Трудовое право как отрасль российского права

Трудовое право как отрасль российского права

Отрасль права — наиболее крупное звено структуры права, которое охватывает качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулиро­вать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особенного метода правового регулирования. Указанным условиям отвечает и трудовое право как самостоятельная отрасль права.

Таким образом, трудовое право — это отрасль российского права, нормы которой регулируют трудовые отношения работ­ников с работодателями и иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми.

Сфера действия трудового права весьма широка. Его нормы регулируют трудовые отношения во всех организациях (юридических лицах) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также у работодателей — физических лиц. В настоящее время трудовое право регулирует труд не только работников государственных, негосударственных и частных организаций, но и труд членов кооперативов, акционеров и осужденных.

Однако трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной органи­зацией трудовой договор); лиц, работающих на основании договоров гражданско-пра­вового характера;

других лиц, если это установлено федеральным законом (ч. 7 ст, 11 ТК РФ).

На государственных гражданских служащих и муниципаль­ных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Интересы общества, государства, работников и работодателей в сфере труда отражаются в таких понятиях, как «роль трудового права», «цели трудового права», «задачи» и «функции трудового права».

Роль трудового права, т. е. его влияние на конечный результат трудовых и тесно связанных с ними отношений, сводится к урегулированию своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы оно отвечало задачам общественного производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников и укрепляло социальное партнерство между работниками, работодателями и государством.

Цели и задачи трудового права вытекают из целей и задач трудового законодательства, определенных ст. 1 ТК РФ, где указано, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон в сфере труда, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права — это основные направления воз­действия его норм на поведение и волю субъектов в процессе трудовой деятельности для достижения единой цели посредством решения однородных задач в области организации и применения общественного труда.

Трудовое право выполняет как общие для всех отраслей права регулятивную, охранительную и защитную функции, так и свои специфические — организационную, социальную, экономическую (хозяйственно-производственную).

Трудовое право

Трудовое право как отрасль российского права

Трудовое право как отрасль российского права

Трудовое право как отрасль правовой системы сформировалось относительно недавно, однако сегодня занимает одну из ведущих позиций среди отраслей российского права. Это обусловлено тем, что большая часть населения любой страны так или иначе вступает в трудовые правоотношения и многие лица являются либо работниками, либо работодателями.

В России отечественные законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились еще в конце XIX — начале XX в. и имелся достаточно большой объем документов, регулирующих различные аспекты трудовых отношений. Многие акты даже были обобщены и систематизированы. Так, дореволюционный Устав о промышленном труде 1913 г. стал основным источником фабрично-заводского законодательства России. Однако говорить о самостоятельной отрасли в этот исторический момент не приходилось, ибо природа этих актов все-таки была гражданско-правовой.

Впервые трудовое право заявило о себе в России в начале прошлого века, уже с первых дней советской власти. Сначала — принятием Декрета о 8-часовом рабочем дне (1917), а затем и кодифицированным актом о труде (КЗоТ 1918 г.). С принятия этих документов, которые привнесли в отношения между «трудом и капиталом» некий социальный характер, началось выделение норм о труде в самостоятельный раздел законодательства, а постепенно и в самостоятельную отрасль права. Если ранее отношения по поводу использования труда наемных работников регулировалась гражданским правом, а именно договором найма рабочей силы (locatio-conductio oper arum, лат.), то постепенно нормы о труде начали отдаляться от норм гражданского права став, таким образом, первыми источниками новой отрасли. Для того чтобы определить, что такое отрасль права, в теории выделяют несколько моментов. Прежде всего, каждая отрасль права отличается от других спецификой правоотношений, урегулированных нормами данной отрасли. Такими отношениями в трудовом праве являются отношения между наемным работником и его работодателем. В других отраслях права эти отношения детально не рассматриваются. Помимо этого, специфичны и субъекты данной отрасли. Это работник и работодатель. Именно здесь, в трудовом праве, определен их правовой статус, регламентированы права и обязанности.

Источники правового регулирования трудовых отношений также специфичны. Если ранее, начиная со времен Древнего Рима договор найма рабочей силы регулировался гражданским законодательством? то при выделении трудового права в самостоятельную отрасль появились и собственные источники — нормы трудового законодательства.

Еще одним (формальным) признаком самостоятельного существования отрасти права является наличие кодифицированного акта. В российском трудовом праве он появился еще в 1918 г. Сегодня Трудовой кодекс и трудовое законодательство в целом играют основную роль в регулировании трудовых отношений в процессе применения и использования труда и являются одним из важнейших признаков самостоятельности данной отрасли права.

Таким образом, трудовое право — отрасль российского права, которая при помощи совокупности норм трудового законодательства регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, основы взаимоотношений работника и работодателя; устанавливает меру труда и отдыха; определяет правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров и т.п. т.е. регулирует общественные отношения, возникающие в связи с применением и реализацией труда наемных работников.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Трудовое право как отрасль российской правовой системы.

Трудовое право — одна из важнейших отраслей российского права, регулирующая общественные отношения возникающие между работником и работодателем по поводу труда и другие непосредственно с ними связанные общественные отношения, и устанавливающая права и обязанности субъектов трудо­вого права и ответственность за их нарушение, сочетая при этом интересы субъектов трудового права а также всего общества и государства.

Предметом трудового права являются следующие об­щественные отношения:

1) отношения между работником и работодателем по поводу ис­пользования труда и условий труда.

Данные общественные отношения составляют ядро трудовых отношений.

Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично работу и общем процессе труда на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя.

В главе II ТК РФ дано понятие трудового отноше­ния. В ней дается не только само понятие и основания его возникновения, но и указаны основные права и обязанности сторон, что является содержанием трудового правоотношения как уже урегулированного правом трудового отношения. В ст. 1 ТК РФ перечислены непосредственно связанные с трудовыми отношениями, иные отношения, которые тоже являются предметом регулирования трудового законодательства:

2) отношения по содействию занятости и трудоустройству;

3) отношения по организации труда и управлению трудом, участию в управлении организацией;

4) отношения по социальному партнерству, ведению коллек­тивных переговоров, заключению коллективных договоров и со­циально-партнерских соглашений;

5) отношения по профессиональной подготовке, переподго­товке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

6) отношения надзорных и контрольных органов (Рострудинспекции, государственных специализированных и профсоюз­ных инспекций и т. д.) с работодателем, администрацией произ­водства по вопросам соблюдения трудового законодательства и охраны труда;

7) отношения по участию работников и профсоюзов в уста­новлении условий труда и применении трудового законодатель­ства в предусмотренных законом случаях;

8) отношения по поводу материальной ответственности сторон тру­дового отношения за вред (ущерб), причиненный по вине одной стороны другой. Данные отношения могут быть двух видов в за­висимости от того, какая сторона причинила вред: а) связанные с матери­альной ответственностью работодателя за вред, нанесенный ра­ботнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд, в том числе за моральный вред и б) связанные с материальной ответст­венностью работника, причинившего ущерб имуществу работода­теля. Данные отношения возникают только у тех работников, которые нанесли ущерб или которым причинен вред. Большин­ство же работников их не имеют;

9) отношения по разрешению индивидуальных или коллектив­ных трудовых споров, возникающие лишь у некоторых работников и отдельных рабочих коллективов. Когда появляется такой трудо­вой спор, второй стороной этих отношений является орган, ре­шающий данный спор (комиссия по трудовым спорам, суд и т. п.).

Ведущими из перечисленных отношений являются трудовые отношения работника с работодателем (предприятием, организацией). Остальные восемь или предшествуют трудовым, например отношения по обес­печению занятости населения, или всегда им сопутствуют, а некоторые мо­гут последовать (например, по трудовым спорам об увольнении).

Предмет отрасли трудового права как системы отношений, регулируемых нормами трудового права (выше перечисленные девять общественных отношений по труду работника на произ­водстве), надо отличать от предмета науки трудового права, учебного курса. Их предметом является изучение самих норм трудового законодательства, не только российского, но и между­народного, а также их истории и учений о правоотношениях сферы трудового права.

Метод правового регулирования – это основной фактор, который наряду с предметом обуславливает выделение самостоятельной отрасли права.

Квалифицирующими признаками метода правового регулирования являются порядок установления прав и обязанностей, характер их зашиты и механизм взаимодействия субъектов правовых отношений. Основная черта отраслевого метода правового регулирования – общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.

В трудовом праве для метода правового регулирования характерно сочетание централизованного, регионального и локального регулирования; установление отношений нормативным и договорным путем; участие работников через своих представителей в правовом регулировании трудовых отношений; определенное соотношение императивного и диспозитивного регулирования; специфические способы защиты нарушенного права; особые пределы ответственности работника.

Основой правоотношений является сочетание централизованного, регионального и локального регулирования. Согласно ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

— основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

— основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

— порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

— основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, — заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

— порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

— принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

— особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Отношения входящие в предмет трудового права могут быть установлены как путем нормативно-правового регулирования так и договорным путем. При этом договорный способ регулирования отношений состоит как в заключении индивидуального трудового договора в работником, так и в заключении коллективного договора между представителями работников и работодателей состоит и в заключении соглашений (генерального, регионального, отраслевого, межотраслевого).

В регулировании трудовых отношений участвуют работники через своих представителей (уполномоченный орган или профессиональные союзы). Это участие заключается в подписании коллективных договоров и соглашений.

Для современного трудового права весьма характерным является то, что нормы, устанавливающие гарантии трудовых прав работников, являются императивными. Все остальные нормы трудового права относятся к числу диспозитивных, предусматривающих определенные варианты поведения участников правоотношений. В последнее время весьма широкое распространение получили нормы-рекомендации.

Специфические способы защиты нарушенного права подразумевают особые органы, рассматривающие трудовые споры. Для индивидуальных трудовых споров предусмотрена такая процедура их рассмотрения, как обращение в комиссию по рассмотрению трудовых споров (КТС). Отдельные категории споров рассматриваются органами федеральной инспекции труда. Поскольку право на труд является конституционным, то для его защиты предусматривается также судебный порядок рассмотрения спора.

К особым органам, рассматривающим коллективные трудовые споры, относятся: примирительная комиссия, посредник и(или) трудовой арбитраж. Крайней мерой разрешения коллективного спора может быть забастовка.

Законодательством предусматриваются особые пределы ответственности работника. При нарушении дисциплины труда возможно применение следующих взысканий: замечание, выговор, увольнение. Применение иных мер взысканий допускается только в отношении отдельных категорий работников, указанных в специальном законодательстве и в пределах установленных в нем.

Материальная ответственность работника ограничена пределами среднего месячного заработка работника, и только в случаях, предусмотренных ст.242 ТК РФ, на работника налагается полная (в пределах прямого действительного ущерба) материальная ответственность. Согласно ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (ст.242 ТК РФ)

Трудовые отношения следует отличать от иных отношений, связанных с трудом, но регулируемых другими отраслями права. Так, наиболее часто с трудовыми отношениями по трудовому праву путают отношения по договорам, связанным с трудом, регулируемые нормами гражданского права (договор подряда, договор поручения, авторский договор, договор оказания услуг и т.д). Различают эти договоры прежде всего по предмету регулирования. Если в трудовом договоре предметом является труд работника по определенной специальности, квалификации и должности, то предметом гражданско-правовых договоров является результат труда (вещь, предмет и т.п.).В процессе выполнения своей трудовой функции работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка организации. В процессе исполнения гражданско-правовых договоров такого подчинения, как правило не бывает.

Административным правом регулируются отношения, связанные с контрактами военнослужащих, работников милиции, таможенных органов, и т.п. а так же частично отношения по осуществлению федеральной государственной службы. Регулирование этих отношений отраслью административного права обусловлено тем, что доминирующими в них являются властно-подчинительные начала. В последнее время в указанных отношениях все больше наблюдается тенденция к распространению на них гарантий трудового законодательства (рабочее время, время отдыха, охрана труда, трудовые споры).

До недавнего времени отношения по социальному обеспечению входили в часть трудового права. В действительности эти отношения тесно связаны с трудом (в процессе труда возникают отношения по получению пособий по социальному страхованию, отношения по назначению трудовых пенсий). В настоящее время указанные группы отношения входят в предмет самостоятельной правовой отрасли – права социального обеспечения и не включаются в предмет трудового права.

Система трудового права России состоит из обшей и особенной частей. Общая часть включает те нормы и положения, которые но­сят общий характер и в равной степени применимы ко всему или большинству правовых институтов особенной части. Это нор­мы-принципы, нормы-задачи, общие вопросы организации труда и правового положения субъектов трудового права. К обшей части относятся и те нормы, которые определяют формы участия трудовых коллективов и профсоюзных органов к управлении трудом и его организации.

Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений и устанавливающие отдельные права и обязанности их участников, Совокупность норм, регулирующих отдельные виды однородных общественных отношений, образует правовой институт. В состав особенной части входят такие институты трудового права, как за­нятость и трудоустройство; трудовой договор; рабочее время и время отдыха; дисциплина труда; материальная ответственность сторон, а также правовые нормы, регулирующие отношения по охране труда, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства: процессуальные отношения по рассмотрению трудо­вых споров.

1.Предмет трудового права.

2.Метод трудового права: понятие и особенности. Основные тенденции и перспективы развития метода трудового права.

3.Связь, взаимодействие и отличие трудового права от других отраслей российского права, регулирующих общественные отношения в связи с трудом.

4.Система трудового права, порядок и особенности его изучения.

Трудовое право — это отрасль права. которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

Предметом трудового права являются трудовые отношения. возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. К ним относятся:

  • отношения между работником и работодателем;
  • организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;
  • отношения по перераспределению рабочей силы;
  • отношения по поводу занятости и трудоустройства;
  • отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
  • процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.

    Метод трудового права имеет комплексный характер, так как сочетает в себе элементы диспозитивного и императивного воздействия на субъектов трудовых отношений. Основные черты этого метода могут быть представлены в следующем виде:

  • Вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности, то есть путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы. Добровольный и договорной характер трудовых отношений закреплен в статье 37 Конституции РФ.
  • Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон. Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. В то же время трудовые отношения в гораздо большей степени строятся на гражданско-правовой основе, а юридическое неравенство сторон трудовых отношений проявляется не столько в зависимости работника от администрации предприятия, сколько в государственных гарантиях защиты интересов работников перед работодателем.
  • Трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Важно, чтобы нормы локальных актов не противоречили федеральному законодательству.
  • Специфика методов трудового права проявляется также в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений. Применение санкций и защита прав работников осуществляются во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют имущественно дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.

    Источники трудового права представляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются трудовые отношения. Источники трудового права подразделяются на федеральные и локальные.

    К федеральным источникам относятся:

  • Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;
  • Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (ФЗ РФ °1&7-ФЗ);
  • Нормативные Указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений.
  • Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права;
  • Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации;
  • Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.
    Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

    К локальным источникам трудового права относятся:

  • нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
  • коллективные договоры и соглашения;
  • трудовые договоры;
  • приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

    Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ). Российская Федерация признала действие на своей территории пятидесяти двух конвенций МОТ.

    Принципы трудового права. К принципам трудового права относятся:

  • принцип свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду;
  • принцип равного вознаграждения за равный труд без какой бы то ни было дискриминации;
  • принцип недопустимости ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде.

    Функции трудового права определяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обратившись к содержанию вышеуказанной статьи, нельзя не заметить, что поставленные задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую

    Регулятивная функция распространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения.

    Содействующая функция состоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и неправовыми). Трудовое право призвано содействовать: росту производительности труда; улучшению качества работы; повышению эффективности материального производства; подъему материального и культурного уровня жизни населения; укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.

    19.1- Трудовое право как отрасль права

    Предмет, метод и задачи трудового права Удовлетворение повсе­дневных потребностей осуществляется человеком в процессе его деятельности Материальные и нематериальные блага, необходимые для собственного существования, он создает в результате совмест­ной, целенаправленной и осознанной деятельности, которая назы­вается трудом Эта деятельность и отношения в процессе создания материальных и нематериальных благ нуждается в правовом регу­лировании.

    Трудовое право как отрасль права — это совокупность норм пра­ва, регулирующих общественные отношения, которые складывают­ся в процессе функционирования рынка наемного труда, организа­ции и применения рынка наемного труда.

    B зависимости от экономического положения участника трудо­вых отношений, которое определяется их отношением к средствам производства, различаются две разновидности труда — самостоя­тельный труд собственников и наемный труд несобственников

    Предметом правового регулирования трудового права выступают трудовые отношения между работодателем и работником, а также связанные с ним иные отношения, возникающие в связи с органи­зацией и применением наемного труда граждан.

    Нормы трудового права регламентируют порядок возникнове­ния, развития и прекращения трудовых правоотношений, режим труда и трудовую дисциплину, меру труда и вознаграждение за него, гарантии и компенсации, вопросы охраны труда, трудовые споры и ряд других важных вопросов трудовой деятельности.

    Трудовое право как самостоятельная отрасль права имеет собст­венный метод правового регулирования, содержанием которого явля­ется совокупность юридических приемов и средств воздействия го­сударства на поведение участников трудовых правоотношений. Из­брание того или иного приема и средства воздействия зависит от характера правового положения субъектов, норм трудового права и предусмотренных санкиий.

    Для метода правового регулирования в трудовом праве харак­терно сочетание начал равенства и подчинения, централизованного и локального законодательного договорного регулирования. Трудо­вой договор, на основе которого возникают трудовые правоотноше­ния, заключается между юридически равными сторонами — рабо­тодателем и работником. Однако, вступив в трудовое правоотноше­ние, работник подчиняется распоряжениям предприятия, его распорядку.

    Следовательно, в трудовом праве используются как диспози­тивный, так и императивный методы правового регулирования Главное состоит в том, что метод правового регулирования труло- вых отношений в условиях рыночной экономики должен обеспе­чить полный учет интересов, с одной стороны, рабочих, служащих и трудового коллектива, а с другой — работодателя (коммерче­ские, некоммерческие организации, отдельные граждане) и госу­дарственных органов.

    B ст. ] Трудового кодекса РФ определены основные задачи тру­дового права как отрасли

    1. Создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства.

    2. Правовое регулирование трудовых отношений и иных непо­средственно связанных с ними отношений

    » no организации труда и управлению трудом;

    « трудоустройству у данного работодателя;

    • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;

    • социальному партнерству, ведению коллективных перегово­ров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    • участию работников и профессиональных союзов в уста­новлении условий труда и применении трудового законода­тельства,

    • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    • надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюде­нием трудового законодательства (включая законодательство об охране труда),

    • разрешению трудовых споров.

    Источники трудового права Источниками российского трудового права являются нормативные правовые акты компетентных органов государства, регулирующие трудовые правоотношения и устана&ли- ваюшие права и обязанности участников трудовых отношений. K ним относятся* международные договоры с участием РФ, Кон­ституция РФ. федеральные законы, указы Президента РФ, поста­новления Правительства РФ, конституции (уставы) субъектов РФ. их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы ди­ректоров предприятий, фирм и т п. решения органов местного са­моуправления.

    Основополагаюшие приниипы правового регулирования трудо­вых отношений определяет Конституция РФ (ст 37). B феврале 2002 г. вступил в силу Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N9 197-ФЗ (в рел от 7 мая 2009 г.) — сводный Федеральный закон, служащий основным актом трудового законодательства.

    Кроме того, важную роль играют федера іьные законы, например «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля

    1991 r. № I032-l (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 r. N9 36-ФЗ), «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта

    1992 г. N9 2490 (с послед, изм), «О порядке разрешения коллектив­ных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ, «О профес­сиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» от 12 ян­варя 1996 г. № ІО-ФЗ. «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» от 17 июля 1999 г. №І81-Ф3, «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 r. № IІ9-ФЗ Сюда же следует отнести указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам труда и занятости, которые детализируют положения федеральных законов и опера­тивно реагируют на изменения в сфере трудовых отношений На­званные нормативные правовые акты являются общефедеральными, т.е. распространяются на все трудовые правоотношения в пределах территории Российской Федерации.

    Вместе с тем согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ вопросы регулирования трудовых правоотношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и, следовательно, в значительной мере зависят от дополнительных договоров между РФ и субъектами о разграничении полномочий в этой области. Право­вые акты, изданные субъектами РФ. действуют в пределах их тер­риториальных границ

    Кроме того, существуют отраслевые и межотраслевые право­вые акты, издаваемые министерствами, комитетами, ведомствами, действуют, как правило, в пределах отрасли Ho из этого правила есть исключения, например, отдельные акты, издаваемые Мини­стерством здравоохранения и социального развития РФ в области трудовых правоотношений распространяются и на работников других отраслей.

    Наряду с этим по сфере действия выделяются правовые акты, изданные органами местного самоуправления, и акты локального регулирования, издаваемые руководителями предприятий, учрежде­ний, фирм и организаций, распространяются соответственно на территорию самоуправления и на членов трудового коллектива. K локальным источникам регулирования условий труда относятся коллективные договоры, индивидуальные трудовые договоры (кон­тракты) и т.п. l1x значение в условиях рыночной экономики будет возрастать.

    Bce указанные акты в области трудового права ке должны про­тиворечить Коксплуции РФ и федеральным законам и ухудшать правовое положение работников. B противном случае согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ они являются недействительными

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *