Типы культур

Вопрос 15: Критерии типологизации культур. Социальные типы культур.

Понятие «типология» или «классификация» каких-либо явлений отражает стремление исследователей упорядочить свои представления об изучаемых объектах, систематизировав их по какому-то единому основанию, признаку. Поскольку культура как сложное явление включает множество элементов, сторон, уровней, выполняет множество функций, то и оснований для классификации может быть множество. Критериями же могут быть: религия, виды деятельности, региональная принадлежность, хозяйственный уклад, сферы общества, этнический состав населения, исторические эпохи и т. п. Единой универсальной типологизации не может быть в силу различных целей исследования и многогранности самого явления. Однако в культурологии встает проблема поиска критериев, которые бы позволили представить основные типы культур. Поскольку культура непосредственно связана с деятельностью людей, то в качестве основного критерия часто называют различные виды деятельности.

1. Так как деятельность бывает материальная и духовная, то и культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят: производственную культуру, организационную культуру, воспроизводство самого человека, физическую культуру, экологическую. К духовной культуре – интеллектуальную, психическую деятельность человека, все формы общественного сознания, духовные ценности, общение

2. Можно выделить четыре вида культур.

Культура социальной организации и регуляции. хозяйственная, правовая, политическая культуры.

Культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная и художественная культуры).

Культура социальной коммуникации: информационно – кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта.

Культура физической и психической репродукции и реабилитации (культура физического развития, культура отдыха, питания).

3.Общество неоднородно по своему составу, оно состоит из различных групп, классов, наций, народностей, т.е. субъектов культуры. На основе этого признака можно выделить.

этнические и полиэтнические культурные образования. формирующиеся по этнотерриториальному принципу: культуры наций, этносов, субкультуры этносов. и т.д.

экстратерриториальные культурные образования. выделяемые по социально-функциональным и идеологическим принципам: культуры социальных классов, сословий, социальных групп, каст; культуры профессиональных и других социальных групп

4.Когда культуру рассматривают в историческом плане, то выделяют культурно-исторические стадии, эпохи, периоды по основаниям: социально-экономическим; технологическим; археологическим; культурно-стилевым; общеисторическим

5. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический, рациональный.Традиционный Основывается на священности господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная общность во главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус. Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Рациональный. Отрицает как традиционный так и харизматический типы культуры. Соответствует правовой тип государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно закону.

6. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу доминации мужского или женского начала.

Культурологичесая наука за время своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а) Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.

Социальные типы культуры

1. Элитарная культура является субкультурным образованием привилегированных слоев общества. Она характеризуется: закрытостью, аристократизмом, высоким уровнем ценностей, обращена к избранному меньшинству. Представители культурной элиты обычно увлеченные натуры, стремящиеся к творчеству, способные идти на жертвы. Элитарная культура является продуктивным началом любой культуры. Творцы элитарной культуры часто сталкиваются с непониманием современников, с одиночеством.

2. Массовая культура. Проявления массовой культуры, культуры «для всех», свойственны уже древним цивилизациям: например, лозунг «хлеба и зрелищ» древнеримского плебса. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) в своей работе «Восстание масс» рассматривает этот феномен: если вся предыдущая культура старалась преодолеть дикие, примитивные черты, то выступила без маски, проявившись в явлении массового искусства. «Что ждет массового человека — он обречен представлять собой другого, то есть не быть ни собой, ни другим. Массовая культура характеризуется: массовым производством и тиражированием культурной продукции, распространением потребительских стандартов, шаблонизацией ценностей, стереотипизацией сознания и поведения.

К основным проявлениям массовой культуры в современном обществе можно отнести.

индустрию отдыха и развлечений, массовые зрелища, цирк, профессиональный спорт, массовую художественную литературу (бульварную, приключенческую, фантастику, комиксы).

систему средств массовой информации и пропаганды.

3. Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, которая характеризуется жесткой управляемостью, опорой на массовый энтузиазм, преобладающим политико-идеологическим измерением, преданностью властям.

4.Маргинальная культура – субкультура людей, находящихся в ситуации межкультурного пограничья. Это мигранты либо люди, утратившие свой социальный статус (алкоголики, наркоманы). К носителям маргинальной культуры относятся инвалиды, члены новых религиозных движений, люди, вступившие в межнациональные браки. Ситуация человека маргинальной культуры характеризуется культурной раздвоенностью, сложностью идентификации.

5. Контркультура — это совокупность социокультурных установок, противостоящих принципам господствующей культуры. Контркультура характерна для элиты молодежной среды. Наиболее яркое проявление контркультуры – движение хиппи. Это бунт против действительности, против стереотипов, против ядерной и технотронной действительности.

Основные типы культуры

Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (все искусственно созданное) – физические элементы: орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолеты, одежду, посуду, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, все, что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в сознании человека.

Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.

Культурная статика – это культура в покое, внутренне ее строение, базисные элементы, все материальное и нематериальное в ней. Она включает:

культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение;

культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытанные временем, передаются по наследству;

культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям, их насчитывается более 70, относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жилье, времяпрепровождение, привычки, традиции, обряды, манеры поведения.

Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, то что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.

Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью. Имеются несколько факторов селективности:

а) культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делает культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру как социальное явление в целом, ее тенденции, содержание.

На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов чужой культуры, образцов поведения, ценностей, технологий и другое. Культурная аккумуляция – процесс накопления, прибавления культурной информации к существующей культуре, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний, элементов, образцов.

К основным типам культуры относятся:

Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпоха Возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.

Исходя из этого, определяются основные функции культуры :

человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

информационная — культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;

коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;

ценностно-ориентационная. то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

рекреативная – способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;

функция продуцирования и накопления духовных ценностей. создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;

преобразование общества –наращивание в нем толерантности, терпимости, добра, справедливости, нравственности;

способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, то есть создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся: социология кино, музыки, театра, то есть социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.

В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

При социологических исследованиях культуры необходимо решать следующие задачи: а) определять репрезентативные идеи; б) устанавливать их производителя; в) выяснять каналы и средства их распространения; г) оценивать влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры, выделяются: общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

По функциональной роли – культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, а также специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Если говорить о формах культуры. то обычно их различают три:

1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор);

2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, то есть это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура. называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.

В практике также выделяются виды культуры :

1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества;

2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи достаточно широкому кругу людей (культура национальности, молодежных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура значительно отличается от доминирующей культуры большинства членов общества. Отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манер поведения, одежды, обычаев, причесок, отношений в семье;

3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.

Широкую панораму для рассмотрения и сравнения культур представляют Запад и Восток. В числе факторов, имеющих явное различие, выступают: образ жизни, строй языка, архитектура, письменность, религия, искусство, одежда, фольклор.

Запад и Восток занимают крайние позиции, начиная с вопросов восприятия внешнего мира. Запад – радикален, Восток – иррационален. Для Востока человек – интроверт, погруженный во внутренние переживания. Для Запада – экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.

Восток несет в себе: сосредоточенность, веротерпимость, углубленность ума, пантеизм (обожествление природы), интроверсию (сосредоточенность на себе самом), веру в гармонию вселенной, ориентацию на приспособление к космическому ритму, ориентацию на единство с природой, стремление к сохранению вековых традиций, моральных стандартов, ритуалов, первичность коллективного, вторичность индивидуалистических, частнособственнических начал.

Западу характерны: стремление к новизне и модификации, практицизм, постижение смысла жизни, ценность технологического развития, внедрение парламентаризма, стремление к динамическому образу жизни, стремление к свободе личности и либеральным ценностям, приоритет творчества.

Культура и человек

Прежде чем перейти к классификации культуры, к ее типологии следует разобраться в самом понятии культура. Так что же это такое?
Под понятием культура принято понимать какие-либо достижения человечества в целом или конкретного индивида. Достижения могут быть
в различных сферах общественной жизни, в разные временные рамки,
а также согласно территориальному делению.
Существует несколько типов деления культуры. Начать следует с более явной исторической классификации.

Исторический тип культуры

Исторические типы культур ограниченны определенными временными рамками, например, каждой эпохе соответствует свой исторически тип. Всего таких типов шесть.
1. Первобытная культура. Основным критерием первобытной культуры является обязательное наличие обрядов, ритуалов, мифология выступает как нечто очень важное. Характерна культурная неразвитость. Люди первобытной культуры не умеют писать, отсюда идет отсутствие возможности передавать знания из поколения в поколение по средствам рукописей. Первобытной культуре характерен синкретизм, то есть некая неразделенность, а как следствие и дальнейшая неразвитость отдельных культурных сфер. Надо сказать, что, несмотря на общее развитие населения, в некоторых отдаленных уголках нашей планеты до сих пор есть люди, живущие в этом типе культуры.
2. Второй тип исторической культуры – это культура античная. Начало свое античная культура берет в первом тысячелетии до нашей эры
с появлением городов-государств (полисов), характерных для Древней Греции. Античная культура схожа с первобытной наличием мифологии, причем ей также уделяется большое значение. Однако в античный период уже появляется письменность, поэтому развитие культуры все же идет вперед. На основе мифов развивается философия и литература. Это основные направления развития культуры на данном этапе. Далее свое место занимает культура Древнего Рима – это как бы продолжение Греческой культуры. Характерно начальное развитие политики и права.
3. Средневековый тип культуры датируется с пятого по пятнадцатый век. В это время церковь оказывает сильное влияние на людей. В каждом предмете ищется какой-то символ – развивается символизм.
4. Исторический тип культуры возрождение. Пятнадцатый век – век расцвета. Основная мысль эпохи – возрождение античной культуры. Главные культурные достижения относятся к искусству. В это время творили такие известные художники как Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли и другие. Основной задачей перед собой они ставили возрождение гармонии между душой и телом. Важное место занимает гуманизм и равенство всех людей. Христианство сталкивается с появлением протестантства.
5. С семнадцатого до начала двадцатого века период нового времени. Развивается торговля и промышленность. Основа всего – капитализм. Культуры взаимодействуют между собой. Для искусства характерны стили барокко, импрессионизм, модерн, рококо и романтизм.
6. Двадцатый и двадцать первый века встречают нас научно-технической революцией. Бизнес развивается очень быстро, в каждом живет предприниматель. Население переходит к информационному типу общества. Характерна массовая культура.
Каждый период времени имеет свои достижения, свои открытия. Человечество развивается и, безусловно, идет вперед. Но есть еще одна классификация культуры. Далее немного подробнее.

Материальная и духовная культуры

Каждая из двух культур направлена на удовлетворение каких-то желаний и потребностей человека. Например, духовная культура – это творческая деятельность, а также духовное восприятие, духовные ценности. А вот материальная культура – это материальный мир, различные предметы и их восприятие.

Элитарная, народная и массовая культуры

Каждый тип культуры рассчитан на определенный круг людей. Так элитарная культура предназначена для определенных слоев населения, она не для всех, например, для литературоведов, киноведов, писателей и так далее. Аудитория должна быть подготовлена. Народная культура основывается на жизни людей, на их быту. Создается она анонимно. Обычно люди думают, что это сделал народ. Примером народной культуры являются русские народные сказки. Очень распространена в наше время массовая культура.
В народ она выходит с помощью средств массовой информации. Примером является реклама.
Это основные принципы деления культуры, но есть также разделение на типы по каким-то конкретным, но менее характерным на первый взгляд критериям. Такими примерами будут: национальная и мировая культуры, восточная и западная, сельская и городская.
Культура очень важна в жизни общества. Она несет в себе информативную, воспитательную, познавательную и даже коммуникативную функции. Она служит на благо общества, она помогает людям быть более развитыми в духовном и творческом направлениях. А также она развивает чувство прекрасного в человеке.

Похожие новости

Комментарии (0)

Типы культуры

December 3, 2012

Культура – это понятие многогранное, ведь каждый предмет или явление имеет много сторон. Поэтому типы культуры не всегда просто выделить. Впервые эту попытку предприняли еще древние философы. Например, в те времена было принято выделять так называемые «века культуры» – каменный, железный, бронзовый, золотой.

Современная наука рассматривает типологию как нечто более сложное. Типы культуры напрямую зависят от времени, религии, традиций, способа жизни определенной группы людей. Например, можно выделить древние «дописьменные9raquo; виды культуры, а также те, которые сформировались вместе с появлением письма, образования и знаний.

Социальные типы культуры

Как известно, общество неоднородно и состоит из нескольких категорий населения. Это дает возможность определить основные социальные типы культуры.

Массовая культура – это та разновидность, которая используется большей частью общества. Это – так называемая культура повседневности. Кстати, впервые такое понятие появилось в истории примерно в конце ХІХ века, когда начал формироваться так называемый средний класс населения. На сегодняшний день считается, что именно благодаря массовой культуре формируется не только определенный общественный слой, но также способ жизни и идеология людей. В свое время такие знаменитые философы, как Ницше и Шопенгауэр утверждали, что средним массам недоступно понимание так называемой высшей культуры.

Элитарная культура – это своеобразная альтернатива предыдущему типу. Она создана лишь для ограниченного количества членов общества, так называемой элиты. Только высшие умы способны понять и прочувствовать эту культуру.

Региональные типы культуры

Культура напрямую зависит от региональных факторов. Ведь каждая страна, каждый народ имеет собственную историю и традиции, которые имели огромное влияние на формирование современной культуры. В зависимости от территорий принято выделять:

  • Восточную культуру – сюда относится культура населения Центральной и Юго-Восточной Азии, а также Северной Африки и Ближнего Востока. Ни для кого не секрет, что власть в восточных странах исторически носила деспотический и в некой мере сакральный характер. Властителю подчинялись беспрекословно, считая его живым божеством. Это и отобразилось на развитии культуры.
  • Западную культуру – самыми яркими представителями считаются страны Европы и Америки. На этих территориях к формированию республики и самоуправления начали стремиться еще несколько столетий назад. Такая культура – более свободная.

Типы организационной культуры

На сегодняшний день есть масса культурных классификаций, которые базируются на региональных и исторических особенностях развития религии. Но определенные типы культуры можно выделить и в более ограниченных группах населения – например, в организациях.

  • Клановая организационная культура – в этом случае организация похожа на большую семью, в которой начальники воспринимаются как учителя, воспитатели и даже родственники. Персонал обеспечен долгосрочным сотрудничеством, а отношения между людьми держатся на доверии, преданности и ответственности.
  • Иерархическая культура – в такой организации между рабочим персоналом соблюдаются весьма четкие иерархические отношения, которые определятся официальными правилами, политикой и процедурами. Это весьма консервативное место, где соблюдается четкий, установленный порядок работы.
  • Адхократическая культура – эта форма определяется склонностью людей к риску и новаторству. В такой организации постоянно ведутся эксперименты, которые могут привести как к успеху, так и к провалу.

Типы корпоративной культуры

Такая классификация получила распространение на Западе, где компании разделяют в зависимости от характера работы.

  • «Бейсбольная команда» – такие компании работают на рынках, которые растут быстро. Поэтому каждый сотрудник должен обладать такими качествами, как активность, креативность и инициативность. Здесь важно быстро принимать правильные решения и открывать новые пути к развитию.
  • «Клуб9raquo; – такая культура более характерна для стабильных компаний, где приветствуется командная работа. Такая организация дает возможность медленного, но постоянного карьерного роста.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Типы культур

Время бить тревогу: 11 признаков, что ваш партнер вам изменяет Измена — это самое страшное, что может случиться в отношениях двух людей. Причем, как правило, все происходит не как в фильмах или сериалах, а гораздо.

Типы культур

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Типы культур

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Типы культур

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Типы культур

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Формы, виды и типы культуры

Понятие духовной культуры:

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии. политике. искусстве. праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Итак, духовная культура – система духовных (моральных, религиозных, эстетических и т.п.) ценностей общества.

Материальная культура подразделяется на:

— производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
— воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые испоьзуются человеком в качестве исходных маттериалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.

Материальная культура валючает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль.

Материальная культура. в другом смысле слова — это человеческое «Я9raquo;, переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда — от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то есть производственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлого — памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, то есть говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т. п.

Следовательно, в культурологическом подходе материальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения, материальное производство изучается с технократической точки зрения, то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.

Материальная культура в целом, как и материальное производство в частности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его «Я9raquo;, его творческих потенций, сущности человека как разумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как на различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических обществееных способах материального производства, складывались различные условия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.

Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когда это объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет — культура становится неустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью и консервативностью, либо утопичностью и революционизмом.

Итак, материальная культура – система материальных ценностей, возникающая в результате деятельности людей.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностейон создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологическиеи религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, воспитание) – в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.

Эти явления включают в себя:

§ особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе;

§ рассчитанное на массовое потребление этой культуры.

Акцент делается на «усреднённый9raquo; уровень развития самих массовых потребителей данной продукции.

Термин «массовая культур а» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским учёным Д. Макдональдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».

В основе современной расшифровки данной категории, как правило, подразумевается деятельность средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения).

Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков и экономические предпосылки массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведу в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

Истоки и экономические предпосылки массовой культуры:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества. и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для начинающих »), рассчитанные на массовую аудиторию.

2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа. значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660–1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730 — 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман.

4.Коммерциализация всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале9raquo;. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар9raquo; все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

5. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства.

6. Связь многих творческих организаций с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

В собственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.

Сферы проявления массовой культуры:

индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство. промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

массовая общеобразовательная школа. приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

средства массовой информации. транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие9raquo; рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика9raquo;, т.е. фактически формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика9raquo;;

система национальной или государственной идеологии и пропаганды, «патриотического9raquo; воспитания граждан и пр. контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную9raquo; готовность общества и т.п.;

массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм9raquo;, социальная демагогия, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что, в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении, позволяющая «человеку массы» ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни;

массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские компании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;

система организации и стимулирования массового потребит, спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных9raquo; образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
индустрия формирования имиджа и «улучшения9raquo; физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;

индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная9raquo; литература, аналогичные «развлекательные9raquo; жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок — и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные9raquo; жанры эстрады, синтетические виды шоу- индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротического шоу, индустрия курортных и «культурно9raquo; — туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п. являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого9raquo; искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.

Элитарная культура (от франц. elite — лучшее, отборное), понятие, которое характеризует культуру, ориентированную на особую группу людей (элиту), обладающую высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии.

Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788 – 1860) «Мир как воля и представление», Фридриха Ницше (1844 – 1900) «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Весёлая наука», «Так говорил Заратуштра», Хосе Ортега-и-Гассета (1883 – 1955) «Дегуманизация искусства»

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Элитарной культуры — «искусство для искусства».

Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства. Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе. Элитарная культура создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время. (Например, в начале XX века художественный авангард был ярким примером элитарной культуры, но прошли годы и он превратился в часть культуры традиционной, его стали почитать как классический образец).

Определение культуры через элитарное или массовое качество связано с нормами эстетического вкуса.

Следует помнить, что элитарное и массовое в культуре – образования изменчивые, подвижные, это две стороны одной медали, они существуют в общественной жизни в единстве и не должны противопоставляться друг другу, отрывать одно от другого, Позитивные и негативные оценки в равной степени возможны по отношению к той и другой культуре.

Существование элитарного и массового в культуре обусловлено социально-историческими факторами, наличием различных социальных групп, их ориентацией в духовной жизни, предпочтениями, идеалами, уровнем интеллектуальности.

Для истории культуры проблема взаимоотношения элиты и масс является одной из сквозных, сопровождающих человечество со времён Древнего Востока и Античности.

Элита, как правило, представляет собой передовую, наиболее одарённую часть общества. Это не просто принадлежность к господствующему социальному классу или группе, существеннее природные способности и одарённость людей. Элита пополняется достойными выходцами из различных социальных слоёв. Это своего рода интеллектуальные сливки общества. Можно привести множество примеров, когда простолюдины входили в национальную или общекультурную элиту: Ломоносов, Руссо. Они проделывали гигантский пусть самосовершенствования и восхождения. Основой подобной возможности становится природная одарённость внутренние стимулы достижения цели. Именно натуры одарённые и неординарные способны создавать элитарную культуру.

Взаимоотношения элиты и народных масс в действительности часто неоднозначны и противоречивы. Но элита может стоять в оппозиции не только к широким массам, предъявляя им претензии в низком интеллектуальном потенциале, неразвитости эстетических вкусов и идеалов, косности традиций. Она, являясь группой избранных, весьма часто входит в конфликт с официальной идеологией. В современном обществе идеи, которые продуцирует элита, могут идти вразрез с официальными идеологическими доктринами. Вспомним коммунистическую идеологию, которая в нашей стране активно сдерживала художественное творчество, не соответствующее официально высоко оцениваемому соцреализму. Забвение Платонова, непризнание Мейерхольда, бульдозерные выставки, снятие спектаклей, закрытие фильмов и т.д.

И, напротив, в силу своей природы массовая культура весьма часто вступает в альянс с политической властью. Вспомним нашумевший тур известных эстрадных звёзд России в поддержку президента под лозунгом: «Голосуй – или проиграешь!»

Таким образом, элитарная и массовая культура взаимообусловлены, взаимосвязаны и нерасторжимы в едином поле культуры.

В современном обществе наряду с господствующей системой культуры, разделяемой большинством членом общества, существуют многочисленные субкультуры, выражающие интересы различных слоев и групп. Это так называемые субкультуры.

Субкультура (от лат. sub – под) – это целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой9raquo; национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (сленга), художественного творчества.

Субкультура представляет собой закрытую систему ценностей и средств выражения, с помощью которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей.

Субкультуры существуют давно, исторически доказывая неоднородность любой культуры. Так в период позднего Средневековья и Возрождения народно-смеховая культура Западной Европы, в разнообразных субкультурных вариантах, противостояла официальной культуре. Русский учёный-лингвист Владимир Иванович Даль в середине XIX века собирал образцы так называемого «байкового языка», другими словами – «вымышленный, малословный язык столичных мазуриков, воров и карманников». И хотя субкультурные зоны культуры автономны и закрыты, они не способны заменить или вытеснить господствующую культуру.

В современном мире различают следующие субкультуры:

§ подростково-молодёжные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;

§ криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр. ) создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;

§ религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Сенрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

Молодёжная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодёжная9raquo; сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединённые по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учёт особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь – это социально-демографическая группа в возрасте от 14 до 30 лет. Её доля в составе населения составляет около 20%, что является весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять её в стороне от рассмотрения. Итак, молодёжь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик. В чём специфика молодёжи как социокультурного явления?

Молодёжная субкультура рождается и существует в связи с определёнными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своём отечестве, другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодёжи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей», ставший главной темой романа И. Тургенева. Но это совершенно не значит, что внутри себя молодёжная субкультура монолитна. Подобное утверждение было бы ошибочным. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.

В основе молодёжной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодёжная субкультура – это и особый образ жизни, которые разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодёжная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят себе молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать её другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных каноном, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить её в различных социокультурных догмах.

В зарубежной социологии и культурологии появление молодёжных субкультур понимается как процесс перехода ребёнка к статусу взрослого, другими словами, молодёжная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но ещё не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, норм поведения.

Феномен молодёжных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. В связи с этим можно выделить четыре основных типа:

§ нормальная – молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем;

§ делинквентная (от лат. delinquens — совершающий проступок) – группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма);

§ культурные бунтари – сочувствующие богеме ((франц. boheme, букв. — цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.), но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному или артистическому миру, как правило выходцы из среднего класса;

§ политически активная молодёжь – эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.

Молодёжная субкультура, по мнению немецкого учёного Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодёжная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Всё проходит, пройдёт и это». Или «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди полностью порывают со своими привязанностями молодости, но значительные изменения всё-таки происходят.

Например, молодёжная философия хиппи строилась на конфронтации по отношению к господствующей официальной культуре буржуазного общества, её моральным нормам и устоям. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не разделяли стремление общества к накопительству, служению золотому тельцу, процветанию потребительских ценностей. Именно поэтому многие дети богатых родителей США оставили свои благоустроенные резиденции, сбросив с себя груз поведенческих норм. Хиппи надели самую простую и функциональную одежду: дырявые ковбойки и джинсы, отказались от элементарных гигиенических правил, перестали стричь волосы, обрели свободу и отправились на поиск смысла жизни. Прошло время, и большинство из них, переболев детской болезнью, вернулись в лоно буржуазной культуры и заняли заметно значимые места в современном западном обществе среди политиков, финансистов, промышленников.

Принято считать, что первые молодёжные субкультуры современного типа возникли в середине XX века в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.

Британские исследователи в качестве первой молодёжной субкультурной молодёжной группы называют «тедди-бойз9raquo;. Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди9raquo;, подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были невелики: кино, дансинг, кафе. Но главной их культурной нишей стал американский рок-н-ролл. Как отмечают английские учёные, облик «тедди9raquo; сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди9raquo; были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот часто заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди9raquo; исчезли к 1964 году. Однако именно они заявили о молодёжи не как о возрастной, но о социальной группе.

Другой молодёжной субкультурной группой стали «моды9raquo;. Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами9raquo;. Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его основным ценностям. «Моды9raquo; грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.

Поэтому «моды9raquo; стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов9raquo; мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфитамин. Амфитамин – атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды стали пионерами использования в молодёжной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.

Их оппозицией в британской молодёжной культуре стали «рокеры9raquo;. как правило выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом – символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.

К концу 60-х годов от «модов9raquo; откололось субгруппа, получившая название «скинхеды9raquo;. или «бритоголовые9raquo;, их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала в себя упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.

К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта группа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возвратить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.

К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы:

§ пассивное сосуществование;

Чему сопротивлялись хиппи? Технократизму современного общества, достижениям цивилизации, обеспечивающим жизненный комфорт, избыточности потребления, войне во Вьетнаме как выражению имперских амбиций сильной власти. За что боролись? За лучшую, в их представлении, жизнь, которая не может осуществляться рядом со власть предержащими, но которая может реализоваться через любовь, мистику и ритуальную магию.

Принцип движения для этой субгруппы имел два проявления: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счёт принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим формам бытия.

Экспрессивность хиппи рождалась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчёркнутой эмоциональностью. И в этом плане особой значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.

Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом в их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.

Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества.

Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.

Многие исследователи делают вывод о том, что со временем субкультура хиппи превратилась ядро контркультуры и именно из неё выросли многие идеи альтернативной политики, сформировавшие новое отношение к женскому, экологическому движению, положению сексуальных меньшинств, политическому плюрализму.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодёжная субгруппа: панки. Исследователи связывали молодёжную панккультуру с именем американского композитора Джона Кейджа (американский композитор, пианист. Ученик А. Шенберга, Г. Кауэлла. Крупнейший представитель американского музыкального авангардизма, создавал электронную музыку, конкретную музыку («Птичья клетка» для 12 магнитофонных лент, 1972), произведения для так называемого препарированного (подготовленного) фортепьяно (Концерт для фортепьяно с оркестром, 1&51); использовал алеаторику. В сочинениях — влияние дзэн-буддизма, древнекитайских учений (4 тетради фортепьянных пьес «Музыка перемен», 1951, по «Ицзин9raquo;). Труды по современной музыке, музыкальной эстетике.), с теориями перформанса — (англ. performance, букв. — представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра, и концептуального искусства — течение в авангардистском искусстве 1960-90-х гг. поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (т. н. концептов), которые доносятся в сознание зрителя с помощью надписей, безличных графиков, диаграмм, схем и т. п.

Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами9raquo;, «модами9raquo;, «хиппи9raquo;, но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. Панки носили наряды, которые были выражением в одежде ругательств, а ругались они так, как и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви. ( Игги Поп, Кьюэ, Секс-Пистолз, Аукцион, Звуки Му). Панки — драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определён как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символами, выдавая себя за «дегенератов9raquo;. Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная униформа, мусорные пластиковые пакеты, цепочки от унитазов, булавки… Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету и по форме.

Английский социолог Джеффри Пирсон провёл анализ британской прессы за последние сто лет и пришёл к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодёжи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающее отношение к традициям и т.д.

Такие выводы не являются откровением, так как в ещё более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные доводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная9raquo;, но теоретический интерес к ней возник в XX веке в силу острых форм её проявления.

Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления, были смещены во времени. Наши хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит (например, люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет).

Почти в каждую эпоху существуют взгляды, идеи, которые противоречат признанным культурным ценностям, отстаивают совсем иные идеалы, в данном обществе не принятые. Совокупность таких взглядов, идей, поступков можно назвать контркультурой(от лам. сontra – против) – частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.

В современной философии культуры понятие «контркультура9raquo; имеет два значения:

§ противопоставление фундаментальным ценностям господствующей культуры;

§ отождествление с молодёжными антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX века, которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение её как «культуры отцов»

Это не антикультура, которая просто есть отрицание культуры, призыв возвратиться к животному состоянию, а именно контркультура, которая призывает к новому пониманию традиционных идеалов.

Типичным представителем контркультуры был Диоген, который выступал за полное опрощение, отказ от всех внешних благ, даже от многих моральных норм. Сейчас мы считаем Диогена вполне органичным явлением древнегреческой культуры, но тогда он был вызовом для современных ему традиций и норм – нахальным и шокирующим.

Контркультурным движением были толстовские коммуны – они также были вызовом и государству, и церкви, и самому образу жизни основной массы людей того времени. В толстовских коммунах, совместно обрабатывающих землю, были не только крестьяне, там было много бывших учителей, офицеров, священников и даже артистов. Это люди, которым надоело унылое мещанское существование и которые обрели новую цель в жизни.

Контркультурные движения всегда будоражили общество, всегда были ферментом, вызывавшим брожение в застоявшейся среде, приводившим к появлению новых идеалов, которые начинало принимать всё большее количество людей. В этом смысле контркультура – необходимый элемент любой культуры.

Одним из важнейших для философии культуры является вопрос о взаимоотношении понятий культура и цивилизация.

В своем происхождении, как неизменно отмечается, термин «цивилизация9raquo; восходит к латинскому слову «civilis9raquo;, относящемуся к качествам «гражданина9raquo; как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный9raquo;, по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. Но значение слова постепенно расширялось, и уже Данте писал о «humana civilitas» как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Однако этимология слова и его раннее употребление разительно отличаются от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии.

Принято считать, что современная форма и значение термина в ряде случаев сохраняют то, что было введено в оборот прежде всего французскими и английскими просветителями. По мнению французского историка Л. Февра, «воссоздать историю французского слова «цивилизация9raquo; на деле означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершила и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по наше время». Как он подчеркивает, выяснение отношения к этому слову раскрывает изменения, имеющие место во всей совокупности социальных наук, средоточием которых, как он полагал, была Франция эпохи абсолютизма.

Слова «цивилизовать9raquo; и «цивильность9raquo; распространяются в аристократической среде Франции как отражение утверждения тех норм благопристойности, которые формировались в значительной мере под влиянием придворных нравов и которые впоследствии послужат Н. Элиасу предметом его труда «Цивилизационный процесс», ставшего одним из крупнейших вкладов в цивилизациологию. Эти значения слова были зафиксированы уже во «Всеобщем словаре» А. Фуретьера, изданном в Голландии в 1690 г.

Принято считать, что впервые слово «цивилизация9raquo; употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате «Друг законов» (1757). По его определению, «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития». Впрочем, в существительном «цивилизация9raquo; еще сохранялась большаячасть смысла от глагола «civiliser9raquo; — умягчать нравы и просвещать», и потому слово «цивилизация9raquo; должно было обозначить результат такого процесса и само общество, усвоившее такие нормы поведения и представления.

Этим словом все увереннее пользуются П-А. Гольбах, Ж.А. Кондорсе и другие мыслители, хотя и в возвышенном идеализованном смысле. «С приближением революции слово «цивилизация9raquo; празднует победу» и в 1798 г. впервые пробивается в «Словарь Академии», который до тех пор его игнорировал.

Аналогичный процесс происходил в это время и в Англии. Первое употребление его в Англии зафиксировано в 1767 г. и предполагается, что это стало результатом усилий английских просветителей и их ответом на такие же лингвистические потребности.

Придававшееся термину значение должно было противопоставить цивилизацию и «непросвещенные народы», равно как цивилизацию и «темные века» феодализма и средневековья. С тех пор в одном из словарных значений слово сохранило свое ценностное и просветительское звучание, хотя это следует отнести именно к западному лингвистическому контексту. Зачастую в широком смысле в этом можно усмотреть еще наследие античного мира, которому было присуще противопоставление своей культуры, типа духовности и политической организации всем «варварским9raquo; обычаям и тем более «дикарям9raquo;.

Можно заметить, что культура в приведенных выше значениях слова большей частью выступает как компонент цивилизации. И то и другое означает развитое состояние человеческого общества, результат деятельности рук и ума людей. Но постепенно между двумя терминами устанавливается различие. Термин «цивилизация9raquo; обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура9raquo; — прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации. Конечно, подразумевалось, что это состояние воплощают в себе прежде всего общества, которые «цивилизовались первыми» (обычно это Франция и Англия).

Только в 1819 г. констатирует Л. Февр, слово «цивилизация9raquo; впервые употребляется во множественном числе, что, впрочем, свидетельствовало лишь о начале признания многообразия и различий в цивилизационном устроении народов в древности и в Новое время. На протяжении всего XIX в. выходят основательные труды ученых, описывающих цивилизации разных стран и периодов как комплексное состояние общества, в котором культуре принадлежит высокое, но не исключительное место. В 1828 г. Ф. Гизо публикует «Историю цивилизации в Европе», а через два года «Историю цивилизации во Франции». В 1857—1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии». Но уже в той же постреволюционной Франции, а затем и в Англии раздаются и множатся голоса критиков тех порядков, которые называются цивилизованными, но означают кризисное состояние общества, отказывающего значительному большинству населения в социальной справедливости. А многие историки обращаются к изучению процессов упадка и крушения тех некогда великих обществ древности (прежде всего Римской империи), которые воплощали в себе высший уровень цивилизованности, но не выдержали внутренних и внешних потрясений. «Понятие «цивилизация9raquo;, бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть».

Термин «цивилизация9raquo;, как и термин «культура9raquo; употребляется в разных значениях. Этим термином обозначают:

1) ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

2) мировое сообщество государств и народов;

3) культуру общества;

4) степень развития материальной культуры;

5) завершающий этап развития культуры, её закат (Шпенглер)

Смысл понятия «цивилизация9raquo; в представлениях различных мыслителей и исследователей:

Цивилизация как объединённое планетарное сообщество разумных существ

Цивилизация планеты Земля и т.д.

В последние годы под термином «цивилизация9raquo; (от лат. civilis — гражданский, государственный) имеют ввиду разумно организованное, высокоразвитое общество во всём его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур – цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы – от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др). Согласно многим из этих философов цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

В России, например, получила известность теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. В ней доказывается, что каждая цивилизация переживает период становления, процветания и упадка; что цивилизация одного исторического типа не передаётся народам, принадлежащим цивилизации другого типа; что полнота и богатство цивилизации зависят от разнообразия этнографического материала; и что критериями отбора различных типов цивилизации являются определённые формы культурного творчества – научного, художественного, правового.

Оставаясь верным славянофильству, Н. Данилевский считал, что Западная цивилизация умирает, а славянство – возвышается. Поэтому влияние Запад может лишь погубить Россию.

В конце XX века в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение цивилизаций, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами её познания и т.п. В связи с этим оппозиция «Запад – Восток» теряет свою актуальность, границы между цивилизациями размываются, идёт активный процесс диалога между народами, названный «диалогом культур».

В рамках этого диалога взаимодействуют идеи, свойственные цивилизации Запада (индивидуализм, рационализм, активное социальное поведение), и идеи, характерные для цивилизации Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние9raquo;).

В системе «Запад – Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам русского философа Г. Плеханова, гибрид, который имеет европейскую голову на азиатском теле.

В России проживает совместно более ста национальностей и народностей. Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жёсткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца.

Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевская Русь – это Европейское государство) Россия продолжала тянуться.

Западный опыт пытались внедрить в Россию неоднократно, причём, главным образом, «сверху9raquo;, насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, Петровские преобразования, реформы в России XIX – XX веков.

Культурные ценности Запада оказали определённое благотворительное влияние на Россию, стимулируя развитие её самобытной культуры. Однако не все они принялись на неподготовленной российской почве, так как не вписались в исторические, национальные и духовные традиции России.

В начале XX века провалилась столыпинская земельная реформа, насильственно навязывающая западные образцы ведения частного хозяйства без учёта менталитета русского крестьянина, склонного к общинности, соборности и артельности.

В советский период потерпела неудачу, так называемая, «кукуруизация9raquo; сельского хозяйства на основе превратно понятого опыта США. Зашла в тупик и рыночная реформа Ельцина-Гайдара, оказавшаяся калькой с «дикого9raquo; рынка эпохи первоначального накопления капитала в Западных странах со всеми её издержками.

Поистине мы очень невнимательны к урокам истории. Ключевский был прав, когда говорил, что история, если не учит, то наказывает за невыученные уроки.

В этой связи нельзя не вспомнить Китай и Японию, которые за короткий срок добились феноменальных экономических успехов, благодаря умению «сплавить9raquo; опыт других стран со своей национальной спецификой.

Итак, Россия представляет собой сложный самобытный евроазиатский тип культуры, не имеющий аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Следовательно, ей предназначено идти своим путём, критически заимствуя опыт стран Запада и Востока. Это особенно актуально в нынешний период, когда Россия находится в кризисном состоянии и нуждается в адекватных решениях целого ряда сложнейших проблем, первостепенными из которых, являются: возвышение духовности народа, обеспечение роста, конкурентоспособности т социальной ориентации экономики, создание и укоренение мощнейшего правового государства, развитие подлинной демократии.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *