Типология культуры

Типология культуры.

Изучение такого сложного явления как культура невозможно без систематизации, упорядочивания, обобщения и сравнения материала. Это возможно путем выявления и характеристики типов культуры, построения её типологии. Типологизация является одним из наиболее распространённых средств научного познания. Мы активно применяем её, к примеру, в биологии, когда необходимо объединить в большие группы животных или растения со сходными признаками, в лингвистике, антропологии и в других областях науки. Для изучения же богатейшего мира культуры типологизация играет особую роль: она позволяет выделить то общее, что объединяет культуры разных стран и народов, и выявляет свойственные им уникальные специфичные черты.

Понятие «тип» (от греч, typos – отпечаток, форма, образец для группы явлений) является понятием большой общности, что затрудняет его определение. Тип выступает как своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы предметов, объектов и явлений, в которой отражаются их общие черты, признаки и свойства. Типология – это определённая классификация явлений по общности каких-либо конкретных признаков. Понятие тип культуры применяется, во-первых, для обозначения общности черт, характеристик и проявлений культуры, отличающих её от других; а во-вторых, для обозначения определенных, качественно однородных этапов развития культуры.

Типология культур остается одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной культурологии. В процессе развития культурологической мысли было создано множество типологий. Какие же принципы (критерии) ложатся в основу построения типологии культуры? Они могут быть весьма разнообразны, и их выбор обуславливается интересами и потребностями конкретного исследования. В качестве критериев, или осно­ваний, типологии культур используются самые разнооб­разные культурные, социальные или географические явления: ис­торическая периодизация, территориальная принадлежность, рели­гия, этническое своеобразие, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-исто­рическая, регионально-территориальная, этнонациональная, демо­графическая и другие типологии культуры. Рассмотрим некоторые из них.

1. Историческая типология культур

Данная типология основывается на выделении в мировой исто­рии отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Историческая типология базируется на христиан­ском представлении о времени как линейно направленном процес­се от прошлого через настоящее в будущее. Членение времени и представле­ние о его линейно направленности объясняется учением о рождении Христа, спасении и конце све­та. Основой для вычленения всемирно-исторических периодов послужило представление о четырех царствах (ассирийском, персидском, македонском и римском), существовавшее в Ветхом Завете. Вплоть до середины XVI в. учение о четырех мировых царствах считалось бесспорной схемой в истории.

Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век — древнейший в развитии человеческой культу­ры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. В свою очередь современная наука делит каменный век на три эта­па: древнекаменный (палеолит ) когда, собственно, и появился че­ловек разумный; среднекаменный (мезолит ), когда были изобрете­ны копье, лук и стрелы; и новокаменный (неолит ), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию (земледелию) и ското­водству. Этот важнейший шаг человека называют неолитической революцией .

В каменном веке появились зачатки искусства — наскаль­ные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы в виде тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с опре­деленным видом животных или растений); фетишизма (поклонения неодушевленным предметам); анимизма (веры в души и духов); и магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления).

Медный век — это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождаю­щейся металлургии. Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и собирательством развива­ется скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную пре­емственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Они обо­гатили культуру человечества изобретением плуга, появлением стекла, развитием ирригационных систем, строительством величе­ственных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погре­бальной живописью, а также скульптурой. Кроме того, они же дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иерог­лифическое письмо. В этот же период были разработаны важные научные знания — десятиричная и шестидесятиричная системы ис­числения, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые кален­дари, солнечные и водяные часы.

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тыс. до н.э. Среди них — античная культура, во многом ставшая осно­вой современной европейской культуры и цивилизации.

Еще одна схема исторической периодизации культуры возникла возникла благодаря идеям философов Возрождения, которые полагали, что со времени падения Римской империи и до появления «новых» людей (т.е. людей Возрождения) Европа переживала варварское, промежуточное время — средние века. Эта новая трехчленная периодизация — антич­ность, средние века, Новое время — проникла в историю лишь к концу XVII в. Эту концепцию гуманистов можно считать первой культурологической типологизацией.

Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Виды типологий

Современная культурная картина мира включает в себя огромное количество культур и цивилизаций. Каждая из них обогащает мировую культуру своими достижениями, уникальными событиями и явлениями. Проблема типологии (классификации) культур является одной из актуальных в современной культурологии. Типология культуры позволяет осознать какую-либо конкретную культуру, увидеть такие признаки и свойства, которые объединяют различные народы и одновременно отличают их друг от друга. Таким образом, типология культуры представляет собой систему выделенных типов культур.

Типы культур – это отдельные культурные системы, возникшие у того или иного народа, имеющие общие свойства и непохожие на культурные системы других народов.

Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется и группируется в различные типы (группы) культурназывается типологизация. Главное методологическое условие типологизации – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

В качестве критериев, или оснований, типологии культур культурологами были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.

Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры. Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено.

Результатом типологизации является типология культуры.

Типология культуры (от греч. typos – «вид, форма» и logos – «слово, учение, наука») – классификация различных типов культур в соответствии с их специфическими особенностями, наиболее общими признаками и свойствами. При рассмотрении проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения.

Проблема типологии культур является одной из актуальных и дис­куссионных проблем в современной отечественной культурологии. На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др.

Наиболее известными являются историческая, формационная, цивилизационная и эволюционистская типология.

Историческая типология культур

Данная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и развивались различные конкретно-исторические типы культуры.

Историческая типология основана на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), которые развивались циклическим образом в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода:

1) каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготавливались из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.

Каменный век делится на три этапа: древнекаменный (палеолит), среднекаменный (мезолит) и новокаменный (неолит);

2) медный век – это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй. Здесь наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия;

3) бронзовый век – время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций – шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, развитием ирригационных систем, строительством дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой;

4) железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов.

Формационная типология культур

В соответствии с ней история разделяется на эпохи в виде определенных общественно-экономических формаций. Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменяется формация в целом и содержание ее культуры.

Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, таким образом, в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы культуры.

Культура и духовная жизнь в эти эпохи не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни.

В рамках данного подхода формационная типология дополнялась клас­совой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной — защищающей интересы эксплуататорского класса.

Цивилизационная типология культур

Она основывается на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, возникновение которых обусловлено многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них определяют наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д. Все эти особенности также приводят к возникновению общей социальной организации общества, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию и т.д. то есть общий тип культуры.

Общества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, могут рассматриваться как однотипные по своим основным характеристикам и называются культурно-хозяйственными типами.

Существование различных культурно-исторических типов доказывает то, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью.

Типология культуры Основоположниками данной типологии принято считать немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880 – 1936) и русского ученого Николая Яковлевича Данилевского (1822 –1885). Освальд Шпенглер отрицает идею единства человеческой истории, которая не является поступательным процессом, а представляющая собой процесс смены независимых великих культур.

Каждая культура у Шпенглера – это одно из возможных решений проблем человечества, каждая культура возникает в результате «пульсации жизни» как «вызов-ответ», в результате чего появляются локальные замкнутые культуры.

Шпенглеровские культуры имеют три стадии развития: зарождение, расцвет, упадок. Конечная стадия развития любой культуры – цивилизация (упадок).

Типология культуры По мнению Данилевского, каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития.

Широкое распространение данная типология получила в культурологии и социологии XX в. Здесь наиболее известными стали теории английского историка Арнольда Тойнби (1889 – 1975) и американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 – 1968).

Типология культуры А.Тойнби представил историю как совокупность культурно-цивилизационных типов, различающихся между собой господствующими в них видами религии. По его мнению, историю каждой отдельной культуры можно понять не из самой себя, а лишь в сопоставлении с историей других культур. Поэтому основным предметом исследования должно быть не отдельное государство или человечество в целом, а цивилизация, которая не тождественна обществу, поскольку более продолжительна по времени, территории и многочисленна по количеству населения.

Цивилизация является основой культурно-исторической типологии, своеобразной ее единицей и первичным элементом. Тойнби сначала выделил 21 цивилизацию, которые отличаются между собой происхождением и степенью обособленности, затем их количество достигло 37.

Типология культуры Теория П. Сорокина представляет собой своеобразный волновой вариант циклической модели культуры. Он выделяет три основных типа культуры в зависимости от господствующих в обществе ценностей: идеациональный, чувственный, идеалистический. Все три типа культуры чередуются с неизбежностью природных процессов. Пройдя указанную типологическую триаду, культура продолжает свое развитие повторением тех типологических форм и в той же последовательности. При переходе от одного типа к другому общество всегда переживает культурный кризис.

Эволюционистская типология культур

В ее основе лежит идея единого процесса развития человеческой культуры на всем протяжении истории. Культура проходит определенные этапы, эпохи, которые сменяют друг друга.

Типология культуры Представителем данной концепции является немецкий философ Карл Ясперс (1883 – 1969), автор теории «осевого времени». «Осевое время» культуры (VIII и II вв. до н. э.) является, по мнению Ясперса, «центром» истории. До этого развитие человека, общества и культуры шло в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого развития человечества. Но эта возможность до сих пор не реализовалась, хотя в рамках европейской культуры созданы практические условия для такой реализации.

«Осевое время» основывается на вере, объединяющей все челове­чество. Общей для человечества верой может быть только философская вера, имеющая глубокие корни в исторической традиции, она более древняя, чем христианство или ислам. Время рождения философской веры — это и есть искомая «ось» мировой истории, или «осевое время». Это время примерно между 800 и 200 гг. до н.э. В этот промежуток времени возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» — это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию.

Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, в которой выделял четыре периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники.

Современные подходы к типологии культур

Типология культуры Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маклюэном (1911 – 1980). По его мнению, основой культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мыш­ление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и продолжают существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир.

Информационная, илиэкранная. культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Электронные средства вновь возвращают культуру к устной традиции, которая имела место в древности. Однако ее принципиальное отличие от последней состоит в том, что в ней установлена глобальная коммуникативная сеть. Благодаря этому отличию информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из собственного дома.

Другим вариантом современной типологии культур является их деление на традиционные и современные (модернизированные).

Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолированностью от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма – благородства, честности, справедливости, уважения к членам своего коллектива. К чужим людям (представителям других этнических групп и общностей) эти принципы не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть. Традиционные культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, это изначально исключает любые нововведения. Важнейшей характеристикой ценности человека, от которого зависит его общественное положение в традиционной культуре, выступают ранговые, кастовые, сословные разделения.

Модернизированные культуры основаны на капиталистическом способе производства и использовании сложной техники, без постоянного обновления они не могут нормально существовать и развиваться. Таким образом, важнейшая особенность данного типа культуры – отказ от традиций и ориентация на новации. Здесь также формируются специфические культурные ценности: ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д. что в итоге порождает еще одну характерную черту – ориентацию на индивидуализм, предполагающий признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.

Наконец, еще одним современным вариантом типологии культур стало разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые определяют нормы и идеалы, доминирующие в данном обществе. Этот методологический принцип позволяет различать два типа культур – восточный и западный (см. тема 6, вопрос 4).

Изложенное выше свидетельствует о многообразии подходов к проблеме типологии культуры, а также о том, что главнойпроблемой является условность критериев.

Типология культуры

November 30, 2012

Типологией называется метод научного познания, основанный на расчленении системы объектов и их группировке с использованием обобщающей модели. Потребность в применении указанного метода появляется в тех случаях, когда необходимо решить задачу по упорядоченному объяснению и описанию множества объектов, разнородных по составу.

Типология культуры являет собой качественно-содержательную характеристику бытования культуры. Выражается это в конкретно-исторических формах: религиозных, этнонациональных, регионально-территориальных и прочих.

Типология культуры считается одним из актуальных и дискуссионных вопросов в современной теории. Определение статуса, смыслового наполнения предопределено главным принципом, в соответствии с которым осуществляется анализ контекста духовных ценностей и определяются наиболее общие качества.

Историческая типология культуры имеет различные основы и направления. Авторами концепций были социологи, философы, полевые этнографы, деятели искусства, практики и теоретики. В исследовании типология культуры стала применяться широко в 18-19 веках. Тогда ученые были увлечены поиском единого плана.

В результате развития сложной теоретической конструкции к концу 19 столетия утвердился взгляд на тип. В соответствии с ним была сформирована марксистская система. Вебером был разработан метод определения идеальных типов. А в американской социологии стал распространяться метод конструирования.

Типология культуры, как метод научный, основывается на определении различия и сходства исследуемых объектов. Цель при этом в отображении закономерностей структурирования и развития моделируемой системы. В основании применяется типологический принцип, задающий направление теоретического исследования.

К основным принципам относят: формационный, концептуальный, цивилизованный, религиозный, регионально-территориальный, демографический и прочие. Их выделяют в соответствии с духовно-ценностной ориентацией, религиозным убеждением, характером взаимоотношений с природой, классическими образцами, системностью ценностей и прочим.

Наиболее распространенным в отечественной науке считается формационный подход. Этот принцип указывает связь с доминирующим методом производства. Другими словами, каким является способ производства, такая и культура: капиталистическая, рабовладельческая, первобытнообщинная и пр.

Цивилизационный подход используют многие авторы. Его трактовка зависит от понимания самого термина «цивилизация». Анализируя культуру в соответствии с этим принципом, многие авторы приходят к выводу о негативном воздействии цивилизационных процессов.

Концептуальный принцип позволяет проводить исследования в соответствии с преобладающим в обществе мировоззрением.

В соответствии с религиозным принципом культура разделяется на древнюю и такую, в которой госодствует одна из форм религий мира (мусульманская, христианская, буддийская и прочие). Другими словами, классификация осуществляется в соответствии с двумя направлениями верования: монотеизмом и политеизмом.

В соответствии с регионально-территориальным принципом осуществляется анализ культуры по характерной общности черт, которые присущи конкретному региону.

Согласно демографическому принципу выявляются особенности и общности половых и возрастных признаков. Кроме того, во внимание принимается и плотность населения, состав, численность, занятость.

Наиболее же устоявшимся и распространенным является культурно-исторический принцип. В соответствии с ним определяются формы наиболее общих, существенных духовных ценностей. Сегодня существует несколько исторических типов европейской культуры. К древнейшим относят природно-символические ценности.

Типология политической культуры осуществляется в соответствии с установленным государственным режимом, способами реализации власти, взглядами общества на структуру власти и прочим.

Типология культуры

5 привычек, которые гарантируют, что вы не достигните успеха в жизни Наши ежедневные привычки делают из нас тех, кем мы являемся. Какие-то из них способны привести нас к успеху, а другие, напротив, гарантируют неизбежны.

Типология культуры

Неожиданно: мужья хотят, чтобы их жены делали чаще эти 17 вещей Если вы хотите, чтобы ваши отношения стали счастливее, вам стоит почаще делать вещи из этого простого списка.

Типология культуры

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Типология культуры

10 самых «фотогеничных» нарядов Вы прекрасно себя чувствуете в своем любимом свободном платье или огромном вязаном свитере и наслаждаетесь жизнью. Однако все меняется, как только вы.

Типология культуры

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Типология культуры

7 вещей, которые следует мыть и стирать каждый день Это может показаться еще одним пунктом в бесконечном списке ежедневных дел, но за этим кроется эффективный метод, который позволяет создать положитель.

Типология культуры

1. Проблема типологизации культур.

2. Варианты типологии.

Рассмотрение такого сложного и многопланового явления, как культура, с неизбежностью требует систематизации, упорядочения, сравнения материала, его обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание образов конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.

Понятие «тип9raquo; принадлежит к числу понятий большой общности, что затрудняет его определение (от греч. typos – отпечаток, форма, образец для группы явлений). Слово «тип9raquo; используют для обозначения чего-то однородного и обобщенного; типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков.) В свете сказанного под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений культуры, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры.

Типология культуры – это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу, какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения:

— во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия культура;

— во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия;

— в-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная), или без учета времени (диахронная);

— в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

Главное методологическое условие типологизаци и – единство критерия, на основе которого выделяются типы культур.

Примеры критериев типологизации :

— способ трансляции культуры (традиционные и нетрадиционные);

— специфика социальной солидарности (кровнородственные, этнические, национальные, конфессиональные типы);

— структуры социальной стратификации (деревенская, городская, профессиональная, криминальная, маргинальная и т.д.);

— уровень технологии материального, социального и интеллектуального производства (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная) и т.д.

Количество критериев типологизации культур на сегодняшний день точно не определено. Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Можно исходить из понимания культуры как образа жизни человека в обществе, представленном технологиями, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также продуктами этой деятельности — материальными, социальными и духовными ценностями.

Понятие культуры многозначно. В самом широком смысле оно обозначает общечеловеческую культуру, т. е. культуру всего человечества, мировую культуру в целом. Культура в этом глобальном смысле одна, говорить о ней можно только в единственном числе. Однако мировая культура включает в себя множество локальных культур, каждая из которых связана с каким-то конкретным, существующим в определенных исторических и географических условиях обществом. На ранних этапах истории человечества, когда общества существовали в виде племен, общин, этнических групп, в качестве локальной выступала этническая культура. С консолидацией этнических общностей в нации и образованием национальных государств основным типом локальной культуры стала культура национальная.

Поэтому в культурологии речь идет не о строгой классификации (типология отличается от классификации тем, что классификация должна охватывать все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество), а лишь о типологии культуры — выделении нескольких основных типов, к каждому из которых относятся сходные в каком-то отношении локальные культуры.

Определение и исследование таких типов наталкивается на немалые трудности. Тип — это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные9raquo;) черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Но каждая реальная культура уникальна, и уложить ее на прокрустово ложе определенного типа удается лишь с какими-то упрощениями и оговорками. Исторически существовавшие конкретные культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу. Выделять же типы культуры можно по разным признакам. Это позволят построить различные типологии.

Культура не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором она существует, и ее тип характеризует не только саму эту культуру, но и общество в целом. Общество, отличающееся свойственным ему типом культуры, образует особый социокультурный мир. Социокультурные миры могут быть замкнуты в сферу какой-либо отдельной этнической культуры (например, мир Древнего Египта или мир инков), но могут охватывать и разные народы и страны (мир европейского Средневековья, мир арабской культуры и т. п.).

Социокультурные миры относительно обособлены от внешнего окружения. Влияние иных культур не сказывается существенным образом ни на содержании их жизни, ни на их исторической эволюции (если только она не прерывается насильственно завоевателями). Но до сих пор человеческая культура развивалась и продолжает развиваться в условиях сосуществования различных социокультурных миров.

В культурологии наиболее часто используются следующие подходы к построению типологии культуры, в которых выделяются различные социокультурные миры:

В ней выделяются различные исторические типы культуры — сменяющие друг друга эпохи в развитии общества (например, античный мир, средневековый мир).

Историческая типология – классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе.

Методологическую основу классификации культур по историческому типу состаляют различные концепции культурно-исторического процесса.

К ним относятся эволюционные концепции:

— концепция универсальной эволюции Л. Уайта . Г. Чайлда;

— концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда ;

— концепция специфической эволюции М. Салинса, Э.Сервиса;

— циклический, или цивилизационный, вариант.

Каждый из подходов имеет свою специфику. Представители классического эволюционизма XIX в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.)

Концепция универсальной эволюции позволяет выявить основные закономерности культурно-исторического процесca, его общую тенденцию развития, а также развития основных культурных форм. Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Д. Стюарда . который стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и параллелизмов. Концепция специфической эволюции (изучение локальных культур в диахронном аспект) существенно дополняла универсальную концепцию, в которой терялись конкретные культуры.

Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом. в XX в. наиболее распространенным в советской науке. Этот принцип устанавливает зависимость культуры от господствующего способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и др.). Культура соответствует способу производства.

Формационная типологиякультуры включает следующиесоставляющие:

— культура Нового времени,

Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает ее представления о себе, о своем происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы — главным образом Западной.

В литературе можно найти различные попытки построить более общую историческую типологию, которая охватывала бы локальные культуры, существовавшие в истории человечества не только на территории Европы, но и на других континентах Земли.

Самый простой подход к решению такой задачи — выделениедвух исторических типов культуры:

Всякая культура сочетает традиции и новации. Традиции — консервативное начало. Они обеспечивают стабильность общественного порядка, без них в обществе воцарился бы хаос. Новации тоже необходимы. Благодаря им происходит развитие общества и культуры. Однако соотношение между традициями и новациями складывается по-разному. Традиционная культура характеризуется доминированием традиционности над новаторством, В инновационной культуре, наоборот, новаторство доминирует над традиционностью.

Отличительная чертатрадиционной культуры – неукоснительное следование воспринятым от предшествующих поколений образцам поведения: обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. С этим связано обязательное для традиционного общества почитание старейшин, которые выступают как хранители накопленного социального опыта. В сознании людей господствует дух коллективизма. Индивид живет по заданным канонам и полностью зависим от них. Непреодолимость таких канонов обеспечивается их сакрализацией – принятием как священных, божественных установлений.

Все, что нарушает «заветы отцов и дедов», встречает в обществах с традиционной культурой настороженность и опаску. Отсюда – ксенофобия (неприязнь и нетерпимость ко всему чужому, иноземному, пришедшему из другой культуры) и осуждение любых попыток творчества, направленного на обновление традиционных норм жизни и деятельности. Закономерное следствие этого – устойчивость быта, житейской психологии, хозяйственного уклада, форм социального устройства. Общество веками остается почти неизменным.

Инновационная культура. в противоположность традиционной, восприимчива к новациям и динамична. Она не озабочена бережным сохранением идущих от прошлого традиций и легко допускает разного рода отступления от них. Это ведет к ослаблению нормативности культуры, размыванию шкалы жизненных ценностей, появлению разнообразных девиаций поведения, которые не встречают особого негодования в обществе. В результате расшатывается мораль, происходит падение нравственности. Вместе с тем коллективистское начало уступает место индивидуализму. Личность обретает автономию и свободу.

Либеральное отношение общества к нестандартным формам мышления и поведения создает условия для развития различных форм творчества, результаты которого получают социальное признание и входят в жизнь. В инновационной культуре высоко ценятся знания, образованность, критичность и самостоятельность мышления. Распространяется вера в мощь человеческого разума. В этих условиях происходит интенсивное развитие искусства, науки, техники. Перемены в обществе не пугают, а скорее, наоборот, радуют людей. Стремление к новому – один из важнейших факторов, стимулирующих развитие производства и потребления в обществе.

Общая тенденция истории человечества – движение от традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Архаические родоплеменные культуры отличались невероятной устойчивостью: они существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Традиционными были культуры, возникшие в государствах Древнего мира (в Египте, Китае, Индии, Малой Азии). Традиционный характер имела также культура европейского Средневековья. Черты традиционной культуры можно обнаружить в наши дни у народов, по тем или иным причинам не воспринявшим достижения современной цивилизации.

Широкое признание получила историческая типология, в которой выделяются три типа культуры, характерные для трех стадий развития общества:

Доиндустриальное общество — это общество с аграрной экономикой и традиционной культурой.

Здесь различают два подтипа:

— примитивные («варварские9raquo;) первобытные общества, в которых господствует общинно-племенной образ жизни;

— появляющиеся позже «цивилизованные9raquo; общества, организованные как государства.

Главенствующее место в культуре доиндустриальных обществ занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Как экономика, так и культура развиваются замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

Индустриальное общество характеризуется появлением и ускоряющимся с течением времени ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастают роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование.

Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип культуры впервые возникает в Западпой Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

Постиндустриальноеобщество (его называют по-разному: («сверхиндустриальная цивилизация» (О. Тоффлер), «информационное общество» (М. Маклюэн, Е. Масуда), «неотехническая эра» (Л. Мэм-форд), «технотронное общество» (3. Бжезинский) и т. д.) — продукт научно-технической революции XX в. которая приводит к резкому росту производительности труда и общественного богатства. Некоторые черты культуры этого общества проступают в экономически развитых странах уже сейчас. В постиндустриальную «электронную эру» главным объектом человеческой деятельности становится информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Возрастает роль личности, обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественного развития.

Петербургским культурологомМ. Каганомпредложена историческая типология, основанная на выделении трех ступеней развития человеческой культуры.

первая – теоцентристская — имела своей основой мифологическое сознание, которое достигло высшей своей формы в мировых религиях эпохи феодализма.

— вторая – натуроцентристская — началась с эпохи Возрождения; она поставила на место богов природу: ей поклоняются, ее изучают, преобразовывают, изображают в искусстве.

— третья – антропоцентристская — с середины XX в. человеческая культура, как предполагает Каган, начинает подъем на новуюступень, в которой высшей ценностью становится личность человека.

Исторические типы культур. возникающие на указанных трех ступенях, в целом соответствуют доиндустриальному, индустриальному и постиндустриальному типам общества.

Региональная типология

В ней различаются региональные культуры — надэтиические культурные общности, которые складываются в определенном географическом ареале и на протяжении долгого исторического времени сохраняют свою специфику (например, культура Латинской Америки, африканская культура). Широко известная региональная типология культуры — западный и восточный тип культур .

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

«Запад9raquo; подразумевает европейскую и американскую культуру, «Восток9raquo; – страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Западная культура сформировалась в странах Западной Европы, включает этапы:

— классическая античная эллинская культура Древней Греции ;

— эллинистически — римская культура ;

— романо-германская культура христианского средневековья ;

Основные черты западной культуры:

— приоритет рационального разумного подхода к анализу мира;

— использование универсальных научных понятий, интенсивное развитие философии и наук;

— активное технико-технологическое преобразование мира;

— динамизм и погоня за новизной;

— индивидуализм, господство частной собственности.

Восточная культурасформировалась в странах Азии и Дальнего Востока, включает субкультуры:

Основные черты восточной культуры:

— ориентация на духовность, мистицизм;

— общинное начало, коллективизм, отсутствие господствующей роли частной собственности;

— сохранение традиций, стабильности.

Для большинства жителей Дальневосточного региона свойственнычерты характера, обусловленные религиозным миропониманием:

— для них время – это медленно текущая река;

— изменения в жизни и в характере накапливаются медленно, постепенно;

— у них нет суетливости, приверженности материальным благам, в то же время они ценят все живое, особенно природу и создали культ любования как всей природой, так и самым малым ее творением (китайская миниатюра, праздник любования цветущей вишней (сакурой) в Японии);

— большая приверженность национальным традициям.

— умение сочетать современное и традиционное.

Эти черты определяют и особенность восточной культуры. Она традиционна, мало изменяется, но впитывает в себя и отбирает многое из мирового опыта. Всей культуре Древнего Востока свойственны такие черты, как устойчивость, традиционализм, синкретизм, гилозоизм (философское учение о всеобщей одушевленности материи).

Особенности западного и восточного стилей мышления:

Нетрадиционные общества Запада

Традиционные общества Востока

Образность и символичность искусства

Цивилизационная типология

В ней рассматриваются различные цивилизации — социокультурные системы, составляющие специфику локальных, существующих в определенном регионе и в определенный период истории форм общества (например, шумерская цивилизация). Этот принцип трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Многие исследователи говорят об отрицательном воздействии на культуру цивилизационных процессов, т.к. порождает чуждые культуре явления: массовость, утилитарно-прагматические установки, технократию. Этот вариант разделяет весь культурный процесс на несколько основных периодов: биогенный, духовно-культурный, технотронный.

Биогенный период включает возникновение и развитие культуры, древнейшие формы ее существования.

Духовно-культурный характерен обособлением духа от природной зависимости и развитием духовной культуры.

Технотронный период совпал с активным влиянием цивилизации на культуру. Духовное начало отступает перед развитием машинного производства, искусственных технологий.

Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия «культура9raquo; и «цивилизация9raquo;, не являясь тождественными, одновременно тесно связаны между собой. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивилизациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика культуры народов мира и макроединица для их изучения.

Существуют различные варианты типологии цивилизаций. В типологии Н. Данилевского перечисляются 10 цивилизаций («культурно-исторических типов»), О. Шпенглер различает 8 основных цивилизаций («великих культур»), А. Тойнби в 12-томном историческом исследовании сначала выделяет 21 цивилизацию, а потом доводит их число до 37.

Религиозный

Этот принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Все религиозные верования от самых первоначальных до современных можно свести к двум разновидностям: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на языческую (древнюю) и культуру, в которой превалирует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Проблема типологии культуры является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Типология культуры это качественно содержательная характеристика исторических форм существования культуры. История развития теоретической мысли о культуре определила много различных типологий. Их авторами были известные ученые.

Кребер Альфред Луис (1876-1960). проанализировав сложную «системную9raquo; типологию П. Сорокина, «символическую9raquo; типологию О. Шпенглера, «архетипическую9raquo; Н. Данилевского, вводит в уже известную систему типологий понятие «культурный стиль». Заимствовав этот термин из искусствоведения, Кребер существенно расширяет его значение до рамок «типа культуры» или «типа цивилизации».

Культурный стиль в рамках целостной культуры будет обязательно незавершен, поскольку существуют не только окружающая среда и человеческие потребности, но множество внешних факторов, в том числе влияние других культур. Эти влияния могут быть настолько сильными, что обладают потенцией разрушения для более слабых культур, вступивших в контакт. Воздействия одних культур на другие разнообразны и не всегда губительны. В состав одной могут одновременно входить элементы других культур. Очень многое из того, что включено в любую культуру, как правило, вошло в нее извне, поэтому необходимо время для ассимиляции новых элементов.

Период появления, роста и формирования самобытной культуры, продолжительность жизни этого создания, время развития характерного стиля тесно взаимосвязано. Три вида деятельности: рост культуры, созидание или творчество, стиль развития, – могут быть восприняты как три аспекта одного целостного процесса. Создание нового содержания культуры, ассимиляция привнесенных извне культурных элементов, медленное, трудное продвижение вперед характеристик стиля, рост согласованности между различными элементами и частями – все это вместе составляет создание окончательного стиля культуры.

Фейблман Джеймс Керн (р. 1904). обосновывая свою концепцию «типов культуры», полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурно-детерминированного поведения индивида. Рассматривая культуру как способ существования человека, Фейблман выделяет пять типов культуры (и оговаривает существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный типы культуры. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три – передовыми.

Это распределение не связано с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последовательности. Типы, выделенные Фейблманом, представляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры представляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают границы идеальных типов и формируют переходный тип.

Швейцарский исследователь Иоганн Якоб Бахофен (1815-1887) выделяет типы культуры в зависимости от преобладания женского или мужского начала: матриархальный тип культуры и патриархальный тип культуры. Согласно исследованиям Бахофена, на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии, поэтому женщина-мать выступала правительницей и законодательницей как в роду, так и в обществе в целом. Это проявлялось в устройстве семьи, общества, в религии. В матриархальном типе культуры ведущими ценностными основаниями выступали связь с землей и кровные узы, а важнейшей характеристикой – пассивное восприятие и отношение к природе.

Позже мужчины стали правящей силой в семье и обществе. Установился патриархальный уклад, для которого характерны моногамная семья (в основном, для женщин), безусловное главенство отца в семье и общественная иерархия. Для патриархального типа культуры, в отличие от матриархального, характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. На смену равенству приходят принцип любимого (или старшего) сына в иерархии, важнейшей ценностью считается подчинение власти.

Немецкий этнограф Лео Фробениус (1873-1938) также различал две первичные культуры: матриархальную и патриархальную. К первой относятся русские, немцы и африканские народы, ко второй – англосаксы, арабы-берберы, романские народы и др. Патриархальным народам присущи активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно единство с природой, это – мировоззрение просторов и эмоций. По мнению Фробениуса, в истории попеременно доминируют либо одни, либо другие.

Исследования позволяют обнаружить в самых различных культурах два начала: женское и мужское, неразрывно связанные между собой. Преобладание мужского начала в культуре обусловливает приоритет власти, ценности вещей, суверенности и независимости, амбиций и представительности. Женское начало обеспечивает культуре ценности иного порядка: качество жизни, заботливость, взаимозависимость и в высшем смысле человечность.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов – Аполлона и Диониса. Аполлон – это небесное, солнечное существо, сын Зевса. Он — источник света, носитель божественного откровения, бог, вещающий истину, возвещающий грядущее. Дионис же, напротив — бог веселья, радости, буйства. Аполлон и Дионис символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон – выражение покоя и порядка, Дионис – его противоположность. Если первый – «полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога-творца образов», то второй – избыток, нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма. Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к указанным двум типам, противоположным по природе своего рождения.

1. Что такое типология культуры, тип культуры?

2. В чем заключается проблема типологизации культур?

3. Назовите варианты типологизации культур.

4. Особенности исторической типологии культур.

5. Что составляет методологическую основу классификации культур по историческому типу?

6. Типология культур О.Кребера, Ф.Ницше, Л.Фробениуса, И.Я.Бахофена.

7. Дайте сравнительный анализ восточного и западного типа культур.

Типология культуры это:

Типология культуры (от греч. typos — вид, форма и logos — слово, учение, наука ) — учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировой культуры давно были замечены большие различия. Зачастую, как например, в концепции Шпенглера, они абсолютизировались, и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна для другой. Шпенглер говорил о 8 равноценных по зрелости культурах, охватывающих основные части планеты: Европу, Азию, Африку, Латинскую Америку. В то же время при осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователями возникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитием других стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.

В первую очередь, это страны Востока, свое отличие от которого уже остро осознавали древние греки — первые европейцы. В особенности большое внимание проблеме Восток — Запад уделяли исследователи, рассматривавшие мировое историческое развитие в плане эволюционного монизма, т. е. встраивавшие все страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых, к высшим, развитым формам. Гегель, в частности, относил восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет) к самой низшей ступени развития духа в осознании свободы, в то время как греческий, римский и германские миры возвышались над ним. Однако современные исследователи отмечают, что понятия «Восток» и «Запад» не получили научного статуса в культурологии и могут употребляться весьма условно. Ведь даже в географическом плане они не охватывают всю ойкумену, и деление на Восток и Запад у разных народов истолковываются по-разному. Выросшим в европейских традициях, более всего понятно противопоставление, начало которому положили древние греки (древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком — персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта. Кроме того, в современном мире нет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным и правовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других стран Тихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другое дело, что их пути были разными, и к современному состоянию культуры они пришли по-разному. Только Европа создала современную науку с ее техническими достижениями и мощным индустриальным базисом высокого .уровня потребления. Восточные страны «усвоили» научный опыт, произошла «трансплантация» (пересадка) науки в иную культурную среду, а там, где национальная культура показала свою жизнеспособность, наука была адаптирована и вошла в систему образования и производства.

Учитывая приведенные обстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующие принципы: 1. Географический (локализация культур в географическом пространстве); 2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени); 3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

В дальнейшем будут использованы все три принципа рассмотрения: Древний Восток и Древний Запад (1 принцип); античность и Новое время (2 принцип); современный Восток и Запад (3 принцип).

Построить типологию мировых культур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени, принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Яснерсу. Согласно Ясперсу, ось мировой истории следует отнести ко времени 500 лет до н. э. когда на всем протяжении от Запада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходит конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьба рационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основные понятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываются основы мировых религий. В Индии возникли Упанишады, жил Будда. в Китае получили развитие конфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик его культуры по настоящее время.

Подобного рода процессы происходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждении индивидуального, рефлексивного (когда человек стал задумываться об окружающих вещах, пытаясь пересмотреть принятые ранее решения) сознания. Традиции прошлого обновлялись, развивались на основе индивидуального опыта и рационального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человека. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей и придерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформирования культуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться в русло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, не дожившие до наших времен. Это относится, в частности, к культурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченной властью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в систему централизованно-бюрократического управления государством. Эти культуры оказали опосредованное воздействие на современность через дощедшие до нас культурные традиции, литературные н археологические памятники.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996 .

Смотреть что такое «Типология культуры» в других словарях:

Типология культуры — результат типологизации, система выделенных типов культур. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003 … Энциклопедия культурологии

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — классификация культур по типу и определение места конкр. культуры в культурно истор. процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Методол. основу классификации культур по истор. типу составляют разл.… … Энциклопедия культурологии

Типология Культур Мид — Типология культур М. Мид выделение трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи … Психологический словарь

Типология культур — (греч. typos – форма, образец + logos – учение, слово) – систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003 … Энциклопедия культурологии

ТИПОЛОГИЯ — изучение отличительных черт либо индивидов (физические и психологические характеристики), либо человеческих обществ (типичные черты того или иного общества или формы культуры). Что касается физических типов, то здесь стоит отметить… … Философский словарь

Типология — (от греч. týpos отпечаток, форма, образец и. логия (См. Логия) 1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели (См. Модель) или Типа. Т.… … Большая советская энциклопедия

Национализм (типология) — Для улучшения этой статьи желательно. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей … Википедия

КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ — в России (СССР) группа наук социально гуманитарного профиля, сложившаяся в течение 60 80 х гг. с 1995 введена в Номенклатуру специальностей научных работников Миннауки РФ в составе четырех специальностей: теория культуры; истор.… … Энциклопедия культурологии

БОГДАНОВ — (МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (др. псевдонимы Максимов, Рядовой, Вернер) (1873 1928) философ, социолог, культуролог, экономист, ученый естествоиспытатель, прозаик, полит, деятель. Родился в семье народного учителя. В 1892 окончил… … Энциклопедия культурологии

  • Типология таксисных конструкций. Коллективная монография Типология таксисных конструкций продолжает серию работ Петербургской типологической школы, посвященных описанию глагольных конструкций в разноструктурных языках. В… Подробнее Купить за 1593 грн (только Украина)
  • Типология вида. Проблемы, поиски, решения. В настоящем издании представлены работы сорока семи специалистов в области аспектологии из двенадцати стран. Книга подготовлена на основе докладов Международнойнаучной конференции «Типология… Подробнее Купить за 630 руб
  • Типология русского реализма второй половины XIX века. Сборник, подготовленный группой по изучению русской художественной культуры XIX в. ВНИИИ, представляет собой попытку комплексного рассмотрения развития русской культуры. В статьях… Подробнее Купить за 330 руб

Другие книги по запросу «Типология культуры» >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *