскольку помогает выстоять в трудную минуту: ведь в мире ничто не стоит на месте и не удовлетворяющая нас действительность с помощью наших усилий может измениться к лучшему. А значит, и жизнь человека имеет смысл.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала):

1. Что такое объективная и субъективная диалектика?

2. Почему противоречие является философской проблемой?

3. В чём заключается принцип детерминизма?

Познание как предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание

Чувственное и логическое познание. Их формы

Взаимосвязь чувственного и логического познания. Позиции сенсуализма, эмпиризма, рационализма, иррационализма в познании

1. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм, его гносеологическое основание

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Познание — высшая форма отражения объективной реальности.

Познание – это процесс духовного освоения человеком мира, цель его – постижение истины. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Существуют различные уровни познания:

Выделяют также различные формы познания:

познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление).

познание, направленное на получение объективизированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей).

Объективизированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы познания как:

Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах:

Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить;

Любая познавательно значимая информация;

Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со «своим другом» — с практическим отношением. Второй и третий аспекты – и есть предметы рассмотрения гносеологии, теории познания.

Гносеология — наука о познании, в котором изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Категории гносеологии: истина, достоверность, сознание, познание, субъект, объект, чувственность, рациональность, интуиция, вера. Гносеология изучает общее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова эта деятельность — обыденная, профессиональная или др. Все философские системы так или иначе связаны с гносеологией.

Эпистемология – это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческое знание.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека – а если может, то каким именно образом – давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, познаваем ли мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos — непознаваемый), философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Представители агностицизма отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ-софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть», разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делает вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. Ранней Фомой агностицизма считается скептицизм, основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятия и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности.

Следующая разновидность агностицизма – кантианство. Его лидером был немецкий философ Х VIII века И. Кант. Кант отрывает мир познания от мира реальных вещей, не видит в ощущениях и представлениях объективного содержания. По Канту, истинная природа вещей принципиально недоступна нашему познанию. О том, каковы вещи сами по себе, мы абсолютно ничего не знаем, а знаем только их явления, то есть те представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

На рубеже Х I Х-ХХ веков сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования была теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов, теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств теоретического отражения действительности, расширяющий диапазон конвенций (соглашений) в среде естествоиспытателей. Конвенционализм определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными.

Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания получил широкое распространение в западной философии в последние десятилетия ХХ века. С конвенционалистскими установками выступали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые и философы.

Агностические концепции разделяются по многим основаниям. По именам создателей соответствующих школ выделяются: юмовский, кантовский и. т.д. агностицизм, по средствам и характеру аргументации: этический, физиологический, кибернетический, иероглифический, материалистический, идеалистический, сенсуалистический, рационалистический.

Другое направление носит название гносеологического реализма. С этой точки зрения, мир материальных систем не ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями, за ними скрываются и в них проявляются, хотя нередко искаженно, сущностные связи и отношения.

Конфронтация агностицизма и гносеологического реализма в явном или неявном виде проходит через всю проблематику гносеологии, противоборство этих позиций присутствует и в современной теории познания.

2. Чувственное и логическое познание. Их формы

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д. которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота9quot;, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Существует три формы чувственного отражения:

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ это:

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ

наука о познании. Различают: 1) Теорию познания как специальное исследование познания; она в свою очередь делится на критику познания, отправляющуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию (см. Кант. Критика чистого разума), и на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. 2) Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого. В 19 и нач. 20 в. в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм. эмпириокритицизм, идеализм. иллюзионизм, конвенционализм. критицизм, феноменализм. позитивизм, прагматизм. реализм-, сенсуализм. скептицизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и свое значение. В философии Шелера оно выступает только как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях. У неотомистов, а также у Н. Гартмана и С. Александера оно включается в метафизику. Экзистенциализм пытается заменить отношения субъект – объект понятием бытия человека в мире.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Смотреть что такое «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ» в других словарях:

Учение о познании — см. Теория познания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

принцип. учение о принципе — ЛИ СЮЭ Учение о принципе. Др. назв. дао сюэ ( учение о дао ). Направление в неоконфуцианстве эпох Сун (10 13 вв.) и Мин (кон. 14 17 в.), видевшее путь к постижению мира в познании принципов (ли (1)) как объективной реальности. Его предтечами… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Учение — совокупность теоретических положений о какой либо области явлений действительности (например, учение о познании (теория познания), учение о методе, учение о порядке, учение эволюционное и др.); система воззрений ученого, мыслителя … Начала современного естествознания

О природе логики — «О ПРИРОДЕ ЛОГИКИ» трактат Джакомо Заба реллы (Zabarella Jacob. De natura logicae), впервые опубликованный в Венеции в 1578. Забарелла наиболее яркий представитель итальянского аристотелизма. Вопрос о природе логики, неоднократно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

О назначении человека. Опыт парадоксальной этики — соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. ( Начала ) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики. Будучи приверженцем экзистенциального типа… … Русская Философия. Энциклопедия

О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. Опыт парадоксальной этики — соч. Бердяева, опубликованное в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. (в сб. его трудов под названием О назначении человека ). Работа состоит из 3 ч. В 1 й ч. ( Начала ) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики.… … Русская философия: словарь

Трактат о человеческой природе — «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ» («A Treatise of Human Nature») центральная философская работа Д. Юма. Состоит из трех книг «О познании», «Об аффектах» и «О морали». Первые две книги были анонимно опубликованы в Лондоне в 1739 г. третья… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АТОМНОЕ УЧЕНИЕ — (атомистика) – учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. у. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц, к рые до конца 19 в. считались неделимыми. Для совр. А. у. характерно признание не только… … Философская энциклопедия

СИСТЕМА ЗНАНИЙ О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ — СИСТЕМА ЗНАНИЙ О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ, направление марксистско ленинской науки, формирующееся с 1960 х гг. в ходе комплексного изучения народонас. рядом обществ. и естеств. наук (см. Комплексный подход), рассматривающее народонас. как целостность,… … Демографический энциклопедический словарь

Трактат о принципах человеческого знания — «ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ» («A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge») работа Дж. Беркли, впервые опубликованная в 1710 г. Своеобразно истолковав локковскую эпистемологию и онтологические интуиции Н.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Введение в учение о познании. Н. Деволький. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1870 года (издательство «Санкт-петербург»… Подробнее Купить за 1500 руб
  • Введение в учение о познании. Н. Деволький. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1870 года (издательство`Санкт-петербург`). Внимание! На данный товар не распространяются ни оптовые, ни накопительные скидки. Эта… Подробнее Купить за 1392 грн (только Украина)
  • Учение блаженного Августина о познании души. И В Попов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Богословский вестник, 1916, 3 4, с. 452 4&3; 5, с. 37 56. Воспроизведено в оригинальной авторской… Подробнее Купить за 654 руб

Другие книги по запросу «УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ» >>

Ключевые слова и термины :

Гносеология, познание, знание, агносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм, рационалисты, сенсуалисты, обыденно-прогностическое познание, мифологическое

познание. игровое познание, художественно-образная форма познания, религиозное

познание научное познание, наука, истина, заблуждение.

Теория познания (гносеология) — важнейший и ключевой раздел философии. Она рассматривает закономерности познания человеком, исследует возможности и пределы познания окружающей действительности; стремится объяснить цель и смысл человеческого познания.

В общем смысле познание выступает как процесс постижения человеком новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действительности. Это есть не что иное, как процесс приобретения знаний. Знание можно рассмотреть как результат процесса познания, зафиксированный в памяти человека и в соответствующих атериальны5 носителях (книги, магнитные ленты дискеты и т.п.)

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. За тысячелетия было открыто множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью культуры.

Таким образом, знание есть связующая нить между природой, человеческим духом и практической деятельностью.

Процесс познания неизбежно сталкивается с такими вопросами: Познаваем ли мир? Как это происходит? Существуют ли границы познания или нет? На протяжении истории по этим вопросам существовало несколько подходов. Материалисты выдвигали основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита — образы (эйдосы), у философов Нового времени — сенсорные сигналы. Идеалисты полагали, что познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц считал, что познание есть воздействие обожествленной идеи на врожденные понятия человека. У Гегеля — самопознание абсолютной идеи, У Маха, Авенариуса — реализация простой и экономной связи ощущений. В целом позиции мыслителей можно определить следующими направлениями:

агносеологический оптимизм — (Г. Гегель, Л. Фейербах) абсолютно уверены в возможности познания мира;

агностицизм — (И. Кант, А. Пуанкаре) отрицают возможность познания мира;

скептицизм — (Пиррон, Д. Юм) выражают сомнение в познании окружающего мира.

В истории познания известен спор по поводу того, какой из двух видов познания является более надежным, достоверным, истинным. Это чувственное знание и рациональное (логическое). Первое нам дается органами чувств, второе — разумом. Очевидно, что вначале человек приобретает знания чувственного происхождения (ощущения, восприятия, представления), а затем, на этой основе в результате определенной работы ума (сравнения, анализа, синтеза), он получает знания рационального, логического характера. Так и выделились два направления рационалисты (Декарт) и сенсуалисты (Локк). В современной философии эти течения

объединены, так как они оба необходимы и дополняют и корректируют друг друга для достоверности и истинности.

Таким образом, основная проблема теории познания это познаваемость мира, то есть способность познания.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. В ходе истории человечества выработались различные формы познания.

Уже на ранних этапах существовало обыденно-прогностическое познание, поставлявшее элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и т.д. Основой этой формы познания был опыт повседневной жизни, практики людей, включая в себя здравый смысл, верования, приметы и т.п.

Одна из исторических первых форм — игровое познание, как важнейший элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид приобретает большой объем новых знаний, впитывает богатство культуры — деловые игры, спортивные игры, игры актеров и т.п.

Важную роль в истории человека играло мифологическое познание. Оно представляет фантастическое отражение реальности, является бессознательно — художественной переработкой природы и общества. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д.

В мифологии зарождается художественно — образная форма познания, которая получила наибольшее развитие в искусстве. Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр и т.д.), удовлетворяя эстетические потребности люден, искусство одновременно познает мир, а человек творит его в том числе и по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются определенные знания о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, правах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.

Одна из древних форм познания — религиозное. Оно обусловлено эмоциональной формой отношения людей и господствующими над ними земными силами, т.е. верой в сверхъестественное. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками, являются, например, Библия и Коран. Религиозные представления содержат в себе определенные знания о действительности.

Существует множество других форм познания. но нельзя не рассмотреть научное по — знание, где главная его особенность это рациональность и системность. Наука понимается как форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие законов на основе реальных фактов в их взаимосвязи. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, так как научное — это объяснительные знания. В научном познании функционирует сложная система методов (теоретические и практические), которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

Таким образом, наука — это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Целью научного познания является достижение истины, под ней понимается соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истинными знаниями являются только те, которые правильно, неискаженно отражают объективную реальность, действительное положение вещей. И в этом смысле знания являются объективными, что и означает их истинность. Ценность знания определяется мерой его истинности. Например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца, является истиной.

Постоянный и необходимый спутник истины — заблуждение, выступает как знание. не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Оно есть по сути искаженное отражение действительности. Например, «теоретическая астрология», хотя отдельные моменты истины в ней имеются.

Таким образом, истинные знания дают людям возможность организовывать свои практические действия, предвидеть грядущее. Если бы познание не было истинным отражением действительности, то человек не мог бы разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Итак, познание — это процесс приобретения знаний, отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума. составляющего всемирную гордость человечества.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое знание и познание?

2) Как рассматривалась проблема познания в истории философии?

3) В чем состоит сущность различных форм познания?

4) Что такое истина? Как она соотносится с заблуждением?

5.3. Философское учение о познании

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний. Вы уже знаете, что часть философского знания, посвященная проблемам познания мира, получила название теории познания, или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?». Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.

В круг важнейших проблем общей теории познания входят проблемы изучения видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики. Основной проблемой гносеологии является проблема границ познания: насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно. Многие философы высказывали мнение о том, что возможности познания ограничиваются особенностями человека и его восприятия. То, что мир совсем не таков, каким он воспринимается человеком, было понято уже философами древности. Еще одна трудность была связана с объяснением причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познаваемости мира все философские течения можно разделить на два основных направления: гностицизм и агностицизм.

ГНОСТИЦИЗМ – философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

АГНОСТИЦИЗМ – философское учение о непознаваемости мира.

Агностики (от греч. а – отрицательная приставка и gnosis знание) это философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. Агностицизм называют также гносеологическим пессимизмом.

Наиболее полно позиция философского агностицизма была выражена в философии Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета как он есть сам по себе, назвав его «вещью в себе», и того, как этот предмет представляется человеку, «явление». Так, например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. Кант считал, что человек познает только «явления», в то время как вещи в себе непознаваемы.

Гностики (от греч. gnosis знание) это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающе и безусловно. В современной литературе это направление часто называется гносеологическим оптимизмом.

Позиция гностицизма свойственна как объективному идеализму, так и материализму. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». В процессе развития познания и практической деятельности человек способен все шире и точнее познавать окружающий мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим чисто теоретически. Так же как материализм и идеализм, гностицизм и агностицизм являются сквозными направлениями, проходящими через всю историю развития философской мысли.

Познание как процесс, направленный на получение знаний, включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания; уровни и ступени познания; истину как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается. О сложностях, связанных с объектом познания, уже говорилось, но существуют расхождения философов и в понимании субъекта познания.

Субъектом познания (т. е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные люди, группы людей, общество в целом.

Долгое время в истории философии познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причем под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек ученый. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания. Ф. Бэкон, английский философ и естествоиспытатель, считал, что главным источником знаний являются чувства, данные которых разум лишь обрабатывает. Французский философ и математик Р. Декарт утверждал, что важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств. Спор между двумя позициями в истории философии, которые выражали Бэкон и Декарт, получил название спора между эмпиризмом и рационализмом.

РАЦИОНАЛИЗМ – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рационализм утверждал, что истинное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее источни­ком познания в первую очередь чувственный опыт.

Данные чувств рассматриваются в эмпиризме как главная форма достоверного знания. Спор рационализма и эмпиризма объясняется тем, что каждое из этих направлений совершенно верно отмечает наличие двух форм познания: чувственного и рационального, но при этом абсолютизирует, т. е. преувеличивает роль одного из них.

Величайшей заслугой немецкого идеализма стало понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек (исследователь-Робинзон), а общество в целом. Представление о социальной (общественной) природе познания в немецкой философии содержалось в философии Канта и, в особенности, у Гегеля. За кантовским «трансцендентальным субъектом» и гегелевским представлением об «объективном духе» скрывалась глубочайшая идея о том, что познает не отдельный человек, а все общество в лице индивидуального исследователя.

В философии Маркса социальная природа познания была представлена в материалистической интерпретации: «бытие определяет сознание», следовательно, способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни.

В XX в. дальнейшее изучение объективных форм мышления привело к пониманию их опосредованное языком.

В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств. Ступенями чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий). Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока). Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Рациональное (от лат. ratiо – разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения. Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания суждение. Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете студенты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение:

«Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете.

Следовательно, я – студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык это система знаков, передающих информацию.

Результатом процесса познания выступают знания. Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т. е. независима от познающего ее субъекта. По своей форме истина всегда субъективна, так как вне сознания ее не существует. Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям. Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта. Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета. Гегель показал, что истина не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причем истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Истина бывает относительной и абсолютной. Относительной истиной называют неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания. Относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине. Абсолютной истиной называют такое знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся, например, так называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п.

Понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Это означает, что истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Для деятельности человека нужно знание объективно-истинное и доказанное. Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания. В истории философии предлагались различные варианты решения проблемы критериев истинности наших знаний, т. е. вопроса о том, чем же определяется соответствие знания действительности.

В современной философии выделяются три концепции истины:

♦ концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

♦ когерентная концепция истины, в соответствии с которой высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

♦ прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции истины не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими. (Прочитайте:Скирбекк Г. Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. 2000 (Глава 29. Обзор современной философии).)

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания. Именно практическая деятельность человека дает главные аргументы для философского спора с агностицизмом.

ПРАКТИКА – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что такое гносеология, и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *