Управленческая деятельность

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, природы, техники. Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений.

Управленческая деятельность – это:

— управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).

— управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и др.).

Предмет психологии управленческой деятельности:

1. Психологические особенности руководителя и исполнителей.

2. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

3. Факторы, оказывающие влияние на психическое состояние человека.

4. Взаимоотношения между руководителем и исполнителем.

5. Взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:

— четко представлять соответствующие цели и задачи;

— определить главное в работе;

— из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;

— рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);

— четко определить, кому, что, в какой срок сделать;

— обеспечить необходимые условия выполнения задач;

— осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;

— анализировать результаты, делать выводы.

Технология управленческой деятельности

Это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.

Алгоритм управленческой деятельности:

— определение объекта и уровня его проблемности;

— уяснение цели и задач;

— изучение и оценка обстановки;

— выработка и принятие управленческого решения;

— планирование работы по его выполнению;

— постановка задач подчинённым;

— организация выполнения решения;

— корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.

Компоненты управленческой деятельности

а) структурный ( потребность; мотив; цель; способ; результат).

б) операционно-деятельностный ( активность; деятельность; результат).

Психологические признаки управленческой деятельности:

а) многообразие функций УД:

— недостаток исходной информации;

г) высокая значимость коммуникативных качеств (график);

д) прогностическая природа решаемых управленческих задач;

е) нервная напряженность.

Психолого-педагогические условия эффективности

— правильный подбор и расстановка кадров (исполнителей);

— благоприятный СПК в подчинённом коллективе;

— отлаженная система управления подчинёнными;

— принятие обоснованных решений;

— сочетание индивидуальной и коллективной выработки решений;

— чёткая и грамотная постановка задач подчинённым;

— обеспечение подчиненных всем необходимым, решение социальных вопросов;

— чёткий ритм производственной (административной) деятельности;

— своевременный контроль за исполнением принятых решений, оказание помощи.

Психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя:

— наличие (или отсутствие) желания руководить людьми;

— уровень профессиональной компетентности;

— уровень организаторских способностей;

— уровень психолого-педагогической подготовленности;

— степень развитости коммуникативных качеств;

— степень эмоционально-волевой устойчивости;

— наличие (или отсутствие) таких качеств, как:

— целенаправленность и целеустремлённость;

— настойчивость, требовательность, самостоятельность;

— уважение к людям, тактичность;

— личная примерность и др.

Управленческая деятельность и ее основные аспекты

October 23, 2012

В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация экономического субъекта, успешность его взаимодействия с партнерами и прочими контрагентами. Она, хоть и косвенным образом, но все же влияет на производительность предприятий и организаций.

Сущность управленческой деятельности заключается в грамотной организации взаимодействия людей при коллективной работе с целью достижения основных задач производства. Главной ее особенностью считается тот факт, что воздействовать приходится на субъект, то есть, на людей, а психология человека достаточно тонкая наука, требующая наличия определенных навыков и знаний.

Управленческая деятельность предполагает создание такой атмосферы в коллективе и такого отношения к каждому сотруднику, которое бы стимулировало их на выполнение функций, необходимых руководству предприятия. Организованная система управления персоналом должна учитывать внутренние и внешние условия. К первым относится потребность в решении сразу нескольких сложнейших задач, порой противоречащих ранее предписанным нормативам. А внешние предполагают наличие информационной ограниченности, высокой степени ответственности за финансовые показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности, а также возможность непредвиденных ситуаций, связанных с изменениями в политическом или экономическом положении в стране.

Для того чтобы управленческая деятельность работала четко и слаженно, руководителю следует найти компромисс между позиционированием себя в качестве непререкаемого лидера и такого же члена общей команды, как и все остальные. Когда сотрудник низшего звена ощущает поддержку и понимание руководящего аппарата, когда в иерархических отношениях присутствует дружеская нотка, в коллективе чувствуется единство, это, естественным образом, положительно сказывается на производительности компании.

Главным звеном в системе управления считается именно руководитель, так как на него возлагается обязанность создать максимально позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе. Он вправе выбрать конкретную модель поведения, среди которых можно выделить такие виды управленческой деятельности, как авторитарная, демократическая или либеральная позиция руководителя. При авторитарном подходе он считается бесспорным лидером, а его слово – законом, поэтому оспаривать его запрещено. Либерализм позволяет сотрудникам делать то, что они считают нужным в данной ситуации, без предварительного совета с начальником. Демократический строй является наиболее продуктивным, так как предполагает совместное принятие решений, а значит, они будут полностью удовлетворять обе стороны.

Управленческая деятельность, как и любая система, включает определенные составляющие:

— Определение основных целей руководителем и грамотное их разъяснение персоналу, тщательная разработка плана действий на предстоящий период.

— Реализация мероприятий по созданию эффективных мотивирующих рычагов влияния.

— Четкая постановка ряда задач, которые необходимо реализовать сотрудникам, и раздача соответствующих распоряжений.

— Делегирование и контроль над результатами их работы.

— Рефлексия, то есть, наличие обратной связи.

Специалист, осуществляющий управленческую деятельность, должен обладать характером лидера, с сотрудниками быть уверенным, четко и ясно давать распоряжения. Настоящий руководитель должен быть посвящен в каждую стадию производственного процесса и разбираться в конкретной области, только грамотность позволит ему своевременно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций.

Очень важен момент общения с персоналом, не стоит приказывать сотруднику, лучше обратиться с просьбой. Чем больше времени вы проводите с каждым из своих подчиненных, тем продуктивнее будет ваше взаимодействие.

Управленческая деятельность

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Управленческая деятельность

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

Управленческая деятельность

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Управленческая деятельность

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Управленческая деятельность

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Управленческая деятельность

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

деятельность управленческая это:

Смотреть что такое «деятельность управленческая» в других словарях:

Деятельность Управленческая — деятельность руководителя по определению цели и задачи управления, обработке информации, выработке и принятию решения, исполнителями которого будут отдельные сотрудники или коллектив в целом. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ — совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. У.д. включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и… … Большой бухгалтерский словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ — совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к человеку или коллективу, являющемуся объектом управления. У.д. включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и… … Большой экономический словарь

управленческая информация — Информация, которая используется для поддержки принятия решений руководителями. Управленческая информация часто автоматически создается системами, поддерживающими различные Процессы управления ИТ услугами. Управленческая информация часто включает … Справочник технического переводчика

Управленческая парадигма — система концепций, методологий и методов, образующая модель постановки и решения проблем управления, принятую в конкретной социально экономической системе. Генезис управленческой парадигмы Категорию «парадигма» в науку ввёл Т. Кун (Kuhn T.S.) в… … Википедия

Деятельность в области геодезии и картографии — (геодезическая и картографическая деятельность) научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии;. Источник: Федеральный закон от 26.12.1995 N 209 ФЗ (ред. от 28.02.2012) О геодезии и… … Официальная терминология

Управленческая деятельность и управленческое общение — Объектом управленческой деятельности (У. д.) является исполнительская деятельность подчиненных, к рая изменяется (регулируется) на основании того идеального образа, к рый сформирован в психике руководителя. Носителем объекта воздействия… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Деятельность в области геодезии и картографии — научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии. … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Управленческая решетка — разработанная американскими специалистами в теории менеджмента Р. Блейком и Дж.С. Мутон теоретическая матрица типологических методов и способов управления внутригрупповыми взаимодействиями, в том числе и конфликтными, помогающая найти наиболее… … Социологический словарь Socium

Энергосбытовая деятельность — – управленческая деятельность по выработке и принятию управленческих решений, обеспечивающих эффективные продажи произведенной энергоснабжающей организацией энергии потребителям (абонентам). Положение об основах организации энергосбытовой работы… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • Управленческая деятельность. Учебник и практикум. В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. Содержание учебника достаточно полно отражает современную проблематику управления организацией в условиях рыночных отношений. Дано комплексное представление осистеме менеджмента, его… Подробнее Купить за 1079 руб
  • Управленческая деятельность. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Грибов Владимир Дмитриевич. Учебник призван помочь в изучении одноименной дисциплины, которая предполагает систематизированное изложение знаний о современном состоянии теории и методологии эффективного управления… Подробнее Купить за 960 руб
  • Управленческая деятельность. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Геннадий Васильевич Кисляков. Учебник призван помочь в изучении одноименной дисциплины, которая предполагает систематизированное изложение знаний о современном состоянии теории и методологии эффективного управления… Подробнее Купить за 659 руб электронная книга

Другие книги по запросу «деятельность управленческая» >>

Сущность и особенности управленческой деятельности.

Сущность и особенности управленческой деятельности.

Управление– это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей». Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности — технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей — по показателям работы отдела.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфична по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации — иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент — это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата; это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования. Менеджмент — функция управления, т.е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики и в любой сфере деятельности, если она направлена на получение прибыли.

Особенности российского менеджмента. В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Нельзя не согласиться в общем с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране. В России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента. Особенности определяются . чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении «догоняющего9quot; и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента. Менеджмент в России представляет собой симбиоз европейского и азиатского стилей управления. Характерные особенности управления: Неуважение и несоблюдение собственных законов; Отношение к государству, как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой; Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства; Ориентация на получение краткосрочных выгод, а не на долгосрочное функционирование ввиду нестабильности экономики. Три основные модели менеджмента: Модель «здравого смысла» — «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма; Модель «западной культуры» — западными организациями стран зрелой рыночной экономики. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия. Модель «традиционных методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Общие подходы в менеджменте организации.

Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование, должна иметь признание в обществе. Миссия — основная, главная цель организации, ради которой она и создана. Необходимо учитывать: формулировку задачи организации с точки зрения производства ею товаров или услуг; положение фирмы по отношению к внешней среде; культуру организации: какой рабочий климат существует в данной организации; какой тип работников привлекает данный климат; каковы основы взаимоотношений руководителей фирмы с рядовыми сотрудниками; кто является потребителями, какие потребности клиентов фирма может успешно удовлетворить. Миссия организации является основой при формулировке ее целей.

Система целей фирмы включает принципы, духовные ценности, долгосрочные цели. Все это декларирует миссию организации в обществе. Миссия предназначена для реш-я след задач: 1. представить в явном виде, для чего существует орг-ция, 2. установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости целей 3. определить чем компания отлич-ся от др. 4. создать критерий для оценки всех действий орг-ции, 5. согласовать интересы лиц связанных с орг-цией. 6. способность созданию корпоративного духа.

Отличие миссии от цели орг-ции — миссия направлена на общ-во, а цель внутри орг-ции, миссия опред-ся на более длит-ный период, в идеале на весь срок деят-ти компании. Миссия сост-т из след-щих эл-тов: 1. Определение области конкуренции (отраслевое направление, перечень сфер хоз-ной деят-ти), 2. Стратегическое намерение или ведение (показатели, кот предприятие хочет достичь в будущем), 3. Компетентность персонала и конкурентное преимущество (навыки и умения персонала). 4. Основные заинтересованные групы, т.е. влияние на те группы, кот несут процветание компании.

Миссия организации или ее предназначение, социальная ориентация, определяется ее владельцем до начала хоз. деятельности. По мере активизации деятельности миссия может слегка изменяться. Например, миссия фирмы IBM — предоставление услуг всем странам с целью удовлетворения их потребностей в ЭВМ. В этом случае миссия охватывает широкий спектр деятельности, ориентированный на увеличение объемов производства ЭВМ, услуг, предоставляемых в этой области. Однако при этом предусматривается удовлетворение нужд определенной категории потребителей.

Примеры. Microsoft Corporation: «Компьютер в каждом доме, на каждом рабочем столе, плюс первоклассное программное обеспечение». Миссия Google состоит в организации мировой информации, обеспечении ее доступности и пользы для всех.

Цель деятельности — это желаемое состояние объекта управления через определенное время. Цели устанавливаются на основе следующих принципов:конкретности и измеримости; достижимости и реальности (недостижимые цели не поддаются мотивации, но и реализация легких целей плохо мотивируется, следовательно, цели должны соответствовать способностям работников); наличия сроков исполнения; эластичности целей, возможности их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Классификация: по охватываемой сфере (общая, частная цели); значению (главная, промежуточная, второстепенная); количеству переменных (одно- и многоальтернативная); предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Результативно-хозяйственные цели: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к увеличению оборота; стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. Цели предприятия могут быть краткосрочными (не больше чем на квартал или год), среднесрочными (1-3 года) и долгосрочными (3-10 лет).
Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей.

3 фазы установления целей: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей (все цели орг-ции образуют иерархию целей, кот устанавливает связанность орг-ции и ориентирует все подразделения на достижение целей орг-ции. Иерархия целей представляет собой дерево целей, схема в виде пирамиды: главная или корневая, подцели или цели 1-го уровня, задачи или подцели 2-го уровня, информация или данные для решения задачи) 3) установление индивидуальных целей. Этот м-д подразумевает стр-ризацию и выд-ние взаимосвязей м/у целями и средствами их достижения. Взаимосвязь целей с эл-тами предприятия: схема: посередине цели, вокруг: люди, тех-нологии, задачи упр-ния, стр-ра органов упр-ния.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, и деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Типы процессов управления.

Линейный (характеризуетсяся строгой последовательностью осуществл-я его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относит-но цели воздействия, ситуации и т.д. Чаще всего линейный тип управления используется в типовых ситуациях и тогда, когда принимаются повторяющиеся либо элементарные решения.);

Корректируемый (предполагает необходимость доп корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующегого этапа. Этот тип используется в том случае, когда сущ-ет некоторая неопред-ть.);

Разветвленный (заключ в методологическом разделении работ по частям на опред этапах. Он используется тогда, когда отсутствует возм-ть обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единств-го решения в данной ситуации.);

Ситуационный (характер-ся тем, что возникает как бы в зависимости от ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже выработки решения.);

Поисковый (исходит из полной ясности цели воздействия, но при этом невозможно оценить ситуацию и сформулировать проблему. В этом случае решение разрабат-ся на основе цели и наиб общей оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации).

1)По характеру процесса принятия решения: —интуитивные — принимаются на основе его способности предвидеть результаты. —решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. —рациональные — опираются на научный анализ проблемы.

2)По количеству альтернатив. —стандартные -однозначный выбор. —многоальтернативные. —инновационные -выбор при отсутствии очевидных альтернатив.

3)По частоте принятия решений. —единовременные -решения крупных проблем(создание,ликвидация компании). —циклические — решения проблем, имеющих известный цикл( решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год); частые — решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени.

4) По степени влияния на будущее организации. —стратегические — определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели. —Тактические — (конкретные методы достижения первых; —оперативные — решения, охватывающие производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня. —стабилизационные — решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

5)По степени запрограммированности. —запрограммированные — принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения; -незапрограммированные — принимаются в новых необычных условиях.

6) По масштабам. —глобальные — охватывают всю организацию в целом; —локальные — затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.

7)По продолжительности периода реализации. —долгосрочные (более пяти лет); —среднесрочные (от одного года до пяти лет); —краткосрочные (менее одного года).

8)По направленности воздействия. внешние, внутренние .
9)По обязательности выполнения :-директивные — принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения; -рекомендательные — принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения; -ориентирующие — определяют единое направление деятельности подсистем организации.

10)По функциональному назначению:-регулирующие — определяют метод выполнения действий; -координирующие — концентрируют усилия вокруг проблемы; —контролирующие — направлены на оценку результатов.

11)По широте охвата :-общие — распространяются на всю компанию в целом; —специальные — рассматривают отдельные вопросы.

Власть рассматривается в менеджменте и управлении как многомерное явление, включающее несколько основных форм — разновидностей, которые могут использоваться руководителем и по отдельности, но чаще — в сочетании друг с другом.

Власть принуждения основана на том, что руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей («негативная власть», «власть страха»). Часто критикуют из-за негуманности, но именно она ставится на первое место в любом перечне форм власти и остается пока незаменимой, а иногда — и единственным властным рычагом воздействий руководителя. Недостаток — она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Производит нежелательные эффекты — скованность, страх, месть, отчуждение, что может привести к более низкой производительности труда, неудовлетворенности работой и большой текучести кадров. Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности.

Власть вознаграждения основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения значимых для исполнителей стимулов. Основное преимущество этого вида власти — в его силе; недостаток — в том, что очень часто руководитель имеет весьма ограниченные возможности для позитивного подкрепления результатов работы исполнителей по сравнению с их ожиданиями.

Экспертная власть как власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности, способной реализовать цели организации и значит — их собственные. Мера этой власти возрастает при усложнении характера систем управления, а также при реально высокой и ощущаемой подчиненными квалификации руководителя. К ее недостаткам следует отнести меньшую устойчивость, меньшую в целом, чем для первых двух видов, силу и надежность.

Харизматическая власть . или власть примера, построена на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера. Она определяется отождествлением исполнителя с лидером, руководителем. Харизматическое влияние — это личностное, а не должностное влияние. Выделяются несколько типичных качеств харизматической личности: обмен энергией; внушительная внешность; независимость характера; хорошие риторические способности; достойная и уверенная манера держаться.

Законная, или традиционная, власть основана на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях. Исполнители предельно четко сознают это, признают право руководителя реализовывать в отношении них, законодательные меры воздействия. Законная власть часто принимает форму традиционной власти. Исполнители реализуют указания руководителя потому, что традиция учит: подчинение ведет к удовлетворению потребностей.

Власть информации. Люди испытывают постоянную потребность в самой различной информации. Руководитель же, как правило, не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно большей, чем они, информацией. Кроме того, человек, располагающий большей информацией (руководитель), обладает и объективно большими возможностями для эффективного поведения. Это, в свою очередь, повышает меру его компетентности в глазах других людей и ведет к укреплению его экспертной и эталонной власти.

В межличностных отношениях зачастую появляются противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон – конфликт. Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психологическом, социально-идеологическом отношении.

Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотн-й и принятию обоснованных решений, такие конфликты принято называть функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений — дисфункциональные. Для норм функционирования и развития коллектива нужно стремиться не к тому, чтобы уничтожить условия для возникновения конфликтов, а к тому, чтобы научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать причины конфликтов, уметь их анализировать.

по способам разрешения на антагонистические и компромиссные;
по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;
по направленности воздействия на вертикальные и горизонтальные;
по степени выраженности на открытые, скрытые и потенциальные;
по количеству участников. 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

«Участниками» внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Внутриличностные конфликты. связанные с работой в орг-ции, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. Многие считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, в результате возникает конфликт между личностью и группой. Межгрупповой конфликт. Любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты.

5 стратегий: уход, компромисс, принуждение, сотрудничество, уступка .

Сущность и особенности управленческой деятельности.

Управление– это целенаправленное внешнее воздействие на объект с целью перевода его из одного состояния в другое; это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управленческая деятельность очень специфична по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т.е. «деятельность по организации деятельностей». Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.

Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов, условий труда и т.д. Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму, реализуется в продукте труда совокупного работника.

Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности — технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, магнитные носители и т.д.).

Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке. Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей — по показателям работы отдела.

УД предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают люди, личности. Специфичность управленческой деятельности в том, что ее предметом, объектом воздействия являются субъекты. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются закономерные социально-психологические отношения. В связи со сказанным управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей. УД специфична по организационному статусу ее субъекта — руководителя. Этот статус двойствен: является членом организации и стоит над ней. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером (т.е. реальным членом организации).

Еще одним признаком УД является сочетание двух принципов организации — иерархического и коллегиального. Результатом УД являются управленческие решения; средствами труда служит организационная и вычислительная техника.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Управленческая деятельность

Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности,
спицифика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей –
необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении
достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.
Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и
развивалось вместе с эволюцией оргонизации, постепенно выделяясь в
самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности
можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному
явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации
друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия,
кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому
принято считать, что ”управление старо как мир”. Оно зарождается вместе
с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее
важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций
древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования
практики управления.

Итак, возникновение теории управления — это сложный и противоречивый
процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и
негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все
же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и
привести к прорыву в этой области — к оформлению теории управления, к
осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И
это произошло в 1911г. когда Ф.Тейлор, считающийся основателем научного
управления, опубликовал книгу “Принципы научного управления”.
“Предыстория” науки об управление заканчивается, начинается ее история.
Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на
стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М.Мескон и др.,
“появление и оформление управления как науки, как области научных
исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса,
частично — попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в
период промышленной революции, а частично – достижением небольшой
группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть
самые эффективные способы выполнения работы”.

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной
дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных
этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по
времени. Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления:
подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный
и ситуационный подходы. Существует четыре школы управления;-

-школа научного управления (1885-1920)

-административная (“классическая”) школа в управлении (1920-1950)

-школа “человеческих отношений” (1&30-1950); подход с точки зрения науки
о повидении (1950г. – по настоящее время)

-школа “количественных методов в управлении” (1950г.- по настоящее
время).

Прежде чем перейти к систематическому рассмотрению основных
управленческих функций, необходимо охарактеризовать тот
общеорганизационный контекст, в котором они реализуются. Им является
структура организации в целом, содержание процессов ее функционирования.
Различия в структуре организации, в особенности их функционирования
накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность,
а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того,
деятельность руководителя, ее психологические особенности зависят не
только от типа организационной структуры, но и от его иерархического
места в этой структуре. В связи с этим необходимо определить, каковы
основные типы организационных структур управления, какими понятиями они
характеризуются и как они влияют на управленческую деятельность. Понятие
организации имеет два основных значения. Во-первых, это процесс
согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения
определенных общегрупповых целей; это – сама деятельность управления.
Во-вторых, организация это одновременно и определенная структура,
“каркас”, состоящая из ряда основных компонентов и устойчивых,
стабильных связей между ними. В этом плане она является и результатом
управленческой деятельности, и одновременно основой ее осуществления.

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных
принципов – иерархического (субординационного, “вертикального”) и
координационного (паритетного, “горизонтального”).

Важнейшей организационной характеристикой строения системы управления
производством, является структура системы управления производством. По
особенности строения различают. линейную, функциональную, штабную,
матричную.

Наибелее известной разновидностью иерархического типа структуры,
является – линейно-функциональная организация управления. Основу
линейно-функциональных структур составляет так называемый шахтный
принцип построения. Согласно ему, организация разделяется по
функциональному признаку, т.е. по специализированным видам работ внутри
нее ( например, производству, финансам, персоналу, маркетингу и др.).
Далее по каждому из них формируется иерархия служб (“шахта”),
пронизывающая всю организацию сверху донизу. По этим вертикальным линиям
передаются управленческие полномочия. Но у данной структуры есть свои
недостатки – удлиняется процесс выработки команд управления; возникает
несогласованность в деятельности работников функциональных подразделений
на предприятии, т.к. ответственность за один и тот же объект
производства дробится между различными подразделениями, что приводит к
дополнительным взаимным согласованиям, а следовательно, и к удлинению
процесса выработки и принятия решения.

Проектная организация – это временная структура, созданная для решения
конкретной задачи и объединяющая наиболее квалификационных сотрудников
организации для максимально эффективного ее решения. Она, конечно, не
предназначена для построения организации в цедом, однако существенно
облегчает решение многих и притом наиболее сложных внутриорганизационных
задач, а тем самым и содействует деятельности организации в целом.
Главные ее преимущества – концентрация лучших сил на каком – либо
участке работы, задачах, создание “ориентированной-на-цель команды”.

Матричная организация — самый, пожалуй, известный вариант проектной
организации и всего класса адаптивных структур, получивший наибольшее
распространение .Она имеет форму таблицы и разграничения обязанностей и
прав в аппарате управления. Порядок разработки матричной организации
состоит в следующем: специальная группа организационного проектирования
с привлечением работников аппарата управления определяет функции
управления, составляющие содержание процесса управления. Далее по каждой
функции управления определяется круг работ, перечень должностных лиц и
структурных подразделений (звеньев ).Главная черта матречной
организации – это двойное подчинение проектной группы. Эти группы
подчиняются одновременно и руководителю проекта и руководителю того
функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель
проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители
функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.

Матричные структуры в целом более гибки, используют преимущества
функциональных и дивизиональных структур в сочетании с преимуществами
свободных структур, открывают большие возможности для координации работ.
Однако им присущи и недостатки, главный из которых – их сложность и, как
следствие, трудная для руководителя и непонятная для исполнителя форма
организации. Большие проблемы возникают из-за наложения вертикальных и
горизонтальных полномочий, что не вполне отвечает фундаментальному
принципу управления – принципу единоначалия. Это, в частности, является
источником конфликтов как между линейными и проектными руководителями,
так и между членами проектных групп. Менее зримым и измеримым становится
результат работы каждого исполнителя, затрудняется его оценка.
Дополнительные трудности возникают и в налаживании межличностных
отношений. Особо необходимо подчеркнуть. что в собственно
психологическом плане матричная структура ставит исполнителей в “двойное
подчинение”. т.е. вынуждает подчиняться одновременно двум системам
требований, которые далеко не всегда согласуются между собой, и даже
могут противоречить друг другу.

Литература: А.В.Карпов «Психология менеджмента», Москва,

Под редакцией профессора О.В.Козловой,
«Управление социалистическим производством», Москва 1983г. Экономика.

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая
лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим
на нее внутренним и внешним факторам. Функция построния организции
(включая выбор типа ее структуры) локализуется в общем процессе
управления вслед за этапом стратегического планирования. Структура
выбирается и создается на основе результатов планирования. В связи с
этим в теории управления А. Чандлером сформулирован тезис, ставший
сегодня ее аксиомой, — «Стратегия определяет структуру». Широко
распространенными являются иерархические структуры. Однако и они по мере
усложнения и увеличения масштабов организационного функционирования
потребовали модификаций, поиска новых принципов и структур построения
организаций. Так, например, управление крупной фирмой хотя и можно, но
трудно, а главное- вредно пытаться «втиснуть» в 5-6 функциональных
подразделений. Они при этом будут вынуждены координировать столь большие
участки работ, что для этого потребуется множество дополнительных
уровней, подотделов, «подподотделов» и т.д. Линейная скалярная цепь
станет очень длинной, громоздкой и неэффективной. В связи с этим
возникает новый принцип – принцип дивизиональных структур (от лат.
Divisio –отдел). Сохраняя иерархичность структуры, этот тип организации
предполагает ее разделение на элементы и блоки другими, не
использовавшимися ранее способами. Например, по видам товаров и услуг,
по группам потребителей продукции, по географическим регионам и т.д. В
первом случае организация разделяется по основным видам товаров
(продуктов), производимых ею, а полномочия по их производству передаются
соответствующим руководителям.

Руководители каждого отдела (дивизиона) имеют в своем подчинении ряд
вторичных функциональных служб. Аналогичный принцип дивизионализации
может осуществляться по другому критерию – типу потребителя. Тогда
возникает разновидность дивизиональных структур, называемая
«организационной структурой, ориентированной на потредителя», например,
большие издательства имеют отдельные подразделения, занимающиеся
литературой для взрослых, юношеской литературой, учебниками для высшей и
средней школы и т.д. Каждое из этих подразделений ориентируется на
своего покупателя и действует как практически независимая компания.
Соответственно каждое из них имеет рекадционный отдел, отделы
маркетинга и финансов, производственный отдел. Другим критерием
дивизионализации является региональный признак, который приводит к еще
одной разновидности – к организационным структурам территориального
типа. При этом сами региональные отделы выступают, фактически, как
филиалы фирмы (организации).

Дивизионная структура, является разновидностью класса иерархических
структур, в основу которого положен главный –субординационый признак.
Стройность и четкость этой структуры очевидна, однако, очевидны и те
недостатки, которые свойственны любой иерархии, как бы совершенна она не
была.

Литература: А.В.Карпов «Психология менеджмента», Москва,

Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?
Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *