Управление земельными ресурсами

Система управления земельными ресурсами в России

Государственным органам власти принадлежит главная роль в управлении земельными ресурсами РФ, которые составляют земли различных категорий. Органы власти организуют и осуществляют землеустройство, территориальное планирование и градостроительное зонирование, ведение кадастра недвижимости, мониторинг земель, контроль за охраной и использованием.

Основу современной системы органов управления земельными ресурсами заложил Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии с которым, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Последующим Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» сформирована следующая система органов управления земельными ресурсами:

Министерство экономического развития РФ – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета, государственной оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии.

Рисунок 1 – Система управления земельными ресурсами в РФ

Непосредственно функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ осуществляет Федеральная служба государственно регистрации, кадастра и картографии.

Правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

— обеспечивает поступление в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах);

— принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития для внесения в Правительство РУ предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;

— заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;

— принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.

Министерство сельского хозяйства РФ – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере сельскохозяйственных земель, по государственному мониторингу таких земель. Контроль и надзор в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения

Министерство природных ресурсов и экологии РФ – осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Оно выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В структуре данного министерства следует выделить Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, которая осуществляет государственный земельный контроль в пределах своих полномочий, контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Кроме указанных органов управления земельными ресурсами систему управления земельными ресурсами могут дополнять и иные государственные органы исполнительной власти, которые взаимодействуют между собой в пределах своей компетенции.

Государственным органам принадлежит главная роль в управлении земельными ресурсами Российской Федерации. Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и ее субъектами и только тесное взаимодействие органов власти в части управления земельными ресурсами будет способствовать эффективному управлению земельными ресурсами. Взаимоотношения между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам управления земельными ресурсами строятся в соответствии с Конституцией РФ.В ведении Российской Федерации находятся:

― территория Российской Федерации;

― находящиеся в федеральной собственности земли и управление ими;

― разработка федеральной земельной политики и целевых федеральных программ по ее реализации;

― установление правовых основ рынка земли;

― федеральный бюджет и налоговая политика.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

― владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

― разграничение государственной собственности на земли федеральные, субъектов Федерации и муниципальных образований;

― природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природ­ные территории;

― региональное земельное законодательство.

В каждом субъекте РФ существует исполнительные органы управления земельными ресурсами. Например, учитывая возрастающую роль земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления городом, совместным постановлением Роскомзема и правительства Москвы от 15.10.91 г. был образован Московский земельный комитет (в настоящее время Департамент городского имущества ). Он, входит в состав органов Правительства города и наделен исключительным правом решать все вопросы экономико-правового регулирования земельных отношений в столице.

Для реализации своей основной задачи Департамент:

— осуществляет руководство территориальными землеустроительными подразделениями и земельной инспекцией в административных округах;

— ведет землеустроительные работы и кадастр земель города;

— осуществляет мониторинг земель и выполнения договоров;

— осуществляет заключение договоров на землю;

— проверяет цели использования предоставляемых участков земель в аренду на соответствие Генеральному плану развития Москвы;

— ведет и хранит городскую книгу регистрации прав на участки земель;

— ведет автоматизированный учет земельных участков и пользователей;

— передает информацию в органы Государственной налоговой инспекции обо всех изменениях в землепользователях и земельных платежах.

Целостная система государственного управления земельными ресурсами должна обеспечивать: гарантии прав собственности и надежную их защиту; действенность налогообложения земли и иной недвижимости; развитие и контроль земельных рынков; повышение уровня планирования земель поселений и развития их инфраструктуры; сокращение земельных споров; уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду; охрану и рациональное использование земель.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Органы, осуществляющие управление земельными ресурсами

Органы общего управления делятся на органы общей и специальной компетенции. К федеральным органам общей компетенции относится Правительство РФ, которое призвано обеспечить проведение единой государственной политики в области охраны земель и их рационального использования.

На региональном уровне общее управление земельными ресурсами осуществляют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (правительства республик, администрации областей и т.д.). Компетенция этих органов определяется как федеральным законодательством, так и законодательством соответствующих субъектов РФ.

На уровне муниципальных образований земельными ресурсами управляют органы местного самоуправления.

К основным органам специальной компетенции относятся: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Согласно постановлению правительства РФ от 19 августа 2004 г. основными функциями Федерального агентства кадастра объектов недвижимости являются создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, системы обеспечения градостроительной информации (в прошлом государственный градостроительный кадастр) и системы технического учета и инвентаризации зданий и сооружений; организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, организация проведения землеустройства; осуществление государственного мониторинга земель; предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество; проведение землеустроительной документации.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы осуществляют государственную политику, государственное управление и контроль в области охраны земель как основного компонента окружающей среды, координируют деятельность органов исполнительной власти и организаций в этой сфере, проводят государственную экологическую экспертизу, а также организуют и выполняют государственный экологический контроль и некоторые другие функции.

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ некоторые управленческие функции в сфере использования и охраны земель выполняет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая, например, должна обеспечивать контроль за выполнением санитарных противоэпидемиологических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при размещении объектов промышленности, выборе земельного участка под строительство, эксплуатации зданий, помещений, сооружений, установлении санитарно-защитных зон промышленных организаций и др.

Министерство сельского хозяйства РФ и его территориальные органы реализуют государственную политику и осуществляют государственное управление в сфере агропромышленного комплекса. Соответственно Министерство сельского хозяйства РФ и его органы являются специальными государственными органами по проведению аграрных преобразований и участию в реализации земельной реформы в сельской местности; обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиорации земель, по контролю в области использования земель сельскохозяйственного назначения.

Кроме перечисленных и некоторые другие исполнительные органы государственной власти осуществляют управление земельными ресурсами.

Содержание управления земельными ресурсами

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивает принятие обоснованных решений по организации рационального использования и охраны земель. Государственный земельный кадастр является важнейшим инструментом информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Правовую основу ведения в Российской Федерации земельного кадастра составляют ЗК РФ (ст. 70) и специальный Федеральный закон от 02.01.2000г. «О государственном земельном кадастре».

Согласно ст.1. названного закона государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, размерах, кадастровой стоимости земельных участков, правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельном участке и прочно связанных с ним объектов.

По своей форме земельно-кадастровая документация (документы государственного земельного кадастра) может быть текстовой (цифровой) и графической (планово-картографической). Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При расхождении в сведениях приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 ФЗ «О государственном земельном кадастре»).

Земельно-кадастровая документация подразделяется на основную, вспомогательную и производную. К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. Эти сведения можно разделить на три группы:

а) общие данные о правовом положении земельных участков: кадастровый номер, местоположение (адрес), площадь, категория и разрешенное использование земельных участков, описание границ земельных участков и их отдельных частей, наличие объектов недвижимого имущества, а также зарегистрированные в Едином государственном реестре прав вещные права и ограничения (обременения) земельных участков;

б) сведения о качественных характеристиках, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель (например, для земель сельскохозяйственного назначения). Указываются и такие природные свойства и признаки, как рельеф, состав почвы, негативные процессы – эрозия, заболачивание и др.;

в) сведения об экономических характеристиках, в том числе размеры платы за землю. Эти сведения вносятся на основании данных кадастровой и иной оценок земель.

Единый государственный реестр земель состоит из государственного реестра земель федерального уровня, государственных реестров земель субъектов РФ, а также государственных реестров земель кадастровых районов.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровое дело открывается на каждый земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. При ликвидации земельного участка или при отказе в регистрации прав на него кадастровое дело закрывается. К документам, включаемым в кадастровое дело, относятся заявка о постановке земельного участка на кадастровый учет; правоустанавливающие документы; межевое дело; выписки из Единого государственного реестра прав и Бюро технической инвентаризации и др.

Дежурные кадастровые карты (планы) – это карты (планы), на которых в графической или текстовой форме воспроизводятся сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон.

Вспомогательными документами государственного земельного кадастра являются книги учета документов (книга регистрации заявок на кадастровый учет земельных участков и книга учета справок о правах – выписок из Единого государственного реестра прав); книга учета выданных сведений; каталоги координат опорной межевой сети.

К производным документам относятся документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, ее субъектов, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты; аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы); справки в налоговую инспекцию, выдаваемые по согласованному регламенту; иные справочные и аналитические документы.

Порядок ведения государственного земельного кадастра определен в гл. 4 Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Согласно ст.18 закона «О государственном земельном кадастре» и Постановлению Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660 «Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам» предусмотрено кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Кадастровый округ включает, как правило, территорию субъектов РФ, а также акваторию внутренних вод и территориального моря, прилегающую к этой территории. На территории РФ созданы 88 кадастровых округов (границы которых соответствуют границам субъектов РФ). Дополнительно образован условный кадастровый округ «Общероссийский» для обеспечения государственного кадастрового учета земельных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенное в нескольких кадастровых округах.

Территория кадастрового округа делится на районы. Кадастровый район включает, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он состоит из кадастровых кварталов, которые включают небольшие населенные пункты, кварталы городской или поселковой застройки и иные ограниченные природными и искусственными объектами территории.

Кадастровый номер земельного участка включает кадастровый номер кадастрового квартала и номер земельного участка в этом квартале. Кадастровые номера присваиваются земельным участкам в ходе кадастрового учета.

Государственный кадастровый учет земельного участка – это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Государственный кадастровый учет земельных участков производится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории РФ. Для его проведения органы государственной власти, местного самоуправления, заинтересованные правообладатели (или уполномоченные ими лица) подают в органы, ведущие государственный земельный кадастр, надлежащим образом оформленные заявку, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земель.

Государственный кадастровый учет проводится в течение месяца со дня подачи заявки о его проведении. На основании заявки с подрядчиком заключается договор об оказании землеустроительных услуг. К заявке прилагаются имеющиеся правоустанавливающие и правоподтверждающие документы. Подрядчик составляет задание, в котором определяет объемы и стоимость кадастровых работ. Задание считается утвержденным только с согласия заказчика. После утверждения задания подрядчик выполняет натурный обмер земельного участка (и расположенными на нем объектами недвижимости в случае их наличия) с одновременным согласованием его границ. Если в ходе согласования границ возникли споры с соседними землепользователями, работы по постановке земельного участка приостанавливаются до полного разрешения возникших споров. Возражения соседних землепользователей должны быть заявлены в письменной форме с мотивацией возражений. В случае неявки соседних землепользователей после их двукратного надлежащего уведомления границы земельного участка считаются согласованными.

Если в ходе обмера земельного участка выявляются расхождения фактической площади с размерами, указанными в правоустанавливающих, правоподтверждающих документах в пределах допустимых допусков, то составляется землеустроительное дело по фактической площади. Если фактическая площадь превышает указанные в документах или среднерайонные установленные размеры для данного вида землепользования, то такое расхождение в размерах земельного участка должно быть утверждено или решением суда или органами местного самоуправления. После утверждения расхождений площади земельного участка формируется землеустроительное дело и утверждается структурным подразделением Роснедвижимости в двух экземплярах. Утвержденное землеустроительное дело передается в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» для формирования Описания земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет.

В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» определены основания приостановления или отказа в государственном кадастровом учете земельных участков. В результате кадастрового учета заявителю выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.

Следующей функцией управления земельными ресурсами является землеустройство. Согласно ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает мероприятия, направленные на изучение состояния земель, планирование и организацию рационального использования земель и их охрану, образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства и установление их границ на местности, организацию рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Существуют два основных вида землеустройства: межхозяйственное и внутрихозяйственное. Межхозяйственное землеустройство – это землеустроительные мероприятия по комплексной организации территории нескольких собственников, пользователей, владельцев, арендаторов, т.е. при проведении этих мероприятий затрагиваются права и интересы двух и более субъектов, использующих землю. В процессе межхозяйственного землеустройства происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки в землепользовании (чересполосицы, вклинивания, вкрапления, дальноземье и др.), производятся отвод земельного участка в натуре и подготовка документов для удостоверения прав на землю.

Внутрихозяйственное землеустройство производится в пределах границ отдельных землепользовании. Его цель – создание территориальных условий для рационального использования и охраны земель в рамках этого землепользования. Оно связано с разработкой землеустроительных проектов, предусматривающих устройство территорий и защиту почвы земельных участков от эрозии, засоления, подтопления, заболачивания, иссушения и других негативных процессов.

Одним из видов землеустроительных мероприятий является межевание. Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняются при получении или приобретении субъектами земельных участков. Восстановление границ – при наличии межевых споров, а также по просьбе субъекта при полной или частичной утрате на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащего ему участка.

Документы, подготовленные в результате землеустройства, используются при проведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

Третьей основной функцией государственного управления является планирование использования земель. Оно призвано определять перспективы развития территорий. Территориальному планированию посвящены положения Градостроительного кодекса РФ. Использование земель планируется с учетом зонирования земель, т.е. их разделения на отдельные зоны (участки земель) с различным целевым назначением и правовым режимом использования.

В рамках этой функции органы государственной власти и органы местного самоуправления (в пределах своей компетенции) предоставляют и изымают земельные участки.

Важнейшей функцией управления является контроль за использованием и охраной земель.

Земельный контроль – это деятельность компетентных органов, обеспечивающая соблюдение земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

В условиях рыночной экономики земельный контроль приобретает большее значение. Земельное законодательство закрепляет право собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов самостоятельно хозяйствовать на земле, но такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц. Кроме того, указанные субъекты при использовании земли должны исполнять обязанности, установленные нормами законодательства.

В зависимости от сферы применения земельный контроль делится на четыре вида:

Все виды земельного контроля взаимосвязаны и в конечном итоге имеют общую цель – обеспечить рациональное использование и охрану земель.

Государственный земельный контроль возложен на специально уполномоченные государственные органы и заключается в контроле за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Таким образом, государственный контроль охватывает все земли независимо от их целевого назначения и распространяется на всех собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле» в порядке, установленном Правительством РФ. В систему органов государственного контроля входят соответствующие органы представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченные на то государственные органы. Специально уполномоченными органами являются Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Министерство здравоохранения РФ, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и их органы на местах. Эти органы исполняют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти, а также согласовывают свою работу между собой.

Указанные органы имеют общую задачу – обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований охраны и использования земель в целях наиболее эффективного и рационального ее использования. Причем реализуют они эту задачу в сфере основных направлений своей деятельности.

Непосредственно деятельность по государственному земельному контролю возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Муниципальный земельный контроль возложен на органы местного самоуправления (уполномоченные ими органы) и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный контроль осуществляется в соответствии с законодательством (федеральным и региональным) и в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления.

От государственного и муниципального контроля следует отличать общественный земельный контроль. который лежит на органах территориального общественного самоуправления, других общественных организациях (объединениях), гражданах и касается подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные ЗК РФ права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также требования использования и охраны земель. Например, Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает возможность образования по решению общего собрания садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства. Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель установлено, что общественные инспекторы назначаются специально уполномоченными органами государственной власти по земельному контролю из числа лиц, знающих земельное законодательство и имеющих опыт работы в области охраны окружающей среды.

Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный, участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственный мониторинг земель является также составной частью государственного управления в сфере использования и охраны земель. Согласно ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объекты государственного мониторинга – все земли в РФ. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002г. №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены задачи государственного мониторинга: своевременное выявление изменений состояния земель; оценка этих изменений; прогноз и выработка рекомендаций для предупреждения и устранения последствий негативных процессов; информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель. Согласно Положению мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды. В зависимости от целей наблюдения и территориального охвата мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным (местным).

Мониторинг земель ведут Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Министерство природных ресурсов РФ при участии заинтересованных министерств и ведомств и ежегодно представляют в Правительство РФ государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

/ упра.зем.рес

Природные ресурсы являются национальным богатством народов, естественной основой устойчивого социально-экономического развития, определяя, в конечном счете саму возможность существования человека. Одним из важнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы. Среди земель разного назначения городские, на которых сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека, представляют наибольшую ценность.

Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса городских земель. Это приводило к гипертрофированному росту территорий городов и промышленных комплексов и в связи с этим к необоснованному изъятию под строительство в завышенных размерах сельскохозяйственных угодий и лесопокрытых территорий. Увеличивалась протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, деградировала природная среда вокруг городов, росли стоимость всех видов обустройства территорий и издержки эксплуатации как производственных, так и в инженерных системах городов. Все это негативно сказывалось на эффективности производства и удобствах проживания населения.

Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального использования земельных ресурсов. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Земельные отношения крайне политизированы. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.

Надежная информация о земле имеет исключительно важное значение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивого сельского хозяйства или управление развитием городов.

Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра становятся очень полезным инструментом для управления городскими землями.

На современном этапе социально-экономических преобразований в Российской Федерации и ее субъектах особое значение приобретают вопросы управления земельными отношениями. Принципиально важен тот факт, что земля перестала восприниматься исключительно как источник природных богатств или как средство производства для развития сельского хозяйства.

В связи с принятием нового Земельного кодекса Российской Федерации земля одновременно учитывается как недвижимое имущество, как объект права собственности и иных прав на землю. В этом качестве земля представляет собой основу отношений собственности, выступает базовым элементом земельно-имущественных отношений.

Кроме того, в Земельном кодексе Российской Федерации закреплено конституционное положение о том, что земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Таким образом, принцип многообразия форм собственности, который составляет основу проводимой в последнее десятилетие земельной реформы, получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу.

Установление многообразия форм собственности на землю усложняет управление земельными отношениями.

Возникает необходимость решения комплекса правовых, организационных, технических и технологических вопросов: формирование и становление субъектов правоотношений — собственников и арендаторов земельных участков, планирование и организация рационального землепользования на территории, создание земельно-кадастровой и иной информационной системы, совершенствование кадастрового учета и оценки земель, создание инфраструктуры рынка земли и формирование рыночной цены земли.

Вместе с тем, при всей очевидной важности и актуальности совершенствования управления земельными ресурсами, необходимо отметить, что практическую реализацию основных направлений земельной политики сдерживает недостаточно полная система земельного законодательства на федеральном уровне. Необходима регламентация на федеральном уровне методов, форм и условий осуществления государственного земельного контроля. Важной проблемой является упорядочение бюджетного финансирования задач земельной политики, требует совершенствования система взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при управлении землей и недвижимостью.

Глава1. Теоретические основы систем управлениями земельными ресурсами.

Понятие управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами — это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы. Основу системы управления земельными ресурсами составляют объект, субъект, предмет, цель, задачи и функции управления.

Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты.

Объект и предмет управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами охватывает весь спектр общественных отношений — от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления. Поэтому управление земельными ресурсами— сложноорганизованная система. Его осуществляют многими методами и средства­ми, и оно является предметом изучения многих наук и включает следующие аспекты: — политический, обеспечивающий выполнение социально-политических, экономических и экологических задач государства по рациональному использованию земельных ресурсов; — административно-управленческий, связанный с формированием системы государственных и муниципальных органов управления земельными ресурсами, разграничением их компетенций, организацией выполнения ими взаимосогласованных функций; — правовой, обеспечивающий рациональное использование и охрану земли на основании правовых норм, закрепленных в законодательных актах; — научный, связанный с разработкой научно обоснованных рекомендаций по управлению земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса; — экономический, определяющий условия эффективного использования земель; внедренческий, связанный с разработкой и осуществлением экономических, социальных и иных рычагов, стимулов и мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношении, отличающиеся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.

Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление, начиная от государства как субъекта земельных отношении и завершая конкретным юридическим лицом или гражданином.

Виды управления земельными ресурсами

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления — некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ). Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей. Многообразие потребностей приводит к многообразию способов использования земель, подлежащих управлению.

Основная цель управления земельными ресурсами — обеспечение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли. Цель отражает перспективное состояние земельных ресурсов и процесса их использования. Основная цель достигается путем постановки частных целей управления земельными ресурсами таких как рациональное, эффективное использование и охрана земель, которые обеспечивают охрану прав государства, муниципальных образований, юридических лиц и граждан на землю, воспроизводство плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование и развитие земельного рынка.

Глава 2. Основные задачи и функции управления земельными ресурсами.

К основнымзадачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

-наделение органов управления политическими и организационно- регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

-обеспечение решений органов государственного управления;

-регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

-обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений;

-формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;

-улучшение использования и охраны земельных ресурсов;

-создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле и др.

В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Управление земельными ресурсами также — это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному.

Систему прямого управления земельными ресурсами подразделяют на следующие виды функций:

— на общие функции, включающие планирование, организацию, координацию, регулирование, распоряжение, учет и контроль. При осуществлении этих функций происходят распоряжение трудовыми, материальными и денежными ресурсами, оперативное управление землеустроительным и земельно-кадастровым произ­водством;

— специальные, обеспечивающие организационное воздействие на специальные стороны деятельности предприятий (технологическая подготовка и т. д.);

— вспомогательные, включающие обслуживающие процессы общего и специального управления (делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).

При опосредованном управлении к числу функций относятся: изучение земельных отношений, состояния земельного законодательства и их мониторинг; разработка и принятие законодательных актов (законов, решений, постановлений) и нормативов использования земли; реализация мероприятий по изменению системы землепользования, предусмотренных в законодательных актах; совершенствование землепользования, зонирования территории, нормирования использования земли; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; разрешение земельных споров, связанных с введением и функционированием земельного законодательства и нормативов использования земли.

Управленческие решения по управлению земельными ресурсами это решения, принимаемые в процессе управления земельными ресурсами. Основные этапы принятия решения по управлению земельными ресурсами следующие:

-определение условий объекта управления и связанных с ним структур;

-определение круга пользователей;

-определение запросов землепользователей;

-исследование поведения потребителей предполагаемого управленческого решения и действия;

-накопление, систематизация и анализ данных об объекте управления;

-расчет возможной эффективности;

-расчет фактической эффективности или ее моделирование;

-выбор варианта и принятие управленческого решения.

Определяющим этапом является — постановка задачи и принятие управлен­ского решения. Реализуют управленческие решения с помощью директивного, правового, экономического методов. При УЗР необходимо применять все методы на каждом территориальном уровне.

Административный (директивный) метод связан с принятием и реализацией непосредственных управленческих решений-директив. Этот метод основан на реализации государством своих функций по управлению, отраженных в законодательстве. Это акты прямого действия: изъятие, отвод, зонирование, мероприятия по изучению земель и их реализация.

Правовой метод проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают субъектов земельных отношений принимать нужные государству решения.

Экономический метод предполагает создание экономических стимулов и показателей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования.

Принципы управления земельными ресурсами можно разделить на общие и частные. К общим принципам относят:

— приоритет государственного управления земельными ресурсами;

— дифференцированный подход к управлению землями разных категорий и регионов;

— принцип рационального использования земель;

— единство управления земельными ресурсами и управления территориями;

— организационная согласованность использования земель и управления территориями;

— систематическое совершенствование функций и методов управления земельными ресурсами.

Экономически эффективное сочетание государственного, регионального и муниципального управления земельными ресурсами.

Разделение функций между различными ведомствами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:

— правовая обеспеченность управления земельными ресурсами земельных отношений;

-принцип организационного и экономически рационального соотношения централизации и децентрализации.

К частным принципам управления земельными ресурсами можно отнести:

-принцип организационной, финансовой и кадровой обеспеченности системы управления земельными ресурсами, который подразумевает

наличие специальных органов управления земельными ресурсами с оптимальной численностью и финансированием, особенно для муниципального уровня, проводящих основной объем работ по управлению земельными ресурсами. Это обеспечит качественное проведение работ определенных видов на конкретных территориях, и которых заинтересовано государство;

-принцип управляемости предполагает рациональное соотношение управленческих и управляемых структур, их штатной численности, рациональную степень загрузки структур, принимающих решения и обеспечивающих их выполнение;

-принцип соответствия субъекта и объекта заключается в том, что структура субъекта управления должна формироваться, исходя из особенностей земельных ресурсов (страны, региона, города и т.д.) как объекта управления. Состав органов управления, взаимосвязь между ними определяются спецификой функционирования как отдельных структур звеньев управления, так и системы в целом;

-принцип изменяемости — способность органов управления земельными ресурсами на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения внешних и внутренних экономических, социальных, правовых и иных условий;

-принцип специализации — формирование структуры и органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления при одновременном сокращении числа уровней управления и объединения управленческих работ с повторяющимися операциями, однородностью приемов и методов их выполнения (плановые, бухгалтерские, учетные и т.д.);

-принцип иерархичности предполагает необходимость создания структуры управления с учетом обязательности выполнения решений и постановлений вышестоящих структур нижестоящими органами;

-принцип экономичности заключается в том, что планируемый эффект должен достигаться при минимально возможных затратах на управленческий аппарат, экономном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов производства.

Управление земельными ресурсами. (Лекция 1)

Лекция 1
«Управление земельными ресурсами»
1

Управление земельными ресурсами — это
совокупность функций системы управления,
направленная на рациональное использование
земельных ресурсов.
2

Объектом управления является весь
земельный фонд Российской Федерации,
ее субъектов, административного района,
города
и
других
муниципальных
образований,
земельные
участки
отдельных
субъектов
земельных
отношений, отличающиеся по характеру
использования, правовому статусу, а также
земельные участки общего пользования.
3

Земельно-ресурсный потенциал России – это
1709 млн. га земли (12,5% мировой территории) и
420 млн. га континентального шельфа. На
территории
России
сосредоточено
55%
черноземных почв мира, 50% запасов пресной
воды и 60% запасов древесины хвойных пород;
разведанные запасы энергоносителей, которые
находятся в земле России, составляют около 30%
мировых запасов. Емкость территориального
пространства России по биоклиматическому
потенциалу для нормальной жизни составляет
1,0-1,3 млрд. человек. Обеспеченность России
земельными
ресурсами

важнейший
экономический и политический фактор развития
общественного производства.
4

В
результате
приватизации
земельных
участков и зачастую неоправданного изменения
их целевого назначения происходит уменьшение
площадей наиболее продуктивных и ценных
земель
в
стране,
что
создает
непосредственную
угрозу
экономической
безопасности России.
5

В
большинстве
случаев
сегодняшние
землевладельцы стремятся лишь к получению
максимально возможной прибыли за счет
перепродажи земельных участков, а не более
эффективного их использования.
В результате нерационального использования
земельного фонда страны отмечается процесс
сокращения площадей сельскохозяйственных
угодий и как следствие – безвозвратной утрате
части
земель,
обладающих
высоким
плодородием.
Так, за последнее десятилетие Россия
сократила свою пашню на 5,3% и сельхозугодья
– на 7,2%.
6

В настоящее время активно происходит
процесс
перевода
части
земель
сельскохозяйственного назначения в земли
населенных пунктов. Пока эта тенденция в
большей степени характерна для угодий,
примыкающих к крупным городам, однако
специалистами не исключается ее дальнейшее
распространение и на другие территории. При
этом природные территории выкупаются по ценам
земель сельскохозяйственного назначения с
целью последующего изменения их категории на
земли городских поселений и перепродажу под
застройку жилых массивов по более высоким
ценам.
7

Предметом управления являются процессы
организации использования земли, которая в
пределах определенной территории обеспечивают
все многообразие потребностей его жителей.
Многообразие
потребностей
приводит
к
многообразию способов использования земель,
подлежащих управлению.
8

Аспекты УЗР:
политический, обеспечивающий выполнение
социально-политических,
экономических
и
экологических
задач
государства
по
рациональному
использованию
земельных
ресурсов;
— административно-управленческий,
связанный
с
формированием
системы
государственных и муниципальных органов
управления
земельными
ресурсами,
разграничением их компетенций, организаций
выполнения ими взаимосогласованных функций;

9

правовой, обеспечивающий рациональное
использование и охрану земель на основании
правовых норм, закрепленных в законодательных
актах;
— научный, связанный с разработкой научно
обоснованных рекомендаций по управлению
земельными ресурсами с учетом достижений
научно-технического прогресса;
— экономический,
определяющий
условия
эффективного использования земель;
— внедренческий, связанный с разработкой и
осуществлением экономических, социальных и
иных рычагов, стимулов и мероприятий по
рациональному использованию и охране земель.
10

Основной целью управления земельными
ресурсами является обеспечение потребностей
общества,
удовлетворяемых
на
основе
использования свойств земли.
Субъекты управления подразделяются на
субъекты,
осуществляющие
государственное,
местное и внутрихозяйственное управление,
начиная от государства, как субъекта земельных
отношений и завершая конкретным юридическим
лицом или гражданином.
11

Виды управления земельными ресурсами
государственное
Управление земельными ресурсами
Общее государственное
-осуществляется государственными органами общей и
специальной компетенции;
-имеет территориальный характер;
-распространяется на все земельные ресурсы (страны)
независимо от категории земель и субъектов права.
Ведомственное (отраслевое)
-осуществляется министерствами, комитетами,
федеральными службами и агентствами;
-строится по принципу подведомственности предприятий,
организаций, которым предоставлены земли;
-не зависит от территориального размещения земель.
Местное управление
-осуществляется органами местного управления;
-может иметь общий характер или специальный.
Частное (внутрихозяйственное) управление
-осуществляется собственниками, землепользователями и
арендаторами земельных участков.
12

Государственное
управление
земельными
ресурсами осуществляется путем:
разработки и реализации законодательных и
нормативно-правовых актов, федеральных и
региональных программ и планов, а также
отдельных мероприятий и решений органов
государственной власти Российской Федерации и
субъектов Федерации;
проведения
государственной
плановой,
финансовой и инвестиционной политики;
13

Функции управления земельными ресурсами
Функции прямого
управления
Функции
опосредованного
управления
Функции управления земельными ресурсами.
14

Функции прямого
управления
— сброс и анализ данных об объекте и предмете управления:
изучение свойств земли (обследования, инвентаризация земель),
ведение земельного кадастра (регистрация, учет, оценка) и
мониторинга
земель,
создание
и
ведение
земельноинформационных систем;
— выработка управленческого решения: зонирование территорий,
прогнозирование и проектирование использования земель;
реализация
управленческого
решения:
государственное
перераспределение земель (изъятие, отвод), организация и
финансирование мероприятий по изменению свойств земли,
обустройству землепользования, регулирование рыночного оборота
земель,
экономическое
стимулирование
рационального
землепользования;
— контроль за функционированием системы землепользования и
земельных отношений: контроль за использованием земель и
соблюдением земельного законодательства, разрешение земельных
споров, связанных с реализацией управленческого решения и
функционированием
созданной
системы
организации
использования земель.
Функции управления земельными ресурсами.
15

Система прямого управления земельными ресурсами, в
свою очередь, подразделяется на следующие виды
функций:
общие, включающие планирование, организацию,
координацию, регулирование, распоряжение, учет и
контроль. При осуществлении этих функций происходит
распоряжение трудовыми, материальными и денежными
ресурсами, оперативное управление землеустроительным
и земельнокадастровым производством;
специальные,
обеспечивающие
организационное
воздействие на специальные стороны деятельности
предприятий (технологическая подготовка и т. д.);
вспомогательные,
включающие
обслуживающие
процессы
общего
и
специального
управления
(делопроизводство, хозяйственное обслуживание, охрана).
16

Функции опосредованного
управления
— изучение характера земельных отношений, состояние
земельного законодательства и их мониторинг;
— разработка и принятие законодательных актов
(законов, решений, постановлений) и нормативов
использования земли;
— реализация мероприятий по изменению системы
землепользования,
предусмотренных
в
законодательных
актах:
совершенствование
землепользования
и
зонирование
территории,
нормирование использования земли; проведение
государственного контроля за соблюдением земельного
законодательства;
— разрешение земельных споров, связанных с
введением
и
функционированием
земельного
законодательства и нормативов использования земли.
Функции управления земельными ресурсами.
17

Методы реализации управленческих решений в области УЗР
Правовой метод
законодательные
акты
нормативные
документы
Административный
директивный) метод
установление предельных
размеров
земельных
участков;
установление
порядка
регистрации
прав
на
земельные участки;
введение возможности
принудительного
изъятия
(выкупа) участка;
ограничение экологически
опасных технологий;
установление
перечня
нарушений,
влекущих
за
собой
разные
формы
ответственности и др.
Методы реализации управленческих
Экономический
установление размеров
земельного
и
других
видов
налогов,
нормативной
цены
земли;
установление условий и
порядка
возмещения
убытков
в
случае
изъятия
земли
или
ограничения прав;
формирование уровня
цен на землю, ведение
контроля
за
соотношением спроса и
предложения
и
формированием.
решений
18

К
общим
следующие:
принципам
необходимо
отнести
1. Приоритет государственного управления земельными
ресурсами.
2. Дифференцированный подход к управлению землями
разных категорий и регионов, согласно которому
правовое обеспечение управления землями должно
осуществляться с учетом их экономических, природных и
социальных особенностей.
3. Принцип рационального использования земель.
4. Единство управления земельными ресурсами и
управления территориями определяет,
5. Организационная согласованность использования
земель и управления территориями.
19

К
частным
принципам
управления
земельными ресурсами можно отнести
следующие:
1.Принцип организационной, финансовой и
кадровой
обеспеченности
системы
управления земельными ресурсами;
2. Принцип управляемости;
3. Принцип соответствия субъекта и
объекта;
4. Принцип изменяемости;
5. Принцип специализации;
6. Принцип иерархичности;
7. Принцип экономичности;
20

К основным методам управления
земельными ресурсами относятся:
— землеустройство;
— государственный земельный кадастр;
— мониторинг земель ;
— земельный контроль и др .
21

Основные проблемы отношений
Незавершенность и противоречивость нормативного
обеспечения;
Неоформленность прав на землю;
Неразвитость инфраструктуры земельного рынка;
Уход государства из системы обеспечения рационального
землепользования;
Рейдерство;
Забюракратизированность и коррумпированность системы
кадастра и регистрация прав;
Неэффективность государственного земельного контроля;
Разрушение системы землеустройства.
22

Основные меры по совершенствованию земельных
отношений
Совершенствование законодательства;
Переход от заявительного к всеобщему кадастровому учету;
Упрощение процедур кадастрового учета, введение
регламентов;
Государственное плано – картографическое обеспечение;
Разграничение прав собственности на землю;
Создание иерархической структуры УЗР.
23

Лекция 2
Организационный механизм УЗР
24

Цель преобразований — создание единой системы регистрации прав
и учета,
прав на
при
обеспечивающей высокий уровень гарантий
недвижимое имущество и качество госуслуг
минимальных издержках
Росрегистрация
Регистрация прав
Росреестр
Регистрация прав
Роснедвижимость
БТИ
Роскартография
Кадастровый учет
земельных
участков
Технический учет
зданий,
помещений,
сооружений
Кадастровый учет
земельных
участков
и зданий,
помещений,
сооружений
Картографическое
и геодезическое
обеспечение
25

Показатели работы систем учета и регистрации
(по состоянию на май 2013 г. всего)
Зарегистрировано прав,
ограничений (обременений)
144 633 585
Поставлено на кадастровый
учет земельных участков
45 251 265
Проведен технический учет
зданий, помещений, сооружений
50 229 379
В день – около 450
заявлений
тыс.
Оборот недвижимости с каждым годом становится все более интенсивным.
Основные характеристики приведены на слайде.
Участники экономической деятельности и субъекты государственного управления с каждым днем предъявляют
все более высокие требования к качеству и доступности услуг всфере оформления прав на недвижимость.
26

Роль в экономике
Оборот
недвижимости
Массовая (кадастровая)
оценка и налогообложение
недвижимости
Управление госсобственностью
(в т.ч. приватизация,
интегрир. структуры,
реестры имущества)
Единая система
учета и регистрации
Навигационные карты
(ГЛОНАСС)
Террпланирование
и градостроительное
зонирование
Привлечение
кредитных ресурсов
(в т.ч. ипотека)
На слайде приведены только некоторые важные задачи,
решение которых напрямую зависит от эффективности работы системы учета и регистрации прав.
27
В частности приватизация, территориальное планирование,
реализация национальных проектов, ГЛОНАСС (кадастр источник данных для актуализации навигационных карт).

Стоимость и сроки оформления прав на недвижимость*
Оформление права
(без льгот)
Стоимость,
руб.
(без учета
услуг
риэлтора,
нотариуса и
т.п.**)
Срок
ранее возникшего права
перехода права по договору К-П
от 50 тыс.
от 3 мес.
от 4 тыс.
от 2,5 мес.
Вид недвижимости
Субъект
правоотношений
Юридическое
лицо
Физическое
лицо
Земельный
участок
(сотки)
Здание,
помещение
(кв.м.)
70
3 000
15
(проведение
кадастровых
работ)
300
(ИЖД)
6
(с/х земли для
садоводств,
проведение
кадастровых
работ)
100
(сад. дом)
ранее возникшего права
перехода права по договору К-П
от 350 руб.
от 2,5 мес.

квартира
(многокв.
дом)
права на основании договора
перехода квартиры в
собственность
перехода права по договору К-П
от 1,9 тыс.
от 2 мес.
ранее возникшего права
перехода права по договору К-П
права наследника
* выполнение кадастровых работ/инвентаризации ОКС, ГКУ/ТУ,
госрегистрация прав
** до 5% от стоимости недвижимости – услуги риэлтора, нотариуса и т.п.
При этом в стране сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на бурное развитие гражданского оборота недвижимости,
возникшие до 1997 года права собственности на значительную часть объектов недвижимости до сих пор не зарегистрированы.
Одна из основных причин – большие временные и финансовые издержки, связанные с оформлением прав.
Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации прав документов,
неоднократно обращаясь в различные органы и архивы.
28
При этом разрозненность систем только усугубляет ситуацию. На слайде показаны стоимость и сроки оформления прав на недвижимость.
Поэтому Концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и «понятности» процедур регистрации и учета для граждан.

Модели систем (зарубежный опыт)
Страна
Модели систем учета и регистрации
Aвстрия
Двойственная система
Швеция
Объединенная система
Дания
Двойственная система
Финляндия
Объединенная система
Германия
Двойственная система
Венгрия
Объединенная система
Литва
Объединенная система
Черногория
Объединенная система
Сербия
Объединенная система
Словацкая Республика
Объединенная система
Чешская Республика
Объединенная система
Tурция
Объединенная система
Большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно,
пошли по пути создания единой системы.
29
В предлагаемой к рассмотрению Концепции выделены следующие приоритетные направления:

Приоритетные направления:
объединение процедур
развитие электронных услуг
объединение организационных структур
создание федеральных автономных учреждений
переход к кадастровому учету зданий, помещений,
сооружений
создание системы профессиональной подготовки
– объединение процедур по принципу «одного окна»;
– развитие электронных услуг и создание единой информационной системы;
– объединение организационных структур существующих систем регистрации и кадастра;
– создание федеральных автономных учреждений по оказанию учетно-регистрационных услуг;
– переход от технического к кадастровому учету зданий, помещений и сооружений;
– создание системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров.
Концепцией для каждого из названных приоритетных направлений предусмотрены свои сроки и этапы реализации мероприятий.
При этом основная (базовая) часть мероприятий должна быть реализована до 2012 года.
30
Одной из приоритетных краткосрочных задач нормативного регулирования
является законодательное обеспечение единства учетно-регистрационных процедур.

Этапы объединения процедур регистрации прав и кадастрового
учета
1 ЭТАП
(с 1 января 2010 г.)
Одновременная подача заявлений о кадастровом учете
и о регистрации прав
Исключение необходимости предоставления
кадастрового паспорта для регистрации прав
Новые правила единых учетно-регистрационных процедур
Устраняется дублирование сведений в ЕГРП и ГКН
2 ЭТАП
(с 1 января 2012 г.)
Возможность предоставления комплексных сведений
одновременно из АИС ЕГРП и АИС ГКН и иных
комплексных услуг
Объединение двух ведомств позволяет существенно упростить процедуру,
предусмотрев в законе возможность одновременной подачи заявлений в один офис,
а также исключить необходимость представления кадастрового паспорта при подаче заявления о регистрации прав.
Соответствующие поправки в законодательство разработаны.
Предполагается, что упрощенный порядок вступит в силу с 1 января следующего года.
На втором этапе предусмотрена комплексная унификация процедур.
Предлагается, в том числе, установить общий порядок подачи и рассмотрения документов.
Для решения данной задачи потребуется разработка единого закона о регистрации прав и кадастровом учете.
В соответствии с предложенным планом необходимый проект закона должен быть подготовлен в течение 2010
31 года.
Следующее важное направление – создание единого информационного ресурса и внедрение электронных услуг.

Электронные услуги
Федеральный государственный информационный ресурс
Кадастровые
карты
Сведения об
обременениях
Сведения
об объектах
Сведения о правах
и
правообладателях
Регистрационно-кадастровые дела
Кадастровый учет
Регистрация прав
Журнал
СПОСОБЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Ключ ЭЦП
Нотариусы, банки,
иные
авторизованные
пользователи
•Лично
Заявитель
•По почте
•По сети Интернет
7 – 14 дней
Современная система учета и регистрации должна обеспечивать оказание большей части услуг с использованием электронных средств связи,
в том числе – через Интернет. Начиная с 2007 года в российском законодательстве такая возможность появилась.
До конца этого года запланировано введение в опытную эксплуатацию технологий,
обеспечивающих подачу документов на кадастровый учет в электронном виде, в том числе – по электронной почте.
Это позволит в несколько раз увеличить «пропускную способность» офисов Росреестра, обеспечивающих прием документов для кадастрового учета.
Предполагается также ввести предоставление в электронном виде через Интернет и заказным письмом по почте выписок из реестра прав.
Оказание в электронном виде некоторых услуг, требующих идентификации заявителя, возможно только с помощью электронной цифровой подписи.
Соответственно, пользоваться такими услугами будут лица, которые на постоянной основе работают с системой кадастра и регистрации.
32
К ним относятся, прежде всего, кадастровые инженеры, риэлтерские компании, субъекты естественных монополий,
кредитные организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также нотариусы.

Ввод в эксплуатацию основных электронных услуг ЕФИСН
2009
2010
2011
IV
III
2012
Предварительная подготовка
пользователями данных для
регистрации
разработка
IV
III
тестирование
Кадастровый учет
II
III
внедрение
Предоставление
сведений из ЕГРП
III
IV
Предоставление
сведений из ГКН
IV
II
Электронные
платежи
Предоставление открытых сведений из кадастра и реестра прав не требует идентификации заявителя.
Для оказания таких услуг используются общедоступные технологии: размещение информации на сайте, электронная почта.
Учитывая массовый характер таких обращений (в неделю в среднем выдается 1 млн. 200 тыс. выписок из реестра прав),
важное значение приобретает технология электронной оплаты соответствующих услуг.
Росреестром составлен график внедрения технологий электронного взаимодействия с заявителями,
33
общая характеристика которого представлена на слайде.
Следующее важное направление – создание новой организационной структуры.

34. Организационные структуры систем до объединения

Роснедвижимость
районы
адм. центр
субъекта РФ
Москва
Центральный
аппарат
Территориальное
ФГУ «КП»
84
Филиалы
ФГУ «КП»
1395
Теруправления
84
Росрегистрация
Центральный
аппарат
Теруправления
77
Теротделы
921
Теротделы
1251
заявитель
заявитель
ФГУПЫ: «Ростехинвентаризация», «ФКЦ «Земля», ВИСХАГИ
На слайде показана структура, существовавшая до принятия решения об объединении.
Общая штатная численность объединяемых органов составляет 45 736 государственных служащих
34
и 33 150 сотрудников государственных учреждений.
Концепция предусматривает три этапа создания новой организационной структуры.

Организационная структура системы
ЭТАП 1 (до 1 января 2010 г.)
Центральный аппарат
РОСРЕЕСТРА
Федеральный уровень объединяются ЦА
ЦА
ЦА
Роснедвижимости Росрегистрации
теруправления по
регистрации прав
Региональный уровень:
— структура терорганов
сохраняется в прежнем виде
— усиливается взаимодействие
терорганов
теруправления по
кадастровому учет
ФГУ «КП»
терротделы
терротделы
филиалы
ФГУПЫ: «Ростехинвентаризация», «ФКЦ «Земля», ВИСХАГИ
На первом этапе осуществляется формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начинается реализация
организационных мероприятий по объединению территориальных органов (уже работает около 500 совместных офисов).
На втором этапе предусмотрено непосредственное объединение территориальных управлений
35
в субъектах Российской Федерации. Объединение будет происходить по мере готовности каждого субъекта,
но в целом по стране должно завершиться к 1 января 2011 года.

Организационная структура системы
ЭТАП 2 и 3 (2010-2012 г.г.)
— админ. управление
Центральный аппарат
РОСРЕЕСТРА
Москва
— реестр и контроль СРО
— госземконтроль
— право собственности
на АИС и БД
— контроль/надзор
— инф. взаимодействие
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
АИС и БД
АИС и БД
адм. центр
субъекта РФ
Теруправления
-кадастровый учет
-регистрация прав
-предоставление
сведений из ЕГРП
и ГКН
— контроль и надзор за
деятельностью ФАУ
— госземконтроль
Теротделы
-госземконтроль
районы
Терр-ные
ФАУ
АИС и БД
Филиалы
-прием и выдача
документов
-консультирование
ФАУ
заявитель
На третьем этапе предлагается путем преобразования подведомственных Росреестру государственных учреждений создать
федеральные автономные учреждения и передать им функции по кадастровому учету и регистрации прав.
Специфика деятельности данных учреждений: типовые услуги, легко нормируемы и считаемы.
Территориальные органы сохранят за собой контрольно-надзорные функции,
в том числе полномочия по осуществлению земельного контроля и контроля за деятельностью саморегулируемых организаций.
Завершить третий этап предполагается до 2012 года.
Одним из обязательных (ключевых) условий реализации данной модели является поступление платы36
за оказываемые автономными учреждениями государственные услуги в их бюджет.

Плата за услуги
Виды услуг
Действующий порядок
Предложения
Предоставление сведений
ГКН
Закон о кадастре – пошлина
НК РФ – не установлена
Плата
Кадастровый учет
Закон о кадастре – пошлина
НК РФ – не установлена
Плата
Плата
Плата
Пошлина
Пошлина
Предоставление сведений из
ЕГРП
Регистрация прав
При этом Концепцией одновременно предусмотрено введение платы за осуществление кадастрового учета,
предоставление сведений из кадастра недвижимости с отменой положений
Закона о кадастре в части взимания государственной пошлины за эти действия.
Размеры соответствующей платы должны устанавливаться Правительством (либо уполномоченным федеральным органом исполнительной власти)
дифференцированно, в зависимости от вида государственных услуг, и должны быть доступными для всех категорий потребителей,
включая малообеспеченные слои населения. При этом государственная пошлина за регистрацию прав сохраняется и поэтапно снижается.
Выбор автономных учреждений в качестве организационно-правовой формы обусловлен несколькими причинами.
Система кадастрового учета и регистрации прав является высокотехнологичной системой, требующей постоянных инвестиций в развитие.
37
Кроме того, требуется обеспечить мотивацию в части высокого качества оказания государственных услуг,
разграничить функции по оказанию услуг и контрольно-надзорные функции.

Изменение схемы финансирования
Расходы
федерального бюджета
Доходы
федерального бюджета
(прогноз)
Доходы
федеральных
учреждений
39 млрд.
руб.
2009 г.
15,9 млрд.
руб.
Не поступают
30 млрд.
руб.
Федеральные
Автономные
учреждения
8 млрд. руб.
14,9 млрд.
руб.
Внедрение института автономных учреждений позволит:
– обеспечить планомерное снижение бюджетных расходов;
– повысить возможности самофинансирования системой своего развития.
Это будет достигнуто не за счет повышения стоимости услуг,
а за счет увеличения объема оказываемых услуг с использованием электронных форм взаимодействия с заявителями.При этом предусмотренные
на 2009 год расходы федерального бюджета в рамках текущего финансирования систем регистрации и кадастра составляют 39 млрд. рублей.
Предварительные финансовые расчеты показывают, что с учетом прогнозируемого увеличения объема услуг в 3 раза федеральный бюджет будет
38
последовательно замещаться средствами, получаемыми данными учреждениями ежегодно за оказание услуг, в размере 30 млрд. руб.
В целях создания единой системы необходимо также завершить объединение земельного кадастра с системой учета зданий, помещений, сооружений.

Переход к кадастровому учету зданий, помещений, сооружений
Материально-техническое и кадровое
обеспечение функции Росреестра по учету
зданий, помещений, сооружений
Переход к единой базе налогообложения –
кадастровой стоимости недвижимости
Сохранность архивов БТИ
Требуется перенос срока завершения перехода – до 1 января 2012 г.
Учет зданий, помещений и сооружений в настоящее время осуществляют органы технической инвентаризации.
Это одно федеральное унитарное предприятие, 163 региональных и муниципальных унитарных предприятий (БТИ).
В соответствии законом до 1 января 2010 года должен завершиться переходный период, в течение которого
на всей территории России полномочия по учету зданий, помещений и сооружений должны перейти к Росреестру.
Переход к такому учету возможен только при условии решения двух задач.
Первая задача – создание необходимой материально-технической базы.
Вторая задача – для осуществления оценки недвижимости в целях налогообложения
необходимо обеспечить сохранность и доступность архивов БТИ.
Эти архивы в силу закона являются федеральной собственностью, но их содержание осуществляется БТИ.
39
Вопросы ответственности за сохранность и содержания архивов законодательством не урегулированы.

Переход к единой базе налогообложения
Действующий порядок
Физические лица
ЕГРП
Здания
Помещения
Сооружения
ГКН
Инвентаризационная
стоимость
Здания
Помещения
Сооружения
Архивы БТИ
(временно)
Юридические лица
Здания
Помещения
Сооружения
и
Земельные
участки
Балансовая
стоимость
Земельные участки
Кадастровая
стоимость
Массовая оценка
Кадастровая
стоимость
40

Основные составляющие системы профессиональной
подготовк
и
Образовательный
центр
учебное, научное
и
методическое
обеспечение
Основные категории
работников
координация
программ
профподготовки
Образовательные
учреждения
— специалисты по регистрации прав
— специалисты по кадастровому учету
реализация программ
профподготовки
Одним из приоритетных направлений при создании единой системы регистрации прав и кадастрового учета
является обеспечение соответствия уровня квалификации
работников решаемым задачам в сфере регистрации прав и кадастрового учета.
41
Уровень знаний сотрудников системы должен быть выше, чем у заявителей.
Для этого Концепцией предусмотрено создание автономного учреждения – Образовательного центра.

Основной эффект для пользователей
системы
«Одно окно» при учете и регистрации земли
2010
2011
2012
Электронные услуги в ряде субъектов России
Электронные услуги на всей территории России
Электронное взаимодействие с госорганами и
муниципальными органами
Единая информационная система
«Одно окно» при учете, регистрации земли и зданий
В целях реализации Концепции разработаны подробный план подготовки нормативных правовых актов, а также план организационных мероприятий.
Основной срок реализации планов – до 2012 года. Завершить некоторые долгосрочные мероприятия предполагается до 2014 года.
В целом, в результате граждане, организации получат возможность:
в 2010 году – подавать заявления о регистрации и учете в режиме одного окна, а также в ряде субъектов
РФ ставить на учет и получать сведения из кадастра и реестра прав через Интернет;
в 2011 году – получать электронные услуги на всей территории России; будет реализован принцип экстерриториального
обслуживания заявителей вне зависимости от места расположения недвижимости;
при этом предполагается реализовать тесное электронное взаимодействие кадастра и реестра с иными государственными ресурсами,
органами государственной власти и местного самоуправления;
в 2012 году – завершится создание единой информационной системы
и появится возможность ставить на учет земельные участки и расположенные на них здания в режиме одного окна.
Система регистрации и учета станет институтом качественного обслуживания интересов граждан, организаций, государства.
42
Реализация Концепция обеспечит новый уровень оперативности и удобства получения услуг.
Минэкономразвития России предлагает одобрить представленный проект Концепции.

Основыми принципами межведомственного
электронного докуменооборота являются:
А)обеспечение технологической возмлжности использования
межведомственного электроннго документооборота переменным
числом его участников.
Б)применение участниками межведомственного электронного
документооборота совместимых технологий ,форматов,протоколов
информационнго взаимодействия и унифицированных
програмнотехнических средств.
В)правомерное использование програмного обеспечения и
серцифицирования програмнно-технических средств участниками
межведомственного электроного документооборота.
43

Г)Обеспечение целостности передаваемой информации.
Д)Минимизация издержек, в том числе финансовых и
вренныхри осуществлении информационного взаимодействия
участниками межведомственного электрооного
документооборта.
Е)Обеспечение конфиденциальности передачи и получения
информации.
РГ от 30.09.09 №183 22стр
Постановление Правительства Российской Федерации
От 22сентября 2009г.»754г.Москва
Об утверждении Положения О системе
межведомственного Электронного документаоборота
Правительство постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе
межведомственного электронного документа оборота.
44

Управление земельными ресурсами онлайн

Государственное казенное учреждение Республики Карелия
«Управление земельными ресурсами»

185031, Республика
Карелия, г. Петрозаводск,
наб. Варкауса, д. 3

График приема заявлений:
пн. ср. пт. 9:00 — 13:00
вт. чт. 14:00 — 17:00
Тел. 8(8142)59-51-72
каждая первая и третья пятницы месяца — не приемные дни

ВНИМАНИЕ:
с 01.04.2017 прием граждан и юридических лиц проводится только по предварительной записи.

Обращаем Ваше внимание, что подать документы можно через МФЦ.

Связаться с нами

185031, Республика
Карелия, г. Петрозаводск,
наб. Варкауса, д. 3
Посмотреть на карте

График приема заявлений:
пн. ср. пт. 9:00 — 13:00
вт. чт. 14:00 — 17:00
Тел. 8(8142)59-51-72
каждая первая и третья пятницы месяца — не приемные дни

ВНИМАНИЕ:
с 01.04.2017 прием граждан и юридических лиц проводится только по предварительной записи.

Обращаем Ваше внимание, что подать документы можно через МФЦ.

Управление земельными ресурсами Управление земельными ресурсами Управление земельными ресурсами

ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» приветствует Вас!

Проверка статуса заявки

Поиск заявок осуществляется в тестовом режиме!

Пожалуйста, заполните необходимые поля и нажмите кнопку «Проверить».
Номер заявки — это номер, указанный в вашей расписке.

Управление земельными ресурсами

01 Июля 2017 года состоялся День открытых дверей!

01 Июля 2017 года состоялся День открытых дверей! Руководство ГКУ РК Управления Земельными Ресурсами благодарит заявителей принявших участ.

Управление земельными ресурсами

Анонс аукциона

Аукцион по предоставлению земельных участков.
Олонецкий район.

Управление земельными ресурсами

Дорогие жители Республики Карелия

Напоминаем Вам о Дне открытых дверей и предоставляем краткий анонс мероприятия

Управление земельными ресурсами

«Деловые вести» Россия 24. Карелия

Руководство Управления Земельными Ресурсами приняло участие в телевизионной передаче в рубрике «Деловые вести»

Управление земельными ресурсами

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Уважаемые жители Республики Карелия, напоминаем Вам о Дне открытых дверей, который состоится 1 июля 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *