Типы избирательной системы

Основные типы избирательных систем

В литературе термин «избирательная система» описывается в двух значениях. В широком смысле под этим понятием подразумеваются общественные отношения, непосредственно связанные с выборами и составляющие их порядок. Они регулируются конституционным правом, а также нормами, которые установлены общественными объединениями. Немаловажную роль при этом играют традиции и обычаи, нормы политической этики и морали.

Выделяют основные принципы избирательной системы: всеобщность, свободовольное участие в выборах и равноправие граждан в процессе, обязательный вотум, состязательность, равные возможности у всех претендентов, «прозрачность9raquo; проведения и подготовительных работ.

Соответственно, под избирательной системой Типы избирательной системыможно понимать механизм, благодаря которому формируется государственная власть и самоуправление в субъектах РФ. Данный процесс включает в себя несколько основных пунктов: закрепленную законотворчеством систему органов, на которую непосредственно возлагаются полномочия по осуществлению деятельности и проведению выборной кампании; а также деятельность субъектов правоотношений и политических структур.

В узком смысле слова данную систему рассматривают как закрепленный в законных актах способ, позволяющий установить результаты выборов и распределить депутатские мандаты. Этот процесс напрямую зависит от итогов голосования.

Основные типы избирательных систем определяются, прежде всего, принципами формирования о Типы избирательной системыргана власти. В различных государствах они отличаются. Однако благодаря многовековому опыту представительной демократии были выделены два основных вида: мажоритарный и пропорциональный. Данные типы избирательных систем, точнее их элементы, находят себя в других многообразных моделях.

Мажоритарная система основана на персональном представительстве во власти. Поэтому в качестве кандидата на должность здесь всегда выдвигается определенная личность. При этом механизм выдвижения может быть разным: некоторые типы избирательных систем допускают самовыдвижение кандидатур, например, от общественных объединений, а другие требуют, чтобы кандидаты баллотировались исключительно от политических партий. Однако при любой расстановке сил в мажоритарном округе рассмотрение происходит на персональной основе. Поэтому дееспособный, совершеннолетний гражданин, придя на выборы, будет голосовать за конкретного человека как за самостоятельную единицу описываемого процесса.

Как правило, те типы избирательной системы, основанием которых является мажоритарность, проводят выборы по одномандатным округам. При этом количество таких округов напрямую зависит от количества мандатов. Победителем становится участник кампании, получивший наибольшее количество голосов избирателей округа.

Типы избирательной системы

В ее основе лежит принцип представительства партий. Соответственно, в данном случае именно они выдвигают списки определенных кандидатов, за которые предлагается отдать свой голос. Типы избирательных систем, в основе которых находится пропорциональность, предлагают фактически голосовать за политическую партию, которая защищает интересы определенных слоев. Мандаты подлежат распределению пропорционально в соответствии с числом поданных голосов (в процентном соотношении).

Места в органе власти, которые получила партия, занимают люди из выдвинутого ею списка и в соответствии с установленным ею приоритетом. Обычно их получают первые 90 кандидатов из соответствующего перечня.

Попытки с максимальной пользой использовать типы избирательных систем, описанных выше, привели к возникновению смешанных систем. Их суть сводится к тому, что часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной. Соответственно, у избирателя появляется возможность проголосовать как за кандидата, так и за политическую партию. Данная система использовалась в России при выборе депутатов Государственной Думы первых четырех созывов.

Типы избирательной системы

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Типы избирательной системы

Как выглядеть моложе? 9 хитростей, о которых знают дерматологи Хотите иметь идеальную кожу? Существуют многие секреты, которые позволят вам забыть, для чего работают дерматологи и пластические хирурги.

Типы избирательной системы

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Типы избирательной системы

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Типы избирательной системы

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Типы избирательной системы

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования. Реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах. Каждая из этих систем имеет свои разновидности, преимущества и недостатки.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей.

Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

1) мажоритарная система относительного большинства. когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;

2) мажоритарная система абсолютного большинства. при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);

3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа. при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

Преимущества мажоритарной системы:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы. которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие:

1. При мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

2. Мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

3. При мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий.

4. Противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии), которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная систем. которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу.

Процесс совершенствования избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной системы, которая позволяла бы формировать эффективную власть, действующую в интересах общества, содержала бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой возникновения все более и более прогрессивных и поистине демократических избирательных систем.

УКРАИНА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ведущую роль в становлении внешнеполитической ситуации вокруг Украины, безусловно, играет Российская Федерация. И это понятно: культурный, цивилизационный, ментальный, социальный (по данным статистических источников, большая часть населения Украины осознает себя русскими, во всяком случае (извините, за неуклюжий термин, но он — общеупотребим) — русскокультурными людьми), экономический (энергетическая зависимость от РФ), наконец, исторический и даже географический факторы — все это определяет значение России в системе международных отношений, складывающейся вокруг этого государства.
О специфике российско-украинских отношений написано (и еще будет написано) немало. Поэтому давайте сегодня поговорим об иных аспектах международного положения Украины.
И начнем, пожалуй, с самого «злободневного9quot;.

Типы избирательных систем

Избирательная система в узком понимании этого термина — это способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими задачами. Как отмечают Р.Таагепера и М.Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилам легче манипулировать, они позволяют создать предпочтение нескольким сильным партиям и свести на нет роль мелких партий или наоборот дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы являются различными модификациями двух основных типов: мажоритарной і пропорциональной.

Мажоритарная система . В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший больше всего голосов). Избирательные округа здесь есть одномандатным, то есть от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе в отношении их (простое) большинства избранным считается тот кандидат, который получил голосов избирателей больше, чем любой из его соперников. Система проста, потому что обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном преимуществе. Но может случиться так, что за партию, которая победила, проголосует меньшинство избирателей (остальные голосов заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и т.д.

Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

  • система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более половины голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, принимают участие два кандидата, которые добились лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное);
  • альтернативное голосование. Используется при выборах в низшую палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) напротив фамилий тех, кому отдается наибольшее преимущество (рейтинговое голосование). Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми преимуществами, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам других преимуществ. Затем исключаются кандидаты с наименьшим количеством первых и вторых преимуществ. Перераспределение голосов происходит до того времени, пока один из кандидатов не наберет абсолютное количество голосов.

Очень редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка двух третьих или трех четвертых от общего количества поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов парламента).

Пропорциональная система . Пропорциональная система предусматривает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) или несколько округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Содержание этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности в этой системе есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте или не может ее создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также избыточное фрагментацию партий, вводя «избирательный порог» (барьер)- наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Как правило, в разных странах это 2-5%.

Существует много вариантов пропорциональной системы голосования:

  • система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в пределах единого общенационального округа;
  • система с региональными партийными списками предусматривает формирование нескольких округов (Австрия, Скандинавские страны, Испания, Греция и т.д.);
  • система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, включенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньше шансов на победу;
  • система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому из ее кандидатов, то есть избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференційоване голосования). Делается это разными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); располагает кандидатов по степени значимости (Швейцария, Люксембург и др.).

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее недостатков выделяют такие:

  • не отражает реального положения политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда победившей стороной является кандидат, набравший более половины голосов от общего их количества. Но даже если одна сторона вступает 52%, проблема сохраняется — 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда «пропадают» до двух третьих голосов, поданных за кандидатов, которые не прошли. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
  • порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы — 17% голосов и всего 7% мест;
  • устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может создать «искушение» махинаций с определением их границ и численности избирателей для получения избирательной выгоды;
  • возможность преобладание региональных (местных) интересов над общенациональными;
  • приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

  • обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
  • сокращает количество «неучтенных» голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалось неучтенной более одной четвертой голосов, и еще реже это число приближается к одной второй;
  • позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
  • стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

Но у этой системы есть слабые стороны:

  • слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
  • зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
  • порождает большее количество фракций в парламенте, что соревнуются между собой и как следствие — негативно влияет на стабильность работы последнего;
  • способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
  • потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В некоторых странах (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы. которая предусматривает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Это же вопрос поднимается и в Верховной Раде Украины.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных отношений.

Западный политолог Р.Кац, проводя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к таким выводам:

  • пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях относительного большинства;
  • в двухпартийной системах идеологические позиции партий постепенно приближаются;
  • партии, которые конкурируют в малых округах, будут преимущественно ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, которые конкурируют в крупных округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М.Дюверже вывел закономерность, которая получила название «закона М.Дюверже». В соответствии с этим законом, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпалатной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к «полезного» (стратегического) голосования, то есть голосование за крупные партии, которые имеют шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, «пропадут». В этом проявляется своеобразный «психологический эффект» избирательной системы. Мелкие партии или обречены на постоянную поражение, или вынуждены объединяться с одной из партий- «фаворитов». Мажоритарная система в два тура способствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, которые зависят друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящая из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Замечена М.Дюверже закономерность не является абсолютной и предусматривает исключение.

Типы (виды) избирательных систем

На практическую реализацию избирательного права значительное влияние оказывает применение той или иной избирательной системы. Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Выделяют три типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства при определении результатов голосования, называется мажоритарной (от франц. маджорите — большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50% + 1 голос. Такая система действует и у нас в республике. В связи с тем, что не всегда удается какому-либо из кандидатов собрать больше половины голосов в первом туре, проводится второй тур. Во второй тур в Беларуси выходят два кандидата, набравшие большинство голосов. Избранным считается тот, кто получил больше голосов.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Главным достоинством мажоритарной системы, являются:

1. Учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти.

2. Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформулировать стабильные правительства.

3. Прочные личные позиции депутата в округе усиливают его влияние в парламенте и его независимость.

Недостатки мажоритарной системы:

1. Нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса поданные за кандидатов, потерпевших поражение, не учитываются, тем самым искажается воля избирателей.

2. Небольшие партии остаются без представительства, а это может породить диктат парламента относительно значительной части населения, чьи интересы представляют эти партии.

3. В поведении депутатов могут брать верх региональные интересы над общегосударственными.

4. Руководитель государства — президент, который избирается непосредственно населением, может не представлять абсолютное большинство электората страны.

Пропорциональная избирательная система предполагает выдвижение кандидатов только политическими партиями, а избиратели голосуют за список той или иной партии или блока партий. Существуют два вида списков: «связанных» или «жестких» и «гибких» или «свободных». В первом случае избиратели имеют право выбрать лишь партию, проголосовав за список целиком. Во втором — они голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Это позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимых для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест.

Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

Преимущества пропорциональной системы:

1. Более полное представительство в парламенте политических партий.

2. Возможность принимать решения, которые в большей степени учитывают интересы разных групп населения.

1. Большое представительство партий в парламенте затрудняет формирование правительства, которое, как правило, нестабильно.

2. Резкое ослабление связей между избирателями и парламентариями, ибо люди голосовали не за конкретных кандидатов, а за партии.

3. Зависимость депутатов от партийно-аппаратных структур.

Смешанная или пропорционально-мажоритарная избирательная система соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем. На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе, а вторая по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. 5% избирательный порог не дает возможности мелким партиям получить места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Также избирается нижняя палата Федерального собрания России — Государственная Дума. 225 депутатов избирается по одномандатным округам и 225 — по спискам партий.

Несмотря на то, что человечество очень долго шло ко всеобщему избирательному праву, часть избирательного корпуса уклоняется от участия в голосовании. Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. absens — отсутствующий). Причины неявки избирателей на выборы могут быть разными: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест против существующих порядков, отношений к предложенным партийным программам или кандидатам. Люди разочаровываются во всем, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.

Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводят обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия и др. За уклонение от голосования начисляются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются 4-х недельному тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важнейший гражданский долг.

Таким образом, выборы являются важнейшей формой политической борьбы, которая ведется за голоса избирателей. На решение этой проблемы направлен политический маркетинг. Это совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущества кандидата в представительные учреждения.

Сюда относятся социологические исследования, средства массовой информации, особенно телевидение, а также плакаты, листовки и т.д.

Избирательная система в РФ (типы, виды)

В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».

Понятие избирательной системы

Избирательная система в широком смысле – совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

Избирательная система в узком смысле –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: вид выборов. тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, правила подсчета голосов и т.д.

В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

Виды избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

Три основных вида избирательных систем:

  1. Мажоритарная (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

  • абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
  • относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
  • квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
  • Пропорциональная избирательная система.

    Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

  • Смешанная избирательная система.

    Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

    Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

    Избирательная система РФ

    Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

    Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

    • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
    • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
    • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
    • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

    До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

    При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

    При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

    С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

    Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *