Типы государств

/ Типология государства

Понятие и значение типологии государства

Формационная типология государства

Цивилизационная типология государства

Типология, классификация государства по типам представляет собой необходимый закономерный процесс познания государственно-правовой теории, отражает логику естественно-исторического развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими, является одним из важнейших приемов и средств исторического процесса развития государства и права.

Категория типа государства и права занимает важное место в теории государства и права, позволяет более полно познать сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс этих общественных явлений.

Типология – высший и наиболее сложный вид классификации. Принципиальная специфика типологии состоит в том, что она представляет собой классификацию государств, взятых как целое, во всем объеме их содержания и сущности. Частная классификация же основывается на отдельных признаках (по формам правления). Усилие ученых, направленные на разработку типов государств, порождены стремлением выявить самые глубинные основы этих явлений и отразить их в научных категориях. Типология государства дает позитивные результаты, когда в науки уже сложилась достаточно развитая система абстракций, когда вычленены составляющие государство элементы, изучены их свойства и отношения, когда пройден первый этап научного познания. Главная задача типологии государства – выявление его основных исторических типов. Не уяснив основы исторических типов невозможно определить основные закономерности развития, сущность, роль и функции государства.

Тип государства – система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству на определенном этапе его исторической эволюции, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.

Типология государства – учение о типах государства, которое включает в себя как исследование критерии деления на типы государств, так и характеристику самих этих типов.

В типологии государства находит свое воплощение принцип историзма. Типология проливает свет на процесс последовательной трансформации государства из одного качественного состояния в другое, перехода от одного исторического типа к другому.

Без изучения того, в каких условиях возникло государство, какие основные стадии оно прошло в своем развитии, что из себя представляет современное государство, невозможно проникнуть в сущность этого явления. Невозможно понять современное государство, не поняв причин, факторов, которые привели к этому государству.

Типология позволяет провести научно-обоснованное деление истории государства на качественно-различные стадии – этапы, которые проходит государство в своем развитии, тем самым мы познаем логику, движущую силу развития, а это в свою очередь может служить основой для прогнозирования развития государства.

Тип государства позволяет определить место государства в общей цепи исторического развития

Тип государства позволяет конкретизировать социальную сущность государства и его назначение в обществе

Тип государства позволяет нам выявить особенности построения механизма государства, формы осуществления его функций

В современной науки преобладает два основных подхода к типологии государства: формационный подход и цивилизационный подходы.

До недавнего времени, до 90-ых годов, все рассматривалось исключительно с точки зрения формационного подхода. Суть этого подхода состоит в том, что в основе типизации лежит научная категория общественная формации, основанная на том или ином способе производства, отражающая отношения базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиций его социального назначения. Формационная теория впервые была разработана Марксом, Маркс предлагал делить мировую история на три больших периода – макро-формации.

Первичный период – архаичный

Под первичной и третичной общественной формацией Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации. С разрушением общины, возникает обращение товаров, появляется закон стоимости и другие экономические закономерности, происходит возникновение экономической формации, на смену личной зависимости приходит экономическая зависимость. Первичная и коммунистическая могут быть характеризованы как общественные формации, не имеющие экономического характера. основные признаки экономической формации – наличие частной собственности, эксплуатация человека человеком, антагонистических классов товарного производства. Таким образом макро-формации по существу идентичны на доклассовое, классовое и бесклассовое общество. В марксистском учение вторичная или экономическая макро-формация является центральным элементом, но Маркс считал что экономическая формация – доисторическое время, история настанет только в бесклассовом обществе. Экономическую формацию Маркс делил на более меньшие периоды – общественно-экономические формации. Каждая из общественно-экономических формаций представляет собой эпоху господства определенного способа производства. В экономической формации таких общественно-экономических формаций обычно выделяют три. Рабовладельческая (античная), феодальная и буржуазная, каждой из которых соответствует свой способ производства. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется общественно-экономической формацией и соответственно государство служит классу, господствующему в данном обществе. Типов государства соответственно тоже три. Фридрих Энгельс в работе Анти-Дюринг: существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется в классовый противоречиях было необходимо государство, то есть 20т. с.40

Согласно учениям Маркса и Энгельса государственность не упраздняется после ликвидации господства буржуазии, потому что на первой фазу коммунизма (социализм), сохраняются классы, следовательно сохраняется потребность в государстве. После пролетарской революции возникает четвертый этап – социалистическое. Государство служит рабочему классу – государство диктатуры пролетариата. Высказывания Маркса и Энгельса носили прогностический характер, при их жизни таких государств не было. Но в 1917 большевики взяли эту идеологию на вооружение, и стали называть его социалистическим.

Каждая из форм собственности (рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалист) является главным элементом производственных отношений, в которые вступают люди в процессе общественного производства. Совокупность производственных получило название базиса общества, в отличие от его надстройки, куда входят политическая, правовая, идеологическая, моральная формы отношений. Сами же производственные отношения детерминируются уровнем развития производительных сил. Базис и надстройка в совокупности называются формацией. Исторически первым типом государства было рабовладельческое государство (Древние Греция и Рим). Возникновения государств-рабовладельцев было закономерностью, экономической предпосылкой являлось появление товарного производства, возникновения частной собственности и эксплуатация человека человеком. Экономический базис рабовладельческого государства составляет частная собственность не только на средство производства, но и на рабов. Рабовладельческое государство оставалось на всех этапах средством защиты собственности рабовладельцев и их классового господства.

Следующий исторический тип – феодальное государство, политическая власть в котором покоилась на феодально-производственных отношениях, основой этих отношений являлась собственность на главное средство производства (землю), и отсутствие такой собственности у главного производителя (крестьян). В то же время в эпоху феодализма феодал обладал неполной собственностью на работника, который обладал правом владеть некоторой частью орудий средств производства (для обработки земли и т.д.) Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента в трех формах:

1) барщина (отработка на феодала определенное время)

2) натуральный оброк (передача части произведенного продукта)

3) денежный оброк

Феодальное государство характеризуется иерархией социально-юридических статусов. Каждое сословие, группа, корпорация отличается особым юридическим статусом. Нет единого права, каждое сословие имеет свое право, распространяющееся только на это сословие. На всех этапах развития по своей сущности феодальное государство оставалось орудием насилия над крепостными крестьянами, органами диктатуры феодалов, важнейшим средством охраны и укрепления развития феодально-экономического базиса.

Буржуазное государство – впервые в Европе и Северной Америке, в результате буржуазных революций 17-18 веков. Эти революции положили начло новой формации – капитализму. В своем историческом развитии буржуазное государство проходит три стадии развития

государство глобального корпоративного капитала

Каждая из стадий имеет свои особенности. На первой стадии государство по своей социальной сущности представляло собой

Организация этого государства характеризуется установление равенства, в то же время благодаря системе различных цензов неимущие классы отстраняются от возможности управлять делами государства, соответственно оно и действует в интересах собственников. Господство собственников оправдывается доктриной государство ночной сторож (только административные функции) – экономический либерализм. Второй этапимпериализм. Это государство, в котором обострились до предела все противоречия свойственный обществу предшествующего этапа. Эксплуатация людей (экономическая) приводила к социальным взрывам. Формирование монополистического капитала в ведущих странах сопровождалось политикой отхода от экономического либерализма, сопровождавшимся активным вмешательством государства в экономику. Рост расходов на социальные нужды преобразовывали характер государства, обеспечивали трудящимся определенные социальные гарантии. Главным результатом эволюции социальной природы государства на этом этапе стало становление социально-правового государства. Развитие этого гос-ва ускорилось после Второй мировой войны. В 80-90ых годах происходит подъем неолиберализма, что связано с возникновением однополярного мира, ускоренной глобализации мирового хоз-ва, буржуазное государство становится полит надстройкой над формирующемся информационном обществом и вступает в третью стадию развития. Характеристики такого государства ее пока разрабатываются. Четвертый тип государства – социалистическое государство. По мнению идеологов марксизма социалистическое государство представляет собой высший и последний тип государства. По мнению марксистов сущность этого государства заключается в том, что оно представляет собой организационную форму экономического, социального, культурного руководства общества, цель которого – строительство коммунизма.

Недостатки – это государство не смогло создать экономических стимулов производства ни промышленности ни сельского хозяйства. Административно командная система отличалась полным отсутствием демократии, диктаторские методы сохранились потом и привели к репрессиям, сформировался правящий слой – номенклатура, кризисные явления настали в обществе, они ускорялись перерождением бюрократии.

Эта теория разработана на европейской истории Марксом и Энгельсом.

Недостатки формационной теории: потерпел неудачу социалистический эксперимент; появление социализма произошло не в самых развитых странах; теория не учитывала возможности появления переходных государств.

Цивилизация – все что создано человеком, в отличие от того, что дала человеку природа. Цивилизация предполагает с одной стороны определенный уровень технического обещственного и культурного развития, с дургой стороны специфику, которая порождна природными, социальными, этническими, историческими усвоями и обстоятельствами. В наиболее обещм виде цивилизация может быть опрееделна как социо-культурную систему, основанную на определнны духовно-нравственных и культурных ценностях и структурах, система, которая поддерживает необходимую интеграцию общества и вто же время сохраняет высокую степень его дифференциации, что является основной жизнедеятельности все более усложняещегося обещства. На рубуже 20-21 века цив подход заявляет все большие права на описание всемирно-исторического процесса, и в чем то он существенно дополняеет и обогащает формационный подход, позволяет составить принципииально иное представление о соотношении жкономики политики культуры, позволяет по новому понять роль духовного фактора.

в рамках цив подхода существует 2 течени:

— социо-культурный подход – Шпенглер + Тойнби + Данилевский. Данилевский – общая типология культур, является историей локальных цивилизаций, имеющих замкнутый характер, но схожий механизм. Он выделял 11 полноценных циивлзаций. По мнению Данилевского европейскйи тип цивилизации обречен на упадок, который намтелися уже во второй половине 19ого века, а на смену должна прити восточно-славянская цивилизация. Шпенглер противпоставлял культуру и цивилизацию. По мнению Шпенглера – цив – продукт рождения и перерождения культуру. Он выделял 8 культур. Каждая из этих культур переживает зарождение расцвета и упадка. Единйо культруы не существует. Отрицал идею прогресса государственно-правовых форм. Тойнби: приориет культурного начлаа. По тойнби все известные в истории цивилизации – определные типы чел сообществ, вызывающие ассоциации в области религии ирхитектуры живописи и тд. По Тойнби не существует единой истории – это круговорт отдельных цивилизаций и государств, замкнутых в себя и параллельно существующих. Тойнби допускал возможность глобального общества со всемирной религией этикой.

Типы государства и его виды как основания правоведческой характеристики

November 15, 2012

Государство как правовое явление исследуется учеными с разных позиций. Но наиболее значимыми из них предстают типы и формы государства. Их рассмотрению и посвящено данное исследование.

Типы государства с точки зрения формационного подхода

Долгое время считавшаяся основополагающей в отечественной литературе типология государств делила их на пять основных видов: рабовладельческое, восточное, феодальное, буржуазное и социалистическое. В основу такой классификации была положена экономическая формация.

Восточный тип базировался на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство характеризовалось неограниченной властью монарха и приближенных к нему. При этом в качестве орудий труда воспринимались рабы и неимущие члены общества.

Феодальное государство в основе своей опиралось на право собственности на землю. Так, государственная власть концентрировалась в руках тех, кто обладал земельными наделами и был вправе распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Третьим типом выступало уже буржуазное государство, которое предпочло обратиться к формации, базирующейся на праве собственности на средствах производства. При этом власть постепенно приобретала характер триумвирата, возникли гражданские права и, как следствие, номинально равные возможности.

Четвертый тип – это социалистическое государство, отрицающее право собственности как таковое по причине его ненадобности. Власть принадлежит и осуществляется каждым гражданином без ущерба для других. Данный тип был признан утопией.

Несмотря на достаточную обоснованность данного деления на типы государства, формационный подход подвергается заслуженной критике. Выявление в качестве единственно верного экономического фактора развития не охватывает все существующие страны, а потому стоит принимать во внимание и цивилизационный подход.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода Тойнби

Согласно ему, государство как явление следует рассматривать с различных позиций: культурной, исторической, религиозной и т.п. На основе данной классификации были выявлены типы государства, базирующиеся на культурных ценностях. Общее их количество составляет 26 уникальных государственных формаций, среди которых выделяют восточную и западную христианскую, египетскую, шумерскую, западноевропейскую и прочие.

К сожалению, данный подход допустил ту же ошибку, что и формационный, а именно: определенную однобокость факторов оценки. А потому типы государства, выведенные на его основе, могут восприниматься лишь как вспомогательные.

В защиту обоих систем необходимо отметить, что в последнее время большинство правоведов склонны объединять в своих исследованиях оба подхода.

Форма государства – составляющие элементы

Государство может быть охарактеризовано не только с точки зрения его типа, но и формы. В свою очередь, форма государства есть совокупность трех основных элементов: государственного режима, административного деления и формы правления. Однако виды государств в большинстве своем подразделяются, исходя только из первой характеристики, а именно – политического режима. В данном случае следует принимать во внимание как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим выделяются следующие виды государств:

— тоталитарные – в которых господствует определенная партия;

— авторитарные – построенные на господстве одного лица;

— демократические – признающие власть народа высшей ценностью;

— либеральные – высшая степень свободы в экономической и политической деятельности.

Следует отметить, что не каждый из видов может характеризоваться наличием своего типа. Так, невозможно соотносить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или либеральную форму с арабской цивилизацией.

Представленные выше аргументы позволяют утверждать, что типы и формы государства играют значительную роль в его характеристике.

Типы государств

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Типы государств

6 удивительных привычек, которые ускоряют потерю веса Если вы хотите похудеть, нужно есть меньше и двигаться больше. В этом нет сомнений. Но что, если потеря килограмма в месяц – это недостаточный результ.

Типы государств

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Типы государств

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Типы государств

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Типы государств

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно? В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально.

Типы государства это:

Формационный подход

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации. основой которых является базис (экономические отношения ), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства  — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

  • Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
  • Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне ;
  • Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат ;
  • Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма ;

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация  — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

  • Традиционное (аграрное);
  • Индустриальное;
  • Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

  • Идеальные (утопия );
  • Эмпирические:

Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные.

Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

  1. Раннее государство  — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.
  2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.
  3. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм [1]

Классификация

По отношению к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство ; 3) государство оказывает содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; 4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями; 5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1)религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы; 2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах; 3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака. рождение, смерть, юридически признанную государством;

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности; 3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются; 6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика,СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например,Албания.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства

  • Монархия. то есть власть одного лица;
  • Республика.
    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;
    • Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.
  • Джамахирия .

В зависимости от господствующей идеологии государства

Деидеологизированные (светские) государства  — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Примечания

  1. Гринин Л. Е.  Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства.[1]

Литература

  • Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. — 453 с.
  • Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие — М. ФОРУМ, 1999—488 с.
  • Гайворонская Я. В. Самусенко Т. М. Теория государства и права. Издательство ДВГУ 2000.
  • Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации (общий контекст социальной эволюции при образовании раннего государства). (Книга печаталась в журнале «Философия и общество» с 2001 по 2006 г.)
  • Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность, 2006, № 1: 3-45.
  • Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. 2002. — 414 с.

Смотреть что такое «Типы государства» в других словарях:

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА — – исторические разновидности государств (см.), отличающиеся друг от друга своей экономической основой и, как следствие этого, своей классовой сущностью. Понятие Т. г. отвечает на вопрос, какой класс осуществляет государственное руководство… … Советский юридический словарь

Государства с федеративным устройством — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Государства федеративного устройства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Типы личности (personality types) — Типологическая классиф. один из старейших способов характеристики людей по их личностным различиям. Многочисленные типологии предлагали писатели, психиатры и психологи. В этих классиф. людей объединяли в группы на основе их соц. поведения,… … Психологическая энциклопедия

Теория государства и права — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Теории происхождения государства — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки  [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика … Википедия

Глава государства — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Федеративные государства — Федерация (лат. foederatio объединение, союз) форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Содержание… … Википедия

Либертарно-юридическая теория права и государства — (равнозначно: либертарная теория права и государства; либертарная теория права)  концепция понимания права и государства, разработанная академиком РАН Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем в 70 90 х гг. ХХ века, представляющая собой… … Википедия

Предмет общей теории государства и права — социально правовая и государственно правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение… … Элементарные начала общей теории права

  • Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО. Протасов В.Н. В учебнике ясно и последовательно представлены важнейшие положения общей теории права и теории государства. Рассмотрены типы и формы государства, общие закономерности генезиса права и… Подробнее Купить за 1228 руб
  • Теория государства и права. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Протасов Валерий Николаевич. В учебнике ясно и последовательно представлены важнейшие положения общей теории права и теории государства. Рассмотрены типы и формы государства, общие закономерности генезиса права и… Подробнее Купить за 1080 руб
  • Теория государства и права. Учебник и практикум. Протасов В.Н. В учебнике ясно и последовательно представлены важнейшие положения общей теории права и теории государства. Рассмотрены типы и формы государства, общие закономерности генезиса права и… Подробнее Купить за 992 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Типы государства» >>

Типология государств

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Имеются два подхода к типологии государств:формационный и цивилизационный .

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Классово-формационный подход к типологии государств был единственным в нашей научной и учебной литературе до 90-х гг. XX в.

Другой подход — цивилизационный — кладёт в основу типовой классификации государств понятие «цивилизация», ее уровень, достигнутый теми или другими народами. Сторонники цивилизационного подхода (Еллинек, Кельзен, Коркунов, Крюгер, Гелбрейт, Тойнби) отвергают формационный подход как одномерный и соотносят государство прежде всего с духовно-нравственными и культурными факторами общественного развития. Английский историк А.Тойнби понимает под «цивилизацией» относительно замкнутое и локальное положение общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других признаков. Каждая цивилизация (А.Тойнби насчитывает 21 цивилизацию) дает стойкую общность всем государствам, живущим в ее границах.

Цивилизация (лат. civilis — гражданский, городской) — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизни общества, этнические и религиозные основы, степень гармонии человека и природы, уровень свободы личности — экономической, политической, социальной и духовной.

Исходя из степени духовности народа, культуры, идеологии, национального характера, менталитета, географической среды и других факторов сторонники цивилизационного подхода делят цивилизации на:

К первичным цивилизациям отнесены государства — древневосточное (Египет, Персия, Шумеры, Вавилон, Бирма и др.), эллинское (Спарта, Афины), римское, средневековое. К вторичным — государства Западной Европы, Северной Америки, Восточной Европы, Латинской Америки и др.

Для первичных цивилизаций характерна командно-административная организация государственной власти. Государство обеспечивает как политическое, так и хозяйственно-социальное функционирование общества, а не определяется ими. Из первичных цивилизаций сохранились только те, которые смогли последовательно развить духовно-культурное начало во всех видах деятельности человека (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и др.).

Вторичные цивилизации (государства нового и новейшего времени, современные государства) возникли на основе изначально обозначившегося различия между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказалась не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Европейская цивилизация, начиная со времен античности, тяготеет к рыночно собственническому укладу, гражданскому обществу и правовой организации. Государства Северной Америки восприняли и развили эту направленность европейских государств.

Отличие цивилизационного подхода от формационного заключается в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и цели ее собственной деятельности. Цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми, но и важнейший фактор духовно-культурного развития общества.

Таким образом, в соответствии с цивилизационным подходом:

1) сущность государства определяется как соотношением социальных сил, так и накоплением, преемственностью культурно-духовных образцов поведения;

2) политика государства — не столько продукт игры социальных сил, сколько результат влияния мировоззрения общества, его морали, ценностной ориентации;

3) разнообразие национальных культур обусловливает пути развития государств, их типы.

Каждый из двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является нередкая недооценка социально-экономического фактора, возвеличивание культурного элемента как «души, крови, лимфы, сущности цивилизации» (А-Тойнби). К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остаётся огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые. Нельзя принять и существующую в рамках формационного подхода неоправданную апологетику социалистического государства как высшего и последнего исторического типа.

Однако следует отдать должное формационному подходу в том, что он привлек внимание к существенной роли факторов экономического порядка, влияющих на формирование государств и изменение их типов; к поэтапности и естественности исторического характера их развития. Нельзя полностью отбрасывать классификацию государств на исторические типы (рабовладельческое, феодальное, буржуазное). Важно учитывать, что критерий такого деления ограничен определенными рамками — «базисными», классово-экономическими; что за формационными пределами оставлено много исторических явлений, которые составляют глубинную сущность общества и государства.

Какому из двух подходов к типологии государств следует отдать предпочтение?

С позиций общечеловеческих ценностей, которые стали доминирующими во второй половине XX в. привлекательнее выглядит цивилизационный подход — особенно к типологии современных государств, которые невозможно подвести под формационную классификацию типов государств. Современная концепция цивилизации (отказавшаяся от прежней оценки цивилизации только как культурной общности и базирующаяся на признании её комплексного характера) оказывается намного шире и богаче формационного подхода. Она позволяет познавать прошлое через все формы деятельности человека — экономико-трудовую, социально-политическую, культурно-духовную и другие — во всем многообразии общественных связей. Она актуальна потому, что в центр изучения прошлого и настоящего ставит человека как творческую и конкретную личность, а не как классово-обезличенный индивидуум; различает не только противостояние классов и социальных групп, но и учитывает сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей’.

Отметим, что классификация государств на типы может быть осуществлена по иным критериям.

Типы государств по уровню защиты прав и свобод человека:

  • правовые: государства с режимом конституционной законности;
  • неправовые: либо государства с режимом беззакония, либо государства с режимом революционной законности.

Типы государств по способу приобретения власти:

  • легитимные (приобретение власти признано законным со стороны населения страны и международного сообщества);
  • нелегитимные. но существующие де-факто (приобретение власти осуществлено незаконным путём).

Типы государствВам нужно, чтоб мозг четко выполнял то, что Вам нужно? Это достаточно сложно и мы научим, как достичь этого!

Типы государствВолны нелегальной иммиграции продолжают захлестывать Украину. Кто-то стремится к нам, чтобы попытаться на месте улучшить свое качество жизни, кто-то имеет своей целью транзитом попасть в западноевропейский рай. И от одних, и от других сплошные неприятности. Как от саранчи. И судя по всему, этот процесс будет набирать обороты. В Европе события последних лет показали всю пагубность бездумной иммиграционной политики.

Типы государствКлеобул

Краткая биография

Начало VI века до н. э. Прожил 70 лет.

Один из «семи мудрецов».

Греческий мыслитель. Родом из г.Линда (о.Родос). Был правителем г.Линда. Отличался силой и красотой. Сочинял песни и загадки.

Типы государствПиттак из Митилены

Краткая биография

Родился в 651 г. до н. э. Умер ок. 569 г. до н. э. Прожил 82 года.

Один из «семи мудрецов».

С 579 по 569 гг. до н. э. был правителем Свиды. Имел жену, знатнее себя, а потому презиравшую его. Страдал плоскостопием и полнотой, ходил неопрятный и грязный, отличался тщеславием.

Типы государствХилон из Эфор

Краткая биография

Первая половина VI века до н. э.

Один из «семи мудрецов».

Древнегреческий государственный деятель. Сын Дамагета из Спарты.

По некоторым данным, в старости Хилон признался, что за всю свою жизнь не совершил ни одного противозаконного поступка, но сомневается лишь в одном: когда судили его друга, он осудил его по закону, но своего товарища Хилон уговорил друга оправдать. Так он хитро услужил и закону и дружбе.

Типы государств

Ко дню рождения Джона Толкиена команда Яндекса добавила в «Яндекс.Переводчик» эльфийский язык синдарин. Об этом CNews сообщили в «Яндексе». Пока функция перевода с эльфийского или на эльфийский работает только в веб-версии в альфа-режиме. Для письменного отображения синдаринских текстов используется письменность Tengwar.

Типы государств Кто придумал политический имидж Юлии Тимошенко? Немецкий журнал «Шпигель» обнародовал сенсационные материалы. Оказалось, что тюремные голодовки, якобы «тяжелая болезнь» и выход на сцену Майдана в инвалидной коляске — все это грандиозный спектакль, устроенный немецким пиар-агентством. Кто и сколько потратил на раскрутку Тимошенко?

Типы государствСекрет счастья оказался очень простым, по крайне мере так считают ученые из Стэндфордского Университета. Их исследования доказали, что для счастья нам с вами нужно всего 8 объятий в день .

Типы государствНашумевший интернет-ресурс WikiLeaks недавно представил свой новый проект The Spy Files. На интерактивной карте указаны страны, ведущие мониторинг телефонных разговоров, интернет-соединений, SMS и использующие другие способы слежки за людьми. Также указаны компании, предлагающие свои услуги по слежению.

Типы государствПо сообщению CNews, объявлено о начале альфа-тестирования новой криптовалюты Zcash, разработка которой ведется c тартапом Zcash Electric Coin. Zcash, как и Bitcoin, основывается на blockchain (публичной цепочке блоков), но имеет несколько принципиальных отличий.

Типы государства

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих госу­дарств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

Типология проводится в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма­ция). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Эн­гельса, В.И. Ленина и др.), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип над­строечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, фео­дальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.

Рабовладельческое государство выступает как орудие поддер­жания власти рабовладельцев над рабами, которые являются соб­ственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вы­нужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное госу­дарство проходит различные стадии развития: капиталистичес­кое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное го­сударство.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государ­ство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Понятие и элементы формы государства

Достоинства данной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе соци­ально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественно-исторический ха­рактер развития государства.

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней за­программированностью, между тем история многовариантна и да­леко не всегда «вписывается9raquo; в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурнее, религиозные, на­циональные, психологические и пр. (представители: А. Тойнби, П.А. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер и др.). В частности, по мне­нию А. Тойнби . цивилизация есть замкнутое и локальное состоя­ние общества, отличающееся общностью религиозных, нацио­нальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют египетскую, китайскую, западную, православную цивилизацию и т.п.

Социалистический тип

Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в определен­ных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных ци­вилизаций, получается более «заземленная9raquo; типология госу­дарств.

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (хотели они этого или нет) дали типологию не столько государства, сколько общества.

Государство ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с параметрами общества как
более широкого и объемного понятия.

Понятие и элементы формы государства

Территория, население, власть представляют собой содержа­тельные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга с точки зрения своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма го­сударства9raquo;.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственно­го устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государ­стве, то категория «форма государства» трактуют вопросы в том, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государства в значительной степени зависит поли­тическая жизнь в обществе, устойчивость государственных ин­ститутов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климати­ческие условия, национально-исторические и религиозные особен­ности, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и ор­ганизации высших органов государственной власти, их взаимоот­ношения друг с другом и населением; в зависимости от особеннос­тей формы правления государства подразделяются на монархичес­кие и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государствен­ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

Таким образом, форма государства — это его структурное, тер­риториальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия взять положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого — единовластие) — это форма правле­ния, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).

1) власть передается по наследству;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем государственного суверенитета является монарх (на­пример, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограни­ченными (конституционными), в которых наряду с монархом но­сителями суверенитета выступают другие высшие государствен­ные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, о Великобритании, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Монархия была господствующей формой правления на протя­жении нескольких столетий. В специфической форме она сохраня­ется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского — государственные, общественные дела) — это форма правления, при которой глава государства яв­ляется выборным и сменяемым, а его власть считается производ­ной от избирателей или представительного органа.

1) выборность власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на пре­зидентские, парламентские и смешанные. В президентских рес-«публиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламент­ских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парла­мент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правитель­ства.

Он сам назначает правительство и руководит его деятельнос­тью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недо­верия правительству, а президент — распустить парламент. Одна­ко парламент имеет возможность ограничивать действия прези­дента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев — отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательно­го вето (от латинского — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется зако­нодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), кон­кретного министра. Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Реальным же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полу­парламентских) республик является двойная ответственность пра­вительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подоб­ных республиках президент и парламент избираются непосредст­венно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада по­литических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверж­дает его решения. Парламент также имеет возможность контроли­ровать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству во­тума недоверия.

Прежде всего следует оговориться, что понятие «тип государст­ва9raquo; нами будет использоваться с позиции формационного подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела форма правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во мно­жество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельчес­кого типа были характерны монархии (древневосточные деспо­тии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например, Римская, и демократические, например, Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодаль­ная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно — представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демокра­тические республики (парламентские, президентские, смешан­ные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалис­тического типа — Парижская Коммуна . советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют формы, присущие только им. Так, сословно-предста-вительная монархия — принадлежность только феодального госу­дарства в известный период его развития, а парламентская монар­хия и демократическая республика свойственны буржуазному типу.

Государства конкретного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монар­хии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется его истори­ческим типом. Но кроме того она зависит и от других факторов, в частности, от:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содер­жание и форма, где определяющую роль играет содержание (тип государства).

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

На основе данного критерия государственное устройство харак­теризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Различают следующие формы государствейного устройства:

1) унитарную (простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами и не об­ладают признаками государственного суверенитета; в нем сущест­вует единая система высших органов и единая система законода­тельства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают централизованными — Швеция, Дания и т.п. и децентрализованными — Испания, Франция и др. в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которо­го являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими призна­ками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами» и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть по­
строены по территориальному (США) либо по национальному и территориальному принципам (Россия). Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союз­ных органов, другая — субъектов федерации, третья — совмест­ной компетенцией союза и его членов).

В настоящее время в мире существуют 24 федеративных госу­дарства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республи­ки — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскак федерация в Боснии); четы­ре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Афри­ке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии) (В.Е. Чиркин);

3) конфедерацию (форму объединения, государств, сохраняю­щих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения кото­рых они объединились, и лишь координирующего свойства. Кон­федерация представляет собой непрочные государственные обра­зования и существует сравнительно недолго: они либо распадают­ся (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуются в федеративные го­сударства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз . существовавшей в 1815-1848 гг. трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, — содружество государств. Примером может яв­ляться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.

Кроме названных имели место и некоторые другие специфичес­кие формы государственного устройства: империи, протектора­ты и пр. Так, империи выступают государственными образова­ниями, отличительными особенностями которых являются об­ширная территориальная основа, сильная централизованная власть, ассимитричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и куль­турный состав населения. Империи (например, римская, британ­ская, российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания ок­купировала Египет в 1882 г. а в 1914 г. установила над ним про­текторат.

Политический (государственный) режим: понятие и признаки

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве, прежде всего отражаются на его ре­жиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождествен­ные, согласно другой — понятие «политический режим» более ши­рокое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических пар­тий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политичес9shy;кий режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участ­вующих в политической жизни общества и в осуществлении по­литической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемокра­тично).

Политический режим является ключевым понятием для фор­мирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине прин­ципов организации политического устройства общества. Полити­ческий режим характеризует определенный политический кли­мат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Политический режим обеспечивает стабильность и определен­ную упорядоченность политической власти; управляемость субъ­ектов политики, приемлемую для власти динамику и направлен­ность политических отношений; дсстижение целей государствен­ной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интен­сивностью социально-политических процессов; структурирован­ностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующи­ми в обществе политическим сознанием, поведением, типом леги­тимности.

Политический режим как категория включает в себя следую­щие признаки:

— степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правамигосударства;

— гарантированность прав и свобод личности;

— характеристика реальных механизмов осуществления влас­ти в обществе;

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

— степень гласности в обществе и «прозрачности9raquo; государст­венного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

— соотношение между законодательной и исполнительной вет­вями власти;

— характер правового регулирования (стимулирующий, огра­ничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

— тип политического поведения;

— характер политического лидерства;

— учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуж­дения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

— принципы взаимоотношения общества и власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых9raquo; структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

— мера политического плюрализма, в том числе многопартий­ности;

— существование реальных механизмов привлечения к поли­тической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Прямая и представительная демократия

В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают демократический и антидемократи­ческий режим.

Понятие «демократия9raquo; означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осущест­влял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем суще­ствует ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Анг­лия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократический режим характеризуют следующие признаки:

— население участвует в формировании и осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно при­нимают решения по важнейшим вопросам общественной
жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— предполагается существование правового государства и гражданского общества;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— «силовые9raquo; структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контро­лем общества, используются только по прямому предназна­
чению, их деятельность регламентируется законами;

— доминирование методов убеждения, согласования, компро­мисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

— господство закона во всех сферах общественной жизни;

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

политический плюрализм . в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на за­конных основаниях политической оппозиции, как в парла­менте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, кон­тролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

— гласность, свобода от цензуры средств массовой инфор­мации;

— осуществление принципа разделения властей на законода­тельную (призванную принимать законы, формировать стра­тегию развития общества), исполнительную (призванную
осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, про­водить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы черты демократического политического режима, отли­чающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть не­однородными. В частности, особыми их разновидностями высту­пают либерально-демократические и консервативно-демократи­ческие режимы. Если либерально-демократические режимы ха­рактеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режи­мы опираются не столько на конституцию, сколько на политичес­кие традиции, которые являются основой данных режимов.

Прямая и представительная демократия

Демократия (народовластие) может осуществляться посредст­вом двух форм:

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим на­родом без политических посредников. Отсюда и ее название — не­посредственная, которая проводится в жизнь через следующие ин­ституты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего из­бирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, пе­тиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуж­дения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентиро­ваны соответствующими нормативными актами (конституцией, федеральными конституционными (органическими) законами, федеральными законами) носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы де­мократии, их влияние на механизм принятия политических ре­шений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительны­ми институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управлен­ческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых пря-модемократических мероприятий, низкая эффективность прини­маемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей9raquo;и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, полити­ческих партий и общественных организаций.

К сильным сторонам представительной демократии можно от­нести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с ин­ститутами прямой демократии) для принятия эффективных реше­ний, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профес­сионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально Организует политическую сис­тему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

К недостаткам часто относят следующие: возможно неограни­ченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей от своих избирателей; принятие решений в интересах не большин­ства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Тоталитарный режим.

Слово «тоталитаризм9raquo; происходит от латинского totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в полити­ческий оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в ита­льянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа­шизма Б. Муссолини . С этого времени начинается становление то­талитарного строя в Италии. В каждой из стран, в которых возни­кал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем всем формам тоталитаризма прису­щи общие черты, которые отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением че­ловека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного режима:

— стремление государства к полному господству над всеми сфе­рами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

— практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом созна­нии формируется представление о «единстве9raquo;, «слиянии9raquo;
власти и народа;

— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

— абсолютная «правовая9raquo;, а точнее антиправовая, регламента­ция общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

— формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

— доминирующим методом управления является насилие, при­нуждение, террор;

— господство одной партии, фактическое сращивание ее про­фессионального аппарата с государством, запрет оппозици­онно настроенных сил;

— декларативность, формальный характер прав и свобод чело­века и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализа­ции;

— крупная собственность (общинная, монополистическая, го­сударственная) выступающая в качестве экономической ос­новы;

— наличие одной официальной идеологии, фактически устра­нение плюрализма;

— централизация государственной власти во главе с диктато­ром и его окружением;

— бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;

— отсутствие правовой государственности и гражданского об­щества;

— произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократичес­кими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режимфашистский , который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г. целью его было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа харак­теризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шови­низмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспо­щадной власти, которая держится на всеобщем господстве автори­тарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс9raquo; между тоталитарным и демократическим полити­ческими режимами. Он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно-политическое устрой­ство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управ­ления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко . Чили во времена власти А. Пиночета ).

Признаки авторитарного режима:

— в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных орга­нов при одновременном отчуждении народа от реальных ры­чагов государственной власти;

— игнорируется принцип разделения властей на законодатель­ную, исполнительную и судебную (зачастую президент, ис­полнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судеб­ными полномочиями);

— роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

— суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

— сужена или сведена на нет сфера действия принципов выбор­ности государственных органов и должностных лиц, подот­четности и подконтрольности их населению;

— в качестве методов государственного управления доминиру­ют командные, административные;

— сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность9raquo;;

— отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

— отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

— существует частичный плюрализм, оппозиция не допускает­ся, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на
линию, выработанную правящей партией, в противном слу­чае они разгоняются;

— права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

— личность лишена гарантий безопасности во взаимоотноше­ниях с властью;

— «силовые9raquo; структуры обществу практически неподкон­трольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

— роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический..

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В ли­тературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограни­ченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавлива­ется насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавли­вается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граж­дан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отме­няется Конституция и другие законодательные акты, которые за­меняются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следу­ющим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе прово­дится тактика избирательного террора, направленного на предот­вращения возникновения оппозиции.

1. В чем различия формационного и цивилизационного подходов к типологии государства?

2. Из каких элементов состоит понятие «форма государства»?

3. Назовите признаки монархий и республик.

4. Как отличить унитарное государство от федерации?

5. Назовите основные признаки демократического политического режима.

6. Что характеризует тоталитарный политический режим?

7. Назовите основные признаки авторитарного политического режима.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. 1993.

Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.

Громыко АЛ. Политические режимы. М. 1994.

Джилас М. Лицо тоталитаризма. М. 1992.

Кашанина Т.В. Каманин А.В. Основы российского права. М. 1996. С. 35.

Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. Екатеринбург,

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 1996. Гл. 7.

Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Мар­ченко. Т. 1. М. 1998. Гл. 4, 7.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М. 1996.

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М. 1994 ^Рожкава Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество М 1992 М. 2000 И Гл Г °з!’5 аРСТВа » ПРЯВа П ° Д РеД ‘ Н » И — Мат У 30 ‘ ва и Ав — М^ько. 2-е изд.

Тойнби А.Д. Постижение истории. М. 1991. С бб-^бсГ» ВЕ ‘ ЭлеМеНТЫ с Р авн ительного государствоведения. М. 1994. Гл. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. Т. 1. Федерация в зарубежных странах. М. 1993.

5.189.137.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *