Управомочивающие нормы права примеры

Управомочивающие нормы права

Управомочивающие нормы права — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

Управомочивающие нормы — нормы права, которые предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий.

Обязывающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия.

Запрещающие нормы — нормы права, которые возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В тексте нормативного акта управомочивающие нормы права могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д.

Примеры упровомочивающих норм права:

1) Налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ)

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей (п. 1 ст. 145 НК РФ).

3) Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Управомочивающие нормы это:

УПРАВОМОЧИВАЮЩИЕ НОРМЫ — нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий (обратиться с иском в суд, распорядиться своим имуществом, принять завещание, стать членом того или иного объединения граждан и т.п.). В тексте эти нормы могут начинаться словами: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.д. К примеру, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2004 г. «Об альтернативной гражданской службе», гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Примером управомочивающих норм являются ч. 1 ст. 104, ч. 1, 2, 3 ст. 117 Конституции РФ.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М. КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003 .

Смотреть что такое «Управомочивающие нормы» в других словарях:

Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права … Элементарные начала общей теории права

Норма права — Норма права  это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве… … Википедия

Норма (право) — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют… … Википедия

Правовая норма — Норма права установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права. Все нормы права в совокупности составляют… … Википедия

Норма права — Общеобязательное правило поведения, санкционированное государством и закрепленное в нормативно правовых актах. Можно выделить следующие особенности нормы права, которые отличают ее от других социальных норм (например, морали): исполнение нормы… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Виды норм права — группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих… … Элементарные начала общей теории права

реализация права — процесс воплощения правовых норм субъектами права. К формам Р.п. относятся: а) соблюдение норм права; б) исполнение норм права; в) использование норм права; г) применение норм права. Соблюдение норм это такая форма их реализации, которая… … Большой юридический словарь

Реализация права — это процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально культурных, профессиональных и иных факторов.… … Большой юридический словарь

НОРМА ПРАВА — Установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативно правовые акты и иные источники права. Нормы права… … Словарь бизнес-терминов

Реализация права — (англ. realization of law) в теории права претворение, воплощение норм права в практической деятельности организаций, гос ных органов, должностных лиц и граждан. Традиционно принято различать 4 формы Р.п. соблюдение, исполнение, использование и… … Энциклопедия права

Норма права и ее структура.

Нормы — это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всех нас определенного поведения и в конечном счете общественного порядка.

Норма — это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, охраняемое государством.

Вот некоторые примеры норм права: Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ); Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ);

Государство тщательно «продумывает9raquo; каж­дую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и обще­ство столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.

Итак, родилась новая норма. При ее разработке был выдержан определенный алгоритм, по которому разрабатываются все нормы права: сначала обрисована ситуация, в которой требуется определить право или обязанность сторон, затем сформулирована сама обязанность (право) и, наконец указано на неблагоприятные последствия несоблюдения правила.

Этот алгоритм можно передать «формулой9raquo;: «Если — то — иначе», что означает: если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства, то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить; иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет пре­терпеть неприятные, неблагоприятные последствия. Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих час­тей имеет свое название: первая часть — гипотеза ; вторая — диспозиция ; третья — санкция. Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза — это указание на условия, при которых реализуется, действу­ет норма.

Диспозиция — это само правило поведения, из которого происте­кают права и/или обязанности субъектов права.

Санкция — это указание на ответственность в случае нарушения нормы.

Именно по такому алгоритму вырабатываются нормы права государ­ством (законодателем).

Наиболее важная классификация — это разделение норм на три категории:

— нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).

Вот пример обязывающих норм: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (ст. 43 Конституции РФ); Однако в подтексте норм рождаются соответствующие права: у детей — право требовать от родителей условий для получения основного общего образования.

Вот пример запрещающих норм: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд» (ст. 81 Конституции РФ);

Вот пример управомочивающих (дозволяющих, разрешающих) норм: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме » (ст. 32 Конституции РФ);

В управомочивающих нормах применяется «обратная логика»: если за­конодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулиро­вана как бы «за кадром» нормы.

Норма права несет волю государства (законодателя). Нормы пра­ва должны быть каким-то образом выражены, сформулированы. Следует различать понятие «нормы9raquo; и понятие «статьи9raquo; закона (акта) Они соотносятся друг с другом как «содержание9raquo; и «форма9raquo;.

Правила/нормы — это то, что находится внутри законов (актов).

188.123.231.15 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Норма права и ее структура.

Нормы — это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всœех нас определœенного поведения и в конечном счете общественного порядка.

Норма — это общеобязательное, формально-определœенное правило поведения, охраняемое государством.

Вот некоторые примеры норм права: Гражданин Российской Федерации не должна быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ); Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ);

Государство тщательно ʼʼпродумываетʼʼ каж­дую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. В случае если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и обще­ство столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.

Итак, родилась новая норма. При ее разработке был выдержан определœенный алгоритм, по которому разрабатываются всœе нормы права: сначала обрисована ситуация, в которой требуется определить право или обязанность сторон, затем сформулирована сама обязанность (право) и, наконец указано на неблагоприятные последствия несоблюдения правила.

Этот алгоритм можно передать ʼʼформулойʼʼ: ʼʼВ случае если — то — иначеʼʼ, что означает: если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства, то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить; иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет пре­терпеть неприятные, неблагоприятные последствия. Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих час­тей имеет свое название: первая часть — гипотеза ; вторая — диспозиция ; третья — санкция. Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза — это указание на условия, при которых реализуется, действу­ет норма. Диспозиция — это само правило поведения, из которого происте­кают права и/или обязанности субъектов права. Санкция — это указание на ответственность в случае нарушения нормы.

Именно по такому алгоритму вырабатываются нормы права государ­ством (законодателœем).

Наиболее важная классификация — это разделœение норм на три категории:

· нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).

Вот пример обязывающих норм: ʼʼОсновное общее образование обязательно/Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образованияʼʼ (ст. 43 Конституции РФ); При этом в подтексте норм рождаются соответствующие права: у детей — право требовать от родителœей условий для получения основного общего образования.

Вот пример запрещающих норм: ʼʼОдно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подрядʼʼ (ст. 81 Конституции РФ);

Вот пример управомочивающих (дозволяющих, разрешающих) норм: ʼʼГраждане Российской Федерации имеют право избирать и быть из­бранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумеʼʼ (ст. 32 Конституции РФ);

В управомочивающих нормах применяется ʼʼобратная логикаʼʼ: если за­конодатель сформулировал в норме чье-то право, то одновременно с этим у кого-то рождается и встречная обязанность. Эта обязанность сформулиро­вана как бы ʼʼза кадромʼʼ нормы.

Норма права несет волю государства (законодателя). Нормы пра­ва должны быть каким-то образом выражены, сформулированы. Следует различать понятие ʼʼнормыʼʼ и понятие ʼʼстатьиʼʼ закона (акта) Οʜᴎ соотносятся друг с другом как ʼʼсодержаниеʼʼ и ʼʼформаʼʼ.

Правила/нормы — это то, что находится внутри законов (актов).

Виды норм. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Виды норм.» 2014, 2015.

Читайте также

Понятие и виды источников (форм) права Форма права– совокупность определенных способов закрепления и внешнего выражения правовых норм. Стороны формы права: 1) внутренняя– структура и система норм права в виде институтов и отраслей права; 2) внешняя–. [читать подробнее] .

Нормативные акты и их виды Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее ее интересов и потребностей. [читать подробнее] .

Понимание нормы права как образования, состоящего из гипо­тезы, диспозиции, санкции имеет принципиально важное значение для правотворческой, правоприменительной деятельности государ­ства и процессов реализации норм права в конкретных правоотно­шениях. Благодаря. [читать подробнее] .

1. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина. [читать подробнее] .

Понятие нормативно-правовых актов Нормативно-правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Он широко используется во. [читать подробнее] .

Нормы права весьма разнообразны как по своему характеру, так и по функциональному назначению. Поэтому их можно классифицировать по нескольким основаниям. Прежде всего, нормы целесообразно различать по их функциям. По этому основанию различаются нормы регулятивные. [читать подробнее] .

Правовое государство В настоящее время в России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека. Правовое государство — это такое государство, в котором создаются условия для. [читать подробнее] .

Элементы юридической техники Правила средства приемы Технические собственно юридические Правила юридической техники – конкретные требования, предъявляемые к процессу создания правового акта, основанные на принципах права, общенаучных и частнонаучных методах. [читать подробнее] .

Нормы права осуществляют различные по характеру, со­держанию, задачам и целям регулятивные функции. Этим обусловлено наличие различных видов правовых норм. Выделение тех или иных видов норм права зависит от ос­нования (критерия) их группировки, классификации. [читать подробнее] .

Вопрос 2. Правотворчество. Это деятельность по принятию, из­менению, дополне­нию и отмене норм права. Принципы правотворчества. 1. Научность – при подготовке норма­тивных актов нужно знать социально-экономическую и политическую си­туацию, а также по­требности. [читать подробнее] .

Управомочивающие (правоустановительные) нормы

предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова лвправе�, лимеет право�, лможет�. Например: осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях; имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; имеют право на охрану здо-ровья и др. (ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Похожие документы: «Управомочивающие (правоустановительные) нормы»
  1. 2. Способы (приемы) толкования норм права
    управомочивает эти судеб ные органы, в отличие от Конституционного Суда РФ, толко вать какие-либо нормативно-правовые акты, но предусматри вает лишь, что они дают разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения названных высших судебных органов по сути своей являются разновидностью неофициального толко- вания и носят рекомендательный характер. Наделение их официально-обязательной
  2. з 3. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ
    управомочивающие, которые предоставляют участникам обще ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства). По степени определенности изложения элементов правовой нор мы в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на
  3. 3.3. Реализация административно-правовых норм
    управомочивающие административно-правовые нормы, нормы- дозволения. В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке. Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов
  4. 7. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления7.1. Формы государственного управления и их классификация
    правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая (правоустановительная) управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, ибо правотворческая
  5. з 3. ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОВЕЛЕНИЕ
    управомочивать адресатов свободно совершать широкий круг действий; стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления. Формируется
  6. з 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
    управомочивающие (общережимные), нормы конкретно- предписывающие, нормативы (технико-экономические), нормы-стимулы (поощрения), нормы-дефиниции, нормы договорные, нормы-запреты (санкции) (См. Ю.А. Тихомиров. Закон, стимулы, экономика. — М. Юрид. лит. 1989, с. 69-87). Такие нормы встречаются и в законах, и в подзаконных актах, и в этом нет ничего удивительного, поскольку законы служат
  7. з 4. ВЕДОМСТВЕННЫЕ АКТЫ
    правоустановительного характера, произвольное изменение норм законов или их игнорирование по-прежнему остаются крупным пороком ведомственного правотворчества. В качестве примера приведем Постановление Государственной Думы от 11 октября 1996 г. лО факте грубого неисполнения ст. 855 ГК РФ�. Обсудив письмо от 22 августа 1996 г. по вопросу о порядке применения статьи 855 ГК РФ в ред. ФЗ лО внесении
  8. з 2. Нормы административного права
    управомочивающие нормы (пре доставляющие соответствующим органам и их должностным лицам государственно-властные полномочия по реализации специальных функций государственного управления); стимулирующие или поощрительные нормы (направлен ные на стимулирование наиболее актуальных видов наукоем кой, экономической и иной деятельности, обеспечение долж ного поведения участников управленческих
  9. з 3. Виды форм управленческих действий
    правоустановительного, правоприменительного, регулятивного и правоохранительного характера. Поэтому, положив в основу классификации такой критерий, как содержание форм управления, можно выделить правоустановительную, правоприменительную, регулятивную и правоохранительную формы управления. Правоустановительная форма управления связана с создани ем правовых норм, разработкой, обсуждением и
  10. 13. Неопозитивистская аналитическая юриспруденция
    управомочивают индивидов или группы вводить в правовую систему новые правила и отме нять старые. Недейственность системы из первичных правил преодолевается с помощью правил решения, которые придают определенным инстанциям полномочия авторитетно устанав-ливать, нарушено ли какое-то первичное правило или нет. В сложных правовых системах правило признания Ч это не какое-то одно правило, содержащее
  11. 4.Л.И.Петражицкий
    управомочивающую на требование с гарантированным исполнением) часть. Таким образом, право по своей природе есть прежде всего явление эмоциональное (переживательное). В этом его главная и фундаментальная особенность. В деле сплочения людей, их дисциплинирования право гораздо важнее морали, что является следствием его двусторонней (одновременно предоставительно- обязывающей или, говоря иначе,
  12. 3. Нормы арбитражного процессуального законодательства
    управомочивающие; запрещающие. Обязывающие нормы устанавливают обязанности участников процесса при рассмотрении арбитражных дел. Наиболее характерным примером таких предписаний является ст. 65 лОбязанность доказывания л АПК РФ, в соответствии с которой лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
  13. 1. Функции государства
    управомочивающих его граждан и народа в целом как источника суверенной власти и правомерной деятельности государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле можно сказать, что правомерна только функциональная деятельность государства, т.е. такая деятель-ность государства, которая порождается его природой и соот ветствует его сущности. Действия же государства, его отдель ных органов и
  14. 3. Признаки нормы права
    управомочивает). По рассматриваемому критерию широко распространено деление, норм права на запрещающие, обязывающие, управо- мочивающие, поощрительные. Под запрещающими нормами при этом имеются в виду нормы, содержащие запрет совершать те или иные противо правные действия (проступки или преступления). Такие нор мы характерны прежде всего для уголовного права и админи стративного права,
  15. 1.Источники права
    правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуаль ных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера. Нормативно-правовые акты являются основным источни ком права в системах
  16. 2. Источники права в Российской Федерации
    правоустановительная, правозащитная и правопримени тельна^ деятельность государства должны определяться требо ваниями признания и соблюдения прав и свобод человека, со ответствовать этим требованиям, не противоречить им. В этом и состоит основной правовой смысл закрепленной в Конституции РФ своеобразной естественноправовой концеп ции правового закона в условиях правового государства. Соотношение
  17. 1. Понятие правоустановления и виды правоустановительной деятельности
    правоустановительной деятельности. Понятие «правоустановление» включает в себя различные виды правоустановительной деятельности, которые отража ют особенности процесса выражения и закрепления норматив но-правового характера и содержания разных источников дей ствующего права Ч нормативно-правовых актов, судебного прецедента, нормативно-правового договора, обычного права, юридической доктрины и
  18. 1. Понятие и структура системы права
    правоустановительной, правоохранительной и правопримени тельной деятельности. Процессуально-правовые формы и про цедуры являются важной юридической гарантией реальности прав и свобод личности и необходимым условием эффективного действия всего права. Мера процессуализированности пра ва Ч существенный качественный показатель степени разви тости права в целом. В рамках ряда отраслей права
  19. 2. Объект, предмет и метод правового регулирования
    управомочивающих и т.д.). К важным отличительным особенностям отраслевого мето да относятся и те специальные отраслевые юридические прин ципы, понятия, термины, формулы, концепции и конструкции, с помощью которых выражается специфический регулятивный смысл отраслевых норм и содержательно-предметное своеоб разие каждой отрасли права. В целом предмет и метод как два компонента любой отрас ли права
  20. 4. Система права и законодательство
    правоустановительной деятельности (законодательства, установления норм прецедентного права и т.д.), а также сис тематизации результатов такой деятельности (нормативно-пра вовых и иных правоустановительных актов). В отличие от законодательства (и других форм и актов правоустановительной деятельности) система права Ч это оп ределенная научно-доктринальная, юридико-логическая кон струкция,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *