Учебные действия

Учебные действия

Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия

Состав учебных действий неоднороден. Одни из них применяются для усвоения любого учебного материала (например, изображение заданных образцов тем или иным способом: графически, в виде моделей или словесных описаний и т.д.). Другие характерны для работы с определенным учебного предметом, третьи — для воспроизведения лишь отдельных частных образцов.

Усвоению каждого фундаментального понятия при изучении того или иного учебного предмета соответствует определенная система учебных действий. Так, для полноценного усвоения грамматических понятий о строении слов и значении морфем младшие школьники должны: 1) изменить исходное слово и получить его вариантные формы или родственные слова; 2) сравнить значение исходного слова и новых слов; 3) сопоставить формы исходного слова и выделить морфемы; 4) установить функциональное значение морфем данного слова и т.д. Если школьник по разным причинам не овладеет всей системой этих учебных действий, он с большой вероятностью будет испытывать трудности при усвоении грамматики родного языка.

Обучение учебным действиям, необходимым для овладения тем или иным учебным предметом, происходит в процессе преподавания в соответствии с определенными принципами дидактики. И ответственность за полноценное усвоение всей системы учебных действий каждым из учащихся ложится прежде всего на плечи учителя.

В школьной практике нередко приходится сталкиваться с недостаточным или нерациональным использованием таких учебных действий, которые являются общими для усвоения различных учебных предметов, т.е. общими приемами учебной работы школьников.

К числу наиболее распространенных относится прием заучивания учебного материала. Младшие школьники, как правило, используют прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который нередко действительно требует точного заучивания: многочисленные стихотворения, правила, таблица умножения и пр. Поэтому для младшего школьника задание выучить материал зачастую означает запомнить дословно. К дословному воспроизведению побуждает ребенка и недостаточно обширный словарный запас, ограничивающий возможности передать мысль своими словами, а также все еще большие резервы непосредственной памяти.

Однако по мере усложнения учебного материала на первое место выдвигается задача не запомнить буквально, а понять, выделить основную мысль, уловить последовательность и логику изложения и т.д. Это требует от ученика новых приемов работы: умения произвести смысловую группировку материала, выделить опорные пункты, составить план и т.п.

Этим приемам младших школьников необходимо специально обучать, начиная со 2-3-го класса. Задачу эту целесообразно выполнять при тесном сотрудничестве учителя, психолога и родителей.

К сожалению, необходимый момент введения новых приемов учебной работы зачастую упускается, а сами ученики не всегда способны самостоятельно их обнаружить и использовать. Поэтому у многих младших школьников к концу обучения в начальной школе закрепляются неадекватные приемы и способы работы с учебным материалом. Последствия этого могут быть довольно печальными. По мере возрастания объема и сложности учебного материала усидчивость уже не может компенсировать неумение учиться. А это часто сказывается при переходе в среднюю школу, когда резко возрастают учебные требования, увеличиваются число изучаемых дисциплин и их объем. В итоге у школьников, не владеющих рациональными приемами учебной работы, результаты резко снижаются.

Чтобы избежать столь неприятных последствий, необходимо специально и целенаправленно обучать младших школьников приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала.

Диагностика уровня сформированности у школьников учебных действий при решении учебных задач является одной из актуальных проблем дидактико-психологических исследований. Разрабатываемые на их основе материалы математического и лингвистического содержания могут быть использованы на соответствующих уроках не только в диагностических, но и в развивающих целях.

Учебные дейстия основываются на активной мыслеречевой деятельности школьниов и кассифицируются по преобладающему каналу восприятия. Визуальные:

· работа над понятием

· ситуация яркого пятна

· проблема предыдущего урока

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:

1. повторить знания об имени прилагательном;

2. определить, с какими частями речи сочетается;

3. изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

4. определить закономерность изменений, сделать вывод.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание9quot;, «Прямоугольник9quot;.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока «Глагол9quot;.

– Соберите слово из первых звуков слов: «Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить».
Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

Ситуация «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.
Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока «Насекомые9quot;.

– Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке русского языка в 1 классе по теме «Предложение9quot; можно предложить схему:

2) Предлагается тема урока и слова — «помощники9quot;:

С помощью слов — «помощников9quot; дети формулируют задачи урока.

3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение — есть задача урока. Например: для темы «Число 9 и его состав» проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На уроке русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

5. Действие контроля. Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль .

Действию контроля в учебной деятельности принадлежит особая роль, поскольку овладение этим действием «характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс».

Первоначально контроль за выполнением учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, сопоставляет их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения, соотносит выявленные расхождения с недостатками учебных действий. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные действия.

Сравнение результата с заданным образцом является основным моментом действия контроля. Так, при разучивании стихотворения таким образцом выступает напечатанный в книге текст, при выписывании букв — пропись и т.д. Действию сравнения с образцом необходимо научить ребенка.

Просто показать образец и сказать: «Смотри, делай так же и сравнивай» — нередко бывает недостаточно. Необходимо выделить в образце опорные точки, т.е. адать ориентировочную основу действия.

В этой связи К.В. Бардин приводит показательный пример неумения школьника правильно использовать заданный образец: выполняя задание по письму, ребенок сопоставлял с образцом только первую букву, вторую букву он «срисовывал» с им же самим написанной первой буквы, третью — со второй и т.д. поэтому к концу строчки буква так искажалась, что ее трудно было узнать.

В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника они нередко практически полностью берут контроль за его домашней подготовкой к урокам на себя: проверяют у школьника тетради с домашним заданием, заставляют отвечать устные уроки, собирают портфель, следят за соблюдением режима и пр. Учитель должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебных занятиях (а затем и не только в них).

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Учебные действия: виды и их характеристика

Учебные действия можно классифицировать по разным основаниям. Например, в процессе решения каждой учебной задачи можно выделить такую последовательность действий.

1. Действия целеполагания. Прежде чем приступить к решению задачи, учащийся должен принять ее как задание, которое необходимо выполнить. При этом важно правильно понять, что именно должно получиться в результате решения задачи, осознать, для чего и с какой целью она решается.

2. Действия планирования. Принимая для себя цель решения учебной задачи, учащийся встает перед необходимостью подбора соответствующих действий по ее решению, установления их последовательности.

3. Исполнительские действия. Они представляют собой внешние действия (предметные и вспомогательные, вербальные и невербальные), а также внутренние (умственные) действия по реализации плана решения задачи.

Эти действия также классифицированы по различным признакам.

1. Преобразующие и исследовательские действия. Данное различие основано на том, каким именно преобразованиям подвергаются изучаемые объекты и каков масштаб этих объектов. Под преобразующими действиями понимаются непосредственные манипуляции над конкретным объектом с целью выявления его свойств, при этом ученику уже могут быть известны общие закономерности и принципы функционирования объектов данного класса (например, решение задачи по математике на основе изученных ранее правил, законов и формул). Исследовательские действия направлены на раскрытие общих закономерностей, которые ранее не были известны учащемуся, и это раскрытие может происходить чисто теоретически, на основе объяснения либо на конкретных примерах, разбор которых подчинен цели уяснения нового обобщенного способа действий.

2. В соотнесении с познавательными процессами среди учебных действий различают перцептивные, мнемические и мыслительные действия. Перцептивные действия воплощают в себе процесс восприятия и включают опознание, идентификацию, выделение фигуры на фоне, отделение главного от второстепенного. Мнемические действия осуществляются на базе процесса памяти, среди них можно выделить заучивание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, воспроизведение. Мыслительные действия включают прежде всего логические операции – сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификацию и др. Все эти операции являются различными способами раскрытия существующих связей и отношений между объектами и внутри них. Каждое сложное интеллектуальное учебное действие включает в себя и большое количество часто не дифференцируемых перцептивных, мнемических и мыслительных операций. В силу того, что они специально не выделяются в общей группе учебных действий, учитель иногда не может точно диагностировать характер затруднения ученика при решении учебной задачи.

3. Репродуктивные и продуктивные действия. К репродуктивным относятся воспроизводящие действия, осуществляемые по заданным критериям, шаблонным способом. Действия целеобразования, преобразования, создания нового, выполняемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные. Существуют также действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми и другими.

4. Действия самоконтроля и самооценивания учащегося. При решении задачи каждый полученный промежуточный результат, и тем более итоговый, сличается с поставленной целью. Таким образом оценивается, насколько процесс решения приблизился к достижению поставленной цели. Действия контроля и оценки ученика представляют собой интериори-зированные действия учителя, поэтому психологический механизм их формирования особый.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ это:

Смотреть что такое «УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» в других словарях:

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Учебные действия — основной структурный компонент учебной деятельности. У. д. образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ — (англ. learning strategies). Действия и операции, используемые учащимися с целью получения, хранения в памяти и применения накопленной информации. У. с. зависят от психологических особенностей и качеств личности обучаемых. В публикации А. А.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — (affirmative action) Политика, направленная на устранение любых видов дискриминации. Сторонники позитивных действий считают, что недостаточно принять законы, запрещающие ущемление прав какой либо группы населения в сфере образования, найма на… … Политология. Словарь.

Военные действия в Абхазии (2008) — Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт Дата 7 августа … Википедия

Кросс-культурные учебные программы (cross-cultural training programs) — К. к. у. п. считают формальными попытками, нацеленными на подготовку людей к жизни и труду в условиях культуры, отличающейся от их собственной. В идеале такие программы организуются и проводятся профессиональными работниками, имеющими соотв.… … Психологическая энциклопедия

Низкие учебные достижения (academic underachievement) — Н. у. д. это достижения ниже ожидаемого или прогнозируемого уровня. Традиционно, тесты IQ использовались для прогнозирования уровня достижений, а стандартизованные тесты достижений для установления критерия. Отклонение установленной величины,… … Психологическая энциклопедия

НАВЫКИ В ОБУЧЕНИИ — учебные действия, приобретающие в результате многократного повторения автоматизированный характер. По мере того, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, в их речи (письменной, устной), при решении учебных задач появляются элементы… … Профессиональное образование. Словарь

сознательность учения — Категория. Характеристика процесса обучения. Специфика. Понимание учащимся важности образования для его дальнейшей судьбы. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

неуспеваемость — не соответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания. На протяжении долгого времени предпринимались… … Дефектология. Словарь-справочник

Понятие «универсальные учебные действия».

Образование становиться не только процессом усвоения знаний, но и способом овладения социальной реальностью. Готовность к непрерывному образованию, повышенная профессиональная мобильность, готовность к сотрудничеству, активная гражданская позиция, творческие способности – востребованные качества личности, которые определяют цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся [134].

Современные образовательные тенденции отдают приоритет деятельности как системообразующему фактору в обучении. Тем не менее, деятельностный и знаниевый подходы не противоречат, а обогащают друг друга.

Модель образовательной системы, построенная на основе симбиозе деятельностного и знаниевого подходов закреплена в концепции государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Согласное основной идеи данного стандарта на первый план выходит выделение фундаментального ядра общего образования, включающего не только совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, но и программу развития универсальных учебных действий.

Понятие «универсальные учебные действия» связано с умением учиться, предполагающим через активное освоение нового социального опыта формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию [99].

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование соответствующих умений, включая самоорганизацию процесса учения [101].

Теоретико-методологической базой разработки нового образовательного стандарта служат деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов и многие др. Основным положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования, обеспечивается, прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающие в качестве основы образовательного процесса, в результате которого индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. При этом они понимаются как следствие выполнения соответствующих целенаправленных действий, то есть их формирование обусловлено активизацией деятельности самих учащихся. Многообразие и характер усвоенных универсальных действий определяет качество усвоенных знаний [164].

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимодополняющими положениями:

· Формирование УУД, как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

· Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

· УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной;

· Представление о функциях содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно- воспитательного процесса;

· Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.

· Успешность развития УУД решающем образом зависит от способа построения содержание учебных предметов [176].

Универсальные учебные действия подразделяются на четыре основных блока, обеспечивающих главные цели общего образования: первый -личностный; второй — регулятивный; третий — познавательный; четвёртый — коммуникативный.

Под личностными УУД понимают знание общепринятых моральных норм, способность учащихся следовать, соотнося свои и чужие поступки с данными этическими нормами, что обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся, их понимание социальных ролей и характер межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

· самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

· нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей [27, 80, 167].

Под регулятивными УУД понимают способность учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность учения. Их подразделяют на следующие виды:

· целеполагание – самостоятельная формулировка цели предполагаемой деятельности;

· планирование – создание алгоритма действий, направленных на достижение конечного результата;

· прогнозирование – предвидение результата своей учебной деятельности и временных характеристик его достижения;

· контроль – предполагает умение сопоставлять спланированный результат с полученным в итоге деятельности с целью выявления отклонений;

· коррекция – ликвидация выявленных в процессе контроля отклонений и внесение необходимых изменений и дополнений в план и способ действий;

· оценка – анализ учащимся степени достижения намеченной цели и усвоения приобретённых в ходе этого знаний и умений;

· саморегуляция – подразумевает осознанное и самостоятельное напряжение сил и воли, направленных на достижение поставленной цели [7, 115, 143].

Познавательные УУД обеспечиваются наличием общеучебных, логических действий, а также способностью к самостоятельному определению тематики исследования и его осуществления.

Общеучебные универсальные действия предполагают:

· определение и формулировка проблемы творческого и поискового характера;

· самостоятельную постановку учебной задачи с целью преодоления личного затруднения, возникшего в результате создавшейся в процессе учебной деятельности проблемной ситуации;

· построение алгоритмов действий для достижения поставленной цели;

· поиск и сбор необходимой для решения учебной задачи информации;

· анализ и обобщение приобретённых знаний;

· осознанное и произвольное выражение своих мыслей в устной и письменной форме;

· определение наиболее рациональных способов решения учебной задачи в зависимости от имеющихся возможностей;

· рефлексия включает в себя контроль и оценка процесса и результатов деятельности, а также коррекцию дальнейших планов;

· адекватное восприятие и оценка полученной информации [120, 170].

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия, включающие моделирование с целью решения данной проблемы на объектах другой предметной области.

Необходимо понимать, что поскольку регулятивные и общеучебные УУД имеют своей целью организацию деятельности учащихся, поэтому, как и в любой структуре деятельности в их состав входят целеполагание, планирование, выполнение намеченных действий, а также рефлексия. Однако, данные виды УУД имеют различную направленность. Так, регулятивные формирование умения обучающихся осознанно организовывать любую свою деятельность, в то время как общеучебные УУД направлены на формирование способностей приобретать новые знания по мере возникающей в них необходимости.

Логические универсальные действия:

· сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

· выявление причинно-следственных связей;

· составление логически верных умозаключений;

· выдвижение гипотез и их обоснование [69, 96, 120].

Коммуникативные УУД подразумевают наличие социальной компетентности, способности учитывать мнения других людей, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

К видами коммуникативных действий относятся:

· определение правил учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

· участие в «мозговом штурме», продуктивном взаимодействии в ходе поиска и сбора информации;

· преодоление конфликтных ситуаций в процессе принятия коллективного решения и его реализации;

· контролирование и оценивание действий партнера с целью коррекция его поведения;

· точность и корректность выражения своих мыслей в процессе коммуникации, построение монолога и диалога в соответствии с нормами языковой речи [68, 114, 165, 182].

Четкое выделение данных видов учебных действий позволит уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретных учебных предметов.

Формирование способностей к различным видам УУД должно осуществятся с учётом особенностей возрастного развития ребенка и состояния его познавательной сферы. Содержание и характеристика учебной деятельности должны определяться зоной ближайшего развития ребёнка.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

· соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

· соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин) [50].

Уровень действий может выступать в трёх основных формах действия: в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей; действие в словесной или речевой форме; действие в уме – умственная форма действия.

Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития) [15].

Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижении целей условий, и несущественных условий. Разумность определяет такие особенности ориентировки учащегося как степень целенаправленности и успешности поиска и выделение необходимых и достаточных для решения задачи условий. Далеко не всегда действия, приводящие к правильному результату характеризуются разумностью – оно может быть заучено путём механического запоминания и воспроизведено без понимания сущностных связей и отношений предметного содержания действий.

Сознательность (осознанность) – это возможность отражения в речи содержания действия, последовательности его операций значимых для выполнения условий и достижения результата. Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия.

Обобщенность характеризует возможности переноса и применения учащимися действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.

Критичность действия определяет меру понимания и осознания действия в его функционально – структурной и содержательной характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действий.

Освоенность или мера овладения действием характеризует его временные характеристики и лёгкость перехода от одной формы действия к другой. Обычно здесь говорят о степени автоматизированности действия, временных и силовых показателях.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

· Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

· Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

· УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной [99].

Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Так, происхождение личностных, познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. Из общения и сорегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения [151]. Из ситуативнопознавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина).

В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и

деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий [125].

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции. Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося [80].

Способность учащегося к учебной деятельности, формирование необходимых умений и компетентностей, реализуется через обобщенность универсальных учебных действий, позволяющей учащимся ориентироваться в различных предметных областях и в сущности самой учебной деятельности. В процессе освоения обучающимися всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции, преобразование материала, контроль и оценка) формируется умение учиться способствующие полноценному развитию ребёнка. Данное умение закладывает основу повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, составляющих целостный образ окружающего мира и ценностно – смысловую ориентацию в нем, а также формирования умений и навыков, необходимых для успешной самореализации в жизни [99].

Универсальных учебных действий обеспечивают учащимся возможность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: осуществлять её целеполагание, находить и применять рациональные средства и способы её достижения, отслеживать и оценивать процесс и конечный результат этой деятельности. Кроме того, овладение УУД способствует гармоничному развитию личности и закладывает потенциал для её успешной самореализации на основе готовности к дальнейшему саморазвитию.

Надпредметный характер универсальных учебных действий позволяет обеспечивать целостность общекультурный, личностный и познавательный компетенций личности, обеспечивает непрерывность между всеми ступенями образовательного процесса; организует и регулирует процесс любой деятельности учащегося, в том числе и учебной, что способствует поэтапному усвоению учебного содержания и формированию психологически целостной личности учащегося [7].

Для формирования УУД необходима организация учебного процесса на деятельностной основе, что предполагает выполнения следующих требований:

— критериями оценки результатов обучения и воспитания становится уровень развития личности и степень сформированности способности к выполнению универсальных учебных действий;

— содержательная основа учебных предметов определяется сущностью их основных понятий и способов действий с этими понятиями;

— функции, содержание и структура универсальных учебных действий должны учитывать возрастные психолого- педагогические особенности обучающихся;

— опора на психолого – возрастные характеристики и качественные показатели степени готовности к выполнению универсальных учебных действий при оценке уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

— выделение перечня учебных дисциплин являющихся оптимальной базой для формирования определённых видов универсальных учебных действий;

— создание системы заданий, способствующих формированию способности к выполнению универсальных учебных действий;

— создание инструментов для диагностики уровня сформированности

разработка системы типовых задач для диагностики сформированности способности к выполнению универсальных учебных действий [99].

Формирование способности к различным видам универсальных учебных действий в рамках деятельностного подхода к образованию происходит с учетом возрастно-психологических нормативов и определенной стадии развития метопредметных умений у обучающихся.

19. Что такое универсальные учебные действия и личностные учебные действия

Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

Теоретико-методологическая основа понятия

Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школыЛ. С. Выготского,А. Н. Леонтьева,Д. Б. Эльконина,П. Я. Гальперина,В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся.

УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Универсальные учебные действия в современном школьном образовании УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования(начального,основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий [3][4][5] .

Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, всреднем звенеи старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.

Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение не возможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОСпредусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.

Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться [6] .

Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

личностные – личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравстенно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности

— формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; — осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека — ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности — формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -развития познавательных интересов, учебных мотивов; — формирования мотивов достижения и социального признания; — мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; — ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств — стыда, вины, совести — как регуляторов морального поведения; — знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности) — выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; — формирование моральной самооценки; — развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; — развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; — формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; — формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Рекомендации по развитию учебно-познавательных мотивов:

1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом.

3. Создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности как условие для успешного усвоения материала.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.

Рекомендации по формированию основ ценностно-нравственной ориентации

1. Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).

2. Выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика согласно Устава школы.

3. Выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

4. Участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).

5. Выстраивание партнерских отношений в системе «школа — родители» в интересах воспитания и развития ребенка. Проектирование программ совместной деятельности (обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование и реализация образовательного процесса).

Рекомендации по развитию самооценки

1. Ознакомление учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.

2. Объективность оценок, педагогический такт и педагогическая этика.

3. Эмоциональная поддержка ученика.

4. Позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.

5. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.

6. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

20 .Дидактика-раздел педагогики, излагающий теорию и общие законы образования и обучения, а также исследующий закономерности усвоения знаний, приобретения умений и навыков. Поэтому дидактизация процессов дошкольного образования это видимо исследование закономерностей приобретения умений и навыков у дошколят а также изучение теории обучения в этом возрасте.

21. На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориен-тациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Зан-кова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Прогрессивное развитие личности – процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности. В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки. В современной педагогике все группы качеств личности: ЗУН – знания, умения, навыки; СУД – способы умственных действий; СУМ – самоуправляющие механизмы личности; СЭН – эмоционально-нравственная сфера; СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств. Развивающее обучение (РО) направлено на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Из всех технологий развивающего обучения наибольший интерес для эксперимента вызывают система Л.В. Занкова, технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко и система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшул-лера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *