Утомление при статической работе

Утомление мышц

В процессе работы в мышцах накапливаются вредные вещества.

Длитель­на непрерывная, однообразная работа вызывает утомление мышц.

После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и произво­дить работу. Почему так происходит?-Когда мышцы отдыхают, кровь выносит вредные вещества из клеток,-отдых необходим для восстановления силы мышц.

Работоспособность и производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Большая нагрузка на мышцы, суетливые движения быстро приводят к утомлению. При выполнении физической работы необходимо соблюдать средние, т.е. оптимальныеритм инагрузку. Оптимальный ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью….производительность труда, работоспособность можно повысить занятиями физической культурой, спортом.

Динамическая и Статическая Работа мышц

Динамическаяработа мышц — связанна с перемещением тела или груза в пространстве.

Статическаяработа мышц — связанна с удержанием определенной позы или груза, -. Чтобы определить, какая из них быстрее вызыва­ет утомление мышц, проведем опыт.

Статическая работа более утомительна, чем динамическая .

Утомление при статической работе

Опыт с удержанием груза

Если отдохнуть и заняться динамической работой: поднимать и опускать портфель до уровня отметки, то окажется, что эту работу можно совершать значительно дольше без заметных признаков утомления.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые 6ычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по оче­реди: сначала одни, потом другие.

Кроме того, при статической работе часто затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Нужно уметь правильно работать и отдыхать: делать кратковременные перерывы, переключаясь с одного вида деятельности на другой. Чередование физической и умственной нагрузки снимает утомление и повышает работо­способность.

Особенности скелета человека в связи с ПрямохождениемиТрудовой Деятельностью:

1) Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных ,образует 4 изгибаS-образно изогнут:

Их появление связано с прямохождением.- Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений – функция Амортизатора.

2)В связи с прямохождением Средняя часть стопы человека немного приподнята и имеетсводчатую форму. –Это позволяет смягчать толчки при ходьбе и прыжках. .

Опущение, т.е. уплощение, свода стопы затрудняет дви­жения в суставах ноги и тазового пояса и приводит к плоскосто­пию – функцияАмортизатора.

3) Особенностистроения скелета Руки человекав связи струдовой деятельностью:

-Большой палец челове­ка противопоставлен остальным четырем. Это позволяет надежнее удерживать различные предметы, например карандаш, ручку, молоток.

большая подвижность плечевого сустава.

Профилактика нарушения Осан­ки, искривления Позвоночника и возникновения Плоскостопия:

Нарушение осанки, искривление позвоночника не только портит внешность человека, но и способствует развитию заболеваний внутренних органов.

Осанка — привычное положение тела человека в покое и при движе­нии.

При правильной осанке у человека плечи находятся на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, походка легкая.

Правиль­ная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (легких сердца, желудка и др.).

Утомление при статической работе

1 — с правильной осанкой;

2 — с круглой спиной, сутулого ;

3 — с боковыми искривлениями — сколиоз

К нарушениям Осанки приводят:

-неполноценное питание, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов;

-неравномерное распределение нагрузки на тело и нетренированность мышц;

-неправильная посадка за партой, столом; -неправильная посадка может привести к сколиозу — боковым ис­кривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди(рис.).

— манера человека стоять, его поход­ка (рис.32

Нарушении осанки →смещение позвонков и межпозво­ночных дисков → ряд тяжелейших болезней.

Неправильная осанка →делает фигуру некрасивой + вредно влияет на работу внутренних органов.

При нарушениях осанки → к врачу для ее коррекции → физи­ческие упражнения — корригирующаягимнастика.

Утомление при статической работе

1 — с правильной осанкой;

2 — с круглой спиной. сутулого;

3 — с боковыми искривлениями

Утомление при статической работе

Осанка при ходьбе:

1 — правильное положение корпуса;

2 — боковые искривления, вызванные неравномерной нагрузкой на правую и левую стороны;

3- сутулость, вызванная привычкой смотреть под ноги;

4- запрокидываниекорпуса при ходьбе, изгибы позвоночника развиты слабо.

Профилактика Искривлений Позвоночника и Нарушения Осанки:

Кости у детей гибкие и легко искривляются.

-При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распреде­ляться равномерно.

Младшим школьникам носить учебники лучше в ранце, за спиной. Если ученик пользуется портфелем, нужно помнить, что нельзя носить его все время в одной руке. Портфель не следует носить все время в одной руке, а лучше заменить ранцем

-Сидеть во время работы за столом, партой также нужно правильно. Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до ра­бочего места — 30-35см, между грудью и партой — ширина ладони. Ноги должны упираться в пол или подставку полной ступней. При сидении чело­век должен занимать весь стул или скамью, локти держать на столе.

-При движении и стоянии тело следует держать прямо, равномерно опираться на обе ноги.

-Систематические занятия физической культурой, спортом способству­ют правильному формированию опорно-двигательной системы и осанки.

Проверяем правильность Осанки:

— углы лопаток должны находятся на одном уровне. Если один угол лопатки или одно плечо выше, а другой ниже, можно предположить боко­вое искривление — сколиоз .Между опущенными руками и туловищем образу­ются треугольники. Посмотрите, равны ли они. При боковых искривлениях равен­ства нет (рис. 33).

— определяем сутулость осанки: берем мерную ленту, которой пользуются портные. Найдите на плечах са­мые крайние точки и измерьте расстояние между ними сначала со стороны груди, а затем со стороны спины. Если результаты примерно одинаковы — все в порядке, если второе число намного больше первого — сутулость есть.

Позвоночник имеет S-образную форму, благодаря чему смягчаются удары при ходьбе, беге, прыжках. Иногда эти изгибы бывают плохо выражены —прямая спина. Однако чаще встречается другой недостаток: спина слишком выпукла —круглая спина.

Утомление при статической работе

Определение правильности осанки:

1 — плечи и углы лопаток на одном уровне, треугольники между опущенными руками и туловищем одинаковы слева и справа; 2 — лопатки, ягодицы и пятки прижаты к стене, под поясницу можно просунуть ладонь, а не кулак.

3и степени наруше­ний Осанки :

1 ой степени отклонения от нормыслабо выражены и исчезают в прямой стой­ке.

2 ой степениотклонения от нормы устой­чивы. Они не исчезают в прямой стойке, но связаны только с неразвитостью мышечного аппара­та, а потому поддаются исправлению.

3 ей степени искривления затрагивается и скелет и лечению поддаются с трудом.

Обычно с нарушениями первой степени человек справляется сам.

Нару­шения второй степени требуют консультации специалиста.

При тяжелых нарушениях третьей степени необходимо систематическое лечение и далее оперативное вмешательство, например для устранения горба.

Утомление при статической работе

Определение гибкости позвоночника

Практическая работа Гибок ли ваш позвоночник?

Встаньте на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, мак­симально наклонитесь вперед, попытайтесь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры, а если удастся, то опустите руки ниже ее (рис.36). Теперь с помощью линей­ки измерьте расстояние от кончика среднего пальца до опоры. Если пальцы оказались ниже ее, поставьте знак «+», если не дотянулись, то знак «—». Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 ÷ +9, а у девочек +7÷ +10. Все остальные по­ложительные результаты следует оценить как хорошие, а вот отрицательные — как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

Профилактика /Предупреждение Плоскостопия (т.е. форма свода стопы меняется, становится плоской):

-если большую часть дня проводят на ногах. переносят большиетяжести ;

-очень узкая и тесная обувь или обувь на высоких каблуках.

Обувь должна быть на небольшом каблуке(3-5см), правильно подранная по размеру, удобная.

Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают.

Плоскостопие может быть предотвращено корригирующей гимнастикой — это специальные упражнения на захват пальцами ног различных предметов: мячика и др (рис.34). В детских учреждениях применяются специальные ортопедические массажные коврики.)+ плавание, ходить босиком, на цыпочках, заниматься подвижными играми; о чень полезно хождение босиком.

Утомление при статической работе

Упражнения, предупреждающие Плоскостопие:

1-ходьба по палке; 2-катание мяча ногой; 3-катание обруча пальцами ног; 4-приседание на палке; 5- приседание на мяче; 6-сгибание и разгибание стопы; 7-захват и перекладывание предметов пальцами ноги.

Практическая работа Есть ли у вас плоскостопие?

Как узнать, плоская ли у вас стопа? Возьмите лист белой бумаги и положите его на пол. Затем встаньте на него мокрой ногой. Получится след. Со­едините самые крайние точки со стороны большого пальца и пятки — линия АК. Найдите среднюю точку М. Затем восстановите перпендикуляры АВ и МD от то­чек А и М. Найдите точку пересечения МD со сле­дом и обозначьте ее буквой С. Затем СО разде­лите на АВ. Если получится число больше 0,33, то имеет место плоскостопие, если меньше, то все в порядке. У многих людей отрезок СD равен нулю, это в пределах нормы.

Утомление при статической работе

Утомление при статической и динамической работе

Цель: показать, что статическая работа является более утомительной, чем динамическая.

Оборудование. секундомер, груз массой 1,5 или 3 кг.

Знать: фазы и виды утомления; особенности утомление при статической и динамической работе; факторы, влияющие на развитие утомления.

Уметь. определять утомление при статической и динамической работе.

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы.

Динамическая работа – работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксотоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развитием в ней напряжения.

Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия, накапливаются продукты обмена, что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, а также затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, ведет к тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы).
Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).
Длительная мышечная работа приводит к мышечному утомлению. Утомление — временное снижение работоспособности (клетки, органа или всего организма), наступающее в результате работы и исчезающее после отдыха.

Статическая нагрузка быстрее приводит к утомлению, чем динамическая. Динамическая нагрузка характеризуется быстрым изменением во времени ее значения и приводит к чередованию сокращения и расслабления мышц. При статической работе, например при удерживании груза, мышцы находятся в напряженном состоянии длительное время. При этом импульсы поступают к мышечным волокнам с большой частотой, поэтому каждый очередной нервный импульс приходит к мышце раньше, чем она успеет расслабиться после предыдущего импульса.

В развитии утомления, возникающего при мышечной работе, ведущую роль играет не усталость самих мышц (периферический механизм утомления), а особое состояние двигательных нервных центров (центральный механизм утомления). Отсюда становится ясно, почему физическая работоспособность так зависит от настроения. Если работа выполняется с интересом, утомление наступает не так скоро. Убедительным доказательством ведущей роли состояния нервных центров в развитии утомления (центральный механизм утомления) являются результаты описываемого эксперимента. Человек, находящийся под гипнозом, быстро устает и обливается потом, поднимая легкую корзинку, если ему внушили, что у него в руках тяжелая гиря. И, наоборот, легко и долго ритмично поднимает гирю, если, находясь под гипнозом, думает, что у него в руках легкая корзинка.
С состоянием двигательных нервных центров связано и другое явление. Когда одно и то же движение попеременно выполняется правой и левой рукой, усталость возникает не так скоро, как в случае, если то же движение и в том же ритме осуществляется только одной рукой. Поэтому для восстановления работоспособности какой-нибудь группы мышц более благоприятен не полный покой, а интенсивная работа другой мышечной группы.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов называл такой отдых «активным отдыхом». Преимущество активного отдыха И. М. Сеченов рассматривал как доказательство преобладания центральных механизмов в развитии утомления над периферическими.
При динамической работе скорость утомления зависит от двух показателей — физической нагрузки, падающей на мышцу, и от ритма работы, т. е. от частоты мышечных сокращений.
При увеличении нагрузки или при учащении ритма мышечных сокращений утомление наступает быстрее. Влияние этих условий на объем выполненной работы изучал в начале нашего века И. М. Сеченов. Оказалось, что если увеличивать нагрузку, интенсивность выполняемой работы возрастает, но только до определенного уровня, а затем снижается. Мышечная работа достигает максимального объема при средних нагрузках и средних скоростях сокращения мышц. Таким образом, И. М. Сеченовым были заложены основы новой науки — гигиены труда.

Различают две фазы утомления:
1 компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);
2 некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно- сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно- тормозных нервных процессов.
Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности.
Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.
Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести.
При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.
На развитие утомления влияет:
— ухудшение кровоснабжения мышц;
— угнетение активности ферментов;
— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;
— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;
— кислородное голодание тканей.
Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:
1) умственное (например, при игре в шахматы);
2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);
3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);
4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:
1) локальное;
2) региональное;
3) глобальное.

Утомление мышц при статической и динамической работе

Сокращение скелетных мышц иннервирует (регулирует) соматическая нервная система. Она обеспечивает быструю реакцию мышц на раздражение. Кроме того, работоспособность скелетных мышц (снабжение кислородом и питательными веществами) контролируется вегетативной нервной системой .

Мышцы никогда, даже в покое, не бывают полностью расслаблены, они находятся в состоянии некоторого напряжения — тонуса.

Сокращение скелетной мышцы происходит в ответ на раздражение, передающееся из нервной системы по двигательному нервному волокну, т.е. носит рефлекторный характер. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов или рецепторов, находящихся в самой мышце или сухожилиях.

Роль различных отделов ЦНС в регуляции работы мышц :

· передняя центральная извилина коры больших полушарий обеспечивает произвольные движения;

· подкорковые центры больших полушарий обеспечивают автоматические движения (бег, ходьба);

· средний мозг осуществляет регуляцию тонуса мышц;

· мозжечок обеспечивает поддержание равновесия и координацию движений, сложнорефлекторные движения;

· различные отделы головного мозга регулируют действие мышц через проводящие пути и двигательные корешки спинного мозга.

Мышца не может работать беспрерывно. Динамическая работа — это поочередное сокращение скелетных мышц, обеспечивающих движение тела и его частей. Статическое напряжение мышц — это напряжение скелетных мышц, обеспечивающее поддержание тела в пространстве или удержание груза.

При длительном сокращении наступает постепенное снижение ее работоспособности. Такое состояние носит название мышечного утомления. при котором сокращения становятся замедленными (особенно при статическом напряжении мышц).

Причины утомления мышц :

· торможение нервных центров (ЦНС), регулирующих работу мышц;

· нарушение передачи нервных импульсов от нервных центров к мышцам по двигательным (центробежным) нервным волокнам;

· нарушение питания мышцы и доставки O2. вследствие чего в ней накапливаются недоокисленные продукты обмена (молочная кислота).

При выполнении ритмических физических упражнений (динамическая работа) утомление наступает позднее, так как в промежутках между сокращениями работоспособность мышц частично восстанавливается. Чем больше нагрузка и чем больше ритм сокращений, тем быстрее наступает утомление (мышца не успевает восстановиться).

При очень большом напряжении (бег на 100 м) гликоген (глюкоза) расщепляется до молочной кислоты быстрее, чем может окисляться молочная кислота, и она накапливается в организме. В таких случаях говорят, что мышца имеет кислородную задолженность (мышечное утомление), которая компенсируется усиленным вдыханием O2 .

Наибольшая работоспособность сохраняется при среднем ритме и нагрузке (особенно у тренированных людей).

Теория активного отдыха (И.М. Сеченов) — утомление проходит быстрее при активном отдыхе. В основе этого лежит явление активации «утомленного» нервного центра работавшей мышцы центром работающей мышцы.

mydocx.ru — 2015-2017 year. (0.007 sec.)

Опыт 1. Утомление при статической работе

Сделайте вывод о работоспособности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как нагрузка влияет на развитие утомления мышц?

2. Какая работа более утомительна?

3. Почему при стирке белья спина устает больше, чем руки?

Как лучше нести груз: без отдыха попеременно правой и левой рукой, или одной правой, а потом, отдохнув минуту, груз снова нести в этой же руке?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ)РАБОТ

Практическая или лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и лабораторных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Практическая или лабораторная работа выполнена учащимися в полном объеме.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные преподавателем источники знаний, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично9quot; данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Лабораторная работа № 4

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы.

2. Будьте осторожны в обращении с выданными вам микропрепаратами крови человека и лягушки, брать стекла нужно только большим и указательным пальцами за края.

3. При работе с микроскопом осторожно крутите макровинтом, чтобы не раздавить стекло и не порезаться.

4. Если вы случайно раздавили микропрепарат, немедленно сообщите об этом преподавателю.

5. После окончания работы привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование (микроскоп и микропрепараты в лотках для микропрепаратов).

Цель работы: получить наглядное представление о составе крови человека и лягушки и выявить отличия в эритроцитах крови представителей разных классов (млекопитающих и амфибий).

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

1. Внимательно прочитайте инструкцию по технике безопасности.

2. Сделайте схематичный рисунок, обозначив плазму и форменные элементы крови ( см. рис. 43 на стр. 85 учебника).

3. Возьмите микропрепарат крови человека и внимательно рассмотрите его под микроскопом. Найдите отдельные эритроциты и группы эритроцитов, напоминающие «монетные» столбики. Зарисуйте микропрепарат.

4. Возьмите микропрепарат крови лягушки и рассмотрите его под микроскопом. Найдите эритроциты. Зарисуйте данные клетки крови.

5. Сравните эритроциты человека и лягушки, отметив следующее: размеры, наличие или отсутствие ядра (постарайтесь объяснить выявленные отличия).

6. Постарайтесь найти белые кровяные тельца (лейкоциты) на микропрепарате крови человека и зарисуйте их.

7. Ознакомьтесь по учебнику с функцией клеток крови.

8. К какому типу ткани относится кровь? Что представляет собой межклеточное пространство этой ткани? Каковы состав и функции плазмы?

9. Ответьте письменно на 5 и 8 вопросы.

10. Заполните таблицу.

Состав крови человека.

Название клетки крови

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:

· задания выполнены правильно и в полном объеме;

· студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

· работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

1. Основные требования к докладу

Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.

Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.

Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.

1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;

2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;

3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;

4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».

В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.

Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.

В качестве тезиса могут выступать:

а) новые неизвестные факты;

б) новые объяснения известных фактов;

в) новые оценки известных фактов.

Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.

Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса.

Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям :

а) аргументы должны быть истинными утверждениями;

б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;

в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;

г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;

д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.

Развитие утомления при статических усилиях и силовой работе

Утомле­ние при статических усилиях наступает быстро, несмотря на кажущуюся иногда легкость упражнения. Так, напри­мер, весьма трудно простоять в положении полуприседа в течение 1—2 мин. Вис на перекладине, упор на брусьях, держание угла в висе или упоре также принадлежат к числу трудных упражне­ний статического характера, которые ограничены во времени. Ди­намическая работа, при выполнении которой отдельные мышцы несут преимущественно статическую нагрузку, вызывает сниже­ние работоспособности в первую очередь именно этих мышц.

Особое значение в развитии утомления при статических уси­лиях принадлежит центральной нервной системе. При любой ра­боте динамического характера в центральной нервной системе про­исходит непрерывное чередование процессов возбуждения и тор­можения. Такой характер функционирования нервных центров обеспечивает более длительную их работоспособность. При статическом усилии в соответствую­щих нервных центрах состояние возбуждения поддерживается непрерывно, без ритмического чередования с торможением. Такой характер функционирования нервных центров ведет к быстрому понижению их работоспособности, что, очевидно, обусловливает возникновение в них парабиотического торможения. В результате характер пусковых и регулирующих влияний, идущих из нервных центров к мышцам, быстро изме­няется, степень напряжения мышц все более уменьшается и, на­конец, статическое усилие прекращается совсем.

Энергетические затраты даже при тяжелых статических уси­лиях сравнительно невелики; сдвиги со стороны деятельности веге­тативных органов невысоки, причем заметное увеличение дыхания и деятельности сердца наблюдается не во время самого усилия, а по прекращении его в восстановительном периоде («феномен статического усилия»). Таким образом, в развитии утомления при статических усилиях ни энергетические затраты сами по себе, ни сдвиги в деятельности вегетативных органов не играют основной роли.

Считалось, что в развитии утомления при статических усилиях основное значение имеет недостаточное кровообращение в дли­тельно напряженных мышцах вследствие механического сдавли­вания сосудов и бездействия «мышечного насоса». В связи с за­трудненным кровообращением в мышцах могут накапливаться недоокисленные продукты в количестве, затрудняющем дальней­ший распад энергетических веществ. При исследовании статически напряженных мышц в них не было обнаружено большого количества недоокисленных продуктов распада. Это опровергает предположение, что утом­ление при статических условиях зависит от недостаточного кро­воснабжения статически напряженных мышц. Главнейшее значе­ние в развитии утомления при статических усилиях имеет, как уже было указано выше, изменение функциональных свойств нервных центров.

Иногда статическое напряжение определенных мышц является компонентом динамической работы (например, напряжение мышц спины при беге); при недостаточной тренированности эти мышцы утомляются в первую очередь.

При необходимости в течение длительного времени неподвижно сохранять одну и ту же позу тела происходит утомление стати­чески напряженных мышц, сопровождаемое иногда болевыми ощущениями. Длительное удерживание однообразной позы приво­дит также к нарушению крово- и лимфообращения и застойным явлениям (скопление венозной крови и лимфы) в наиболее низко расположенных при данном положении частях тела, от­мечается общее чувство усталости и понижение работоспособ­ности.

Эффективным средством борьбы с указанными явлениями будут различные динамические физические упражнения, усили­вающие крово- и лимфообращение, а также упражнения, обуслов­ливающие активное расслабление мышц, бывших в состоянии статического напряжения, и напряжение их антагонистов. Эти же упражнения (в сочетании с длительными статическими напряже­ниями) являются и средством тренировки выносливости органи­зма к длительному удерживанию тела в однообразном положении.

Максимальные силовые напряжения связаны с максимальной активностью нервных центров, которые при этом подвергаются чрезвычайно интенсивному влиянию импульсов, идущих из проприорецепторов двигательного аппарата. Снижение функциональ­ных свойств центральной нервной системы играет ведущую роль в утомлении организма при силовой работе. Наряду с этим имеют значение и местные изменения в самих мышцах, например по­нижение в них функциональной подвижности. В утомлении при длительной силовой работе (переноска тяжестей, тренировка в поднимании штанги и т. д.) определенную роль играет и сни­жение функций вегетативных органов. Обобщенные данные, характеризующие причины развития утомления в различных спортивных упражнениях, представлены в таблице 1.

Новое о педагогике:

Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы.

Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *